• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Внимание: проектор!

Опубликовано Сороколетова Ольга Владимировна вкл 05.06.2015 - 19:09
Сороколетова Ольга Владимировна
Автор: 
Шапошникова Екатерина, Быкова Анастасия

Учебно-исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie-proektor.docx400.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №11»

ВНИМАНИЕ: ПРОЕКТОР!

Быкова Анастасия Дмитриевна

Шапошникова Екатерина Николаевна

Руководитель: Сороколетова Ольга Владимировна

учитель химии и биологии

г. Петрозаводск

2014

ВВЕДЕНИЕ

     Проектор — это оптический прибор, предназначенный для создания действительного изображения плоского предмета небольшого размера на большом экране [1].
    Проектор в современной школе стал таким же незаменимым атрибутом, как доска и мел. Если раньше учителя должны были располагать плакатами и порой сами изготавливали демонстрационный материал, то сегодня можно найти как готовые плакаты, картинки или видеоролики в интернете, так и сделать их самим, только уже не гуашью на ватмане, а, к примеру, в PowerPoint.

Гипотеза: проектор в нашей школе используется правильно

Цель работы: исследовать правильность использования такого современного технического средства обучения как проектор в нашей школе

Методы: работа с источниками информации, наблюдение, анкетирование, математические методы

Задачи: 

  1. провести анкетирование обучающихся 5-11 классов и учителей, чтобы выявить их отношение к проектору как современному техническому средству обучения;
  2. познакомиться с правилами грамотного использования проектора на уроках;
  3. с помощью различных методов узнать правильно ли используется проектор в нашей школе;
  4. разработать комплексы упражнений для профилактики утомления глаз по отдельным предметам.

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПРОЕКТОРА

     Слово проектор произошло от латинского слова «projectus» - «брошенный вперед».

Когда же был изобретён проектор? Трудно поверить, но этому изобретению человечества почти три века! Так называемый «волшебный фонарь» придумал учёный Христиан Гюйгенс в середине 17 века. Проектор был создан с целью сделать наглядными научные лекции. Так появилась первая проекционная система, которая соединяла в себе, как ей и положено, источник света, носитель изображения и линзу [2].

     1995 год — год рождения мультимедийного проектора.
    И сейчас технологии зашли так далеко, что появились интерактивные проекторы. И проекторы стали доступнее. Их можно увидеть не только в университете на лекциях, а даже дома не редкость.  Какую сферу жизни не возьми — везде проекторы сослужат добрую службу [2].

ПРОЕКТОР В ШКОЛЕ

     Проектор относится к техническим средствам передачи учебной информации (ТСО).

По данным ЮНЕСКО, когда человек слушает, он запоминает 15 % речевой информации, когда смотрит - 25 % видимой информации, когда видит и слушает - 65 % получаемой информации. Необходимость применения в школе ТСО, которые в качестве аудиовизуальных средств могут воздействовать на различные органы чувств, несомненна.

Необходимость ТСО так же обусловлена и значительным усложнением объектов обучения: невозможно продемонстрировать сложное техническое устройство, микросхему или технологический процесс только вербальными средствами и с помощью мела и доски. ТСО при рациональном использовании улучшают условия труда как учителя, так и учеников.

     Степень применения ТСО зависит от характера преподаваемой дисциплины, подготовленности и интересов учащихся, формы занятий, склонностей и пристрастий самого преподавателя, наличия программно-методического обеспечения [3].

ПРАВИЛА ГРАМОТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТОРА НА УРОКАХ

Опасными факторами при работе с проектором являются:

  • физические (низкочастотные электрические и магнитные поля; статическое электричество; ультрафиолетовое излучение; повышенная температура; ионизация воздуха; опасное напряжение в электрической сети; осколки лампы и линзы);
  • химические (пыль; вредные газы (в лампе));
  • психофизиологические (напряжение зрения и внимания; интеллектуальные и эмоциональные нагрузки; монотонность труда).

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках (СанПиН 2.4.2.2821-10)

Классы

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

1 - 2

10

15

15

15

3 - 4

15

20

20

15

5 - 7

20

25

25

20

8 - 11

25

30

30

25

     После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 1)

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В нашей школе за последние 3 года количество проекторов увеличилось в 2 раза.

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Мультимедийные проекторы

8

10

16

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ

Проводя анкетирование (Приложение 2), мы ставили целью вывить следующее:

  1. узнать, как относятся обучающиеся и учителя к использованию проектора на уроках?
  2. знают ли респонденты, какова продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках?
  3. чувствуют ли обучающиеся усталость глаз после уроков с использованием проектора?
  4. проводят ли учителя упражнения для профилактики утомления глаз обучающихся в течение урока с использованием проектора?

    Мы опросили 170 человек (153 обучающихся и 17 учителей), в результате анкетирования выявили, что 95% обучающихся и 100% учителей положительно относятся к использованию проектора на уроке. По мнению учителей, положительными сторонами использования проектора являются: наглядность, доступность материала, смена видов деятельности. При этом учителя считают, что неправильное использование проектора может оказывать отрицательное воздействие на здоровье учеников (например, приводить к ухудшению зрения).  

     Большинство респондентов (51% учащихся и 83% учителей) считают, что продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках составляет 20 минут, что соответствует требованиям СанПиН для начальной школы.

     19% обучающихся чувствуют усталость глаз после уроков с использованием проектора. Однако упражнения для профилактики утомления глаз обучающихся в течение урока с использованием проектора проводят только 33% учителей, принявших участие в анкетировании (Приложение 3). 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТОРА НА УРОКАХ В 8А КЛАССЕ

     Исходя из результатов наблюдений в течение двух недель и математических методов, было выявлено, что больше всего в нашем классе проектор используется на уроках информатики, обществознания, истории (Приложение 4).

