• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Темперамент и цвет одежды подростков

Опубликовано Хоменко Нина Борисовна вкл 27.08.2015 - 21:38
Хоменко Нина Борисовна
Автор: 
Сапарова Дурсун

Исследовательская работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.r.pptx2.5 МБ
Файл temperament_i_tsvet_odezhdy_podrostkov.docx106.39 КБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Темперамент и цвет одежды подростков Работу выполнила ученица 7 класса САПАРОВА ДУРСУН Руководитель: ХОМЕНКО НИНА БОРИСОВНА МБОУ СОШ «Эврика – Развитие» г. Ростов-на-Дону 2011-2012 учебный год

Слайд 2

Цель – исследование взаимосвязи между темпераментом подростков, как внутренней предрасположенности, с индивидуальным предпочтении цвета в стиле одежды. Задачи работы: изучить теоретическую литературу по данной теме; раскрыть роль темперамента в индивидуальном стиле поведения; подобрать диагностические методики; провести диагностическое исследование темперамента подростков; провести длительное наблюдение за обучающимися 7 класса для выявления цветовых предпочтений в одежде; провести математико-статистическую обработку полученных результатов исследования; сформулировать результаты исследования; сравнить результаты двух исследований; анализ полученных данных на выявление взаимосвязи темперамента и цвета в стиле одежды;

Слайд 3

Гипотеза: индивидуальный цвет в стиле одежды взаимосвязан с определенным типом темперамента человека. Предмет исследования – темперамент подростков и цветовой стиль одежды. Объект исследования – подростки

Слайд 4

Методы, используемые при написании работы: метод изучения теоретической литературы; тест на выявление типа темперамента; наблюдение (длительное); математические методы; эмпирические методы (сбор научных и психологических фактов); анализ.

Слайд 5

Уровни воздействия цвета: на физическом уровне, на психологическом, гармонизирует и связует воедино, витаминизирует (дает силы), исцеляет, пробуждает интуицию, способствует развитию духовности .

Слайд 6

Гиппократ Впервые обозначил различия людей по темпераменту

Слайд 7

Классификация темпераментов Павлова И.П. по процессам возбуждения и торможения подвижность малоподвижный подвижный уравновешенность неуравновешенный уравновешенный сила сильный слабый Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик

Слайд 8

флегматик холерик сангвиник меланхолик

Слайд 9

Сангвиники Дарвин Пушкин Флегматики Джордано Бруно Меланхолики Шопен Надсон Левитан Гоголь Холерики Наполеон Пётр 1 Марат

Слайд 11

красный белый чёрный серый зелёный жёлтый фиолетовый розовый коричневый оранжевый синий % % % % % % % % % % % Сангвиники 20 42 49 44 9 0 6 9 5 3 56 Флегматики 9 51 43 25 7 4 13 6 5 0 54 Холерики 13 11 42 31 21 1 4 24 4 4 50 Меланхолики 8 33 13 25 0 4 4 29 13 0 67 Цветовые предпочтения в одежде подростков разных темпераментов по результатам двухнедельного наблюдения

Слайд 12

Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик 1 Синий Синий Синий Синий 2 Черный Белый Чёрный Белый 3 Серый Чёрный Серый Розовый 4 Белый Серый Розовый Серый 5 Красный Фиолетовый Зелёный Коричневый, Чёрный 6 Розовый Красный Красный Красный Зелёный 7 Фиолетовый Зелёный Белый Жёлтый, Фиолетовый 8 Коричневый Розовый Фиолетовый, Зелёный, Коричневый, Оранжевый Оранжевый 9 Оранжевый Коричневый Жёлтый 10 Жёлтый Жёлтый 11 Оранжевый

Слайд 13

Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик 1 Синий Синий Синий Синий 2 Черный Белый Чёрный Белый 3 Серый Чёрный Серый Розовый

Слайд 14

Все подростки, имеющие разные преобладающие типы темпераментов предпочитают различную цветовую гамму в одежде. На первом месте у всех обучающихся одежда синего цвета. На втором месте по предпочтению белый (у флегматиков и меланхоликов) и чёрный (у холериков и сангвиников) цвета. На третьем месте у сангвиников и холериков серый. Примечательно то, что меланхоликам свойственно носить одежду розового цвета. Очевидно, что индивидуальные особенности темперамента каждого подростка находят свое отражение в выборе цветовой гаммы одежды. Выводы и заключения

Слайд 15

Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик Синий Синий Синий Синий постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость. Старание все привести в порядок, систематизировать Считается, что синий цвет выбирают те, кто устал от напряжения, кто хочет гармонии с окружающими.

