ТВОРЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchesko-issledovatelskiy_proekt.doc | 79.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 56.
Муниципальный конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь».
Творческо-исследовательский проект.
Храм во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
Выполнил
ученик 4 класса Дронь Вячеслав.
Научный руководитель:
учитель начальных классов
Карасюк Марина Станиславовна.
8(246)94-2-30.
п. Рисовый
2010 год.
Содержание.
1. Роль православия в жизни российского общества.
2. Храм - Дом Божий.
3. Икона Божией Матери «Спорительница хлебов».
4. Список литературы.
5. Приложение 1. Поздравительное письмо Екатеринодарского и Кубанского Митрополита Исидора по поводу престольного праздника храма во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
6. Приложение 2. Икона Божией Матери «Спорительница хлебов».
7. Приложение 3. Молитва к Божией Матери пред Ея чудотворным образом, именуемым Спорительница хлебов.
8. Приложение 4. Стихотворение о Божией Матери Спорительнице хлебов.
9. Приложение 5. Рисунок «Храм моего посёлка».
10. Приложение 6. Творческая работа «Пасхальные яйца».
11. Приложение 7. Фотографии.
Роль православия в жизни российского общества.
Без Бога нация – толпа,
Объединённая пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, - жестока.
И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к богу!
(Иеромонах Роман Матюшин).
Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культуры на протяжении 10 веков развития определялось её глубоким духовным содержанием, восходящим к религии, православной нравственности и истории христианства.
От священника Сергия узнал, что религия – слово латинское и означает оно «благочестие», «святыня». Роль религии велика. Она поддерживает в обществе основные представления о мире, любви, уважении к человеческой жизни. В нашей большой многонациональной стране и на Кубани любой гражданин может исповедовать любую религию. В России и на Кубани, в основном, исповедуют христианство, иудаизм, ислам, буддизм. Христианство – самая распространённая религия. Она имеет несколько течений, основными из которых являются православие и католичество. Большинство жителей наших - православные. Они чтут православные святыни и праздники. Самый главный православный праздник- день Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней.
Действительно, православие является традиционной и образующей культуру религией на русской земле с 988 года. Путь, пройденный Русской Православной Церковью, неотделим от истории нашего Отечества. В период раздробленности Руси именно Церковь призывала князей к единству. Во время монголо-татарского нашествия Православная Церковь стала утешительницей народа в трудных испытаниях. Выдающиеся русские святители были духовными наставниками и помощниками великих русских князей. Во время Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь выступила на стороне сражающегося народа. Священнослужители поддерживали воинов, благословляя их на ратные подвиги, участвовали в народном ополчении. В настоящее время церковь получила возможность проводить образовательную и воспитательную работу в обществе. Так в нашей школе (МОУ СОШ № 56 п. Рисовый) с 2002 года действует факультатив «Основы православной культуры». Ведут его Процко Л.В., Карасюк М.С.. Проходят регулярные встречи с отцом Сергием, Артемием. Проведены с их участием конференция «Кубань – наш общий дом!», диспут «Легко ли быть мамой?», где за круглым столом в беседе участвовали по проблеме ещё и учащиеся, их родители и педагоги, акция «Возьмёмся за руки, друзья!», классные часы. А работа Горбатенкова Романа, ныне студента 1-го курса СГПИ, «Рисунок Президенту. Храмы России» была представлена в Москве.
На мой взгляд, Православная Церковь объединяет народ в будни и праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения. Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, миру, природе. Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием церкви.
Храм - Дом Божий.
Белые церкви светлеются издали,
Благовествуя о мире ином,
Живы ещё проповедники Истины,
Радость моя, не скорби ни о чём.
Белые церкви исполнены кротости,
Ими доднесь освящается свет.
Радость моя, что кручинишься попусту?
Белым церквам нынче тысяча лет.
Выжили вы, бессловесные зрители,
Бури прошли, расточились врази.
Сколько всего за века перевидели
Белые церкви, осколки Руси?
Белые церкви плывут в бесконечности,
О кладенцы неземной чистоты!
Непокорённые граждане вечности,
Белые церкви, святые кресты.
Звон колокольный летит сквозь столетия,
Встретим же в храме молитвенный час.
Белые церкви – твердыни Вселенныя,
Не устоите – развалится мир.
(Иеромонах Роман Матюшин).
Верующие знают: где бы они ни находились и что бы они ни делали, Господь всегда находится рядом, он знает и слышит все наши слова и мысли, поэтому молиться Господу можно всегда и везде. Но для многих людей важно иметь такое место, где всё способствует обретению настоящей молитвы и единению с Богом. Таким особым местом является Храм Божий. Главное назначение храма в том, что это общий дом Бога и верующих в Него.
