• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Барьеры в общении

Опубликовано Решетникова Галина Владимировна вкл 26.03.2017 - 14:04
Решетникова Галина Владимировна
Автор: 
Качанова Юлия

Какие существуют барьеры в общении людей. Откуда они возникают и как с этим нужно бороться

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barery_v_obshchenii.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа на тему:

«Барьеры в общении»

Выполнила ученица 8 а класса

Качанова Юлия

Руководитель исследовательской работы:

Решетникова Галина Владимировна

учитель русского языка и литературы

Содержание

  • а)Толкование слов «общение , барьер»
  • б)Особенности общения в современном мире
  • в) Понятие о барьерах в общении , классификация барьеров
  • г)Анкетирование , анализ и вывод по анкетам
  • д) Факты об общении и советы по успешному ведению разговора
  • Вывод
  • Литература

Введение

  • Под общением обычно понимается передача информации от одного человека другому. Причем этот процесс складывается из коммуникации и понимания, восприятия партнера, обмена действиями. То есть, это не только речь, но и наши жесты. Безусловно, важность общения для человека сложно переоценить. Психологи советуют людям, которые устали от общения, попробовать больше быть одним. Как правило, если 70% времени человек остается в одиночестве в течение краткого периода времени, хотя бы пару месяцев, то он начинает пребывать в плохом расположении духа. В итоге наступает так называемое состояние хандры. Поэтому не стоит пренебрегать общением с людьми, даже если они надоедают. Лучше так, чем быть в одиночестве.
  • Данная работа посвящена изучению барьеров в общении и способов их устранения
  • Актуальность темы обусловлена интересом к общению учеников 8 классов гимназии
  • Объектом исследования стали ученики 8 классов гимназии

Цель работы: Изучить барьеры в общении и сформировать советы по их устранению.

Задачи:

  • 1. Изучить  дополнительную литературу по данной теме
  • 2. Провести анкету среди учеников
  • 3. Выполнить исследования по данной теме
  • 4. Сформировать советы
  • 5. Выступить с работой среди учащийся

Методы исследования:

  • Теоретический( Изучение литературы по данной теме)
  • Практический( анкетирование)

Толкование слов

  • Общение- Действие по знач. глагола общаться, деловые или дружественные связи. ложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми в дружбе и совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией.
  • Барьер-То, что является препятствием, помехой для какой-либо деятельности человека.

Особенности общения в современном мире связаны и с ценностями, которые вносит в жизнь каждого человека социальный контроль, и с изменением образа жизни и его относительной стандартизацией в связи с развитием массовой культуры. Если несколько веков назад преобладало непосредственное общение между людьми, то последнее столетие сделало доминирующим массовое и опосредованное общение. Что касается непосредственного взаимодействия, то следует отметить, что увеличилось количество вынужденных контактов между людьми. Особенность таких контактов заключается в том, что, во-первых, они многочисленны; во-вторых, поверхностны. И то и другое не является критерием качественного общения.

В последние несколько десятков лет весьма популярны различные обучающие технологии общения. Существует такой феномен как одиночество в толпе - одиночество среди людей, особенно в крупных городах. Многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения. Работа за компьютером или просмотр вечерних телевизионных программ способствуют развитию ощущения взаимодействия с другими. Так, например, социологи определили, что средний городской современный человек проводит у телевизора около 5 часов в день (!). Это весьма опасная тенденция, поскольку у субъекта, смотрящего интересную для него информационную программу, создается иллюзия присутствия другого человека и общения с ним. Но на самом деле никакого общения не происходит. Это квазиобщение, т.е. мнимое общение, воображаемое, кажущееся. Приставка квази (от лат. - quasi) употребляется перед словом для выражения сомнительности, мнимости обозначаемого явления. Увеличение доли квазиобщения во взаимодействии человека с окружающим его миром - также одна из особенностей современного общения.

Ролик фильма

Барьеры общения – это психологический феномен, возникающий в ходе общения коммуникатора и реципиента. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию . Выделяют следующие виды

барьеров:семантический,фонетический,логический,личностный,мативационный,этический, эстетический, барьер понятия и восприятия , социальный барьер отрицательных эмоций , барьер установки , барьер двойника . Более подробно я хочу остановиться на следующих барьерах: Логический , барьер характера и социальный барьер.