Слайд 16

Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик Черный Белый Чёрный Белый мотивированное применение силы, созидание способность к предвидению, содержательность мотивированное применение силы, созидание способность к предвидению, содержательность совершенство и завершенность, окончательное решение, полная свобода для возможностей и снятие препятствий. Его фундаментальное качество – равенство. Изоляция, скука чопорность разочарование отрешенность

Слайд 17

Сангвиник Флегматик Холерик Меланхолик Серый Чёрный Серый Розовый Черный дает шанс отдохнуть, содержит в себе обещание – “все будет нормально”, надежду. Как правило, такой цвет надевают при нервном истощении стремление найти положительные чувства, дающие внутреннюю гармонию и отдых романтичность, доброта, любовь, страстность, чрезмерная чувствительность

Предварительный просмотр:

Темперамент и цвет одежды подростков

                                       МБОУ СОШ «Эврика - Развитие»

                                    г. Ростов-на-Дону

Темперамент и

цвет одежды подростков


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение

3

Глава 1. Цвет и одежда.

5

Глава 2. Темперамент.

7

2.1.

Немного из истории.

7

2.2.

Характеристики типов темперамента.

8

2.3.

Темпераменты известных личностей.

12

Глава 3.Экспериментальная.

14

3.1  

Процедура и методики исследования.

14

3.2.

Результаты исследования по выявлению типов темперамента.

14

3.2.

Результаты исследования по выявлению цветовых предпочтений в одежде подростков.

16

3.3.

Сравнительный анализ результатов исследования.

17

3.4

Выводы.

19

Список литературы

22

Введение

        Почти ни для кого уже не секрет, что цвет, выбираемый человеком, может кое-что сказать о его характере или настроении на данном этапе жизни. Так же с помощью цветовой гаммы в одежде можно определенным образом "посылать сигналы" окружающим, вызывать огонь на себя, привлекать внимание или же, наоборот, закрываться от отрицательной энергетики, делаться более незаметным.

   Каждый день, входя в свой класс, я вижу своих одноклассников, и все они такие разные и неповторимые, что я даже удивляюсь, как настолько разные люди уживаются в мире и согласии вот уже семь лет. Всегда они, приходя в школу, разговаривают на разные темы, обсуждают домашние задания и многое другое. Рассматривая, их я начала замечать некоторые примечательности. И самой заметной, но не очень понятной была их одежда. Я начала замечать, что они все одеты по-разному, но цвета в самой одежде повторяются.

Некоторые учёные – психологи предполагают, что предпочтения в цвете зависят от биологически заданной программы человека, которую называют темпераментом. Но верить ли выводам психологов, соглашаться ли с психологической характеристикой, продиктованной предпочтением  того или иного цвета? Это мне и захотелось проверить в своем маленьком исследовании.

Цель данной работы – исследование взаимосвязи между темпераментом подростков, как внутренней предрасположенности, с индивидуальным предпочтении цвета в стиле одежды.

Задачи данной работы:

  • изучить теоретическую литературу по данной теме;
  • раскрыть роль темперамента в индивидуальном стиле поведения;
  • подобрать диагностические методики;
  • провести диагностическое исследование темперамента подростков;
  • провести длительное наблюдение за обучающимися 7 класса для выявления цветовых предпочтений в одежде;
  • провести математико-статистическую обработку  полученных результатов исследования;
  • сформулировать результаты исследования;
  • сравнить результаты двух исследований;
  • анализ полученных данных  на выявление взаимосвязи темперамента и цвета в стиле одежды;

В качестве гипотезы, нами было выдвинуто предположение, что индивидуальный цвет в стиле одежды  взаимосвязан с определенным типом темперамента человека.

Предмет исследования – темперамент подростков и  цветовой стиль одежды.

