Рецензия позволяет взглянуть на известный мультфильм с православной точки зрения и помогает оценить плюсы и минусы данного произведения. Работа затрагивает проблему изображения "Святости" на экране и интерпретации Священного Писания.
Работа заняла первое место в городских Рождественских образовательных чтениях и отмечена грамотой Департамента образования мэрии городского округа Тольятти.
Вложение | Размер |
---|---|
retseziya_na_multfilm.docx | 8.15 КБ |
Городские Рождественские образовательные чтения
«Звезда-предвестница взошла»
Конкурс литературного творчества «Мир. Время. Мы»
Литературная критика
РЕЦЕНЗИЯ НА АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ «РОЖДЕСТВО»
(РЕЖ.: МИХАИЛ АЛДАШИН, 1996)
Автор:
Маршинин Евсей,
16 лет (10 класс),
АНО Православная классическая гимназия,
89372351004
Педагог, подготовивший участника:
Федоринова Ирина Леонидовна,
учитель истории культуры, АНО Православная классическая гимназия,
89270269180 (сотовый), 35-10-13 (рабочий)
Тольятти
2016 г.
Анимационный фильм «Рождество» был снят в 1996 году российским режиссером Михаилом Алдашиным. Вспомним, что 90-е годы для России - это годы перестройки и время возвращения традиционных ценностей, в том числе и религиозных. Мультфильм «Рождество» стал одним из первых, снятых на евангельский сюжет. Фильмы такого плана снималась только на Западе, а для российских зрителей это стало откровением, чем-то новым и неизведанным. Этот мультфильм зрители приняли с восторгом и симпатией. Впоследствии он получил большое количество наград на различных конкурсах и фестивалях в России и за её пределами. Самой престижной наградой был приз «Золотой голубь», полученный в 1997 году на Международном кинофестивале неигрового и анимационного кино в Лейпциге.
Мультфильм короткометражный - 14 минут. В его основе лежит евангельский сюжет о рождении Иисуса Христа, но автор подошел к нему со своей точки зрения. В интервью телепередачи «Кинескоп» (1998) Петру Шепотиннику Михаил Алдашин говорил: «...я хотел рассказать эту старую и вечно новую историю так же просто, наивно и бесхитростно, как её рассказал бы ребёнок, которому прочитали Евангелие». Поэтому режиссер решил отойти от канонического текста. Сюжет в его трактовке оказался простодушным, приближенным к земному восприятию и понятным любому зрителю, даже не читавшему Евангелие. Идея и образы мультфильма были также подсказаны произведениями западного средневекового искусства. Некоторые из них казались ему забавными и наивными, как детские рисунки. Именно в этой стилистике и был снят этот фильм.
Мультфильм немой, герои в нем не разговаривают. Видимо автор намеренно отказался от человеческой речи, чтобы не исказить евангельское слово. В качестве музыкального сопровождения режиссер использовал произведения классической музыки известных композиторов Баха и Бетховена с наложением звуков природы: пения птиц, шелеста листьев, журчания воды, шума дождя.
Святые образы Богородицы и Иосифа в мультфильме показаны больше с человеческой и бытовой точки зрения. Они действую как обычные муж и жена, у которых родился ребенок. Мария – заботливая мама, одета в простое платье с короткими рукавами (что не соответствует историческому костюму того времени), голова не покрыта; купая младенца, она пробует локтем, не слишком ли горячая вода. Святой Иосиф Обручник также в одежде не своего времени – на нем штаны и рубаха с поясом вместо длинного одеяния. Он – плотник, помогает по хозяйству: чинит дверь, латает крышу, сколачивает табуретку.
Цветовая гамма мультфильма почти монохромна - это коричневато-оливковые оттенки. Яркие или насыщенные цвета отсутствуют.
Автор следует евангельскому сюжету, но при этом включает различные подробности, о которых не говорится в Священном писании, но которые позволяют поддерживать неподдельный интерес у зрителя, хотя православному человеку они могут показаться довольно нелепыми. Например, ангел шепчет Благую весть на ухо Богородице; подбирает грушу и, обтерев о рукав, откусывает ее. Три волхва, спящие в одной кровати, и ангел, который их будит, дотронувшись до мизинца одного из них. Пастухи, пьющие вино, чокаются бокалами, а затем ввязываются в драку и дерутся до тех пор, пока их не разнимет сам ангел.
В одном из эпизодов показана здоровенная радостная рыба, которая буйно скачет в воде. На память приходят строки из псалма, исполняемого на Рождество: «Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны» — они в фильме, получается, воплощены буквально. К тому же образ рыбы является раннехристианским символом Христа и напоминает нам о том, что апостолы были простыми рыбаками.
Заканчивается мультфильм всеобщей радостью. Ангелы, держа музыкальные инструменты, исполняют произведения классической музыки и напоминают большой симфонический оркестр. Волхвы, пастухи, животные и птицы ликуют в хороводе, то есть вся земная тварь радуется пришествию в мир Спасителя. И в этот момент на пороге хижины появляется Мария с младенцем на руках, показывая его всем, но, как заботливая мама, прикладывает пальчик к губам, указывая на то, что маленький Иисус уже спит.
Ровно двадцать лет прошло с создания мультфильма, за это время изменилось религиозное сознание людей, стало больше верующих и неравнодушных к церковной жизни. Оценивая его с православной точки зрения, мне кажется, что музыка Баха и Бетховена, тяжелая и ритмичная, не способна передать радостной атмосферы рождения Христа, не способствует этому и мрачноватое цветовое решение. В завершении хотелось бы увидеть не просто человеческого младенца в руках Марии, а божественного, в окружении сияющего света, тем более что нимбы, как выражение святости, у персонажей отсутствуют.
Несмотря на указанные моменты, главным положительным качеством мультфильма является то, что человек (как взрослый, так и ребенок) имеет возможность приобщиться к христианской культуре, прочитать Евангелие. Жаль только, что за эти годы фильм так и не показали по центральному телевидению.
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Прекрасное далёко
Эта весёлая планета
Щелкунчик
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны