• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Способы актуализации газетных заголовков

Опубликовано Котова Юлия Владимировна вкл 09.06.2016 - 4:09
Котова Юлия Владимировна
Автор: 
Соболева Светлана

В данной статье проанализированы   заголовки из газеты «Информ Полис» (№ 7 (1168) от 18 февраля 2015 г., № 9 (1170) от 4 марта 2015 г.) и газеты «Номер один» (№9, 2015 г.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Способы актуализации газетных заголовков20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Способы актуализации газетных заголовков

Соболева С.С. , Д 1427
Научный руководитель – преподаватель Котова Ю.В.
УУКЖТ УУИЖТ ИрГУПС

Средства массовой информации прочно закрепились в жизни современного общества. Мы узнаем новости, мнения экспертов, различные факты именно из СМИ.

К СМИ относятся: телевидение, радиовещание, газетная печать и интернет. Несомненно, газетная пресса – одна из древнейших форм средств массовой информации, и сегодня она располагает большими  возможностями оперативно  отобразить реальную действительность. Первое, с чем сталкивается читатель газеты – это заголовки газетных публикаций, которые являются первым сигналом, побуждающим прочитать газетный материал. Газетные заголовки несут определенную информацию о содержании публицистического произведения. В то же время они имеют и эмоциональную окраску, возбуждают читательский интерес, привлекают внимание.

Цель исследования: выявление способов актуализации, применяемых в газетных заголовках для привлечения читателей.

Предмет исследования: газетные заголовки и способы их актуализации

Методы исследования: анкетирование,  анализ и изучение газетных заголовков.

Материалы данной работы можно использовать на занятиях русского языка.

Для того, чтобы узнать,  какие заголовки наиболее привлекательные для читателя, было проведено анкетирование, в котором приняли участие 78 человек. Это студенты нашего колледжа, возрастом от 16 до 20 лет.

В анкете предлагалось 28 газетных заголовков, из них студентам  надо было выбрать 3 наиболее интересных. Рассматривались  заголовки из газеты «Информ Полис» (№ 7 (1168) от 18 февраля 2015 г., № 9 (1170) от 4 марта 2015 г.) и газеты «Номер один» (№9, 2015 г.).

Анкета содержала следующие заголовки:

1)Почему Бурятия теряет Омуль?
2)Гуляем на Масленицу по правилам
3)Срок за фото со свастикой
4)Как правильно освятить автомобиль
5)Что с памятником погибшему моряку?
6)Проводим и встретим Белый месяц
7)Заговор против Гершевича?
8)Невероятное преображение
9)Особенный день необычных женщин
10)Хотел уйти. Но может остаться
11)Какой будет весна
12)Красота спасет мир, или женщины и буддизм
13)Судьба и удача…на лопатке
14)Из «пампушки» - в «стройняшку»
15)Раз пошли на дело…
16)Ад вместо счастья.
17)Как Улан-Удэ пережил 8 марта?
18)Бесплатная приватизация  дворцов
19)Убил, расчленил и прячется в тайге…
20)Авиация в зоне турбулентности
21)Дешевый рубль влечет монголов
22)Жертвы чиновничьего непостоянства
23)Давайте без напряга!
24)Романтики оперных концертов
25)Окончил бой
26)Без расчета на брак
27)Агрессивная «Шкода»
28)Ламы освятили молочную продукцию к празднику

Большая часть респондентов  выбрала заголовок «Убил, расчленил и прячется в тайге» - 34 человека, «Ад вместо счастья» - 19 респондентов, а  17 человек предпочли заголовок «Срок за фото со свастикой»  

 Проанализируем газетные заголовки. Рассматриваемые заголовки можно распределить по  группам:

1. Вопросительные  конструкции:

«Почему Бурятия теряет омуль?»- вопросительная конструкция  выступает в роли ориентира, ключа к последующему под ним материалом и звучит интригующе.

«Заговор против Гершевича?  «Как правильно освятить автомобиль?»- вопросы, выполняющие информативную функцию.

Конструкции с вопросительными словами: «Какой будет весна? Что с памятником погибшему моряку?»

2. Риторические восклицания:

Давайте без напряга! Кроме того, используется жаргон.

3. Олицетворения, метафоры:

«Как Улан-Удэ пережил 8 марта»,  «Жертвы чиновничьего непостоянства», « Романтики оперных концертов», «Дешевый рубль влечет монголов»
4. Эпитеты:

«Агрессивная «Шкода», «Особенный день необычных женщин»
5. Гиперболы:

«Невероятное преображение»

6. Умолчание:

«Судьба и удача на лопатке…», «Раз пошли на дело…», «Убил, расчленил и прячется в тайге…» -  начатая речь прерывается в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее.

7. Конструкции, обнаруживающие ассоциативно - смысловую связь с художественными строками:

«Красота спасет мир или женщины и буддизм»

8. Антонимичные пары

Используются для сопоставления противоположных реалий действительности.

«Проводим и встретим белый месяц»
Антитезы  - «Из «пампушки» - в «стройняшку», «Ад вместо счастья»

«Хотел уйти. Но может остаться»

Итак, в ходе анализа установлено, что с целью актуализации читательского внимания журналисты часто употребляют в заголовках  вопросительные конструкции, эпитеты, умолчание, метафоры и антитезы

Результаты анкетирования показали, что студентов привлекают заголовки с умолчанием и антитезой.

«Достаточно большой заголовок делает любую новость большой»
                                                  (Из американского фильма «Гражданин Кейн»)


Поделиться:

Горячо - холодно

Юрий Алексеевич Гагарин

В Китае испытали "автобус будущего"

Колумбово яйцо

Аэродинамика и воздушный шарик