Краткая аннотация
Проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Все чаще в речь подростков стал «вторгаться» сленг. Мы обратились к изучению сленга подростков, исследуя речь обучающихся МБОУ СОШ №1.
Используя метод анкетирования, наблюдения мы выделили сленг школьников 5-10 классов, классифицировали его, выделив основные тематические группы, соотнесли с частями речи, учитывая значения слов, проанализировали частотность употребления сленга школьниками, выявили причины употребления, источники пополнения, способы борьбы с употреблением сленговых слов; разработали толковый словарь сленга обучающихся МБОУ СОШ №1, разработали буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы устранения из речи сленга».
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota_upotreblenie_slenga_v_rechi_shkolnikov_i_sposoby_ego_iskoreneniya.zip | 1.95 МБ |
Введение
Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается.
Д. Свифт
Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять.
С. Довлатов
Важнейшей проблемой современного общества является проблема культуры речи. На уроках словесности мы слышим правильную грамотную речь, учимся нормам и правилам употребления русского языка, но, выходя за двери классного кабинета, в нашу речь вторгаются слова, которые далеки от литературной нормы. Почему в разговоре со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речь подростков стал «вторгаться» сленг. Отчего это зависит? Как с этим бороться?
Каждый человек имеет свой круг общения. В речи подростков складывается своя молодежная культура речи, сленг или жаргон.
Молодежный сленг и жаргон позволяет выражать свое мнение в очень интересной, иногда абсурдной форме. Самые распространенные виды молодежного сленга на сегодняшний день – это жаргон учащихся, солдат, неформалов и прочих групп, имеющих общие интересы.
Мы решили обратиться к изучению сленга подростков, на примере исследования речи обучающихся МБОУ СОШ №1.
Степень разработанности проблемы: проблема изучается. Это подтверждается, прежде всего, тем, что в качестве материалов для исследования были использованы энциклопедические и словарные статьи, работы ведущих российских филологов и лингвистов, интернет-ресурсы.
Актуальность проблемы обоснована тем, что данный пласт лексики характеризуется чрезвычайной подвижностью, постоянно происходит пополнение новыми словами и выражениями, заимствованиями и столь же быстрым отмиранием прежних сленговых слов. Проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе.
Объект исследования: речь учащихся школы.
Предмет исследования: сленговые слова в речи подростков.
Цель исследования:
- выявить причины активного употребления сленга в речи учащихся среднего/старшего звена, источники их проникновения в лексикон современного школьника;
- выяснить лексическое значение употребляемых сленговых слов, частотность их употребления;
- классифицировать школьную сленговую лексику с точки зрения ее тематического разнообразия и отнесенность к той или иной части речи;
- выработать стратегии для снижения риска развития сленга в речи подростков;
- создать толковый словарь сленга учащихся МБОУ СОШ №1 г. Алдана
- выпустить буклет – памятку «Рекомендации школьникам. Способы устранения из речи сленга».
Задачи исследования:
а) тематических групп наиболее употребительных сленговых слов;
б) частотности употребления сленговых слов;
в) причин употребления обучающимися сленга;
г) способов борьбы со сленгом в речи школьников.
Методы исследования:
Гипотеза: в процессе неформального общения и неподготовленного речевого акта учащимися школы активно используется сленг, что является в средних и старших классах современной средней школы устойчивым и активно развивающимся языковым явлением.
Новизна работы заключается в представлении некоторых стратегий для снижения риска развития сленга в речи подростков.
Практическая значимость: материал данного исследования может быть использован для выступления на классных часах, уроках русского языка и внеклассных мероприятиях, для того чтобы привлечь внимание учащихся и их родителей к данной проблеме, заставить задуматься над своей речью и разговаривать, учитывая нормы литературного языка, который воспевали классики русской литературы, способствовать формированию общественного мнения для решения данной проблемы.
Структура исследовательской работы определилась логикой исследования и достижением поставленной цели.
I. Сленг и его употребление в речи подростков
Чистота речи – важнейшая особенность литературного языка.