Логический барьер

  • Он возникает потому, что каждый человек видит мир, ситуацию, проблему со своей точки зрения. Мысль человека зарождается под влиянием различных его потребностей, связанных с влечениями, побуждениями, эмоциями и пр., поэтому смысл всегда индивидуально-личностен, за каждой мыслью стоит мотив, зачастую скрытый и потому не всегда понятный. Для адекватного восприятия информации важна встречная мыслительная деятельность получателя. Основная проблема, заложенная в непонимании, связана с особенностями мышления собеседников, с их логикой. Логический барьер возникает чаще у партнеров с неодинаковым видом мышления, например: у одного — абстрактно-логическое, а у другого наглядно-образное, у третьего — наглядно-действенное.
  • Операционная мыслительная деятельность у людей также различна: широта, гибкость, быстрота, критичность, оригинальность ума у всех проявляется по-разному. Такие операции мышления, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование (от лат. аЪз1гаНеге — отвлекать), используются людьми с разной степенью глубины. И пока один углубляется в развернутый анализ проблемы, другой, собрав поверхностную информацию или опираясь на интуицию, имеет готовый ответ или решение, не всегда верное.
  • В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого из собеседников, они общаются на уровне или понимания, или непонимания, т. е. возникает логический барьер. Преодолеть логический барьер можно лишь одним путем: «идти от партнера», пытаясь понять, как он строил свои умозаключения и в чем состоят расхождения. Кроме сказанного многое в преодолении логического барьера зависит от того, насколько грамотно, ясно и лаконично излагаются мысли.

Капитан - адъютанту:

  • "Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав завтра в 5 часов на плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нечего, так что в таком случае оставьте людей в казарме".
  •  Адъютант - дежурному сержанту:
  • "По приказу капитана завтра утром в 5 часов произойдет солнечное затмение в походной одежде. Капитан на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, но тогда явление состоится в казарме". Д

        Дежурный сержант - капралу:

  • "По приказу капитана завтра утром в 5 часов затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения в казарме насчет этого редкого явления, если будет дождь, а это бывает не каждый день".
  • Дежурный капрал - солдатам.
  • "Завтра в 5 часов капитан произведет солнечное затмение в походной одежде на плацу. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в казарме, а это бывает не каждый день".
  • Один солдат - другому:
  • "Завтра, в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день".

Барьер характера

  • У каждого человека свой характер, но воспитанные, владеющие собой люди умеют вести себя так, чтобы их характер не был источником конфликта или дискомфорта. Не все, однако, хотят и умеют разобраться в себе и контролировать себя. Люди с ярко выраженными особенностями темперамента достаточно часто бывают неудобными собеседниками.
  • Личностно-психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, могут определяться также разной системой ценностей, негативными установками друг против друга и предубеждениями. Неумение слушать и управлять эмоциями, неэстетичный внешний вид собеседника — все это может порождать психологические барьеры, которые могут возникать до начала взаимодействия (неприятное первое впечатление), во время контакта (неадекватная реакция, неприятная мимика и пр.) и после завершения общения (негативное впечатление от встречи или от разговора).
  •  Ложь , обман, иллюзия, коварство - это коммуникационные явления, они не существуют вне социальной  коммуникации . Звери не предают  и  не обманывают друг друга; у них нет "инстинкта  лжи   и  коварства", а разум их недостаточно развит, чтобы изобретать то, чего нет на самом деле.
  • В коммуникационной деятельности правда используется при управлении и диалоге, имеющих мотивацию сотрудничества; ложь применяется в конфликтных ситуациях нечестного спора или корыстного управления реципиентами. Обман (мошенничество) - коммуникационное управление посредством лжи или полуправды. Например, реципиенту сообщается полуправда с расчетом на то, что он сделает ошибочные, но соответствующие намерениям мошенника выводы.

Ролик фильма.

Социальный барьер

  • Данные барьеры могут возникнуть в результате несоответствия социальных статусов собеседников, материального положения, положения в обществе, несоответствия возраста партнеров по общению. Следствием всего этого является несовпадение интересов собеседников. Человек, имеющий социальный статус выше, чем у его партнера, будет разговаривать с ним снисходительным тоном, задавать так называемые «ленивые вопросы», не слишком расположен воспринимать критику и замечания более молодого собеседника.
  • Правовые барьеры возникают в случае наличия некоторых противоречий между нормативными актами различных регионов и стран. Собеседники при подготовке к деловой встрече обязательно должны ознакомиться с существующими нормативными актами противоположной стороны по интересующему их вопросу. Незнание и недостаточное владение информацией приводит к мысли о недостаточной подготовке и не заинтересованности в результатах переговоров.

