• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Шкатулка" для кабинета биологии

Опубликовано Иноземцева Валентина Ивановна вкл 14.04.2016 - 22:55
Иноземцева Валентина Ивановна
Автор: 
Кленина Ксения, Макар Катя, Елисеева Саша, Неклюдова Лера

Практико-ориентированный проект -  "Шкатулка" для кабинета биологии. выполнили обучающиеся 5 класса

модели клеток: грибов, дрожжей, растительной, животной;

коллекция моделей грибов;

гербарный материал;

коллекция бабочек;

памятка грибника

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Памятка для грибника1.03 МБ
Файл Проект "Шкатулка "для кабинета биологии836.67 КБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПОЛТАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

НОМИНАЦИЯ «БИОЛОГИЯ»

«ШКАТУЛКА»    ДЛЯ КАБИНЕТА БИОЛОГИИ

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ(ПРИКЛАДНОЙ) ПРОЕКТ

Авторы проекта:

Макар Екатерина

Неклюдова Валерия

Кленина Ксения

Елисеева Саша

Класс 5

Научный руководитель проекта: Иноземцева Валентина Ивановна

МОУ «Полтавская СОШ»

учитель биологии/химии

2015-2016гг.

Содержание

Введение

2

Актуальность темы

2

Цели и задачи

3

Тип проекта

3

Материально-технические ресурсы

4

Время реализации проекта

4

Описание проекта по этапам его реализации

4

Заключение

6

Описание технологии работы(приложения)

7

Литература и информационные ресурсы

11

 

Введение

Само слово «Проект» происходит  от латинского «projectus», что означает «брошенный вперёд».  В русском языке слово «проект» означает  совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Словосочетание «практико-ориентированный» означает: нацеленный на конкретные практические аспекты  деятельности. В нашем случае- создание коллекций: бабочек,  муляжей грибов,  гербарий растений поселка.

Актуальность темы

Проект соотносится с требованиями стандарта, способствует улучшению условий обучения, увеличивает количество наглядного материала для работы обучающихся и учителя.

             Нам «Юным биологам» (Приложение 4), интересно произвести что-то своими руками и показать свои работы. Наши     работы яркие и красочные, от них поднимается настроение, легче воспринимается материал.   Мы хотим внести свой вклад в развитие и оснащение кабинета биологии.

           Данная тема для нас имеет большое практическое значение, т.к способствует повышению качества биологического  образования;

- развивает   командный дух, «чувство локтя», коммуникабельность;

- способствует повышению личной уверенности каждого участника проектного обучения: - увидеть себя как способного и компетентного;  - развивает у каждого позитивный образ себя и других;  - развивает умение истинно оценивать себя.

-обеспечивает механизм развития критического мышления;
- выявляет  и   развивает исследовательские умения  (наблюдать, собирать, обрабатывать, обобщать, анализировать информацию);

- способствует изучению флоры и фауны окрестностей своего поселка;

- формирует портфель индивидуальных достижений – «портфолио»;

-  в дальнейшем, осознанный выбор  профилирующего направления собственной деятельности, нашей будущей профессии.

Цель

  •  создать из подручного материала  макеты клеток растений и животных , модели грибов;
  •  научиться  обрабатывать насекомых(бабочек) для составления коллекции;
  •  получить навыки сбора и оформления коллекции засушенных растений - флористический гербарий поселка Центральный

 Задачи: 

  •  Организовать групповую работу  по реализации проекта
  •  Подготовить материал для изготовления моделей грибов, клеток; гербарный материал,  экземпляры насекомых
  •   Изучить теоретический материал по данному направлению ( строение грибов, создание и сбор гербарного материала;  сушка насекомых)
  • Предоставить   отчет о проделанной работе

Тип проекта: практико – ориентированный(прикладной ), групповой.

                      Направлен  на получение конечного продукта в виде муляжей грибов, макетов    клетки, коллекции растений и насекомых.