«Высшей формой национального русского языка, по утверждению лингвистов, является литературный язык, который имеет ряд признаков, отличающих его от других форм существования языка: обработанность, нормированность, широта общественного функционирования, общеобязательность для всех членов коллектива, разнообразие речевых стилей./Розенталь Д.Э.,1995.c.4/ .
Чистой называют речь, свободную от лексики, находящейся за пределами русского литературного языка: варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов и т.п. Чистота как достоинство речи основывается на языковых нормах. Но проявляется, как правило, на речевом уровне.
Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм. Данное качество речи неразрывно связано с её правильностью, базируется на ней. Эта связь проявляется в том, что чистота речи в произношении достигается благодаря строгому соблюдению орфоэпических норм: то, что соответствует нормам орфоэпии, признается и правильным, и чистым.
Самым заметным для слушателей в устной речи является несоблюдение её чистоты. Интересно то, что «засоренность» речи у других замечают даже те, кто сам не соблюдает эти требования.
Большой энциклопедический словарь дает следующую трактовку понятия сленг:
СЛЕНГ (англ. slang), 1) то же, что жаргон, преимущественно в англоязычных странах. 2) Вариант разговорной речи (в т. ч. экспрессивно окрашенные элементы этой речи), не совпадающий с нормой литературного языка. Современный словарь молодежных сленгов Грачева М.А., Гурова А.И.: СЛЕНГ, м. – совокупность слов и выражений, употребляемых представителями определенных групп, профессий и т. п. и составляющих слой разговорной лексики, не соответствующей нормам литературного языка (обычно применительно к англоязычным странам). Наиболее удачным определением сленга, как нам кажется, является такое: Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста. Из этого определения следует, что сленг – разновидность нелитературной речи. К литературной речи относятся: 1) книжные слова 2) стандартные разговорные слова 3) нейтральные слова. Нелитературная же лексика делится на: 1) профессионализмы 2) вульгаризмы 3) жаргонизмы 4) лексику неформальных молодежных объединений и молодежной среды, часто именуемую сленгом. Все эти разновидности нелитературной речи отличают один слой общества от другого. Профессионализмы – это слова, используемые группами людей, объединенных определенной профессией. Например, выражение «убрать хвост» на языке газетчиков означает требование сократить материал на газетной странице. Вульгаризмы – это грубые, просторечные слова, обычно не употребляемые образованными людьми. Например, мать обращается к ребенку: «Морду-то подними от тарелки. Как ты жрешь?!» Жаргонизмы – это слова, используемые определенными группами людей, которые имеют не для всех понятный смысл. Примером может служить воровское арго, или феня, как эту речь называют в уголовной среде. «Ботать по фене» – говорить на воровском языке. Для чего же нужен сленг? Если у воров сленг призван помочь скрывать свои мысли и намерения, то молодежный сленг нужен совсем не для этого. 1. Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни». На сленге: «Я просто тащусь от этой песни!») 2. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к данной социальной среде. Свой сленг есть у рокеров, панков, хиппи, футбольных болельщиков – фанатов и пр. Выделить ту или иную разновидность сленга в чистом виде очень сложно, а порой невозможно, поскольку слова одной социальной группы легко заимствуются другой группой. Слово «тусовка», например, употребляется в печати как типично молодежное, в то время как на самом деле своему происхождению оно обязано уголовной среде и обозначает «собрание воров». Известно очень большое количество слов и словосочетаний, которые появились как сленг, но потом стали очень распространёнными и всеобщими. |
II. Исследование употребления сленга в речи школьников
Для проведения исследования были составлены анкеты. В анкетировании принимали участие учащиеся 5-10 классов МБОУ СОШ №1. Опрошенным были предложены следующие вопросы:
Результаты анкетирования
При ответе на первый вопрос анкеты, выяснилось, что большинство школьников не знают самого понятия «сленг», либо слышали такое слово, но объяснить не могут (76% опрошенных). Однако, после пояснения данного понятия, понимают о чем идет речь и могут привести примеры использования сленга в собственной речи.
