С первого класса мы изучаем математику. Учимся писать цифры, складывать и вычитать числа. Из всех чисел меня больше других заинтересовал «ноль». Он отличается тем, что означает «ничего». Я провела опрос среди учащихся с целью выявления их знаний об этом числе. 79% учащихся не знают историю происхождения нуля и не видят ничего особенного в этой цифре.
И тогда я занялась поиском информации. Посетила библиотеки, обратился к учителю математики, использовал Интернет-ресурсы.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
Работа «Удивительная история нуля».
Автор: Моисеева Людмила 8 класс
ГБОУ СОШ с. Девлезеркино
С первого класса мы изучаем математику. Учимся писать цифры, складывать и вычитать числа. Из всех чисел меня больше других заинтересовал «ноль». Он отличается тем, что означает «ничего». Я провела опрос среди учащихся с целью выявления их знаний об этом числе. 79% учащихся не знают историю происхождения нуля и не видят ничего особенного в этой цифре.
И тогда я занялась поиском информации. Посетила библиотеки, обратился к учителю математики, использовал Интернет-ресурсы.
Актуальность моей работы незнание учащихся истории числа «ноль».
Цель работы: исследование истории происхождения нуля и его роли в жизни людей.
Объектом моего исследования является число и цифра «ноль».
Методы, которые я использовал: поиск, сбор и анализ информации, опрос, описание.
Для достижения цели поставил следующие задачи:
Лишь у индийцев, появляется ноль как математический символ, используемый в счетных операциях. Это произошло примерно в 458 году нашей эры.
В 712 году арабы переняли у индийцев систему счисления. С тех пор говорят об «арабских цифрах». Персидский математик Аль-Хорезми первым посоветовал ставить в расчетах пустой кружок на то место, где должно помещаться «ничто». Так появился привычный нам ноль. К тому времени он носил уже новое название «сифр».
Латинское nullus (никакой) вошло в обиход для обозначения нуля в ХVI в. В1600 г. нуль получил широкое распространение в Европе.
В последующие века значение нуля стремительно возрастает. Ноль начинает занимать почетное место на различных числовых шкалах. И ныне мы пользуемся относительными показателями Ноль - удобное обозначение начала пути. В Санкт-Петербурге знаку Нулевой версты, воздвигнут памятник, расположенный в здании Главпочтамта.
Ноль – и начало всех времен… Выбрали знаменитое событие Рождество Христова, оно произошло в нулевой момент времени, и от него начался первый год нашей эры.
О нуле сложены поговорки. Ноль-цифра дал возможность не выдумывать новых знаков для больших чисел. Появилась позиционная система исчисления, в которой значение цифры зависит от её места в числе – позиции.
Ноль – число и сам по себе примечателен. К какому числу его не прибавь, оно не изменится. Умножьте любое число, хоть миллиард, на нуль и миллиард «съежиться» и сам превратиться в нуль. Сам он делится на любое число, пустое место как ни дели – всё равно ничего не будет. Зато делить на него самого нельзя. Если бы это удалось, как из нуля частей сложить вновь то, что мы разделили? Чтобы избежать этой неприятности, деление на ноль пришлось запретить.
Цифра 0 имеет двоякое произношение: ноль и нуль. Правильными будут оба варианта написания этого слова.
Подводя итоги и обобщая результаты проведенной исследовательской работы я сделала следующие выводы:
ноль появился позже остальных цифр;
благодаря нулю появилась десятичная система счисления;
ноль - удобное обозначение начала;
ему воздвигнуты памятники;
существует множество поговорок о нуле.
Мне удалось исследовать и описать историю происхождения нуля, оценить его роль в жизни людей. Благодаря моей работе учащиеся много интересного узнали об этой загадочной цифре. Я считаю, что мне удалось добиться поставленной цели.
Итак, началась славная жизнь нуля – цифры и числа. Ни одно математическое изобретение не имело такого значения для общего прогресса разума и могущества. В математике нуль обладает чудодейственной силой. Он одновременно таит в себе пустоту и бесконечность. Но без этого «пустого места» сегодня не обходится ни один расчет. Без нуля не было бы всего здания математики.
Прекрасное далёко
Мороз Иванович
Мост Леонардо
Вода может клеить?
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"