• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Память моих предков. Из истории моего родного края - Хакасии.

Опубликовано Гольцер Татьяна Васильевна вкл 23.11.2015 - 17:37
Гольцер Татьяна Васильевна
Автор: 
Кужакова Ольга

Я люблю свой родной край. Изучаю его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyat_moih_predkov.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                    Память моих предков.

Хакасия – земля родная!

           Ты существуешь с давних пор.

             Жила ты, светлых дней не зная,

                                                         Терпя бесправия позор.

    Курганов каменные плиты

          Стоят как тяжкой жизни след.

          Они как люди, с тьмою слиты,

      Согнулись спины их от бед.

          Россия - безусловно, огромная страна! Хакасия - маленькая часть огромной России, это древняя земля. Здесь есть бескрайние степи, богатейшая тайга, целебные озёра, большие и маленькие реки, ключи, лечебные травы, а также самые уникальные находки.    

          По бескрайним степным просторам проносились орды кочевников – завоевателей. Мои предки – люди мирные, занимались скотоводством, строили защитные каменные крепости, умели отсчитывать время по Солнцу и поклонялись своим божествам. Древняя религия основывалась на идее постоянной борьбы в природе  и человеческом обществе сил добра и зла. Мои предки оставили  после себя древние захоронения в виде курганов, менгиров и родовых камней.  В Хакасии известно множество каменных изваяний. Возникают они в начале 3 тысячелетия до н.э. Впервые раскопаны они были в улусе Тазмин (на реке Бюрь). Символом Вселенной являлась мировая гора, которая считалась священной, источником всякой жизни. Отсюда возникли культ камня и определённый обряд. Тазминцы в карьерах добывали каменные монолиты и привозили их на место сооружения святилищ. Каменотёсы и скульпторы обрабатывали эти камни и превращали в изваяния божеств. Чалгыс-Оба (Одинокий менгир), Ах-оба (Белый менгир), Игир-оба (Кривой менгир), Апсах-оба (Старик менгир), Улуг Хуртаях тас (Большая каменная старуха). Символом божества служили и необработанные каменные монолиты - менгиры. Менгиры - древние сооружения в виде отдельных вертикально поставленных громадных камней (отдельные каменные столбы). Число их огромно. Назначение-то же, что и обработанных каменных скульптур-изваяний. Те и другие служили местом святилища. Возле них проводили ритуальные церемонии весеннего праздника. Под открытым небом совершались жертвоприношения небесным, земным и подземным божествам и духам. Люди возносили к небу свои мольбы и молитвы. Люди тысячелетиями бережно относились к природе и лишь использовали её для пополнения копилки знаний об окружающем мире.

       Курганы - это надмогильные сооружения, наиболее часто похожие на холмы. Впервые обряд курганного захоронения появился в Афанасьевскую  культуру, в середине 3 тыс. до н.э. Своё название эта культура получила от могильника под Афанасьевской горой в Боградском районе. Родовые камни ставили на месте захоронения представителей различных хакасских родов.

Ещё одной достопримечательностью является Ширинский Стоунхендж (Кромлех).

Расположен недалеко от села Шира, в долине реки Туим. Абаканский археолог Юрий Есин относит его к концу третьего тысячелетия до н.э., времени бронзового века, существования окуневской культуры. Раскопки проходили под руководством московских археологов, уроженцев Хакасии, Леонида Кызласова и его сына Игоря.  Стоунхендж в переводе с английского «каменная ограда». По - другому – кромлех – древнее сооружение, обычно предназначенное для ритуальных церемоний и состоящее из каменных глыб, сгруппированных в виде круглых, или квадратных оград. Он имеет дополнительные «черты» - погребения, ямы, кольца из вертикально поставленных камней и столбы.

Хакасский собрат английского Стоунхенджа сильно уступает ему в масштабности, значительности, размахе строительных работ. Но отчетливо просматриваются аналоги: круговая каменная ограда, остатки погребений, закономерно сориентированная по сторонам света планировка комплекса. Даже легенды напоминают английские: экскурсоводы здесь  также предлагают посетителям зарядиться энергией, исходящей от камней.

    Более  300-х лет назад Хакасия добровольно вошла в состав Российского государства. Наряду с  шаманизмом в жизнь моих предков вошло  православие. До сих пор две религии мирно существуют у хакасов, многое из обрядов смешалось. Сохранилось уникальнейшее захоронение начала распространения православия в Хакасии. Оно находится в Ширинском районе у села Чёрное озеро.  На месте могилы возводился маленький домик для души умершего человека. В таком домике оставлялось окошко, через которое многочисленные родственники могли общаться с ней (как у язычников). На домике стоял православный крест (как у христиан).

     Для меня история Хакассии  - увлекательная и познавательная наука. Без неё бы я не смогла узнать про жизнь моих предков, про их культуру, быт и жизнь.

Статья 44, часть 2 Конституции Российской федерации гласит, что каждому гражданину гарантируется право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Но одновременно появляется и обязанность охранять их, заботиться, не вмешиваться. Посещение природных и археологических памятников бесплатное. С некоторыми можно познакомиться не выходя из машины. Хотя вряд ли вытерпишь, обязательно захочется повязать ленточку - чалама и загадать желание. Прикинуть навскидку число курганов и каменных стел, а ещё количество рисунков, оставленных Предком, пока невозможно. Это задача будущего и наших потомков. Вывод один. Нам надо бережно к ним относиться, чтобы наши дети, внуки, правнуки могли прикоснуться к этим духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.

Особо порадовала информация о создании сразу двух музеев под открытым небом в Ширинском и Орджоникидзевском  районах в рамках целевой программы «Культурное наследие» в Республике Хакасия. Наконец-то уникальные в историческом и природном отношении территории могут и должны остаться под контролем специально создаваемых структур. Когда охрана археологических памятников станет делом конкретных работников. Значит, пробиваются ростки нового сознания в костных и закостеневших толщах догматов о человеке, призванном якобы победить и перевернуть, даже порушить природу себе в угоду. Значит, есть резон лишний раз подумать и понять, что человек – это всего одно мельчайшее из зёрнышек в колосе природы и мироздания.

   

     

 

         


Поделиться:

Зимовье зверей

Красочные картины Джастина Геффри

Две снежинки

Компас своими руками

Растрёпанный воробей