• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Cело мое родное

Опубликовано Альмухаметова Венера Рафгатовна вкл 28.01.2017 - 17:56
Альмухаметова Венера Рафгатовна
Автор: 
Зинакова Виктория

Работа о родном селе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc862.5 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Татарстан

Тукаевский муниципальный район

МОУ «Бурдинская средняя общеобразовательная школа»

Село, в котором я живу

Изображение 047.jpg

        Работу выполнила : Зинакова Виктория учащаяся 7 класса

 МОУ «Бурдинская СОШ»

Руководитель:Альмухаметова

Венера Рафгатовна учитель географии

МОУ «Бурдинская СОШ»

Бурды

2011

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...3

  1. История возникновения села Бурды…………………………………………4
  2. Происхождение названия народа……………………………………………..5
  3. Языковая принадлежность…………………………………………………….6
  4. Традиционная одежда кряшен………………………………………………..6
  5. Хозяйство и быт……………………………………………………………….8
  6. Праздники кряшен села Бурды………………………………………………9

Заключение………………………………………………………………………..11

Использованная литература……………………………………………………..12

Приложения……………………………………………………………………….13

Введение

Тема изучения родного края имеет важное место в жизни любого человека. Много еще не изученного и не изведанного в нашей малой Родине.

Проблема малых народов была и остается всегда актуальной. В данной работе изучена жизнь кряшен , культура, традиции, одежда.

Культура и обычаи кряшен весьма интересны и своеобразны. Большинство их праздников связаны с христианским календарем, однако, традиции празднования имеют, несомненно, древнетюркские корни, которые органично вошли в христианские традиции.

Большой интерес у этнографов сегодня вызывает самобытность уклада жизни кряшен и их национальная одежда. Кряшены всегда жили и продолжают жить по своим  законам, говоря на своем языке, отмечая свои праздники, почитая своих наставников и поэтов.

Цель данного исследования – комплексное изучение села Бурды. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить историю населенного пункта: его возникновение и развитие;
  • изучить структуру населения (численность, этнический и религиозный состав);
  • изучитькультуру и духовную жизнь села (традиции, народные праздники и т.д.).

При  выполнении  творческой  работы по данной теме мною использовались следующие методы краеведческих исследований:

  1. Изучение литературных источников.
  2. Изучение копий архивных материалов в школьном     краеведческом музее
  3. Изучение статистических данных.
  4. Изучение картографических источников.
  5. Интервьюирование  во время встреч с интересными людьми:

со старожилами и просто жителями своего села.

               6.Фотографирование.

               7.Компьютерная обработка  полученных данных.

1.История возникновения села Бурды

Я живу в селе Бурды Тукаевского района Республики Татарстан. И мне хотелось бы

рассказать о моем родном крае.

Село Бурды –село с богатой историей. Местность представляет собой холмистую равнину, пересеченную логами, образованными текущими реками.

Село Бурды в настоящее время - это населенный пункт, где есть средняя школа, детский сад, почта, сельский дом культуры, фельдшерский пункт и несколько торговых предприятий. Село полностью газифицировано, телефонизировано.

Но, как известно история села – это история жителей села. В настоящее время в нашем селе проживает около 545 человек, в основном -кряшены.

Бурды ( по татарски- Борды) расположено на берегу речки Бурдинка, притоке речки Зыча (бассейн реки Зай),23 км к югу от города Набережные Челны. В состав Бурдинского сельского совета входит село Бурды,   деревня Бурдыбаш(живут татары ),  деревня Евлево( там живут кряшены)[1].

История села Бурды относится к далеким временам. Имеется множество версий о происхождении названия села Бурды:

  1. Из соседней деревни люди пришли за огнем, а местные племена обратно отправили, не давая огня.
  2. Бурды (Борды) вероятно, от «борды» --- заворачивать, поворачивать: здесь речка Зыча и ее приток Бурдинка делают резкие повороты.

         До монгольского ига тут жили племена угро—финского происхождения- «черемисы» марийцы. Некоторая часть марийцев приняли мусульманство, а крещеные марийцы слились с кряшенами. Или есть основание, что кряшены были сами.