Оказалось, что 100% опрошенных активно используют сленг.
Обрабатывая анкеты, мы выделили тематические группы из тех слов, которые получили в процессе нашего исследования. Кроме того, нами была предпринята попытка отнести данные слова к той или иной части речи.
В результате, выделены следующие тематические группы сленговых слов:
Тёлка - молодая девушка
Чувак, пацанчик - молодой человек (парень)
Пацы - парни
Баклан - физически сильный, но умственно слабо развитый человек
Удот - необщительный парень
Борзый – наглый
Лысый - крайний
Крутой - модный, современный, успешный человек
Корифан – лучший друг
Овца - глупая девушка
Тормоз – медленно соображающий человек
Ботаник – всезнайка, отличник
Дятел – глупый человек
Братуха, братан, бро - брат
Предки, шнурки, родоки – родители
Ма, мамси - мама
Батька, батя, па - папа
Систер - сестра
Сотик, телеф, тел, мобила – сотовый телефон
Телек - телевизор
Тачка, тачура - автомобиль
Комп - компьютер
Смарт - смартфон
Нафиг, зафиг – всё равно
Достал, задрал - надоел
Нифига себе – крайняя степень удивления
Ну ваще – крайняя степень выражения удовольствия или неодобрения
Зашибись, вау – очень нравится/не нравится
Пипец, капец - недовольство
Офигеть - удивиться
Ок! - согласие
Да блин - недовольство
Да ну! – несогласие
Пофиг, до лампочки, параллельно, мне по барабану, я в танке - безразличие
Кайф – получать удовольствие
Круто, круть – очень современно
Клёво, класс, прикольно, супер, крутяк – замечательно, отлично, очень нравится
Лады, норм – хорошо
Шняга - плохо
Жесть – восхищение чем-нибудь или кем-либо
Лол – очень смешно
Прикол – интересно
Точняк – так и есть
Полюбак - точно
Зырить – смотреть
Борзеть – наглеть
Базарить – разговаривать.
Селфи – фотографировать себя на переднюю камеру телефона
Фиг тебе – отказ в чём-либо
Лаваю - люблю
Подкатывать – знакомиться с девушкой
Цыц – просьба замолчать
Уберись – уйди с глаз долой
Отвяжись, отвянь – надоел, отстань
Пошёл на фиг – надоел, не хочу видеть
Гоу – пошли
Короче – побуждение к завершению
Слышь – обращение к кому-нибудь
Аллё, гараж – обращение к кому-нибудь
Хавчик, кармёжка - еда
Хавать - есть
Здорово, салют, доров, хай, хаюшки – приветствие
Пакедова, до свидос – до свидания
Грабли - руки
Бивни - зубы
Копыта – ноги
А чо? - вопрос
Делы - дела
Базар - разговор
Магаз - магазин
Лайк – поцелуй
Туса, тусняк – (общество) компания
Дискач - вечеринка
Домашка – домашняя работа
Тройбан, трол - тройка
Школота – учащиеся 1-4 классов
Мы постарались соотнести выделенную нами лексику с различными частями речи, учитывая значения данных слов:
Имена существительные:
Телеф, туса, чел, мобила, блин, кайф, делы, бабло, братуха, лайк, предки, систер, чувак, велос, кормежка, телек, комп, лох, красавчик, кликуха, фигня, базар, пипец, капец, жесть, крутяк, бро, братан, ма, па, родоки, тёлка, удот, школота, корифан, баклан
Глаголы:
Задрал, отвали, бесишь, хавать, офигеть, селфи, слышь, лаваю, задолбал, подкатывать, поржём, разруливать, гоу, зырить, уберись, борзеть, слышь, хавать, достал.
Имена прилагательные:
Тупой(ая), офигенный, лысый, борзый, крутой.
Наречия:
Тупо, лол, нифига, по-любому, клёво, ништяк, зашибись, круто, клёво, лады, ваще, норм, пофиг, параллельно, супер, опаньки.
