Актуальность
Каждый из нас в своей жизни, так или иначе, общается с домашними животными.
Роль животных в жизни и становлении человека на протяжении почти всего развития человечества - велика. Животные в разные периоды, так или иначе, помогали человеку - и физически, и духовно. Благодаря животным у людей было питание, одежда, защита, тепло. Почти во всех культурах мира какое-то животное было олицетворением власти и духовного преклонения, добра и зла.
Однако в современном урбанизированном мире связь человек-животное нарушается. Человек живет в городе, оторван от природы, от естественных исторически сложившихся условий существования. Работа в замкнутом пространстве, дорога домой в транспорте, многоквартирные дома - все это удобно физически, но пагубно отражается на нашей психике. Множество научных исследований посвящено поиску оптимальных путей улучшения состояния человека в условиях бурно развивающихся современных городов
Сегодня экология среды жизнедеятельности, экология архитектуры пытаются создать комфортную среду для обитания и жизнедеятельности человека.
Неотъемлемой частью такого комфорта является, в том числе и соседство с животными. Человек, пытаясь создать свой внутренний комфорт, возвращается к своим истокам.
Взрослые порой задумываются, есть ли психологический смысл в общении с животными?
Данная тема мне очень интересна и я решила рассмотреть её подробнее.
Цель. Рассмотреть влияние домашних животных на психоэмоциональное состояние человека.
Задачи.
1. Изучить подверженность стрессам современного человека.
2. Изучить литературу по проблеме влияния домашних животных на человека.
3. Проанализировать значение анималотерапии в жизни человека.
4. Провести диагностическое исследование.
5. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_rybalko_e.doc | 513.5 КБ |
Городская научно-практическая конференция
«Старт в науку»
Влияние домашних животных на психоэмоциональное состояние человека
Секция: Биология
Автор:
Ученица 9 «а» класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная
Школа № 39»
Рыбалко Екатерина
Руководитель:
Учитель 1 категории МБОУ «Средняя общеобразовательная Школа № 39»
Фурычева Е.Г.
г. Дзержинск
2015
Содержание
2.2.1 История анималотерапии…………………………………….……………8
2.3 Анималотерапия в жизни человека………….………………..…..….……11
2.3.1 Способы взаимодействия с различными животными………..……..….11
2.3.2 Положительный эффект влияния животных на человека…...……..…13
3. Практическая часть……………………………………………..……………...16
4. Выводы………………………………………..………………………………..17
5. Заключение……………………………………………………………………...19
6. Литература…………………………………………………………………….....20
7. Приложение……………………………………………………………………..21
Каждый из нас в своей жизни, так или иначе, общается с домашними животными.
Роль животных в жизни и становлении человека на протяжении почти всего развития человечества - велика. Животные в разные периоды, так или иначе, помогали человеку - и физически, и духовно. Благодаря животным у людей было питание, одежда, защита, тепло. Почти во всех культурах мира какое-то животное было олицетворением власти и духовного преклонения, добра и зла.
Однако в современном урбанизированном мире связь человек-животное нарушается. Человек живет в городе, оторван от природы, от естественных исторически сложившихся условий существования. Работа в замкнутом пространстве, дорога домой в транспорте, многоквартирные дома - все это удобно физически, но пагубно отражается на нашей психике. Множество научных исследований посвящено поиску оптимальных путей улучшения состояния человека в условиях бурно развивающихся современных городов
Сегодня экология среды жизнедеятельности, экология архитектуры пытаются создать комфортную среду для обитания и жизнедеятельности человека.
Неотъемлемой частью такого комфорта является, в том числе и соседство с животными. Человек, пытаясь создать свой внутренний комфорт, возвращается к своим истокам.
Взрослые порой задумываются, есть ли психологический смысл в общении с животными?
Данная тема мне очень интересна и я решила рассмотреть её подробнее.
Цель. Рассмотреть влияние домашних животных на психоэмоциональное состояние человека.
Задачи.
2. Обзор литературы
2.1 Стресс в жизни человека
Вряд ли были на свете люди, которые прожили свою жизнь без стрессов. В английском языке стресс означает напряжение. Основоположником учения о стрессе является выдающийся канадский ученый Ганс Селье (1936 год – первые публикации о стрессе).
