Исследовательская работа о том, чем лучше хозяйкам мыть посуду.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 549.42 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа № 5
Областной конкурс юных исследователей окружающей среды и школьного экологического мониторинга.
Номинация : экология человека.
Чем лучше мыть посуду?
Автор: Графова Полина
4 Г класс
Руководитель: Бердинских
Елена Леонидовна,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 5
ул. Гоголя, д. 97
4 – 15 - 87
г. Слободской 2014 год
Содержание
Введение 2
Глава 1. Обзор литературы. 3 – 5
Глава 2. Материалы и методы исследования. 6
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждения 7 – 8
3.1. Анкетирование.
3.2 Опыты по определению лучшего моющего средства.
3.2.1. Опыт «Лучшее средство то, что дешевле».
3.2.2. Опыт « Использование средства, которое смывает жир в
холодной воде».
3.2.3. Опыт «Лучше мыть посуду тем средством, которое пенится».
3.2.4. Опыт « Как хозяйственное мыло смывает жир с тарелок».
3.2.5 Опыт «Хозяйственное мыло смывается с тарелок».
Выводы. 9
Рекомендации. 10
Список литературы. 11
Приложение. 12 - 15
Введение.
У моей бабушки закончилось средство для мытья посуды. Я вместе с ней пошла в магазин. Там оказался огромный выбор средств для мытья посуды. Какое выбрать?
Так появилась тема моего исследования – «Чем лучше мыть посуду?»
Я выдвинула гипотезу: лучшее средство для мытья посуды то, которое сочетает в себе несколько качеств: хорошо пенится, смывает жир с тарелок, не сушит кожу рук, само смывается с тарелки, недорогое.
Цель моего исследования: изучить, какое средство для мытья посуды лучше. Для достижения этой цели были поставлены задачи:
Мое исследование проходило по следующему плану:
1. Опрос взрослых.
2. Посещение магазина
3 Экспериментальная часть
4 Анализ собранного материала
5 Составление памятки
Глава 1. Обзор литературы и информационных источников.
По теме моего исследования литературы было немного.
Я прочла в Интернете статьи из газеты «АиФ» и статью Данченко Ю. в газете «Новое дело» № 12 о том, что современные моющие средства вредны для здоровья человека, статьи на сайте vsezdorovo , в которых рассказывается об использовании хозяйственного мыла в быту.
Я использовала также материалы книги «Родословная вещей» (статья Буровик К.А. «Мыло») и детскую энциклопедию «Я познаю мир».
Статья Пятириковой Ж. «Терпение и труд – все перетрут» и статьи из газеты «Известия» помогли мне узнать, чем люди мыли посуду в прошлом.
Я еще раз перечитала некоторые произведения К Чуковского.
Чем люди мыли посуду в прошлом?
Индейцы в повестях Сетона-Томсона отдавали облизывать сковородки собакам.
В Древней Корее на императорской кухне в глиняных чанах растворяли древесную золу и нагревали до 45 градусов, потом в ней мыли посуду, полоскали в трёх кипяченых водах, добавляя раствор лимонника, хвойный раствор. В конце полоскали просто в кипяченой воде. Трудоемко, но сохраняло исключительный вкус продуктов. [ 6 ]
Старейшие деревенские жители помнят те времена, когда посуду оттирали кирпичной крошкой. Ещё раньше посуду мыли раствором золы. Сода хорошо оттирала чайные и другие пятна на чашках и тарелках, копоть на кастрюлях. Ещё одно народное средство – крапива, которая была вместо мочалки. После нее оставалось окатить посуду кипятком, и она блестела как новая. Люди, жившие близ водоёмов, использовали для мытья посуды водоросли. Жир с посуды легко удалялся листьями конопли, раствором горчичного порошка, горячим картофельным отваром. Кастрюли хорошо кипятились с добавлением бумажного клея и кальцинированной соды. Кастрюли становятся опять, как новые, только после кипячения их надо хорошо промыть. [ 5] Вспоминая «Федорино горе» Чуковского, узнаём , что посуду хорошо мыть с помощью речного песка.
