• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Песенный текст и его влияние на формирование ценностного отношения подростка к миру.

Опубликовано Рогачева Светлана Николаевна вкл 06.11.2016 - 9:55
Рогачева Светлана Николаевна
Автор: 
Рогачева Татьяна

  Целью данной работы является изучение влияния музыкальных предпочтений современной молодежи (подростков) на их ценностное отношение к миру.Материалом исследования послужили тексты современных, популярных песен исполнителей МакSим, Иван Дорн,  дуэта Потап и Настя Каменских, группы «Серебро» и др.Современные подростки вообще не представляет свою жизнь без песенной музыки (причём как русской, так и зарубежной).Текст песен, зачастую не воспринимаемый «при шуме музыки и пляски», откладывается  в подсознании, становится учебником жизни, тропой к идеалу, к счастью, к успеху. Музыкальные предпочтения у разных возрастных групп различны. Как оказалось, самой любимой музыкой участников опроса в возрасте от 16 до 20 лет является русский рэп и хип-хоп.На уровне ценностей песенные тексты показывают, что удовольствие для современного молодого человека превыше всего. Ему присуща жажда обогащения, стремление к беззаботной жизни, ненавистна своя страна и свой город, подлежат осмеянию ценности предыдущих поколений.Было проанализировано 52 текста песен известных современных исполнителей, которые по результатам социологического опроса являются наиболее популярными среди молодёжи.Результаты анализа показали, что изученные тексты  современных песен  содержат  ошибки (фактические, орфографические), намеренные искажения, слова, лишенные смысла, при помощи которых создаются абсурдные образы, а также  иноязычную, просторечную и жаргонную лексику. Через  современные песенные тексты, проникая в языковое сознание подростков, способствует формированию искаженного представления о важнейших потребностях личности, ценностных ориентирах, нормах речи и поведения. А это, в свою очередь, отражается на формировании личности школьника-подростка.

Таким образом, проблемы современного песенного текста проявляются в следующем:

- такой текст легко принимается  прежде всего подростками, которые имеют еще несформировавшиеся ценностные и культурные ориентиры, обладают эмоциональной неустойчивостью;

- адресатам-подросткам близка и понятна также присутствующая в популярном песенном тексте современная событийность, реалии действительности. Подростки легко обнаруживают в современном песенном тексте элементы смысла благодаря особой звуковой энергии и включают его в свое языковую среду. А постоянное прослушивание такого текста неизбежно ведет к запоминанию и усвоению элементов этого текста.

- как следствие,  прослушивание современных песенных текстов оказывает негативное (отрицательное) влияние на своего адресата, прежде всего на формирующуюся личность подростка.

Полученные результаты исследования подтверждают гипотезу исследования и свидетельствуют об опасности лингвистически загрязненного современного песенного текста для формирования базовых национальных ценностей подростков.

Список литературы

  1. Алексеев Э.Е., Головинский Г. Молодежь и музыка сегодня //Социальные функции искусства и его видов. М., 2003.
  2. Давлетшина Д.М Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях: - Казань, 2008.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 89_rogachyovat._pesennyy_tekst_rabota.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

ХII городская научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку»

Возрастная категория: «Юный исследователь»

Секция: русский язык

Название работы:

Песенный текст и его влияние на формирование ценностного отношения подростка к миру.

Автор работы:

Рогачёва Татьяна Васильевна

г.о. Тольятти, МБУ «Школа №89», 8 класс

Научный руководитель:

Рогачёва Светлана Николаевна,

Заместитель руководителя высшей категории, МБУ «Школа №89»

г. Тольятти

2016


Содержание

Введение

3

ГЛАВА 1 Современная популярная песня и ее влияние на формирование жизненных ценностей подростков.

5

1.1. Песня как особый вид искусства, формирующий ценностные ориентиры.

5

1.2.  Влияние современного песенного текста на социализацию подростков.