Объект исследования данной работы – подростки

Методы, которые использовались при написании данной работы:

  1. метод изучения теоретической литературы;
  2. тест на выявление типа темперамента;
  3. наблюдение (длительное);
  4. математические методы
  5. эмпирические методы (сбор научных и психологических фактов);
  6. анализ

База исследования – обучающиеся 7 класса МБОУ СОШ «Эврика Развитие»

Глава 1. Цвет и одежда.

Сегодня интерес к использованию цвета бурно растет, завоевывает широкое признание цветотерапия. Каждый цвет – это энергия, которая распространяется как волны определенной длины, восприятие которых идет от зрения на органы и доходит до тактильных ощущений. Цвет воздействует на нас сразу на нескольких уровнях и в нескольких направлениях:

  • на физическом уровне,
  • на психологическом,
  • гармонизирует и связует воедино,
  • витаминизирует (дает силы),
  • исцеляет,
  • пробуждает интуицию,
  • способствует развитию духовности.

Чаще всего выбор цветов и оттенков одежды человек делает исходя из критериев «нравится - не нравится». Нравятся, как правило, те, которые вызывают приятные ассоциации и волнения. В зависимости от возраста, пола и жизненных обстоятельств меняются цветовые предпочтения. Влияние на предпочтительность той или иной цветовой гаммы оказывает, конечно же, сезонность и мода.

То, какому цвету отдается предпочтение в гардеробе в настоящий период жизни, может говорить о наклонностях человека, его внутренних потребностях, иногда о возникших проблемах. Нежелание принимать какой-либо цвет также дает представление об особенностях переживаний человека в нынешний момент.

Порой цвет одежды может рассказать о человеке больше, чем он может это сделать сам.

Сознательный выбор чаще всего основывается на желании произвести соответствующее, необходимое в данный момент, впечатление. При этом важно помнить, что посылаемые цветовые сообщения должны соответствовать тому, что человек намеренно хочет сказать о себе.

Цвет нашей одежды оказывает огромное влияние не только на наше настроение, но и на настроение окружающих, он является своеобразным языком общения с внешним миром.

Приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, многое может рассказать о вашем характере и эмоциональном складе. [7]

В идеале человек должен дружить со всеми цветами радуги.  Некоторые  стесняются носить яркие тона, другие  выбирают какой-нибудь яркий аксессуар – платок или ремень. Некоторые  совсем не могут  представить себя в выразительно ярком, другие могут надеть красное белье под верхнюю одежду. Психологи говорят, что одежда помогает чувствовать себя  гораздо уверенней. [8] Благодаря определенным отделам, у человека формируются цветовые ощущения, а интегративная деятельность обеспечивает функционирование цветового восприятия и более сложные формы обработки информации. [6]
Возможно, психологи правы, когда утверждают: какие цвета в одежде - такой темперамент. [10]

Предпочтение цветовой гаммы в одежде тесно связаны с  особенностями эмоциональной жизни человека, поэтому считаем необходимым прояснить для себя, от чего зависит эта особенность эмоций? И первое, что явно имеет свое отражение в проявлении эмоций - это различия людей по их биологической программе (темпераменту).

Глава 2. Темперамент.

2.1. Немного из истории.

Люди давно задавались вопросом: "Чем люди отличаются друг от друга и чем люди похожи?". В каждом тысячелетии находились все новые и новые сходства и различия между людьми. Из официально зафиксированных авторитетных наблюдений, отмечается наблюдения Гиппократа.  Ведь понятие «темперамент» возникло в глубокой древности. Этот знаменитый Древнегреческий врач  заметил различия людей по их психическому складу и затем описал четыре вида темперамента.[4]. В своей работе Гиппократ исходил из того, что в организме человека преобладает определенная жидкость. По названию этих жидкостей (с латинского языка) он и дал названия темпераментам.

Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у такого - то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д.[12]

Темперамент – характеристика личности со стороны особенностей  динамики её психической деятельности. [9]

Известный психолог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно и наблюдать в поведении людей». [2]

Исследования И.П. Павлова доказали, что в основе темперамента лежит тип ВНД (высшей нервной деятельности). Тип ВНД определяется  тремя свойствами нервной системы, в основе которой лежат процессы возбуждения (В) и торможения (Т):

1) силой В и Т;

2) подвижностью В и Т;

3) уравновешенностью В и Т.

