• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Практико-ориентированный проект "Безопасный путь из дома в школу"

Опубликовано Комышева Ирина Васильевна вкл 15.06.2015 - 12:06
Комышева Ирина Васильевна
Автор: 
Комышева Ирина Васильевна

Проект посвящён изучению правил дорожного движения.  В проекте показана необходимость соблюдения ПДД, важность их более углублённого изучения, представлен макет улицы, сделанный своими руками, с обозначенным на нём безопасным маршрутом движения из дома в школу. Данный макет является важным наглядным пособием для проведения в процессе внеурочной деятельности  занятий "Школы юного пешехода".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_praktiko.docx37.21 КБ

Предварительный просмотр:

Научный руководитель:

Комышева Ирина Васильевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ №1 г. Камешково

Владимирской области

Паспорт индивидуального практико-ориентированного проекта

«Безопасный путь из дома в школу»

Проект

Практико-ориентированный

Название

«Безопасный путь из дома в школу»

Учреждение

МОУ СОШ №1 г. Камешково

Класс

1 «Б»

Научный  руководитель

Комышева Ирина Васильевна

Исполнители

Зрилов Илья

Зрилова Ольга Сергеевна

Краткое описание проекта

Проект посвящён изучению правил дорожного движения.  В проекте показана необходимость соблюдения ПДД, важность их более углублённого изучения, представлен макет улицы, сделанный своими руками, с обозначенным на нём безопасным маршрутом движения из дома в школу. Данный макет является важным наглядным пособием для проведения в процессе внеурочной деятельности  занятий "Школы юного пешехода".

Проблема, решаемая проектом

Многие дети недостаточно знают ПДД,и это часто приводит к несчастным случаям и ДТП.Необходимы знания и строгое соблюдение ПДД. Только так можно защитить себя от опасности на дороге.

Основная идея проекта

Демонстрация одноклассникам важности и необходимости соблюдения ПДД, изучение ПДД и элементов системы дорожных знаков и дорожной разметки на примере модели городской улицы, создание собственного безопасного маршрута движения из дома в школу.

Масштаб организации работ

1. Определение проблемы,целей, задач проекта.

2. Изучение ПДД в процессе урочной и внеурочной деятельности.

3.Изучение мультимедийного материала по теме.

4. Практические наблюдения на улицах города, в общественном транспорте.

5. Консультации с представителями ДПС и инспектором полиции по работе с детьми по ПДД.

6. Изготовление макета уличной инфраструктуры из подручных средств. 7. Моделирование уличной ситуации. 8.Представление проекта в классе, проведение занятия "Школы юного пешехода"  с использованием изготовленного макета.

Полученные результаты

1. Материалы для проведения занятий по ПДД в процессе внеурочной деятельности в "Школе юного пешехода"

2. Создание макета улицы

3. Подтверждение необходимости соблюдать ПДД.

4. Получение более глубоких знаний по ПДД.  

Адресная направленность результатов проекта

1.Одноклассникам для более глубокого изучения ПДД.

2.Ученикам других начальных классов школы для проведения занятий по ПДД, классных часов.

3. Учителям начальной школы, как наглядное пособие по ПДД и технологии.

4.Автору проекта для более подробного изучения ПДД.  

Перспектива дальнейшего развития проекта

1. Создание индивидуальныхмаршрутов безопасной дорогииз дома в школу каждого одноклассника.

2. Создание материалов дляинтерактивной игры по ПДД.  

Актуальность проекта

В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика  показывает: ситуация  с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.

Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием детей младшего школьного возраста  во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др. Находясь на проезжей части  или играя  на ней, младшие школьники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Проблема обучения младших школьников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Дети младшего школьного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от младших школьников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.

Теоретический анализ основных условий  и причин  возникновения ДТП с младшими школьниками

Условия:

• Самостоятельное (без взрослых) нахождение на улице и в жилой зоне, во дворах, на тротуарах, возле гаражей. Младшие школьники, оказавшиеся на проезжей части без сопровождения взрослых, попадают в ДТП по причине того, что они не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве и не осознают опасности транспортных средств.

• Халатное отношение взрослых, находящихся на улице с детьми (оставление без присмотра младших школьников, детских колясок с грудными детьми на тротуаре, проезжей части, возле магазинов и т.д.)

• Переход проезжей части взрослыми с детьми в неустановленном месте и другие нарушения правил дорожного движения

• Недержание детей за руку при переходе дороги и в местах, где имеется движение автомобилей (в жилой зоне, во дворах, на тротуарах и т.д.). В таких случаях ДТП может произойти на глазах у взрослых, которые предоставили детям самостоятельность.

• Причиной гибели и ранений детей – пассажиров в салоне автомобиля может стать нахождение ребёнка до 12 лет на переднем сидении, на руках у взрослых или отсутствие ремней безопасности, детских удерживающих устройств и другие нарушения ПДД, совершаемые взрослыми.