 При выборе материала для  муляжей и моделей мы сравнили затраты на пластилин, соленое тесто и  изготовление фарфора.  Пришли к выводу, что выгоднее  использовать пластилин, цена значительно ниже, чем у фарфора.

Материально-технические ресурсы:

  1. Для моделей грибов и клеток

Пластилин, как наиболее  экономически выгодный материал.

  1. Для гербария

Картон

Липкая лента

Нитки с иголкой

Клей

Бумага для черчения

Калька

Подготовленные высушенные растения

  1. Для коллекции насекомых

Подготовленные экземпляры насекомых

Коробки

Энтомологические булавки

Пенопласт или вата

Картон

Клей

Время реализации проекта-  среднесрочный, 1-2 месяца.

Описание проекта по этапам его реализации

  В  сентябре, когда  оформился состав  группы «Юный биолог»,  мы собрали  флористический гербарный материал в окрестностях поселка Центральный.  Подготовили его и смонтировали.

Бабочки ловились в летние месяцы и в сентябре.

Монтирование гербария . Правила сбора растений (Приложение 1)

На листе  А4 расположили   по одному экземпляру  растения

Зафиксировали  при помощи  клея и нитки с иголкой.  

Сверху приклеивается калька, защищающая растения от разрушения.

Хранятся растения в полную величину.

Этикетка гербария заполняется и приклеивается в правом нижнем углу. Общепринятый размер этикетки - 12 х 7 см.

Рис. 1  Образец заполненной гербарной этикетки

                       

Монтирование коллекции бабочек. Правила сбора насекомых (Приложение 3)

             Пойманных бабачек мы расправляли используя специальную "расправилку" для крыльев. Бабочку располагают так, чтобы её тельце находилось в желобке на пробке, а крылья лежали на дощечках. На крылья бабочки накладывают куски кальки или целлофана и прикалывают их к дощечкам расправилки при помощи  иголочек. Чтобы Калька или целлофан прикрывают всю поверхность крыльев, кроме узкой, шириной около 2-5 мм, полоски у их основания. За счет этого приема внешний вид насекомого сохраняется в хорошем состоянии.   Через 5-7 дней  сушки насекомые  были помещены в коробки и определены.

сделать сувенир из сушеных бабочек

Рис.2  Подготовка бабочки к сушке

Макеты  клеток и  модели грибов

           Мы выполнили данные наглядные пособия из пластилина.

Некоторые макеты клеток расположили на листе картона, а другие полностью  выполнены из пластилина.

            Модели грибов потребовали большего количества  материала, но было очень увлекательно их создавать. Не у всех участников  получилось их создать.

Мы создали модели грибов: белый гриб, подосиновик, мухомор, сыроежки, лисичка, груздь, поганка бледная.

Заключение:

Результатом выполнения  проекта :   «Шкатулка»  для кабинета биологии,

            стали:  макеты клеток растений, модели грибов, коллекции бабочек поселка Центральный, флористический гербарий поселка Центральный.

                         Данные наглядные пособия дополнят ресурсы кабинета. Будут способствовать  повышению качества обучения и возможно подвигут многих  учеников продолжать создание  новых наглядных пособий.

                         Коллекции бабочек нами будет  дополняться  и   систематизироваться  по различным признакам.   А гербарный материал мы будем  дополнять и использовать в 6 классе при изучении соответствующих тем курса.    

                         Наш проект: «Шкатулка»  для кабинета биологии получил высокую оценку у обучающихся школы, учителей, родителей и  руководителя проекта –Иноземцевой В.И  

                                                                                                                                         

Описание технологии работы

                                                                                                                                                                Приложение 1

Правила сбора растений

Растения собирали в сухую погоду (сентябрь).

Сохраняя  все его части (цветок, листья , стебель и корень).

  Растения сушили между листами бумаги, предварительно осторожно расправляя их, под прессом . Папка не перевязывается .

Обязательно вкладывается этикетка с данными  времени и места сбора растения.

