Исследование учащегося о роли авиации в период Великой Отечественной войны
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 841.85 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 2 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо
Путешественники во времени
Исследовательская работа
Тема: Роль авиации в победе советской армии в Великой Отечественной войне
Автор работы:
Бриц Илья Игоревич, 3 класс
Руководитель:
Кочетова Элла Геннадьевна,
учитель начальных классов
п. Хор, 2015 год
1.Введение
Гипотеза
Цель и задачи
Предмет и объект исследования
Тест-опрос одноклассников и их родителей
-анализ полученных результатов опроса
- вывод
Практическая значимость
2. Основная часть
2.1. Самолёты, участвовавшие в Великой Отечественной войне
2.2. Исследование по вопросу:
Что способствовало победе в Великой Отечественной войне боеспособность самолетов или их количество?
2.2.1. Сравнительные таблицы по количеству созданных самолетов в период Великой Отечественной войне. Вывод.
2.2.2. Сравнительные таблицы и диаграммы по истребителям Фв-190 и Як-9, Ме-109 и Ла-5. Вывод.
2.3. Легендарные летчики Великой Отечественной войны. Вывод
4. Заключение.
5. Использованные литература и сайты
1. Введение
Меня всегда привлекало небо. Я мечтаю стать летчиком. Много читал об авиации. В эти летние каникулы я узнал из новостей по телевидению, что наша страна в 2015 году будет отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Смотря и слушая информацию, о военных действиях я заметил, что об авиации, которая принимала участие в сражениях, говорится мало. А ведь в боях она имела важное значение. Сыграла ли она решающую роль в Победе в Великой Отечественной войне?
В начале моего исследования я решил провести опрос среди учащихся и родителей.
ВОПРОСЫ | ДЕТИ (27 чел.) | РОДИТЕЛИ (17 чел) | ||
ДА | НЕТ | ДА | НЕТ | |
Вы знаете, что за знаменательная дата - 12 августа? | 0 чел. 0% | 27 чел. 74% | 6 чел. 35% | 11 чел. 64% |
Знаете ли вы, чьи самолеты были мощнее, фашистские или советские в период Великой Отечественной войны? | 13 чел. 48% | 14 чел. 51% | 8 чел. 47% | 9 чел. 52,9% |
Знаете ли вы, у кого самолетов было больше: у фашисткой армии или у советской? | 15 чел. 55,5% | 12 чел. 43% | 9 чел. 52% | 8 чел. 47% |
Знаете ли вы, другие факторы, которые повлияли на исход Великой Отечественной войны? | 3 чел. 33% | 24чел. 66% | 12 чел 70,5%. | 5 чел. 29% |
Вывод. Ребята отвечали, в основном, по принципу «угадал – не угадал». Они мало знают о предмете моего исследования, мало читают книг о войне, мало интересуются историей. Около 50 % родителей одноклассников кое-что знают об авиации, но на более подробное изучение событий Великой Отечественной войны у них нет времени.
Данные опроса утвердили меня в решении провести исследование по теме: «Роль авиации в победе советской армии в Великой Отечественной войне».
Гипотеза: Победе в Великой Отечественной войне способствовало боеспособность самолетов, их количество.
Цель: проверить выдвинутую гипотезу о том, что способствовало победе в Великой Отечественной войне боеспособность самолетов или их количество или что ещё?
Задачи:
- изучить, какие самолёты участвовали в Великой Отечественной войне;
- сравнить некоторые технические показатели советских и фашистских самолетов;
- изучить информацию о летчиках, участвовавших в Великой Отечественной войне;
- создать презентацию, распространить материал на уровне школы, района через участие в научно-практической конференции, а также через сайт школы.
Предмет исследования: Авиация в годы Великой Отечественной войны.
Объект исследования: фашистские и советские истребители, легендарные летчики.
Методы: поиск и анализ разных источников информации, тест-опрос учащихся и родителей, сравнительный анализ таблиц, диаграмм, выводы.
Продукт: создание презентации, распространение материала на уровне школы (классные часы), района через участие в научно-практической конференции, а также через сайт школы.
Практическая значимость:
- пропаганда гражданственности и патриотизма среди молодого поколения;
- воспитание любви к Родине и чувства гордости за её героическое прошлое;
- распространение материала исследования посредством показа и публикации презентации.
2.Основная часть
2.1. Самолёты, участвовавшие в Великой Отечественной войне.
Великая Отечественная война подвергла суровой проверке разработанные перед войной основные положения советской военной науки о роли и значении авиации в войне.