«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком…» [ 8 ]
Многие бабушки мыли и сейчас моют посуду, используя хозяйственное мыло. Оно хорошо убивает микробы.
Откуда взялось мыло?
История появления мыла.
Историки утверждают, что предшественник современного мыла был знаком еще древним вавилонянам. Глиняные таблички, найденные в Месопотамии, датируемые2200 годом до н.э. ,содержат подробное описание технологического процесса приготовления мыла. Древний Рим, Египет знали эффективные рецепты моющих средств. Слово мыло произошло от латинского «sapo», имени горы Сапо в древнем Риме, на которой происходил ритуал жертвоприношения богам. Животный жир, который накапливался после сжигания жертвы, смешивался с золой костра, смывался в реку Тибр. Хозяйки, стирая белье в этой воде, обращали внимание, что процесс стирки значительно облегчался, вещи становились чистыми намного быстрее. Однако свой современный состав кусок мыла получил лишь в 1808 году, благодаря французскому химику Мишелю Эжену Шеврёлю. Именно он вывел формулу мыла по просьбе владельцев текстильной фабрики. Оказалось, что мыло ничто иное, как натриевая соль карбоновой кислоты. Хозяйственное мыло – один из сортов моющих средств. Его получают в процессе охлаждения мыльного клея. В качестве сырья для варки мыла применяют животные и растительные жиры, что важно для его применения: такой продукт не вызывает аллергии, являясь экологически чистым. [1 ] , [ 2 ] .
Современные хозяйки чаще всего используют средства для мытья посуду, т.к. считается, что они лучше смывают жир с посуды, не сушат кожу рук, им удобнее пользоваться. Так ли это?
Многие женщины покупают средства с добавками, заботясь о коже рук.
К сожалению, ученые выяснили, что бальзам легко смывается водой, не оставляясь на руках и тем более , не впитываясь в кожу. Глицерин же и вовсе моментально растворяется в воде, даже не попадая на руки. [ 3 ]
Вывод: «смягчающие» добавки не приносят пользы коже рук. В любом случае мыть посуду следует в перчатках, поскольку все моющие средства высушивают кожу.
Как смывается само средство с тарелок.
Специалисты утверждают, что вещества, которые содержаться в средствах для мытья посуды, очень вредны, т.к. моющие средства числятся как средства бытовой химии. Моющие средства для посуды имеют приблизительно одинаковую смываемость. И в домашних условиях ее проверить нельзя. Кроме того, лабораторные исследования показывают, что полностью смыть ПАВы с тарелок не получится – микроскопические дозы все равно останутся.
Попадая в организм человека, они разрушаются, что приводит к различным заболеваниям: гастриты, язвы, аллергии и другие. Как эти вещества попадают к нам в организм? Споласкивая пену от моющего средства, мы не смываем всё моющее средство до конца. Несмотря на то, что саму пену мы смыли начисто. И остатки этого средства уже со следующим приемом пищи попадает в наш желудок. Чтобы полностью смыть моющее средство с тарелок , ученые советуют споласкивать посуду по 70 раз. Поскольку сделать это очень сложно, то для простоты нужно хотя бы протирать посуду полотенцем. [ 3 ], [ 4 ].
Вывод: все моющие средства очень плохо смываются водой.
Что получается. Используя моющие средства , мы наносим вред своему организму?
Глава 2. Материалы и методы исследования.
Моющие средства: сода, хозяйственное мыло, средство «Золушка» ( 19 руб 70 коп,), средство «AOS» (49 руб 20 коп.).
Методы исследования: опыт, анкетирование, фотофиксация (для фотографирования использовалась фотокамера CANON ), работа с литературными источниками.
Оборудование: чашки петри, реактивы, фенолфталеин.
Сроки проведения: октябрь 2013г. – ноябрь 2013г.
Глава 3 Результаты обследования и их обсуждения.
