• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ» В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПМ 03 КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

Опубликовано Осалихина Юлия Александровна вкл 19.09.2016 - 21:28
Осалихина Юлия Александровна
Автор: 
Аверьянова Маргарита

Профессиональная компетентность учителя – владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания. В счтатье раскрываем вопрос обучения в рамках ФГОС нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл averyanova_m.s._statya_formirovanie_psihologicheskoy_kompetentnosti.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Маргарита Сергеевна Аверьянова, студентка 31 группы

Руководитель: Ю.А. Осалихина, преподаватель

ГБПОУ «МППК», п. Мишкино

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ» В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПМ 03 КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

 

   «Быть компетентным — значит знать, когда и как действовать» (П. Вейлл).

По мнению А.И. Мищенко, педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. Для того чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Поэтому профессиональная компетентность выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм [2].

Профессиональная компетентность учителя – владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания [1].

Модель профессиональной компетентности учителя представлена как единство его теоретической и практической готовности, объединяющее педагогические умения в четыре группы:

  1. Умения ставить педагогические задачи в виде конкретных задач обучения и воспитания: изучение личности и коллектива с целью определить уровень их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и воспитанности и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи;
  2. Умения программировать способы педагогических взаимодействий. Они позволяют построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных и развивающих задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации;
  3. Умение выполнять педагогические действия. Они предполагают выделение и установление взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания и обучения, приведение их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических) для осуществления образовательного процесса; развитие деятельности школьника, превращающей его из объекта в субъект педагогического процесса; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы с окружающей средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий;
  4.  Умения изучать процесса и результаты решения педагогической задачи. Они требуют учета и оценки итогов педагогической деятельности: самоанализа и анализа хода педагогического процесса и действий педагога; определения нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач [2].

Мы считаем, что связующей нитью в представленной модели профессиональной компетентности являются психологические знания и умения педагога, а именно, его психологическая компетентность.

Психологическая компетентность – это одновременно разновидность и самостоятельный вид профессиональной компетентности. В самом общем виде представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную и совместную деятельности, осуществляющему профессиональные взаимодействия [5].

Актуальность формирования психологической компетентности будущего учителя можно сформулировать через ряд проблем, которые возникают в младшем школьном возрасте - нарушение познавательной деятельности, недостаточная сформированность эмоционально-волевой регуляции, тревожность, акцентуации характера, проблемы в общении, адаптации и социализации детей. В этих условиях детям и их родителям сложно разрешать возникающие трудности в обучении, межличностных отношениях, общении без дополнительной психологической информации Особенно остро это наблюдается в сельских школах, так как в некоторых из них отсутствует педагог-психолог. Поэтому классному руководителю начальной школы необходим определенный багаж психологических знаний и опыта работы с разными категориями детей и семей для того, чтобы способствовать разрешению вышеназванных трудностей [4].

Мы проанализировали Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности и выяснили, что психологическая составляющая подготовки квалифицированного учителя начальных классов достаточно объемна и охватывает практически все профессиональные модули. Этот факт отражен в общих и профессиональных компетенциях, касающихся психологической деятельности учителя начальных классов:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.

ПК. 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

В профессиональный модуль 03 Классное руководство входит:

- междисциплинарный курс 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя;

- подготовка к летней практике;

- летняя практика;

- практика классного руководителя

В результате изучения профессионального модуля ПМ. 03 Классное руководство, студенты должны иметь практический опыт:

- педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;

- определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

- наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции.

Также студенты должны уметь:

- выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;

- формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;

- создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

- помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;

- вести диалог с родителями (лицами их заменяющими);

- изучать особенности семейного воспитания младших школьников;

- формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- анализировать процесс и результат работы с родителями.

Психологические знания студентов должны отражать:

- методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления;

- особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования;

- возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;

- особенности процесса социализации младших школьников;

- условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

- особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;

- основы делового общения;

- способы диагностики результатов воспитания [3].

На междисциплинарном курсе вместе с преподавателем мы изучаем такие теоретические понятия психологического характера как адаптация, социализация, коллектив, общение младших школьников, социально неадаптированные дети, диагностика, методы диагностики, индивидуально – психологические и возрастные особенности детей, уровень воспитанности, деловое и педагогическое общение.

На лабораторных и практических занятиях по курсу мы составляем тезаурус по теме «Адаптация младшего школьника к условиям начального общего образования», определяем стадии развития коллектива по А.Н. Лутошкину, подбираем игры и упражнения на сплочение коллектива, учимся использовать психологические методики для выявления детей с девиантным поведением и индивидуальных особенностей младших школьников, составляем план работы с социально-неадаптированными детьми и их родителями (законными представителями), выявляем уровень воспитанности младших школьников и ищем пути решения педагогических ситуаций по проблемам общения.

Практика классного руководителя и летняя практика предполагает непосредственное общение с детьми младшего школьного возраста и их родителями (законными представителями), предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций в коллективе, изучение особенностей школьников с помощью разнообразных методов диагностики, определение стадий развития коллектива, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, изучение особенностей семейного воспитания. Для выполнения коммуникативной, диагностической и коррекционной работы студентам необходимо учиться быть толерантными, обладать организаторскими и коммуникативными способностями, любить детей, обладать чувством эмпатии и уметь ставить себя на место другого человека. В связи с этим, мы считаем, что формирование психологической компетентности является неотъемлемой частью подготовки будущих учителей начальных классов.  

Список использованных источников:

  1. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2001. – 176 с.
  2. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2013. – 496 с.
  3. Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности  050146 Преподавание  начальных классах, 2009г.
  4. http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-stanovlenie-psihologicheskoy-kompetentnosti-buduschego-uchitelya-nachalnyh-klassov
  5. http://vocabulary.ru/dictionary/1095/word/kompetentnost-psihologicheskaja

Поделиться:

Новый снимок Юпитера

Рисуем ананас акварелью

Щелкунчик

Компас своими руками

Дымковский петушок