• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа "Давно забытые краски"

Опубликовано Белокрылова Елена Викторовна вкл 17.11.2015 - 16:00
Белокрылова Елена Викторовна
Автор: 
Коваленко Валерия

Для получения красок средневековые художники использовали природные материалы и минералы. Применяя современные безопасные материалы, можно воссоздать краски средневекового художника и выполнить с их помощью рисунок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Исследовательская работа "Давно забытые краски"552 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №80

МОИ ПЕРВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Давно забытые краски.

                                         

                                               

                 

                                                                   Выполнила:

                                                                   Коваленко  Валерия    Игоревна

                                   ученица 3 «а» класса

                                                                    МБОУ СОШ с УИОП № 80

                                               

                                                                    Руководитель:

                                                         Белокрылова  Елена Викторовна

                                                                    учитель начальных классов

                               

Хабаровск, 2015г.

                                             

           Оглавление.                                                                 стр.

Введение…………………………………………..    

 

3

Глава 1.

Теоретическая часть………………………………

4

1.1

История возникновения красок …………………    

4

1.2

Палитра средневекового художника……………

 

5

Глава 2.

Практическая часть……………………………….

5

2.1.

Изготовление пигментов………………………..     

6

2.2

Изготовление краски …………………………….    

                   

6

2.3

Сравнение акварельной краски и краски, приготовленной в домашних условиях…………

 

7

Заключение……………………………………….

7

Литература……………………………………….

8

Приложение

 

Введение

В свободное время я люблю рисовать. В художественной школе я рисую акварельными красками или гуашью. Эти краски можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Современные художники так и поступают. Но где же художники брали краски давным-давно, когда не было магазинов и их не изготавливали на заводах? Мне стало интересно, из чего раньше изготавливали краски.

Я решила узнать: смогу ли я сама их получить?

Цель исследования – выяснить, из каких веществ состоят краски.

Для достижения этой цели я поставила  перед собой следующие задачи:

- проанализировать различные источники и узнать, как появились краски, способы их получения;

- провести эксперимент: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях;

- сравнить качества красок, приготовленных  в домашних условиях и купленных в магазине;

- нарисовать рисунок из полученных красок. 

Гипотеза: можно сделать краски самостоятельно из природных материалов.

Объект исследования: краски

         Предмет исследования: природные материалы, из которых можно получить красители.

                                       


Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1История возникновения красок

 История  красок  началась,  наверное,  вместе с появлением  человека. Пещерные люди рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Самой первой краской была глина (прародительница современной гуашевой краски). Она бывает разных цветов: желтая, белая, красная, голубая и зеленоватая. (Приложение, рис.1,2)

 Но глина - это сухая краска, а как же ей рисовать? Оказывается, древние люди смешивали глину с жиром животных и этим рисовали свои картины. (Приложение, рис.3) А черной краской для них служила обыкновенная сажа от костра. 

Одной из самых ценных памяток культуры и древней живописи являются росписи в пещере Ласко (Франция). Для наскальной росписи в качестве красок здесь уже использовали  природную смесь минералов – охру (от греч. Ochros – «желтый»). Окислы железа придавали такой краске красноватый или желтый цвет. Темные оттенки краски получали, добавляя к охре черный древесный уголь.  Первобытные художники замешивали свои краски на животном жире, — таким образом они лучше держались на камне. Такая краска  долгое время оставалась липкой и влажной, так как животные жиры на воздухе долго сохнут  с образованием твердой пленки, как современные краски. (Приложение, рис.2а)

Немного позже краски стали делать из минералов и растений. Отвар луковой шелухи, оболочка грецких орехов, кора дуба давали коричневую краску. Кора барбариса и ольхи, молочайные растения - жёлтую, а красную краску получали из некоторых ягод. Различные способы приготовления красок передавались из поколения в поколение, от художника к художнику. Практически у каждого мастера были свои "секреты". В старинных рукописных списках были найдены интересные и необычные рецепты русских художников.