                          http://lib3.podelise.ru/tw_files2/urls_55/67/d-66861/66861_html_m107b3881.png

Рис.1  Этикетка для гербария

            Где в учебном процессе можно использовать гербарный материал

            1. Составление флоры (списка видов) района.

            2.Составление списка редких видов района                                                                                                       3. Работа по отдельным видам: а) выяснение экологии вида; б) морфологическая изменчивость вида в зависимости от экологии; в) варианты морфологической изменчивости близких, трудно различимых видов.

           4. Оценка состояния местности по внешнему виду растений - сравнительный анализ внешнего облика растений в экологически благоприятных и неблагоприятных местах (как, например, влияет выпас скота, сенокошение, мелиорация, химические реагенты, повреждения паразитами растений и т.д.).

           5. Изучение фауны листогрызущих насекомых по повреждениям растений.

           6. Изучение болезней растений

                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                  Приложение 2

Правила работы с насекомыми

                Поймав бабочку, приступают к сушке. Используют специальную "расправилку" для крыльев - приспособление из двух деревянных дощечек, прикреплённых к продолговатой пробке под углом друг к другу на небольшом расстоянии. Бабочку располагают так, чтобы её тельце находилось в желобке на пробке, а крылья лежали на дощечках. На крылья бабочки накладывают куски кальки или целлофана и прикалывают их к дощечкам расправилки.  Калька или целлофан прикрывают всю поверхность крыльев, кроме узкой, шириной около 2-5 мм, полоски у их основания.   Длительность сушки насекомых колеблется от 5-7 дней до 2 недель у бабочек

                                                                                                                                                            

           Где в учебном процессе можно использовать коллекцию бабочек

            1. Составление фауны  (списка видов) района.

            2.Составление списка редких видов района                                                                                                       3. Работа по отдельным видам: а) выяснение экологии вида; б) морфологическая изменчивость вида в зависимости от экологии; в) варианты морфологической изменчивости близких, трудно различимых видов

                                                                                                                             

                                                                                                                                        Приложение 3

           Где в учебном процессе можно использовать коллекцию грибов

  1. При изучении данной темы в курсе биологии
  2. При делении грибов на съедобные и ядовитые
  3. Использовать как наглядность при изучении внешнего строения

                                                                                                                                         Приложение 4

«Юные биологи»

E:\проект\IMG_2123.JPG

Неклюдова Лера.

Главный  «грибодел».  У нее самые красивые и достоверные модели грибов.

E:\проект\IMG_2124.JPG E:\проект\IMG_2129.JPG

Макар Катя(слева), Кленина Ксюша

Нам очень понравилось создавать клеточки

E:\проект\IMG_2126.JPG

Макар Катя, Елисеева Саша (справа)

Работать с гербарием сложно, но увлекательно.  

E:\проект\IMG_2127.JPG

Кленина Ксюша, Макар Катя, Елисеева Саша (справа)

Работа с насекомыми оказалась самой сложной. Но мы получили огромное удовольствие  от работы и горды результатами

Приложение № 4

Коллекция бабочек

(окрестности поселка Центральный)

1

Американская белая  бабочка

 Hyphantria cunea

2

Бархатница русская или Меланаргия русская 

 (Melanargia russiae)

3

Белянка рапсовая 

Pontia daplidice L

4

Боярышница

  Aporia crataegi L

5

Брюквенница

Pieris napi L

6

Воловий глаз

Maniola jurtina L

7

Лжепестрянка обыкновенная  или черноусая

Amata nigricornis

8

Махаон

Papilio machaon L

9

Пестрянка  луговая  

Zygaena lonicerae L

10

Орденская лента подделанная, Орденская неверная) 

Catocala  adultera L

11

Медведица крапивная  

Spilosoma urticae 

12

Медведица Кайя

Arctia caja

13

Павлиний глаз

Inachis io L

14

Перламутровка 

Brenthis ino

15

Репница

Pieris rapae L

Бабочки из Красной книги появились у нас в коллекции случайно.