Междометия:
Хай, ёо, эй, цыц, до свидос, здоров, дорово.
Всего в анкетировании приняли участие – 252 человека. Все они (100%) употребляют в своей речи сленг. Нами были выделены слова наиболее и наименее употребительные.
Наиболее употребительные слова: телеф, мобила, блин, предки, телек, комп, лох, фигня ( и его производные), пипец ( капец), жесть, крутяк, задолбал, достал, тупой(ая), тупо, клёво, ништяк, круто, клёво, супер.
Данные слова употребляют в своей речи 49 % опрошенных.
Наименее употребительные слова: чел, бро, лаваю, лол, лады. Данные слова мы встретили у 7% опрошенных.
Среди причины употребления молодежного сленга респонденты называют следующие:
Данную статистику можно представить в диаграмме:
Во время анкетирования и неформального общения со школьниками мы просили назвать источники, которые приносят в речь новые сленговые слова. Основными источниками оказались:
По мнению опрошенных, использование в речи современной молодежи сленга – это интересный способ самовыражения, который позволяет развивать фантазию. Также использование сленга сокращает некоторые длинные выражения, совсем не меняя их смысла. Использование сленга делает речь более яркой.
Поэтому подавляющее большинство опрошенных (97%) считают, что сленговые слова не следует искоренять из своей речи.
Не желая исключать из своей речи сленг, подростки все же согласны с тем, что сленговые слова засоряют нормированную литературную речь и предлагают следующие стратегии борьбы с употреблением сленга:
Заключение
Выводы, к которым мы пришли в ходе работы:
- сленг - нелитературная речь, которая засоряет богатый и многообразный русский язык, представляет собой негативное языковое явление;
В ходе данного исследования было выявлено, что:
1. большинство школьников не знают самого понятия сленг (76%);
2. все опрошенные обучающиеся школы употребляют в своей речи сленговые слова (100%);
3. наиболее употребительными словами являются: телеф, мобила, блин, предки, телек, комп, лох, фигня ( и его производные), пипец ( капец), жесть, крутяк, задолбал, достал, тупой(ая), тупо, клёво, ништяк, круто, клёво, супер (49%);
наименее употребительными: чел, бро, лаваю, лол, лады(7% );
4. выделены причины употребления молодежного сленга;
5. выделены источники пополнения сленговых слов в речи школьников;
6. большинство опрошенных (97%) считают, что сленговые слова не следует искоренять из своей речи;
7. определены способы борьбы с употреблением сленговых слов.
На основании результатов данного исследования можно сделать вывод о выдвинутой нами гипотезе, которая полностью нашла свое подтверждение, что в процессе неформального общения и неподготовленного речевого акта учащимися школы активно используется сленг, что является в средних и старших классах современной средней школы устойчивым и активно развивающимся языковым явлением.
Проблема засорения речи сленгом является насущной. Наша работа нацелена на привлечение внимания школьников к своей речи, необходимости прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов.
Мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
Список литературы
Вопросы языкознания, 1996, № 3, с. 32-41
М., 1978.
Приложение 1.
«Рекомендации школьникам.
Способы устранения из речи сленга».
И помните:
Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается.
Д. Свифт
Язык не может быть плохим или хорошим... Ведь язык - это только зеркало. То самое зеркало, на которое глупо пенять.
