• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Факторы влияющие на формирование формы государства

Опубликовано Девяткина Елена Николаевна вкл 31.05.2015 - 22:53
Девяткина Елена Николаевна
Автор: 
Долженков Денис Игоревич

Реферат подробно рассматривает факторы влияющие на формирования той или иной формы государства, раскрывает признаки основных форм политического устройства государств; объясняет почему исторически формируются разные формы государства; позволяет  понять, почему в разных странах сформировались разные формы государства.вание той или иной формы государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_6.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования города Таганрога

Таганрогский институт  имени А.П. Чехова (филиалом) «РГЭУ (РИНХ)»

Наименование секции: Культурология

Исследовательская  работа

Тема:  «Факторы влияющие на формирование формы государства»

Автор  работы:

Долженков Денис Игоревич,

10 «А» класс,

МОБУ СОШ№36.

Руководитель:

Девяткина Елена Николаевна,

Учитель истории, МОБУ СОШ№36

г. Таганрог

2015 г.


Содержание:

Введение

  1. Понятие формы государства. Основные классификации государств
  2. Факторы влияющие на формирование формы правления
  3. Факторы влияющие на формирование формы государственно-территориального устройства
  4. Факторы влияющие на формирование политического режима

Заключение


Введение

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слажено действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. Проблема формы государства связана с определением его территориального построения, созданием высших органов государства, взаимодействием их между собой и населением, методами осуществления государственной власти. Она является одной из важнейших в характеристике такого общественного явления, как государство.

Актуальность темы диктуется еще и тем, что в научно-правовой мысли советского периода подчеркивалось значение в основном "содержания" государства, особенно его "классовой" стороны. При этом не всегда обращалось внимание на то, что содержание "формировано", что форма есть способ существования и выражения содержания, что именно форма, а не что-либо другое, содержательна.

В силу указанных обстоятельств существует настоятельная потребность в дальнейшей углубленной разработке этой проблемы, показе структуры формы государства и на основе практики государственного строительства, проведении классификации государственных форм и их анализе.

Актуальность исследования обусловлена также тем, что в последние годы благодаря трудам ученых-правоведов накоплен значительный фактический материал по проблемам определения форм государства, порой противоречивый, который требует систематизации и обобщения.

И, наконец, особую злободневность исследование приобретает на современном этапе, когда разрушение СССР, отказ от прежней политической и социально-экономической системы породили новые вопросы государственного устройства (формы государства). Как мы видим неправильное определение формы территориального устройства, необходимого стране, может вызвать социальные конфликты, такие как, например, в Украине.

В этой связи большой интерес представляет исторический опыт, накопленный государствами мира, использование которого может помочь многим странам решение проблем, связанных с будущей формой их государств.

Происходящие в стране и во всем мировом сообществе перемены требуют по-новому взглянуть на многие традиционные проблемы, в том числе на проблему формы государства, их эволюцию и классификацию. При этом особого внимания заслуживают новые условия и реалии в России.

В ходе изучения источников возникла гипотеза: в истории существует множество различных форм государства и некоторые неоднозначно трактуются историками. Если мы научимся лучше разбираться в их признаках и факторах, влияющих на их формирование, то в будущем сможем более сознательно участвовать в политической жизни.

Исходя из вышесказанного я ставлю перед собой следующие задачи:

-. изучить исторические источники, раскрывающие признаки различных форм государства;

- раскрыть признаки основных форм политического устройства государств;

- объяснить, почему исторически формируются разные формы государства;

- понять, почему в разных странах сформировались разные формы государства.


1. Понятие формы государства.

Основные классификации государств

Форма государства - это способ организации и реализации государственной власти, устройство политической организации общества, призванная обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

Форма государства так или иначе зависит от стоящих перед государством задач и характера осуществляемых им функций.

Форма государства определяет:

1) порядок формирования органов государственной власти;

2) структуру государственных органов;

3) особенность территориальной самостоятельности населения;

4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

5) специфику отношений государственных органов и населения;

6) приемы, способы, методы осуществления политической власти.