6

1.3. Роль современного песенного текста в формировании ценностных ориентиров подростковой молодежи

7

ГЛАВА 2 Практическое исследование

10

2.1. Анкетирование учащихся с целью выявления музыкальных предпочтений

10

2.2. Анализ современных песенных текстов

10

2.3. Сопоставление смыслового значения современных популярных песен  и базовых национальных ценностей

12

Заключение

15

Список литературы.

16

Приложение.

17


Введение

   Не знаю ничего прекраснее,

чем умение силою слова приковывать

к себе толпу слушателей, привлекать их

расположение, направлять их волю

куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь.

Цицерон

        

 Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения. Это один из видов искусства, соединяющий в себе слово и музыку. Это значит, что цель песни – воздействие на слушателя.

Начало своё этот жанр берёт в фольклоре. Литературная песня возникла как продолжение и творческое развитие фольклорной песни; чаще всего создавалась (и создаётся)  как стихотворение, которое позднее перекладывалось на музыку.

Песни прочно вошли в нашу жизнь.  Каждый день мы слышим их независимо от того, где находимся: дома ли, на улице, в общественном транспорте…  Все песни несут какой-то смысл, но зачастую его не так просто определить. А это нужно делать!!! Ведь «слово – полководец человечьей силы» (В.Маяковский).

Песни оказывают большое  влияние на человека независимо от его возраста, социального статуса, национальности… Песня не только помогает передать эмоциональное состояние человека, но и способна  влиять на развитие интеллекта, на формирование духовности,  может вызвать потребность в  активной деятельности.

 С детства человек проходит так называемую “эволюцию” слушания песни. Дети-новорожденные слушают первые колыбельные песни, дошкольники - детские песни из мультипликационных фильмов, взрослые, как правило, любят музыку своей молодости. Особое значение  песни приобретают в подростковый период, так как именно это время в жизни подростка наиболее благоприятно для формирования нравственных  ценностей, определяющих его взросление, становление в нём Человека. А эти ценностные ориентиры  находят своё отражение  в музыкальных предпочтениях молодёжи.

  Актуальность исследуемой темы заключается в следующем: песни играют в жизни подростка не просто развлекательную роль, они являются одним из средств самовыражения, служат барьером для отделения собственного стиля жизни от общепризнанного, помогают подросткам со сходными музыкальными предпочтениями объединяться в творческие группы, в клубы по интересам, т.е. песня является одним из  средств человеческого общения, самопознания и самораскрытия личности.

Целью данной работы является изучение влияния музыкальных предпочтений современной молодежи (подростков) на их ценностное отношение к миру.

Объект исследования – современная популярная песня. ( для учащиеся 5-8 классов)

Предмет исследования – текст современной популярной песни и его воздействие на ценностные ориентиры личности школьника-подростка.

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:

  1. показать развитие жанра песни как вида искусства;
  2. на основе анализа специализированной литературы выявить закономерности  воздействия современного песенного текста на речь подростков и их ценностные ориентиры;
  3. провести анализ современных песенных текстов как фактора, определяющего  социальные, культурные и нравственные ориентиры подростков;
  4. сделать вывод о том, как современные популярные песни влияют на формирование жизненной позиции подростков.

Гипотезу исследования составляет предположение, что современный песенный текст не только отражает культурно-языковое состояние эпохи, но и влияет на речевую культуру, культурные и нравственные ориентиры подростков.

  Материалом исследования послужили тексты современных, популярных песен исполнителей МакSим, Иван Дорн,  дуэта Потап и Настя Каменских, группы «Серебро» и др.

         В работе используются элементы лексического анализа, социологический опрос (анкетирование).

          Практическая ценность данной работы определяется возможностью использования данных материалов для факультативных занятий по литературе, русскому языку и музыке, а также для проведения внеклассных мероприятий в средних классах.

ГЛАВА 1 Современная популярная песня и ее влияние на формирование жизненных ценностей подростков.

1.1. Песня как особый вид искусства, формирующий ценностные ориентиры человека.

