• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Научно-исследовательская работа

Опубликовано Орлова Елена Викторовна вкл 26.02.2017 - 0:37
Автор: 
Карпов Никита Сергеевич

Работа заняла 1 место на Всероссийском конкурсе НИР студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НИР студенты109.4 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА

Воронежский филиал

Отделение среднего профессионального образования

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

На тему: «АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПИВА, ПРЕДСТАВЛЕННОГО НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ПРЕСТИЖ»

КАРПОВА НИКИТЫ СЕРГЕЕВИЧА

студента 2 курса группы СКд-414/1

по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

по МДК 03.02 «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров» ПМ 03 «Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров»

форма обучения: очная

Руководитель: Е.В. Зотова

                         

2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1 Общая характеристика предприятия ООО «Престиж»

5

2 Анализ ассортиментной политики предприятия в области

формирования ассортимента пива

8

3 Оценка качества пива, реализуемого предприятием ООО «Престиж»

22

Заключение

29

Список использованных источников 

31

Приложения

35


ВВЕДЕНИЕ

Алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.

К слабоалкогольным напиткам относят пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху.

Пиво – пенистый напиток, полученный из пивоваренного солода, хмеля и/или хмелепродуктов и воды с применением или без применения зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов в результате брожения пивного сусла, содержащий этиловый спирт, образовавшийся в процессе брожения сусла [10].

Целью исследовательской работы является изучение особенностей правового регулирования, управления ассортиментом и оценки качества пива.

Сформулированная нами цель позволила определить задачи исследовательской работы:

  • выявить факторы, обеспечивающие качество алкогольных напитков;
  • дать оценку работы предприятия в части формирования и управления ассортиментом пива и пивных напитков;
  • произвести оценку качества пива и пивных напитков, реализуемых предприятием.

Объект исследования – деятельность руководства магазина «Престиж» в области организации розничной продажи пива и пивных напитков.

Актуальность выбранной темы определяется особенностями данной группы товаров, а именно:

  1. Обладая невысокой пищевой ценностью, алкогольные напитки при чрезмерном употреблении негативно воздействуют на нервную, сердечно-сосудистую, иммунную, пищеварительную, мочеполовую системы и опорно-двигательный аппарат. В связи с этим необходимо проанализировать современное представление о культуре потребления алкогольных напитков.
  2. Отмечается ежегодный рост производства и потребления алкогольных напитков в России, появляются новые виды и наименования, что обуславливает необходимость расширения классификационных признаков данной группы вкусовых товаров и вызывает интерес к изучению работников торговли.
  3. Ужесточение законов в отношении изготовителей, продавцов и поставщиков спиртного, а также постоянный рост акцизов и минимальных цен на алкогольную продукцию повлекли за собой изменения в положении дел на алкогольном рынке, а анализ этой ситуации вызывает интерес у руководителей торговых предприятий.
  4. Качество алкогольной продукции, реализуемой российскими торговыми предприятиями, нередко является несоответствующим требованиям нормативных документов из-за большого числа «теневой» продукции, поэтому актуальным, на наш взгляд, является тщательный приемочный контроль качества продукции, а также учет особенностей режимов хранения отдельных видов алкогольных напитков.

В работе представлена общая характеристика предприятия, проведен анализ основных показателей работы магазина в области формирования и управления ассортиментом, обеспечения качества и соблюдения действующего законодательства при реализации пива и пивных напитков.


1 Общая характеристика предприятия ООО «Престиж»

Магазин «Престиж» является Обществом с Ограниченной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это коммерческая организация, учредителем которой выступает одно или несколько физических или юридических лиц, которые несут ответственность по обязательствам общества и риск убытков в пределах только внесенных ими вкладов.

ООО «Престиж» учреждено одним лицом, поэтому учредительным документом общества является устав, утвержденный этим лицом.

ООО «Престиж» – расположен в удобном для покупателей месте по адресу: 394048, г. Воронеж, ул. Богдана Хмельницкого, 50Б.

В магазине «Престиж» пять отделов. Общая площадь 350 м2, торговая 280 м2. Ассортиментный перечень товаров глубокий и широкий (около 2000 наименований), представлен различными группами продовольственных товаров.

Магазин оформлен в светлых теплых тонах, что обеспечивает комфорт. Дизайн помещения современный. Визуально магазин разделен на пять частей. Первая реализует кондитерские и хлебобулочные изделия, вторая-ликеро-водочные, третья-бакалея, четвертая - овощи и фрукты, пятая-мясо и рыбу.

Организация труда в магазине направлена на осуществление комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс эффективно использовать торговую площадь, создавать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокое качество торгового обслуживания в магазине «Престиж».

Магазин «Престиж» был открыт 10 ноября 2006 года ОГРН 1064823052062, ИНН 3663065907, КПП 366301001 и существует уже на протяжении 9 лет. Он находится в отдельно стоящем одноэтажном здании. С начала своего существования он реализовал не широкий ассортимент товаров, но позже его ассортимент значительно расширился.

В настоящее время директором магазина «Престиж» является Добролюбов И. Н., который обеспечивает беспрерывную работу магазина, улаживает все возникающие конфликты с клиентами, а также является материально ответственным лицом.

Основной вид деятельности, ООО «Престиж» – розничная торговля продовольственными товарами, специализируется на продаже продуктов питания. Основной целью магазина является наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей в продуктах питания, и как следствие увеличение прибыли.

Магазин оснащен всем необходимым торгово-технологическим оборудованием, прежде всего это – горки, прилавки, витрины. Планировка магазина «Престиж» построена с учетом СП 2.3.6.1066.

Для отделки, облицовки, окраски помещения магазина используются материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих средств и дезинфицирующих средств. Полы в магазине ровные, без выбоин. Технологическое оборудование, используемое в магазине «Престиж» отвечает всем установленным правилам и санитарным нормам.

Магазин с точки зрения функционально – технических решений относиться к разряду удобных в эксплуатации.

Здание, в котором располагается магазин, должно отвечать требованиям:

  • технологические – в соответствие возможности создания рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением современной техники и прогрессивных форм продажи товаров;
  • архитектурно-строительные – архитектура здания должна гармонично смотреться с окружающей застройкой;
  • санитарно-гигиенические – определяют систему вентиляции, отопления, освещения, канализации;
  • экономические – строительные материалы для непродовольственных магазинов должны быть эксклюзивными, целесообразными к применению в строительстве торговых объектов «масс-маркета».

Магазин «Престиж» имеет общую площадь 350 м2. Функциональная сторона плана торгового предприятия предусматривает зону для посетителей (торговый зал) площадью 280 м2 и хозяйственную зону (склад) площадью 70м2, место для подъезда автомобилей с товарами.

Основным торговым помещением являются торговый зал, который занимает большую долю в общей площади магазина.

Организационная структура управления магазина «Престиж» линейная; функции которые выполняет персонал, приведены в таблице 4.