И.П. Павлов выделил 4 типа темперамента:

  • Сильный уравновешенный подвижный-Сангвиник;
  • Сильный неуравновешенный подвижный-Холлерик;
  • Слабый уравновешенный малоподвижный-Флегматик;
  • Слабый неуравновешенный подвижный – Меланхолик.

2.2. Характеристики типов темперамента.

Холерик

Отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляет в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах. [1]

Сангвиник

Быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатывается поверхностность и непостоянство. [1]

Флегматик

Характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться "положительными" чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий. [1]

Меланхолик

У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-нибудь сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхоликов продолжительную тормозную реакцию ("опускаются руки"). Ему свойственна сдержанность и приглушенность речи и движений, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик - человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые этого не заслуживают.  [1]

Так же как в природе нет одинаковых людей, темпераменты тоже никогда не повторяются. Потому что темперамент состоит из разных компонентов. В каждого человека вложено определённое количество типов темперамента (холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика)

Различные сочетания темпераментов создают разные виды их взаимодействия. Здесь мы рассмотрим только главные тенденции во взаимодействии основных темпераментов.

Так, холерика, например, лучше всего успокаивает и дополняет в работе его противоположность - флегматик, а меланхолика хорошо поддерживает и тонизирует сангвиник. Эти две пары темпераментов во многом дополняют друг друга и даже частично сглаживают те недоразумения, которые могут возникнуть при несовместимости их типов личности.

Другие сочетания (холерик - сангвиник и флегматик - меланхолик) требуют подстройки, так как первая пара слишком эмоциональна и инициативна, вследствие чего могут возникнуть проблемы лидерства, а вторая - довольно инертна и пассивна.

Более проблематично взаимодействуют между собой пары "холерик - меланхолик" и "сангвиник - флегматик", даже если они дуалы. Правда, у дуалов ссоры могут носить легкий, временный характер. Гораздо хуже, если плохо совместимые типы личности имеют еще и несовместимые темпераменты. Однако труднее всего приходится людям, имеющим несовместимые типы личности, подтипы, акценты и психоформы и темпераменты. К счастью, такое бывает крайне редко.

В случаях плохо совместимых темпераментов, можно посоветовать следующее: в паре холерик - меланхолик холерикам необходимо больше себя сдерживать, а меланхоликам не принимать все так близко к сердцу, хотя для обоих это будет не просто. Холерику трудно не ранить меланхолика, обидчивость которого отражается на обоих; в паре флегматик - сангвиник флегматикам нужно стараться более открыто и непосредственно проявлять свои чувства и не быть такими упрямыми и консервативными в своем поведении, а сангвиникам - попытаться быть более последовательными в делах и более надежными в своих обещаниях. Иначе им трудно будет справляться с нарастающей раздражительностью партнера.

Если же у людей схожий тип нервной системы, то наиболее благоприятным бывает взаимодействие двух флегматиков или меланхоликов, несколько хуже - двух сангвиников и совсем плохим - двух холериков. Это можно объяснить следующим образом: флегматики - самые уравновешенные люди, их трудно вывести из себя. Меланхолики впечатлительны, очень ранимы и обидчивы, но они довольно уступчивы и склонны к компромиссам ради достижения душевного равновесия. Сангвиники - независимы и эмоциональны, но отходчивы. Заметив, что назревающий конфликт может принять серьезный оборот, они легко идут на компромисс для восстановления равновесия в отношениях.

Труднее всего держать баланс в отношениях прямолинейным, возбудимым и безудержным холерикам, которые в своих высказываниях и поступках часто не могут остановиться вовремя и поэтому могут обижать окружающих, сами того не желая. [4]

2.3. Темпераменты известных личностей.

Бесспорно, что в непосредственной связи с темпераментом не находится одаренность. Многие гениальные люди принадлежали к разным типам высшей нервной деятельности. Например, Джордано Бруно и Пушкин, судя по всему, сангвиники (в сочетании с чертами холеристического темперамента). Известны живость характера нашего великого поэта, его оптимистичность, необычайная широта восприятия, интерес к самым разнообразным сторонам жизни.