Можно отметить многообразие форм государств в современном мире. Это определяется тем, что форма каждого конкретного государства складывается под действием множества факторов.

Общепризнанная классификация форм государства отсутствует

Существует два подхода к изучению понятия формы государства.

Элементный подход. Форма государства - это единство трёх её основных элементов: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Этот подход весьма удобен, так как он отличается чёткостью, удобен для анализа и запоминания. Однако он не даёт синтезированного представления о форме государства в целом.

Системный подход. Форма государства - это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности).

Мы рассмотрим элементный подход классификации формы государства:

1) По форме правления.

2) По форме государственно-территориального устройства.

3) По политическому режиму[1].

  1. Факторы влияющие на формирование формы правления

По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.

Форма правления зависит от многих факторов. Первое – от способа передачи верховной государственной власти, второе – от способа организации этой власти. Если власть передается по наследству на неопределенный срок, то это монархия. Если власть передается через выборы на установленный срок, то это республика. В зависимости от статуса монарха, монархия делится на абсолютную – вся власть принадлежит монарху (Бахрейн, Оман, Кувейт), дуалистическую – власть монарха поделена с выборным органом (Иордания, Марокко, Непал) и ограниченную – у монарха власть практически отсутствует (Великобритания, Япония, Бельгия). А республика бывает президентской – глава государства является главой правительства (США, Латинская Америка), полупрезидентской (смешанной) – власть главы государства и парламента (Россия, Франция) и парламентской – вся власть в руках парламента (Германия, Индия, Италия)[2].

Абсолютные монархии в части стран унаследовали от предшествующей формы монархии представительные органы (кортесы в Испании, генеральные штаты во Франции и т. д.). Однако даже там, где при переходе к абсолютной монархии они были ликвидированы (земские соборы в России) государям приходилось так или иначе считаться с мнением подданных, часто выражавшемся через рекомендации советчиков, народные восстания, угрозу дворцовых переворотов и цареубийств[3]. В марксизме неограниченную монархию называют по-разному в зависимости от общественно-экономической формации: для азиатского способа производства используют термин «деспотия», а для эпохи перехода от феодализма к капитализму — «абсолютная монархия»[4].На протяжении всего XIX века, после Великой французской революции, происходит процесс постепенной демократизации и ограничения власти монарха. Однако этот процесс проходил неравномерно, например, в России и Турции абсолютная монархия просуществовала вплоть до XX века[5].

Дуалистическая монархия появилась в XVIII в. в результате компромисса между растущей буржуазией и еще властвующей феодальной верхушкой общества и являлась исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При такой форме преобладание все же остается за монархом и его окружением. Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными. Власть монарха ограничена конституцией, но он наделен исполнительной властью, которую может осуществлять непосредственно или через назначаемое им правительство; формирует правительство; издает чрезвычайные указы, имеющие силу закона, которые не нуждаются в одобрении парламентом; имеет право отлагательного вето по отношению к законам парламента (без его утверждения закон в силу не вступит); может распустить парламент. Официально правительство несет двойную ответственность, но реально оно подчинено монарху. Парламент не может путем вотума недоверия или иным способом отправить правительство в отставку. Он может воздействовать на правительство, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Этот достаточно мощный рычаг используется лишь раз в году. Депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Разделение властей при данной форме правления обычно урезанное; политический режим носит авторитарный характер. Например, Марокко, Монако и Объединенные Арабские Эмираты.

Конституционная монархия появилась в Странах Содружества. По сути, власть находится в руках парламента. То есть, монарх власти вообще не имеет. Например, страны Британского содружества – Австралия, Великобритания, Канада и другие.

Факторы, влияющие на выбор формы правления – монархии

  • 1. Существование нескольких сословий.
  • 2. Существование представительного органа власти.
  • 3. Исторические традиции государства.
  • 4. Большое внимание «роду» правителя.
  • 5. Политико-правовые идеи государства.
  • 6. Менталитет населения.

Что же мы знаем о республиках?

