Каждое растение в природе имеет особую ценность и значимость, ведь их исчезновение приводит к нарушению равновесия в природе и в экологическом, и в потребительском отношении, ведь каждое растение для чего-то необходимо. Цель работы: изучение роли растений в биосфере в соответствии с их количественным составом.
Городская научно-практическая конференция
«Путь к успеху»
Роль растений в биосфере
Секция «Экология»
Автор работы: Мартынова Виктория Михайловна
ученица 6 «Б» класса
Руководитель: Дубровина Наталья Викторовна
учитель биологии I категории
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Дзержинск
2014г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение _______________________________________________ 3
Обзор литературы ________________________________________ 4
Методика проведения исследования _________________________ 12
Результаты исследований и их обсуждение __________________ 14
Выводы и рекомендации __________________________________17
Литература ______________________________________________ 18
ВВЕДЕНИЕ
На Земле существует 500 тыс. видов растений. Все они объединены в одно царство Растения. Среди них выделяют 2 группы: низшие и высшие растения. К низшим растениям относятся Водоросли, а к высшим: Псилофитовидные, Моховидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Хвощевидные, Голосеменные, Покрытосеменные, или Цветковые [1].
Построим диаграмму для сравнения, используя количественные данные по отделам растений.
Рис.1. Количественное сравнение видов по отделам растений.
Мы видим: 1место занимают цветковые растения, 2- моховидные, а 3- водоросли. Так ли это на деле?
Цель работы: изучение роли растений в биосфере в соответствии с их количественным составом.
Задачи:
2. Рассмотреть значение цветковых растений в биосфере на примерах, результаты оформить в виде таблицы.
3. Исследовать роль деревьев и кустарников, произрастающих на территории школы.
- Определение видового состава деревьев и кустарников, произрастающих на территории школы.
- Изучение влияния растений на температуру воздуха (на ослабление зимней стужи).
- Определение видового состава деревьев и кустарников, выделяющих в атмосферу фитонциды.
- 0пределение видового состава и количества деревьев и кустарников, устойчивых к загрязнению атмосферы воздуха
- Определение количества пыли, задерживаемой деревьями за лето.
- Изучение влияния растений на влажность воздуха.
4. Сделать выводы по работе.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими.
Биомасса организмов, обитающих на суше, на 99,2% представлена зелеными растениями и на 0,8% — животными и микроорганизмами. Напротив, в океане на долю растений приходится 6,3%, а на долю животных и микроорганизмов — 93,7% всей биомассы. Жизнь сосредоточена главным образом на суше.
В распределении живых организмов по видовому составу наблюдается важная закономерность. Из общего числа видов 21% приходится на растения, но их вклад в общую биомассу составляет 99%.
Каждое растение в природе имеет особую ценность и значимость, ведь их исчезновение приводит к нарушению равновесия в природе и в экологическом, и в потребительском отношении, ведь каждое растение для чего-то необходимо. Рассмотрим роль растений в биосфере [ 1 ].