Германия ко времени нападения на СССР выпускала самолёты новых типов: Фв-190, Ме-109, Ю-87, Хейнкель-129 и т.д.. Поэтому в первые дни войны фашистская авиация завоевала стратегическое господство в воздухе. В тяжелых оборонительных боях Красной Армии в период ее отступления советская авиация несла большие потери – это должно быть понятно: подавляющее количество самолётов было устаревшего типа (Ту-2, Ил-2, Ла-5, Як-1), которые не могли оказывать противодействие истребительной авиации люфтваффе. Но к концу ноября 1941 года впервые в Великой Отечественной войне удалось завоевать оперативное господство в воздухе. Тем самым были созданы условия для перехода сухопутных войск в контрнаступление. Был развеян миф о непобедимости немецко-фашистской авиации.
Динамика производства самолётов для Советских ВВС в период с 22.06.1941г. по 09.05.1945г. | ||||||
Тип самолётов | с 22.06.1941 | 1942г. | 1943г. | 1944г. | по 9.05.1945 | Всего |
Истребители | 3941 | 9490 | 14275 | 16346 | 6635 | 50687 |
Штурмовики | 1061 | 7634 | 11254 | 10297 | 3664 | 33930 |
Бомбардировщики | 1891 | 2578 | 2672 | 3165 | 1597 | 11903 |
По-2 (ночн. бомбард.) | 1009 | 2130 | 2812 | 4382 | 1585 | 11918 |
ИТОГО (без По-2) | 6893 | 19722 | 28201 | 29808 | 11896 | 96520 |
Динамика производства самолётов в Германии | |||||
Тип самолётов | 1941г. | 1942г. | 1943г. | 1944г. | Всего |
Истребители (дневные и ночные) | 2964 | 4908 | 10187 | 23805 | 41864 |
Штурмовики | 696 | 1092 | 2817 | 4971 | 9576 |
Бомбардировщики | 3456 | 4428 | 5019 | 2596 | 15499 |
Разведчики | 1070 | 980 | 1030 | 1535 | 4615 |
Итого | 8186 | 11408 | 19053 | 32907 | 71554 |
Изучив данные таблиц о динамике производства советских самолётов и динамике производства самолётов в Германии, можно сделать вывод, что начиная с 22июня 1941 года количество самолётов, производимых для советской армии, постоянно увеличивалось и превышало количество производимых самолётов в Германии. Однако в 1944 году количество произведенных самолётов в Германии превысило количество самолётов, произведённых в советской стране, на 3099. Однако, это не сказалось на итоги Великой Отечественной войны.
Однозначно ответить на вопрос о том, способствовало ли победе в Великой Отечественной войне количество самолетов, не удалось. Поэтому я продолжил своё исследование.
Важным событием для борьбы нашей страны за стратегическое господство в воздухе в период войны были поступившие в ноябре 1942 года на вооружение новые скоростные истребители Ла-5, Як -7б, Як-9, которые позволили вести эффективные воздушные бои с новыми немецкими самолётами типа Ме-109, Фв-190.
Так как эффективной ударной силой являются истребители, поэтому для сравнения я выбрал истребители: фашистские Фв – 190, Ме-109 и советские Як-9 и Ла-5.
Сравнение показателей Ме-109 и Ла -5 | Сравнение показателей Фв-190 и Як -9 |
Максимальная высота, м | Максимальная высота, м |
Вывод №1: Выше поднимаются в небо Ла-5 , Як-9 | |
| Дальность полёта, км |
Вывод №2: Лучший результат у советского истребителя Ла-5 и Як-9 | |
Максимальная скорость, км/ч | Максимальная скорость, км/ч |
Вывод №3: Самыми скоростными оказались Ла-5 и Як -9. | |
| Тяговооружённость, Вт/кг |
Вывод №4: Эффективными снова оказались истребителями Ла-5 и Як-9. | |
Вывод. Представленные мной диаграммы показывают, что советские самолёты – истребители Як-9 и Ла-5 были лучшими в период Великой Отечественной войны.
Однако советские лётчики летали не только на Як-9 и Ла-5, но и на истребителях Як-1 и ЛаГГ-3, которые тоже были на вооружении советской армии, и уступали истребителям Me-109. Поэтому нашей боевой авиации необходимо было выйти на новый уровень в тактическом и боевом отношении.
Я узнал, кто были эти летчики-асы – герои Великой Отечественной войны.
Фактически — самый результативный советский летчик-истребитель. За всю свою карьеру он сбил 64 самолета. Хотя, в самом начале войны его сопровождали сплошные неудачи.
Во время своего последнего боя в Великой Отечественной войне, он сбил два FW-190 (очень серьезные немецкие истребители-штурмовики) в небе над Берлином. Также в его коллекции два американских самолета «Мустанг», которые ошибочно напали на него, решив, что перед ними «Фриц». Все свою карьеру он построил по принципу – любой неизвестный самолет — враг. За всю войну его не разу не сбили, хотя он и получал серьезные повреждения.
