• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа: ""Кто я? Какой я?"

Опубликовано Фомина Татьяна Павловна вкл 21.09.2015 - 19:17
Фомина Татьяна Павловна
Автор: 
ученики 3-б класса

Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей. В ходе работы над проектом  попытаемся разобраться: зависит ли характер человека от его пола, что такое - "Я", почему  мальчики  и девочки такие разные в поведении. Авторы,  работая  над   проектом,   проанализировали  результаты анкетирования   и наблюдений за сверстниками, разработали правила дружбы в группе детей, выпустили стенгазеты, подготовили выступление для классного часа: "Кто Я?  Какой Я?" .  Данная работа может использоваться классным руководителем  начальной школы  во внеурочной деятельности или во внеклассной работе. Возраст учащихся , на которых рассчитан проект: 9 – 10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_3-b.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление:

Аннотация                                                                с.2

Введение                                                                с.3

Глава 1.                                                                с.4

Глава 2.                                                                с.4 - 5

Глава 3.                                                                с.5 -6

Заключение                                                        с.6

Список  источников  информации                                с.6

Приложение                                                         с.7

Аннотация.

Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей. В ходе работы над проектом  попытаемся разобраться: зависит ли характер человека от его пола, что такое - "Я", почему  мальчики  и девочки такие разные в поведении. Авторы,  работая  над   проектом,   проанализировали  результаты анкетирования   и наблюдений за сверстниками, разработали правила дружбы в группе детей, выпустили стенгазеты, подготовили выступление для классного часа: "Кто Я?  Какой Я?" .  Данная работа может использоваться классным руководителем  начальной школы  во внеурочной деятельности или во внеклассной работе. Возраст учащихся , на которых рассчитан проект: 9 – 10 лет.

Введение.

 В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общение со сверстниками. В  этом общении  осуществляется  познавательная  и  предметная деятельность,   формируются важнейшие навыки межличностного общения, нравственного поведения. Стремление к сверстникам, общение  с ними,  делают группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной.

Учащиеся 3 – б класса решили  изучить  тему: " Кто Я? Какой Я?".

Нами были поставлены  задачи:

1. Провести анкетирование,  диагностику среди одноклассников и определить закономерности межличностных отношений.

2.Изучить вопросы по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ в беседе с психологом школы.

3.Проанализировать работу, поделиться информацией с одноклассниками.

Объект  исследования: личностная сфера ученика 3 класса, межличностные отношения в младшем школьном возрасте.

Гипотеза: высокий   уровень межличностных отношений между учениками  3 - б класса  формируется при условии создания благоприятного психологического климата в коллективе. 

 Методы исследования: 

1 Изучение теоретических вопросов через беседу с психологом школы;

2 Работа с интернет ресурсами;

3 Анкетирование, наблюдение, изучение читательских формуляров;

4 Анализ  работы и оформление приложения.

 Тип проекта:   исследовательский.

Предполагаемые продукты проекта:

1.Правила дружбы в группе детей.

2. Памятка: "Как стать оптимистом".

3.Стенгазеты: " Из чего сделаны мальчики..",  "Из чего сделаны девочки...".

4. Выступление с результатами проекта: "Кто Я?  Какой Я?".

Авторы   проекта разделились на 3 группы.

Глава 1. " Какой Я?".

Главная задача первой группы узнать, какие мы по характеру и зависит ли характер человека от его пола?

Эпитетами "оптимист" и "пессимист"  мы часто не задумываясь награждаем  того или  иного нашего знакомого. Но знаем ли мы, что такое оптимизм и пессимизм на самом деле? Какой я по характеру? С этим вопросом перед учащимися 3 класса выступили  Паша Баран и Малахов Никита. Мальчики представили теоретическую часть, в которой рассказали какая жизненная самооценка у оптимиста и пессимиста, характерные отличительные особенности  и предложили одноклассникам  анкету. Анализируя полученную информацию, можно сделать следующие выводы:

1.7 мальчиков из 11относят себя к оптимистам (65%), 12 девочек, считают себя оптимистами (100%).

2."Очень  унылые" - 4 человека(17%), "Умеренно унылые" - 12 человек(52%), " Неунывающие" - 7 человек(31%).

Учащимся 3 - б класса была предложена   памятка: "Как стать оптимистом".

Подводя итоги работы первой  группы, следует отметить, оптимистический взгляд на жизнь во многом выигрывает у пессимистического, 100% девочек и 65 % мальчиков нашего  класса  - оптимисты. Пессимистам нужно научиться радоваться в жизни, оптимистам не забывать реально смотреть на происходящее. Наиболее ценно научиться  находить золотую середину - не преувеличивать неприятности  и не тешить себя иллюзиями.

Глава 2. "Я - друг".

Приобретение  навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка 7 - 10 лет. Взаимоотношения мальчиков и девочек в младших классах носят стихийный характер. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу.

Вопросом изучения дружбы в классе, отношений между мальчиками и девочками занялась Абдарахманова Карина. Было проведено анкетирование учащихся, изучение читательских формуляров, на предмет тематики читаемой литературы. На этапе подготовки к проекту, Карина обращает внимание на важный вопрос: "Находясь в библиотеке, мне стало любопытно, а что чаще читают мальчики и девочки нашего класса? Читают ли они книги о дружбе? Что понимают под словом "дружба"?  Оказываются  чаще и больше среди учеников 3 - б класса читают девочки , 264 посещения школьной  библиотеки за 6 месяцев и 144 посещения мальчиками. Кроме литературы к внеклассному чтению, мальчики предпочитают энциклопедии про технику, космос, динозавров, девочки читают периодическую печать, рассказы о животных. Одноклассникам нравятся произведения о дружбе, о героических подвигах на войне, детские рассказы Носова, Гайдара и др. После проведения исследования  гипотеза Карины  подтвердилась. Девочки читают больше. Можно сделать вывод - роль книги и чтения остаётся главным в жизни  как мальчиков, так и девочек.

Взаимоотношение - это отношение,  идущее от людей к людям, «навстречу друг другу». Общение - это видимая, наблюдаемая  связь людей. Отношение и взаимоотношение - стороны общения. Основными показателями  отношений между мальчиками и девочками являются симпатия, товарищество, дружба. Своим одноклассникам Карина предложила ответить на ряд вопросов:

-Какие правила дружбы вы знаете?

- Что такое дружба?

- Кого вы называете другом?

- Могут ли дружить мальчики и девочки?

- С каким человеком ты бы хотел дружить?

- Почему человека сравнивают с деревом, а друзей – с корнями дерева?

- Зачем нам дружить?

Анализируя ответы на поставленные вопросы, можно сделать вывод: ученики 3 класса умеют дружить, знают, что такое взаимовыручка.

На основе ответов одноклассников,  Карина составила правила дружбы в группе детей.

Глава 3. " Мальчики и девочки, такие разные".

В реальной жизни ребёнок, развиваясь , осознаёт себя как представитель определённого пола. Если в первом классе дети играют на переменах в одни игры, то  в  третьем  классе,   можно наблюдать четкое разделение досуга. Мальчики предпочитают подвижные перемены, девочки более пассивны на переменах, хотя легко вовлекаются в коллективную работу и те и другие. Максаковой Тоне предстояло проанализировать, чем увлекаются мальчики и девочки нашего класса, кого больше по численности в классе и школе. Сделать вывод по теме проекта.

Опросив всех учащихся класса, Тоня с уверенностью утверждает, что мальчики предпочитают:

- бегать, играть в подвижные игры на переменах, на улице  в "Царь горы", дома в компьютерные игры;

девочки предпочитают:

- петь, заполнять личные дневники, играть в куклы, рисовать;

и мальчики и девочки отмечают:

- играть в шашки и лото, ставить  сценки, играть в театр.

Можно сделать вывод: класс дружный, есть общие интересы.

По количественному составу:

3-б:12 мальчиков и 11 девочек;

  на параллели 3 классов: 72 мальчика и 61 девочка;

в начальной школе: 290 мальчиков и 281 девочка.

Заключение:

Девочки и мальчики два разных мира, но не зависимо от пола они проходят один и тот же этап физиологического и психологического взросления.

Пусть девизом нашего класса будет пословица:

Где дружба прочна – там хорошо идут дела.

Список источников информации:

1. Немцов Р.С. Общие основы психологии.- М: 1994г.

2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М: Российское педагогическое агентство, 1996г.

 3.Ожегов, С.И. Словарь русского языка. -  М.:  1984.

4.http:// www facepsy.r y

Приложение.

Памятка" Правила дружбы в коллективе".

1.Уступай однокласснику, старайся не ссориться.

2.Хорошее отношение между людьми, можно назвать дружбой.

3. Если тебя просят о помощи в  трудную минуту -  помоги, и тебе помогут обязательно.

4.Нет друга - ищи, нашёл - береги!

Памятка " Как стать оптимистом".

1.Измени отношение к своим успехам и неудачам.

2.Хвали себя.

3.Учись " держать удар".

4. Скажи себе: " Я смогу!", программируй себя на положительный результат.

5.Выбирай круг общения. Старайся общаться с веселыми и жизнерадостными людьми.

6. Возьми за привычку улыбаться чаще.

7. Слушай классическую музыку, она благотворно влияет на настроение, память.

 

 


Поделиться:

Мальчик и колокольчики ландышей

Рисуем пшеничное поле гуашью

Сочини стихи, Машина

"Морская болезнь" у космонавтов

Мост из бумаги для Киры и Вики