Распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры, поэтому в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было неразрывно связано с понятием «Дом Божий». Почему же не удалось вытравить религиозную веру из людских сердец, стереть из памяти? Наверное, здесь дело в том, что религия веками сохраняла культурно – национальные традиции, особенности многовекового жизненного уклада.
Тема исследовательской работы – «История Церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм».
Моя исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках ИЗО и ОДНКНР учащиеся знакомятся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом я хотела написать в своей работе.
Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма села Новая Уда и показать историческую значимость церкви в жизни людей.
Задачи:
Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.
При написании работы мной были использованы материалы Республиканского архива Республики Мордовия, летопись села Новая Уда, а также воспоминания старожилов села.
Избранные методы исследования: При изучении истории церкви использовались разные методы и формы работы: работа с архивными документами, с газетными публикациями, был проведён социологический опрос, экскурсия по территории церкви, сравнение, анализ, синтез, обобщение, беседа.
В своей исследовательской работе я попыталась узнать историю Церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм села Новая Уда.
Это было не так просто, как мне казалось в начале работы. Все приходские книги, содержащие данные, были уничтожены. Многое рассказали старожилы села, очень помогла дополнительная литература. На основании этих данных попытаюсь воссоздать историю Церкви и рассказать о ее буднях.
Объект: хроника событий, связанных с церковью от построения по настоящее время.
Предмет: церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм села Новая Уда.
Проблема: что является причиной рождения, закрытия церкви в селе Новая Уда?
Гипотеза: исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви.
Практическое применение работы: данная исследовательская работа может быть применена как дополнительный материал при проведении мероприятий и классных часов, посвящённых культурному наследию мордовского края. Также, работа пополнит архив школьного музея.
Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришла к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.
Мордовская земля полна бесценными памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее. В истории нашего края начался новый отсчет – процесс культурного воспоминания.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 225.54 КБ |
Презентация | 1.05 МБ |
Олимпиада- 2016
Управление образования Департамента по социальной политике
Администрации городского округа Саранск
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дворец детского творчества»
Городская олимпиада по школьному краеведению
«Историко- культурное и природное наследие родного края
Номинация «Культурное наследие»
Исследовательская работа
Тема: «Время собирать камни…
Прошлое и настоящее Церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм»
Подготовила: Киселёва Полина Андреевна учащаяся 5 Г класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32» Руководитель: Трубникова Светлана Евгеньевна, учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32» |
Саранск- 2016
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………...3
I. История возникновения села Уда. Описание окружающей местности Церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм…………………………………………6
II. Прошлое и настоящее Церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм………………………………………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………………….11
Литература…………………………………………………………………………..12
Приложение…………………………………………………………………………13
Введение
Люблю просёлочной дорогой
В день летний, в праздник храмовой Попасть на службу в храм убогий, Почтённый сельской простотой. Тот храм, построенный из брёвен, Когда-то был села красой, Теперь он ветх, хотя не древен, И не отмечен был молвой. П.А. Вяземский |
Распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры, поэтому в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было неразрывно связано с понятием «Дом Божий». Почему же не удалось вытравить религиозную веру из людских сердец, стереть из памяти? Наверное, здесь дело в том, что религия веками сохраняла культурно – национальные традиции, особенности многовекового жизненного уклада.
Тема исследовательской работы – «История Церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм».
Моя исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках ИЗО и ОДНКНР учащиеся знакомятся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом я хотела написать в своей работе.
Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма села Новая Уда и показать историческую значимость церкви в жизни людей.
Задачи:
Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.
При написании работы мной были использованы материалы Республиканского архива Республики Мордовия, летопись села Новая Уда, а также воспоминания старожилов села.
Избранные методы исследования: При изучении истории церкви использовались разные методы и формы работы: работа с архивными документами, с газетными публикациями, был проведён социологический опрос, экскурсия по территории церкви, сравнение, анализ, синтез, обобщение, беседа.
В своей исследовательской работе я попыталась узнать историю Церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм села Новая Уда.
Это было не так просто, как мне казалось в начале работы. Все приходские книги, содержащие данные, были уничтожены. Многое рассказали старожилы села, очень помогла дополнительная литература. На основании этих данных попытаюсь воссоздать историю Церкви и рассказать о ее буднях.
Объект: хроника событий, связанных с церковью от построения по настоящее время.
Предмет: церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм села Новая Уда.
Проблема: что является причиной рождения, закрытия церкви в селе Новая Уда?
Гипотеза: исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви.
Практическое применение работы: данная исследовательская работа может быть применена как дополнительный материал при проведении мероприятий и классных часов, посвящённых культурному наследию мордовского края. Также, работа пополнит архив школьного музея.
Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришла к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.
Мордовская земля полна бесценными памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее. В истории нашего края начался новый отсчет – процесс культурного воспоминания.
Село возникло как выселок атемарских крестьян и однодворцев в конце XVII или в начале XVIII в. По другой версии, поселение основали некие помещики Удаковы в середине XVIII в. Со строительством каменной церкви, освященной в честь Введения Пресвятой Богородицы в храм (1817) небольшая деревня Уда, состоявшая всего из 30 дворов, приобрела статус села. В конце 1820-х, по завершению теплой церкви (трапезы), в ней состоялось освящение двух приделов – справа во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, слева во имя св. прав. вел. кн. Александра Невского. Стиль – классицизм, точнее ампир; храм ставился об одной главе, с колокольней, его облик отличался простотой и четкостью рисунка, отсутствием сложного декора, продуманной сочетаемостью основных элементов конструкции – главного здания (летней церкви), трапезы (зимней церкви) и колокольни. В нач. ХХ в. приход состоял из 1900 человек (вместе с приписными д. Павловка, Екатериновка, Монастырская). Само село, однако, развития не получило, а после того, как в 1930-х часть населения перешла вместе с группой атемарских обывателей на новое место и основала деревню Новая Уда, участь Старой Уды была предрешена. В настоящее время село почти обезлюдело, превратившись в дачный поселок. Составляет с Новой Удой, расположенной за лесом, одно целое, поэтому чаще всего бытует название поселение – просто Уда. Приход не восстановлен.
II. Прошлое и настоящее Церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм.
Я выяснила, что храм был построен в 1817 г. В настоящее время от храма сохранились руины. Храм довольно большой. Есть колокольня, но на ней колокола нет. Остались только дверные проёмы и старые оконные решётки.
Село Уда постепенно превращается в дачный район. Я заглянула на один дачный участок и расспросила жительницу Новой Уды Лидию Суркову о церкви. Она ответила, что храм был возведён в честь Пресвятой Богородицы. Он разрушился в 20-х годах XX века.
Многие путают Старую Уду с Новой Удой. Определение «новая» указывает, что населённый пункт основам переселенцами из села Старая Уда. Они находятся недалеко друг от друга. На Новой Уде сейчас разводят рыбу, и рыбная ловля там запрещена. Старая Уда находится в лесу и в советские времена была местом отдыха кого-то из руководителей Мордовии. На северном берегу, меж берёз, стоял двухэтажный охотничий домик с бассейном на улице. Сейчас этот домик частично разрушен, при беглом осмотре вывод один: горела крыша. Многих стен уже нет, на полу сохранилась дорогая плитка. Подвальные складские помещения ещё в хорошем состоянии, правда разграблены мародёрами. ...
Изучив события истории России XX века, я обнаружила, что с установлением советской власти церковь была отчуждена от государства. Новое советское государство стало светским. Но, это привело к тому, что государство стало разрушать церкви. Под это влияние попал и храм на Новой Уде.
Но грянул 1917 год. Привычная размеренная жизнь крестьян развернулась на 180°. Пало самодержавие. Пришла новая власть, а с нею – новые законы, другие ценности. Люди стали участниками беспрецедентного эксперимента. Эксперимента по строительству социалистического общества, который продолжался более 70 лет.