Жители села Бурды относились к категории государственных крестьян. Согласно исследованиям кандидата исторических наук М. Глухова (г. Казань) село в своей истории имеет кряшено-  ногайбацкие корни. В первые годы Советской власти обсуждалось предложение сделать село Бурды центром кряшенской автономии в составе Татарской Республики. В декабре 1917 года в селе состоялся съезд кряшен.

Бурды известно с 13 века. На этой местности жили 3-4 марийских племен. Старики точно знали место кладбища этих племен. По их воспоминаниям наши предки устроились уже 1250 годах. Некоторые племена ушли в сторону Мелекес (данные из музейного архива). Группа людей, считая удобным местом местонахождения сегодняшнего села, остались жить рядом с марийскими племенами. В краеведческом музее есть древний кумган, который говорит, что рядом жили и мусульмане.

До 1920 года село входило в Ахметьевскую волость Мензелинского уезда Уфимской губернии. С 1920 года в составе Мензелинского, с 1922 – Челнинского кантонов ТАССР. С 10.08.1930 в Челнинском районе, с 20.04.1976-Тукаевском.

Село Бурды расположено на удобном месте для людей того времени. С севера возвышенность («Кэжэ тавы»), леса богатые на ручьи. В речке Бурдинка много рыбы, с юга тоже лес. Таким образом, народ в основном занимался земледелием, ловлей рыбы, охотничеством.

Из   архива  данных  достоверно  известно,   что  в  1887  году  в  Бурдах была  открыта Спасская церковь, построенная  на средства елабужского купца Д.И.Стахеева.

 Оно находилось на том месте, где сейчас находится здание современной школы. Церковь была деревянной, довольно просторная и очень красивая, как говорят старожилы. На крыше церкви были купала .По праздникам раздавался звон колоколов, звонили колокола и вовремя какой-нибудь беды: пожара или войны. С правой стороны церкви располагался дом попа, а с левой сады.

 В годы революции в церкви служил священником иерей Борис Васильев (?-1916). После его смерти и последним  священником  церкви  был  поп Капитон (Капитонов Григорий Капитонович)[2]. На территории современной  школы находится могила попа Бориса  и его дочери(современная школа построена на территории разрушенной церкви и усадьбы попа). Члены кружка «Краеведение» ухаживают за могилами[3].

Церковь  просуществовала  до  1939  года. Имущество  было  вывезено, книги и иконы были сожжены. В здании был  устроен зерносклад.

В школьном краеведческом музее хранится медный колокол, сохранившийся с того времени[4].  

2.Происхождение названия народа

Кряшены (от татарского керәшен, от русского крещён) – это этноконфессиональная общность в составе татар волжского и уральского регионов, исповедующая православие, проживающая в основном в Татарстане, небольшими группами в Удмуртии, Башкирии и Челябинской области.

Труды Ф.С. Баязитовой (1986), Н.И. Воробьева (1929), М.С. Глухова (1997), Д.М. Исхакова (2000, 2006), Ю.Г. Мухаметшина (1977) и других исследователей посвящены изучению вопроса о татарах-кряшенах. В своих работах исследователи приводят историческую справку, рассматривают быт и культуру данной нации. Особое внимание уделено языку, который, по их мнению, не является отдельной лингвосистемой, а выступает как говор татарского языка.

Кто такие кряшены? Это один из малоизученных народов России, который говорит на кряшенском языке, принадлежащем к кыпчакской группе тюркских языков. В отличие от других тюркских народов большинство кряшен православные. Вопрос о происхождении кряшен остается спорным. Многие ученые полагают, что кряшенами являются крещеные татары, которых крестил Иван Грозный. Сами же кряшены опровергают это, считая, что представители многих этнических групп Волго-Камья приняли участие в их происхождении, прежде всего финно-угорские и тюркоязычные племена, объединившиеся в один народ. В истории кряшен больше вопросов, чем ответов. Нет сомнений в том, что кряшены - это поволжские тюрки, близкие по языку и культуре татарам, но при этом обладающие рядом этнокультурных и антропологических особенностей, и что крящены — преимущественно православные. Ни этногенез, ни время крещения кряшен, ни многие другие аспекты истории этого народа не известны. Нет даже единого мнения кем же именно считать кряшен -этноконфессиональной (Д.Исхаков), субъконфессиональной ("Татарский энциклопедический словарь") группой поволжско-приуральских татар или даже отдельным народом.