3.1 Анкетирование.
В анкетировании участвовали работники школы № 5 г. Слободского. 9 человек ответили на вопрос « Как вы выбираете средство для мытья посуды?»
Ответы:
( Приложение 1).
3.2 Опыты по определению лучшего моющего средства.
3.2.1. Опыт «Лучшее средство то, что дешевле».
Цель. Узнать, какое моющее средство экономичнее.
Место проведения: школьная столовая.
Основная часть.
Сначала в бак для мытья посуды налили дешевого моющего средства 1/3 банки. Работник кухни после мытья посуды мне сообщила, что вся посуда промылась хорошо.
На следующий день на этой же перемене налил в бак более дорогое средство, но 1/6 банки. Кухонный работник сказала, что это средство лучше, т.к. его можно было использовать на большее количество тарелок.
Вывод.
Получается, что более дорогое средство экономичнее, его хватит на большее количество посуды. Значит, тот , кто покупает дешевое средство даже теряет деньги.
3.2.2. Опыт « Использование средства, которое смывает жир в холодной воде».
Цель. Узнать, какое моющее средство лучше смывает жир в холодной воде.
Основная часть.
Налили по ложке подсолнечного масла в тарелки. Первую тарелку вымыли средством «Золушка», вторую – «АОS». Обе тарелки промылись в холодной воде.
Оказывается, основным компонентом всех моющих средств является комплекс «поверхностно-активных веществ» (ПАВ). Эти вещества взаимодействуют с жиром на поверхности посуды. Они образуют с частицами жира соединения, которые легко смываются водой, не оставляя следов на поверхности.
Вывод: любое моющее средство легко смывает жир в холодной воде.
3.2.3. Опыт «Лучше мыть посуду тем средством, которое пенится».
Цель. Узнать, какое средство лучше пенится.
Основная часть.
В два одинаковых блюдца налила по 100 граммов воды. На две одинаковые губки нанесли по капле средства. Пены от « АОSа» было в 3 раза больше.
( Приложение 2 ).
Но ученые считают, что оценивать пенообразующую способность моющих средств необязательно, поскольку ПАВ отлично смывает всё и без образования обильной пены – это свойство используется в порошках для стиральных машин.
Вывод: пена не влияет на качество мытья посуды.
3.2.4. Опыт « Как хозяйственное мыло смывает жир с тарелок».
Цель. Узнать, смывает ли хозяйственное мыло жир с тарелки.
Основная часть
На тарелку капнули растительное масло. Губку смочили в воде и намылили хозяйственным мылом. В холодной воде промыла тарелку губкой. На тарелке не осталось жира.
Вывод: хозяйственное мыло смывает жир с тарелок.
3.2.5.Опыт «Хозяйственное мыло смывается с тарелок».
Цель. Проверить, смывается ли хозяйственное мыло с тарелок.
Основная часть.
На тарелку с пеной от хозяйственного мыла капнули фенолфталеин (фенолфталеин меняет окраску в зависимости от уровня pH среды. Это кислотно-основный индикатор, изменяющий окраску от бесцветной до красно-фиолетовой, «малиновой» (в щелочной), пена стала розовой. Эту тарелку ополоснули в холодной проточной воде. Снова капнула фенолфталеин, цвет не изменился. ( Приложение 3).
Вывод: хозяйственное мыло полностью смывается водой.
Хозяйственное мыло стоит 16 рублей, это дешево. Смывает жир с тарелок, само быстро смывается с тарелки. Недостаток: сушит кожу рук.
Выводы
Рекомендации
Лучше всего мыть посуду хозяйственным мылом. Это экономично, безопасно, качественно. Посуда, вымытая с помощью куска мыла, блестит чистотой, никаких разводов и пленок. А , если кто-то привык использовать жидкие средства для мытья, то ему будет интересен рецепт, который я нашла в интернете.
Для изготовления жидкости надо: 25 грамм хозяйственного мыла, 0,5 л горячей воды, 4 столовых ложки глицерина, 1 столовая ложка водки.
