• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Свой долг исполнил до конца..." (история одной награды)

Опубликовано Сарикова Лидия Семёновна вкл 01.11.2015 - 17:38
Сарикова Лидия Семёновна
Автор: 
Шалыгин Ваня

Сегодня, накануне 70-летия Победы, мне хочется рассказать об одном из участников битвы под Москвой, моём прадеде Барахоеве Викторе Савватеевиче.

Виктор Савватеевич родился 23 сентября 1919 года  в селе Бальджа Кыринского района Читинской области. Окончил 4 класса и работал в транспортной конторе. В армии служил с весны 1939 года на Дальнем Востоке в 32-й стрелковой дивизии под командованием В.И. Полосухина.

На озере Хасан строили укрепрайон: думали, что Япония объявит войну. Зиму были на станции Раздольная, где обучались солдатской науке. Весной снова работали на озере, а в июне 1941 года началась война.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoy_dolg_ispolnil_do_kontsa.doc694.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в школьном историко-краеведческом музее

«Свой долг исполнил до конца»

(история одной награды)

Автор-экскурсовод: Шалыгин Ваня  – правнук Барахоева Виктора Савватеевича, ученик 7 класса МОУ «Будаговская СОШ» Тулунского района.

Руководитель: Сарикова Лидия Семеновна – учитель истории и обществознания, I квалификационная категория.

Свой долг исполнил до конца

(номинация «Солдаты Победы»)

Сегодня, накануне 70-летия Победы мне хочется рассказать об одном из участников битвы под Москвой, моём прадеде Барахоеве Викторе Савватеевиче.

Виктор Савватеевич родился 23 сентября 1919 года  в селе Бальджа Кыринского района Читинской области. Окончил 4 класса и работал в транспортной конторе. В армии служил с весны 1939 года на Дальнем Востоке в 32-й стрелковой дивизии под командованием В.И. Полосухина.

На озере Хасан строили укрепрайон: думали, что Япония объявит войну. Зиму были на станции Раздольная, где обучались солдатской науке. Весной снова работали на озере, а в июне 1941 года началась война.

Как вспоминал Виктор Савватеевич:  «Вызвали в Раздольную, погрузили в вагоны и повезли неизвестно куда. Только после Хабаровска сказали, что на фронт. Путь лежал на Ленинград. Остановились под городом Волховстрой и начали разгружаться, но пробыли там недолго. Ночью снова погрузили в вагоны и по Северной дороге, через Вологду – на Москву. Доехали до Можайска…». А враг наступал. И чем дальше продвигались фашисты, тем сильнее становилось сопротивление советских солдат. Здесь, на Можайском направлении, стойко сражались войска 5-й армии под командованием  Говорова Л.А., а на историческом Бородинском поле в схватку с противником вступили части 32-й Краснознамённой дивизии под командованием В.И. Полосухина, прославившейся ещё в борьбе против японских захватчиков у озера Хасан в 1938 году.  

Виктор Савватеевич продолжает: «От Можайска пешком шли на Бородинское поле, которое уже бомбили фашистские самолёты. Всех привели к памятнику Кутузову, где мы дали клятву, что так же будем сражаться, как русские солдаты в 1812 г.

Бородино!

О поле русской славы!

На памятниках – предков имена.

Стоим мы на Кутузовском кургане,

С которого вся Родина видна.

Стоит дивизия 32-я

На бородинском славном рубеже.

Последний полк ещё лишь подъезжает,

А первый полк вступает в бой уже!

В гражданскую, а после на Хасане

Дивизия прославилась давно,

И воины его горды сознаньем,

Что в трудный час им Родиной дано –

Особое, почётное заданье –

Оборонять, как встарь, Бородино

 «Затем нас повезли на машинах на линию обороны. И снова полетели самолёты, добирались под бомбёжкой. Занимать оборону нужно было быстро и в незнакомой обстановке, снарядов подвезти не успели».