Издавна люди обменивались своими мыслями, чувствами и переживаниями друг с другом.  Единицей такого обмена служило слово. Владимир Иванович Даль даёт ему такое определение в своём словаре: «Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь. Сочетание звуков, составляющее одно целое, которое, по себе, означает предмет или понятие; реченье».[1, c.253] Важной частью народного быта всегда был фольклор. А душа народа нашла своё выражение в песне. Она сопутствовала людям во время труда и досуга, в праздники и будни, дома и вдали от него. Песня не только веселила, ободряла и развлекала, но и помогала: баюкать ребёнка, отгоняя от него бессонницу, которая воспринималась когда-то как живое существо, обеспечивать богатый урожайный год, делать счастливой и осмысленной жизнь молодожёнов, воспитывать их на добрых традициях. И первая пахота, и проводы на службу, и свадьба, и молодёжные гуляния, и рождественские обряды – всё сопровождалось песнями. Песня радовала в добрый час и утешала в несчастье. Люди верили, что  если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут и результат.

Время шло. Человечество развивалось. Фольклорная песня превращалась в  литературную, авторскую.  А в ней поэты-песенники старались не только отразить особенности времени, но и выразить свое отношение к происходящему. В качестве примера возьмём один из периодов развития песенного жанра, а именно 40-60 годы ХХ века. Военное время диктовало тематику песни: она должна была поддерживать дух бойцов в суровые для страны годы Великой Отечественной войны («Священная война», «Землянка», «Смуглянка» и др.) Послевоенное время – это возвращение к жизни. И опять «песня строить и жить помогает», доказывает, что мир прекрасен и удивителен, надо только всмотреться в него с доверием и полюбить, как в песне Б.Окуджавы: «…и друзей созову, на любовь своё сердце настрою, а иначе зачем на земле этой вечной живу?»

Жизнь менялась.  Претерпевал  изменения и род словесно-музыкального искусства.  Песни уже стали классифицировать по содержанию на лирические, патриотические, сатирические и т. п., по социальной функции на обрядовые, бытовые, военно-строевые и т. п.; по исполнительному составу на сольные, хоровые, с инструментальным сопровождением и без него.

Сегодня жанр песни уникален по массовости и социальной значимости, поскольку  занимает значительную долю эфирного времени, имеет широкую аудиторию и пользуется огромной популярностью.

Мы слышим музыку повсюду: в автобусе, в машине, в магазине, в кафе, в  клубе – везде песни сопровождают нас. Каким песням мы, современная молодежь, отдаем  предпочтение? Стремимся ли понять смысл того или иного слова, использованного в песенном тексте?  

1.2.  Влияние современного песенного текста на социализацию подростков.

В наше время подростки активно слушают песни: в транспорте, на улице, дома и даже на занятиях. Одни с помощью песен расслабляются, другим  песни помогают сконцентрироваться и найти верное решение.

Вопросом о влиянии современной музыки (песни) на подростков занимались многие ученые. Они проводили различного рода исследования по данной проблеме и выявляли определенные закономерности.  
В 2010 году в г. Набережные Челны специалистами филиала Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета под руководством кандидата социологических наук, доцента
 Исхаковой Надии Рофхидовны   проводилось социологическое исследование,  в ходе которого было замечено, что средний ребенок с седьмого по одиннадцатый класс на слушание песен тратит времени вдвое больше того, что он проводит в школе. По результатам этого исследования социологи пришли к выводу, что песни могут оказывать  на ребенка влияние даже посильнее, чем телевидение.

В 2011году маркетинговым агентством FDFgroup было проведено исследование, главной целью которого было изучить, какую музыку (песню) предпочитают слушать молодые люди в возрасте от 13 до 17 лет. Как оказалось в ходе опроса, современные подростки вообще не представляет свою жизнь без песенной музыки (причём как русской, так и зарубежной). В среднем прослушиванию  молодежь уделяет около четырех часов в день. Причем около 40% опрошенных слушают ее до трех часов в день, две трети опрошенных - от трех до пяти и более пяти часов в день. Совсем мало подростков, всего 10% опрошенных, - меньше часа в день.

