• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Жизнь сестер Курихинской общины после ее закрытия

Опубликовано Ларюшкин Владимир Ильич вкл 02.04.2017 - 9:56
Ларюшкин Владимир Ильич
Автор: 
Каштанова Наталья

В работе рассказывается о жизни сестер Курихинской Знаменской женской общины после ее закрытия в 1928 году

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon В работе рассказывается о жизни сестер Курихинской общины после ее закрытия555.5 КБ

Предварительный просмотр:

~  ~

Отдел образования администрации Вознесенского муниципального района

МБОУ «Курихинская ООШ»

VI Детские Сретенские чтения

Второе направление «Православное краеведение»

C:\Users\Владимир\Pictures\Рекламный тур в Вознесенский район\Рекламный тур\ЭРТ Часовня и храм.jpg

Исследовательская работа

Жизнь сестер Курихинской Знаменской женской общины после ее закрытия

Работу выполнила: Каштанова Наталья

ученица 9-го класса

МБОУ «Курихинская ООШ»

Руководитель: Ларюшкин В. И.

учитель химии

п. Сарма 2017 год


Оглавление

Введение…………………………………………………….……………3

1. Основная часть

1.1 Историческая справка……………………………………………….4

1.2 Жизнь общины перед закрытием. 1917-1928……………………..5

1.3 Закрытие обители 1928 год……………………………...………….6

1.4 Жизнь сестер общины после закрытия обители…………………...8

1.5 Жизнь монахинь на Аввакумцеве (п. Свободный)…………..……9

1.6 Жизнь монахинь на Донке…………………………………….……12

Заключение……………………………………………………………...16

Список литературы……………………………………………………16

Приложения…………………………………..……………………..17-20

Введение

Уважение к своему прошлому – черта цивилизованного общества. Патриотизм – главное национальное богатство. Каждый человек должен любить свою страну, ее духовное наследие, свою историю, народ и землю. Патриотизм выражается не только и не столько в любви к «большой родине» - своему государству, сколько к малой родине – той местности, в которой ты проживаешь.

Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Очень точно заметил философ Иван Ильин: без святынь «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца». Одной из таких святынь на территории нашего района является Старая Куриха, где по благословлению Серафима Саровского пустынножительствовала Анастасия Семеновна Логачева и где позднее на месте ее подвигов была основана Курихинская Знаменская женская обитель. Об этом святом месте учащиеся нашей школы неоднократно рассказывали на Логиновских краеведческих и Детских Сретенских чтениях.

Новизна данной работы заключается в том, что в ней собран и систематизирован материал последних лет существования общины и представлены новые, ранее не известные факты о жизни сестер обители после ее закрытия.

Актуальность темы исследования объясняется возросшим интересом людей к прошлому, желанием возродить утраченные святыни и жить по обычаям и традициям своих предков.

Цель работы: изучить жизнь сестер Курихинской Знаменской женской общины после закрытии обители и проследить их влияние на духовную жизнь людей в поселках Курихинской округи.

Для достижения этой цели я ставила перед собой следующие задачи:

1. Изучить литературу и интернет ресурсы по теме исследования;

2. Собрать материал о жизни общины и сестер обители у старожилов;

3. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы исходя из цели работы.

1. Историческая справка

Место Курихинской женской общины в Вознесенском районе связано с именем известного русского святого преподобного Серафима Саровского. В 1832 году преподобный Серафим Саровский благословил Анастасию Семеновну Логачеву родом из с. Кудлей Ардатовского уезда Нижегородской губернии на пустынножительство и указал, что поселиться она должна в том месте, где ощутит запах «курящегося» ладана. Этим местом стало урочище Куриха, где она поселилась в 1850 года после смерти родителей.

Анастасия прошла духовный путь многих русских православных монахов через отшельничество, столпничество (моление на камне) и затвор, снискав уважение среди местных жителей, высоко почитавших ее за богоугодную жизнь. После смерти Анастасии на месте ее духовного подвига сестрами общины села Ризадеево Ардатовского уезда была основана женская община и 2 октября 1894 года освящен деревянный на каменном фундаменте пятиглавый храм во имя иконы Божией Матери «Знамение». С 1894 по 1899 годы происходит официальное утверждение женского Знаменского богадельного дома, который указом Синода от 20-26 декабря 1899 года был переименован в общину.

В 1904 году у Курихинской Знаменской общины появилось подворье в Нижнем Новгороде. Сестры были приглашены причтом и старостой Нижегородской Варваринской церкви. Старшей была назначена рясофорная послушница Анна Трофимовна Турусова, остальные четыре пекли просфоры, следили за чистотой в храме, а в свободное время две из них собирали пожертвования на общину. Эти сведения стали известны из отчета за 1907 год священника Андрея Орлова, который являлся благочинным подворий женских монастырей и общин в Нижнем Новгороде.

Наличие подворья в Нижнем Новгороде сразу сказалось на увеличении годового дохода Курихинской Знаменской общины. Если в 1904 году годовой приход денег составил 3757 рублей, то в 1906 году он был равен уже 6270 рублям.

Курихинская Знаменская община с каждым годом все больше росла, укреплялась экономически, становилась в уезде все более известной, поэтому в нее охотно поступали на жительство все новые и новые послушницы. В 1904 году в общине проживали три монахини и 73 послушницы, а в 1910 году в общине, кроме тех же монахинь, проживало уже 88 сестер и 5 девочек-сирот.

