Цель работы: выявление трагичности судеб детей военного лихолетья.
Задачи:
- проследить судьбы детей в годы Великой Отечественной войны;
- прочитать и проанализировать художественные произведения о Великой Отечественной войне, где главными героями являются дети;
- убедиться, что война отняла у детей детство.
Гипотеза: мы считаем, что война лишила детей не только детства, но и всех радостей, которые его сопровождают.
Предмет исследования: влияние войны на жизнь детей.
Объект исследования: дети военных лет.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 83 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга»
Исследовательская работа
Тема: «Детство и война»
Выполнила: Семенова Алин, ученица 6 «А» класса
Руководитель: учитель русского языка и литературы
Фомина Екатерина Георгиевна
Красноселькуп, 2016
Тема: «Детство и война»
Семенова Алина
Ямало – Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Красноселькупский район
п. Красноселькуп
МОУ КСОШ «Радуга»
6 «А» класс
Аннотация
Цель работы: выявление трагичности судеб детей военного лихолетья.
Задачи:
- проследить судьбы детей в годы Великой Отечественной войны;
- прочитать и проанализировать художественные произведения о Великой Отечественной войне, где главными героями являются дети;
- убедиться, что война отняла у детей детство.
Гипотеза: мы считаем, что война лишила детей не только детства, но и всех радостей, которые его сопровождают.
Предмет исследования: влияние войны на жизнь детей.
Объект исследования: дети военных лет.
Оглавление
Введение стр.4
Глава 1.
Художественные произведения о детях на войне стр. 5
Глава 2.
Герои – пионеры Великой Отечественной войны стр. 7
Глава 3.
Односельчанка о своем военном детстве стр. 10
Заключение стр. 12
Список литературы стр. 13
Введение
Для нас, как и для каждого нормального человека, кажется совершенно естественным отвращение к любому насилию, войне и разного рода террористическим актам. Больше всего ужасно, когда мишенью зла становятся дети, самые чистые существа на земле. О минувшей Великой Отечественной войне можно говорить по-разному: скорбно и торжествующе, с любопытством школьника и бесстрастием ученого. Но тема детей на войне вызывает однозначное чувство – острую душевную боль.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
Горькое сиротство, разрушенные дома, вражеские лагеря, угон в германское рабство, бесправное голодное существование на оккупированных территориях - вот что стало уделом сотен тысяч детей.
А ведь детство – самая счастливая пора в жизни каждого ребенка. Но так случилось, что многие дети не видели этой поры. У них не было детства. Они уже в свои 8-12 лет совершали подвиги наравне со взрослыми. Не детская это доля! Скитаться по лесам и поселкам, видеть врагов не в кино, а живыми, смотреть смерти в лицо, брать в руки оружие и стрелять, мстить за родителей, братьев и сестер. Но так было!
Проблема: мы мало знаем о людях, детство которых прошло в годы Великой Отечественной войны, не задумываемся, как дети стали героями, многие, ценой своей жизни?
Чтобы подтвердить это, мы провели исследовательскую работу по теме «Детство и война».
Цель нашей работы: выявление трагичности судеб детей военного лихолетья.
Перед собой мы поставили следующие задачи:
- проследить судьбы детей в годы Великой Отечественной войны;
- прочитать и проанализировать художественные произведения о Великой Отечественной войне, где главными героями являются дети;
- убедиться, что война отняла у детей детство.
Для работы выдвинули гипотезу: мы считаем, что война лишила детей не только детства, но и всех радостей, которые его сопровождают.
Предмет исследования: влияние войны на жизнь детей.
Объект исследования: дети военных лет.
Глава 1. Художественные произведения о детях на войне.
Итак, что же такое детство? В чем оно проявляется? Что для него характерно?
В том, что война и дети несовместимы нас убеждают слова А.Т Твардовского: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». Так ли это? Задаем себе вопрос и начинаем искать ответ.
Дети и война! Страшное сочетание двух противоестественных, невозможных рядом слов.
Но они стоят рядом, и с этим не поспоришь.
В первую очередь, мы решили обратиться к художественным произведениям, в которых отражается эта тема.