В мире существует множество разновидностей музыкальных и песенных стилей: народный стиль (фольклор), классика, поп, рэп, металл и т.д. И все они так или иначе влияют на социализацию подростков, на формирование  их жизненных идеалов и принципов, являются предметом общения, источником духовного обогащения и совершенствования.

Известно, что песня воздействует на подсознание человека, его эмоциональные состояние, внутренний мир (вспомните обрядовые песни, бардовские … ). Когда все вокруг танцуют, поют, смеются, всем хорошо, повышается эмоциональный тонус, человек чувствует себя увереннее, становится социально смелее, и музыкально-песенный контекст такого состояния становится естественной психологической доминантой личности. Подросток пытается вернуться в подобное состояние – он вновь и вновь слушает  песни.

Современную подростковую культуру невозможно представить себе без музыки. Молодёжь слушает музыку, обсуждает и изучает её. Она часто влияет на их внешний вид, поведение, характер. (например, рокеры). Увлечение музыкой превратилось в своего рода всемирное движение, насчитывающее сотни миллионов последователей.

А если ещё подобран верный песенный текст, который соответствует настроению и состоянию слушателей, тогда  слово может стать «орудием жизни» (В.Г.Короленко). Смысл высказывания, в том числе и музыкального,  не в том, ЧТО сказано, а в том,  ЧТО воспринято. Текст песен, зачастую не воспринимаемый «при шуме музыки и пляски», откладывается  в подсознании, становится учебником жизни, тропой к идеалу, к счастью, к успеху.

 Многие ученые, Б.С.Волков, А.В.Мудрик, В.С.Мухина, А.В.Семенов, В.Э.Чудновский, Т.И. Шульга, Н.М. Шкурко, Д.И. Фельдштейн, проведя социологические исследования, выявили, что некоторые направления музыкально-песенной культуры  могут отрицательно влиять на социализацию подростков, вызывать у них неприкрытую агрессию пошлости и безнравственности, приводя к глобальным изменениям идеалов и представлений  о жизни современного подростка.

Песенный текст как поэтическое произведение неизбежно вызывает переживания. Он обладает большими возможностями не только в плане его восприятия, но и  продолжения, сотворчества. Поэтому наиболее массовой частью постоянных слушателей популярного песенного текста являются подростки, чей эмоциональный мир очень ещё не очень устойчив, подвержен внешнему влиянию, чей  жизненный и культурный опыт невелик, зато сильна склонность к зависимости и конформизму (способности уступать мнению большинства). И это не может не отразиться на восприятии песенного текста.

1.3. Роль современного песенного текста в формировании ценностных ориентиров подростковой молодежи

Многие выдающиеся деятели культуры - и не только композиторы - из всех видов искусства отдавали предпочтение именно музыке. Вот как писал о ней великий немецкий писатель и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете: «Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке, ибо она не имеет содержания, с которым нужно считаться. Она - все формы и наполнения. Она делает возвышенным и благородным все, что берется выразить».

Наиболее популярным направлением музыки на сегодняшний день является танцевальная музыка. Далее следует поп-музыка, преимущественно зарубежная, и русский рэп; поп и хип-хоп также очень популярны. Русскую рок-музыку предпочитают меньше всего слушателей.

Музыкальные предпочтения у разных возрастных групп различны. Как оказалось, самой любимой музыкой участников опроса в возрасте от 16 до 20 лет является русский рэп и хип-хоп. Динамичность и ритмичность музыкального строя привлекают данную аудиторию. Респонденты в возрасте от 21 до 25 лет предпочитают слушать русскую поп-музыку, в которой они выделяют как многообразие ритмов, так и разнообразие песенных текстов.

Информационные возможности современных песен несоизмеримо больше: к получившим новое рождение традиционным средствам коммуникации (пресса, радио, ТВ) добавились совершенно новые электронные (Интернет, носители информации на аудио-, видео- CD). Авторы современных песенных текстов стараются  отразить видение мира и ценностные ориентиры подростковой молодежи. Музыка и тексты песен пишутся специально для подростков и представляют собой систему ценностей, которую молодые юноши и девушки (ещё не сформировавшиеся до конца личности) используют для самоутверждения и поиска своего «я». Можно сказать, что подростковая поп-культура - очень удачный коммерческий проект.

 Установлено, что на уровне событийной стороны текста авторы современных песен указывают на доминанту для подростка развлечений и удовольствий (кино, ночные гонки, танцы, драки и разборки и т.д.) Более того, поскольку одной из тем песен является призыв потреблять, то любые предметы — бутылка пива или кетчупа, джинсы или футболка, фирменная этикетка или надпись на них — становятся средствами информационного воздействия на подростков.

На уровне ценностей песенные тексты показывают, что удовольствие для современного молодого человека превыше всего. Ему присуща жажда обогащения, стремление к беззаботной жизни, ненавистна своя страна и свой город, подлежат осмеянию ценности предыдущих поколений.

Известный музыкант А. В. Пузырев отметил, что  большинство современных популярных песен носит «явно разрушительный характер». Анализируя влияние современной песенной культуры на человека, психолог М. Рокич сделал вывод: «Ценности, воспетые в песнях, - это глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях». Великий классик мировой литературы Л.Н.Толстой назвал музыку «стенографией чувств».  «В звуках и словах выраженная жизнь души, »- сказал о песне А.Н. Серов. Два этих высказывания объединяет мысль, что, воссоздавая эмоциональный опыт человечества, песня заставляет каждого переживать сложнейшие чувства, придаёт людям нравственные силы, воспитывает в них мужество, веру в жизнь, формирует представления о правде, красоте, подсказывает воображению интересную мысль, обогащает чувство и интеллект.

Реализует ли современное песенное искусство эту задачу в наше время, время развития современных технологий, экономического развития?


ГЛАВА 2 Практическое исследование

С целью ответа на данный вопрос было проведено исследование, которое состояло  из трех этапов:

1: анкетирование учащихся с целью выявления музыкальных предпочтений.

2: анализ современных песенных текстов, указанных в анкетировании;

3: сопоставление смыслового значения современных популярных песен  и базовых национальных ценностей, утверждённых государством

2.1. Результаты анкетирования учащихся с целью выявления музыкальных предпочтений

 Среди учащихся школы № 89 было проведено анкетирование, направленное на выявление любимых современных русских песен в среде подростков. В исследовании приняли участие 75 учащихся 5-8 классов данного учебного заведения.

В результате анкетирования было  выявлено, что учащиеся  школы отдают предпочтения следующим стилям музыки: поп-музыка - 31,8%, рок-музыка -  23,5% и реп- 18,8%. (приложение № 1)

По мнению подростков, наиболее популярными и известными исполнителями песенного вида искусства  являются: Иван Дорн (22,4%),  Нюша - Анна Шурочкина (15,3%), Потап и Настя Каменских (10,6%) (приложение № 1).

        Кроме того, нами были выявлены в результате анкетирования учащихся    наиболее популярные современные исполнители  песен. Ими оказались: Стас Михайлов (14,1%), Потап и Настя Каменских  и А. Пугачева (9,4%), Нюша (8,2%) (приложение № 1)

        По мнению подростков, современные популярные песни в основном пропагандируют  любовь (37,6%), популярность (15,3%), деньги (14,1%) (приложение № 1).

        

2.2. Анализ современных песенных текстов

Для изучения современных  популярных песен были взяты тексты русских песен, занимающих верхние строчки в хит-парадах радиостанций «Русское Радио», «Love-Радио»; являющихся постоянными участниками телевизионных музыкальных передачах «Субботний вечер», «Песня года», «Золотой Граммофон», а так же тексты песен исполнителей, которым отдали свои предпочтения участники анкетирования (см. п.2.1)

 

Для анализа были использованы следующие источники песенных текстов - Интернет-сайты, публикующие песенные тексты (www.megalyric.ru, www.rambler.ru, www.yandex.ru) и печатные сборники современных популярных песен.