Александр Иванович Покрышкин.
Его считают самым известным асом советской авиации. Уже на второй день войны, он одержал свою первую победу, когда сбил немецкий «Мессершмитт». Он лично сбил 59 самолетов и еще 6 в группе. Хотя эти цифры могут быть не до конца достоверными, т.к. Покрышкин часто отдавал молодым пилотам сбитые самолеты, чтобы поддержать их. Его книга «Тактика истребителей в бою» оказалась незаменимым пособием для летчиков. По рассказам, немцы объявляли его появление: «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе». За победу над ним обещали большую награду, но немцы так и не смогли за ним угнаться. Покрышкина считают создателем «кубанской этажерки» (тактический прием воздушного боя), которую немцы назвали «кубанским эскалатором» из-за расположения самолетов подобно гигантской лестнице. Также он часто практиковал «соколиный удар» и «скоростные качели». Кстати, большинство побед он одержал в первой половине войны, когда у немцев было значительное преимущество.
Николай Дмитриевич Гулаев.
В своем первом бою, летчик, без приказа, ночью, взлетел в воздух и сбил немецкий бомбардировщик «Хейнкель». Конечно, за самовольство ему объявили взыскание, но и представили к награде. Все его последующие вылеты частенько приносили ему как минимум по две победы, три раза ему удалось уничтожить четыре самолета, а еще два раза он сбил три. Всего Гулаев сбил 57 самолетов лично и 3 в группе. Однажды, когда у него закончились боеприпасы он решил взять самолёт на таран. После этого он попал в штопор и едва успел катапультироваться. Его опасная манера боя – символ романтики в искусстве воздушных поединков.
Григорий Андреевич Речкалов.
Перед самым началом войны, врачебно-летная комиссия обнаружила у него легкую степень дальтонизма, но это не помешало ему стать пилотом, т.к. их сильно не хватало. Первая победа произошла на старом биплане И-153 под 13-м номером, как потом оказалось, несчастливым для немцев. Всего Речкалов сбил 56 самолетов и 6 в группе. В его коллекции сбитых самолетов есть и бомбардировщики, и транспортники, и относительно редкие трофеи – «Савойя» и ПЗЛ-24.
Георгий Дмитриевич Костылев.
Костылев начал летать в Москве, на легендарном Тушинском аэродроме. Легендарный летчик одержал рекордное количество побед в морской авиации. Он лично сбил 20 самолетов и 34 в группе. Первый самолет сбил 15 июля 1941-го. А в феврале 43-го попал в штрафбат за разгром в доме майора интендантской службы. Костылева сильно разозлило изобилие яств, которые тот поставил перед своими гостями (дело было в Ленинграде). Летчик не смог сдержаться, потому что сам знал ситуацию в блокадном городе. Костылева лишили наград и разжаловали в красноармейцы. Штрафники сохранили героя и в апреле он опять поднялся в воздух. Ему вернули звание и награды.
Маресьев Алексей Петрович.
Легендарный летчик, образ которого стал прототипом героя «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Во время боя его самолет подбили, и он приземлился на территории немцев. С раненой ногой, ползком выбрался к своим, на это у него ушло 18 дней. В госпитале Маресьеву ампутировали обе ноги, но он смог вернуться в небо, научившись ходить на протезах. Ему не сразу стали доверять боевые товарищи, все-таки инвалид, но ему удалось доказать, что он не хуже других. На его счету 11 немецких самолетов, семь из которых он сбил после ранения.
Попков Виталий Иванович.
Этот летчик стал самым известным воплощением летчика-аса в кинематографе. Попков – прототип Маэстро в фильме «В бой идут одни старики». В пятом гвардейском истребительном авиационном полку — действительно существовала «Поющая эскадрилья», в которой был собственный хор и два подаренных Леонидом Утесовым самолета. Он лично сбил 41 самолет и один в группе. В последний день войны Попков сбил легендарного немецкого летчика Хартмана, который был самым результативным асом войны. Немцу удалось приземлиться, после чего он попал в плен. Попков был настолько популярен, что при жизни ему поставили памятник в Москве.
Павел Михайлович Камозин.
Дважды Герой Советского Союза, летчик-истребитель.