На первый взгляд их трудно отличить от татар. Тем не менее, кряшены указывают на различия, считая себя потомками древнего этноса и предъявляя в доказательство светловолосых соплеменников, сильно отличающихся от тюрков. Главным же их отличием является православная вера. Как отдельная национальность они выделялись как при царской России, так и в течение 10 лет при советской власти. Согласно переписи 1926 года их численность в России составляла более 120 тысяч человек. Позднее все были записаны татарами, и постепенно слово «кряшен» вовсе исчезло из официального лексикона.

Численность населения села Бурды:

1795г.-214 душ муж.пола

1870г.-838 чел.

1897г.-1221 чел.

1920г.-1716 чел.

1926г.-1378 чел.

1938 г.-1326 чел.

1949 г.-877 чел.

1958г. -852 чел.

1970г.-883 чел.

1979г.-665чел.

1989г.-533 чел.

2000г.-504 чел.

2009г.-545 чел.

3.Языковая принадлежность

До сих пор нет единого мнения о том, является ли региолект кряшен языком или говором. Для татар кряшенский язык – диалект татарского, для самих же представителей национальности – это совершенно отдельный язык, они даже используют особую орфографию (у татар есть буквы ә и ө, у кряшен для тех же звуков ä и ö). Кроме того, в лингвосистеме последних существует целый ряд слов, в том числе и религиозной лексики, которые полностью отсутствуют у других групп татарского народа.

Возможно, что главными доказательствами являются своеобразная речь, не идентичная татарской, и наличие Библии на так называемом кряшенском языке.

На этот сложный вопрос нет однозначного ответа.
         Кряшены пользуются алфавитом Н. И. Ильминского, который отличается от современного татарского алфавита. Этот алфавит разрабатывался начиная с 1862 года и окончательно оформился к 1874 году. По сравнению с русским алфавитом, алфавит Ильминского имел четыре дополнительных буквы необходимых для передачи звуков татарского языка. Официальные государственные инстанции алфавит не утверждали. Считалось, что печать литературы ведется на «крещёно-татарском наречии русскими буквами». В 1930 году, после введения яналифа, использование алфавита Ильинского было прекращено на несколько десятилетий. Возобновлено использование в начале 90-ых годов XX века, когда на нем начали издаваться богослужебные книги и издания кряшенских общественных организаций.

4.Традиционная одежда кряшен

Традиционная одежда кряшен по основным показателям (например, покрой) напоминает ранние комплексы одежды казанских татар. Это: туникообразная женская рубаха с верхним воланом – эске итэкле кюлмяк, штаны с широким шагом, верхняя одежда с цельно приталенной спинкой, девичий головной убор – ак калпак и др. Девичья рубаха по принципу кроя и декоративного оформления не отличалась от женской, но была короче. Девушки чаще и охотнее одевали рубахи целиком сшитые из фабричной ткани, оборки обычно были другого цвета, в том числе и разноцветные. Цветовые предпочтения сводились к бордовым, зеленым, синим, оранжевым тонам. Поверх рубахи одевался домотканый (из пестряди) богато орнаментированный (обычно это полихромная брань) передник – алъяпкыч[5].

Фартук кроился с узкой грудкой, часто с сатиновым воланом по низу. Рубаха и передник представляли собой, как правило, единый ансамбль, отличающийся цельностью декоративно-художественного оформления, искусным подбором тканей, основанных на конкретных цветовых и фактурных сочетаниях тканей домашнего производства с более тонкими фабричными. Женский камзол был приталенным. Наиболее распространенными были камзолы со сплошной и сильно приталенной спинкой и сплошными бортами. Это: эч билле, биш билле, ¸иде билле камзул (трехшовные, пятишовные, семишовные), в зависимости от количества вставок клиньев на линии талии. Праздничные камзолы, особенно девичьи, по подолу, краям позументом бортов, ворота, проймам рукавов украшались аппликацией из цветных тканей, лентили художественной строчкой обычно в виде растительного орнамента. Камзолы были на подкладе из легких тканей или пестряди. Особенно ценились.в том числе и как предмет свадебного калыма, камзолы с подкладкой из меха лисьих лапок.В качестве обуви  использовали лапти[6]. Их одевали с суконным чулком тула оек. По покров тула оек напоминали татарские ичиги с отдельно кроеной головкой, голенищем и подошвой. Нередко женщины одевали и плетеные из лыка калоши с высокими бортами – биек кунычлы юк² башмак или с низкими – кунычсыз юкэ башмак. На праздники девушки и молодые женщины более охотно одевали вязаные белые либо нарядные в полоску носки (чулки), кожаные чувяки – чюэк, чюбэк, в форме калош.

Комплекс головного убора замужней кряшенки состояли из волосника – мэлэнчек, головного покрывала – чукул, налобной повязки – мангай тэнкэсе и височных украшений в виде наушников – чигэчэ. Волосник представлял собой холщевый чехол, край которого собирался на шнурке. Спереди он снабжался обтянутый холстом дошечкой для удержания убора в вертикальном положении. Головное покрывало баш яулык, чукул состояло из налобной и хвостовой части. Налобная часть украшалась аппликацией из полосок цветного ситца, позумента, кружев или шитьем из мишуры и цветного шелка. Орнамент обычно геометрический. Хвостовая часть чукул`а чаще украшалась аппликацией из ярких полос шелка, ситца, лент. Она завершалась нарядным воланом или шелковой бахромой. Височное украшение – чигэчэ представляло собой полуовальные наушники, которые изготавливались на полутвердой основе из бересты или картона и обшивались белым холстом или позументом. Наушники чешуеобразно обшивались монетами; полуовал наушников по краям оформлялся серебряным жгутом и рядами кораллов.

Головная повязка мангай тэнкэсе была в виде суживающейся к концам холщовой ленты шириной 4-10 см, длиной равнялась окружности головы. Поверхность холста сплошь расшивалась монетами. Иногда монеты пришивали к нижнему краю повязки вроде подвесок. Мангай тэнкэсе представляла собой праздничный вариант убора, а повседневной была позументная повязка мангай укасы.Одевался женский комплекс головного убора в следующем порядке: сначала волосник, тщательно скрывающий волосы, затем наушники и чукул. Женщины средних лет на праздники (свадьба, масляница) одевали особый обрядовый головной убор, напоминающий русскую сороку. Он также был многочастным и состоял из волосника – мэлэнчек и височного украшения – чигэчэ. Особую специфику в этом комплексе составляло кокошникообразное головное покрывало – сюрэкэ[7]. Волосник представлял собой холщевый чехол, который плотно обтягивал уложенные вокруг головы косы. Чигэчэ одевалось вслед за волосником. Оно также состояло из двух наушников эллипсообразной формы, поверхность которых обшивалась мелкими монетами, а края украшались тремя рядами кораллов. Наушники и по краям окаймлялись серебряным жгутом. Композицию убора завершало головное покрывало – сюрэкэ. Налобная часть покрывала была поукруглой и напоминало русский кокошник. Верхний край кокошника украшался позументом и двумя-тремя рядами цветной тесьмы (или ленты), собранной в складку. В центре налобной части нашивался узор в виде полукруга, уложенного иэ четырех рядов серебряного жгута. Полукруг обрамлялся семью маленькими лепестками. 

Девичью косу скрывал массивный накосник из серебряных монет. Чэч тэнкэ с помощью специальных тесемок крепился у основания косы или петлей вокруг головы. Большое распространение у кряшенок имело шейное украшение – тамакса. Основу изготовляли из грубого холста полулунной формы, отшитого тканью темных тонов (черной, бордовой). С внутренней и внешней сторон лунницы выпускался яркий кант (малиновый, красный). Основными элементами украшения основы являлись ряды кораллов, бисера, стекляруса и монет. Тамакса закреплялась на шее со стороны спины В комплексах традиционной женской одежды кряшен большое место занимали большие матерчатые нагрудники – тушлек обычно прямоугольной формы с закругленными нижними углами. Нагрудники  украшались  монетами.

У мужчин наиболее распространенная верхняя одежда – казакин ( с приталенной спинкой), с длинными рукавами с невысоким стоячим воротником. В весенне-осенний сезон носили чикмень (чикмэн) из сукна.Головные уборы у мужчин зимой шапка из овчины, иногда опушенная по краям мехом (камалы бурек).Бытовал широко и русский малахай. Летом войлочные шляпы черного и серого цвета. Позже распространились городские фуражки. 

5.Хозяйство и быт

Занятия, орудия труда, жилище, верования, народная художественная культура имеет давнюю историю. Ведущую роль в хозяйстве  играло земледелие зерновой специализации. Выращивали рожь и пшеницу. В 1880-хх гг. земельный надел сельской общины составлял 2332,8 десятин. До сегодняшнего дня сохранились образы таких тканей[8]. Основным орудием вспашки оставалась до начала 20 века соха. Из архивных данных известно что в селе было 2 вод. мельницы, 2 кузницы, 2 крупообдирки, винная и 3 бакалейные лавки.

К концу 18 века начали выращивать лен и коноплю. Коноплю выращивали в основном в своих огородах. Из конопли ткали ткани. До сегодняшнего дня сохранились образы таких тканей[8]. Почти всю одежду шили сами, полотна ткали, изготавливали тоже сами. Сеяли вручную коноплю, лен. Потом тоже вручную в августе выдергивали с корнем, вязали снопики, ставили их на поле просохнуть, обмолачивали. Из зерен делали конопляное масло, льняное масло, очень вкусное. Обмолоченный лен и коноплю везли на рыдванках к речке. Замачивали их в воде, сверху клали камень, чтобы не уплывали. Недели через две- три вынимали, сушили, потом мяли на гумне деревянными мялками (как скамейка, но с углублениями, к ней была прикреплена ручка.) Потом колотили, трепали на дворе, пыль летела во все стороны. Вытрепанный лен чесали гребнями, пока он не делался мягким и шелковистым. 

Огородничество и садоводство были развиты слабо, кряшены ограничивались выращиванием картофеля, лука, иногда капусты, тыквы.

 Другое важное занятие- скотоводство. Животноводство было подсобным; содержали лошадей, коров, овец, коз, свиней. Свинина не использовалась в традиционных ритуалах кряшен. Скот использовали как тягловую силу и для получения молока, мяса, шерсти и кожи. Пчеловодство; рыболовство и охота не имело большого значения. 

Определенным подспорьем  для крестьян было собирательство. Собирали не только ягоды, орехи, грибы, но и многие виды трав, которые шли в пищу. Таким образом, население пользовалось многообразием занятий для обеспечения себя всем необходимым.

Основу пищи составляли мучные и крупяные изделия. Из мясных продуктов преобладали баранина, телятина, говядина. Свинину ели не повсеместно. Специфическим блюдом  был и является студень (койка). Также в пищу использовалась кровь животных (кан табесе).И сейчас это традиционное блюдо нашего села. Молочные продукты разнообразны: молоко, сметана, масло, катык (вид кислого молока), творог (эремчек). Основной напиток — чай, также айран (смесь катыка с водой), квас,  самогон (кумышка).

  В каждом  доме есть иконы (тэрелэр). Их отсутствие – большая редкость. Иконы  традиционно ставят в углу, украшая сверху, снизу и по бокам традиционными полотенцами с национальными узорами. Кстати, у кряшён очень развита вышивка. Иконы довольно традиционные: Иисус Христос, Богородица, Николай Чудотворец, отдельные святые. В кряшенских селах всегда есть человек, считающийся особо религиозным, обычно это женщина. Часто они являются местными священнослужителями. Даже если они и не занимаются крещением, то могут отпевать умерших. Одна из таких почитаемых женщин в нашем  селе Касакина Н.Я.

6.Праздники кряшен села Бурды

Культура кряшен очень древняя, самобытная, и до конца еще не изучена.  Обычаи , традиции, песни сохранились до наших дней. У кряшен издревле идет традиция: каждая кряшенское село имело свой праздник. У нашего села основной праздник был- Шыйлык. Например у соседник сел другие праздники : в Мелекесе- Питрау (Петров день),в Ахметьево – Элжен (Ильин день), в Бигешево- Симет. И каждый раз кряшены разных сел ходили в гости к друг другу по праздникам. Каждое село устраивало свой праздник и приглашало гостей из из других селений.

  Шыйлык- полевое моление. Этот обряд справлялся сообща и пользовался раньше большой известностью. Шыйлык справлялся весной, на второй или третьей неделе после Пасхи, смотря потому, как сойдет снег и просохнет земля. Кроме определенного времени шыйлык имел и определенное место- за околицей, у старой часовни. В назначенный день, утром, мужчины отправляются на место шыйлык. Одетые по-праздничному, они несут семена яровых хлебов, а также яйца,обычно окрашенные травяным соком, и молочные продукты. Встав лицом на юг, в головном уборе, они шепчут «волшебные» слова, избавляющие от бед, затем угощают родных и друзей и расходятся по домам.

Среди праздников  большим почитанием пользуются Рождество и Святки – Раштуа и Нардуган. Период от праздника Рождества Христова и до Крещения Господня у кряшён принято называть Нардуган. К этому празднеству приурочены народные гуляния, маскарады, гадания. Несмотря на то что Нардуган формально считается кряшенскими Святками, но, вероятнее всего, праздничные традиции восходят к прошлому кряшен, а именно празднованию периода зимнего солнцестояния. Празднование Нардугана состоит из 3-х циклов:

1.Поздравления

2.Ряженья. Одетые в разные одежды люди ходили по домам, устраивали театрализованный маскарад. Этот обычай на сегодняшний день все еще сохранился.Цель переодетых людей и самая интересная часть праздника – хождение по домам и угощения.

Нардуганга чыккан булган толыбы да булмаган,

Базарларга барган булган , тулыгы да булмаган.

«Вышел на Нардуган не было и тулупа, пошел на базар (рынок), не было и толку». Праздник Нардуган каждый год проходит в нашем селе [9].

Май чабу (Масленица) - праздник, сохранившийся с языческих времен. Отмечается в течение недели перед Великим постом.

Широко почитается также Кач ману – Крещение Господне и, разумеется, Пасха (Олы кон – Великий день). Этот великий христианский праздник также выделяли. Перед праздником люди тщательно убирались в доме, стирали и старались сшить к празднику новую одежду. Перед самой Пасхой у кряшен принято мыться и топить баню, чтобы встретить Пасху в чистоте. В праздник было принято обходить дома друг друга с пожеланием благополучия и традиционным приветствием:

Христос терелеп торган! (Христос воскрес!)

Чынлап терелеп торган! (Воистину воскрес!)

 Распространён обычай христосоваться, поздравлять друг друга с праздником и обмениваться пасхальными яйцами. Яйца чаще всего красили луковой шелухой в красный цвет, но сейчас красят специальными пищевыми красками в разные цвета. Также к Пасхе готовили особое блюдо - кулич. Часто главной пасхальной стряпнёй были шаньги. Характерным для Пасхи был и ритуальный обход домов на праздник. Это обход домов детьми, который назывался «яйца собирать», а если дети исполняли пасхальный тропарь, могли быть использованы названия «славить», «Пасху петь». Этот обход поныне проходить в день Пасхи. Дети заходят из дома в дом и собирают яйца.

В селе существует специфический обычай зажигания в пасхальную ночь костра. Раньше с возвышенности которая называется «Кэжэ тавы» скатывали горящие деревянные колеса. Этот обычай и сейчас сохранился, и очень любим современной молодежью, но вместо колес используют старые автомобильные шины.

 Семик (четверг на седьмой неделе после Пасхи) в основном связывался с поминальной обрядностью. Почти повсеместно поминали «нечистых» покойников, а также умерших в течение последнего года. Поминовение умерших в Семик и на Троицу, в отличие от пасхального, чаще всего проходило не дома, а на кладбище. Поминание почти не отличалось от того, как оно проходило в другие календарные сроки. Как и в другие поминальные дни, на могилах было принято оставлять еду, посыпать могилы зерном, кадить могилы, причитать по умершим. Эти традиции по сей день почитаются сельчанами. В этот день приезжают помянуть своих близких, родителей даже те, которые уехали из села.

В ряду почитаемых праздников находится и день Св. Троицы – Тройсын, который фактически в народном сознании отождествился с праздником березы – «Каен бэйрэме».

 «Элжен» (Ильин день)Среди праздников и почитаемых дней летнего периода особое место принадлежит Ильину дню (2 августа), дню памяти пророка Ильи. Ильин день осознавался важной границей между летом и осенью и почитался как один из самых «грозных» праздников: «В Ильин день до обеда лето, после обеда осень». Если Ильин день обходился без грозы, это считалось дурным предзнаменованием. С Ильиным днём связаны представления о начале употребления в пищу огородных культур (малины, гороха и т.д.). Хождение «на горох» в праздник превращалось в гуляние с гармошкой. Одним из самых распространённых обычаев, связанных с Ильиным днём был запрет на купание после праздника.

  Праздник апостолов Петра и Павла – Питрау ассоциируется с началом сенокоса; иногда его называют еще праздником цветов, так как в этот день было принято собирать цветы, плести из них венки и одевать на голову, а также украшать цветами дом. Этот праздник – один из наиболее почитаемых в кряшенской среде, его иногда называют еще кряшенским сабантуем. Каждый год на республиканском уровне проводится праздник Питрау в Мамадышском районе. Туда съезжаются представители кряшен с разных районов Татарстана и РФ. Фольклорный ансамбль  «Борды» нашего села каждый год участвует на празднике.

Заключение

        Поисковая работа –  позволило мне окунуться  в замечательное прошлое моего села, ощутить связь времён  и поколений.

          Главный же вывод, к которому я пришла: даже маленькое село  хранит в себе память культурного и духовного наследия наших предков.

Использованная литература

  1. Волжская Булгария: духовная культура.  Г.М. Давлетшин. Казан, Тат.книж.издат.,1990.
  2. Татарика.Энциклопедия. М.С.Глухов. Казан, “Ватан”,1997.
  3. Газета “Туганайлар”.
  4. Без бер тамырдан.(на татарском языке)Н.В.Максимов. Казан, “Магариф”, 2002.
  5. Керэшеннэр. Тел узенчэлеклэре хэм йола ижаты.(на татарском языке) Ф.С. Баязитова, Казан,  1997.
  6. Дубровский А.Г. О чем рассказывают географические названия.---- Набережные Челны, 2004.
  7. Музейный архив.
  8. Географическая характеристика административных районов Татарской АССР / Под редакцией С.Г. Батыева, А.В. Ступишина. - Казань: Издательство КГУ, 1972. – 254 стр

Приложения

Приложения 1

Карта. Бурдинское сельское поселение

Возвышенность «Кэжэ тавы» («Козья гора»)

Приложения 2

Капитонов Григорий Капитонович

Родился в 1868 г.,Заинский р-н,с.Кабан-Бастрык; кряшен;

Проживал: Тукаевский район,с.Бурды,священник.

Арестован 1 июля 1929 г.

Приговорен: особым совещанием коллегии ОГПУ 4 ноября 1929г., обв.:58-10 ч.2 («антиколхозная, религиозная агитация, поджог бывшего своего дома»).

Приговор: 3 года высылки в Северный край.

Источник: книга памяти Республики Татарстан

Приложения 3

 

Могилы попа Бориса  и его дочери на территории современной школы

        Приложения 4

Медный колокол старой церкви (из школьного краеведческого музея)

Приложения 5

Одежда татар-кряшенОдежда татар-кряшен. Ак калфакОдежда татар-кряшенОдежда татар-кряшен

Приложения 6

Лапти (из школьного краеведческого музея)

Приложения 7

Сюрэкэ  (из школьного краеведческого музея)

Приложения 8

Хозяйство и быт

                                                               Ткацкий станок( в рабочем                                  состоянии ,в школьном краеведческом музее)

Приложения 9

Праздник Нардуган в школе

Праздник Май чабу в школе

        

Праздник Покрау (Покров день)


Поделиться:

Рисуем осенние листья

Золотая хохлома

Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

Снежная сказка

Кто грамотней?