Таблица №1
Роль растений в биосфере
Отдел растений, кол-во видов, рисунок | Значение в природе. | |
Водоросли 33 700 | Обеспечивают обитателей водоемов кислородом Являются кормом для многих водных обитателей (фитопланктон). В роли продуцентов участвуют в круговороте веществ в водных экосистемах. Вызывают цветение водоемов и гибель рыб. | |
Псилофиты 12 | Первые наземные растения. Считаются предками других высших растений: моховидных, плауновидных, хвощевидных. Выход псилофитов на сушу – одно из важнейших событий в эволюции биосферы. | |
Моховидные 35 тыс. | Пища для некоторых животных. Часто выступают в роли пионерной растительности, играя большую роль в почвообразовательных процессах. Приводят к заболачиванию и закисанию почвы (особенно сфагновые мхи). Отложения мхов образуют торф. Играют большую роль в регулировании водного баланса ландшафтов, так как способны впитывать и удерживать большое количество воды. Моховой покров способен накапливать и удерживать радиоактивные вещества. | |
Плауновидные 970 | Велико значение вымерших форм плаунов каменноугольного периода в формировании первичных почв, насыщения атмосферным кислородом и отложении каменного угля. Некоторые виды плауна содержат сильный парализующий яд, позвоночные травоядные животные не употребляют в пищу[7]. После гниения образуют перегной. | |
Хвощевидные 35 | В цепях питания прошлых геологических эпох высшие споровые растения занимали ведущее место: они служили пищей для травоядных земноводных, пресмыкающихся. В настоящее время их роль как кормовых растений заметно уменьшилась, некоторые виды содержат яд. Они удерживают воду в почве, создают условия для сохранения и прорастания семян голосеменных и покрытосеменных растений. Являются средой обитания для животных. Входят в состав пионерных растительных группировок и захватывают территории с нарушенным естественным покровом. После гниения образуют перегной. | |
Папоротниковидные 10 тыс | Из древних древовидных форм образовались залежи каменного угля. Являются важным компонентом многих растительных сообществ. После гниения образуют перегной. Некоторые микроорганизмы и беспозвоночные животные практически не могут существовать без папоротников, ведь последние являются не только их средой обитания, но и пищей. Дают убежище лесной мелюзге Принимают участие в образовании кислорода. Папоротник сальвиния, который быстро размножается вегетативным способом и может стать настоящей угрозой жизни водоемов, в частности их растительному и животному миру [8]. | |
Голосеменные 600 | Являются прародителями всеми любимых покрытосеменных растений. Сосна успешно заселяет пожарища. На огромных пространствах образуют хвойные леса, называемые тайгой, а лес - это легкие планеты. Приют для многих животных. Семена, шишки и хвоя – корм для животных. Они образуют органические вещества, усваивают углекислый газ из воздуха и выделяют кислород. Хвойный опад – органическое удобрение в лесу. Закрепляет сосна своими корнями сыпучий песок. Задерживают таяние снега, что обогащает почву влагой. Ослабляет шумы и силу ветров. Защитные полосы, в состав которых включены хвойные деревья, уменьшают силу и скорость ветровых потоков и в зимнее время.
Выделяют фитонциды, на 50–60% обеззараживающие воздух от болезнетворных бактерий (см. п.6 таблица 2) [9]. | |
Цветковые 250 тыс. | Рассмотрим значение цветковых растений на примерах (см. таблица №2). |
[3,5,6,7,8,9].
Таблица №2
Роль цветковых растений в биосфере
№ п/п | Роль растений в биосфере | Примеры. |
1 | Участвуют в образовании органических веществ, накапливают в продуктах фотосинтеза большое количество химической энергии. Первичное трофическое звено в цепях питания. | Растения всасывает из почвы воду и минеральные вещества, используя при этом солнечную энергию, образования органических веществ в клетках. Установлено, что растения Земли в процессе фотосинтеза ежегодно образуют более 177 млрд. тонн органического вещества.
