• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

исследовательская работа «Формирование навыков решения задач, используя сказки Братьев Гримм»

Опубликовано Борисова Елена Геннадьевна вкл 29.01.2017 - 20:34
Автор: 
Казанцева Антонина

Учащимся младших классов интереснее решать задачи сказочного характера, которые помогают понять текстовые задачи, осмыслить их и найти правильное решение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_tonya_2.docx73.38 КБ

Предварительный просмотр:

            XVIII  ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

"ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ"

Секция «Математика»

Тема: «Формирование навыков решения задач, используя сказки Братьев Гримм»

                                                                                                       Выполнила:  Казанцева Антонина

                                                                              ученица 2 Б класса

                                                                                   МБОУ Школа № 156

                                                                                            Красноглинского района

                                                                                           Научный руководитель:

Борисова Е.Г.

                                                                                  учитель начальных классов

Самара  

2017г

Оглавление

Введение ................................................................................................................. 3

I.Основная часть

         1. Математические задачи как средство улучшения

              восприятия  математических процессов................................................ 4

         2. Анкетирование .......................................................................................... 6

II. Практическая работа.  

  1. Создание сборника математических задач.......................................... 9

III. Заключение ...................................................................................................   12

IV. Список использованной литературы...........................................................  13

           

Введение

      Как подружиться с математикой? Что необходимо сделать, чтобы математические задачи стали понятны и интересны, а числа и формулы стали жителями сказочной страны, в которую хочется возвращаться снова и снова? Занимательные задачи сказочного характера, придуманные самим ребёнком, в которых есть необычные, увлекательные ситуации помогают лучше понять текстовые задачи, осмыслить их и найти правильное решение.

Актуальность моей работы состоит в том, что учащимся младших классов интереснее решать задачи сказочного характера, которые помогают понять текстовые задачи, осмыслить их и найти правильное решение».

Цель: - создание сборника «Математические задачи по мотивам сказок Братьев Гримм»

Задачи:

1.Прочитать сказки Братьев Гримм.

2. Проанализировать главных героев, их поступки, поведение.

3.Изучить рекомендательную литературу по теме: «Как придумывать задачи по математике».

4.Составить сборник математических задач.

5. Представить данный сборник учителю и одноклассникам для решения на уроках  математики.

 6. Сделать выводы.

Гипотеза исследования: Занимательные задачи сказочного характера, придуманные самим ребёнком, в которых есть необычные, увлекательные ситуации помогают лучше понять текстовые задачи, осмыслить их и найти правильное решение.

Объект исследования: – математические способности учащихся.

Предмет исследования – математические задачи

I. Основная  часть

1.Математические задачи как средство улучшения восприятия математических процессов.

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно, не упустить случая, сделать его немного занимательным»

Блез  Паскаль

           Математические задачи — это любые задачи, в которых дано условие, поставлена цель, которую необходимо достичь, используя  математические навыки. Совмещение сказки  и математики всегда будет интересней, чем обычные математические выражения на бумаге. Ребенок помогает главным героям достигать задуманные цели, благодаря правильным ответам.  В процессе работы  развиваются два направления: творческое  и математическое.

«Математика играет огромную роль в жизни человека. Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства» - писал Леонардо да Винчи.

Вычислительная культура формируется у учащихся на всех этапах изучения курса математики, но основа её закладывается в первые годы обучения. [3]

  На современном этапе сказка переживает настоящий бум популярности. Это объясняется универсальностью сказки, ее доступностью и простотой использования, влиянию на развитие личности ребенка. А так же тем, что дети любого возраста весьма восприимчивы к сказкам.

Сказка - универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов.

Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а не редко таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Это в значительной степени предопределяет структуру сюжета. Он отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточенно вокруг основного персонажа и его судьбы.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.

Сказка является эффективным средством формирования математических представлений детей  младшего школьного возраста, т.к. дети этого возраста очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они стараются подражать им. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые очень переживаются детьми. Также во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринужденно и легко. Поэтому сказка будет являться эффективным средством формирования математических представлений у детей младшего школьного возраста. [2]

Традиционное содержание обучения математике не позволяет в полной мере развить универсальные учебные действия. Один из возможных подходов к решению этой проблемы состоит в развитии у школьников навыков самостоятельного составления задач и решении этих задач, прибегая к творческому воображению, например, используя сказки. [1]

2.Анкетирование.

Чтобы определить, в каком направлении двигаться, я провела анкетирование  среди своих одноклассников, задав им следующие вопросы:

1.Любишь ли ты решать задачи?

2.Часто ли ты допускаешь ошибки при нахождении ответа?

3.Можешь ли ты самостоятельно найти и исправить ошибки, допущенные в вычислениях?

4.Любишь ли ты читать сказки?

Экспериментальные данные позволили получить следующие результаты: большинство детей любят решать задачи, но часто делают ошибки и не могут самостоятельно найти их. Также ребятам очень нравится читать сказки.

Результаты эксперимента мы с мамой изобразили на круговых диаграммах. (рис.1,2,3,4)

                                       

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Рис.4

II. Практическая работа.

1.Создание сборника математических задач

Используя полученные данные, я решила составить сборник математических задач и провести его апробацию на уроках математики, опытным путем определив его эффективность.

Так как в начальной школе большое внимание уделяется сказкам, я решила составить свой сборник по мотивам сказок Братьев Гримм. (рис.5,6)

Рис.5

Рис.6

Далее была проведена работа по распределению задач на соответствующие разделы математики, изучаемые во втором классе:

1.Задачи на сложение и вычитание

2.Задачи на сравнение

3.Задачи на уменьшение, увеличение чисел на несколько единиц

4.Логические задачи.

В моем сборнике задач есть ответы, с которыми ребята могут ознакомиться, открыв последнюю страничку.

Свой сборник я предложила учителю. Яркая , красочная брошюра вызвала интерес у моих одноклассников и они с удовольствием производили вычисления (в рамках изученного на сегодняшний день материала ), вспоминая любимые сказки. (Рис.7)

По моему сборнику ребята отрабатывали навыки решения задач в течение  двух месяцев.  К концу второй четверти  скорость решения задач у моих одноклассников увеличилась на 40 % . Очень надеюсь, что в этом есть и моя заслуга.

                                         

Рис.7

III. Заключение

Целью моего исследования было применить наиболее эффективный и наиболее приятный метод формирования вычислительных навыков. Мне удалось его найти.  

Закончив свою работу, я получила огромное удовольствие. Эта работа была трудной, но увлекательной. Она предоставила мне возможность проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, и я надеюсь, что она будет полезной не только учащимся, но и педагогам.

IV. Список использованной литературы.

1.Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000 - 372 с.

2.3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.

3.Федотова Л.Н. «Повышение вычислительной культуры учащихся», [электронный ресурс]   http://festival.1september.ru:


Поделиться:

Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью

Финист - Ясный сокол

Для чего нужна астрономия?

Астрономический календарь. Февраль, 2019

Новогодние гирлянды