Одиннадцатилетний мальчик голодный, грязный, но с трагической судьбой. Это герой повести Богомолова «Иван». Что его заставило уйти на фронт? Ищем ответ. В первые дни войны мальчик пережил смерть отца, на руках его погибает сестренка. Эти обстоятельства заставили Ивана мстить врагу, стать полезным армии, добывая сведения о вражеских войсках для штаба.
Его редко называют Ванюшей, Ванюшкой.
«Ласковые слова малоуместны: нельзя же жалеть мальчика, а потом отпускать, снаряжать туда, где не им, а ему предстоит рисковать жизнью». [1]
Он видел столько страшного, что не может жить нормально, по-детски. Вот откуда его собранность, молчаливость, настороженность.
Автор строит сюжет повести так, что образ героя раскрывается не сразу, а постепенно. Вначале Иван не производит хорошего впечатления. Правда, он вызывает, скорее, сострадание, а не презрение и насмешку. Мальчик нервный и злой, командир батальона Гальцев, знает что делать. Вместе с тем мальчик чересчур самоуверенный и нагловатый, упрямый и скрытный. Несмотря на жалкий, измученный вид, он разговаривает с офицером уверенно и властно, не просит, а требует. Старшего лейтенанта это, естественно, коробит, и он нехочет исполнять необоснованные, как ему кажется, требования задержанного.
Мальчик настолько угрюмый и сосредоточенный, что выглядит старше своих лет. Кажется, у него отсутствуют такие нормальные для ребенка качества, как общительность, любознательность, непосредственность. Трудно представить его играющим со сверстниками, увлеченно читающим интересную книгу, беззаботно смеющимся, радующимся новой игрушке. Мальчик похож на Кая из «Снежной королевы» после того, как осколок стекла пронзил его, — такой же самовлюбленный, жестокий, с холодным сердцем.
Но при встрече с офицером разведки Холиным Иван преображается, становится оживленным, улыбчивым. Его сердце как будто оттаивает, и он нуждается во внимании, участии.
Оказывается, жесткость и сдержанность мальчика — не природные качества. Ему довелось пережить смерть отца и сестры в концентрационном лагере в Тростянце. И ненависть к захватчикам захлестнула душу, а боль утраты близких ожесточила сердце. Постороннему человеку трудно пробиться сквозь броню настороженности и недоверия мальчика.
С близкими людьми Иван совсем не такой. Он по- детски восторженно любуется богато отделанным ножом Гальцева и просит подарить ему понравившуюся вещь. Старший лейтенант уже стал для него своим. Лед недоверия и отчужденности растоплен. Иван очень нуждается в человеческом тепле. Как он переживает, что старший товарищ не пришел его проводить, как трогательно обижается на него.
Мальчик не просто повзрослел, он постарел на целую войну. А ему так хотелось быть ребенком. Когда никого нет, Иван играет в землянке, как все мальчишки на свете во все времена. Он также хотел бы гонять голубей, радоваться первому снегу, а он каждый день смотрит в глаза смерти. Иван погиб, оставшись в детстве, но не видя его.
Своим произведением автор утверждает, что детство и война - противоестественны и несовместимы.
Глава 2. Герои – пионеры
Великой Отечественной войны.
Война наложила свой отпечаток на историю всей страны, не говоря уже о пионерской организации. Узнав, что началась война, многие пионеры- мальчишки и девчонки, несмотря на свой юный возраст, уходили на фронт, в партизанские отряды. Те, кто оставался, вели активную деятельность в тылу.
Все люди, защищавшие честь нашей страны, могут по праву называться героями. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду. На море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости,в керченских катакомбах,в подполье. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ. [3]
Перед нами фотография Валентина Котика, который встретил войну, будучи учеником шестого класса шепетовской школы № 4. Свое боевое крещение украинский пионер получил осенью 1941 года. Близ родного города Шепетовки он с товарищами взорвал главу полевой жандармерии вместе с машиной. Уже через год Валя Котик стал активным участником партизанского движения на территории Украины, а также связным подпольной организации.