Способ приготовления: натираем на терке мыло, мыльную стружку заливаем небольшим количеством горячей воды и ставим плавиться на водяную баню ( или в микроволновку). Помешивая, постепенно выливаем всю воду. После того, как мыло полностью растворится, немного даем остыть и добавляем глицерин и водку, тщательно все перемешиваем. Собираем с поверхности появившуюся в результате перемешивания пену.
Получилась жидкая масса без лишних химических добавок. Ею очень удобно мыть посуду. Но на изготовление жидкости нужно время. [ 7 ]
А можно маленькие кусочки (обмылки) хозяйственного мыла сложить в бутылку и залить горячей водой. Через несколько часов густая жидкость для мытья посуды готова ( так делает моя бабушка).
Еще я решила составить памятку для всех, кто моет посуду. ( Приложение 4).
Литература
Детская энциклопедия – М.: Астрель – 2002г.
Приложение 1
Причины использования моющих средств
Приложение 2
Количество пены при использовании разных моющих средств.
Приложение 3
Действие фенолфталеина.
Приложение 4
Памятка
Чтобы в погоне за чистотой посуды вам не пришлось платить своим здоровьем и здоровьем близких, придерживайтесь нескольких правил:
1 Мойте посуду только в перчатках
2 Пользуйтесь при мытье посуды хозяйственным мылом, содой.
Если вы используете моющее средство:
1) капайте средство сначала на губку или в воду, но не на саму посуду (так ее смыть легче).
2) каждую тарелку полощите под проточной водой как можно дольше.
3) вытирайте посуду полотенцем (так можно удалить до 90% ПАВов).
4) держите флаконы с моющими средствами закрытыми, чтобы не допустить токсичных испарений. Хватит и того, что вы ими дышим во время мытья посуды.
Аннотация.
Исследовательская работа «Чем лучше мыть посуду?».
Цель исследования: изучить, какое средство для мытья посуды лучше. Её можно использовать на уроках окружающего мира 3 класс в разделах «Мы и наше здоровье», « Наша безопасность», на классном часе по тете «Друзья Мойдодыра» (3 -4 классы), на родительском собрании по теме « Наше здоровье».
Тезисы к исследовательской работе «Чем лучше мыть посуду».
Графова Полина, 4 класс, МКОУ «Средняя школа № 5» города Слободского .
Руководитель – Бердинских Елена Леонидовна, учитель начальных классов.
У моей бабушки закончилось средство для мытья посуды. Я вместе с ней пошла в магазин. Там оказался огромный выбор средств для мытья посуды. Какое выбрать? Появилась проблема: что важнее при выборе моющего средства
Так появилась тема моего исследования – «Чем лучше мыть посуду?»
Я выдвинула гипотезу:
Цель моего исследования: изучить, какое средство для мытья посуды лучше.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Подобрать методы исследования.
3. Провести опыты для выяснения сходства и различия на примере некоторых средств для мытья посуды.
4. Сделать выводы.
5. Дать рекомендации по использованию моющих средств.
Материалы и методы исследования
Объект исследования – различные средства для мытья посуды. Это моющие средства: сода, хозяйственное мыло, средство «Золушка» ( 19 руб 70 коп,), средство «AOS» (49 руб. 20 коп.).
Методы исследования:
- опыты;
- анкетирование;
- фотофиксация (для фотографирования использовалась фотокамера CANON );
- работа с литературными источниками.
Сроки проведения: октябрь 2013г. – ноябрь 2013г.
Результаты исследования.
Исследование я начала с анкетирования. Я опросила работников школы № 5: «Как вы выбираете средство для мытья посуды?» Ответы были различные.
Я изучила литературу и информационные источники по этой теме и узнала:
Было проведено 5 опытов. Благодаря им я сделала следующие выводы:
Выводы.
Агния Барто. Сережа учит уроки
Каргопольская игрушка
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Волшебная фортепианная музыка