Дарвин, безусловно, был флегматиком. Широко известны его методичность, последовательность, настойчивость в науке. Но вместе с тем открытия, научные умозаключения не давались ему легко. Дарвин признавался, что у него слабая память. Интересно, что и в личной жизни это был умеренный, экономный, скромный человек.

Шопен — типичный меланхолик: его сомнения, душевное беспокойство, высочайшая чувствительность отразились в музыке. Не случайно его перу принадлежит знаменитый «Похоронный марш»...

Меланхолическими чертами отличались Надсон (об этом говорит весь тембр его творчества) и, очевидно, Левитан (вспомним его ранимость).

К слабому типу высшей нервной деятельности, надо полагать, относился Н. В. Гоголь. В частности, сожжение рукописи второго тома «Мертвых душ», угнетенность, мнительность, развившиеся у него в последние годы жизни, — следствие психастенического навязчивого состояния. Внешне же это проявилось во взрыве религиозности. Воистину прав был И. П. Павлов, заметив: «Религия нужна слабым».

Нам могут возразить словами Стендаля: «Холерики — темперамент выдающихся людей». Да, эта типологическая группа заслуживает отдельного разговора — доказательства правильности мысли автора «Красного и черного» действительно имеются. В частности, типичными холериками были Петр Первый, Марат, Наполеон. Вспомним хотя бы неугомонную энергию Петра во время Полтавской битвы, в болотах вблизи Невы, где «прорубалось окно в Европу». Образец бурной энергии представлял собой гений Французской революции, «друг народа» Жан-Поль Марат. Достаточно вспомнить, как он в круговороте других дел ежедневно выпускал газету.

Как понимать подобные примеры? По нашему мнению, холерики в критические моменты жизни проявляют сравнительно со всеми прочими темпераментами очень важное преимущество — способность к могучему рывку энергии и, следовательно, трудоспособность, решительность.

Естественно, такой темперамент не является безупречным. У холериков возможны и даже часты нервные срывы. Вспомним, что их, как меланхоликов, относят к «поставщикам неврозов». Например, тот же Бонапарт — этот «самый энергичный из волевых людей» — в момент политических неудач проявлял необычное малодушие. Петр Первый, Лютер страдали эпилепсией,

Среди полководцев, политических деятелей, народных трибунов почти неизвестны флегматики, в то время как в промышленности, науке методичность, трудолюбие — характерные черты этого темперамента — приносят добрые плоды. [3]

Глава 3.Экспериментальная.

3.1  Процедура и методики исследования.

Наше исследование было посвящено изучению типов темперамента обучающихся 7 класса и предпочтению одежды определенного цвета

 Для исследования нами были  выбраны ученики 7 класса МБОУ СОШ «Эврика - Развитие» в количестве 24 человек.

В работе использовались две методики:

  1. «Определение формулы темперамента».
  2. Длительное наблюдение за учениками класса в течение двух недель.

3.2. Результаты исследования по выявлению типов темперамента.

По результатам теста «Определение формулы темперамента», состоящего из серии вопросов, по которым ученики класса смогли отметить у себя наличие или отсутствие каких-либо проявлений, нами была составлена сводная таблица. В таблицу внесены данные в процентном соотношении. Как выше уже упоминалось, что каждый человек имеет в своей биологической структуре все четыре типа, но один или два могут быть преобладающими.

№

Ф.И.

Типы темперамента

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

Нарина Б.

8

31

36

23

Анастасия Б.

21

39

12

28

Богдан Г.

16

42

23

19

Арина Г.

30

38

14

18

Ростислав Д.

38

38

12

12

Юлия З.

14

29

36

21

Антон З.

38

31

14

17

Леонид И.

22

48

26

4

 Кристина Л.

27

18

31

24

Валерий М.

19

29

32

19

Александр М.

24

24

30

21

Иван Н.

10

30

40

20

Анастасия П.

25

38

15

22

Мария Р.

13

23

45

19

Виктория Р.

20

27

30

23

Екатерина С.

37

43

15

5

Владимир С.

22

30

30

19

Кирилл С.

38

34

6

22

Елена С.