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной ‒ в руках парламента.

Полупрезидентская (смешанная) республика ‒ с одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока)[6].Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской. Такая форма правления установлена в таких странах, как Россия, Украина, Хорватия, Сербия, Черногория и другие.

Парламентская республика ‒ разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой. Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию. Страны с парламентской республикой – Италия, Турция, Германия и другие[7].

Факторы, влияющие на выбор формы правления - республики

  • 1. Особенности исторического развития государства.
  • 2. Исторические традиции.
  • 3. Отсутствие деления людей на «классы» и сословия.
  • 4. Частое изменение международного уровня государства.
  • 5. Постоянное недоверие политическому лидеру страны.

  1. Факторы влияющие на формирование формы государственно-территориального устройства

По форме государственно-территориального устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. Рассмотрим каждый тип отдельно.

Унитарное государство - форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно территориальные единицы. В составе унитарного государства могут быть автономные образования.

Основными признаками унитарного государства являются

  1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
  2. Единые для всей страны высшие органы власти;
  3. Единая система законодательства;
  4. Единое гражданство;
  5. Единая денежная единица;
  6. Единый государственный язык;
  7. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета[8].

В свою очередь, унитарные государства могут быть централизованными - если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления, и децентрализованными -  местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Исторически первичной и заметно преобладавшей до XX в. формой государственного устройства было унитарное государство, хотя сам термин «унитарное» имеет позднее происхождение (XIX в.) и является антонимом термина «федеративное». В качестве исторических примеров унитарных государств можно привести деспотии Древнего Востока, полисы Древней Греции, Римскую империю. Начиная с эпохи Возрождения (XIV в.), продолжаясь в Новое Время (конец XVI - конец XIX вв.), в Европе идут процессы складывания крупных унитарных государств, которые доказывают свое преимущество перед временными «союзами» мелких государств[9]. Он однозначно высказался в пользу единого (унитарного) государства (на примерах Испании, Франции, Турции), оценивая трагическую ситуацию своей родины — раздробленной Италии. Его предсказания подтвердились. Сильные унитарные государства, захватив ресурсы практически всей планеты, превратились в колониальные империи, долгое время определявшие судьбы мира. К ним можно отнести Великобританию, Францию, Испанию, Нидерланды. В то же время раздробленность надолго затормозила политическое и экономическое развитие таких стран, как Италия и Германия, объединившихся только в начале 1870-х гг. Необходимо добавить, что сильным унитарным государством в XVIII—XIX вв. была и Пруссия, которая объединила Германию[10].

Следуя за мыслителями, занимавшимися политическими проблемами и вопросами государственного устройства (Платон, Макиавелли, Гоббс, Гегель, Ортега-и-Гассет, Чичерин), попробуем сформулировать, что способствует складыванию унитарного государства и его длительной устойчивости.

Можно выделить следующие факторы формирования унитарного государства:

1. Однородность населения или значительное преобладание одного культурно-исторического и национального типа населения, что включает в себя:

  • единство языка (близость языков, диалектов); Например, Франция.
  • единство истории (научной и мифологической, т. е. единые мифы происхождения, герои, общие героические и трагические периоды истории); Например, государства бывшего СССР, кроме стран Прибалтики; мифы Древней Греции в современной Греции и мифы Древнего Рима в современной Италии.
  • единство религиозное или существование ведущей «государственной» религии (или сосуществование неантагонистических религий); Например, в Западной Европе – католическое христианство, в Беларуси, России, Армении, Украине
  •  православное христианство, в странах Кавказа – в основном ислам;
  • схожесть массового менталитета (мировосприятия и поведения), который включает в себя как рациональные стороны, так и подсознательные, иррациональные, автоматично-традиционные. Например, Китай.

2. Сильное внешнее давление (угроза) — осознание населением общности перед лицом внешнего врага. Но в то же время сильно сплачивает и общность внешних завоевательных задач, национальная гордость победителей (Древний Рим, Испания в XV—XVI вв.), так называемая общность перед «вызовом истории».