Таблица 4 – Характеристика персонала магазина «Престиж»

Персонал

Количество

Функции

Директор

1

Руководитель коммерческой деятельности. В его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.

Бухгалтер

1

Принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные средства и кредиты банка.

Товаровед

1

Участвует в приемке товаров по качеству, контролирует качество товаров в ходе реализации.

Продавец-кассир

10

Подготовка и уборка рабочего места, подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей.

Вспомогательный персонал

2

Обеспечивает обслуживание основного персонала, поддерживает магазин в санитарно-гигиеническом состоянии.

Магазин «Престиж» работает ежедневно с 8:00 до 21:00 без перерыва и выходных. Согласованность режима работы магазина с режимом работы и отдыха его работников достигают путем разработки графиков выхода на работу.

2 Анализ ассортиментной политики предприятия в области

формирования ассортимента пива

Ассортимент товаров – это набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности [5].

При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента.

Свойство ассортимента – это специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании. Показатель ассортимента – это количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров [15, с.14].

Для реализации ассортиментной политики должны быть решены следующие задачи:

  • установлены реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах;
  • определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;
  • выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;
  • определены основные направления формирования ассортимента [14, с.134].

Ассортимент предприятия ООО «Престиж» представлен наименованиями пива всех крупных игроков современного рынка.

Проанализируем широту и структуру ассортимента пива и пивных напитков предприятия по признакам классификации.

Широта ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп. Произведем расчет коэффициента широты ассортимента пива, Кш, для предприятия ООО «Престиж» по формуле:

где Шд – широта действительная;

Шб – широта базовая.

За Шд примем фактическое количество разновидностей пива и пивных напитков в магазине. За Шб примем общее количество классификационных позиций пива согласно классификации.

Расчет широты ассортимента пива и пивных напитков представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Расчет коэффициента широты ассортимента пива и пивных напитков

Признак классификации

Широта базовая

Широта действительная

Коэффициент широты

  1. По цвету

2

2

1

  1. По способу обработки

5

4

0,8

  1. По виду потребительской тары

3

3

1

  1. По емкости потребительской тары

7

5

0,7

  1. По производителю

2

2

1

Рассчитаем среднее значение коэффициента широты:

Для предприятия ООО «Престиж» коэффициент широты ассортимента пива и пивных напитков составил 0,9. Следовательно, можно сделать вывод, что широта ассортимента товаров в магазине имеет высокое значение и можно лишь рекомендовать расширить ассортимент пива за счет введения нескольких наименований темного нефильтрованного пива.

Структура ассортимента – характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товаров в общем наборе и характеризуется относительным показателем структуры, Сi, %, который рассчитывается по формуле:

где Si – общее количество товаров;

Ai – количество товаров определенного вида наименования.

В свою очередь, структура ассортимента пива и пивных напитков в стоимостном выражении, C1, %, рассчитывается по формуле:

где A1 – количество единиц пива и пивных напитков определенного наименования;

S1 – общее количество наименований пива и пивных напитков, имеющихся в магазине.

Для определения структуры ассортимента пива и пивных напитков производителя Хейнекен необходимо сопоставить натуральное и денежное выражение каждого вида. Для этого нужно определить количество наименований каждого вида пива и пивных напитков в ассортименте этих товаров, а также среднюю цену на каждый вид пива и пивных напитков.

Данные получены из товарного отчета предприятия ООО «Престиж». Обработка данных проводилась в программе Excel.  Результаты расчетов представлены в таблице 2.

Для наглядности полученных данных по каждому наименованию пива составлены в таблице 3 и на рисунке 1.

Таблица 2 – Структура ассортимента пива и пивных напитков ООО «Престиж»

Наименование

Годовой товарооборот, тыс. руб.

Структура в стоимостном выражении, %

Туборг ж.б 0,5л

72509

7,2

Heineken Свет. ст. 0,5л

54048

5,4

Heineken Свет, ж.б 0,5л

49063

4,8

Три Медведя крист стекло 0,5л

44875

4,4

Амстел Прем. Пилсенер ж.б 0,5л

43330

4,3

Туборг стекло 0,5 л

41002

4,0

Охота кр. п/э 1,5л.

32548

3,3

Пивн нап. Злат. Базант Радлер ж.б 0,5л

32772

3,2

Степан Разин Петровск. п/э 2,5л

31547

3,1

Heineken 0,5л

27946

2,7

Златый Базант ст. 0,5л

26586

2,6

Три Медведя Светлое ж.б 0,5л

25605

2,5

Амстел Прем. Пилсеиер ст. 0,5л

24346

2,4

Златый Базант ж.б 0,5л

24574

2,4

Туборг 0,33 л

22240

2,2

Три Медведя Светл. стекло 0,5л

22633

2,2

Три Медведя крист ж.б 0,5л

22458

2,2

Златый Базант темн., ж.б 0,5л

21077

2,1

Окское бочк. ж.б 0,5л

21548

2,1

Три Медведя крист п/э 2,5л

20494

2,0

Пивн нал Злат. Базант Темн. ст. 0,5л

19925

1,9

Докт. Дизель Радлер ж.б 0,5л

19547

1,9

Пивн. нап Докт. Дизель ст. 0,5л

19852

1,9

Окское бочк. п/э 2,5л

18471

1,9

Три Медведя крист п/э 1,5л

18547

1,8

Охота кр. светл. ст. 0,5л

17398

1,7

Охота кр. п/э 1,5л

16487

1,6

Охота кр. ж.б 0,5л

15806

1,5

Три Медведя Светл. п/э 1,5л

15214

1,5

Окское бочк. п/э 1,5л

15487

1,5

Пиво спец. Десперадос ст. 0,4л

14548

1,5

Охота Темн, ж.б 0,5л

14587

1,4

Степан Разин Петровск. п/э 1,5л

14254

1,4

Охота кр. п/э 1л

13265

1,3

Пивной нап. Доктор Дизель Лайм ст 0,5л

13548

1,3

Пив. нал. Охота Темн. спец. 1,5л

12874

1,2

Докт. Дизель ж.б вмест.0,5л

12874

1,2

Эдельвейс неф., пшенич. Ст, 0,5л

12547

1,2

Три Медведя Светл. п/э 2,5л

10378

1,0

Эдельвейс Дункель спец, неф. ст., 0,5л

10254

1,0

Охота Темн. спец. ст. 0,5л

9541

0,9

Окское бочк. стекло 0,5л

9587

0,9

Докт. Дизель стекло 0,5л

8541

0,8

Степан Разин Петровск. ст 0,5л

8471

0,8

Охота Темн, спец п/э 1,5л

7654

0,7

Златый Базант б/а стекло 0,5л

5874

0,5

Пивн. нап Гиннесс Оридж. темн 0,5

5241

0,5

Пиво спец. Десперадос ст. 0,4л

1012

0,1

Итого

1000745

100

Таблица 3 – Структура ассортимента пива и пивных напитков в стоимостном выражении

Наименование

Структура в стоимостном выражении, %

Амстел

6,7

Златый Базант

7,6

Heineken

13,9

Окское

6,4

Охота

12,4

Пивной напиток

12,5

Степан Разин

5,3

Три Медведя

19,6

Доктор Дизель

13,4

Эдельвейс

2,2

Итого

100

Рисунок 1 – Структура ассортимента пива и пивных напитков

Одним из универсальных и распространенных методов анализа продажи отдельных категорий и наименований товаров является АВС и XYZ анализы.