При этом не соблюдаются требования СанПиН к продолжительности непрерывного применения технических средств обучения на уроках именно на уроках истории и обществознания.

ВЫВОДЫ

  1. В результате анкетирования было выявлено, что 97,5% респондентов положительно относятся к использованию на уроке проектора.
  2. 19% обучающихся чувствуют усталость глаз после таких уроков.
  3. Положительные стороны в использовании проектора, по мнению учителей: наглядность, доступность материала, смена видов деятельности; отрицательные: дополнительная нагрузка на глаза учащихся и шум работающего прибора.
  4. Не на всех уроках соблюдаются установленные СанПиН требования к продолжительности непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения.
  5. Только 33% учителей, принявших участие в анкетировании, проводят в течение урока с использованием проектора упражнения для профилактики утомления глаз.
  6. В помощь учителям нами были разработаны тематические упражнения для профилактики утомления глаз по отдельным предметам (Приложение 5)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Проектор - современное техническое средство, которое облегчает обучение, делает его более интересным, эффективным и наглядным. Однако не всегда проектор на уроке используется с соблюдением всех правил и норм. Это может привести к ухудшению состояния здоровья обучающихся, поэтому всем участникам образовательного процесса необходимо знать и соблюдать правила грамотного использования проектора.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%E5%EA%F2%EE%F0
  2. http://www.itdufa.ru/public/1559/
  3. Технические средства обучения и методика их использования, Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров, ИЦ «Академия», Москва, 2001

Приложение 1

КОМПЛЕКСЫУПРАЖНЕНИЙДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ УТОМЛЕНИЯ ГЛАЗ

  1. Горизонтальные движения глаз: направо - налево.
  2. Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
  3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  4. Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
  5. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
  6. Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него — глаза легко «соединятся».
  7. Частое моргание глазами.
  8. Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

Каждое упражнение следует повторять не менее 6 раз в каждом направлении.

Приложение 2

АНКЕТА

для обучающихся 5-11 классов

для учителей

1.Кто вы?

А) мальчик; Б) девочка

2. Как Вы относитесь к тому, что учителя на уроках используют проекторы?

А) положительно; Б) отрицательно

3. Считаете ли Вы использование проекторов эффективным при проведении уроков?

А) да; Б) нет

4. Как вы считаете, сколько минут за урок можно проводить за проектором?

А) 10 минут; Б) 20 минут; В) 40 минут; Г) больше 40 минут

5. Считаете ли Вы, что проектор облегчает обучение?

А) да; Б) нет

6. Чувствуете ли вы усталость глаз после уроков с использованием проектора?

А) да; Б) нет; В) иногда

1. Как часто Вы используете проектор на своих уроках?

А) часто; Б) иногда; В) не использую

2. Перечислите положительные сторон использования проектора на уроке?

3. Перечислите отрицательные стороны использования проектора на уроке?

4. При использовании аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в классах среднего и старшего звена не должна превышать:

А) 10 минут; Б) 20 минут; В) 30 минут; Г) 40 минут

5. Проводите ли Вы зарядку для глаз с учениками после работы с визуальными средствами обучения?

А) да; Б) нет; В) иногда

Приложение 3

F:\ПЕЧАТЬ\Диаграммы.jpg

Приложение 4

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТОРА НА УРОКАХ В 8А КЛАССЕ

Исходя из результатов наблюдений в течение двух недель и математических методов, было выявлено, что больше всего в нашем классе проектор используется на уроках информатики, обществознания, истории.

Предмет

Время общего использования проектора на уроке (% от общего времени урока)

Информатика

92%

Обществознание

87%

История

46%

Моя Карелия

38%

Русский язык

36%

Биология

25%

География

25%

Физика

22%

Английский язык

1%

Химия

1%

Приложение 5

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ УТОМЛЕНИЯ ГЛАЗ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ

Химические упражнения для глаз:

1) «Вслед за электроном». И.п. – сидя. Закрыть глаза. Представить и плавным движением глаз описать траекторию движения электрона.

2) «Формы электронных облаков». И.п. – сидя. Глаза открыты или закрыты. Представить и плавным движением глаз описать форму s, p, d – электронных облаков.                                                

3) «Напиши формулу». И.п. – сидя. Глаза закрыты. Представить и плавным движением глаз описать нужную химическую формулу

Биологические упражнения для глаз:

  1. «Клетка». И.п. – сидя. Закрыть глаза. Представить и плавным движением глаз описать форму клетки.
  2. «Вправо или влево?». И.п. – сидя. Глаза открыты. Плавным движением направлять глазные яблоки, в правую или в левую стороны, определяя правильное царство, услышав его представителя.
  3. «Смотри, муха!». И.п. – сидя. Глаза открыты. Представить и плавным движением глаз наблюдать за движением мухи по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Исторические упражнения для глаз:

  1. «Напиши дату». И.п. – сидя. Закрыть глаза. Представить и плавным движением глаз написать дату величайшего события.
  2. «Направление войск». И.п. – сидя. Глаза открыты. Представить и плавным движением глаз описать направление войск на карте.
  3. «ФИО правителя». И.п. – сидя. Глаза открыты. Представить и плавным движением глаз написать ФИО правителя какой – либо династии.

Филологические упражнения для глаз:

  1. «Алфавит закрытыми глазами». И.п. – сидя. Закрыть глаза. Представить и плавным движением глаз описать форму каждой буквы.
  2. «Морфемный разбор слова». И.п. – сидя. Глаза открыты. Представить и плавным движением глаз описать каждую морфему данного слова.

Поделиться:

Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев

Новогодние гирлянды

Чайковский П.И. "Детский альбом"

Пчёлы и муха

На берегу Байкала