3. Удобство сильного единого унитарного государства для экономической деятельности, создания единого экономического пространства. Например, РФ. Они включают в себя (наряду с другими):

— территориальную специализацию (разделение труда);

— единство и богатство ресурсов;

— отсутствие внутренних таможенных барьеров

— единство налогообложения;

— единую валюту;

— защиту от внешней экономической экспансии (протекционизм в отношении отечественной экономики);

— единое правовое поле в экономике;

— общие выгоды от использования колоний[11].

Важным является и еще один признак, который, является одним из составляющих менталитета, но из-за особой важности может быть специально выделен. Это исторически сложившаяся устойчивая привычка «уважения» к власти, к элите всех видов, умение добровольно ей подчиняться, понимание не только своей пользы, но и общей. Такое качество можно назвать уровнем политической культуры, что совсем необязательно впрямую связано с общим уровнем культуры.

Например, Япония

Кроме того, унитарные государства бывают централизованными и децентрализованными. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Централизованные государства – Украина, Туркменистан. Децентрализованные – Испания и другие.

Федерация - сложное, союзное государство, объединяющее административно-территориальные или национальные образования — субъектов (членов) федерации, которые обладают значительной степенью самостоятельности

Признаки федерации:

  • Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик, эмиратов и т. д.
  • В федеративном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам законодательной, исполнительной и судебной властей соответственно. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют собственные внутренние высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  • В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации ‒ федеральных единиц.
  • Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федеративное государство в межгосударственных отношениях.
  • Обязательным признаком федеративности государства считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата является органом общефедерального представительства  и депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы субъектов федерации[12].

Виды федераций:

  • Симметричные – субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом. Например, США, Эфиопия и другие
  • Асимметричные - субъекты обладают разным конституционно-правовым статусом. Например, Индия, Бразилия и другие.
  • Территориальные – по географическому признаку. Например, США, Германия.
  • Национальные – по национальному признаку. Например, бывшие федерации – Чехословакия и Югославия.
  • Смешанные – по обоим признакам. Например, Российская Федерация.
  • Договорные – создаются по договору. Например, бывшие СССР и Югославия.
  • Конституционные – на базе ранее существовавшего унитарного государства. Например, Германия, Бразилия, Россия.
  • Централизованные – например, РФ, Германия, Аргентина.
  • Децентрализованные - Швейцария[13]

Существует такое понятие, как «мягкая» федерация - федерации, субъекты которой имеют право сецессии – выхода из состава федерации. Предполагалось, что таким должен стать союз России и Белоруссии (ныне имеющий признаки конфедерации). А также по итогам всесоюзного референдума 1991 года, таким должен был стать Союз Суверенных Государств, но после августовского путча ГКЧП проект был свернут.

Примерами современных федераций могут служить:

  • Российская федерация
  • Соединенные Штаты Америки
  • Австрийская Республика
  • Швейцарская Конфедерация (несмотря на название)
  • Федеративная Республика Германия
  • Судан
  • Сомали

Таким образом мы узнали о унитарных и федеративных государствах.

«Выбор формы» государства имеет огромное значение для страны, так как неправильный «выбор» может вызвать социальные конфликты. Из-за объединения людей разных национальностей и категорически разных взглядов мы можем встречать всевозможные конфликты. Например, в унитарной Украине проживали в равном процентном отношении русские и украинцы. После того, как требование русского населения изменить устройство государства на федеративное отклонили, произошла оптация Крыма и образование непризнанных республик – ДНР и ЛНР на востоке страны. Именно после провозглашения ДНР и ЛНР началась гражданская война, которая унесла и продолжает уносить множество жизней невинного населения. Также по тем же причинам, население Шотландии выступает за отделение от Британского Королевства, каталонцы и баски – от Испании, и так далее.