Ганс Селье выделил три фазы стресса:
• реакцию тревоги, когда организм готовится к встрече с новой ситуацией;
• фазу сопротивления, когда организм использует свои ресурсы для преодоления стрессовой ситуации;
• фазу истощения, когда резервы организма катастрофически уменьшаются.
Причиной возникновения стресса могут быть болезненные переживания, происходящие в нашей жизни, любое неприятное событие, тяжелое испытание или утрата, либо события, несущие радость. Любое значительное изменение в обыденном течении жизни может вызвать стресс. Но почему любые изменения в нашей жизни вызывают стресс? В первую очередь потому, что они часто нарушают привычный и удобный нам порядок жизни, предлагая взамен новые, неизвестные ситуации.
Стрессу подвержены люди разных возрастов, его влияние в современных условиях становится всеобъемлющим.
Признаками стресса являются:
Рассмотрим, под какие виды стресса может попасть современный человек.
Существует физический и эмоциональный стресс.
Если организм человека попадает под воздействие внешних факторов, и они вызывают ожоги, отравления, травмы, заболевания, то проявляется физический стресс.
Эмоциональный стресс наблюдается тогда, когда на организм действуют психические факторы, вызывающие сильные эмоции. Этот стресс распространен повсеместно.
Резкое увеличение частоты стрессов в наше время связано с постоянно растущим потоком информации, которая сваливается на нас со всех сторон, и с постоянным внутренним контролем каждого из нас за своей деятельностью (рис. 1). |
Рис. 1 Ситуации, вызывающие стресс |
Стресс - это физиологическая, психологическая, эмоциональная и химическая реакция человека на то, что угрожает, пугает, раздражает человека.
Так как мозг не отличает реальную угрозу от кажущейся опасности, он реагирует на ситуацию, которая кажется ему опасной, как на реальную.
СТРЕСС
«Хороший» «Плохой»
Рис. 2 Виды стресса
У каждого свой «порог чувствительности к стрессу» - индивидуальный уровень напряженности, до достижения которого повышается эффективность деятельности. В этом состоянии организм находиться в стадии "хорошего" стресса. В опасной ситуации организм максимально использует свои возможности. Стресс заставляет нас собрать все свои силы для преодоления трудностей. Психическая и эмоциональная встряска заставляет нас действовать. Этот "хороший" стресс должен быть непродолжительный: прошла ситуация и организм вернулся в норму.
Когда же критическая ситуация разрешилась, а человек остаётся в напряжённом состоянии и не может из него выти, то это "плохой" стресс. Он негативно сказывается на нашем организме, разрушая его. Когда вы ощущаете моральную усталость от жизни - это первый признак того, что стресс затянулся.
Из такого состояния непременно надо выходить, такой стресс вам совсем не на пользу.
Не стоит прятаться от стресса, делая вид, что не существует проблемы. Стресс является неизбежным компонентом в жизни человека. Нужно только найти для себя путь развития психологической и физиологической устойчивости к отрицательным эмоциям.
2.2 Анималотерапия
2.2.1 История анималотерапии
Первый опыт общения с животным и анималотерапии люди приобрели еще в древности, после приручения собаки – она зализывала раны человека, полученные на охоте или в сражениях.
Многие народы держали в домах различных животных и птиц, полагая, что эти живые существа возьмут на себя при необходимости недуги хозяев.
О невероятных способностях животных исцелять люди сложили целые сказания. Помимо того, что от живых существ можно получить незаменимое для человека, сами представители мира природы обладают удивительными качествами целителей.
В еще только формирующемся первобытном обществе животное -тотем заставляло людей соблюдать заведенные нормы и правила, регулировало общение и являлось источником благополучия и покоя.
Священные амулеты с изображением какого либо животного носили постоянно на теле, как символ защиты и успеха. Ритуальные танцы людей, с подражанием поведения некоторых животных позволяли снять злость, усталость и агрессивность после неудачной охоты. А некоторые движения, наоборот, помогали подзарядиться энергией – это является прообразами анималотерапевтических приемов, которые использовали неосознанно древние люди.