Храм – это место особенное, специально предназначенное:
1) для встречи с Богом каждого человека;
2) для соборных (совместных, общих) молитв;
3) для совершения богослужений;
4) для совершения Таинств Православной Церкви (Крещения, Покаяния, Причащения, Миропомазания, Елеосвящения, Священства и Брака, или Венчания).
Святитель Филарет, митрополит Московский, говорил: «В храмах есть особенное присутствие Бога благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особенных знамениях!»[1].
Православные храмы посвящаются Богу в память о том или ином событии из жизни Христа, Божией Матери, святых, отражённом в церковном календаре, или в честь Архангелов или чудотворных икон. Отсюда и соответствующие названия: Христа Спасителя, Святой Троицы, Рождества Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Угодника, Архангела Михаила и др.
Открыт в 2006 году храм и в посёлке Рисовом во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Ещё в 2002 году по инициативе Процко Л.В жители посёлка ходатайствовали об открытии храма. Так силами отца Сергия и населения посёлка, в частности, пенсионерами – Науменко Клавдией Ивановной, Забияченко Валентиной Александровной, Голиковой Валентиной Ивановной, Хлебниковой Лидией Павловной, Шандориковой Александрой Васильевной, студентами – Гапоновыми Дмитрием и Евгенией, Бузун Александрой и Станиславом, учителями – Процко Леной Владимировной и Коренко Тамарой Иосифовной, было отреставрировано и приведено в порядок заброшенное здание. Теперь это храм. В нём проходят богослужения, крещения детей, отпевания усопших. Самая первая служба прошла в 2006 году. Всё своё свободное время и силы храму отдают служители Процко Лена Владимировна, Забияченко Валентина Александровна, Голикова Валентина Ивановна, Дорошко Валентина Григорьевна.
В посёлке ярки и красочны празднества Рождества Христова (7 января), Крещения (19 января), особенно, Пасхи.
Повествование гласит, что напрасно Иосиф и Мария исходили все улицы Вифлеема, никто не дал им кров. Наконец они увидели пещеру, служившую для пастухов и их стада убежищем во время зимних непогод. Обрадованные путники возблагодарили Бога, давшего им этот приют, и вошли в пещеру. Здесь-то, под сводами этой мрачной и убогой пещеры, родился от Пресвятой Девы Марии Господь наш Иисус Христос. Так возник праздник Рождества Христова[2].
На Крещение Господне в нашем храме освещают воду в память того, как в воде крестился Иисус Христос. Святую воду прихожане уносят домой, пьют её и бережно хранят весь год. Отец Сергий поведал, что праздник этот также называется «Богоявление», потому что людям в этот день явился Бог – Пресвятая Троица, был слышен голос Бога-Отца и Дух Его Святой сошёл на Сына Его, Господа Иисуса Христа.
Обрядовая сторона Пасхи или Светлого Христова Воскресения и основные правила празднования окончательно определились в V веке. Они дошли и до наших дней. В православной Византии праздник проходил особенно торжественно и пышно. Из Византии почитание Пасхи вместе с христианством пришло на землю Руси, где этот день стал важнейшим праздником христианского календаря. Пасха длится дольше всех других праздников - 40 дней. Пасхальные обряды широко известны. Большая их часть сохранилась в быту до наших дней. Ночное пасхальное шествие представляет собой необыкновенно красивое зрелище. После службы происходит христосование и начинается обмен крашеными яйцами. Древнее поверье гласит: «Чем больше дарится на Пасху расписных яичек, тем меньше зла становится на Земле». Обряд христосования заключается в обмене поцелуями при произнесении пасхального приветствия «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!». Обряд идёт ещё от тех дней, когда первые христиане, узнав о воскресении Иисуса Христа, радостно передавали эту благую весть и братски целовали друг друга. В «Послании апостола Павла к римлянам» сказано: «Приветствуйте друг друга с целованием святым!»[3]. Стало многолетней традицией на занятиях изостудии школы под руководством Процко Л.В. в канун празднования Пасхи делать писанки - расписывать акриловыми красками сваренные в луковой шелухе яйца, потом освящать их в нашем храме и дарить близким.
На празднике храма во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (28 октября 2007 г.) настоятелем храма было зачитано поздравительное письмо, полученное накануне, Екатеринодарского и Кубанского Митрополита Исидора по поводу престольного праздника храма. На торжестве присутствовали глава Рисового сельского поселения Сергиенко А.Г. с семьёй, представители казачества, верующие, жители посёлка и гости станицы Анастасиевская.