Главной особенностью «выбора» формы государственно-территориального устройства можно считать количество национальностей, проживающих в каждом конкретном государстве. В унитарных государствах чаще всего проживают представители одной национальности. Например, в Китае – только китайцы, в Армении – армяне, в Египте – египтяне. В федерациях чаще всего мы встречаем представителей нескольких национальностей. Например, в России – русские, татары, башкиры, калмыки, казахи и другие.

Самым «запутанным» типом государственно-территориального устройства я считаю конфедерацию.

Конфедерация - объединение нескольких суверенных государств для координации совместных действий. Это самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, которые не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор.

Признаки конфедерации:

  1. Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ.
  2. Отсутствие общих законодательных органов и системы управления.
  3. Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы.
  4. Наличие суверенитета конфедерации, сохранение суверенитета и международного статуса участников.
  5. Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.
  6. Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса.
  7. Наличие права выхода из состава конфедерации[14].

Конфедерация является переходной формой территориального устройства. То есть, в конце концов страны-конфедерации либо сливаются в одну страну (унитарную или федерализированную), либо распадаются на несколько отдельных, не связанных узами конфедерации.

Примеры конфедераций. Ранее существовавшие конфедерация – Швейцария (1291-1848), Конфедеративные Штаты Америки (1861-1865).

Ныне существуют только три конфедерации, по которым у политологов нет разногласий – Босния и Герцеговина, Содружество Наций и Европейский Союз (хотя законодательно его статус не закреплен).

В истории существует множество различных форм государства и некоторые неоднозначно трактуются историками. Например, Речь Посполитая и СНГ.

Речь Посполитая возникла в 1569 году на основании Люблинской унии – государственный союз между Великим Княжеством Литовским и Польским Королевством. В унии сказано, что данное государство является федерацией. Но, несмотря на это, некоторые историки считают, что Речь Посполитая – федерация. Проверим эту точку зрения исходя из признаков конфедерации

  • Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ. – В Речи Посполитой была общая граница и единая территория. Признак отпадает.
  • Отсутствие общих законодательных органов и системы управления. Признак отпадает
  • Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы. Признак отпадает
  • Наличие суверенитета конфедерации, сохранение суверенитета и международного статуса участников. Признак отпадает
  • Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств. Признак отпадает
  • Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса. Признак отпадает
  • Наличие права выхода из состава конфедерации. Признак соблюдается

(на основании Люблинской унии)

Таким образом, Речь Посполитая – федеративное государство.

Следующим непонятным объединением является Содружество Независимых Государств. Правовая природа Содружества независимых государств (СНГ) в российской науке международного права определяется неоднозначно. По мнению В.В. Пустогарова, по своим целям и принципам, построению и формам деятельности СНГ относится к международным организациям, имеющим существенные конфедеративные элементы. И.П. Блищенко высказывает сомнение в том, что СНГ уже оформилось в конфедерацию, но его нельзя признать и международной организацией. Он считает, что это новое, еще не известное ни науке, ни практике международное образование, которое можно определить как международно-правовое объединение особого рода, имеющее переходный характер[15].

Причина данных разногласий видимо коренится в том, что первоначальные учредительные акты СНГ весьма туманно и расплывчато определяют характер создаваемого на их основе объединения государств. В самом деле, Алма-Атинская декларация 1991 г. сформулировала понятие создаваемого объединения по принципу: "ни то, ни это". В ней говорится, что "Содружество не является ни государством, ни надгосударственным образованием". Из этой фразы можно составить представление о том, что учредители СНГ не хотели создавать, но весьма трудно установить хотя бы контуры желаемого ими объединения. Устав СНГ не внес ясности в данный вопрос, указав в абз. 3 ст. 1, что "Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями"[16].

Таким образом, даже сами создатели СНГ не могут точно сказать, является оно конфедерацией или межгосударственным объединением. Поэтому, логично будет пока что не относить СНГ ни к конфедерациям, ни к МО, пока сами члены СНГ не решат, чем они являются. Тоесть, мы можем видеть, как несколько стран попытались объединиться в конфедерацию, но у них это не получилось. В итоге остались несколько суверенных государств. Если идея объединения не исчезнет, то вскоре мы сможем увидеть уже конфедерацию нескольких бывших республик СССР. Если у них это получится, то со временем конфедерация, скорее всего, превратится в ассоциированное государство, а затем в одно целое.

