• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Особенности русского костюма как части культуры своего народа

Опубликовано Коньшина Наталия Юрьевна вкл 08.11.2016 - 18:53
Коньшина Наталия Юрьевна
Автор: 
Карпов Дмитрий

данная работа представляет собой доклад учащегося по теме "Особенности русского костюма  как части  культуры своего народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karpov_d_konshina_n.yu_._konkurs_doklad.doc38.37 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности русского костюма  как части  культуры своего народа

Карпов Д.А.

ТОГБ ПОУ «Аграрно-технологический техникум»

Мы живём в сложный период формирования новых идеалов, новой национальной идеи, который невозможен без обращения к истории страны, к вопросам осознания особенностей культуры своего народа.

Как известно,  на выбор жизненных идеалов, характер каждого человека, а, следовательно, и народа в целом, значительное влияние оказывают условия жизни: повседневный быт, обычаи, обряды, отношения в семье и др.

Одежда является неотъемлемой частью культуры. Поэтому, изучая особенности культуры своего народа, нельзя не затронуть тему русского национального костюма.

Русские костюмы шили из тканей различных оттенков красного, сине-голубого, иногда зеленого цвета. Все цветные ткани назывались крашенными. В народе шили костюмы в основном из льняных тканей с набивным узором и пестряди – ткани, сотканной из ниток разного цвета.

 Верхняя мужская и женская двубортная одежда с глубоким запахом называлась кафтан. Шился  он с удлинёнными рукавами. У  богатых  людей кафтан был  из бархата, парчи, лучшего сукна, на дорогих мехах, с драгоценными пуговицами и украшениями; у малоимущих — из простых тканей и дешёвого меха с медными и оловянными пуговицами. Вдоль по кафтану, параллельно разрезу, по обеим сторонам делались нашивки из другой материи и другого цвета, в виде четырехугольников или кругов, и на эти нашивки пришивались завязки с кистями и шнурками, чтобы застегивать кафтан [2].

Основой  мужского  костюма  была  рубаха.  В      народе обычно носили одну холщёвую рубаху, которая являлась одновременно и нижней и верхней одеждой. Знатные люди поверх нижней надевали ещё одну. Верхнюю, более  богатую рубаху. Её рукава были вшитыми, длинными и узкими. Иногда вокруг кисти на рукав надевали «зарукавья» - неширокие продолговатые куски дорогой ткани, часто вышитые. Рубашка не имела воротника. Небольшой разрез спереди застёгивали на пуговицу либо крепили шнуром.

В торжественных случаях поверх верхней рубахи надевали «ожерелье» - закруглённый неширокий воротник, лежащий вокруг шеи и застёгивающийся сзади на пуговицу. Его богато украшали, а иногда вышивали жемчугом и камнями. Так как воротник был съёмным, его можно было надевать к различным одеждам. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом [1].

Основой женского костюма также являлась рубаха, отличавшаяся от мужской только большой длинной – она доходила до ступней. Богатые женщины носили одновременно две рубахи – исподнюю и верхнюю, причём верхнюю шили из дорогих тканей. Носили рубаху с нешироким поясом, часто вышивали орнаментом. Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали понёву – юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёву часто шили из пёстрых тканей. Вдоль одежды на передней стороне и делался разрез, который застегивался до самого горла, потому что приличий требовал, чтобы грудь женщины была застегнута как можно плотнее.

Не менее популярными у женщин всех сословий были шейные украшения, и прежде всего стеклянные бусы. Они насчитывали сотни разновидностей, каждая — со своей неповторимой орнаментацией, формой, окраской. Выделяются четыре типа стеклянных бус, носимых древнерусскими горожанками: из синего, черного, светло-зеленого стекла со сложными «глазками»; из многослойных стеклянных палочек, которые разрезались и прокалывались; дутые бусы и, наконец, многогранники, вырезавшиеся из застывшего твердого стекла, как из камня [3].

Сельские жительницы до замужества носили чаще девичьи венцы. Девичий венец был своеобразным украшением девичьей прически: нередко от венца у висков заплетались две косички, которые продевались потом в височные кольца; другой вариант — венец поддерживал волосы, уложенные в виде петли, спускавшейся перед ухом от виска. Налобный девичий венец, сделанный из ленты, нередко украшался шерстяной бахромой [2].

Обувь простого народа была – лапти из деревянной коры. Кроме лаптей из коры носили башмаки, сплетенные из прутьев лозы; некоторые же носили  подошвы из кожи и подвязывали их ремнями, обмотанными вокруг ноги.Обувь людей с достатком составляли сапоги, чеботы, башмаки и ичетыги. 

Сапоги носили до колен, они служили вместо штанов для нижней части тела и для того подкладывались холстиною; их снабжали высокими железными подборами (каблуками) и подковами, со множеством гвоздей по всей подошве. Башмаки были принадлежностью не только женщин, но и мужчин. Женская обувь была почти та же самая, что и у мужчин. Башмаки были с такими высокими подборами, что перед ступни не касался земли, если стать на каблук.

Верхняя женская одежда называлась опашень. Это была одежда длинная с частыми пуговицами от верху до низу; у богатых они были золотые или серебряные вызолоченные. Эта одежда делалась из сукна, обыкновенно красных цветов; рукава были длинны до пят, но пониже плеча делался прорез, сквозь который свободно входила рука. Вокруг шеи пристегивался широкий меховой, обыкновенно бобровый воротник, называемый ожерельем, круглого вида, покрывавший грудь, плечи и спину. По прорези и по подолу опашени окаймлялись кусками другой материи, расшитыми шелками и золотом [2].

Таким образом, мы видим, что народный    костюм – это неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей. Без глубокого изучения традиций невозможно развивать  современную культуру.  Многие элементы русского национального костюма сохраняются до сих пор  в качестве праздничного, который используют на свадьбах, тематических посиделках и т.д.

Библиография

  1. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М.: Республика, 1992. 290 с.
  2. Русский традиционный костюм: иллюстрир. энциклопедия/ Авт.-сост. Н. Соснина, И. Шангина. – СПБ: Искусство – СПБ, 1998. 400 с.

  1. Терещенко А.В. Быт русского народа. ЧастьI. – М.: Русская книга, 1997. 238 с.


Поделиться:

Аэродинамика и воздушный шарик

Астрономический календарь. Январь, 2019 год

Девятая загадочная планета Солнечной системы

Рождественский венок

Северное сияние