Могут ли идиоматические выражения стать препятствием для взаимопонимания людей различных культур или же в них есть много общего?
Предмет исследования - фразеологизмы немецкого и русского языка, их смысловая эквивалентность.В нашей работе невозможно показать все богатства немецкой и русской фразеологии. Для сравнения и сопоставления мы выбираем такие фразеологизмы, которые употребляются для характеристики человека по следующим признакам: по внешнему облику, по чертам характера, по уму, по отношению к нему окружающих. При подборе предложений, иллюстрирующих употребление немецких и русских фразеологизмов, мы пользовались словарями, Е. А. Шварц - пособием по развитию навыков устной речи на немецком языке. Редактор М. С. Вайсман. Издательство «Высшая школа» 1974 г. и так же романом Э. Кейстнера «Двойная Лотта».
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy-issledov.rabota.doc | 77 КБ |
Исследовательская работа
Фразеологизмы немецкого и русского языка, их смысловая эквивалентность.
Автор:Воронцова Анна,
обучающаясяся 9-а класса
МБОУ «Прохоровской гимназии»
Руководитель:
Катаева Татьяна Анатольевна,
учитель немецкого языка
Прохоровской гимназии
2015 г.
Содержание:
III. Заключение.
IV. Используемая литература.
Объектом исследования данной работы является межкультурная коммуникация. Могут ли идиоматические выражения стать препятствием для взаимопонимания людей различных культур или же в них есть много общего?
Предмет исследования - фразеологизмы немецкого и русского языка, их смысловая эквивалентность.
Страноведческий аспект преподавания немецкого языка дает такое обучение, которое позволяет ознакомить нас с историей и культурой страны, с образом жизни народа в процессе изучения языка.
В области фразеологии страноведческая специфика проявляется очень отчетливо, она «конденсирует весь сложный комплекс культуры и психологии данного народа, неповторимый способ его образного мышления»[1]
Х. Касарес[2], известный испанский лексикограф, пишет, что внутренняя сущность модизмов (так, Х. Косарес именует фразеологизмы) составляет «исчезнувшие предания, искореняемые предрассудки, обряды, обычаи, народные игры, пришедшие в упадок ремесла, соперничество между соседними деревнями, ничтожные события, памятные в жизни лишь одной деревни или одной семьи»
Вся психология, вся частная и общественная жизнь, вся неподдающаяся учету история наших предков оставляла след в этих эллиптических формулах, которые были отчеканены и оставлены в наследство потомка[3].
Фразеологизмы - это отражение народной мудрости в языке, многие из них существуют десятки и сотни лет, так как народ любит меткие, образные выражения, с помощью которых можно передать и веселую шутку, и злую насмешку.
В этой работе я хочу совершить «путешествие» в мир фразеологии – мир яркой фантазии, полной не разгаданных тайн и новых открытий. При критическом осмыслении идиоматических выражений можно выявить какие-то национальные стереотипы.
Что же такое фразеологизмы? В словаре С. И. Ожегова дается определение: фразеологизмы - выполняющие функцию отдельного слова устойчивое словосочетание, значение которого не выводимо из значений составляющих его компонентов. Раздел языкознания изучающий их - фразеология. Фразеологические единицы (ФЕ) имеют особенность, их нельзя переводить на другие языки дословно. Возьмем выражение: носить воду решетом. В нашей речи мы употребляем как единое целое, как одно слово, хотя в него входит три слова: носить, вода, решето. Попробуем сказать: носить воду ситом, носить молоко решетом. Нам возразят: «по-русски так не говорят», привычно только сочетание: носить воду решетом, за ним закреплено одно значение: делать, что-либо заведомо впустую».
Носить воду решетом – фразеологизм, то есть устойчивое сочетание слов с целостным переносным значением. В переносном смысле в немецком языке употребляется такое сочетание, как Wasser ins Meer tragen. Это фразеологизм. Носить воду в море занятие столь же бессмысленное, что и носить воду решетом, при переводе с немецкого языка на русский эти фразеологизмы могут заменить другую.
Данные фразеологизмы являются смысловыми (семантическими) эквивалентами. Но они не являются полными эквивалентами, поскольку образная основа их значения не совпадает. В русском языке образ возник на основе представления о человеке, который, выполняя бессмысленную работу, носит воду решетом, а в немецком – носят воду в море.