Одним из первых декретов Советской власти был декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви (23 января 1918 г.). Наступление на Церковь началось практически сразу после установления Советской власти. Особенно массированным оно было в 30-е годы XX века. В это время Церковь была на грани исчезновения. Так, к 1940 году на территории СССР осталось лишь несколько десятков действующих церквей, а в 1917 году в России действовало около 80 тысяч православных храмов. Многие из них были разрушены, в том числе и Введенская церковь села Уда. Предположительно, это произошло в 1935 г.
Теперь уже никто из старожилов не может рассказать, как происходило разрушение храма. Ведь тем, кому сейчас за 80 лет, тогда были совсем маленькими детьми. Помнят лишь то, что многие плакали, не понимая, зачем это делается, и кому мог помешать обычный сельский храм. Иконы из храма выносили на улицу и складывали в кучу, чтобы потом сжечь.
После того, как храм разрушился население деревни заметно сократилось.
Сегодня недалеко от разрушенной церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм действует кирпичная восьмигранная часовня с ярусным завершением.
Она построена на деревенском кладбище. На фасаде часовни в Старой Уде Лямбирского района Мордовии находится икона Николая Чудотворца.
Заключение
Таким образом, прочитав множество исторических книг, посетив библиотеки, церкви, пообщавшись со служителями храмов, жителями села Уда я узнала историю церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм.
Проведённое мною исследование показало, что церкви имеют очень большое значение в духовной жизни жителей нашей республики. Люди не могут жить без храма, без веры в Бога. Ведь, как оказалось, сколько бы не запрещали, сколько бы не наказывали за веру, люди не предали её и сохранили в своих сердцах. Именно поэтому сейчас, спустя столько лет после закрытия, начали восставать из руин наши храмы.
Изучая литературу, я для себя почерпнула много нового и поучительного. Сейчас я смотрю на всё уже совсем по- другому. И, хочется надеяться, что именно наше поколение сделает всё, чтобы храмы опять стали перекликаться звоном колоколов, засияли золотыми куполами, и мы услышали благодатную молитву.
В последнее время возрождаются исчезнувшие в революционное время храмы. В нашем крае возвращено к жизни храмы и святые источники. Некоторые церкви Республика Мордовии были разрушены во времена советской власти или перестроены в бассейны, клубы, танцевальные залы – и это большая утрата, ведь вместе с красотой самих строений были утеряны уникальные иконы, фрески, церковная утварь, часто сделанная из чистого золота. Сейчас большинство из этих религиозных объектов Республика Мордовии восстановлено или отстроено заново, но пройдет еще много лет, прежде чем в них появится тот дух времен, который завораживает, заставляет застыть на пороге в изумлении перед представшей красотой убранства. Но сколько еще их, к сожалению, остались в глубине веков и в памяти уходящего поколения. Поэтому так необходимо собрать и сохранить то немногое, что осталось от наших святынь, служивших для народа и ради народа, несших спасение, святость и надежду…
Неизвестно, с какой легкостью принимались «политические» решения о закрытии храмов, святынь, хранящих многовековую святость и судьбы многих поколений людей. Важно, наверное, другое. Вера должна быть в душе каждого человека, а добро – главной частью жизни.
Список источников и литературы
1. Воспоминания Сурковой Лидии. Школьный историко-краеведческий музей.
2. Православие. Полная энциклопедия. Санкт- Петербург, Весь, 2008.
3. Инжеватов И.К. Топонимический словарь Мордовской АССР: Названия населен. пунктов. Саранск, 1987. Стр. 157.