Данное отношение людей к животному миру способствовало расширению возможностей эмоционального переживания страхов, снимало психическое напряжение, чувства беспомощности и одиночества, агрессивности, позволяло самостоятельно переживать изменения, искать выход из сложившейся ситуации, давало успокоение, умиротворение, уверенность в собственных силах. Поэтому животных принято считать первыми психотерапевтами человечества, они оказывали психологическую помощь и поддержку в нужное время любому человеку.
В последние десятилетия XX века и по сей день анималотерапия интенсивно продолжает свое развитие. Этому способствуют в значительной степени современные популярные научные методы исследований отношений человека и животных. В настоящее время постоянно расширяется сфера применения животных как целителей человеческой души и тела.
2.2.2 Что такое анималотерапия?
Анималотерапия – это метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами.
Задача анималотерапии – раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающими.
Изучением психической деятельности животных, их перцептивных процессов, памяти, эмоций, ориентировочно-исследовательских реакций, навыков. Различных форм научения, рефлексов занимается зоопсихология. Анималотерапия получает от этой науки знания о психике животных, их возможностях в осуществлении коррекционных задач.
Этология – наука о поведении животных – изучает механизмы адаптивного поведения животных с точки зрения пользы, которое оно приносит животному. Анималотерапия использует эти наблюдения в целях обучения людей безопасным и соответствующим их потребностям механизмам взаимодействия с окружающим миром.
Как у всякого метода, у анималотерапии есть широкий инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно. В анималотерапии предпочтение отдается «социализированным», домашним животным: лошадям, кроликам, кошкам, собакам, хомячкам, свинкам, - всем тем, кто научился «прилично себя вести» в человеческом обществе.
Взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения называется естественная анималотерапия.
Процесс целенаправленного использования животных и их символов по специально разработанным программам для коррекции эмоционально-личностных проблем называется направленной анималотерапией.
2.3 Анималотерапия в жизни человека
2.3.1 Взаимодействие с различными животными
Взаимодействие с природой обладает большим потенциалом для социальной реабилитации личности. Ученые выделяют медико-психологический и психолого-педагогический подходы к решению этой проблемы.
В последнее время широкое распространение в мире получили такие направления медицины, как пет-терапия, анималотерапия или зоотерапия. По мнению ученых, значительное целебное действие оказывает зоотерапия на людей с хроническими невротическими и психическими заболеваниями.
При определенных заболеваниях животные могут выступать как «со-врачи», т.е. помогать медицинским работникам установить контакт с теми пациентами, которые в силу ряда психофизических причин отказываются от общения с врачом, психологом или медсестрой.
Лечение с помощью животных охватывает следующие основные категории пациентов:
- детей, страдающих депрессией,
- аутизмом,
- синдромом Дауна,
- поражениями головного мозга с проявлениями зависимости или агрессивности,
- находящихся в состоянии одиночества или изоляции,
- подавленности,
- имеющих низкую самооценку.
У пациентов, имеющих травмы на эмоциональном уровне и поэтому замкнутых в себе, общение с животными вызывает улыбку, а нередко и смех; пациенты с гипертрофированной активностью, неспособные совершать обычные действия из-за слишком высокого уровня тревоги, при контакте с животными успокаиваются настолько, что начинают нормально взаимодействовать с другими людьми. Животные обладают способностью дарить любовь и придавать осязательную уверенность, стимулируют потребность оказывать помощь и защиту.
