• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Экологический проект "Золотой колосок"

Опубликовано Сажнева Алла Васильевна вкл 30.05.2015 - 16:12
Автор: 
Герасимова Екатерина

Проект по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Экологический проект96.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15»

ТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА:

ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  СОСТОЯНИЯ ПРУДА

ЛАГЕРЯ «ЗОЛОТОЙ КОЛОСОК»

                                                       Работу выполнила:

                                                        Ученица  9 Б класса

                                                              Герасимова Екатерина

                                                 Руководитель:

                                                                      Учитель биологии и химии

                                                          МОУ «СОШ № 15»

                                               Сажнева А.В.

г. Благодарный

2013 г.

Цель работы: выявить степень загрязнённости пруда на территории лагеря «Золотой колосок».

Объект исследования: пруд лагеря «Золотой колосок»

Предмет исследования: изучение показателей качества воды пруда и оценка его экологического состояния. Выявление  закономерностей  изменения  содержания  загрязняющих веществ.

 

Задачи исследования:    

1.Составить общее описание пруда

2.Произвести  отбор  проб и химический анализ воды на определение показателей:

органолептических (запах, цветность, прозрачность)

общих (водородный  показатель,  общая жёсткость)

индивидуальных (содержание анионов и катионов)

Этапы работы:

1 .Организация экскурсии по изучению состояния пруда

2 .Изучение специальной литературы

3 .Экспериментальная часть

4 .Обработка результатов

5 .Формулирование выводов

Экспертное заключение центра гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае

Территория, предназначенная для отдыха и купания детей (пляж) изолирована и размещена со стороны зоны отдыха МОУ ДОД  ДООЛ «Золотой колосок». Территория очищена от мусора и камней, удалена от стойбищ и водопоя скота, не имеет мест сброса сточных вод и других источников загрязнения. Вероятные места, которые могли быть использованы для водопоя скота, находятся ниже, на расстоянии более 500 метров.

      В МОУ ДОД ДООЛ «Золотой колосок» завершены работы по расчистке рекреационного водоема, которые велись поэтапно, в соответствии с проектом расчистки.

      Территория пляжа эксплуатируется в соответствии с гигиеническими требованиями к зонам рекреации водных объектов и охраны источников хозяйственно – питьевого водоснабжения от загрязнений. На территории пляжа исключена возможность неблагоприятных и опасных природных процессов (оползней, обвалов, лавин). Территория пляжа очищена, спланирована, имеет песчаное покрытие, замена которого проводится ежегодно, перед открытием ЛОУ и по мере необходимости в период эксплуатации. Пляж представляет хорошо инсолироемую площадку, защищенную от ветра. На побережье оборудованы навесы от солнца, одна кабина  для переодевания и урны для мусора. Пляж размещен на близком расстоянии от душевых, комнаты гигиены девочек, умывальников, туалетов (имеющих водонепроницаемые приемники и выгребы) и мед. пункт. Купание детей проводится только под контролем инструкторов по плаванию, по отрядам, в определенной время дня. Площадь пляжа на одно место составляет 4кв. м.

        Дно естественного водоёма очищается от тины, коряг, водорослей, острых камней; дно зоны водоема, используемого для купания (у побережья), засыпано песком. Максимальная глубина в местах купания не превышает 1,3 метра и обозначена яркими, хорошо видимыми плавучими сигналами. В месте, отведенном для купания на водоеме, нет выхода грунтовых вод, водоворотов, воронок, волн. Общая площадь водоёма – 2,5га.

        Пляж и берег у места купания отлогий, без обрывов, ям.

Изучение органолептических показателей воды

      Органолептические методы анализа  основаны на оценке параметров окружающей среды при помощи органов чувств (органы зрения, обоняния).

При проведении исследований пробовать на вкус воды из любых источников категорически запрещается!

Характеристика мест отбора проб

        Мы  брали  пробы воды из пруда в течение трех лет, который расположен на территории лагеря и определяли её показатели.

(Таблица № 2)

Определение цвета воды

Цвет воды в источниках хозяйственного водоснабжения не должен обнаружится в столбике высотой 20см, в водоёмах культурно-бытового назначения- 10см.

Заполнили пробирку водой. Отметили цвет воды, сравнивая его с белым фоном бумаги (голубой, зеленый, серый, желтый, коричневый).

Вода из пруда прозрачная, её цвет  не обнаруживается в столбике высотой 10 см.

Определение прозрачности (мутности) воды

      Прозрачность воды зависит от нескольких факторов: количества взвешенных частиц ила, глины, песка, микроорганизмов, а также наличия определенных веществ.