4. Сайт https://fotki.yandex.ru/users/mvn-sar/album/167698
У Ч Е Т Н А Я К А Р Т О Ч К А | |||
Название | Часовня в Старой Уде | ||
Тип постройки | часовня | ||
Дата постройки последнего здания | 2000-е | ||
Архитектор | нет данных | ||
Историческое исповедание | Православная | ||
Современная принадлежность | РПЦ МП | ||
Статус | сохр. | ||
Современный адрес | респ. Мордовия, Лямбирский р-н, д. Старая Уда | ||
Краткое описание | Кирпичная восьмигранная часовня с ярусным завершением, построенная на деревенском кладбище. | ||
Изображение |
|
Слайд 1
Введение церкви Пресвятой Богородицы во храмСлайд 2
В день летний, в праздник храмовой Попасть на службу в храм убогий, Почтённый сельской простотой. Тот храм, построенный из брёвен, Когда-то был села красой, Теперь он ветх, хотя не древен, И не отмечен был молвой. П.А. Вяземский Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма села Новая Уда и показать историческую значимость церкви в жизни людей. Задачи: Найти сведения о возникновении села Новая Уда и строительстве православного храма в селе. Изучить историю храма в советский и постсоветский период. Проанализировать отношение населения к церкви как к достопримечательности села. Картина «Заброшенный храм» Горшкова Л.П
Слайд 3
Избранные методы исследования : При изучении истории церкви использовались разные методы и формы работы: работа с архивными документами, с газетными публикациями, был проведён социологический опрос, экскурсия по территории церкви, сравнение, анализ, синтез, обобщение, беседа. Объект: хроника событий, связанных с церковью от построения по настоящее время. Предмет: церковь Введения Пресвятой Богородицы во храм села Новая Уда. Проблема: что является причиной рождения, закрытия церкви в селе Новая Уда? Гипотеза: исторические события и политика государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви. Практическое применение работы: данная исследовательская работа может быть применена как дополнительный материал при проведении мероприятий и классных часов, посвящённых культурному наследию мордовского края. Также, работа пополнит архив школьного музея.
Слайд 4
История возникновения села Уда. Описание окружающей местности Церкви Пресвятой Богородицы
Слайд 5
Село возникло как выселок атемарских крестьян и однодворцев в конце XVII или в начале XVIII в. По другой версии, поселение основали некие помещики Удаковы в середине XVIII в. Со строительством каменной церкви, освященной в честь Введения Пресвятой Богородицы в храм (1817) небольшая деревня Уда, состоявшая всего из 30 дворов, приобрела статус села .
Слайд 6
Посмотрев руины, я сделала выводы . Стиль – классицизм, точнее ампир; храм ставился об одной главе, с колокольней, его облик отличался простотой и четкостью рисунка, отсутствием сложного декора, продуманной сочетаемостью основных элементов конструкции – главного здания (летней церкви), трапезы (зимней церкви) и колокольни.
Слайд 7
Прошлое и настоящее Церкви Пресвятой Богородицы
Слайд 8
Я выяснила, что храм был построен в 1817 г. В настоящее время от храма сохранились руины. Храм довольно большой. Есть колокольня, но на ней колокола нет. Остались только дверные проёмы и старые оконные решётки. Село Уда постепенно превращается в дачный район. Я заглянула на один дачный участок и расспросила жительницу Новой Уды Лидию Суркову о церкви. Она ответила, что храм был возведён в честь Пресвятой Богородицы. Он разрушился в 20-х годах XX века. Многие путают Старую Уду с Новой Удой. Определение «новая» указывает, что населённый пункт основам переселенцами из села Старая Уда. Они находятся недалеко друг от друга. На Новой Уде сейчас разводят рыбу, и рыбная ловля там запрещена. Старая Уда находится в лесу и в советские времена была местом отдыха кого-то из руководителей Мордовии. На северном берегу, меж берёз, стоял двухэтажный охотничий домик с бассейном на улице. Сейчас этот домик частично разрушен, при беглом осмотре вывод один: горела крыша. Многих стен уже нет, на полу сохранилась дорогая плитка. Подвальные складские помещения ещё в хорошем состоянии, правда разграблены мародёрами. ...