АВС-анализ показывает вклад товара в результат магазина, a XYZ-анализ показывает стабильность или нестабильное покупательского спроса.

Чем. стабильнее спрос на товар, тем легче им управлять, тем ниже потребность в товарных запасах, тем легче планировать движение продукта. АВС и XYZ-анализ позволяет в полной мере рассмотрен, эффективность продаж и понять, как можно ими управлять (Рисунки 2 и 3).

Рисунок 2 – Порядок проведения совмещенного АВС и XYZ-анализа

АХ

АY

АZ

ВХ

ВY

ВZ

СХ

СY

СZ

Рисунок 3 – Совмещение АВС и XYZ-анализа

При совмещении получают девять группировок анализа по двум признакам:         степень влияния на конечный результат (АВС) и стабильность/прогнозируемость этого результата (XYZ). Это незаменимым инструмент для повышения эффективности продажи товаров [14].

Для того чтобы разработать мероприятия, которые позвони увеличить эффективность продажи товаров предприятия, был проведем АВС и XYZ-анализ продаж отдельных наименований пива производителя Хейнекен.

Группа А – товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы реализации. Эти наименования требуют тщательного планирования, постоянного (возможно, даже ежедневного) и скрупулезного учета и контроля.

Эти товары составляют 50% оборота и валовой прибыли, и соответственно, чем выше стоимость товара, тем дороже обходятся ошибки в их анализе.

Необходим периодический подсчет запасов с жесткими допусками. Полная инвентаризация по этим наименованиям должна проходить не реже раза в квартал.

Можно также проводить выборочную инвентаризацию этих товаров раз в месяц. Недопустимо сколько-нибудь существенное отклонение данных о запасах, зафиксированных в базе данных, от данных, полученных при проведении инвентаризации.

По группе А необходимо постоянное отслеживание спроса, объемов заказываемых партий и размера страхового запаса.

Необходимо тщательное отслеживание и сокращение сроков оборачиваемости товара. Чем короче длительность цикла, тем ниже потребность в оборотных средствах.

Группа В – следующие за группой А товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50 до 80% от общей суммы параметров. Эти объекты в меньшей степени важны для компании и требуют обычного контроля, налаженного учета.

Группа С – остальные товары, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 80 до 100% от общей суммы параметров.

Эти товары, характеризуются упрощенными методами планирования, учета и контроля. Однако, несмотря на их малоценность, они составляют 20% оборота и прибыли и требуют постоянного контроля.

В таблицах 4 и 5 представлены результаты АВС-анализа продажи отдельных наименований пива и пивных напитков производителя Хейнекен, реализуемого в магазине.

Таблица 4 – АВС-анализ продажи пива и пивных напитков за 2014 г.

Наименование

Доля в объеме продаж, %

Доля с накопит, итогом, %

Группа

Доктор Дизель ж.б 0,5л

5,0

5,0

А

Три Медведя криста стекло 0,5л

4,8

9,8

Доктор Дизель стекло 0,5 л

4,4

14,2

Heineken Светлое стекло 0,5л

4,3

18,5

Степан Разин Петр п/эт 2,5л

. 4,3

22,8

Амстел Прем Пилсенер ж.б 0,5л

3,9

26,7

Окское бочковое п/эт 2,5л

3,2

29,9

Степан Разин Петр п/эт 1,5л

3,2

33,1

Златый Базант стекло 0,5л

3

36,1

Пив нап. Зл Базант Радлер ж.б 0,5л

3

39,1

Heineken Светлое ж.б 0,5л

3

42,1

Охота крепкое ж.б 0,5л

3

45,1

Три Медведя Светлое п/эт 2,5л

2,8

47,9

Три Медведя Светлое ж.б 0,5л

2,6

50,5

В

Три Медведя крист п/эт 2,5л

2,6

53,1

Охота крепкое п/эт 1л

2,1

55,2

Три Медведя Светлое ст 0,5л

2,1

57,3

Доктор Дизель Радлер ж.б 0,5л

2,1

59,4

Окское бочковое п/эт 1,5л

2,1

61,5

Heineken 0,5л

2

63,5

Пив нап Златый Базант Тем ст. 0,5л

2

65,5

Охота крепкое п/эт 1,5л

2

67,5

Охота крепкое п/эт 2,5л

2

г 69,5

Три Медведя крист п/эт 1,5л

2

71,5

Окское бочковое ж.б 0,5л

2

73,5

Доктор Дизель 0,65л

1,9

75,4

Златый Базант темное, ж.б 0,5л

1,6

77

Доктор Дизель 0,33л

1,3

78,3

Три Медведя Светлое п/эт 1,5л

1,3

79,6

Три Медведя крист ж.б 0,5л

1,3

80,9

С

Пив нап. Доктор Дизель Лайм ст. 0,5л

1,3

82,2

Эдельвейс неф., пшенич. стекло 0,5л

1,3

83,5

Амстел Премиум Пилсенер ст. 0,5л

1,2

84,7

Златый Базант б/а стекло 0,5л

U

85,9

Охота Темное ж.б 0,5л

1,2

87,1

Эдельвейс Дункель спец, неф. стекл, 0,5л

1,2

88,3

Пиво спец. Десперадос стекло 0,5л

1,2

89,5

Охота крепкое светлое стекло 0,5л

1,1

90,6

Златый Базант ж.б 0,5л

1

91,6

Охота Темное специальное ст. 0,5л

1

92,6

Пивн. нап. Доктор Дизель стекло 0,5л

1

93,6

Окское бочковое стекло 0,5л

1

94,6

Охота Темное'специальное п/эт 1,5л

0,9

95,5

Доктор Дизель ж.б вмест.0,5л

0,9

96,4

Пивн. нап. Гиннесс Оридж. Темн. 0,5

0,9

97,3

Доктор Дизель стекло 0,5л

0,8

98,1

Пивн. нап. Охота Темное спец. 1,5л

0,7

98,8

Степан Разин Петровское стекло 0,5л

0,6

99,4

Специальное Десперадос стекло 0,4л

0,6

100

Таблица 5 – АВС-анализ продажи пива и пивных напитков за 2015 г.