Под полными эквивалентами понимаются только такие фразеологизмы, которые в русских языках имеют одинаковое значение и одинаковую образную основу этого значения .[4]1Приведем близкие эквиваленты: делать из мухи слона - aus einer Miicke einen Elefanten machen - то есть сильно преувеличивать. Слон здесь вызывает представление о чем-то огромном, а муха, комар – представление о маленьком, едва заметном.
Полными эквивалентами являются русский фразеологизм из пальца высосать и немецкий sich D etwas aus den Fingern saugen, то есть выдумывать, не опираясь на факты. Обычно значение слов компонентов наглядно объясняет целостное значение фразеологизмов, например,
die erste Geige spielen (играть первую скрипку) - превосходить в чем-либо; sein Bundel schnuren (завязывать свой тюк) - собираться в путь, собирать пожитки;
in allen Satteln gerecht sein (быть в седле) - справляться с любой работой.
Но есть так же фразеологизмы, переносное значение, которых нельзя объяснить при помощи значений его компонентов, например, собаку съесть – в чем-либо разбираться. Такие фразеологизмы в работах выдающегося ученого Виктора Владимировича Виноградова (1895-1969г) получили название фразеологические сращения.
Чтобы установить происхождение, какого-либо фразеологизма нужно не только знание языка, но и знание истории народа, его обычаев, его образа жизни, национальные особенности.
Приведем примеры: fluchen wie ein Landsknecht - ругаться, на чем свет стоит (смысловой эквивалент).
Ландскнехты - воины немецкой наемной пехоты в XV-XVII веках, являвшиеся на службу с собственным оружием. Ландскнехты отличались руганью, часто произносили ругательства на разных языках (результат пребывания их во многих странах)[5]1.
Аb nach Kassel- разговорное фамильярное- с глаз долой катись! Скатертью дорога! (буквально в Кассель).
Фразеологизм переносит нас во времена войны североамериканских колоний Англии за независимость (1775-1783 г. г.) Город Кассель, столица княжества Гессен, был сборным пунктом рекрутов, проданных Англии немецкими князьями. Только ландграф Гессена продал для войны 12 800 своих подданных.
Fur-jmdn die Hand ins Feuer legen - русский смысловой эквивалент дать руку на отсечение.
В средние века преступники в Германии подвергались испытанию огнем. Они должны были некоторое время подержать руку в огне. И по степени ожога определялась вина.
В нашей работе невозможно показать все богатства немецкой и русской фразеологии. Для сравнения и сопоставления мы выбираем такие фразеологизмы, которые употребляются для характеристики человека по следующим признакам: по внешнему облику, по чертам характера, по уму, по отношению к нему окружающих. При подборе предложений, иллюстрирующих употребление немецких и русских фразеологизмов, мы пользовались словарями, Е. А. Шварц - пособием по развитию навыков устной речи на немецком языке. Редактор М. С. Вайсман. Издательство «Высшая школа» 1974 г. и так же романом Э. Кейстнера «Двойная Лотта». Попутно мы постараемся описать происхождение некоторых немецких фразеологизмов, сопоставляя их с русскими.
Фразеологизмы для оценки особенности внешнего облика.
Они, как правило, построены на шутке, иронии. В русской фразеологии есть шутливые прозвища для высоких людей: пожарная каланча, коломенская верста. Им соответствуют смысловые эквиваленты в немецком языке: eine lange Latte (буквально: длинная палка, рейка) eine lange Bohnenstange (буквально: длинная подборка для бобов, фасоли). Происхождение последнего интересно. В немецких деревнях с древних пор выращивали бобы, фасоль. Это вьющееся растения. Для того чтобы побеги поднимались вверх, ставили подпорки - die Stangen.
А теперь обратимся к фразеологизмам, характеризующим людей маленького роста. Положительную оценку человека выражают фразеологизмы: kein, aber fein (= маленький, но прекрасный), rein aber oho!
А в русском: мал, да удал.
Это смысловые эквиваленты. У немцев и у русских есть также выражения по отношению к людям маленького роста, которые произносятся не без насмешки: от горшка два вершка и kaum drei Käse hoch (букв.: лишь три головки сыра). Эти фразеологизмы совпадают по эмоциональной окраске. Есть также и полные эквиваленты, образная основа таких фразеологизмов совпадает. Приведем примеры: Weil er nur Haut und Knochen war, sah sein Fuchsgesicht noch spitziger aus. (А. Seghers). Офицер был длинный, худющий, кости да кожа. (М. Горький). Здесь худоба человека подчеркивается тождественными по значению и по образно- метафорической основе этого значения фразеологизмами: Haut und Knochen- кожа да кости.
