Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей. В ходе работы над проектом попытаемся разобраться: зависит ли характер человека от его пола, что такое - "Я", почему мальчики и девочки такие разные в поведении. Авторы, работая над проектом, проанализировали результаты анкетирования и наблюдений за сверстниками, разработали правила дружбы в группе детей, выпустили стенгазеты, подготовили выступление для классного часа: "Кто Я? Какой Я?" . Данная работа может использоваться классным руководителем начальной школы во внеурочной деятельности или во внеклассной работе. Возраст учащихся , на которых рассчитан проект: 9 – 10 лет.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.85 КБ |
Оглавление:
Аннотация с.2
Введение с.3
Глава 1. с.4
Глава 2. с.4 - 5
Глава 3. с.5 -6
Заключение с.6
Список источников информации с.6
Приложение с.7
Аннотация.
Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей. В ходе работы над проектом попытаемся разобраться: зависит ли характер человека от его пола, что такое - "Я", почему мальчики и девочки такие разные в поведении. Авторы, работая над проектом, проанализировали результаты анкетирования и наблюдений за сверстниками, разработали правила дружбы в группе детей, выпустили стенгазеты, подготовили выступление для классного часа: "Кто Я? Какой Я?" . Данная работа может использоваться классным руководителем начальной школы во внеурочной деятельности или во внеклассной работе. Возраст учащихся , на которых рассчитан проект: 9 – 10 лет.
Введение.
В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В этом общении осуществляется познавательная и предметная деятельность, формируются важнейшие навыки межличностного общения, нравственного поведения. Стремление к сверстникам, общение с ними, делают группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной.
Учащиеся 3 – б класса решили изучить тему: " Кто Я? Какой Я?".
Нами были поставлены задачи:
1. Провести анкетирование, диагностику среди одноклассников и определить закономерности межличностных отношений.
2.Изучить вопросы по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ в беседе с психологом школы.
3.Проанализировать работу, поделиться информацией с одноклассниками.
Объект исследования: личностная сфера ученика 3 класса, межличностные отношения в младшем школьном возрасте.
Гипотеза: высокий уровень межличностных отношений между учениками 3 - б класса формируется при условии создания благоприятного психологического климата в коллективе.
Методы исследования:
1 Изучение теоретических вопросов через беседу с психологом школы;
2 Работа с интернет ресурсами;
3 Анкетирование, наблюдение, изучение читательских формуляров;
4 Анализ работы и оформление приложения.
Тип проекта: исследовательский.
Предполагаемые продукты проекта:
1.Правила дружбы в группе детей.
2. Памятка: "Как стать оптимистом".
3.Стенгазеты: " Из чего сделаны мальчики..", "Из чего сделаны девочки...".
4. Выступление с результатами проекта: "Кто Я? Какой Я?".
Авторы проекта разделились на 3 группы.
Глава 1. " Какой Я?".
Главная задача первой группы узнать, какие мы по характеру и зависит ли характер человека от его пола?
Эпитетами "оптимист" и "пессимист" мы часто не задумываясь награждаем того или иного нашего знакомого. Но знаем ли мы, что такое оптимизм и пессимизм на самом деле? Какой я по характеру? С этим вопросом перед учащимися 3 класса выступили Паша Баран и Малахов Никита. Мальчики представили теоретическую часть, в которой рассказали какая жизненная самооценка у оптимиста и пессимиста, характерные отличительные особенности и предложили одноклассникам анкету. Анализируя полученную информацию, можно сделать следующие выводы:
1.7 мальчиков из 11относят себя к оптимистам (65%), 12 девочек, считают себя оптимистами (100%).
2."Очень унылые" - 4 человека(17%), "Умеренно унылые" - 12 человек(52%), " Неунывающие" - 7 человек(31%).
Учащимся 3 - б класса была предложена памятка: "Как стать оптимистом".
Подводя итоги работы первой группы, следует отметить, оптимистический взгляд на жизнь во многом выигрывает у пессимистического, 100% девочек и 65 % мальчиков нашего класса - оптимисты. Пессимистам нужно научиться радоваться в жизни, оптимистам не забывать реально смотреть на происходящее. Наиболее ценно научиться находить золотую середину - не преувеличивать неприятности и не тешить себя иллюзиями.
Глава 2. "Я - друг".