Кроме того, они также использовали красящие вещества органического происхождения, которые добывали из  растений и простейших животных организмов: червячков, моллюсков. Но уже в Древнем Египте умели делать искусственные пигменты: путем раскаливания охры, умбры, сиены и т.д.

Что же такое краски? Краски — общее наименование для группы цветных красящих веществ, предназначенных для непосредственного использования в той или иной сфере быта.

Краска – однородное окрашенное вещество в плёнкообразующих материалах. Широко используется в народном хозяйстве, быту, а также в живописи.

  1. Палитра средневекового художника.

Палитра красок средневекового художника была невелика. 

Им было достаточно сложно найти нужную краску и подготовить её к использованию. Чтобы получить жёлтый цвет краски, смешивали порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить больше суток, при воздействии с воздухом они окислялись и быстро твердели. Работать с такими красками было достаточно сложно ещё и потому, что некоторые (чаще всего тёмные) оттенки высыхали дольше, чем оттенки с большим содержанием охры(более светлые и жёлтые). У многих мастеров были помощники, специально для того, чтобы размешивать краску. В основном, красители получали путём перемалывания и измельчения в порошок различных минералов. Причём, чаще всего в ручную...

До  начала 18 века масляные краски не были известны, художники пытались найти вещество, которое равномерно растворяет пигменты и позволяет им прилипать к поверхностям, сохранять свои истинные цвета. И они нашли такое вещество – желток и белок сырого яйца. Склеивающие способности яйца настолько очевидны, что мысль применения его в живописи в качестве связующего вещества красок не могла не зародиться.

Яичная темпера оставалась основным материалом художников на протяжении почти 800 лет.  Вода яичного желтка добавляет пигменту липкость, а жир прикрепляет пигмент к бумаге, где  он может затвердеть.

Интересной особенностью яичного желтка является то, что его жёлтый цвет не портит цвет пигмента. Более того - со временем желтизна желтка становится прозрачной и глянцевой. А это значит, что вам ненужно покрывать лаком картины. Они сами покроются лаком! (Приложение, рис.4)

Яичная темпера, вполне отвечавшая запросам средневекового живописца, удерживается в живописи не только до усовершенствования масляных красок, но долго еще по традиции применяется наряду с ними. Со времен древнерусской живописи применение яйца в живописи сохранилось до сего дня. В бывших иконописных мастерских Владимирской губернии, в селах Палех, Холуй и Мстера и в некоторых других местах писали и пишут по настоящее время на яичном желтке.  

Глава2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1Изготовление пигментов.

  1. Зеленый (ярь-медянка): нужно потеть медную полоску металлической мочалкой, пока она не засверкает. Смазать уксусом и, после высыхания, смочить небольшим количеством воды. Через 24 часа полоска покрылась зеленоватой коркой. Аккуратно ножиком соскабливаем - зеленый пигмент готов. (Приложение, рис.5)
  2. Желтый(сафлоровая охра): нужно смешать семена размолотого сафлора с горчичным порошком. (Приложение, рис.6)
  3. Синий(лапис-лазурь): нужно положить немного голубого аквариумного гравия в два пакета и, с помощью молотка, превратить его в мелкий порошок. (Приложение, рис.7)
  4. Оранжевый: с помощью кофемолки превратить сухой красный перец в порошок. (Приложение, рис.8)
  5. Черный (сажа): растолочь уголек в мелкий порошок. (Приложение, рис.9)
  6. Белый: растереть кусок белого мела в порошок. (Приложение, рис.10)
  7. Коричневые чернила (серпия): в заварку добавить немного железных опилок и 3 капли уксуса. Смеси дать настояться. (Приложение, рис.11)

2.2 Изготовление  краски.

  1. В чайную чашку собрали желтки пяти яиц. Аккуратно перемешали желтки, не дав им вспениться. Положили примерно половину чайной ложки желтка в отдельную баночку. Одну баночку заполнили серпией.
  2. Затем аккуратно насыпали немного сухого пигмента в каждую баночку, перемешивая пигмент с яичным желтком. (Приложение, рис.12)

2.3 Сравнение акварельной краски и краски, приготовленной в домашних условиях.