Da sind in erster Reihe die Kinder, ja, schon ein Enkelkind ist da, wie Milch und Blut (T. H. Fontane)
Кровь с молоком твой сынок - первенец.
Кровь с молоком и невеста!
(Н. А. Некрасов)
В этих предложениях мысль о том, что человек обладает хорошим здоровьем, выражена с помощью фразеологизма в яркой образной форме: на белом как молоко лице играет яркий как кровь румянец.
Фразеологизмы для оценки умственных способностей.
Голова - своего рода вместилище разума. Вот почему во многих
фразеологизмах используется это слово.
Светлая голова - ein heller Kopf. В русском языке широко употребляются
фразеологизмы ходячая энциклопедия и ходячий университет. В немецком
языке нет фразеологизма: eine wandelnde Universitat, а есть ein wandelndes Lexikon. Интересен фразеологизм: er hat die Weisheit mit dem Loffel gegessen. Он построен на гиперболе (преувеличении): человек считает себя мудрым, потому что он… ложкой ел ум и мудрость, поэтому используется как средство иронической характеристики тех, кто зазнается. В русском языке ему смысловой эквивалент: семи пядей во лбу. Будь ты семи пядей во лбу, а где- нибудь промажешь (Н. Островский)[6]1. Для характеристики человека тупого или глупого, служат фразеологизмы:
ein Brett vor dem Kopf, haben (букв.: иметь перед головой доску);
nicht alle Tassen im Schrank haben (букв.: иметь не все чашки в шкафу);
nicht alle im Кoffer haben (букв.: иметь не все в чемодане);
nicht alle Tonne auf der Flote haben (букв.: иметь не все тоны на флейте);
eine weiche Birne haben (букв.: мягкую грушу иметь).
Смысловыми эквивалентами этих ФЕ являются у него не все дома, у него одного винтика не хватает и т. д. Нам трудно понять, почему Ф. Е. Иметь перед головой доску означает «быть глупцом» (это фразеологическое сращение). Однако история происхождения его известна: упрямому быку подвешивали на рога перед глазами дощечку, ослепляли его. После этого бык, потеряв ориентацию, покорно и тупо двигался в том направлении, куда его гнали.
Образная основа значения фразеологизма eine weiche Birne haben понятна: голова глупца подобна мягкой груше. Но особенно интересны фразеологизмы, характеризующие поведение человека, его отношение к другим. В произведениях художественной литературы, фразеологизмы используются зачастую как смысловой центр ожидания героев. Наглядный пример тому роман для детей Эриха Кестнера «Двойная Лотта». Автор с большим тактом решает сложную проблему взаимоотношений родителей и детей. Увлекательно показаны эпизоды из жизни двух девочек- близнецов, которые по воле родителей должны жить отдельно. Но, проявляя выдержку и находчивость, они соединяют своих родителей и остаются в конце концов вместе. Описывая взаимоотношения между девочками, Э. Кестнер употребляет различные фразеологизмы. Луиза и Лотта совершенно разные дети. Об этом красноречиво говорит фразеологизм wie Feuer und Wasser (букв.: огонь и вода). Но это не помешало им стать неразлучными подругами. Тому подтверждение предложение: Die beiden Mädchen hängen nur wie die Kletten zusammen. (букв.: обе девочки висят вместе как репьи). В русском языке этому есть смысловой эквивалент: их водой не разольешь. Близнецы - сестры похожи внешне как две капли воды. Автор, показывая это, приводит фразеологизм aufs Haar gleichen (букв: похожие по волосу). Душевное состояние девочек, которые встретились в первый раз, их страх Эрих Кестнер выразительно передает с помощью фразеологизмов:
wie vom Donner geriihrt – словно пораженное громом;
Lotte wird stocksteif wie eine Puppe – Лотта остолбенела (от удивления); ihr der Hals ist wie zugeschnurt – у нее ком в горле.
Die siehst ja aus wie sechs Tage Regenwetter! (букв: выглядишь, как 6 дней дождливой погоды)- У тебя такой печальный вид!
Ihr stehen die Haare zu Berge. (букв.: волосы встали горой – волосы встали дыбом.)