Большинство текстов песен ориентировано, прежде всего, на то, что больше всего интересует подростков: любовь и развлечения. В популярных современных песнях   присутствуют следующие смысловые значения любви: Счастливая/ Несчастная любовь; Вера в существование «второй половинки»; Любовь как символ добра и спасения; Угасание любовного чувства; Любовное увлечение и др.

Большинство  текстов песен весьма однообразны хотя и  имеют разных авторов,  однако в подобных текстах  много общего в стиле, образах и затрагиваемой в них проблематике. Тексты песен легко узнаваемы. Наиболее распространенными метафорами в песне о любви являются такие, как разбить сердце, отдать сердце; сойти с ума/ свести с ума; сгорать от любви и др.

Неограниченное потребление всех благ человечества во всем многообразии – это ещё один лейтмотив песен, с которым авторы  обращаются ко всему человечеству в целом и любому его представителю вне зависимости от национальности, расы, возраста, пола, веры, эстетических предпочтений и т.п. В таком тексте не признается приоритет общего блага над благом отдельного человека, достижение личного благополучия считается нормой и воплощением мечты: Хочу жить офигенно/ Бабла немеряно/ в особняке здоровенном// (Павел Воля «Хочу жить офигенно»).

Фактически, авторы этих современных песен предлагают, лучше сказать, навязывают подросткам альтернативный образ жизни: нормы быта, нравственности, модель поведения, - единственной целью которого является потребление. Современный песенный текст навязывает  молодежи стремление к любви и развлечениям, которые оцениваются как равновеликие явления: Кино попкорн/ и мы сидим с Настей/ (Потап и Настя Каменских «Крепкий орешек»); И вообще/ должна признаться/ Обожаю тусоваться// Водка/ пиво/ караоке// От меня мужчины в шоке// (Мурзилки интернешнл и И. Николаев «Мельница»).

Чаще всего тема Судьбы в песне проявляется как Вера в Судьбу и Судьба представлена как жизненный путь человека: доля, удел, участь. Во многих песенных текстах отражены превратности Судьбы и представления о Судьбе как неизвестной будущности (в этом случае в тексты включаются риторические вопросы: Сколько будет мне дорог? Где найду я свой порог?).

В текстах  таких песен используется прием игры на понижение статуса адресата или повышение собственного статуса; создание холодной атмосферы; формирование отрицательного эмоционального настроя; очерчивание круга «свой» или «чужой»; прием отчуждения.

При этом  авторы  этих песен своими текстами разрушают культуру русского языка,  злоупотребляют  иноязычной лексикой, используют средства речевой агрессии, в которых  преобладают просторечные, жаргонные слова и конструкции.

2.3. Сопоставление смыслового значения современных популярных песен  и базовых национальных ценностей

В своем послании  Федеральному собранию (2011г.)  президент РФ Д.А.Медведев  определил основные базовые ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях народа Российской Федерации, и указал о значимости их  в обеспечении успешного развития страны в современных условиях. По мнению президента ценностью можно назвать то, что обладает особой важностью для человека, то, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения со стороны других людей.

Такие ценности есть и у подростка. Это мир, свобода (и творчества в том числе), благополучие близких, уважение и любовь…Как видим, эти ценности важны не только для молодого подрастающего поколения, но и имеют  общечеловеческое значение. Наличие общих ценностей помогает людям понимать друг друга, сотрудничать, оказывать помощь и поддержку. Отсутствие общих ценностей (объективное или субъективное) или противоречие ценностей разделяет людей, превращает их в оппонентов, соперников и противников.

Песня, как особый вид искусства, отражающий жизнь и выражающий душу народа,  призвана формировать понятие о красоте, гармонии, развивать духовный мир человека, учить его делать нравственный выбор, определять смысл жизни. Одним слово, воспитывать Человека.

Почему же так важно обратить внимание на текст современных песен? Да потому что некоторые из них разрушают главные человеческие ценности, такие как любовь, семья, нравственность, здоровье.

Было проанализировано 52 текста песен известных современных исполнителей, которые по результатам социологического опроса являются наиболее популярными среди молодёжи.  