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов».
В посёлке Рисовом Славянского района Краснодарского края находится единственная на Кубани икона Божией Матери «Спорительница хлебов», празднование в честь которой проводится 28 октября. На иконе изображена сидящая на облаках Богоматерь – помощница тружеников в уборке хлебов. Руки её подняты вверх. Она молится. Внизу сжатое поле. Среди снопов ржи видны цветы и трава.
Староста храма Процко Л.В. рассказала предисторию иконы. Оказывается, что название ей было дано преподобным Амвросием Оптинским, одним из наиболее почитаемых русских святых XIX века, заказавшему икону в 1889 году одному из художников. Преподобный Амвросий ни одного богослужения не пропускал без молитвы перед иконой. Поразило то, что великий старец скончался на 80-м году жизни (28 октября 1890 г.) именно в день, посвященный празднованию иконы. В последний год жизни Амвросий заказывал снимки иконы и раздавал их своим почитателям из мирян. Незадолго до смерти он составил особый припев для молитвы перед иконой. Вот слова его: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам недостойным росу благодати Твоея и яви милосердие Твое!»
Прочитал о чуде в русском Пантелеимоном монастыре, напрямую связанным с Богоматерью Спорительницей хлебов. 21 августа 1903 года во время раздачи милостыни убогим монахам у Великих монастырских ворот Свято-Пантелеимонова монастыря инок Гавриил сделал фотоснимок, и на фотографии, к величайшему удивлению, проявился образ Богоматери, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба. Незадолго до этого некоторые из подвижников видели наяву Деву среди монахов. Одна из монастырских рукописей гласит: «О, Дивное Чудо! Божья Матерь явила черты Своего Святейшего Облика во утешение и подтверждение Своего Промышления о нас, грешных, подобно тому, как и Сын Ее, Богочеловек Иисус Христос, изобразил Нерукотворный образ Свой Едесскому князю Авгарю[4]».
Узнал от своей учительницы, что первой милостью иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» было то, что в голодный 1891 год на шамординских полях уродился хлеб, хотя в округе был неурожай.
В 1892 году с чудотворной иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» была сделана копия и отправлена в Воронежскую губернию потому, что там стояла сильная засуха, грозившая неминуемым голодом. Перед присланною иконой был отслужен молебен. Вскоре пошёл дождь, и поля дали урожай.
Надеюсь, что икона Божией Матери «Спорительница хлебов» всегда будет помогать взращиванию богатого урожая в моём посёлке!
Список литературы.
1. Бородина А.В. История религиозной культуры. Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2003.
2. Пасхальные праздники. Авторы-составители: Брудная Л.И., Гуревич З.М. СПб., «Респекс», 2000.
3. Рождественская ёлка. Под ред. Т.А. Кулагина, Г.Е. Левкодимова, А.Б. Романова, Н.Н. Шантаренкова, Л.М. Фирсова. – М.: «Молодая гвардия», 1993.
4. Михалков С.В. Моя Родина – Россия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
5. Земная жизнь Пресвятой Богородицы / Сост. С.Снессорева. – Ярославль: Норд, 2006.
6. Спорительница хлебов. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1998 год.
Приложение 4. Стихотворение о Божией Матери Спорительнице хлебов[5].
О чуде Богоматери один из духовных поэтов поведал так:
«В убогой келии монаха
Я образ дивный увидал.
Душа исполнилася страха,
Когда о чуде сем узнал.
Получен снимок без обмана.
Он святогорцев поразил:
Без всякой лжи или тумана
Он Божью Мать изобразил.
Царица в длинном одеяньи,
Неизреченной красоты,
В чудесно благостном сияньи
Полна любви и чистоты…
В келье Афонского монаха
Я лицезрел оригинал.
Душа исполнилася страха,
И я невольно зарыдал».
[1] Бородина А.В. История религиозной культуры. Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2003.
[2] Рождественская ёлка. Под ред. Т.А. Кулагина, Г.Е. Левкодимова, А.Б. Романова, Н.Н. Шантаренкова, Л.М. Фирсова. – М.: «Молодая гвардия», 1993.
[3] Пасхальные праздники. Авторы-составители: Брудная Л.И., Гуревич З.М. СПб., «Респекс», 2000.
[4] Спорительница хлебов. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1998 год.
[5] Спорительница хлебов. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. 1998 год.
Три загадки Солнца
Финист - Ясный сокол
Как Дед Мороз сделал себе помощников
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Заповеди детства и юности