Проекты конфедераций:

Демократическая Конфедеративная Республика Корё - проект организации конфедеративного корейского государства, предложенный в конце 1980-х годов президентом КНДР  Ким Ир Сеном. Перспективы реального объединения страны и тогда, и сейчас представляются очень призрачными в связи с тем, что Северная и Южная Кореи придерживаются разных идеологий.

Но, начиная с 1990-х годов, две страны делают очень небольшие шаги к объединению в виде ограниченных представительских и культурных контактов между населением, решения технических вопросов по стыковке инфраструктур, совместного выступления в некоторых видах большого спорта и на культурных мероприятиях и тому подобное.

Кроме того, союз России и Беларуси с 26 января 2000 года имеет черты конфедерации. Хотя известно, что Россия и Белоруссия стремятся к «мягкой» федерации. Учитывая взгляды Александра Лукашенко, мы можем прогнозировать, что в ближайшее время союз так и останется союзом, хотя в долгосрочной перспективе может вполне перерасти в конфедерацию, а затем в одно государство.

Ассоциированное государство - форма конфедерации из объединившихся на двусторонней основе неравнозначных государств, при которой меньшее государство, формально сохраняя суверенитет и независимость, доверяет значимую часть своих властных полномочий большему государству. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы.

Ныне существуют:

  1. Ватикан с Италией. При этом Италия и Ватикан являются суверенными унитарными государствами.
  2. Аруба, Кюрасао, Синт-Мартен и Нидерландами.
  3. Острова Кука, Ниуэ с Новой Зеландией. При этом Новая Зеландия – унитарное государство, входящее в конфедерацию – Содружество Наций.
  4. Азад Кашмир и Пакистан
  5. США + Пуэрто-Рико + Северные Марианские острова + Федеративные Штаты Микронезии + Маршалловы Острова + Палау
  6. Франция + Монако + Новая Каледония
  7. Франция и Испания + Андорра (При этом Андорра ассоциирована сразу с двумя государствами)
  8. Швейцария + Лихтенштейн
  9. КНР + Гонконг + Макао

Скорее всего, данные мелкие государства станут частью одного большого.

Также ранее существовали и другие ассоциированные государства, вскоре вошедшие в состав основного государства, например Татарстан и Россия. (Татарстан стал субъектом РФ, тоесть слился в одно государство с РФ).

  1. Основные факторы, влияющие на формирование политического режима:

По политическому режиму государства подразделяются на тоталитаризм, деспотию, тиранию, фашистский, авторитарный, демократический и др. По основным признакам их можно подразделить на демократические и недемократические. К недемократическим можно отнести тоталитарные и авторитарные режимы.

Политический режим определяется наличием в государстве прав и свобод граждан. В тоталитарном они отсутствуют полностью, в авторитарном их очень мало, а в демократическом – они присутствуют в полном объеме. Примером тоталитарного государства служит Северная Корея, примером авторитарного государства – Чили, Иран, страны Арабского Востока, а примером демократии – США, Российская Федерация, страны Европы.

Тоталитаризм получил широкое распространение в 20 веке в странах, которые отставали от модернизации. Главная особенность тоталитаризма – отсутствие прав и свобод граждан. В этих странах (Германия (при Гитлере), СССР (при Сталине), Северная Корея ныне (При Ким Чен Ыне)) проводилась неорганическая (догоняющая) модернизация, отличительная особенность которой в том, что она проводится по инициативе государства и под его контролем. Для осуществления контроля и мобилизации всех сил общества на решение задач модернизации и используются инструменты тоталитарного политического режима: карательные и репрессивные органы, запрет на деятельность профсоюзов, политических партий, ограничение влияния церкви и интеллигенции.