С. Довлатов
Региональная научно-практическая конференция
молодых исследователей
«Шаг в будущее»
Россия
Республика Саха (Якутия)
город Алдан
«Употребление сленга в речи школьников и способы его искоренения»
Автор работы:
Попелышко Владислава Руслановна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
6 «Б» класс
Научный руководитель:
Тайшина Вероника Васильевна
учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
город Алдан 2014 год
«Употребление сленга в речи школьников и способы его искоренения»
Попелышко Владислава
Россия
Республика Саха (Якутия)
город Алдан
МБОУ СОШ № 1
6 «Б» класс
«Научная статья»
Оглавление
Введение______________________________________________________________7 - 9
I. Сленг и его употребление в речи подростков____________________________________10 - 12
II. Исследование употребления сленга в речи школьников___________________________12
1. Понятие сленг. Употребление в речи школьников___________________________ 12
2.Тематические группы____________________________________________________12 -15
3. Соотнесенность сленговых слов с различными частями речи ________________ 15
4. Анализ частотности употребления школьниками сленга ___________________ 16
5. Причины употребления молодежного сленга______________________________16-17
6. Источники пополнения сленговых слов в речи школьников__________________ 18
7. Исследование мнений подростков об их отношении к употреблению сленга___18
8. Способы борьбы с употреблением сленговых слов_________________________ 18
Заключение ____________________________________________________________ 19
Список использованной литературы________________________________________20
Приложение____________________________________________________________ 21-22
«Употребление сленга в речи школьников и способы его искоренения»
Краткая аннотация
Проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Все чаще в речь подростков стал «вторгаться» сленг. Мы обратились к изучению сленга подростков, исследуя речь обучающихся МБОУ СОШ №1.
Используя метод анкетирования, наблюдения мы выделили сленг школьников 5-10 классов, классифицировали его, выделив основные тематические группы, соотнесли с частями речи, учитывая значения слов, проанализировали частотность употребления сленга школьниками, выявили причины употребления, источники пополнения, способы борьбы с употреблением сленговых слов; разработали толковый словарь сленга обучающихся МБОУ СОШ №1, разработали буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы устранения из речи сленга».
«Употребление сленга в речи школьников и способы его искоренения»
«Аннотация»
Цель исследования:
- выявить причины активного употребления сленга в речи учащихся среднего/старшего звена, источники их проникновения в лексикон современного школьника;
- выяснить лексическое значение употребляемых сленговых слов, частотность их употребления;
- классифицировать школьную сленговую лексику с точки зрения ее тематического разнообразия и отнесенность к той или иной части речи;
- выработать стратегии для снижения риска развития сленга в речи подростков;
- создать толковый словарь сленга учащихся МБОУ СОШ №1 г. Алдана
- выпустить буклет – памятку «Рекомендации школьникам. Способы устранения из речи сленга».
Актуальность проблемы обоснована тем, что данный пласт лексики характеризуется чрезвычайной подвижностью, постоянно происходит пополнение новыми словами и выражениями, заимствованиями и столь же быстрым отмиранием прежних сленговых слов. Проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе.
Методы исследования:
Гипотеза: в процессе неформального общения и неподготовленного речевого акта учащимися школы активно используется сленг, что является в средних и старших классах современной средней школы устойчивым и активно развивающимся языковым явлением.
Основные результаты (научные, практические):
сленг - нелитературная речь, которая засоряет богатый и многообразный русский язык, представляет собой негативное языковое явление;
1. большинство школьников не знают самого понятия сленг (76%);
2. все опрошенные обучающиеся школы употребляют в своей речи сленговые слова (100%);
3. наиболее употребительными словами являются: телеф, мобила, блин, предки, телек, комп, лох, фигня ( и его производные), пипец ( капец), жесть, крутяк, задолбал, достал, тупой(ая), тупо, клёво, ништяк, круто, клёво, супер (49%);
наименее употребительными: чел, бро, лаваю, лол, лады (7% );
4. выделены причины употребления молодежного сленга;
5. выделены источники пополнения сленговых слов в речи школьников;
6. большинство опрошенных (97%) считают, что сленговые слова не следует искоренять из своей речи;
7. определены способы борьбы с употреблением сленговых слов.
Выдвинутая нами гипотеза полностью нашла свое подтверждение - в процессе неформального общения и неподготовленного речевого акта учащимися школы активно используется сленг, что является в средних и старших классах современной средней школы устойчивым и активно развивающимся языковым явлением.
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Одеяльце
Ночная стрельба
Сказка на ночь про Снеговика
Золотой циркуль