• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательская работа по математике "Рукотворные мерки"

Опубликовано Степанова Наталья Анатольевна вкл 28.06.2016 - 9:36
Автор: 
Сазонов Сергей

Приобщение к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Предлагаю вашему вниманию работу лауреата городской открытой конференции младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rukotvornye_merki_.ppt1.16 МБ
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа по математике Рукотворные мерки Автор работы : Сазонов Сергей Руководитель : C тепанова Наталья Анатольевна

Слайд 2

Содержание Введение 1. Старинные меры длины 2. Старинные меры длины в пословицах и поговорках 3. Старинные меры длины в задачах 4. Анкетирование Выводы Список литературы

Слайд 3

Цель работы: Исследовать старинные русские меры длины Задачи: 1 . Изучить литературу, которая описывает старинные русские меры 2. Научиться решать задачи с использованием старинных русских мер длины 3. Рассмотреть использование старинных мер длины в пословицах и поговорках 4. Выяснить, знают ли старинные меры длины мои одноклассники

Слайд 4

Актуальность : Актуальность работы заключается в исследовании старинных мер длины и выявлении соотношений между ними и современными единицами измерения. Гипотеза: Если знать соотношение старинных русских мер и современных единиц измерения, то это поможет решать задачи с использованием старинных мер и понимать содержание художественных текстов.

Слайд 5

Введение С давних пор у разных народов для измерения малых предметов и расстояния использовались мелкие единицы длины «естественного» происхождения. Их первыми эталонами служили отдельные части человеческого тела. Как и при счете, в ход пошли всегда бывшие при себе «измерительные инструменты» - рука и ее части.

Слайд 6

1. Старинные меры длины Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь , перст , вершок и дюйм.

Слайд 7

Сажень В Древней Руси применялось множество разных саженей: косая, прямая, простая, дворовая и лавочная, маховая, большая, печатная и т.д. Маховая сажень - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины (1,76м.). Косая сажень- самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки (2,48м.). С 1835г. длина сажени была приравнена к длине 7 английских футов (213,36 c м) .

Слайд 8

Верста Верста - старорусская путевая мера (её раннее название - ''поприще''). Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Верстой измерялись не предметы, а большие расстояния, дороги, реки и т.п. Поэтому называли ее путевой мерой. Верста составляла 500 саженей, или 1066,8 метра.

Слайд 9

Пядь Известно о трех древнерусских пядях. Малая пядь определялась расстоянием между концами растянутых большого и указательного пальцев ( 17,78см ). Большая пядь - расстояние между концами большого пальца и мизинца (23см.). Пядь с кувырком - пядь с прибавкой двух суставов указательного пальца = 27-31 см

Слайд 10

Аршин Аршин равнялся длине руки – от основания плеча до кончика вытянутого среднего пальца. В XVI - XVIII столетиях его величина составляла около 71см (71,12 c м) и была в полтора раза больше, чем у локтя (так, согласно «Торговой книге» 2 аршина = 3 локтям). Аршин = 16 вершкам.

Слайд 11

Локоть Величина локтя определялась расстоянием от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца или сжатой в кулак кисти руки, что составляло примерно 46см и 38см соответственно. Перст В старину палец руки называли перстом. Так же нарекли и самую маленькую единицу длины. Русский перст был равен ширине указательного пальца, что составляет примерно 2 см.

Слайд 12

Вершок Говоря о вершке как о единице длины, имели в виду верх перста. Вершок определялся длиной двух фаланг указательного пальца, а это приблизительно 4,5 см. Дюйм Такое название закрепилось за меркой, первоначально равной длине фаланги большого пальца, 1 дюйм = 2,54 см.

Слайд 13

В 1918 г. была принята метрическая систем мер, в которой за основную единицу длины был принят метр. Если раньше мелкие мерки связывали соотношения 1 аршин = 4 пяди = 16 вершкам = 28 дюймам , то теперь каждая из них стала выражаться в привычных сантиметрах ( метрах ) : 1 верста = 500 саженей = 1066,8 м 1 сажень = 3 аршина = 213 , 36 c м 1 локоть = 44 см 1 аршин = 16 вершков = 4 пяди = 71,12 см = 28 дюймов 1 дюйм = 2,54 см 1 пядь = 4 вершка = 17,78 см 1 вершок = 4,445 см 1 перст = 2см

Слайд 14

2. Старинные меры длины в пословицах и поговорках В современном русском языке старинные единицы измерения сохранились в русской классической литературе, фольклоре – пословицах и поговорках, образной речи – сравнениях и фразеологизмах и др. Чтобы лучше понимать смысл народной мудрости, заложенной в пословицах и поговорках, необходимо знать (хотя бы приблизительно) значение старинных мер.

Слайд 15

Пословицы и поговорки Косая сажень в плечах – широкоплечий человек Мерить всех на свой аршин - оценивать на свой вкус, судить со своей точки зрения От горшка два вершка, а уже указчик - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех На аршин борода, да ума на пядь - о взрослом, но глупом человеке Не уступить ни пяди - не отдать даже самой малости Один как перст – об одиноком человеке

Слайд 16

3. Старинные меры длины в задачах Рассмотрим ряд задач, связанных с использованием рукотворных мерок. Задачи разбиты на два раздела: - старинные меры длины в русской литературе; - старинные меры длины в быту и на производстве.