Слайд 9
Изучив события истории России XX века, я обнаружила, что с установлением советской власти церковь была отчуждена от государства. Новое советское государство стало светским. Но, это привело к тому, что государство стало разрушать церкви. Под это влияние попал и храм на Новой Уде. Но грянул 1917 год. Привычная размеренная жизнь крестьян развернулась на 180°. Пало самодержавие. Пришла новая власть, а с нею – новые законы, другие ценности. Люди стали участниками беспрецедентного эксперимента. Эксперимента по строительству социалистического общества, который продолжался более 70 лет. Одним из первых декретов Советской власти был декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви (23 января 1918 г.). Наступление на Церковь началось практически сразу после установления Советской власти. Особенно массированным оно было в 30-е годы XX века. В это время Церковь была на грани исчезновения. Так, к 1940 году на территории СССР осталось лишь несколько десятков действующих церквей, а в 1917 году в России действовало около 80 тысяч православных храмов. Многие из них были разрушены, в том числе и Введенская церковь села Уда. Предположительно, это произошло в 1935 г.
Слайд 10
Теперь уже никто из старожилов не может рассказать, как происходило разрушение храма. Ведь тем, кому сейчас за 80 лет, тогда были совсем маленькими детьми. Помнят лишь то, что многие плакали, не понимая, зачем это делается, и кому мог помешать обычный сельский храм. Иконы из храма выносили на улицу и складывали в кучу, чтобы потом сжечь. После того, как храм разрушился население деревни заметно сократилось.
Слайд 12
Сегодня недалеко от разрушенной церкви Пресвятой Богородицы в соседней деревне действует кирпичная восьмигранная часовня с ярусным завершением. Она построена на деревенском кладбище. На фасаде часовни в Старой Уде Лямбирского района Мордовии находится икона Николая Чудотворца.
Слайд 13
Заключение Таким образом, прочитав множество исторических книг, посетив библиотеки, церкви, пообщавшись со служителями храмов, жителями села Уда я узнала историю церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм. Проведённое мною исследование показало, что церкви имеют очень большое значение в духовной жизни жителей нашей республики. Люди не могут жить без храма, без веры в Бога. Ведь, как оказалось, сколько бы не запрещали, сколько бы не наказывали за веру, люди не предали её и сохранили в своих сердцах. Именно поэтому сейчас, спустя столько лет после закрытия, начали восставать из руин наши храмы. Изучая литературу, я для себя почерпнула много нового и поучительного. Сейчас я смотрю на всё уже совсем по- другому. И, хочется надеяться, что именно наше поколение сделает всё, чтобы храмы опять стали перекликаться звоном колоколов, засияли золотыми куполами, и мы услышали благодатную молитву.
Слайд 14
В последнее время возрождаются исчезнувшие в революционное время храмы. В нашем крае возвращено к жизни храмы и святые источники. Некоторые церкви Республика Мордовии были разрушены во времена советской власти или перестроены в бассейны, клубы, танцевальные залы – и это большая утрата, ведь вместе с красотой самих строений были утеряны уникальные иконы, фрески, церковная утварь, часто сделанная из чистого золота. Сейчас большинство из этих религиозных объектов Республика Мордовии восстановлено или отстроено заново, но пройдет еще много лет, прежде чем в них появится тот дух времен, который завораживает, заставляет застыть на пороге в изумлении перед представшей красотой убранства. Но сколько еще их, к сожалению, остались в глубине веков и в памяти уходящего поколения. Поэтому так необходимо собрать и сохранить то немногое, что осталось от наших святынь, служивших для народа и ради народа, несших спасение, святость и надежду… Неизвестно, с какой легкостью принимались «политические» решения о закрытии храмов, святынь, хранящих многовековую святость и судьбы многих поколений людей. Важно, наверное, другое. Вера должна быть в душе каждого человека, а добро – главной частью жизни.
Слайд 15
Список источников и литературы 1. Воспоминания Сурковой Лидии. Школьный историко-краеведческий музей. 2. Православие. Полная энциклопедия. Санкт- Петербург, Весь, 2008. 3. Инжеватов И.К. Топонимический словарь Мордовской АССР: Названия населен. пунктов. Саранск, 1987. Стр. 157. 4. Сайт https://fotki.yandex.ru/users/mvn-sar/album/167698
Весёлые польки для детей
Круговорот воды в пакете
Госпожа Метелица
Мастер-класс "Корзиночка"
Рисуем осенние листья