|
2 | Поддерживают необходимый для существования большинства организмов уровень кислорода в атмосфере. | Одно дерево в среднем вырабатывает в день 2,5 килограмма кислорода, в год – 912,5 килограммов кислорода. Растения усваивают из атмосферы до 170 млрд т углекислого газа и разлагают до 130 млрд т воды, выделяя до 115 млрд т свободного кислорода . Больше всего кислорода вырабатывают те растения, у которых крупная листовая пластина и яркий зеленый цвет. Это свидетельствует о большом количестве хлорофилла, который, собственно, и вырабатывает кислород. Когда образуется 1 грамм глюкозы, освобождается более 1 грамма, или около 900 кубических сантиметров, чистого кислорода (выделяют около 510" тонн свободного кислорода в год). |
.3 | Предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа. | Известно, что 50 м2 зеленого леса поглощает за 1 час углекислого газа столько же, сколько его выделяет при дыхании за 1 час один человек, т.е. 40 г |
4 | Выделяемый растениями кислород защищает биосферу от коротких ультрафиолетовых лучей, которые губительны для всего живого на Земле. | Растение перерабатывают углекислый газ в кислород, а когда выделяет его, то попадая в биосферу, кислород уничтожает ультрафиолетовые лучи. |
5 | Существенно влияет на климат, формирует температурный режим планеты: за счет значительного поглощения СО2 произошло уменьшение парникового эффекта, снижение температуры до современного уровня. | В глобальном масштабе это влияние на климат отвечает на 16% от общей величины потепления климата над сушей, тогда как остальные 84% - сугубо парниковый эффект. В то же самое время для некоторых регионов Земли, например, восточной части Азии и Северной Америки, эта цифра может составлять до 25%. |
6 | Выделяют в атмосферу вещества (фитонциды), которые губительно влияют на болезнетворные бактерии. В сравнении с хвойными растениями*. | Сосновый лес за сутки выделяет 5 кг фитонцидов с 1га, лиственный – около 2 кг, можжевеловый до 3кг. Исследованиями было установлено время гибели простейших после бесконтактного воздействия фитонцидных растений. Дуб – 5мин., тис – 6мин., можжевельник – 7мин., сосна – 10-15мин., береза – 20мин., тополь – 9мин., черемуха – 4-5мин., пихта – 5 мин., ель – 10-15мин., кедр – 15мин. Фитонциды дубовой листвы уничтожают возбудителя дизентерии, а фитонциды можжевельника — возбудителей брюшных заболеваний. Сосна крымская, кипарис вечнозеленый, кипарис гималайский задерживают рост туберкулезной палочки. |
7 | В создании и поддержании климата: ослабление скорости ветра, зимней стужи, снижение жары. | Когда дует ветер, он налетает на растения, тем самым ослабляет свою скорость. При жаре растения выделяют много влаги, тем самым снижая жару. 1 кв.м травы в час испаряют до 200 граммов воды, что увлажняет воздух в жаркие дни, делая его на 2,5°С ниже, чем на асфальте. За сутки береза испаряет – 75л воды, а липа – 200л. |
8 | Очищают воздух от пыли. | Листья деревьев улавливают на свои кроны в 50-60 раз больше пыли, чем она оседает на оконном стекле. На гектаре соснового леса на хвою оседает 36 тонн пепла, пыли. За неделю 10 граммов листьев акации и липы улавливают из атмосферы воздуха около 2 граммов пыли, а листья вяза - 3 грамма [ 12 ]. Шершавые листья (вяз) и листья, покрытые тончайшими ворсинками (сирень, черемуха, бузина), лучше удерживают пыль, чем гладкие (клен, ясень). Пихтовый лес* на площади 1 га в состоянии задержать 32 т пылевых частиц, буковый лес — 68 т пыли. Очень хорошим пылеуловителем является вяз. Он задерживает пыль в 6 раз интенсивнее, чем гладколистный тополь[2]. |
9 | Очищают воздух от газов. | Наиболее устойчивы к загрязнению атмосферного воздуха: акация желтая, тополь, береза, ива, боярышник, сирень, лиственница, снежноягодник. Листья конского каштана, липы, тополя вдоль дороги поглощают свинец, попадающий в воздух с выхлопными газами [ 12 ]. Белая акация, берест перистоветвистый, бузина красная, тополь канадский, шелковица улавливают соединения серы, а активными поглотителями фенолов оказались белая акация, берест перистоветвистый, аморфа кустарниковая. Ива, белая акация устойчивы по отношению к фтору, поэтому их используют при озеленении предприятий, связанных с алюминием [2]. За трехъярусными зелеными кулисами в 5–8 раз снижается в воздухе концентрация выхлопных газов. |
10 | Снижают уровень шума. | Лиственные породы способны поглощать до 25 % звуковой энергии, а 75 % ее отражать и рассеивать.