Слайд 17

Старинные меры длины в русской литературе 1. Говоря о каком-то персонаже, писатели нередко указывали его рост (указывали лишь число вершков, на которое человек превышал два аршина). « … ростом только в три вершка , на спине с двумя горбами…» (П.П. Ершов, «Конек-горбунок»). Решение: 3 вершка + 2 аршина = 3 х 4,445 + 2 х 71,12 = 155,58 см

Слайд 18

C таринные меры длины в русской литературе 2. Герой стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» вспоминает о том, как в половодье зайцев спасал: Вижу один островок небольшой – Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минуты вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину.

Слайд 19

C таринные меры длины в русской литературе Каковы максимальные размеры островка в современных единицах длины и площади? Решение: Ширина = 1 аршин = 71,12см Длина = 1 сажень = 2,13м = 213 ,36 см Площадь = 71,12 x 213 ,36 = 151 74,16 см 2 Ответ: размеры: 71,12см, 213 ,36 см, 151 74,16 см 2

Слайд 20

Старинные меры длины в быту и производстве 1. Заготовка поленьев Издавна русскую печь топили поленьями, которые заготавливали так: бревно кололи на чурбаны, а чурбан – на четыре части. Полено выходило длиной 12 вершков. Посчитайте, сколько поленьев можно было получить из бревна длиной 1 , 5 сажени. Решение: 1,5 сажени x 213,36 = 320 см длина бревна 12 вершков = 12 x 4,445 = 53,34см длина полена ( 320 / 53, 34) x 4 = 6 x 4 = 2 4 полена

Слайд 21

Старинные меры длины в быту и производстве 2. Секрет постройки бани Столетие назад автор одной из книг по строительству при расчете площади банных помещений рекомендовал соблюдать следующие нормы на одного человека: раздевальня - 13 кв. аршин, мыльня - 18 кв.аршин, парильня – 1 кв. сажень. Какая общая площадь банных комнат полагается на 1 человека? Укажите ответ в кв. аршинах, в кв. сантиметрах. Решение: 13 аршин 2 + 18 аршин 2 + 1 сажень 2 = 31 аршин 2 + 1 x (3 x 3) аршин 2 = 40 аршин 2 40 аршин 2 = 40 x (71 , 12 x 71 , 12)см 2 = 40 x 5058 , 05см 2 = 2 0 2320 см 2 Ответ: 40 аршин 2 , 202 32 0 см 2

Слайд 22

4. Анкетирование Среди одноклассников было проведено анкетирование по знанию старинных мер. Задавались следующие вопросы: 1. Какие старинные единицы измерения длины вы знаете ? 2. Как вы считаете, для чего необходимо знание современных единиц измерения в современной жизни ? для общего развития чтобы знать исторические корни своего языка так как часто встречается в художественной литературе, во фразеологических оборотах знать нужно отдельным людям, которые занимаются лингвистикой (изучением языка) знать не нужно

Слайд 23

Диаграмма распределения знакомства учеников со старинными мерами , в % Со старинными единицами длины знакомы 65,2% (знают хотя бы одну единицу) учеников, не знают – 34,8%.

Слайд 24

Диаграмма распределения причин , по которым нужно знать старинные меры , в % Большинство учеников ( 73,9%) считает , что знание старинных единиц необходимо в современной жизни каждому , 26 , 1% - что не нужно знать или нужно знать только лингвистам.

Слайд 25

Выводы Я познакомился со старинными русскими единицами измерения длины, их соотношением с современными единицами измерения. Также было рассмотрено практическое применение результатов исследования с помощью ряда задач, связанных с использованием рукотворных мерок. Выявил связь между старинными единицами и устным народным творчеством - пословицами и поговорками. Было проведено анкетирование среди одноклассников, которое показало, что ребята плохо знакомы со старинными единицами измерения.

Слайд 26

Выводы Подводя итог работы, прихожу к выводу об актуальности данной темы. Знание значений старинных мер длины, их соотношений с современными единицами измерения интересно и сегодня. Это помогает решать задачи с использованием старинных мер и понимать содержание художественных текстов. Гипотеза, которую мы выдвигали , подтвердилась.

Слайд 27

Используемая литература Романова Г. Я. Наименование мер длины в русском языке. М.: Наука, 1975. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. Азбука-классика , C Пб , 2005 Карпушина Н.М. Рукотворные мерки // Математика в школе. - №7. – 2008. Пословицы и поговорки русского народ. сборник В. Даля, 1984 http://mer.kakras.ru/ Старинные русские меры длины, веса, объёма http://www.iro.yar.ru/resource/distant/math/metrol_3.htm Меры длины

Слайд 28

Спасибо за внимание!

Поделиться:

Большое - маленькое

Учимся рисовать горный пейзаж акварелью

Пчёлки на разведках

Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись

Зимний дуб