Наравне со взрослыми Валя участвовал в боях в составе отряда имени Кармелюка под командованием Ивана Алексеевича Музалева, дважды был ранен. Именно в ходе боевых действий особенно проявились его находчивость и смекалка – в качестве разведчика он был незаменим. Когда захватчики потеряли связь с гитлеровской ставкой в Варшаве, никто не мог и подумать, что это дело рук советского пионера, взорвавшего подземный телефонный кабель.[2]
К 1943 году на счету Валентина было 6 взорванных эшелонов и 1 склад противника. Благодаря действиям смелого пионера удалось вовремя дать отпор врагу, собиравшемуся устроить облаву на отряд.
Свой последний бой 14-летний Валя Котик принял в городе Изяславе. 16 февраля 1944 года отважный подросток был смертельно ранен и на следующий день скончался. Валентин Котик стал самым молодым Героем Советского Союза. Это звание пионер-герой получил посмертно.[4]
Орден Отечественной войны I степени, медаль «За отвагу», медаль «За боевые заслуги», Герой Советского Союза – и все это в четырнадцать лет. Марат Казей не стоял перед выбором, когда от рук фашистов погибла его мать, укрывавшая и лечившая раненых партизан. С ноября 1942 года он и его старшая сестра Ариадна сражались в рядах партизанского отряда имени 25-летия Октября. [2]
Марат неоднократно участвовал в рейдах и диверсиях, был талантливым разведчиком штаба партизанской бригады имени Константина Рокоссовского. Как несовершеннолетний, он мог быть эвакуирован на Большую землю, но предпочел остаться в строю и сражаться наравне со взрослыми. Медаль «За отвагу» Марат завоевал, когда, будучи раненным, поднял партизан в атаку.
11 мая 1944 года жизнь юного разведчика трагически оборвалась. При выполнении очередного задания возле деревни Хоромицкие Узденского района Минской области Марат попал в окружение. Он отстреливался до последнего патрона. В четырнадцать лет никто не хочет умирать, но последней гранатой Марат подорвал себя и врагов, уходя непобежденным. Герой был похоронен на родной земле в деревне Станьково.[7]
В 1973 году была издана книга Бориса Костюковского «Жизнь как она есть» о судьбе Марата Казея и его сестры Ариадны, которая после войны стала заслуженной учительницей БССР. [3]
Наверное, нет более трагичной судьбы ребенка в годы Великой Отечественной войны, чем история десятилетней белорусской девочки Нади Богдановой. С детства лишенная родителей, она воспитывалась в детском доме. При эвакуации сбежала на фронт, помогала партизанам.
7 ноября 1941 года под видом детей-сирот, которых тогда было немало, она со своим товарищем, 12-летним Иваном Звонцовым, пробралась в Витебск для рискованной и дерзкой операции. Дети везли санки с метлами, три из которых были замаскированными красными флагами. Им удалось установить полотнища в самом центре оккупированного гитлеровцами города, не привлекая внимания, однако на обратном пути Надя решила добыть папирос для товарищей. На выезде из Витебска детей задержал полицай, увидел табак и все понял. Наутро после допроса Надю и Ваню отправили на расстрел. Обессиленная Надя упала в яму за секунду до смертельной пули. Выжила.[7]
Во второй раз отважная девочка попала в руки к полицаям в феврале 1942 года при подрыве железнодорожного моста. Маленький кусочек взрывчатки в кармане куртки стал предательским. После изощренных пыток фашисты оставили ребенка на морозе на верную гибель. Но сильное желание жить снова спасло Надю. Девочка выжила, но продолжать свою войну уже не смогла.
За боевые подвиги Надя Богданова была награждена орденом Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I степени и медалями.[4]
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... [2]
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.[5]
Глава 3. Односельчанка о своем военном детстве.
Мы решили взять интервью у нашей односельчанки Шестаковой Марии Петровны, которая не понаслышке знает о детстве на войне.
Мария Петровна родилась в 1937 году, ей было было всего 4 года, когда началась Великая Отечественная война, но этот день она хорошо помнит. Помнит, как за несколько дней до войны отец ее ушел на фронт, как всей семьей (мать, старший брат, 1930 года рождения, младший брат Юра, 1939 года и сама маленькая Маша) его провожали и думали, что через несколько дней он вернется. Но все оказалось иначе. Отец Марии Петровны не вернулся с войны. Считается без вести пропавшим. Семья Шестаковых проживала тогда в деревне Гугаево Тюменской области, в ней было всего 25 домов, одна улица. В деревню привозили эвакуированные семьи со всех уголков Советского Союза. В деревне остались одни женщины, дети и старики. Вся колхозная работа была на женских и детских плечах. Брат Марии Петровны закончил четыре класса в 1941 году и уже работал в колхозе, боронил поля. Брат Юра умер в 1942 году от дифтерии.