|
11 | Способствуют задержанию снега. | Когда растения задерживают слой снега толщиной 1 см на площади 1 га , то при таянии снега образуется 20—35 т. воды для всего живого. Глубина промерзания почв в лесу в 2—5 раз меньше, чем в парке, сквере и тем более на улице, где нет лесной подстилки, где убираются листья и скашиваются травы, где почвы обеднены и переуплотнены, где нет подлеска. |
12 | Предотвращают эрозию почв, закрепляют овраги и горные склоны. | Растения покрывают почву, тем самым защищают её. |
13 | Участие в формировании почв. | Биомасса растений в виде корневых остатков и наземного опада возвращается в почву. Характер участия зеленых растений в почвообразовании различен и зависит от типа растительности и интенсивности биологического круговорота Растения участвуют в образовании гумуса, который является самой существенной частью почвы, обеспечивает ее высокое плодородие. |
14 | Обуславливают накопление воды на поверхности Земли, способствуют образованию болот, поддерживают полноводие рек. | Накопление воды на поверхности Земли, образование болот, поддерживание полноводие рек обуславливается путём их зарастания растениями. |
15 | Играют ведущую роль в круговороте минеральных и органических веществ – обеспечивают непрерывное существование жизни на Земле. | Содержание углекислого газа в атмосфере минимально, и если бы не происходил постоянный возврат углекислого газа в атмосферу, этот газ был бы израсходован в процессе фотосинтеза за какие-нибудь 7—40 лет. Дальнейшая жизнь оказалась бы невозможна. Однако этого не происходит. В результате разложения органических соединений различными группами микроорганизмов в атмосферу возвращается 90% углекислого газа, остальные 10% газа пополняются в атмосфере за счёт дыхания эукариот, а также за счет хозяйственной деятельности человека. Минеральные соли не вымываются из поверхностных слоев почвы, так как растительность постоянно всасывает часть минеральных веществ из почвы и передает их животным на корм. Животные, так же, как растения, после отмирания передают минеральные вещества обратно в почву, откуда они вновь всасываются растениями |
16 | Залежи полезных ископаемых – каменный и бурый уголь, сланцы, торф, которые образовались в результате фотосинтетической деятельности растений, служат топливом человеку. | Постепенно огромные количества восстановленного углерода в органических остатках оказались захороненными в недрах Земли, образовав громадные залежи горючих ископаемых. |
17 | Служат жилищем, местом укрытия для многих животных. | Многие животные впадают в спячку в засушливое и холодное время года, тем самым не умирают от холода или жары. Также животные могут в растениях или в норке спрятаться от хищников, чтобы их не съели. |
18 | Отдельные виды растений оказывают свойственное только им влияние на химический состав почвы и обладают определенной избирательной способностью поглощения загрязнителей. | Теплолюбивое растение эйхорния (вид водного гиацинта), в обычных условиях быстро размножающийся сорняк в водоемах, поглощает из воды фенолы, соединения тяжелых металлов — ртути, свинца, кадмия, никеля. Рогоз благодаря корневищам обладает способностью очищать от загрязнения и воду, и дно. Камыш, тростник активно поглощают из воды органические вещества — фенол, индол, ксилол, пиридин. За 8 дней тростник удаляет из 1 л воды до 10 мг фенола. Тростник, рогоз узколистный хорошо очищают водоемы от нефти. Тростник обыкновенный поглощает из воды ДДТ. Очищают водоемы от гербицидов водяной гиацинт, рдест, зеленые водоросли. Тростник, рогоз, камыш, аир, ежеголовник извлекают из воды азот, фосфор, калий, кальций, серу. Камыш, водяной орех, рдест извлекают из воды марганец, а ряска — медь, бор. Наиболее высокое содержание минеральных элементов в условиях загрязнения наблюдается у дуба черешчатого и липы мелколистной, в условиях слабого загрязнения — у акации белой. Наибольшее количество железа аккумулируют каштан конский, липа мелколистная, тополь Болле; меди — клен остролистный, акация белая; свинца— тополь Болле, клен остролистный. |
[1,2,3,4,10,12].
Кто же тогда является на нашей планете основным поставщиком кислорода?