Мой прадед нёс миномёт за плечами, а мин не было. Если бы в это время началось наступление, то обороняться было бы нечем, даже винтовки не было. Только, отправляясь в разведку, получил её и две гранаты. Немцы обошли, прорвались, и пришлось отступать. Фашисты в начале войны были самоуверенные, наглые. Лётчики гонялись на самолётах даже за одним солдатом, идущим по открытой местности, не жалели патронов.

Виктор Савватеевич вспоминал, как ходили в разведку:  «Возвращаясь из разведки, я встретил отступающих артиллеристов из деревни Александровка. Оказалось, что немецкие танки отрезали их от основных сил. Выходили ночью, я отстал, шёл один, спрашивая дорогу на Москву, потом встретил русского солдата, и мы вышли на трассу Москва – Минск. Там, недалеко от сёл Малая и Большая Семёновка, наши войска занимали линию обороны». В 32-й стрелковой дивизии седьмой, восьмой и девятой рот третьего батальона уже не было в живых, и ему пришлось идти в шестую роту.  Обе Семёновки от снарядов сгорели. «По 20-25 самолётов прилетали бомбить. Один бросает бомбы, следом – второй, третий, и дальше опять на новый круг заходят, а потом идут танки».

Стояли насмерть, приходилось всё время рыть окопы, менять позиции. В берёзовой роще был смертельно ранен командир Виктор Иванович Полосухин. Из роты в 160 человек осталось только 13. Приняли новое пополнение, и Барахоев В.С. с политруком Яковлевым П.И. обучали молодых солдат.

Виктор Савватеевич в то время был старшиной роты. Он вспоминал: «Через рощу по ночам ходили за пищей, однажды я нёс в термосе за спиной обед. Начался обстрел, рядом со мной разорвался снаряд, меня оглушило, термос пробило осколками. Было темно,  молодые солдаты подползли ко мне и подумали, что я убит, а горячее и липкое, льющееся из термоса – это кровь.  Очнувшись, я пошёл в свою часть и встретил товарищей, которые меня искали».

Смерть подстерегала солдата на каждом шагу, и в очередной раз обошла его стороной: в землянку, в которой он жил, попала бомба как раз в то время, когда его вызвали в штаб. Все его друзья погибли.

На всю жизнь запомнил он встречу с Г.К. Жуковым во фронтовой землянке. В его памяти он остался таким: «Невысокий, плотный, рыжеватый, русский мужик, который поговорил с нами, отведал солдатской каши и ушёл».

5 – 6 декабря советские войска пошли в наступление. Барахоев был в лыжном батальоне. Долго по ночам лежали на сыром снегу, маскхалаты вмерзали в землю, приходилось отрывать их сапёрными лопатками. Лыжники в деревни врывались неожиданно. Немцы привыкли спать в домах, в чистых постелях, в тепле. Они выскакивали на улицу в нижнем белье или вообще голые, а вдоль деревни уже шли лыжники и строчили из автоматов.

Хорошо запомнилось солдату 6 декабря 1941 года - удивительную тишину после грохота боя – фашисты были разбиты и отступили»

При отступлении они сожгли деревни, стоявшие на Бородинском поле, и Бородинский музей. «Они мстили славным предкам за доблесть столь же славных потомков. Они хотели уничтожить память о 1812 годе, потому что 130 лет спустя Бородино снова увидело героев – в других шинелях, но с вечно русским сердцем» – писал  И. Эренбург.

И уже никогда не забыть нашим воинам, как встречали их люди, как плакали и целовали, никогда не забыть мёртвую Зою на снегу Петрищева, но Виктор Савватеевич не ходил смотреть её: вокруг было столько смертей, гибли друзья, и видеть растерзанную девушку не было сил. В наступлении полегло много наших солдат. Был контужен и прадед, но из санбата сбежал в родную дивизию.

После освобождения города Можайска 32-я стрелковая дивизия за заслуги в обороне и наступлении была переименована в 29 гвардейскую  дивизию.