Какие ценности разрушаются в этих песнях?

Цитаты из теста песен

Смысловое и лексическое значение текста песни

Семья

Любовь

Я ворвалась в твою жизнь, и ты обалдела (Земфира); Ох, Юра, Юра, Юра, я такая дура, что в тебя влюбилась... (исп. Глюк’oza)

приоритет «раскованности»

Культура

Места я не нахожу себе, Стопудово: я, наверное, страдаю по тебе – Я просто никакая. От кайфа улетаю (исп. Глюк’oza)

использование молодежного и общего жаргона

Семья

Верность

Все мы, бабы – стервы (исп. И. Аллегрова); Вот так взяла бы и дала бы по башке (исп. А. Пугачева)

У меня любви нету Я ее найду по Интернету (Группа «Уматурман» «Ночной дозор»)

употребление просторечий

Семья

Любовь

Жизнь

Я попросила валить тебя, сорри, Нет больше темы в твоем разговоре (исп. А. Цой); Буду жить и куралесить
Как бы все меня ни ели
(Н.Басков)

использование средств речевой агрессии, разговорных конструкций

Культура

Здоровье

Жизнь ее дурацкая – серенький фрагмент. Здравствуй, девочка Сэконд-хэнд! (исп. А. Пугачева); Дурной мальчишка, Ушел – такая фишка, нелепый мальчишка! (Земфира)

употребление оскорбительной, стилистически сниженной лексики

Культура

Как много мною спето нот, их пламя в стаи соберет Sometime, sometime. Услышит кто-то и поймет мои слова наоборот, I hear you lie (исп. гр. «Гости из будущего»); Когда каждый мечтает с тобою love love(И.Дорн)

злоупотребление иноязычной лексикой

Культура

Духовный мир

И беспонтово мотает счётчик такси на север (исп. гр. «Звери»);: Вот такая вот музыка, такая, блин, вечная молодость (исп. гр. «Чиж и К»);

Ты люби и брось понты (исп. М. Галкин – А. Пугачева); Я забыла все проколы твои, Открывайся, отрывайся со мной (исп. К. Лель);

активное использование жаргонов

Семья

Любовь

Пошлю его на… (исп. Лолита);

Что-то дернуло меня сказать: «Не пошел бы ты на буковок на несколько опять!» (исп. Глюк’oza);

скрытый подтекст

Гармония

Наша любовь ужасно прекрасна (исп. гр. «Звери»);

нарушение стилистической сочетаемости слов

Любовь

Нравственность

Муси-муси, пуси-пуси, миленький мой, Я горю, я вся во вкусе рядом с тобой (исп. К. Лель); Они не любят никого лишь только твои ноги(И.Дорн)

примитивизм и абсурдность текстов

Красота

Гармония

её изумрудные брови колосятся под знаком луны (исп. гр. «Корни»).

создание абсурдных образов

Вывод:  Результаты анализа показали, что изученные тексты  современных песен  содержат  ошибки (фактические, орфографические), намеренные искажения, слова, лишенные смысла, при помощи которых создаются абсурдные образы, а также  иноязычную, просторечную и жаргонную лексику. Через  современные песенные тексты, проникая в языковое сознание подростков, способствует формированию искаженного представления о важнейших потребностях личности, ценностных ориентирах, нормах речи и поведения. А это, в свою очередь, отражается на формировании личности школьника-подростка.


Заключение

Подростковая молодежь проявляет доверие к современному песенному тексту и принимает его как текст образцовый, нормативный в области речевой культуры и нравственных ориентиров.

Через современный песенный текст в языковое сознание подростков могут проникать искаженные представления о важнейших потребностях личности, ценностных ориентирах, нормах речи и поведения.

Современный песенный текст многократно прослушивается подростками на дискотеке, концертах, при просмотре телепрограмм, индивидуальном прослушивании и т. д. и откладывается в их долговременной памяти. Запоминание песенного текста (вместе с присутствующими в нем нарушениями и представленными нормами и ценностями) способствует внедрению в речевую лексику подростков жаргонов, просторечий и т.п.

