• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Образ учителя в немецкой и русской лингвокультурах

Опубликовано Шулбаева Татьяна Павловна вкл 07.03.2016 - 16:46
Шулбаева Татьяна Павловна
Автор: 
Туниекова Елена, 9 "В"

ВВЕДЕНИЕ

Как говорил в своё время Л.Н. Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Наша научная работа посвящена комплексному исследованию современного образа учителей с опорой на словарные статьи и представления носителей немецкого и русского языков. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы. Считается, что в настоящее время учитель должен строить образовательный процесс, учитывая индивидуальные способности и возможности учащихся и осуществляя максимальное развитие их личности. При этом современный учитель должен быть одновременно специалистом, воспитателем, исследователем, консультантом, разработчиком проектов, общественным деятелем, экспертом.

Объектом нашего исследования является образ учителя в немецкой и русской лингвокультурах.

Предметом исследования являются структура и содержание слов «Lehrer» и «учитель» по данным толковых словарей и свободного ассоциативного эксперимента.

Цель нашей исследовательской работы – изучить современный образ учителя в немецкой и русской лингвокультурах.

В этой связи ставятся следующие задачи:

А) исследовать теоретическую базу исследования (понятия этимологии, лексикографии, свободного ассоциативного эксперимента, ассоциативного поля, денотата);

Б) проанализировать словарные статьи «учитель» и «Lehrer», представленные в немецких и русских лексикографических источниках;

В) провести свободный ассоциативный эксперимент со словами-стимулами «учитель» и «Lehrer» среди немецких и русских учащихся;

Г) интерпретировать данные свободного ассоциативного эксперимента;

Д) провести словарный анализ словарных и ассоциативных структур слов «учитель» и «Lehrer»;

Е) представить современный образ учителя в немецкой и русской лингвокультурах на базе данных проведённого исследования.

Материалом исследования послужили данные толковых словарей и свободного ассоциативного эксперимента.

Методы исследования: этимологический, дефиниционный, сравнительно-сопоставительный методы, приём количественной обработки, а также методы свободного ассоциативного эксперимента и моделирования словарной и ассоциативной структур исследуемых слов.

Научная новизна заключается в комплексном исследовании языковых средств репрезентации образа учителя в немецкой и русской лингвокультурах; моделировании образа учителя с опорой на словарные дефиниции и представления об учителей носителей немецкого и русского языков.

Структура работы. Реферат состоит из введения, четырёх параграфов, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей, двух приложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_uchitel_2.docx53.66 КБ

Предварительный просмотр:

Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова

Образ учителя в немецкой и русской лингвокультурах

Ученица: Туниекова Елена, 9 "В"

Учитель: Шулбаева Т. П.

Абакан – 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. Слово «учитель» в немецком и русском языках: этимологический и словообразовательный аспекты…………………………………………...5
  2. Репрезентация слова «учитель» в немецких и русских лексикографических источниках………………………………………….6
  1. Анализ немецких толковых словарей……………………………...6
  2. Анализ русских толковых словарей………………………………..7
  3. Сравнительный анализ словарных дефиниций немецких и русских лексикографических источников……………………........9
  1. Образ учителя по данным свободного ассоциативного эксперимента..10
  1. Результаты свободного ассоциативного эксперимента, проведенного среди учащихся Вальдорфской школы (Waldorfschule)……………………………………………………..11
  2. Результаты свободного ассоциативного эксперимента, проведенного среди учащихся школы г. Абакана (средняя общеобразовательная школа №25)……………………………….13
  3. Сравнительный анализ ассоциативных структур «учитель» и «Lehrer»………………………………………………………….….14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ………………………………..18

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….19

ВВЕДЕНИЕ

Как говорил в своё время Л.Н. Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Наша научная работа посвящена комплексному исследованию современного образа учителей с опорой на словарные статьи и представления носителей немецкого и русского языков. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что современное общество предъявляет высокие требования к педагогам школы. Считается, что в настоящее время учитель должен строить образовательный процесс, учитывая индивидуальные способности и возможности учащихся и осуществляя максимальное развитие их личности. При этом современный учитель должен быть одновременно специалистом, воспитателем, исследователем, консультантом, разработчиком проектов, общественным деятелем, экспертом.

Объектом нашего исследования является образ учителя в немецкой и русской лингвокультурах.

Предметом исследования являются структура и содержание слов «Lehrer» и «учитель» по данным толковых словарей и свободного ассоциативного эксперимента.

Цель нашей исследовательской работы – изучить современный образ учителя в немецкой и русской лингвокультурах.

В этой связи ставятся следующие задачи:

А) исследовать теоретическую базу исследования (понятия этимологии, лексикографии, свободного ассоциативного эксперимента, ассоциативного поля, денотата);

Б) проанализировать словарные статьи «учитель» и «Lehrer», представленные в немецких и русских лексикографических источниках;

В) провести свободный ассоциативный эксперимент со словами-стимулами «учитель» и «Lehrer» среди немецких и русских учащихся;

Г) интерпретировать данные свободного ассоциативного эксперимента;

Д) провести словарный анализ словарных и ассоциативных структур слов «учитель» и «Lehrer»;

Е) представить современный образ учителя в немецкой и русской лингвокультурах на базе данных проведённого исследования.

Материалом исследования послужили данные толковых словарей и свободного ассоциативного эксперимента.

Методы исследования: этимологический, дефиниционный, сравнительно-сопоставительный методы, приём количественной обработки, а также методы свободного ассоциативного эксперимента и моделирования словарной и ассоциативной структур исследуемых слов.