Причины:

• Самостоятельный переход проезжей части в неустановленном месте, т.е. вне пешеходного перехода. Это самая распространённая причина наездов на детей – пешеходов, которые переходят дорогу, не понимая опасности движущегося транспорта. Подавляющее большинство несчастных случаев с младшими школьниками возникает в так называемых обманчивых ситуациях, когда им кажется, что опасности нет, и они успеют перейти дорогу вне пешеходного перехода. Однако в силу возрастных и психофизиологических особенностей дети не могут этого сделать. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель видит его и успеет остановиться. Однако водитель может не увидеть ребёнка из-за маленького роста, либо не может остановить транспортное средство, которое при торможении продолжает двигаться по инерции, совершая наезд. Несчастные случаи происходят и по вине водителей, когда они не снижают скорость, видя бегущего ребёнка, и воспринимают его как «маленького взрослого», не понимая возрастных и психофизиологических особенностей его поведения на дороге.

• Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих транспортных средств, зелёных насаждений, и других препятствий, затрудняющих обзор. Закрытый обзор является одной из причин наезда на младших школьников, которых водители не видят и, потому,не ожидают их внезапного появления на дороге. Выбегая на дорогу, ребёнок видит, как правило, большие грузовые машины и не понимает, что за ними могут ехать легковые автомобили на большой скорости. Кроме того, нередко дети пропускают автомобили, приближающиеся слева, выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, идущих справа в противоположном направлении.

• Неподчинение сигналам светофора. Младшие школьники переходят дорогу, не придавая значения сигналам светофора. Они считают, что если горит красный сигнал светофора, а транспорта нет, то они успеют перейти дорогу, не понимая, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости. Кроме того, дети медленно реагируют на смену сигналов светофора. Не понимают значения мигающего зелёного сигнала, который горит всего 3 секунды. Видя зелёный мигающий сигнал, они переходят дорогу и попадают в ДТП.

•Движение детей по проезжей части при наличии тротуара. Младшие школьники, увлёкшись разговорами, увидев на улице что-то интересное, могут, не думая об опасности, неожиданно оказаться на проезжей части или идти по ней вместо тротуара.

•Незнание правил перехода перекрёстка. Младшие школьники не понимают, на какие светофоры следует смотреть. Часто не идут по пешеходному переходу, а перебегают дорогу по диагонали.  Дети  не знают, что транспортные средства могут делать повороты на перекрёстках на зелёный сигнал светофора, который горит для пешеходов.

• Игры детей на проезжей части. В силу возрастных особенностей младшие школьники не всегда понимают опасность игр вблизи проезжей части или на ней. Они увлекаются игрой, которая для них гораздо важнее приближающегося транспорта.

• Движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств. Младшие школьники не знают правил движения по проезжей части, в местах, где нет тротуара или обочины. В результате они идут, как им удобно.

• Езда на велосипедах, роликах и других самокатных средствах по проезжей части дороги. Младшие школьники катаются на велосипедах, роликах, самокатах там, где им удобно, нередко выезжая на проезжую часть.

• Неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта. ДТП достаточно часто происходят в зоне остановки маршрутного транспорта. Выйдя из него, Младшие школьники начинают обходить его спереди и попадают под движущийся за ним транспорт. Обходя транспорт сзади, дети не видят встречного транспорта и также попадают в ДТП. Даже находясь с взрослыми, ребёнок может вырваться и побежать на противоположную сторону дороги, где и происходит наезд.

• Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали. Стремясь успеть на остановку к подъезжающему маршрутному транспорту, младшие школьники бегут по диагонали, смотрят при этом только вперёд, не замечая приближающегося транспорта.

Таким образом, анализ причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей младшего школьного возраста, показывает, что виновными в этом являются водители, взрослые, не проявляющие достаточной бдительности при сопровождении детей (не держат детей за руку или сами нарушают правила дорожного движения), а так же сами дети.  В основном, это происходит  из-за возрастных и психофизических особенностей младших школьников, а также из-за незнания и несоблюдения ПДД. Все причины и условия, способствующие возникновению ДТП, связаны с ошибками в поведении водителей, детей и взрослых на улицах и дорогах.

На основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием младших школьников, должна быть построена профилактическая работа, направленная на воспитание и обучение детей младшего школьного возраста. Чувство опасности дороги и транспорта (но не страха перед ними), предвидение скрытой опасности могут быть привиты ребёнку путём организации в ОУ специальной образовательной деятельности, построенной на основе современных образовательных технологий, таких как проектная деятельность.

Паспорт проекта

«Безопасная дорога в школу»

Название проекта

 «Безопасная дорога в школу»

Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

По количеству участников

Коллективный

По предметно-содержательной области

Окружающий мир, основы безопасности жизнедеятельности

По широте охвата содержания

Межпредметный

По продолжительности

Среднесрочный

Образовательная область

Внеурочная деятельность

Участники

Учащиеся 1 «Б» класса, педагог, родители, инспектор ДПС

Сроки проведения

Конец марта - начало апреля 2015 г.