Однажды, в самом конце 1943 года, Павел Камозин, в то время уже Герой, патрулировал воздушное пространство неподалеку от линии фронта. И заметил немецкий транспортный самолет в сопровождении немалого эскорта истребителей. Такой солидный конвой заинтересовал летчика, он атаковал транспортник, сбил и, уходя от преследования, скрылся в облаках. Оказалось, в транспортном самолете летели восемнадцать немецких генералов.После этого происшествия Гитлер объявил едва ли не всегерманский траур, а Камозина провозгласил своим личным врагом. И для уничтожения Камозина специально был отряжен один из лучших немецких асов, любимец Геринга Герман Граф. В конце концов Павел Михайлович внезапно атаковал знатного «фрица», и ему пришлось спасаться на парашюте.
Вывод. Действия советской авиации в период Великой отечественной войны носили решительный характер, лётчики проявляли героизм и самоотверженность. Никогда не забудутся героические подвиги лётчиков-истребителей.
Заключение.
Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне решали три основные задачи: завоевание стратегического господства в воздухе, авиационная поддержка и прикрытие сухопутных войск и сил флота, ведение воздушной разведки. Военная авиация решала задачи и по уничтожению объектов глубокого тыла противника. Борьба за стратегическое господство в воздухе явилась составной и неотъемлемой частью всей вооружённой борьбы на советско-германском фронте, первоочередной задачей советских ВВС (военно-воздушных сил), одним из непременных условий успешного проведения операций.
Главными факторами Победы нашей страны в Великой Отечественной войне стали боеспособность самолетов, увеличение производства самолётов, а также замечательные лётчики-асы – герои войны.
Благодаря своей исследовательской работе я многому научился:
- осознаннее любить Родину и гордиться ее историческим героическим прошлым;
- анализировать социологический опрос респондентов, вычислять проценты;
- работать в Microsoft Office, в Power Point, составлять таблицы и диаграммы;
- создавать мультимедийную презентацию.
Со своей работой я познакомил своих одноклассников. В будущем, я хочу предложить этот материал для наполнения школьного сайта.
Использованные литература и сайты
Литература
1.Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945 гг. Краткая история. - М.: Воениздат, 1965.
2. Десницкий Г.С. Часовые воздушных просторов Родины. - М.: Воениздат, 1961.
3. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т.2. – М.: Военное издательство МО СССР,1961.
4. Романов Д.И. Оружие воздушного боя. – М.: Военное дело, 2000.
5. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны 1941-1945/ Под ред.А.М. Самсонова. – М.: Наука, 1997.
Интернет – ресурсы
Авиация в годы ВОВ – Вооружение – Великая Отечественная война. http://www.otvoyna.ru/aviazia.htm
Авиация ВС СССР Великой Отечественной войны. http://bogdanclub.info/showthread.php
Авиация Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. http://rufor.org/showthread.phpt
Авиация СССР в годы Великой Отечественной войны. http://sesii.net/technics
Авиация СССР в годы Великой Отечественной войны. http://www.coolreferat.com
Роль Военно-воздушных Сил в Великой Отечественной войне. http://militera.lib.ru/h/vvs.html
Приложение.
Фв-190
Як – 9
Ла -5
Ме -109
Советские военные самолеты времен Великой отечественной войны
Знаменитый У-2 (после смерти конструктора Поликарпова переименованный в По-2). Выпускался аж 25 лет с 1928 по 1953 год. Основное боевое применение - ночные «беспокоящие налёты» на прифронтовую полосу противника. За ночь производилось иногда до шести-семи с довольно точным бомбометанием со сверхмалой высоты. Немцы прозвали самолет "Кофемолкой" и "Швейной машинкой"). 23 лётчицам, воевавшим на У-2, было присвоено звание Героя Советского Союза.
Истребитель Як-9. Самый массовый советский истребитель Великой Отечественной войны. На новосибирском заводе N153 выпуск Як-9 достигал 20 самолетов в день.
Дальний бомбардировщик Ил-4. Самый известный эпизод их применения - бомбардировки Берлина в августе-сентябре 1941 г. (пока сохранялась возможность вылета с аэродрома Кагул на Моонзундском архипелаге).
И-16 ("Ишак") - основной советский истребитель в начале войны. Фотография сделана осенью 1941 г. на Ленинградском фронте.
Последний советский военный биплан И-153 («Чайка»). К началу войны как истребитель уже морально устарел, использовался при обороне Москвы в войсках ПВО.
Основной советский штурмовик Ил-2 (наши называли его "Горбатым" и "Летающим танком", а немцы - «Мясником»). Применялся на небольших высотах, притягивая к себе огонь не только вражеской зенитной артиллерии, но и стрелкового оружия пехоты. До 1943 г. звание Героя Советского Союза присваивалось за 30 боевых вылетов на Ил-2.

Стеклянный Человечек

Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью

Ветер и Солнце

Ёжикина Радость

Прекрасная химия