Авторитаризм - политический режим, при котором носитель власти (например, диктатор) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительное мнение на этот счёт носителя данной власти[17]. Чаще всего возникает после смягчения тоталитаризма (СССР), либо после революций. Авторитаризм, как форма политической власти часто сочетается с автократией (Форма отношения к власти) и диктатурой (Форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует. Революция полностью ломает существующую правовую систему и, находясь таким образом в правовом вакууме, авторитарно объявляет себя носителем власти). Таким образом, с полной уверенностью можно сказать, что Украина 2013-2015 годов (при временном правительстве Турчинова и нынешнем правительстве Порошенко) является авторитарной страной, несмотря на то, что официально установлена демократия.

Самая многочисленная форма правления – демократия. С момента своего возникновения демократия была концепцией, открытой для интерпретаций. Её история фактически является не только историей борьбы между сторонниками народовластия и его противниками, но и историей дискуссий среди сторонников. Демократия в её современном понимании имеет своё начало в Древней Греции и Древнем Риме, традициях средневековых городов-государств и развитии представительных органов власти в Европе и некоторых британских колониях в новое время. На сегодняшний день число функционирующих демократических режимов в мире является самым большим за всю мировую историю. Более половины населения мира живёт в странах, где периодически проводятся выборы. Народ повсеместно провозглашается источником политической власти, и даже диктатуры обычно подают свои действия от имени народа. Выборы, даже когда они сфальсифицированы, стали существенным ритуалом легитимизации власти. По мнению издателей известной энциклопедии «Британика», на рубеже XXI века демократические институты в более трети стран мира были сравнимыми с институтами старейших демократий.

На формирование политического режима влияют следующие факторы:

  • 1. Харизматичность лидера государства;
  • 2. Исторические традиции;
  • 3. Политико-правовые идеи;
  • 4. Национальный состав населения;
  • 5. Международное положение государства;
  • 6. Возможность контроля общественной жизни людей.

Вопрос о форме политического режима в  РФ для многих политологов остается дискуссионным. В Российской Федерации демократия официально установлена Конституцией как форма политического режима[18]. Но по мнению авторитетной организации Freedom House и журнала «The Economist», Россия не является демократической страной, а имеет политический режим – открытую анократию (переход от авторитаризма к демократии)[19].

Если по основным признакам проанализировать форму политического режима в РФ, то мы установим что:

  • Главным источником власти и носителем суверенитета признается народ, который может осуществлять свою власть непосредственно, а также через выбранных представителей.
  • Права и свободы граждан РФ преобладают над их обязанностями и носят фактический, а не декларативный характер.
  • Проведение всеобщего тайного альтернативного всенародного голосования – признак демократии, который соблюдается в РФ.
  • В России официально установлена многопартийность, которая существует, не только декларативно, но и фактически.
  • Идеологический плюрализм.
  • Существует реальное разделение властей.
  • Срок полномочий Президента ограничен 6 годами и не может быть более 2-х сроков подряд.
  • Существует свобода слова. Цензура запрещена законом.
  • Активно функционирует местное самоуправление и другие институты гражданского общества.

Таким образом, мы можем констатировать, что в РФ существует демократия.


Заключение

Таким образом, конфедерацией чаще всего являются союзы государств, которые позже приводят к соединению этих государств, либо наоборот – одно большое государство распадается на несколько маленьких и становится конфедерацией. Ассоциированное государство – ступень между конфедерацией и слиянием государств.

Из всех трех видов государственно-территориального устройства, самым редко встречающимся, запутанным и до конца неизведенныи, является конфедеративное образование. Унитарное государство чаще всего – государство, в котором проживают представители одной национальности, федерация – крупные государства, в которых большая смесь национального состава население, и конфедерация – своего рода союз нескольких суверенных государств.

Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических. В качестве основных среди них можно выделить следующие:

  • исторические традиции развития национальных государств;
  • исторические особенности становления национальной государственности;
  • социально-экономические и культурные факторы;
  • природные и климатические условия;
  • религиозные традиции
  • реальное соотношение социальных сил в стране;
  • национальный состав населения страны;
  • менталитет населения;
  • зарубежный опыт;
  • уровень жизни населения;
  • степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;
  • внешние факторы (международное положение и т. д.).
  • роль мирового сообщества.