Здесь русские и немецкие фразеологизмы имеют онологичные образные основы и являются лишь смысловыми эквивалентами. В немецкой фразеологии существует удивительно поэтический фразеологизм ein scheues Reh (букв.: робкая косуля), употребляемый в отношении робкой, застенчивой Лотты. А вот о Луизе можно сказать Sie hat Haare aut den Zahnen. (букв: имеет волосы в зубах), по-русски об этом говорят так: быть бойким на язык, ей палец в рот не клади.
Мы видим, что образное содержание фразеологизмов разных языков, конечно, не может совпадать полностью. Из наших примеров видно, что смысловые эквиваленты преобладают над полными эквивалентами. У большой части фразеологизмов немецкого и русского языков образное значение не запрятана глубоко, достаточно для его понимания сопоставить целостное значение слов-компонентов.
Фразеология немецкого и русского языков очень богата. Рассмотрев только лишь часть фразеологизмов со значением качественной оценки человека, можно сказать, что фразеологизмы являются источником интересной и полезной информации. Осмысление их помогает выявить некоторые национальные особенности немецкого и русского народа и сделать шаг в направлении развития межкультурной компетенции.
Используемая литература.
1. Бинович Л.Э. и Гришин Н.Н. Немецко-русский фразеологический словарь-М. Русский язык 1975 г.
2. Кестнер Эрих, Близнецы. – Москва, Просвещение 1972 г.
3. Лепинг А.А., Страхова Н.П. Немецко-русский словарь. Советская энциклопедия, - Москва, 1965 г.- 991 стр.
4. Мальцева Д.Г. Фразеологические единицы современного немецкого языка в лингвострановедческом аспекте. Иностранные языки в школе. 1984 г. - №3 стр.29
5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов.-М., Просвещение 1976 г.
6. Семенова О.А. 2000 русских и 2000 немецких идиом, фразеологизмов и устойчивых словосочетаний. Словарь – Мн., ООО «Попурри», 2003, - 256 с.
7. Степанова М.Д., Чернышева И.И. Лексикология современного немецкого языка – Москва, Высшая школа, 1975 г.
8. Сологуб Ю.П. Путешествие в мир фразеологии – Москва, Просвещение, 1981г.
9. Schwarz E.A. Gebrauchliche Redensarten – Moskau Verlag” Hochschule “1974
Объектом исследования данной работы являются фразеологизмы немецкого языка, их смысловая эквивалентность.
Страноведческий аспект преподавания немецкого языка даёт такое обучение, которое позволяет ознакомить учащихся с историей и культурой страны, с образом жизни народа в процессе изучения языка.
Фразеологизмы – отражение народной мудрости в языке, образные выражения, с помощью которых можно передать и весёлую шутку, и злую насмешку.
Фразеологические единицы имеют особенность, их нельзя переводить на другие языки дословно. Возьмём выражение: носить воду решетом. В нашей речи мы употребляем как единое целое, хотя в него входят три слова: носить, вода, решето. Попробуем сказать: носить воду ситом, носить молоко решетом. Нам возразят: «по-русски так не говорят», привычно только сочетание: носить воду решетом, за ним закреплено одно значение: делать что-либо заведомо впустую. В переносном смысле в немецком языке употребляется такое сочетание, как Wasser ins Meer tragen. Носить воду в море занятие столь же бессмысленное, что и носить воду решетом, при переводе с немецкого на русский язык эти фразеологизмы друг друга.
Данные фразеологизмы являются смысловыми эквивалентами. В работе невозможно показать всё богатство немецкой и русской фразеологию. Для сравнения и сопоставления выбраны такие фразеологизмы, которые употребляются для характеристики человека по внешнему облику, по чертам характера, по уму, по отношению к нему окружающих. Для иллюстрации употребления немецких русских фразеологизмов были использованы фразеологические словари, роман Э. Кейстнера «Двойная Лота».
[1]Ройзензон Л. И. Фразеология и страноведение.
[2] Касарес Х.. Введение в современную лексиконографию. М., 1958, с. 255
[3] Д. Г. Мальцева. Москва. «Фразеологические единицы современного немецкого языка, в литвострановедческом аспекте»
[4]1 Ю. П. Сологуб. Путешествие в мир фразеологии.
[5]1 Немецко-русский фразеологический словарь составили: Я. Э. Бинович, Н. Н. Гришин. Под редакцией Мамеге-Клаппенбах, К. Агрикола. М: 1975 г.
[6]1 Ю. К. Сологуб. Путешествие в мир фразеологии.
Ласточка
Мороз и заяц
Акварельные гвоздики
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Кто чем богат, тот тем и делится!