Наполнили мерный цилиндр водой до высоты 20см. Попробуем сверху прочитать газетный текст, расположенный на расстоянии 4см от дна цилиндра. Если текст невозможно прочитать, сливаем воду до тех пор, пока это будет возможно. Измерили линейкой высоту столба воды и выразили прозрачность воды в сантиметрах. Прозрачность воды 10см.

Определение запаха воды

     Запах воде придают вещества, которые подойдут в неё естественным путем или со сточными водами. Характер запаха и его интенсивность определяют при 20-60 °C, используя данные  интенсивность запаха природных вод не должна превышать 2 балла.                      

Химический анализ воды

Определение содержания взвешенных частиц

Этот показатель определяют путем фильтрования определенного объема воды через бумажный фильтр и последующего  высушивания осадка на фильтре в сушильном шкафу до постоянной массы.

Взвесьте фильтр. Профильтруйте 500-1000 мл воды. После фильтрования осадок с фильтром высушите до постоянной массы при 105С, охладите в бюксе или другой герметически закрываемой посуде и взвесьте на аналитических весах.

Содержание взвешенных веществ и исследуемой воде (в мг/л) определяют по формуле:

     (m1-m2)*1000/V,

где m1-масса бумажного фильтра с осадком взвешенных частиц, мг; m2-масса бумажного фильтра до опыта, мг; V-объём воды для анализа, мл.

ПДК взвешенных частиц в водоёмах составляет 10 мг/л.

Определение жёсткости воды

Жёсткость воды можно определить двумя способами.

  1. К 100 мл воды добавьте раствор карбоната натрия (соды). Если вода жёсткая, то выпадает осадок карбоната кальция или магния.
  2. Добавьте к воде мыло и наблюдайте образование пены. В мягкой воде мыло легко растворяется с образованием мутного раствора со слоем пены на поверхности. При добавлении мыла к жёсткости воды ионы кальция и магния реагируют с мылом, образуя нерастворимые соединения, которые выпадают в виде хлопьев или клейкого налета.

Определение водородного показателя

      Значение pH воды в водоемах хозяйственного и бытового назначения должно находиться в пределах 6,5-8,5.

      Водородный показатель воды можно определить при помощи индикаторов, сравнивая их окраску со шкалой.

        Определение содержания хлоридов.

Хлориды попадают  в водоёмы со сбросами хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод, а так же при использовании в зимнее время антигололёдных составов. Содержание хлоридов - важный показатель при оценке санитарного состояния водоема. Концентрация хлоридов в источниках водоснабжения не должна превышать 350 мг/л.

В пробирку налейте 5 мл исследуемой воды и добавьте  три капли 10%-ного раствора нитрата серебра. Приблизительное содержание хлоридов определите по характеру осадка или помутнения (таб. № 4).

Обнаружение сульфат-ионов

Реагент: хлорид бария BaCl2.        

К 1мл пробы воды прибавляют 2–3 капли хлорида бария.

При концентрации сульфат-ионов более 10 мг/л выпадает осадок: Если наблюдается помутнение, то концентрация сульфат-ионов более 1мг/л.

Определение содержания катионов

1. Обнаружение железа

Предельно допустимая концентрация (ПДК) общего железа в воде водоемов и питьевой воде составляет 0,3 мг/л, лимитирующий показатель вредности органолептический.

Обнаружение общего железа.

в пробирку помещают 1 мл исследуемой воды;

прибавляют 1–3 капли разбавленной азотной кислоты;

несколько капель раствора перекиси водорода;

примерно 10 капель раствора роданида калия.

При содержании железа 0,1 мг/л появляется розовое окрашивание, а при более высоком – красное.

2. Обнаружение катионов свинца.

Реагент: хромат калия K2CrO4.

в пробирку помещают 1 мл пробы воды;

прибавляют 1–2 капли раствора хромата калия.

Если выпадает желтый осадок, то содержание катионов свинца более 100 мг/л.

Данные определения вносим в таблицу № 5

Выводы: Анализ воды из пруда расположенного на территории лагеря «Золотой колосок» показал, что в течение трёх лет

  1. Водородный показатель находился в пределах  6,8-8,что соответствует норме для водоёмов бытового назначения

  1. Содержание взвешенных  частиц 0,032-0,036мг\л .Эти показатели не превышают допустимых норм.