Рис. 3 Собака лечит даже своим присутствием | Собака лечит даже одним своим присутствием (рис. 3), ее роль в защите от неврозов и других последствий стресса признана настолько, что врачи нередко рекомендуют завести собаку для нервного ребенка. А также для человека, пережившего тяжелую потерю, или больного с функциональными заболеваниями сердца. | ||
Практически любая собака весьма эмоциональна: радость, грусть, благодарность и даже угрызение совести – все это можно прочесть в ее глазах. | |||
Рис.4 Благотворное влияние кошки | То, что домашние кошки благотворно влияют на здоровье своих хозяев, известно давно (рис.4). Сегодня доказано, что они полезны страдающим болезнями сердца, сосудов, психическими расстройствами. Забота о кошке восстанавливает у больных уверенность в себе, | ||
снижает напряжение пациентов до уровня, который достигается недельными упражнениями по релаксации. Наконец, «кошачьи» ласки и глажение самой кошки являются эквивалентом массажа и очень ценным лечебным фактором. При этом человек получает удовлетворение от прикосновения, которое жизненно важно для физического и эмоционального здоровья. Таким образом, обыкновенная кошка – это уникальный «специалист» по осязательной терапии, именно это и делает ее домашним врачом своих хозяев. Помимо этого, присутствие кошки в доме положительно влияет на психику его обитателей, особенно детей. Если ребенок – единственный в семье, ему трудно быть постоянным объектом внимание окружающих. Его действия и поступки все время на виду, анализируются и критикуются. Даже если в семье малыша очень любят и все, что он делает, принимается с восторгом, такое «испытание славой» выдержит не каждый. Кошка освобождает ребенка от сосредоточенности на себе самом, поднимает его на другую ступень домашней иерархической лестницы. | |||
Рис. 5 Экологически чистый телевизор | Аквариум можно сравнить с экологически чистым телевизором (рис.5): смотреть очень интересно и никаких вредных воздействий, излучения и усталости глаз. Научно доказано, что спокойное созерцание жизни обитателей домашнего аквариума снимает нервное напряжение и стресс |
после рабочего дня иногда даже лучше лекарственной и прочей терапии. Этот процесс благотворно влияет на нервную систему человека, успокаивает его, позволяя отвлечься от проблем и беспокойств. |
2.3.2 Положительный эффект влияния животных на человека
Естественная анималотерапия.
В литературе представлены ситуации, в которых описаны случаи положительного влияния животных на человека. Хочу привести несколько примеров.
Ситуация №1.
Одна девочка, проводя много времени среди братьев-мальчишек, перенимала их способы поведения, игры, слова. Она не играла в куклы, капризничала и грубила, в садике ни с кем не дружила, обзывалась и дралась. Несмотря на старания мамы, воспитателей, девочку не удавалось вовлечь в «девичьи» игры. Было принято решение, что ребенку нужна подружка-животное. Девочке привезли с дачи крольчиху Тоню. Постепенно она начала заботиться о крольчихе, готовить еду, наряжать в вуали и шляпки, стала рисовать принцесс, надевать мамины бусы и превратилась в обычную девочку, любящую ласку и внимание, играющую в «дочки-матери» с куклами и подругами в детском саду. Крольчиха подлизывалась к девочке, выпрашивая вкусненькое. Девочка научила ее ходить на задних лапах, а передними барабанить по коленям всех собравшихся в семейном круге. И братья, и девочка, и родители умилялись и смеялись над повадками животного, которое, по сути, объединило их всех, научило заботиться и понимать младших, а, главное, помогло девочке стать девочкой.
Замкнутым, робким, нерешительным детям животные нередко заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости, демонстрируют свои достижения и способности. Своим существованием рядом с ребенком животное сглаживают его проблемы, страхи, помогают общаться с окружающими. В отличие от статичной игрушки, домашние животные дышат, бегают, играют, забирая часть тревог и забот у детей.
Ситуация №2.
У одной девочки собака Мотя не только друг, но и отличный воспитатель, учитель привыкания к жизни не в «клетке» детского дома, а в доброй, любящей семье. Трудно было девочке и новым родителям, делавшим все возможное, чтобы ребенок навсегда забыл о предательстве и зле взрослых, не чувствовал одиночества и беспомощности. Мотя в свое время была кумиром, ей уделяли много заботы и внимания. Но вот в семье появилась симпатичная маленькая худенькая девочка и стала брать ее игрушки, залезать на колени хозяина, обнимать хозяйку. Ласковых слов игр, общения – всего теперь стало меньше. Но собака не загрустила, не озлобилась, а осторожно начала налаживать контакты с новым членом семьи стала делиться игрушками, косточкой, залезать в кроватку в ноги. Животное и ребенок нашли много общих интересов и игр. Теперь они вместе в обнимку смотрят мультфильмы про далматинцев, поют песни, играют в прятки, гуляют. Девочке нравится дрессировать Мотю, учить выполнению команд и акробатических этюдов. Она не жадничает, не забирает себе вкусные гостинцы, а обязательно делится с собакой.
Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т.е. эмпатия, качество, необходимое для успешного общения. Кошки и собаки выполняют в семье различные функции. Кошки чаще всего компенсируют потребность в телесном контакте; собаки – живое эмоциональное общение.
Ситуация №3.
Одна семья переехала в новый район из собственного дома. Ребенок, из этой семьи, очень грустил и тосковал, не выходил на улицу и смотрел часами в окно на играющих во дворе сверстников. Никакие уговоры родителей выйти и познакомиться не действовали. На помощь в этой ситуации пришел домашний пес. Настойчиво упрашивая мальчика выйти с ним на прогулку, поскуливая и заглядывая в глаза, он все-таки «вытащил» его во двор. В тот же момент дети сами подошли к мальчику с вопросами: «Это твоя собака?», «А сколько ей лет?», «А где ты живешь?», «Когда выйдешь?». Постепенно между детьми установились дружеские отношения, и у ребенка исчез страх знакомства с новыми детьми.
3. Практическая часть
Данная работа посвящена изучению влияния домашних на психоэмоциональное состояние человека. В связи с этим было проведено исследование, которое состояло из трёх этапов:
1) этап подготовительный - цель данного этапа разработать анкету,
2) этап диагностический - цель проведение опроса у населения города,
3) этап аналитический - цель данного этапа проанализировать полученный результат, сделать выводы.
На первом этапе, совместно с педагогом-психологом, мы разработали анкету и составили бланк с вопросами (Приложение 1).
Нам хотелось узнать: «Сколько процентов опрошенных имеют домашних животных?», «Согласны ли они с мнением, что домашние животные улучшают самочувствие человека?», «Помогает ли им домашнее животное справиться со стрессом?».
На втором этапе было проведено анкетирование. Сбор данных я осуществляла у жителей города, которые активно участвовали в опросе. Мне удалось спросить мнение у 20 жителей города.
Собранные данные я обработала и представила в диаграммах (рис. 6,7,8).
Рис.6 Есть ли у Вас домашнее животное?
Рис. 7 Согласны ли Вы с мнением, что домашние животные улучшают самочувствие человека?
Рис. 8 Помогает ли Вам ваше домашнее животное справиться со стрессом?
4.Выводы
По результатам - это 70% опрошенных. В основном это собаки, кошки, хомячки, рыбки, попугаи.
Большинство опрошенных согласны с мнением, что домашние животные улучшают самочувствие человека. По данным опроса они составляют 80%. И лишь 20% отрицают данное высказывание. При этом некоторые из них имеют домашних животных.
71% опрошенных, считают своего питомца семейным доктором, который помогает справиться со следующими ситуациями:
5. Заключение
Общение с домашними животными, по данным изученной литературы, является эффективным направлением помощи человеку. Наука взяла за основу дружбу человека с животным, и в результате получилось, что выиграл человек. В этом симбиозе человек успокаивается, строит перспективные планы на будущее, определяет собственные цели.
Городское население чаще контактирует с собаками, кошками, рыбками, птичками, хомячками.
Своим существованием рядом с человеком животные сглаживают его проблемы, помогают в преодолении страхов, одиночества, агрессивности и беспомощности, помогают общаться с окружающими. Даже нерешительным, замкнутым людям животные могут помочь реализовать потребность в установлении контактов. Обнимая пушистое существо, мы чувствуем тепло, покой, безопасность.
Стремление иметь домашних животных естественно и особенно проявляется у младших и единственных детей, которыми все управляют, а они – не кем.
Поэтому хочется, чтобы уважаемые взрослые не отказывали детям в приобретении четвероногого друга, который окажет большую пользу не только детям, но и им самим!
6. Литература
7. Приложение
Приложение 1
Анкета «Влияние домашних животных на человека»
№ | Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Есть ли у Вас домашнее животное? | ||||||||||
2 | Согласны ли Вы с мнением, что домашние животные улучшают самочувствие человека? | ||||||||||
3 | Помогает ли Вам домашнее животное справиться со стрессом? | ||||||||||
4 | В каких ситуациях оно Вам помогает? |
Этот древний-древний-древний мир!
Снег своими руками
Городецкая роспись
Рыжие листья
Снежная сказка