Действительно, ошибка в тексте песни опасна не только потому, что тиражирована  во многих тысячах экземпляров, но и потому, что вторгается в языковую картину мира человека, искажая эту картину, внося в неё деформации, которые зачастую управляют речевым поведением человека.

Таким образом, проблемы современного песенного текста проявляются в следующем:

- такой текст легко принимается  прежде всего подростками, которые имеют еще несформировавшиеся ценностные и культурные ориентиры, обладают эмоциональной неустойчивостью;

- адресатам-подросткам близка и понятна также присутствующая в популярном песенном тексте современная событийность, реалии действительности. Подростки легко обнаруживают в современном песенном тексте элементы смысла благодаря особой звуковой энергии и включают его в свое языковую среду. А постоянное прослушивание такого текста неизбежно ведет к запоминанию и усвоению элементов этого текста.

- как следствие,  прослушивание современных песенных текстов оказывает негативное (отрицательное) влияние на своего адресата, прежде всего на формирующуюся личность подростка.

Полученные результаты исследования подтверждают гипотезу исследования и свидетельствуют об опасности лингвистически загрязненного современного песенного текста для формирования базовых национальных ценностей подростков.

 Слушайте только прекрасное! Помните, только гармоничная звуковая аура способна сделать мир прекрасней,  человека – совершенней; только «важно точно знать, в каком смысле разуметь каждое слово». (Публиций Сир, древнеримский поэт


Список литературы.

  1. Алексеев Э.Е., Головинский Г. Молодежь и музыка сегодня //Социальные функции искусства и его видов. М., 2003.
  2. Давлетшина Д.М Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях: - Казань, 2008.
  3. Исхакова, Н.Р.,Болтачев Р.В «Музыкальные предпочтения молодежи» Социс 2006. № 6. С,103-106.
  4. Ожогов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка» М;2005
  5. Экология русского языка: Материалы 1-й Всероссийской научной конференции. – Пенза: Изд – во Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского, 2008.
  6. Полежаева А. Н. Лингвоэкологические проблемы массовой культуры (на материале современной эстрадной песни) // Лингвистика. Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. – № 3. – 2010.
  7.  Полежаева А. Н. Современный песенный текст и формирование речевой культуры подростков // Личность. Культура. Общество. Т. 12. Вып. 1 (53 –54) – М, 2010.
  8. Пузырев А. В. Популярная современная песня. Москва, 2009.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Какие стили музыки предпочитают подростки?

попса

31,8%

рок

23,5%

реп

18,8%

шансон

8,2%

Дап-степ/ Джаз

5,9%

классика

3,5%

RNB

2,4%

Какие исполнители или группы, по мнению подростков, являются популярными и известными сегодня?

Иван Дорн

22,4%

Нюша

15,3%

Потап и Настя Каменских

10,6%

Земфира

9,4%

Елка/ Стас Михайлов/ Слава/ Дискотека Авария

5,9%

Михаил Круг/ Линкин Парк

4,7%

Баста/ Серебро

3,5%

Рома Желудь

2,4%

Какие исполнители или группы, по мнению подростков, звучат чаще всего на ТВ, радио?

Стас Михайлов

14,1%

Потап и Настя Каменских/ А. Пугачева

9,4%

Нюша

8,2%

Ф. Киркоров/ Н. Басков/ Иван Дорн

7,1%

Дискотека Авария/ Серебро/ К. Меладзе/ П. Гагарина

5,9%

Д. Билан / Михаил Круг/ Елка

4,7%

Что, по мнению подростков,  пропагандируют современные эстрадные исполнители?

Любовь

37,6%

Популярность

15,3%

Деньги

14,1%

Власть

8,2%

Крутая жизнь / Развлечения

7,1%

Оружие/ неволя

3,5%

Разлука

2,4%

Наркотики

1,2%


Поделиться:

Горка

Неньютоновская жидкость

Марши для детей в классической музыке

Просто так

Привередница