Павлиний глаз мы нашли лежащей в воде после дождя(август).                                                         Махаон с поврежденным крылом находился на траве в саду(июль). Была повреждена нижняя часть правого крыла.                                                                                                  

Приложение № 5

Коллекция муляжей грибов

1

Мухомор

2

Лисичка

3

Рыжик

4

Опята

5

Поганка бледная

6

Волнушка

7

Белый гриб

8

Груздь белый

9

подосиновик

10

подберезовик

                                                                                                     Приложение № 6

Гербарий

1

Аистник обыкновенный

Erodium cicutarium L

2

Береза повислая

Betula pendula Roth

3

Гвоздика травянка

Dianthus deltoides L

4

Горошек мышинный

Vicia cracca L

5

И́ва, ветла́, раки́та, лоза́, лози́на, ве́рба

Salix L

6

Крапива двудомная

Urtica dioica L. 

7

Крапива глухая (Яснотка белая)

Lamium album L 

8

Клевер красный

Trifolium rubens L 

9

Клевер белый

Trifolium repens L

10

Кровохлебка лекарственная

Sanguisorba officinalis  L

11

Лопух большой

Arctium lappa L

12

Лютик едкий

Ranunculus acris L

13

Молодило

Sempervivum L

14

Мордовник  обыкновенный

 (крутай, адамова голова, мячик, мячики синие )

Echinops ritro L

15

Нивяник обыкнНивяник обыкновенный (поповник) вовник)

Leucanthemum vulgare L

16

Одуванчик лекарственный

Taráxacum officinále

17

Подорожник ланцетолистный

Plantago lanceolata L 

18

Подорожник большой

Plantago major L

19

Полынь горькая

Artemisia absinthium L

20

Полынь «Божье дерево»

Artemisia abrotanum L

21

Пырей ползучий

Elytrigia repens L

22

Ромашка  пахучая (безъязычкавая)

Matricaria discoidea DC

23

Синеголовник

Eryngium L 

24

Тысячелистник обыкновенный

Аchillea millefolium L.

25

Чистотел большой

Chelidonium majus L 

26

Чертополох

Carduus L 

27

Щавель  конский

Rumex confertus Willd

28

Ярутка полева

Thlaspi arvense L.

Литература и информационные ресурсы

  1.  Корнелио М.П. Школьный атлас-определитель бабочек. М.: Просвещение,1986.
  2. Плешаков А.А Зеленые страницы. М.: Просвещение, 1996.
  3. http://www.rus-nature.ru определитель, травянистые  растения
  4. http://lib3.podelise.ru/tw_files2/urls_55/67/d-66861/66861_html_m107b3881.png  -титульный лист этикетки
  5. http://karpolya.ru/uploads/fajly/01gerb.pdf размеры этикетки гербарного образц
  6. http://www.babochka.umbura.com/howtokolages.html  сушка бабочек.
  7. http://macroclub.ru/gallery/data/507/MG_3776_1.jpg боярышница
  8. http://www.ukoif.ru/PHOTOPAROHOD/sem2/141.jpg орденская лента
  9. http://insecta.pro/images/1024/7985.jpg Бархатница русская или Меланаргия русская 
  10. http://macroclub.ru/gallery/data/1558/19.jpg белянка рапсовая
  11. http://foto-zverey.ru/babochki2.htm  перламутровка Аглая
  12. http://foto-zverey.ru/babochki4.htm крапивница
  13. http://mr-1.ru/PHOTO/BUTTERFLYS/pieris_napi.htm брюквенница
  14. http://mr-1.ru/PHOTO/BUTTERFLYS/maniola_jurtina.htm  Воловий глаз Maniola jurtina L
  15. https://ru.wikipedia.org/wiki/Репница


Поделиться:

Прыжок (быль). Л.Н.Толстой

Снежная сказка

Повезло! Стихи о счастливой семье

Почему Уран и Нептун разного цвета

Рисуем ветку берёзы сухой пастелью