Научная новизна заключается в комплексном исследовании языковых средств репрезентации образа учителя в немецкой и русской лингвокультурах; моделировании образа учителя с опорой на словарные дефиниции и представления об учителей носителей немецкого и русского языков.

Структура работы. Реферат состоит из введения, четырёх параграфов, заключения, списка использованной литературы, списка использованных словарей, двух приложений.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше исследование, посвящённое моделированию и сравнению образа учителя в немецкой и русской лингвокультурах, позволило нам сделать вывод о том, что образ учителя в разных лингвокультурах имеет общие и индивидуальные черты его репрезентации.

Общим в немецкой и русской лингвокультурах является то, что:

  1. В обоих языках слова «Lehrer» и «учитель» являются производными от глаголов и образованы от глагольных основ при помощи продуктивных суффиксов, употребляемых при обозначении лиц по профессии, деятельности, роду занятий. 
  2. Анализ немецких и русских словарных статей выявил единственную прямую параллель, которая описывает учителя как человека, который преподаёт в школе, даёт занятия.
  3. САЭ позволил представить более богатый образ учителя, включающий в себя как личностные качества учителя, так и школьные реалии. При этом, интересной оказывается аксиологическая характеристика выявленных личностных качеств учителя.
  4. Результаты САЭ выявили важные качества учителя, предложенные носителями немецкого и русского языков: а) положительные – авторитет, доброта, строгость и ум, б) отрицательные – несправедливость.
  5. Также учащиеся обеих групп связывают образ учителя с учебным процессом и его содержанием.

Уникальным в немецкой и русской лингвокультурах является то, что:

  1. Словарные статьи «учитель» и «Lehrer» включают разные лексикографические значения. Образ учителя, по данным немецких словарей, связан с профессионализмом, наличием квалификации и соответствием образовательной модели. Учитель, по данным русских словарей, может быть главой какого-либо учения, а также человеком, оказывающим влияние на других и обладающим авторитетом.
  2. По-разному представлены отрицательные качества учителя по данным САЭ. Учащиеся немецкой школы на слово «Lehrer» предложили отрицательные ассоциации, связанные с плохим профессионализмом и проявлением злости и нервозности.
  3. Также немецкие учащиеся ассоциируют образ учителя с актуальными для школы проблемами.

В качестве перспектив исследования предполагаются следующие виды научных работ: анализ хакасских лексикографических источников, проведение САЭ среди носителей хакасского языка, изучение фразеологического фонда немецкой, русской и хакасской лингвокультур.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Валгина, Н. С. Современный русский язык [Электронный ресурс] /      Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. – URL: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-067.htm (дата обращения 25.12.2015).
  2. Ильина, С. И. Учебное пособие по немецкому языку для студентов неязыковых специальностей очной и заочной формы [Электронный ресурс] / С. И. Ильина, Ю. К. Пришельцева. – URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/247/67247/40290?p_page=4 (дата обращения 24.01.2016).
  3. Горошко, Е. И. Использование метода свободных ассоциаций в психолингвистике [Электронный ресурс] / Е. И. Горошко. – URL: http://www.textology.ru/article.aspx?aId=92 (дата обращения 02.02.2016).
  4. Кавинкина, И. Н. Проявление гендера в речевом поведении носителей русского языка [Электронный ресурс] / И. Н. Кавинкина. – Гродно, 2006. – URL: http://ebooks.grsu.by/kavinkina_gender/index.htm (дата обращения 12.01.2016).
  5. Караулов, Ю. Н. Общая и русская идеография [Текст] / Ю. Н. Караулов. – М. : Либроком, 1976. – 360 с.
  6. Стернин, И. А. Психолингвистическое значение слова и его описание [Текст] / И. А. Стернин, А. В. Рудакова. – М. : Ламберт, 2011. – 192 с.
  7. Щерба, Л. В. Опыт общей теории лексикографии // Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. – Л. : Наука, 1974. – 428 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СЛОВАРЕЙ:

  1. ГЭ – Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] – URL: http://gtmarket.ru/concepts/7039 (дата обращения 25.01.2016).
  2. НСРЯ – Новый словарь русского языка: толково-словообразовательный [Текст] / Т. Ф. Ефремова. – Т. 2 : П – Я. – М. : Русский язык, 2001. – 1084 с.
  3. СРЯ – Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. – М. : Мир и образование, 2008. – 640 с.
  4. ССРЯ – Словарь синонимов русского языка [Текст] / З. Е. Александрова. – М. : Русский язык, 2001. – 568 с.
  5. ТСРЯ – Толковый словарь русского языка: в 4 т. [Текст] / Под ред.      Д. Н. Ушакова. – Т. 4 : С – Я. – М. : Русские словари, 1995. – 754 с.  
  6. ЭСРЯ – Этимологический словарь русского языка [Электронный ресурс] / А. В. Семёнов. – М. : ЮНВЕС, 2003. – URL: http://evartist.narod.ru/text15/023.htm (дата обращения 05.01.2016).
  7. DEW – Kӧbler, G. Deutsches Etymologisches Wӧrterbuch [Text] / G. Kӧbler. – 1995. – 483 s.
  8. DW – Deutsches Wӧrterbuch.
  9. LGDF – Langenscheidts Groβwӧrterbuch Deutsch als Fremdsprache.
  10. DWDS – Das digitale Wӧrterbuch der deutschen Sprache [Electronic resource] – URL: http://www.dwds.de/?qu=Lehrer (дата обращения 12.01.2016).      

ПРИЛОЖЕНИЕ

        – сходства,         – отличия


Поделиться:

Что общего у травы и собаки?

Два Мороза

Золотая хохлома

Попробуем на вкус солёность моря?

Рисуем белые грибы пастелью