 Для сравнения акварельных красок и красок собственного изготовления я нарисовала 2 рисунка, один – акварелью, второй – красками, которые я изготовила сама. (Приложение, рис.13) Сравнивая рисунки, я пришла к следующим выводам:

Цвет

Консистен-ция

Применение воды для разведения красок

Срок хранения

Краски собственного производства

Яркий

Естественный

Вязкая, густая

Не применяется

От 1 до 5 дней

Акварельные краски

Яркий

Жидкая

Применяется

Не ограничен

Вывод: полученные мною краски имеют преимущества и недостатки:

они экологически чистые, имеют естественные цвета, их не нужно разбавлять водой, рисунок получается более насыщенного цвета, но данные краски нужно наносить слоями, ожидая затвердевания предыдущего слоя, их долго изготавливать и неудобно хранить.

                         

Заключение

Краски в нашей жизни занимают огромную нишу.

Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность. В доисторические времена краски получали из цветной глины и растертых в порошок минералов. Чем богаче и сложнее делалась жизнь, тем больше цветов требовалось, чтобы запечатлеть ее.

Выдвинутая мной гипотеза, что древние люди находили краски в природе, в результате моего наблюдения и эксперимента, полностью подтвердилась.

Применяя современные безопасные материалы, можно воссоздать краски средневекового художника и выполнить с их помощью рисунок.

Однако применение их трудоемко и хранить их долго нельзя. (Приложение, рис.4)

Список  литературы:

1. Глен Веккионе, Занимательные опыты. Издательство: АСТ, Астрель,

    2009 г.-с.238

2. Я познаю мир.  Детская энциклопедия. Искусство. М.: 1999 г

3. С. И. Ожигов «Словарь русского языка» Издательство «Русский язык», Москва,1989г.

4. Е. О. Хомич Детская энциклопедия «Что? Зачем? Почему?» Издательство «Харвест» Минск, 2007г.

Интернет источники:

 http://www.proza.ru/2008/06/13/406


Приложение

Нарезанные куски глины     

                     Рис.1                                                                 Рис.2

http://colorblog.com.ua/wp-content/uploads/2012/04/colorblog_history_1.4.jpg

Рис.2а

 (431x177, 24Kb)      Рис.3

1   Андрей Рублев. «Троица». 1420-е годы

                       Рис.4

C:\Users\user\Desktop\Фото для презентации (Лера)\20140227_141808.jpg    https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQ2SccUrXhGdyXd2o0__MYRq6Jq44ocE8z7BIQkqsyN4irqNwcYjg

Рис.5

   

Рис.6

        Рис.7

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRs1YTB9HTo89xB0oGhasitifl_GHRyLpjERxBLCaV-wKBpsrw5   https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTuQZPdUCjO3ROFaQNewJ1tw-mFof215_9kj363BuhDJZbk-SAKKA

Рис.8

           https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQQB6GvBUFRNtVvpjEwLHM_ISnW2Lk6C5btMD5kpmqsC9_bAJoAxg

Рис.9

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcT25ZyCh-cwCzJc1-ycDTmp3Bz9i0kmEB4jrggwVKzhoNcPVLiQhw                  https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTewwyi35BJWeEfpD4HFniR0WQh87nuskvdEgqp0OQd4uCFQwPQLA

Рис.10

C:\Users\user\Desktop\Фото для презентации (Лера)\20140227_171734.jpg     Рис.11

C:\Users\user\Desktop\Фото для презентации (Лера)\20140311_101251.jpg 

         Рис.12

C:\Users\user\Desktop\Фото для презентации (Лера)\20140311_120458.jpg   

Акварель.

   

Яичная темпера.

Рис.13

Список литературы

1. Глен Веккионе, Занимательные опыты. Издательство: АСТ, Астрель,

    2009 г.-с.238

2. Я познаю мир.  Детская энциклопедия. Искусство. М.: 1999 г

3. http://www.proza.ru/2008/06/13/406


Поделиться:

Убунту: я существую, потому что мы существуем

Лягушка-путешественница

Рисуем "Ночь в лесу"

На берегу Байкала

Девочка-Снегурочка