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка 7 - 10 лет. Взаимоотношения мальчиков и девочек в младших классах носят стихийный характер. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу.
Вопросом изучения дружбы в классе, отношений между мальчиками и девочками занялась Абдарахманова Карина. Было проведено анкетирование учащихся, изучение читательских формуляров, на предмет тематики читаемой литературы. На этапе подготовки к проекту, Карина обращает внимание на важный вопрос: "Находясь в библиотеке, мне стало любопытно, а что чаще читают мальчики и девочки нашего класса? Читают ли они книги о дружбе? Что понимают под словом "дружба"? Оказываются чаще и больше среди учеников 3 - б класса читают девочки , 264 посещения школьной библиотеки за 6 месяцев и 144 посещения мальчиками. Кроме литературы к внеклассному чтению, мальчики предпочитают энциклопедии про технику, космос, динозавров, девочки читают периодическую печать, рассказы о животных. Одноклассникам нравятся произведения о дружбе, о героических подвигах на войне, детские рассказы Носова, Гайдара и др. После проведения исследования гипотеза Карины подтвердилась. Девочки читают больше. Можно сделать вывод - роль книги и чтения остаётся главным в жизни как мальчиков, так и девочек.
Взаимоотношение - это отношение, идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». Общение - это видимая, наблюдаемая связь людей. Отношение и взаимоотношение - стороны общения. Основными показателями отношений между мальчиками и девочками являются симпатия, товарищество, дружба. Своим одноклассникам Карина предложила ответить на ряд вопросов:
-Какие правила дружбы вы знаете?
- Что такое дружба?
- Кого вы называете другом?
- Могут ли дружить мальчики и девочки?
- С каким человеком ты бы хотел дружить?
- Почему человека сравнивают с деревом, а друзей – с корнями дерева?
- Зачем нам дружить?
Анализируя ответы на поставленные вопросы, можно сделать вывод: ученики 3 класса умеют дружить, знают, что такое взаимовыручка.
На основе ответов одноклассников, Карина составила правила дружбы в группе детей.
Глава 3. " Мальчики и девочки, такие разные".
В реальной жизни ребёнок, развиваясь , осознаёт себя как представитель определённого пола. Если в первом классе дети играют на переменах в одни игры, то в третьем классе, можно наблюдать четкое разделение досуга. Мальчики предпочитают подвижные перемены, девочки более пассивны на переменах, хотя легко вовлекаются в коллективную работу и те и другие. Максаковой Тоне предстояло проанализировать, чем увлекаются мальчики и девочки нашего класса, кого больше по численности в классе и школе. Сделать вывод по теме проекта.
Опросив всех учащихся класса, Тоня с уверенностью утверждает, что мальчики предпочитают:
- бегать, играть в подвижные игры на переменах, на улице в "Царь горы", дома в компьютерные игры;
девочки предпочитают:
- петь, заполнять личные дневники, играть в куклы, рисовать;
и мальчики и девочки отмечают:
- играть в шашки и лото, ставить сценки, играть в театр.
Можно сделать вывод: класс дружный, есть общие интересы.
По количественному составу:
3-б:12 мальчиков и 11 девочек;
на параллели 3 классов: 72 мальчика и 61 девочка;
в начальной школе: 290 мальчиков и 281 девочка.
Заключение:
Девочки и мальчики два разных мира, но не зависимо от пола они проходят один и тот же этап физиологического и психологического взросления.
Пусть девизом нашего класса будет пословица:
Где дружба прочна – там хорошо идут дела.
Список источников информации:
1. Немцов Р.С. Общие основы психологии.- М: 1994г.
2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М: Российское педагогическое агентство, 1996г.
3.Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М.: 1984.
4.http:// www facepsy.r y
Приложение.
Памятка" Правила дружбы в коллективе".
1.Уступай однокласснику, старайся не ссориться.
2.Хорошее отношение между людьми, можно назвать дружбой.
3. Если тебя просят о помощи в трудную минуту - помоги, и тебе помогут обязательно.
4.Нет друга - ищи, нашёл - береги!
Памятка " Как стать оптимистом".
1.Измени отношение к своим успехам и неудачам.
2.Хвали себя.
3.Учись " держать удар".
4. Скажи себе: " Я смогу!", программируй себя на положительный результат.
5.Выбирай круг общения. Старайся общаться с веселыми и жизнерадостными людьми.
6. Возьми за привычку улыбаться чаще.
7. Слушай классическую музыку, она благотворно влияет на настроение, память.

Мальчик и колокольчики ландышей

Рисуем пшеничное поле гуашью

Сочини стихи, Машина

"Морская болезнь" у космонавтов

Мост из бумаги для Киры и Вики