За участие в боях под Москвой Барахоев Виктор Савватеевич получил свою первую боевую награду, медаль. «За боевые заслуги» – он  гордился, что получил её в числе немногих. Награду вручал член Военного совета Д.Д. Лелюшенко на поле боя в присутствии генералов и командира полка Гриценко, с которым вместе были на Дальнем Востоке. А после награждения снова в бой.

Медаль «За оборону Москвы» солдат получит позже, после войны, а эта была самой дорогой, потому что ею отмечен тяжёлый и ратный труд в первые месяцы войны.

Интересно свела их судьба человека и награду:  в 1938 году была учреждена эта медаль, и в то же время Виктор Савватеевич начал свой солдатский путь. Знал ли он, что через несколько лет они найдут друг друга.

Есть разные награды: за личное мужество, за удачно проведённую операцию, за спасение жизни командира, а эта – за заслуги перед  Родиной в годы лихих испытаний.

Он был обыкновенным русским солдатом, как миллионы других в России.

Вот такие как и ты, прямые,

Тихие, неброские собой,

Уходили в дали снеговые

И стояли насмерть под Москвой

В октябрьские дни 1941 года 5-я армия задержала продвижение противника на 6 суток. Маршал советского союза Г.К. Жуков в своих воспоминаниях особо отмечал роль дивизии В.И. Полосухина в боях на поле русской славы. «Воины 32-ой стрелковой дивизии не уронили этой славы, а приумножили её.

 Фронтовая судьба Виктора Савватеевича сложилась так, что после боёв под Москвой он был отправлен на учёбу в Гвардейское миномётное артиллерийское училище г. Омска, потом учился на командира взвода – и снова фронт. Победу встретил в Москве. Домой вернулся только в 1947 г. Срок службы солдата продолжался 9 лет.

Мирная жизнь не баловала нашего героя - он был командиром отделения горноспасателей в шахтах. Профессия трудная, сложная и опасная: ликвидировали аварии в шахтах, спасали шахтёров, разбирали завалы, неделями и месяцами приходилось работать под землёй. Корреспондент местной газеты Сажин И.П. часто писал о трудовых подвигах горноспасателей. И в книге о трудовых буднях фронтовиков  в своих воспоминаниях пишет: «Командир горноспасателей Барахоев В.С. был очень строгий и требовательный. Его отделение ежедневно тренировались и занимались физической подготовкой, во время аварий работали организованно и слаженно. Результат просто замечательный, за 25 лет работы все члены коллектива в чрезвычайных ситуациях оставались живыми, не было случаев потери бойцов отделения».

Виктор Савватеевич награждён знаком «Отличник металлургической промышленности» его имя занесено в Почётную книгу чёрной и цветной металлургии Сибири и Дальнего Востока

Вернувшись на Родину в село Бырца, Читинской области, Виктор Савватеевич встретил девушку с длинными косами,  которая и стала его женой.  Вместе вырастили и воспитали трёх дочерей и сына.  

Сейчас его, к сожалению, нет уже в живых, но мы часто его вспоминаем. А я горжусь, что у меня такой прадед.

Их немного на свете осталось.

Если встретишь солдата войны,

Поклонись ему низким поклоном

Поклонись ему, шапку сними.

И за то, что дошёл до Берлина

И за то, что живём с тобой мы.

За Россию и мир, им спасённый

От проклятой фашистской чумы.

И пусть всегда в честь тех ребят,

Достойных и стихов и бронзы,

Листвою нежною шумят

Родные русские берёзы.

        

Виктор Савватеевич, старшина роты.

Барахоев Виктор Савватеевич,

ветеран Великой Отечественной войны

Барахоев Виктор Савватеевич с однокурсниками Гвардейского миномётного артиллерийского училища г. Омска, 1942 год.

Барахоев Виктор Савватеевич, командир отделения горноспасателей


Поделиться:

Круговорот воды в пакете

Прекрасная химия

Как нарисовать портрет?

Карты планет и спутников Солнечной системы

Астрономический календарь. Ноябрь, 2018