История Чуйского тракта
Вложение | Размер |
---|---|
23._prilozhenie_1.doc | 37 КБ |
Приложение 1
Муниципальное образовательное учреждение
«Жана-Аульская средняя общеобразовательная школа»
Очерк
«Дорогу осилит идущий»
Выполнила: ученица 10 класса
Дюсенирова Гульсат
Проверила: учитель географии
Туякпаева Надежда Багаевна
Каждый человек, будь он местный житель или гость, проезжая по Чуйскому тракту, невольно задумывается над вопросом, кто же является основателем великого Чуйского тракта. Эти же мысли одолевали и меня. Я решила изучить историю Чуйского тракта.
Дороги - это, как лакмусовая бумажка, по которой можно определить качество жизнедеятельности человека. Люди строят дороги, искусственные сооружения, а они в свою очередь, помогают нам жить лучше, работать творчески и прекрасно отдыхать. И наоборот, плохие дороги нарушают наши планы, портят наше настроение и душевный покой.
Наша Республика имеет особое геополитическое положение и развитие Чуйского тракта влияет на общую обстановку в республике Алтай и в Кош-Агаче. Свой очерк «дорогу осилит идущий» я посвящаю истории Чуйского тракта, у нас говорят так ты не знаешь, Алтая, если не был в его голубых горах, если не видел Чуйского тракта. В этих словах - большая доля истины, развитие дороги актуально как, никогда.
Прежде чем говорить о нашем тракте и её перспективах, мне хочется повернуть страничку нашей истории назад, в прошлое.
Например, древние финикяне говорили: «Сто дорог, одна твоя», а римляне в свою очередь констатировали: «Всё начинается с дороги». В России развитие дорожного дела началось с 16 века. В Горном Алтае тоже всё началось с дороги - Чуйского тракта, который во времена Тамерлана существовал как вьючная тропа. Первые сведения о Чуйском тракте появились в 1788 году. Из архивных данных мы узнаём, что уже в начале 40-х годов 19 века русские торговцы впервые достигли урочища Кош-Агач. А в 1869 году генерал-губернатор Западной Сибири Казанков представил министру финансов записку, в которой обосновал необходимость устройства колесной дороги вместо вьючной. После многочисленных ходатайств купечества и томских властей 19 декабря 1899г. комитет Сибирской железной дороги выделил 55тыс. руб. на строительство колесной дороги, 20 тыс. руб. дал Кабинет Его Императорского Величества, 10 тыс. руб. собрали бийские купцы. Император дал распоряжение для взрывных работ двух офицеров и 30 нижних чинов. В1901-I903годах шло строительство тракта шириной от 3-5 аршин. В19003г. колесная дорога была проложена на всем протяжении Чуйского тракта. На ней было три паромных переправы. По тракту стали гнать до 30 тыс. голов скота в год и провозить до 185 тыс. пудов груза. Это в среднем в три раза больше, чем вьючная тропа. Из этих данных мы видим, что какое большое значение уделяли дороге наши предки. На строительство дороги в этом отдаленном краю России, и правительство не раз направляло специалистов для изыскательских работ. Однако претворяется в жизнь только правобережный Катунский вариант, предложенный В.Я.Шишковым в 1914году.
Чуйский тракт действовал круглый год. Эта была единственная дорога, соединившая губернию с заграницей. Тракт брал начало в Бийске, шёл через Онгудай, Кош-Агач до границы с Монголией и далее на Кобдо. Однако Чуйский тракт оставался трудным испытанием для лошадей и ямщиков.
После революции дорога сильно разрушилась. Но благодаря талантливым работам В.Я Шишкова, настойчивым просьбам влиятельных людей и по требованию времени 26 мая 1922года дороге присваивается статус государственной. В этом же году на Чуйском тракте строится первый мост у села Кош-Агач.
В ноябре 1935 года в истории Чуйского тракта осуществляется первый автопробег. А первого января 1935года Чуйский тракт как автодорогу принимает государственная комиссия.
Конечно, в стремительном жизненном круговороте человеку некогда задуматься и вспомнить о тех, кто строил эту дорогу. В то время средств, которые поступали на строительство дороги, было недостаточно. Поэтому в I933годудорогу военизируют, отдав в подчинение НКВД. В архивных хранилищах есть сведения о тех политических ссыльных, которые отдали свои жизни на возведение этой дороги. Так, от Бийска и до самой границы на всём протяжении пути через 15-20 км стояли « командировки». Такое название носили концлагеря с политическими заключенными в нашей стране.
Это были заключенные со всего Советского Союза и даже из других стран. Они своими руками и строили Чуйский тракт. Среди них были и женские. Главной рабочей силой на новом направлении Чуйского тракта стали в то время заключенные 7-го отделения Сибирских лагерей « СИБЛАГА». Недаром говорят, что Чуйский тракт построена на костях. Многие из политзаключенных остались на этой дороге навечно...
Эта наша с вами история, и её не стереть из людской памяти.
Благодаря мужественному труду людей всех поколений он стал добротным, красивым и безопасным.
Сегодня федеральная дорога Чуйский тракт является скоростной автомагистралью, по которой мчаться автомобили, преодолевая спуски и подъёмы красивых горных перевалов Семинский и Чике - Таман, до самой монгольской границы. Живописные горные ландшафты, сопровождающие путешественников вдоль всей трассы, радуют глаз. Неповторимые берега Катуни уже с мая заполняются туристами из разных регионов страны.
В программе «Дороги Горного Алтая 21 века» большое значение уделяется развитию, реконструкции федеральной дороги М-52 «Чуйский тракт».Через эту дорогу осуществляются межгосударственные, межобластные транспортные связи юго - западных регионов Сибири и Монголии, а также обеспечивает большую часть потребностей в местных связях и перевозках нашей республики. Автомагистраль Чуйский тракт в дальнейшем откроет путь для развития сотрудничества с Казахстаном и Китаем, а также с соседними регионами - Хакасией, Республикой Тыва, Новосибирской и Кемеровской областями.
Чуйский тракт станет продолжением «Дороги тысячелетия», которая пройдёт через Монголию до Китая. Международная магистраль - Чуйский тракт даст толчок в развитии туризма и общения. И я желаю всем вам счастливой дороги.
Заяц-хваста
Галка в чужих перьях
Городецкая роспись
Сказка про Серого Зайку
Весенние чудеса