29

21

21

29

Надежда Т.

12

18

43

27

Ирина Т.

50

42

0

8

Софья Т.

15

45

40

0

Валерия Ч.

19

19

30

33

Элиза Ю.

39

23

19

19

Всего по классу

6 чел- 25%

9 чел- 37,5%

10 чел- 41,7%

2 чел- 8,3%

Отметим, что Ростик Д., Вова С.. и Елена С. имеют смешанные типы темперамента: Ростик Д (холерик и сангвиник), Елена С (холерик и меланхолик), Вова С. (сангвиник и флегматик)

На основании проведенного теста можно отметить, что  в данном классе у обучающихся преобладают следующие типы темпераментов в количественном отношении:

Холлерики- 25%

Сангвиники- 37,5%

Флегматики- 41,7%

Меланхолики- 8,3%

3.2. Результаты исследования по выявлению цветовых предпочтений в одежде подростков.

 На протяжении двух недель мы ежедневно отмечали в заранее составленной таблице те цвета, которые присутствовали в одежде учеников. В результате по наблюдениям мы составили сводную таблицу за неделю, в которой указали, сколько за две недели встречался тот или иной цвет в одежде каждого.

Ф.И.

красный

белый

черный

серый

зеленый

желтый

фиолетовый

розовый

коричневый

оранжевый

синий

1

Нарина Б.

2

12

9

3

0

0

0

1

1

0

2

2

Анастасия Б.

0

2

12

11

0

0

0

0

0

0

3

3

Богдан Г.

7

6

0

8

1

0

3

0

4

0

11

4

Арина Г.

3

9

4

2

0

0

0

5

1

0

10

5

Ростислав Д.

0

5

9

4

9

0

1

0

0

3

4

6

Юлия З.

0

5

6

2

1

0

8

0

0

0

10

7

Антон З.

5

0

4

10

6

0

0

0

0

0

9

8

Леонид И.

2

1

3

2

0

0

0

0

0

0

5

9

Кристина Л.

0

9

9

2

0

1

0

0

2

0

5

10

Валерий М.

0

2

4

8

0

0

4

0

0

0

6

11

Алекспндр М.

0

10

4

2

3

2

0

0

0

0

11

12

Иван Н.

3

3

6

8

4

0

0

0

1

0

8

13

Анастасия П.

0

6

3

6

0

0

0

1

0

0

7

14

Мария Р.

3

10

2

0

0

0

1

5

1

0

10

15

Виктория Р.

1

2

4

1

0

2

2

0

 

0

3

16

Екатерина С.

0

8

9

2

0

0

0

0

0

0

9

17

Владимир С.

1

6

7

4

0

0

0

0

0

0

6

18

Кирилл С.

3

1

5

5

0

0

1

0

1

0

7

19

Елена С.

1

1

1

1

0

0

0

7

2

0

8

20

Надежда Т.

1

2

1

3

0

0

0

1

1

0

4

21

Ирина Т.

0

0

6

0

0

0

1

7

0

0

5

22

Софья Т.

9

2

6

8

0

0

2

4

0

0

5

23

Валерия Ч.

1

7

2

5

0

1

1

0

1

0

8

24

Элиза Ю.

0

1

5

3

0

1

0

3

0

0

3

3.3. Сравнительный анализ результатов исследования.

После проведения двух методик мы также составили сводные таблицы

Цветовые предпочтения в одежде подростков разных темпераментов

красный

белый

чёрный

серый

зелёный

жёлтый

фиолетовый

розовый

коричневый

оранжевый

синий

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

Сангвиники

20

42

49

44

9

0

6

9

5

3

56

Флегматики

9

51

43

25

7

4

13

6

5

0

54

Холерики

13

11

42

31

21

1

4

24

4

4

50

Меланхолики

8

33

13

25

0

4

4

29

13

0

67

Сангвиник

Флегматик

Холерик

Меланхолик

1

Синий

Синий

Синий

Синий

2

Черный

Белый

Чёрный

Белый

3

Серый

Чёрный

Серый

Розовый

4

Белый

Серый

Розовый

Серый

5

Красный

Фиолетовый

Зелёный

Коричневый, Чёрный

6

Розовый, Зелёный

Красный

Красный

Красный

7

Фиолетовый

Зелёный

Белый

Жёлтый, Фиолетовый

8

Коричневый

Розовый

Фиолетовый, Коричневый, Оранжевый

Зелёный, Оранжевый

9

Оранжевый

Коричневый

Жёлтый

10

Жёлтый

Жёлтый

11

Оранжевый

После обработки данных можно проранжировать те цвета, которые предпочитают в одежде подростки разных темпераментов.