А также прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного государства соотношение социальных сил, политическая борьба и её результаты.


Список использованной литературы

  1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. - Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.- М., Астрель,- 2012г.
  2. Брезгулевская Н.В. Виды федераций и модели федерализма .- СПб., ун-та.- 2005г.
  3. Васильев А.В. Теория права и государства.- М., Флинта.- 2008г.
  4. Википедия – свободная энциклопедия. www.ru.wikipedia.org/wiki
  5. Гессен В.М. – Автономия. Федерация. Национальный вопрос – СПб.- Народ и Свобода.- 1996г.
  6. Капустин А.Я. – Проблема взаимодействия права Содружества Независимых Государств (СНГ) с внутренним правом Российской Федерации - http://www.centrlaw.ru/publikacii/page27/index.html
  7. Кареев Н.И.  Западноевропейская монархия XVI-XVIII веков .- М.-2009г.
  8. Конституция Российской Федерации.-СПб.- Литера- 2014.
  9. Макиавелли Н. Государь. Размышления над первой декадой Тита Ливия .- Минск.- 2004г.
  10.  Михайлова С.Ю. Конфедерация. Вопросы теории и практики. Автореферат к диссертации .- Уфа.- 2006г.
  11.  Пьянов Н.А. Формы государства. Автореферат к диссертации .- Сибирский Юридический Вестник.- 2002г.
  12.  Сомов И.И. Федерализм переводится как союз, объединение. Не путать с сепаратизмом - http://www.informburo.dn.ua/cgi-bin/iburo/start.cgi?prn1=info4&grp=0261
  13.  Студопедия – студенческая энциклопедия. www.studopedia.ru


[1] Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. - Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ – М., Астрель,- 2012 г.

[2] Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. - Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ – М., Астрель,- 2012 г.

[3].Кареев Н.И.  Западноевропейская монархия XVI-XVIII веков.  Государственная публичная историческая библиотека России. 2009г

[4] Википедия – свободная энциклопедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/

[5] Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время.- СПб. - Изд. И.А. Ефрона.- 2010 г.

[6] Студопедия – студенческая энциклопедия. - http://studopedia.ru/

[7] Пьянов Н.А. – Формы государства. Автореферат к диссертации - Сибирский Юридический Вестник.- 2002 г.

[8] Википедия – свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki

[9] Макиавелли Н. Государь. Размышления над первой декадой Тита Ливия. - Минск. 2004

[10] Гессен В.М. Автономия. Федерация. Национальный вопрос.- СПб.- Издательство «Народ и Свобода». - 1996г

[11] Васильев А.В. Теория права и государства. - М.- Флинта.- 2008

[12] Сомов И.И.Федерализм переводится как союз, объединение. Не путать с сепаратизмом». http://www.informburo.dn.ua/cgi-bin/iburo/start.cgi?prn1=info4&grp=0261

[13] Брезгулевская Н.В. «Виды федераций и модели федерализма». Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2005 г.

[14] Михайлова С.Ю. Конфедерация. Вопросы теории и практики. -Автореферат  диссертации. -Уфа, -2006 г.

[15] Цит. по: Капустин А.Я.  Проблема взаимодействия права Содружества Независимых Государств (СНГ) с внутренним правом Российской Федерации.- http://www.centrlaw.ru/publikacii/page27/index.html

[16] Цит. по: Капустин А.Я.  Проблема взаимодействия права Содружества Независимых Государств (СНГ) с внутренним правом Российской Федерации.- http://www.centrlaw.ru/publikacii/page27/index.html

[17] Википедия – свободная энциклопедия -  https://ru.wikipedia.org/wiki

[18] Конституция ст.1. п. 1 - http://www.constitution.ru/

[19] Википедия – свободная энциклопедия.-  https://ru.wikipedia.org/wiki/


Поделиться:

Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"

«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей

Медведь и солнце

Кто грамотней?

Привередница