Область исследования6 жаргонизмы и молодежный сленг как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника. Объект исследования - устная речь учащихся школы
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_leksikon_sovremennyh_shkolnikov.ppt | 373.5 КБ |
Слайд 1
«Лексикон современных школьников».Слайд 2
Цель исследования: проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся моего класса
Слайд 3
Область исследования: жаргонизмы и молодежный сленг как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника Объект исследования : устная речь учащихся школы
Слайд 4
Гипотеза: в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизм - часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.
Слайд 5
Задачи проекта: Определить, какое место занимает необщеупотребительная лексика в речи учащихся. Определить понятия "жаргон" и "сленг". Провести исследование среди учащихся класса с целью определения : круга наиболее употребительных жаргонных слов; частоты употребления жаргонизмов; причин употребления школьниками жаргонизмов.
Слайд 6
Что такое сленг? Сленг - это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Сленг - речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим. Молодёжный сленг —это социальный диалект людей в возрасте 13 — 30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.
Слайд 7
АНКЕТА Вопросы анкетирования, которые были предложены учащимся : 1.Употребляете ли Вы жаргонизмы: а). Да; б). Нет; в). Иногда; 2. Почему? а). Хотите лучше выразить свои мысли; б). Не хотите отличаться от сверстников; в). Боитесь быть осмеянными другими: г). Не можете заменить жаргонизмы: д). Другие варианты. 3. Какие жаргонизмы вы чаще всего употребляете? 4. Как Вы понимаете значение этих слов? 5. Сколько раз в день Вы употребляете такие слова: а). 1-5 раз; б). 6-10 раз; в). Более 10 раз. 6. Как Вы считаете, в результате речь становится: а). Лучше; б). Хуже; в). Затрудняюсь ответить.
Слайд 8
- Анализ анкет показал следующие наиболее распространенные среди учащихся жаргонизмы: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ хавальник зыркать приперся чувак замутить фигня прошвырнуть лажа притащился бабло лыбиться репа мозговать лох схамякать косяк пахать тупизна не тормози звякнуть слухать НАРЕЧИЯ клево круто офигенно стопудово прикольно зашибись фиолетово
Слайд 9
Части тела грабли, заготовки (руки), пачка, башня (голова), зенки, бельма (глаза), варежка (рот), локаторы (уши); Слова, обозначающие людей по профессии училка (учительница), водила (водитель), историчка (учитель истории), мент (милиционер); Бытовая техника ящик, телик (телевизор), мобила, сотик (мобильный телефон), комп (компьютер), видак (видеомагнитофон), дивидишка ( DVD );
Слайд 10
Слова, обозначающие людей по родству предки, родичи, родоки (родители), папан, папка (папа), маман (мама), сеструха (сестра), братва ( друзья), братуха, браток (брат), мен (парень) Учеба домашка (домашнее задание), двойка (оценка «2»), пятак (оценка «5»), контрошка Продукты питания хавка, хавать, хавчик, жрачка (еда), магаз, магазик (магазин), столовка (столовая) Деньги бабки, бабло, баксы, штука Слова-оценки классно, клево, лафа, ништяк, зашибись, кайф (хорошо, отлично), прикольно (интересно), круто (отлично), сто пудов, конкретно (точно), по натуре, реально (правда), воще (восхищение), позорно, стремно, отстойно (плохо, некрасиво), везуха (везучий), фигня(очень простое)
Слайд 11
Глаголы отвали, отвяжись, отцепись, отвянь (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), грузить (надоедать), обломиться (неудача), очуметь, обалдеть (удивиться), мутить, наколоть (обманывать), оторвать (достать), оттянуться (отдохнуть), балдею, тащусь (очень хорошо), слинять, смотать (сбежать), зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), грузить (надоедать, приставать), пришить, забить (убить), сгинь, слиняй (уйди), наехать (угрожать); Транспорт мотик, мотак (мотоцикл), велик (велосипед), тачка (машина), девятка, десятка, пятнадцатка (модели автомобилей Слова, обозначающие людей по их качеству характера крыса, баран, свинья, собака, лось, лох, лошара, тормоз, шестерка, дятел, козел, чмо, дылда, корова
Слайд 12
Вывод: Наша задача - учиться уместно использовать ограниченную лексику в соответствии с ситуацией общения. Знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния ограниченной в употреблении лексики, надо хорошо знать нормы литературного языка- нормы произношения, ударения, словоизменения.
Слайд 13
Не засоряйте свою речь жаргонизмами! Берегите свой язык! Пусть ваша речь будет яркой, образной и эмоциональной, доставляющей окружающим эстетическое удовольствие . Ведь экология языка – есть экология духа Молчат гробницы, мумии и кости, – Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте. Звучат лишь Письмена! И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь. И.Бунин.
Сторож
Соленая снежинка
Разлука
Глупый мальчишка
Агния Барто. Сережа учит уроки