Выяснилось, что доля кислорода, вырабатываемого деревьями, составляет 10 – 30 % (по разным источникам) от всего кислорода, содержащегося в атмосфере. Остальные 70 – 90 % дает нам Океан. Кислород вырабатывают в результате фотосинтеза живущие в толще воды цианобактерии, фитопланктон, частью которого являются сине-зеленые водоросли. А так как площадь Океана в три раза больше, и фитопланктона с водорослями в нем больше, чем деревьев на суше, то и кислорода океан будет вырабатывать больше[11].
Весь мировой фитопланктон вырабатывает в 10 раз больше кислорода, чем нужно ему самому для дыхания. Хватает для того, что бы обеспечить полезным газом и всех остальных обитателей вод, и в атмосферу попадает немало. Что касается затрат кислорода на разложение трупов, то в океане они весьма низки — примерно 20 процентов от общей выработки. Происходит это из-за того, что мертвые организмы сразу же поедаются падальщиками, которых в морской воде живет великое множество.
На суше это, как ни странно… торфяные болота. Всем известно, когда на болоте погибают растения, их организмы не разлагаются, поскольку бактерии и грибы, делающие эту работу, не могут жить в болотной воде — там много природных антисептиков, выделяемых мхами.
Итак, отмершие части растений, не разлагаясь, опускаются на дно, образуя залежи торфа. А если нет разложения, то и кислород не тратится. Поэтому болота отдают в общий фонд около 50 процентов вырабатываемого ими кислорода (другую половину используют сами обитатели этих неприветливых, но весьма полезных мест).
Так что, как это ни странно, род человеческий живет и здравствует на Земле именно за счет микроскопических "кислородных фабрик", плавающих по поверхности океана. Именно их-то и следует называть "легкими планеты". И всячески оберегать от нефтяных загрязнений, отравлений тяжелыми металлами и т. п., поскольку, если они вдруг прекратят свою деятельность, нам с вами будет просто нечем дышать [10].
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методом маршрутной съемки, мы определили, что на территории пришкольного участка произрастает большое количество цветковых растений, 3 вида голосеменных, 1 вид папоротниковидных.
Исследуем значение зеленых насаждений на территории школы №3.
Методом осмотра, сбора некоторых растений и работой с определителем растений, был установлен видовой состав кустарников и деревьев, произрастающих на пришкольной территории. Составлен список деревьев и кустарников, произрастающих на изучаемой территории. Подсчитано их количество.
Используя собранный теоретический материал о роли растений в биосфере, методики авторов и собственные, исследуем значение зеленых насаждений на территории школы.
А) Изучение влияния растений на температуру воздуха (ослабление зимней стужи) [ 13 ].
Проводим сравнительное изучение температуры воздуха в различных группах растений. Измеряем температуру воздуха на высоте 130см (t. В°С) от поверхности и на высоте 3-5см (t. П°С) у самой поверхности, в центре каждой изучаемой группы растений. Исследуем две группы растений: полуажурная – высокоподнятые и низкоопушенные развесистые кроны деревьев; плотная – деревья несколько ярусов с опушкой кустарника. Результаты заносим в таблицу № . Сравниваем полученные результаты с температурой, измеренной на открытом пространстве. Делаем вывод.
Таблица № 3
Сравнительная температура воздуха в разных группах растений
Дата | Открытое пространство | Группа растений | ||||
полуажурная | плотная | |||||
t. В°С | t. п°С | t. В°С | t. п°С | t. В°С | t. п°С |
Б) Изучение влияния растений на влажность воздуха.
Используем справочный материал: с 1м² травы в час испаряется 200граммов воды, что значительно увлажняет воздух в жаркие летние дни, делая ее ниже на 2,5°С. За сутки взрослая береза испаряет 75л воды, липа – 200л. Измеряем с помощью рулетки площади, занимаемые растительностью, используем данные таблицы №2. Производим математические расчеты, подсчитываем, количество воды испаряемой с пришкольной территории. Оформляем результаты расчетов.
В) Определение количества пыли, задерживаемой деревьями за лето.