Наименование

Доля в объеме продаж, %

Доля с накопит, итогом, %

Группа

Доктор Дизель ж.б 0,5л

6,5

6,5

А

Heineken Светлое стекло 0,5л

5,1

11,6

Доктор Дизель стекло 0,5 л

4,7

16,3

Три Медведя кристальное стекло 0,5л

4,5

20,8

Heineken Светлое ж.б 0,5л

4,4

25,2

Амстел Премиум Пилсенер ж.б 0,5л

4,1

29,3

Степан Разин Петровское п/эт 2,5л

3,2

32,5

Пивной нап. Златый Базант Радлер ж.б 0,5л

3,1

35,6

Златый Базант стекло 0,5л

2,8

38,4

Охота крепкое тэт 2,5л

2,6

41

Heineken 0,5л

2,4

43,4

Три Медведя Светлое ж.б 0,5л

2,4

45,8

Доктор Дизель 0.65л

2,3

48,1

Амстел Прем. Пилсенер ст. 0,5л

2,3

50,4

Три Медведя кристальное ж.б 0,5л

2,3

52,7

Окское бочковое ж.б 0,5л

2,1

54,8

В

Пивной нап Златый Базант Темный сг. 0,5 л

2

56,8

Охота крепкое ж.б 0,5л

2

58,8

Три Медведя Светлое стекло 0,5л

2

60,8

Три Медведя кристальное п/эт 2,5л

2

62,8

Пивной напиток Доктор Дизель стекло 0,5л

2

64,8

Окское бочковое п/эт 2,5л

2

66,8

Златый Базант ж.б 0,5л

1,9

68,7

Златый Базант темное, ж.б 0,5л

1,9

70,6

Три Медведя Светлое п/эт 2,5л

1,9

72,5

Доктор Дизель Радлер ж.б 0,5л

1,9

74,4

Доктор Дизель 0,33 л

1,8

76,2

Три Медведя кристальное п/эт 1,5л

1,8

78

Три Медведя Светлое п/эт 1,5л

1,5

79,5

Охота крепкое светлое стекло 0,5л

1,4

80,9

С

Доктор Дизель ж.б вмест.0,5л

1,4

82,3

Охота крепкое п/эт 1л

1,3

83,6

Окское бочковое п/эт 1,5л

1,3

84,9

Охота крепкое п/эт 1,5л

1,2

86,1

Охота Темное ж. б 0,5л

1,2

87,3

Пивн нап Охота Темное спец. 1,5л

1,2

88,5

Пивн нап. Докт. Дизель Лайм ст. 0,5л

1,2

89,7

Степан Разин Петровское п/эт 1,5л

1,2

90,9

Эдельвейс неф., пшенич. стекло 0,5л

1,1

92

Пиво спец. Десперадос стекло 0,5л

1,1

93,1

Охота Темное специальное ст. 0,5л

0,9

94

Доктор Дизель стекло 0,5л

0,9

94,9

Эдельвейс Дункель спец, неф. стекл, 0,5л

0,9

95,8

Ст. Разин Петровское стекло 0,5л

0,9

96,7

Охота Темн, специальное п/эт 1,5л

0,8

97,5

Окское бочковое стекло 0,5л

0,8

98,3

Пиво спец. Десперадос стекло 0,4л

0,8

99,1

Пивн нап. Гиннесс Оридж. темн. 0,5

0,5

99,6

Златый Базант б/а стекло 0,5л

0,4

100

XYZ-анализ математически-статистический метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность продаж отдельных видов товаров и колебания уровня потребления тех или иных товаров.

Этапы XYZ-анализа:

  1. Выбор объекта анализа и признака, по которому проводили сравнение объектов. Традиционно в рознице объектами XYZ-анализа являются товарная категория или товарная единица. За основу анализа берется период продаж не менее трех месяцев, нами взят период в один год.
  2. Определяли количество периодов, по которым проводили анализ. Чем больше период, тем лучше, тем вернее будет статистика спроса. Для анализа лучше брать не менее двух периодов, по которым ведется отчетность. Если товар имеет оборачиваемость более месяца, то надо взять период, как минимум в три раза превышающий оборачиваемость.
  3. Определяли коэффициенты вариации, среднее квадратическое отклонение для каждого объекта анализа.

Товары группы BY при достаточно высоких продажах имеют недостаточную их стабильность.

Товары группы Y имеют определенный тренд в объемах продаж – спад или рост. Чтобы обеспечить постоянное их наличие, нужно увеличить страховой запас. Здесь работа по оптимизации товарных запасов играет решающую роль.

Товары группы AZ отличаются высокими продажами и низкой прогнозируемостью спроса, в ассортименте компании продукция этой группы отсутствуют.

Товары группы CZ представлены в ассортименте максимально, их нужно регулярно контролировать, так как именно из этих товаров возникают неликвиды, от которых компания несет потери. Все расчеты для совмещенного анализа проводили в программе Excel. Результаты совмещенного АВС и XYZ-анализа представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Результаты совмещенного АВС и XYZ-анализа

Наименование пива

Доля с накопит, итогом, %

кв

Группа

Доктор Дизель ж.б 0,5л

6,5

3,1

АХ

Heineken Светлое стекло 0,5л

11,6

3,4 .

АХ

Доктор Дизель стекло 0,5 л

16,3

4,2

АХ

Три Медведя кристальное стекло 0,5л

20,8

8,1

АХ

Heineken Светлое ж.б 0,5л

25,2

9,3

АХ

Амстел Премиум Пиле, ж.б 0,5л

29,3

10,3

AY

Степан Разин Петровское п/эт 2,5л

32,5

11,8

AY

Пивн. нап. Зл. Базант Радлер ж.б 0,5л

35,6

16,1

AY

Зл. Базант стекло 0,5л

38,4

16,4

AY

Охота крепкое ПЭТ 2,5л

41

16,6

AY

Heineken 0,5л

43,4

17,0

AY

Три Медведя Св. ж.б 0>5л

45,8

17,3 .

AY

Доктор Дизель 0,65л

48,1

17,3

AY

Амстел Премиум Пиле. ст. 0,5л

50,4

17,5

BY

Три Медведя кристально ж.б 0,5л

52,7

18,3

BY

Окское бочковое ж.б 0,5л

54,8

18,6

BY

Пив нап Златый Базант Темн ст. 0,5л

56,8

19,1

BY

Охота крепкое ж.б 0,5л

58,8

19,8

BY

Три Медведя Светлое ст 0,5л

60,8

20,2

BZ

Три Медведя крист п/эт 2,5л

62,8

21,2

BZ

Пивн. Нап. Доктор Дизель ст 0,5л

64,8

22,1

BZ

Окское бочковое п/эт 2,5л

66,8

23,6

BZ

Златый Базант ж.б 0,5л

68,7

24,8

BZ

Златый Базант темное, ж.б 0,5л

70,6

25,2

BZ

Три Медведя Светлое п/эт 2,5л

72,5

25,8

BZ

Доктор Дизель Радлер ж.б 0,5л

74,4

25,8

BZ

Доктор Дизель 0,33л

76,2

25,8

BZ

Три Медведя кристальное п/эт 1,5л

78

26,5

BZ

Три Медведя Св. п/эт 1,5л

79,5

27,1

BZ

Охота крепкое светлое стекло 0,5л

80,9

27,9

CZ

Док. Дизель ж.б вмест.0,5я

82,3

28,1

cz

Охота крепкое п/эт 1л

83,6

28,7

CZ

Окское бочковое п/эт 1,5л

84,9

30,8

CZ

Охота кр. п/эт 1,5л

86,1

31,3

CZ

Охота Т емное ж. б 0,5 л

87,3

32,0

CZ

Пивн. нап. Охота Темное спец. 1,5л

88,5

33,3

CZ

Пивн. нап. Доктор Дизель Лайм ст. 0,5л

89,7

37,1

CZ

Степан Разин Петровское п/эт 1,5л

90,9

39,4

CZ

Эдельвейс неф., пшенич. стекло 0,5л

92

39,6

CZ

Пиво спец. Десперадос стекло 0,5л

93,1

40,3

CZ

Охота Темное спец. ст. 0,5л

94

41,3

CZ

Доктор Дизель стекло 0,5л

94,9

41,5

CZ

Эдельвейс Дункель спец, неф. стекл, 0,5л

95,8

41,7

CZ

Степан Разин Петровское стекло 0,5л

96,7

43,4

CZ

Охота Темн. Спец, п/эт 1,5л

97,5

47,6

CZ

Окское бочковое стекло 0,5л

98,3

49,6

CZ

Пиво спец .Десперадос стекло 0,4л

99,1

52,9

CZ

Пивн. Нап. Гиннесс Оридж. темн 0,5л

99,6

58,8

CZ

Златый Базант б/а стекло 0,5л

100

61,4

CZ

В результате совмещения получили девять групп объектов анализа по двум критериям: степень влияния на конечный результат (АВС) и стабильность/прогнозируемость этого результата (XYZ) (Рисунок 4).

АХ

Наименования пива:

Хейнекен ж.б 0,5л; Бочкарев Св. стекло 0,5л; Хейнекен стекло 0,5 л; Три Медведя крист, стекло 0,5л; Бочкарев Св. ж.б 0,5л. Рекомендации: невысокий страховой запас, возможно наличие резервного поставщика, теоретически можно работать по системе ЛТ

AY

Наименования пива: Амстел Прем. Пиле, ж.б 0,5л; Степан Разин Петр, п/эт 2,5л; Пивн. нап. Зл. Базант Радяер ж.б 0,5л; Зл. Базант стекло 0,5л; Охота крю п/эт 2,5л; Хейнекен 5 л; Три Медведя Св. ж.б 0,5л; Хейнекен 0,65л Рекомендации: запас с небольшим избытком, резервный поставщик, тщательный контроль остатков

AZ

нет

ВХ

нет

BY

Наименования пива: Амстел Прем. Пиле. ст. 0,5л; Три Медведя крист, ж.б 0,5л; Окское бочковое ж.б 0,5л; Пивной нап Зл. Базант Темн. ст. 0,5л; Охота крепкое ж.б 0,5л

Рекомендации: запас с очень неболыншм избытком, резервный поставщик, контроль остатков

BZ

Наименования пива: Три

Медведя Светлое стекло 0,5л; Три Медведя кристальное п/эт 2,5л; Пивной напиток Докт. Дизель стекло 0,5л; Окское бочковое п/эт 2,5л; Златый Базант ж.б 0,5л; Златый Базант темное, ж.б 0,5л; Три Медведя Светлое п/эт 2,5л; Доктор Дизель Раддер ж.б 0,5л; Хейнекен 0,33л; Три Медведя крист, п/эт 1,5л; Три Медведя Св. ПЭТ 1,5л

Рекомендации: частичная работа под заказ, контроль остатков, опытный менеджер, важно - резервный поставщик

СХ

нет

CY

нет

CZ

(остальные наименования)

Рекомендации: за новыми товарами наблюдать, старые - выводить, поставка под заказ

Рисунок 4 – Рекомендации для повышения эффективности продажи
отдельных наименований пива по матрице совмещенного

АВС и XYZ-анализа

Важным этапом в процессе управления продажами является планирование. Объем продаж это обобщающий показатель деятельности предприятия. Достижение предприятием запланированного объема продаж, необходимого для обеспечения запланированной прибыли, является основным условием для его эффективного функционирования. Поэтому изучение спроса покупателей служит важной составляющей для планирования объема продаж. В результате изучения спроса покупателей формируется ассортиментная политика предприятия.

Формирование рационального ассортимента – основной регулятор конкурентоспособности торгового предприятия.

Формирование ассортимента – деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.

Цель организации в области ассортимента – формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли [15].

Различают общие и специфические факторы формирования ассортимента.

Общими факторами, влияющими на формирование торгового ассортимента, являются:

  • спрос как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента; в свою очередь зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей);
  • рентабельность реализации определяется себестоимостью и издержками обращения [19, с. 40].

Специфичными факторами формирования торгового ассортимента являются:

  • специализация торговой организации. Она определяется при создании или лицензировании, или аттестации организации. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит ее последующая деятельность, в том числе и формирование торгового ассортимента;
  • каналы распределения товаров. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта;
  • методы стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности, рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента;
  • материально-техническая база торговой организации.

Должно обеспечивать соответствие возможностей торговой организации (наличие складов, достаточных торговых площадей) для формирования определенного ассортимента.

Регулирование перечисленных выше факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается посредством установления определенных требования, предъявляемых к рациональному ассортименту [20].

Деятельность по формированию оптимального ассортимента основывается на результатах исследования ассортимента, его свойств и расчета их показателей.

3 Оценка качества пива, реализуемого предприятием ООО

«Престиж»

Качество – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением [4].

Качество алкогольных напитков оценивается следующими показателями:

  • органолептические;
  • физико-химические;
  • микробиологические.

За период преддипломной практики было принято участие в приемке партии пива по количеству и качеству. Проанализируем соответствие приемочных мероприятий, осуществляемых сотрудниками ООО «Престиж» требованиям ГОСТ 12786-80 Пиво. Правила приемки и методы отбора проб [8].

Согласно ГОСТ 12786 пиво принимают партиями. Партией считают количество пива одного наименования, в однородной потребительской или транспортной таре, одной даты розлива, оформленное одним документом о качестве.

При приемке пива проводят проверку качества упаковки и правильность маркировки потребительской и транспортной тары на соответствие требованиям нормативно-технической документации.

Проверку качества пива на соответствие требованиям нормативно-технической документации проводят по показателям качества, объединенным в группы согласно таблице ГОСТ 12786 (Таблица 7).

Согласно п. 1.4 для проверки качества пива, разлитого в бутылки, по показателям качества 1 и 2-й групп отбор единиц продукции в выборку проводят исходя из данных таблицы 2 ГОСТ 12786 (Таблица 8).

Таблица 7 – Группы показателей качества

Наименование показателя

Обозначение группы

Внешнее оформление, внешний вид (прозрачность, наличие посторонних включений)

1

Массовая доля двуокиси углерода, высота пены и пеностойкость

2

Массовая доля спирта, сухих веществ в начальном сусле, кислотность, цвет, стойкость

3

Вкус и аромат

4

Объем продукции

5

Таблица 8 – Объем выборки для показателей 1 и 2 групп

Объем партии пива, бутылок

1-я группа

2-я группа

объем выборки, бутылок

приемочное число

браковочное число

объем выборки, бутылок

приемочное число

браковочное число

От 151 до 500 включ.

13

1

2

3

1

2

Согласно п. 1.5. для проверки качества пива, разлитого в бутылки, по показателям качества 3 и 4-й групп отбор единиц продукции в выборку проводят исходя из данных таблицы 3 ГОСТ 12786 (Таблица 9).

Таблица 9 – Объем выборки для показателей 3 и 4 групп

Объем партии пива, бутылок

Объем выборки, бутылок

От 151 до 1200 включ.

5

По п. 1.6 для определения объема продукции от партии пива, разлитого в бутылки, отбирают выборку объемом 10 бутылок. Согласно п. 1.8. партию пива, разлитого в бутылки, принимают, если число дефектных бутылок с пивом (деформация, разрывы, перекосы этикеток, наличие единичных посторонних включений в виде ворсинок или частиц укупорочного материала - по показателям качества 1-й группы или показателям качества 2-й группы, не отвечающим требованиям нормативно-технической документации) в выборке меньше или равно приемочному числу, и бракуют, если число дефектных бутылок с пивом в выборке больше или равно браковочному числу.

Согласно п. 1.9. при получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей 3-5-й групп для пива или хотя бы по одному из показателей органолептических или физико-химических испытаний для пива, разлитого в бочки, предназначенного к транспортированию в автоцистернах или находящегося в изотермических резервуарах, партию бракуют [1].

В ходе приемки партии пива сотрудниками ООО «Престиж» отобраны пробы в полном соответствии с требованиями ГОСТ 12786-80, нарушений законодательства в процессе приемки нами не выявлено.

К органолептическим показателям относят: прозрачность, цвет, вкус, хмелевую горечь, аромат и пенообразование. Эти показатели индивидуальны для каждого сорта пива и являются критерием оценки его потребительских свойств. Все органолептические показатели качества пива определяются в процессе дегустации.

Проведем оценку качества пива и пивного напитка, реализуемых магазином по органолептическим и нескольким физико-химическим показателям. Качество пива оценивают по ГОСТ 31711 – 2012 «Пиво. Общие технические условия» [10].

Пиво вырабатывают двух типов: светлое, темное. Пиво по способу обработки подразделяют на: непастеризованное, пастеризованное, фильтрованное, нефильтрованное осветленное и неосветленное.

По органолептическим показателям пиво должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 10.

Таблица 10 – Органолептические показатели качества пива

Наименование показателя

Тип пива

фильтрованное пиво

нефильтрованное пиво

светлое

темное

светлое

темное

Прозрачность

Прозрачная пенящаяся жидкость без осадка и посторонних включений, не свойственных пиву. В процессе хранения допускается появление частиц белково-дубильных соединений. Для пшеничного пива допускается опалесценция от слабой до сильной

Непрозрачная или прозрачная с опалесценцией пенящаяся жидкость без посторонних включений, не свойственных пиву. В процессе хранения допускается появление частиц белково-дубильных соединений. Допускается дрожжевой осадок

Аромат

Чистый, сброженный солодовый, с хмелевым ароматом, без посторонних запахов

Сброженный с хмелевым ароматом, допускается дрожжевой оттенок, без посторонних запахов

Вкус

Чистый, сброженный, солодовый, с хмелевой горечью, без посторонних привкусов. В пшеничном пиве присутствуют пряно-ароматичные тона во вкусе и аромате

Полный солодовый с выраженным привкусом карамельного или жженого солода, без посторонних привкусов

Сброженный солодовый, с хмелевой горечью, допускается дрожжевой привкус. В пшеничном пиве присутствуют пряно-ароматичные тона во вкусе и аромате

Солодовый с выраженным привкусом карамельного или жженого солода, без посторонних привкусов

Произведем оценку качества пива Tuborg Green светлое бутылка 0,5 л. по органолептическим и физико-химическим (пенообразование) показателям качества.

Произведем анализ информации, нанесенной на упаковку пива.

Производитель ОАО «Пивоваренная компания «Балтика-Воронеж».

Состав: вода питьевая очищенная, солод ячменный светлый, хмелепродукты.

Содержание алкоголя: не менее 4,6 % об.

Экстрактивность начального сусла: 11 %.

Энергетическая ценность: 42 ккал в 100 г пива.

Пищевая ценность: углеводов не более 4,6 г в 100 г пива.

Таблица оценки качества пива Tuborg Green светлое представлена в Приложении 1.

 По физико-химическим показателям светлое пиво должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 11.

Таблица 11 – Физико-химические показатели качества пива

Наименование показателя

Экстрактивность начального сусла, %

Объемная доля спирта, %,

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Кислотность, к. ед., не более

2,8

3,2

3,6

4,0

4,5

4,7

4,8

5,4

5,8

6,2

6,6

рН

2,5

2,6

3,2

3,6

4,5

5,0

Цвет, ц. ед.

3,8-4,8

Цвет, ед. ЕВС

0,2-2,5

Массовая доля двуокиси углерода, %, не менее

3,4-31

Пенообразование:

высота пены, мм, не менее

40

пеностойкость, мин, не менее

3

Пищевая ценность:

энергетическая ценность, ккал в 100 г пива

30

34

38

42

46

50

54

58

62

66

70

углеводы, г в 100 г пива

3,5

3,8

4,2

4,6

4,7

5,3

5,8

6,2

6,6

6,9

7,3

Согласно таблице Приложения 1 пиво Tuborg Green светлое соответствует требованиям к качеству, установленным ГОСТ 31711 – 2012 «Пиво. Общие технические условия».

Оценку качества пивного напитка проведем согласно требованиям ГОСТ Р 55292-2012 «Напитки пивные общие технические условия».

Пивной напиток по способу обработки подразделяют на:

  • непастеризованный;
  • пастеризованный;
  • фильтрованный;
  • нефильтрованный осветленный;
  • нефильтрованный неосветленный;
  • холодной стерилизации (обесположенный).

По органолептическим показателям пивные напитки должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 12.