Выполняли анкету ученики 8 классов(100 человек)

Выводы по проведённой анкете

  • 1. Юноши и девушки в основном являются общительными людьми , за исключением некоторых случаев.
  • 2. Парни чаще, чем девушки не могут найти тему для разговора, т.е у них преобладает  барьер понимания.
  • 3. Почти у всех ребят более , чем 5 друзей, т.е они социально благополучны.
  • 4. У девушек в основном друзья старше, чем они , а у парней друзья их возраста. Это доказывает различие в интересах парней и девушек в данной возрастной группе.
  • 5. Одиночеству в большей степени подвержены парни, в то время как девушки таких проблем практически не имеют.
  • 6. С противоположным полом девушки чувствуют себя комфортнее, парни немного хуже налаживают контакт с девушками.
  • 7. Девушки конфликтнее, чем парни. Юноши стараются в большей степени избежать конфликт.
  • 8. Домашняя обстановка у всех ребят благополучная, но также имеются небольшие исключения.
  • 9. Девушки в большей мере делятся проблемами с друзьями, а парни предпочитают не делиться своими проблемами.
  • 10. На основе проведённой анкеты видно, что больший процент подростков социально развит и не имеет барьеров в общении, но есть дети которым трудно себя социально поставить в обществе их процент невысок(2-4%)

Интересные факты об общении

  • 1. Почти во всех странах мира, кивнув головой, выражают согласие. Однако в Греции, Турции и Болгарии этот жест имеет противоположное значение.
  • 2. Наблюдения психологов показывают, что при личных контактах собеседники не способны смотреть друг на друга постоянно, а лишь не более 60% общего времени.
  • 3. Взгляд по направлению направо вверх выдает зрительное конструирование. Человек пытается представить то, что он никогда не видел. Например, попробуйте представить вашего близкого друга в скафандре космонавта.
  • 4. 90% тех вещей, о которых люди не могут сказать в лицо, они посылают в виде текстовых сообщений
  • 5. Во всем мире наиболее подвержены стрессу люди в возрасте от 18 до 33 лет. После 33 лет уровень стресса начинает снижаться
  • 6. Если вы рассказываете другим людям о своих целях, у вас, скорей всего, будет меньше шансов на успех. Исследования подтверждают, что при этом вы теряете мотивацию

7. Женщины, у которых среди лучших друзей преимущественно мужчины, чаще бывают в хорошем настроении

Советы по успешному ведению разговора.

  • 1. Больше активных действий. Будь в центре интересных событий, позволь энергии бить ключом. Не говори о себе много, лучше пусть люди сами интересуются тобой.
  • 2. Когда общаешься с людьми, внимательно слушай и старайся понять.
  • 3. Уважай чужое мнение, не навязывай свою точку зрения.
  • 4. Улыбайся чаще, пусть окружающие видят, что у тебя все прекрасно.
  • 5. Не умничай. Не стоит слишком усердно демонстрировать свои знания в различных областях, за ними скроется твоя личность.
  • 6. Чувство юмора позволит очаровать любого. Не бойся смеяться над собой, немного самоиронии любому на пользу.
  • 7. Естественность! Не стоит воображать: использовать картинные жесты или нарочито небрежный тон. Это только веселит окружающих.
  • 8. Принимай и разделяй интересы близких людей.
  • 9. Высокомерие может поразить только неуверенных людей. Не стоит смотреть свысока на окружающих, это мало кто оценит.
  • 10. Все тайное становится явным, не привирай. Ложь часто приводит к неловким ситуациям. Если тебя и не разоблачат в открытую, то впредь доверять уже точно не будут.
  • 11. Никогда не унижай других людей! Это никому неприятно, а тебе непозволительно.
  • 12. Акцентируй всеобщее внимание на том, что тебе интересно и тебя запомнят.

13. Пунктуальность говорит об умении планировать свое время и твоем уважении к окружающим. Не стоит опаздывать больше, чем на пять

Заключение

  • Общение -  сложный психологический процесс взаимодействия людей друг с другом. Нужно уметь качественно обладать этим тяжелым навыком. Барьеры общения ещё более усложняют ситуацию, но если уметь правильно сочетать свои мысли и речь, слова и поступки, то общение не будет для вас тяжелым бременем, а напротив превратиться в легкий успешный процесс.

Разговоры... Странная это все таки вещь. Можно обменяться миллионом слов и... не сказать главного. А можно молча смотреть в глаза и... поведать обо всем

Литература

  • http://itmydream.com/citati/obshenie, http://studopedia.ru/13_142355_neskolko-sovetov-po-vedeniyu-razgovora.html, http://www.studfiles.ru/preview/5613787/page:29/, http://www.psihologic.ru/page/interesnye-fakty-iz-psihologii.


Поделиться:

Чайковский П.И. "Детский альбом"

По морям вокруг Земли

Зимняя сказка

Агния Барто. Сережа учит уроки

Выбери путь