Используем справочный материал см таблица № 2, рассчитываем какое количество пыли способны задерживать древесные растения, произрастающие на территории школы. Результаты оформляем в виде таблицы №4. Делаем вывод.
Таблиц № 4
Определение количество пыли, задерживаемой деревьями, кустарниками за лето.
Название дерева, кустарника | Кол-во на территории, шт. | Кол-во пыли, осажденной на листе за лето, кг (справоч.) | Кол-во пыли, осажденной на листьях деревьев за лето, кг |
Г) 0пределение видового состава и количества деревьев и кустарников, устойчивых к загрязнению атмосферы воздуха.
Используя теоретический материал и метод подсчета, определили видовой состав растений, устойчивых к загрязнению атмосферы воздуха.
Д) Определение видового состава и количества деревьев и кустарников, выделяющих в атмосферу фитонциды.
Используя теоретический материал и метод подсчета, определили видовой состав растений, выделяющих в атмосферу фитонциды.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Методом осмотра в октябре 2013г., сбора некоторых растений и работой с определителем растений, был установлен видовой состав кустарников и деревьев, произрастающих на пришкольной территории. Составлен список деревьев и кустарников, и подсчитано их количество. Результаты оформлены в виде таблицы №5 .
Таблица №5
Видовой состав деревьев и кустарников пришкольной территории
№ п/п | Название растения | Количество, шт. |
Деревья | ||
1 | Береза бородавчатая | 45 |
2 | Вишня кустарниковая | 5 |
3 | Ель европейская | 2 |
4 | Клен остролистный | 1 |
5 | Клен американский | 27 |
6 | Липа мелколистная | 15 |
7 | Осина = тополь дрожащий | 7 |
8 | Рябина обыкновенная | 5 |
9 | Сосна обыкновенная | 3 |
Кустарники | ||
1 | Боярышник кровавокрасный | 22 |
2 | Жасмин садовый | 1 |
3 | Ива остролистная = верба | 2 |
4 | Калина обыкновенная = красная | 1 |
5 | Дерен белый | 61 |
6 | Кизильник черноплодный | 57 |
7 | Пузыреплодник амурский | 1 |
8 | Снежноягодник | 1 |
9 | Шиповник коричный | 3 |
10 | Туя восточная | 4 |
11 | Сирень гибридная | 1 |
Используя собранный теоретический материал о роли растений в биосфере, методики авторов, исследуем значение зеленых насаждений на территории школы. Применим в работе методы математического расчета,
А) Изучение влияния растений на температуру воздуха (ослабление зимней стужи).
Проводим сравнительное изучение температуры воздуха (январь,2014г.) в различных группах растений. Измеряем температуру воздуха на высоте 130см (t. В°С) от поверхности и на высоте 3-5см (t. П°С) у самой поверхности, в центре каждой изучаемой группы растений. Исследуем две группы растений: полуажурная – высокоподнятые и низкоопушенные развесистые кроны деревьев (восточная сторона школы – посадки деревьев: березы, ели, клена, вербы); плотная – деревья несколько ярусов с опушкой кустарника (юго-западная сторона школы – посадки тополя, клена, боярышника). Результаты заносим в таблицу № 6. Сравниваем полученные результаты с температурой, измеренной на открытом пространстве (стадион школы – южная сторона). Делаем вывод.
Таблица № 6
Сравнительная температура воздуха в разных группах растений
Дата | Открытое пространство | Группа растений | ||||
полуажурная | плотная | |||||
t. В°С | t. п°С | t. В°С | t. п°С | t. В°С | t. п°С | |
16.01.14 | -8 | -5 | -5 | -3 | -5 | -5 |
17.01.14 | -8 | -8 | -5 | -3 | -8 | -7 |
18.01.14 | -15 | -14 | -14 | -14 | -13 | -12 |
Вывод: наибольшее влияние на температуру воздуха оказывают деревья с развесистыми кронами, температура воздуха на высоте = 130см на 1-3°С выше, чем на открытом пространстве, а на высоте 3-5 см температура воздуха выше на 5-1°С в зимнее время.
Б) Изучение влияния растений на влажность воздуха.