Руководитель проекта

Комышева Ирина Васильевна

Цели проекта

  • формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения младших школьников в окружающей дорожно-транспортной среде с целью профилактики дорожно-транспортного травматизма;
  • совершенствование форм и методов работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения в классе среди детей иродителей через проектную деятельность.

Задачи проекта

  • организация деятельности по привитию младшим школьникам приемов их безопасного поведения на дороге;
  • привитие детям практических навыков ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги через информативно-поисковую деятельность;
  • создание условий для формирования социальных  навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с детьми, родителями и взаимной помощи;
  • совершенствование предметно-развивающей среды;
  • развитие  познавательного интереса, умения детей своевременно и самостоятельно указывать на проблемную ситуацию и делиться с окружающими людьми приобретенным опытом;
  • активизация работы по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди детей, родителей, общественности;
  • проектирование индивидуального маршрута безопасного движения из дома в школу каждого ученика.

Педагогические принципы реализации проекта

  • самостоятельность детей;
  • деятельностный подход;
  • сотворчество детей и взрослых;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей;
  • взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.

Теоретическая база

  • Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности детей младшего школьного возраста»;
  • Т.И. Данилова. Программа «Светофор».

Программно-методическое сопровождение

  • методические рекомендации;
  • консультативный материал для детей и  родителей;
  • подборка литературного материала;
  • сценарии бесед, досугов, праздников, целевых прогулок;
  • анкеты для родителей и детей.

Ресурсное  обеспечение проекта

  • библиотека детской учебной и познавательной литературы;
  • иллюстративно-наглядный материал;
  • технические средства: компьютер, мультимедийная система, интерактивная доска;
  • видеофильмы, видеоролики, слайды;
  • коллекция атрибутов для создания различных образов и проблемных ситуаций;
  • настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры.

Целевые группы проекта

Дети:

  • специально организованная деятельность;
  • совместная деятельность педагога,детей и родителей;
  • самостоятельная деятельность детей.

Педагог:

  • активная методическая и консультативная работа;
  • интеграция деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дороге.

Родители:

  • оказание консультативной помощи;
  • содействие педагогу по теме проекта;
  • участие в классных мероприятиях.

Команда реализации проекта

  • дети;
  • педагог;
  • инспектор ДПС;
  •  родители.

Форма представления результатов

  • Индивидуальные маршруты безопасной дороги из дома в школу каждого ученика;
  • Презентация продуктов проекта на занятиях по ПДД в «Школе юного пешехода» в процессе внеурочной деятельности.

Этапы работы над проектом

Название этапа

Краткое содержание деятельности

Подготовительный этап

  1. Определение актуальности темы, предложение идеи детям о предстоящем проекте.
  2. Исследование ЗУН детей по теме проекта, формулировка проблемы.
  3. Определение целей, задач, основного замысла и формы продукта проектной работы.
  4. Обзор источников и анализ статистических данных об основных причинах детского дорожно-транспортного травматизма;
  5. Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
  6. Групповое обсуждение проекта, составление индивидуальных планов работы над проектом.
  7. Анкетирование родителей “Соблюдение дорожно-транспортной безопасности”.

Поисковый этап

  1. Выявление и описание потенциально опасных объектов и участков дорог нашего города, которые встречаются детям на пути из дома в школу.
  2. Анализ опасных дорожных объектов нашего города. Выделение наиболее опасного объекта.
  3. Выявление опасных дорожных объектов на пришкольной территории.
  4. Планирование и описание плана действий по решению данной проблемы.
  5. Промежуточные отчёты учащихся по составлению индивидуального безопасного маршрута из дома в школу.

Основной этап

  1. Реализация проекта в различных формах, методах и приемах совместной с детьми деятельности с учетом интеграции образовательных областей.
  2. Целевые экскурсии с детьми.
  3. Создание макетов улицы с указанием безопасного маршрута от дома до школы.
  4. Индивидуальные беседы с детьми и родителями.
  5. Консультация для родителей на тему «Безопасность детей – забота взрослых».

Обобщающий этап

  1. Индивидуальные и групповые консультации  по содержанию и правилам оформления проектных работ.
  2. Оформление результатов проекта (индивидуальных безопасных маршрутов из дома в школу).
  3. Подготовка презентации на тему: «Об этом должен знать каждый!»

Заключительный этап. Рефлексия

  1. Подготовка к публичной защите индивидуальных безопасных маршрутов.
  2. Защита индивидуальных проектов в классе, демонстрация безопасных маршрутов учащихся.
  3. Итоговое совместное мероприятие «Правила движения достойны уважения».
  4. Показ презентации на тему «Об этом должен знать каждый!»
  5. Подведение итогов, анализ выполненной работы.


Поделиться:

Чья проталина?

Злая мать и добрая тётя

Цветение вишни в лунную ночь

Рождественский венок

Марши для детей в классической музыке