3.4 Выводы.

Проведённые нами исследования показали что:

  • Все подростки, имеющие разные преобладающие типы темпераментов предпочитают различную цветовую гамму в одежде.
  • Оказывается что, на первом месте у всех обучающихся одежда синего цвета. На наш взгляд, это может объясняться рядом причин:
  1. Сезонностью (все люди  в холодное время года предпочитают носить тёмные тона).
  2. Веяньями моды (в данное время в магазинах для молодёжи предлагают огромный выбор одежды синего цвета)
  3. Особенностью стиля одежды молодёжи, заключающейся в выборе джинсовой одежды, где синий цвет является основным.
  4. В цветописи считается, что синий цвет выбирают те, кто устал от напряжения, кто хочет гармонии с окружающими, со своей нервной системой. [5]Что вполне характерно для холериков и меланхоликов. Синий цвет для сангвиника – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость. Характеристика синего цвета, утверждающая что, люди, предпочитающие этот цвет, стараются все привести в порядок, систематизировать, склонны глубоко размышлять над жизнью, скорее всего характеризует флегматиков.
  • На втором месте по предпочтению белый (у флегматиков и меланхоликов) и чёрный (у холериков и сангвиников) цвета. Стоит обратить внимание что сочетание черных и белых оттенков в одежде может быть объяснено  тем, что наблюдение за подростками проходило в формальной деловой обстановке – школе, где строгость старается поддерживаться. Положительные характеристики чёрного цвета такие как мотивированное применение силы, созидание способность к предвидению, содержательность скорее всего присущи сильным типам (сангвиникам и флегматикам),негативные характеристики: разрушительность и подавление свойственны холерикам, а депрессия и пустота-меланхоликам. Черный и белый цвета вместе гасят друг друга, уже не несут своей первоначальной информации, не несут давление на психику.
  • На третьем месте у сангвиников и холериков серый. Как правило, такой цвет надевают при нервном истощении (что можно отнести к холерикам). Если серый цвет преобладает в одежде – человеку свойственно стремление найти идеальные чувства, ощущения (положительные чувства, дающие внутреннюю гармонию и отдых)- это характерно сангвиникам. Примечательно то, что меланхоликам свойственно носить одежду розового Розовый цвет означает романтичность, доброту, любовь, страстность. Вызывает чувство комфорта, успокаивает, избавляет от навязчивых мыслей, помогает в кризисе. Но! – ему свойственна чрезмерная чувствительность. Что вполне соответствует меланхолическому темпераменту.

Таким образом, совершенно очевидно, что  индивидуальные особенности темперамента каждого подростка находят свое отражение в выборе цветовой гаммы одежды. Что и подтверждает выдвинутую нами в начале исследования гипотезу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1

http://minima.ru/character/temper.shtml

2

http://moikompas.ru/compas/temperament

3

http://psycholines.narod.ru/podrostok.html

4

http://ru.laser.ru/authors/meged_ovcharov/temperament_compatibility.htm

5

http://www.yugzone.ru/psy/colors.htm

6

Базыма Б.А. Цветовая символика и психодиагностика. http://psyfactor.org/lib/bazyma.htm

7

Гете И. К учению о цвете. http://psyfactor.org/lib/gete.htm

8

Дорофеева Э.Т. К проблеме объективации клинических картин психологическими методами исследований.

9

Ефимова Н. С. «Основы общей психологии» М.2007г.

10

Иванов Л.М. Экспериментальное исследование цветовых ассоциаций.

11

Нелюбова М.В. «Психология цвета»  http://www.videoton.ru/Articles/pshiho_color.html

12

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.


Поделиться:

Глупый мальчишка

Карандаши в пакете

Растрёпанный воробей

Снежная сказка

Рисуем зимние домики