Таблица 12 – Органолептические показатели качества пивных напитков

Наименование показателя

Характеристика показателя

фильтрованное

нефильтрованное

Внешний вид

Прозрачная пенящаяся жидкость без осадка и посторонних включений, не свойственных продукту. В процессе хранения допускается появление частиц белково-дубильных соединений.

Прозрачная с опалесценцией или непрозрачная пенящаяся жидкость без посторонних включений, не свойственных продукту. Допускается осадок и взвеси, обусловленные особенностями используемого сырья.

Вкус и аромат

Сброженного солодового напитка с хмелевыми горечью и ароматом. Допускаются оттенки вкуса и аромата, обусловленные используемым сырьем и особенностями технологии.

Допускается дрожжевой оттенок во вкусе и аромате.

Цвет

От светло-соломенного до темно-коричневого. Допускаются цвета, обусловленные цветом использованного сырья.

По физико-химическим показателям пивные напитки должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 13.

Таблица 13 — Физико-химические показатели качества пивных напитков

Наименование показателя

Значение

Объемная доля этилового спирта, %, не более

7,0

Массовая доля двуокиси углерода, %, не менее

0,4

Пенообразование:

высота пены, мм, не менее

пеностойкость, мин, не менее

30

3

Произведем оценку качества пивного напитка «Велкопоповицкий Козел Темный» по органолептическим и физико-химическим (пенообразование) показателям качества.

Произведем анализ информации, нанесенной на упаковку пивного напитка. 

Производитель ООО «САБМиллер РУС», г. Калуга, Россия.

Пивной напиток «Велкопоповицкий Козел Темное» 3,7% 0,5л. пастеризованный.

Состав: вода питьевая, солод пивоваренный ячменный, сахар, хмель и
хмелепродукты.

Энергетическая ценность: 36 ккал.

Пищевая ценность на 100 г продукта: углеводы - 3,1 г.

Экстрактивность начального сусла 9,6%.

Содержание этилового спирта 3,7 мл в 100 мл продукции.

Таблица оценки качества пивного напитка «Велкопоповицкий Козел Темное» 3,7% 0,5л. Пастеризованного представлена в Приложении 2.

Согласно таблице Приложения 2 пивной напиток «Велкопоповицкий Козел» соответствует требованиям к качеству, установленным ГОСТ Р 55292-2012 «Напитки пивные общие технические условия» [11].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания выпускной квалификационной работы проделано следующее:

  1. Определены факторы, формирующие и сохраняющие качество пива и пивных напитков, такие как сырье и технологические особенности производства, упаковка, маркировка, хранение и транспортирование алкогольной продукции.
  2. Проанализированы основные показателей работы магазина в области формирования ассортимента пива и пивных напитков, на основании произведенных расчетов расчетов даны рекомендации: 
  • для наименований пива: Хейнекен ж.б 0,5л; Бочкарев Св. стекло 0,5л; Хейнекен стекло 0,5 л; Три Медведя крист, стекло 0,5л; Бочкарев Св. ж.б 0,5л. – невысокий страховой запас, возможно наличие резервного поставщика, теоретически можно работать по системе ЛТ;
  • для наименований пива: Амстел Прем. Пиле, ж.б 0,5л; Степан Разин Петр, п/эт 2,5л; Пивн. нап. Зл. Базант ж.б 0,5л; Зл. Базант стекло 0,5л; Охота кр. п/эт 2,5л; Хейнекен 5 л; Три Медведя Св. ж.б 0,5л; Хейнекен 0,65л – запас с небольшим избытком, резервный поставщик, тщательный контроль остатков;
  • для наименований пива: Амстел Прем. Пиле. ст. 0,5л; Три Медведя крист, ж.б 0,5л; Окское бочковое ж.б 0,5л; Пивной нап Зл. Базант Темн. ст. 0,5л; Охота крепкое ж.б 0,5л – запас с очень небольшим избытком, резервный поставщик, контроль остатков;
  • для наименований пива: Три Медведя Светлое стекло 0,5л; Три Медведя кристальное п/эт 2,5л; Пивной напиток Докт. Дизель стекло 0,5л; Окское бочковое п/эт 2,5л; Златый Базант ж.б 0,5л; Златый Базант темное, ж.б 0,5л; Три Медведя Светлое п/эт 2,5л; Доктор Дизель Раддер ж.б 0,5л; Хейнекен 0,33л; Три Медведя крист, п/эт 1,5л; Три Медведя Св. ПЭТ 1,5л – частичная работа под заказ, контроль остатков, опытный менеджер, важно – резервный поставщик
  • для остальных наименований – за новыми товарами наблюдать, старые – выводить.
  1. Проведен анализ приемки партии пива по количеству и по качеству, который позволяет заключить, что руководство магазина производит приемочный контроль в соответствии с действующим законодательством.
  2. Произведена оценка качества образцов пива и пивного напитка по органолеприческим и физико-химическим (пенообразование) показателям, в ходе которой отклонений от требований ГОСТ нами выявлено не было.

Таким образом, проделанная нами работа позволила достичь сформулированной во введении цели – изучение современной классификации ассортимента, анализ тенденций развития рынка, особенностей правового регулирования, управления ассортиментом и оценки качества пива и полностью справиться с поставленными задачами.

Реализуя на практике сформулированные нами рекомендации, ООО «Престиж», сможет успешно конкурировать с другими торговыми предприятиями в области ассортимента и в отношении качества реализуемых алкогольных напитков.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть вторая: [принят Гос. Думой 22 дек. 1995 г.]. / ЗАО «Консультант Плюс» – ИБ СПС Консультант Плюс.
  2. О техническом регулировании [Электронный ресурс] : [федер. закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ] / ЗАО «Консультант Плюс» – ИБ СПС Консультант Плюс.
  3. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : [федер. закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ] / ЗАО «Консультант Плюс» – ИБ СПС Консультант Плюс.
  4. О безопасности пищевой продукции [Электронный ресурс] : [федер. закон ТР ТС 021/2011 / ЗАО «Консультант Плюс» – ИБ СПС Консультант Плюс.
  5. Правила продажи отдельных видов товаров [Электронный ресурс] : [утверждены Постановлением правительства РФ 19 янв. 1998 г.] / ЗАО «Консультант Плюс» – ИБ СПС Консультант Плюс.
  6. ГОСТ Р 51304-2009 Услуги торговли. Общие требования [Текст]. – Введ. 2011–01–01. – М.: Изд-во стандартов, 2011. – 27 с. 
  7. ГОСТ Р 51773-2009 Услуги торговли. Классификация предприятий торговли [Текст]. – Введ. 2011–01–01. – М.: Стандартинформ, 2011. – 12 с.
  8. ГОСТ 12786-80 Пиво. Правила приемки и методы отбора проб. / ЗАО «Консультант Плюс» – ИБ СПС Консультант Плюс.
  9. ГОСТ Р 51074 – 2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс» – ИБ СПС Консультант Плюс.
  10. ГОСТ 31711-2012 Пиво. Общие технические условия [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс» – ИБ СПС Консультант Плюс.
  11. ГОСТ Р 55292-2012 Напитки пивные. Общие технические условия [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс» – ИБ СПС Консультант Плюс.