  1. Вода в пруду является мягкой-до 2 ммоль экв/л

  1. Концентрация хлоридов-67,3-68,6.Эти значения не превышают ПДК

  1. Сульфатов в воде-264-270 мг/л.

  1.  Изучив протокол испытаний пробы№170/1 мы пришли к выводу что катионов в воде из пруда-1,1-1,4 мг/л и радиоактивность пробы ниже уровней предварительной оценки.

Вода из пруда территории лагеря «Золотой колосок» может быть использована без каких-либо ограничений, так как в результате исследований закономерностей изменения содержания загрязняющих веществ  не выявлено.

Предложения:

  1. Продолжить работу по изучению показателей качества воды пруда лагеря.
  2. Включить в план работы исследование качества воды в пруду во время весеннего таянья снега так как с талыми водами ,ручьями в пруд могут попасть удобрения полей которые расположены выше.
  3. Провести оценку качества воды пруда по обитающим в нём беспозвоночным, рассчитав биотический индекс, уточнив  результаты химических анализов.
  4. Администрации лагеря проводить экологический         мониторинг состояния водной среды,так как санитарные службы ведут только определение гигиенических норм.

Литература:

  1. Экологические  проблемы Северо- запада России и пути их решения/Под редакцией В.К. Донченко, С.Г. Инге-Вечтомова, К.Я. Кондаратьева. – СПб : ЗАО «Виктория»- специальная литература. 1997
  2. Муравьёва А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами.- СПб: Кримас+, 2004.
  3. Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии.- М: Вентана – Граф, 2005.
  4. Кузьменок Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачев А. И. Экология на уроках химии.- Минск :Красико-принт, 1996.
  5. Попова Т.А.  Экология в школе: мониторинг природной среды: Методическое пособие – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  6. Популярный биологический словарь /Н.Ф.Реймерс – М:Наука,1900.

Приложения

                                                                                         Таблица № 1.

Виды мониторинга

Мониторинг

Объекты наблюдения

Пункты наблюдения

Локальный

Приземный слой воздуха, поверхностные и грунтовые воды, промышленные, бытовые стоки и выбросы, источники радиоактивного излучения.

Стационарные наблюдательные посты, санитарно-гигиенические службы.

Региональные

Природные экосистемы, исчезающие виды животных и растений.

Передвижные станции наблюдения.

Глобальные (биосферные)

Атмосфера, гидросфера, почвенный покров.

Спутниковые системы, биосферные станции, заповедники.

                                                                                                           Таблица № 2

Характеристика мест отбора проб

Номер пробы

Дата, время

Описание положения точки отбора пробы

Внешний вид поверхности водоема

1

     16.09.2007

пляж

голубой

2

          16.09.2007

с другой стороны пляжа

Светло-зелёный

3

         19.10.2008  

пляж

голубой

4

       19.10.2008

с другой стороны пляжа

Светло-зелёный

5

      9.10.2009

пляж

голубой

6

      9.10.2009

с другой стороны пляжа

Светло-зелёный

Таблица № 3

Характеристика качества воды

Номер

пробы

Цвет

Запах

Прозрачность, см

Мутность, мг/л

При обычных условиях

При 60С

1

Без цвета

0 баллов

0 баллов

9см

0,032

2

Без цвета

0 баллов

1 балл илистый

10см

0,035

3

Без цвета

0 баллов

0 баллов

8см

0,033

4

Без цвета

0 баллов

1 балл илистый

9см

0,036

5

Без цвета

0 баллов

0 баллов

9см

0,032

6

Без цвета

0 баллов

1 балл илистый

10см

0,034

Таблица № 4

                   Наблюдения  

Концентрация хлоридов, мг/л

Опалесценция или слабая муть

1-10

Сильная муть

10-15

Образуются хлопья, но осаждаются не сразу

50-100

Белый объемный осадок

Более 100

         Таблица № 5

Результаты качественного и количественного анализа воды

Номер пробы

pH воды

Содержание взвешенных частиц, мг/л

Жесткость воды ммоль экв/л

Концентрация хлоридов, мг/л

Наличие

Катионов

Анионов

(сульфат)

1

8

0,032

1,8

67,5

1,3

268

2

7,3

0,035

1,8

68,6

1.2

268

3

7,9

0,033

2,0

67,4

1,1

270

4

7,1

0,036

2,0

68,2

1,3

270

5

7,1

0.032

1,9

67,3

1,2

264

6

6,8

0,034

1,9

68,6

1,4

264


Поделиться:

Интересные факты о мультфильме "Моана"

"Морская болезнь" у космонавтов

Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?

Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея

Извержение вулкана