В школу Мария Петровна пошла в 1944 году. В это время уже приходили участники войны. Школа была в обычной деревянной хате, был один учитель, который вел все предметы. На уроки учеников никто не собирал, потому что не было ранцев, учебников, тетрадей. Им выдали перо, которое привязывали к деревянным палочкам. Чернил не было, но очень хотелось научиться писать, поэтому ребята сами изготавливали чернила из сажи, гриба чаги, из свеклы. Писали на газетах. У молодой учительницы были семейные проблемы, поэтому строгого контроля не было. Ребята очень расстраивались и плакали, когда получали «3» или «2», всегда стремились добросовестно выполнять все задания, хотя учебник был один на весь класс. Книг не было, чтобы заниматься чтением.
Питались очень плохо, но никогда не просили поесть, были терпеливые, как все взрослые. Сладостей не было, ничего не было. Было очень голодно, поэтому приходилось есть перезимовавший картофель, выкопанный из земли весной. В погребе оставалась старая, высохшая картошка. Ее нельзя было есть, поэтому перемалывали на жерновах, добавляя немножко зерна, получалась мука, из которой мама Марии Петровны пекла лепешки.
Дети рано начали помогать взрослым, с утра до вечера на поле собирали колоски. Еду с собой не брали, потому что ее не было. Очень хотелось детям размять букетик этих колосков и съесть. Но этого никто не делал, знали, что нельзя. Летом никто не отдыхал. Пололи огороды, помогали на сенокосе, сторожили ток с сеном, таскали тяжелые мешки с зерном. Дети не отставали от взрослых, боялись замечаний.
Дети все равно играли. Игрушки все были самодельные. Летом в догонялки, прятки, в мячик, изготовленный из ткани, набитый шерстью лошади, а зимой катались с горы на алюминиевых тазах.
День Победы Мария Петровна очень хорошо помнит. Не знает только, кто сообщил эту новость в деревне. День был пасмурный, грязь, дождь. Все бежали в здание Сельского совета. Резиновых сапог не было, поэтому дети падали в грязь и все же были счастливы, ведь закончилась война… Взрослые не хотели обсуждать победу. В деревне была тишина, улицы опустели. У многих не пришли мужья, сыновья с фронта.
Мария Петровна очень трепетно рассказывала о своем военном детстве, боясь упустить какой-либо момент. Сейчас у нашей героини много внуков, которым любящая бабушка частенько рассказывает о военных годах и призывает к самому главному, всегда оставаться честными людьми.
Беседуя с Марией Петровной, мы погрузились в годы голодного детства маленькой Маши и ее семьи. Наша собеседница интеллигентная, добрая, милосердная, отзывчивая старушка 78 лет с болью и горечью вспоминала свое детство (она вздыхала, делала долгие паузы, в голосе слышалась трепетная дрожь). Передо мной предстала ясная картина несчастных, голодных, болезненных детей, которые много трудятся и мало радуются.
Мария Петровна никогда не забудет свое военное детство, а мы, дети мирного времени, не должны забывать тех, кто завоевал победу в Великой Отечественной войне. Никогда.
Заключение
Вот оно какое. Военное детство. Для детей главное то, что важно для взрослых. И несмотря ни на что, дети ждали мира, верили в победу и надеялись, что они еще будут счастливы.
Подведем итог работы и сделаем вывод.
Итак, мы видим, что рассмотренный пример из художественного произведения убеждает нас в том, что дети военного времени лишены были детства, не испытали они тех радостей, которые характерны для данного возраста.
Мы выяснили, что судьбы детей военного лихолетья действительно трагичны.
Именно они, дети войны, стали главной ее жертвой.
Список литературы:
Пчёлы и муха
Загадочная система из шести экзопланет
Прекрасная арфа
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Бабочка