Измеряем (октябрь, 2013г.)с помощью рулетки площади, занимаемые растительностью. Определяем приблизительную площадь, занимаемую газонами. S общая = 4077,5 м² .
Используя справочные данные, рассчитываем количество испаряемой воды растениями на территории школы.
1м² - 200 л воды
4077,5м² - х л воды, тогда за 1 час Vисп.Н2О = 815500л.(газоны)
1 береза (за сутки) – 75л.
За 1 час - 3,125л
На территории произрастает 45 берез, которые за 1 час испаряют:
45 ·3,125л = 140,625л воды
1 липа – 200л воды (за сутки)
За 1 час - 8,33л
На территории произрастает 15 лип, которые за 1 час испаряют:
15· 8,33 = 124,9л
Всего за 1 час (в летнее время) испаряется 815765,52л воды
В) Определение количества пыли, задерживаемой деревьями за лето.
Используем справочный материал см таблица №2, рассчитываем какое количество пыли способны задерживать древесные растения, произрастающие на территории школы. Результаты оформляем в виде таблицы № 7 .
Таблиц № 7
Определение количество пыли, задерживаемой деревьями, кустарниками за лето.
Название дерева, кустарника | Кол-во на территории, шт. | Кол-во пыли, осажденной на листе 1 дерева за лето, кг (справоч.) | Кол-во пыли, осажденной на листьях деревьев за лето, кг |
Ива | 2 | 38 | 76 |
Клен | 28 | 34 | 952 |
Сирень | 1 | 1,6 | 1,6 |
Тополь | 15 (вдоль автодороги, напротив школы) | 34 | 510 |
Итого: 46 деревьев – 1539,6 кг за лето
Г) 0пределение видового состава и количества деревьев и кустарников, устойчивых к загрязнению атмосферы воздуха.
Используя теоретический материал и метод подсчета, определили видовой состав растений, устойчивых к загрязнению атмосферы воздуха:
Клен американский - 28
Береза бородавчатая –45
Липа мелколистная – 15
Боярышник – 22
Всего – 110
Д) Определение видового состава деревьев и кустарников, выделяющих в атмосферу фитонциды.
Используя теоретический материал, определили видовой состав растений, выделяющие в атмосферу фитонциды:
Сосна обыкновенная
Береза бородавчатая
Ель европейская
Липа мелколистная
Осина = тополь дрожащий
Туя восточная
Итого: 6 видов деревьев
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
В ходе работы нам удалось изучить роль растений в биосфере. Рассмотреть значение водорослей, псилофитов, мхов, плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и цветковых растений в природе и установить, что количественный состав видов рассматриваемых растений не является определяющим условием в выполнении ими своей роли в биосфере. Так, например, водоросли (33700 видов) и моховидные (35000 видов) выполняют только 4-6 функций, но именно они обеспечивают Землю кислородом (70-90%). Цветковые (250тыс. видов) и голосеменные (600 видов) выполняют одинаковые функции, но голосеменные (хвойные) по некоторым из них не уступают цветковым растениям (выделение фитонцидов, снижение уровня шума).
Но количественный показатель видов все, же очень важен. Так, цветковые, самые многочисленные по видам растения, обладают важнейшей функцией – очищение биосферы от загрязнений.
Таким образом, нет прямой зависимости между выполнением растениями своей роли и количеством их видов.
Методом маршрутной съемки, мы определили, что на территории пришкольного участка произрастает большое количество цветковых растений, 3 вида голосеменных (сосна, ель, туя), 1 вид папоротниковидных. Нам удалось установить видовой состав зеленых насаждений (деревьев и кустарников) на территории школы №3, используя собранный теоретический материал, методы математического расчета, проводя исследование, мы убедились, что растения, произрастающие, на территории нашей школы положительно влияют на ее микроклимат. Жизнь на Земле без растений невозможна!
ЛИТЕРАТУРА
Как нарисовать черёмуху
Если хочется пить...
Что есть на свете красота?
За чашкой чая
Рисуем крокусы акварелью