• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект "Тайны и чудеса числа 5"

Опубликовано Миронова Елена Викторовна вкл 10.11.2016 - 20:02
Миронова Елена Викторовна
Автор: 
Руководитель Миронова Е.В. Выполнили работу учащиеся 1 класса: Балыбин Олег, Босенко Ксения, Гагарин Никита, Котова Юлия, Попов Даниил,

Современному человеку трудно представить себе математику без обозначения  чисел. А ведь когда-  то их не было. Откуда они взялись? И почему именно такие? На эти и другие вопросы мы попробуем ответить в нашей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Научно - практическая конференция «Грани творчества»

Исследовательский проект:

Тайны и чудеса числа

5

Работа учеников 1 класса

Нижнеспасского филиала

МБОУ Верхнеспасской сош

 Балыбина Олега

Босенко Ксении

Гагарина Никиты

Котовой Юлии

Попова Данилы

Руководитель:

учитель начальных классов

Миронова

Елена Викторовна

с. Нижнеспасское

2014 г

Содержание

  1. Введение.                                                                                                       3
  2. Актуальность  исследования.                                                                   3
  3. Цель и задачи исследования.                                                                    3
  4. Гипотеза.                                                                                                       4
  5. История возникновения чисел.                                                                4
  6. Вселенная числа 5.                                                                                      4
  7. Методы исследования.                                                                               6
  8.  Источники информации.                                                                          7

 

 

     Нам, кажется, что нет ничего проще, чем счёт. Действительно: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 – так легко и просто. Числа и счёт так прочно вошли в жизнь людей, что уже нельзя представить жителей Земли, не умеющих считать.

   Современному человеку трудно представить себе математику без обозначений чисел. Но ведь когда-то, же этих обозначений не существовало. А тогда откуда они взялись? И почему именно такие, а не иначе? И вообще много ли их существовало? Ни для кого не секрет, что всюду и повсеместно каждое мгновение наша жизнь наполнена цифрами и числами: отметка в школе, день недели, номер автомобиля, магазинный ценник и сколько дней осталось до каникул? На эти и другие вопросы мы попытаемся  ответить в нашей работе.

Актуальность исследования

Привлечь внимание детей к изучению предмета «Математика».

Цель:

Изучение истории возникновения чисел и  окружающих объектов, в которых есть цифра 5.

Задачи:

  • узнать откуда взялось число,  и какие существовали ранее обозначения чисел;
  •  расширить представления об использовании числа 5 в различных областях;  
  • собрать коллекцию предметов, в которой используется число 5.

Объект исследования:

число  пять.

Предмет исследования:

история возникновения чисел и их значение в жизни людей.

Гипотеза

 Числа разные нужны, числа всякие важны.

История возникновения чисел

   Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь. Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счета никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как “пять” или “семь”, он мог показать числа на пальцах рук. Когда люди еще не знали, что такое цифры, в ход при счете шли и камешки, и палочки.

   Счёт и число возникли из практической потребности людей изучать окружающую их природу. Надо было знать: хватит ли добычи до следующей охоты, много ли поймали рыбы?

   Так каким же был счёт в глубокой древности? Мы узнали, что вначале люди знали только 1 и 2, потом научились считать до 5.

Большую роль в счёте сыграла счётная машина, которую человек получил от природы: его две руки с десятью пальцами.

   Проходили годы. Менялась жизнь человека. Появились первые скотоводы, земледельцы, а с ними появились большие числа и необходимость их записывать.

   Первым способом записи чисел были зарубки на палке, глиняные шарики и другие фигурки.

   Индейцы изображали числа с помощью узелков на верёвке.

   В Вавилоне выдавливали палочкой значки на глиняной дощечке.

   В Древней Руси писали буквы с титлами. 

   Даже Пушкин предложил свой вариант изображения чисел. Он решил, что все десять арабских цифр, включая нуль, помещаются в магическом квадрате.

   На запись чисел, с которыми мы работаем сейчас, ушли тысячелетия.

Вселенная числа  5.

 Изучая родословную чисел и проведя анкетирование,  у нас вызвало особый  интерес  число, которое занимает особое место в школе.

Число 5 является как бы полем действия всей жизни. Она олицетворяет глубокий жизненный опыт. Число пять привыкло всегда и везде быть руководителем.

Мы хорошо изучили состав числа 5. Оно является простым, натуральным числом. Eго соседи – числа 4 и 6. Пять - число нечётное. У него есть «близнец»- число 7.   Выучили: стихи, загадки, считалки,  поговорки, головоломки  об этом числе.

Стихи:

1.Все должны об этом знать,                          
Чувств у человека - пять:
Это обоняние,
Вкус и осязание.
Не забудь о главных двух:
- Это зрение и слух.

2.В школе буду получать
Я по всем предметам пять
Я с Пятеркою всегда
Буду не разлей вода

3.У ладошки пять детишек,
Пять веселых шалунишек.
Все подряд они хватают,
Только ночью отдыхают.

Как зовут их, угадайте,
Малышей пересчитайте.
Пальчики легко узнать –
На руке их ровно пять.

 4.У звезды есть пять детей
Пять сверкающих лучей
По ночам они не спят
Всем светить они хотят.

Загадки:

1.Ты подруга всех послушных,        

Умных, честных, добродушных,    

Как звать тебя да величать?        

 Угадали! Число…                          

 2.Сколько пальчиков    на ручке?

 Попрошу вас подсказать.                      

Сосчитали, почемучки?

Ну, конечно, пальцев … !

3.Кто уроков не боится,

 К цели кто идёт упрямо,

 Тот на радость папе, маме

 В дневнике приносит …

Поговорки и считалки:

  • На руке пять перстов.
  • Пятое колесо в телеге.
  • Как свои пять пальцев.

 Раз, два, три, четыре, пять

Вышел зайчик погулять …

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф-паф, ой-ой-ой!

Убегает зайчик мой!

Головоломки:

  • Как число 5 можно записать семью одинаковыми цифрами, соединив их знаками действий?
  • Как из звёздочек составить узор для кружева?
  • Какую геометрическую фигуру можно сложить из 5 спичек?

В «Волшебный сундучок» собрали предметы, в которых есть эта  цифра: часы, калькулятор, компьютер, микроволновая печь, телефон, спидометр, тахометр, термометр, секундомер.  

Методы исследования:

  • поисковый (сбор информации),
  • анкетирование (социологический опрос),
  • анализ,
  • сравнение,
  • обобщение.

Источники информации

  • Быкова В.В. «Хрестоматия по литературе для начальной школы», филологическое общество «Слово», АСТ, Москва, 1996г.
  • Волина В.В. «Праздник числа», Москва, «Знание», 1993г.
  • Сербина Е.В. «Математика для малышей», Москва, «Просвещение», 1992г.
  • Степанов В.А. «Русские пословицы и поговорки от А до Я», Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1998г.
  • Тарабарина Т.И. «И учеба, и игра», Ярославль, «Академия развития», 1997г.
  • Тонких А.П. «Веселые задачи», Брянск, издательство БГПУ, 1997г.


Поделиться:

Швейня

Карты планет и спутников Солнечной системы

Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?

Снежный всадник

Твёрдое - мягкое