Литература

  1. Вытовтов, А.А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров [Электронный ресурс]: учебник – М.: НИЦ Инфра-М, 2012. – 576 с. ISBN 978-5-98281-272-8 ЭБС «ЗНАНИУМ».
  2. Гамидуллаев, С.Н., Товароведение и экспертиза продовольственных товаров [Текст]: учебное пособие / С.Н. Гамидуллаев, Е.В. Иванова, С.Л. Николаева, В.Н. Симонова. – СПб.: Альфа, 2009. – 432 с.
  3. Кайшев, В.Г. Анализ макроскопических показателей развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации за 2013-2014 гг. [Текст] // Пищевая промышленность – 2015. – № 1 − с. 22-27.
  4. Коммерческое товароведение [Текст]: учебник / Под общ. ред. д. э. н., проф. В.И. Теплова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 696 с. ISBN 978-5-98281-272-8 ЭБС «ЗНАНИУМ».
  5. Куликова, Н.Р. Основы товароведения [Электронный ресурс]: Учебник / Н.Р. Куликова, В.П. Новопавловская, Н.С. Носова. – М.: НОРМА, 2012. – 448 с. ISBN 978-5-98281-272-8 ЭБС «ЗНАНИУМ».
  6. Николаева, М.А. Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров [Текст]: учебное пособие / М.А. Николаева, М.А. Положишникова – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. – 464 с.
  7. Николаева, М.А. Теоретические основы товароведения [Текст]: учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2012. – 448 с.
  8. Николаева, М.А. Хранение продовольственных товаров [Текст]: учебное пособие / М.А. Николаева, Г.Я. Резго – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. – 304 с.
  9. Подхолзин, Б.А. Торговля продовольственными и непродовольственными товарами [Текст]: учеб. пособие / Б.А. Подхолзин. – М.: Бератор-пресс, 2010. – 176 с.
  10. Сидоренко, Ю. И. Экспертиза продовольственных товаров. Лабораторный практикум [Текст]: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. –  182 с.
  11. Теплова, В.И. Коммерческое товароведение [Текст]: учебник / Под общ. ред. д. э. н., проф. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 696 с.
  12. Тимофеева, В.А. Товароведение продовольственных товаров [Текст]: учебник. – М.: Феникс, 2012. – 479 с.
  13. Товароведение продовольственных товаров [Текст]: учебное пособие / Н.В. Коник. – М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 416 с.

Ресурсы Интернет

  1. В 2014 году россияне выпили меньше алкоголя, чем обычно [Электронный ресурс] / Информационный алкогольный портал alcoonline.ru – Режим доступа: http://alcogol.su/page.php?al=v_2013_godu_rossijane_vy.
  2. Кушнерева Е. В. Влияние вида тары на качественные характеристики пива [Электронный ресурс] // Кушнерева Е. В., Гугучкина Т. И., Попандопуло В. Г. // Виноделие и виноградарство – 2014. – № 1. – Режим доступа: http://www.foodprom.ru/journals/vinodelie-i-vinogradarstvo/244-vinodelie-i-vinogradarstvo-1-2014.
  3. Липатова Л.П. Популярность напитков: спрос и предложение [Электронный ресурс] // Л.П. Липатова, М.И. Кузьмин, Ф.Ф. Смелянский // – Пиво и напитки. – 2014. – №2. – Режим доступа: http://www.foodprom.ru/journals/pivo-i-napitki/268-pivo-i-napitki-2-2014.
  4. На алкогольном рынке вновь сменился лидер [Электронный ресурс] / Информационный алкогольный портал alcoonline.ru – Режим доступа: http://www.alcoonline.ru/news/7174/15/na-alkogolnom-rynke-vnov-smenilsya-lider.
  5. Статистика: крупнейший сегмент рынка [Электронный ресурс] / Электронный журнал «Алкоголь. com: Независимость, ответственность, компетентность» – Режим доступа: http://www.alkogol.com/index.php/news-press/1306-statistic.


Приложение 1

Результаты оценки качества образца пива

Таблица – Оценка качества пива Tuborg Green светлое бутылка 0,5 л. по органолептическим и физико-химическим (пенообразование) показателям

Показатели качества

Характеристика по ГОСТ 31711 – 2012

Действительное значение показателя

Заключение о качестве

Прозрачность

Прозрачная пенящаяся жидкость без осадка и посторонних включений, не свойственных пиву. В процессе хранения допускается появление частиц белково-дубильных соединений.

Прозрачная пенящаяся жидкость без осадка и посторонних включений, не свойственных пиву.

Соответствует

Аромат

Чистый, сброженный солодовый, с хмелевым ароматом, без посторонних запахов

Чистый, сброженный солодовый, с хмелевым ароматом, без посторонних запахов

Соответствует

Вкус

Чистый, сброженный, солодовый, с хмелевой горечью, без посторонних привкусов. В пшеничном пиве присутствуют пряно-ароматичные тона во вкусе и аромате

Чистый, сброженный, солодовый, с хмелевой горечью, без посторонних привкусов.

Соответствует

Пенообразование:

высота пены, мм, не менее

40

42

Соответствует

пеностойкость, мин, не менее

3

4

Соответствует


Приложение 2

Результаты оценки качества образца пивного напитка

Таблица – Оценка качества пивного напитка «Велкопоповицкий Козел Темное» 3,7% бутылка 0,5 л. по органолептическим и физико-химическим (пенообразование) показателям

Показатели качества

Характеристика по ГОСТ Р 55292-2012

Действительное значение показателя

Заключение о качестве

Внешний вид

Прозрачная пенящаяся жидкость без осадка и посторонних включений, не свойственных продукту. В процессе хранения допускается появление частиц белково-дубильных соединений.

Прозрачная пенящаяся жидкость без осадка и посторонних включений, не свойственных продукту.

Соответствует

Вкус и аромат

Сброженного солодового напитка с хмелевыми горечью и ароматом. Допускаются оттенки вкуса и аромата, обусловленные используемым сырьем и особенностями технологии.

Сброженного солодового напитка с хмелевыми горечью и ароматом.

Соответствует

Цвет

От светло-соломенного до темно-коричневого. Допускаются цвета, обусловленные цветом использованного сырья.

Темно-коричневый.

Соответствует

Пенообразование:

высота пены, мм, не менее

30

36

Соответствует

пеностойкость, мин, не менее

3

3,5

Соответствует


Поделиться:

Нас с братом в деревню отправили к деду...

Попробуем на вкус солёность моря?

Госпожа Метелица

Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев

Спасибо тебе, дедушка!