2. Жизнь общины перед закрытием. 1917-1928

1917 год община переживала с надеждой, что тревоги и волнения бурного года скоро закончатся. Но последующие революционные годы остановили экономическое развитие общины и стали для сестер общины, такими же страшными и трудными, как и для всех церквей и монастырей России.

В 1919 году общину возглавляла начальница Татьяна Григорьевна Гоняева 1864 года рождения, уроженка села Журлейки Кужендеевской волости Ардатовского уезда, малограмотная, из крестьян. В 1919 году монастырскую общину заставили перерегистрироваться в общество верующих, состоящее из бывших монахинь, и 7 марта 1919 года им по типовому договору был передан их же монастырский храм. При общине действовало советское сельское хозяйство, которое возглавлял Совет. В этом хозяйстве трудились сестры общины. В апреле 1919 года в общине произошла стычка между сестрами общины и комиссаром по имениям Гарской волости Василием Петровичем Никишкиным, который одновременно был и комиссаром Курихинской общины. Происшествие не осталось без последствий и в нижегородском архиве сохранилось.

«Дело нижгубревтрибунала по обвинению монашек Курихинского женского монастыря в контрреволюционном выступлении».

Из дела следовало, что 27 апреля 1919 года комиссар Курихинской общины В.П. Никишкин должен был поехать за своей женой в соседнее село. Он пришел на конный двор общины и, не дожидаясь старшей по конюшне, сломал замок на сарае, запряг кобылу, которая должна была вот-вот родить, и решил на ней ехать. В это время пришла старшая сестра и, увидев, кого он запряг, стала просить его не ехать на жеребой лошади. Была распутица, и лошади было бы нелегко ехать по непролазной грязи, она могла потерять жеребенка. Сестра предлагала ему запрячь другую лошадь, но комиссар не хотел ничего слушать, а поскольку монахиня мешала ему, то он решил запереть ее в сарае. Между ним и монахиней завязалась борьба. Подошли на шум сестры общины и, разобравшись в чем дело, выпрягли жеребую лошадь, спрятав ее от разбушевавшегося комиссара. Никишкин кричал на сестер, угрожал им револьвером, но уехать не смог.

На следующий день пять сестер арестовали, посадив под замок в милицию. Где они просидели три дня, но затем их выпустили. Никишкиным было написано заявление в ревтрибунал о контрреволюционных действиях монахинь, в котором он упрекает их в саботаже, клевете на Советскую власть, неподчинении ему, комиссару по имениям. Иначе, как негодяйками, он их не называл и убедительно настаивал на удалении этих сестер из монастыря, так как они мешают ему строить «светлое будущее» в хозяйстве.

Уголовно-следственная комиссия при народном суде Нижегородского судебного округа по Ардатовскому уезду работала по этому делу около года.

«…3 февраля 1920 года на распорядительном заседании Нижегородского губернского революционного трибунала слушали: дело от 14 января № 34 по обвинению монашек Курихинского женского монастыря в контрреволюционном выступлении. Определили: прекратить за отсутствием состава преступления».

3. Закрытие обители 1928 год

До 1927 года община как-то просуществовала. В январе 1928 года местные власти решили расторгнуть договор и использовать храм для культурно-просветительских нужд. Они утверждали, что монахинь в округе уже нет, и действительно по документам это были уже не монахини, а члены общества верующих, по социальному происхождению – крестьянки. А раз храм принадлежал раньше монахиням, а теперь их нет, то принадлежать общине верующих он не может, так как был построен не сельским приходом, а монастырем. Монастыря нет. Значит, храм чей? – государственный – решили местные власти.

«…Жалобы и просьбы двенадцати окружавших бывший Курихинский монастырь поселков о передаче им в пользование культового здания бывшего Курихинского монастыря властей не трогали. Арзамасский УИК в этом им отказал».

Жители этих поселков были настойчивые, они жаловались и в ГИК, и в секретариат Президиума ВЦИКа, который 18 августа 1928 года запросил постановление ГИКа по этому вопросу.

Все эти жалобы не привели ни к чему. Арзамасский УИК был непреклонен – «…интересы верующих в достаточной мере обеспечены находящимися вблизи культовыми зданиями. Руководствуясь постановлением ВЦИК от 19 апреля 1923 года и инструкцией НКЮ и НКВД от 19.06.1923 года, ГАО просит президиум ГИКа вынести постановление о расторжении договора от 7 марта 1919 года на передачу Курихинского культового здания церковной общине и здание это закрыть, передав его в введение Арзамасского ОНО для использования под школу. Просьбу граждан поселков Луктос и др. о передаче им этого культового здания оставить без удовлетворения».

Желание жителей двенадцати поселков не было принято во внимание, и в 1928 году Знаменский храм закрыли, а вскоре и женская община перестала существовать.

По рассказам Макаровой Т. С., накануне закрытия монастыря, поздно вечером пришли четверо вооруженных людей. Они попросили спичек у сторожа-монаха Василия Логачева, он окошечко открыл, дал им спичек, они стукнули его по голове топором и убили. Потом, пока шла вечерняя служба, залезли в келии монахинь. Когда служба закончилась, и монахини возвратились в свои кельи, те напали на них, пытаясь изнасиловать. На крик сбежался весь монастырь, но те начали стрелять и убили двух монахинь. Бандиты устроили пальбу, пытаясь всех разогнать. Монахини закрылись в своих кельях. Наутро приехала большая группа солдат, и всем было приказано покинуть монастырь, наиболее строптивых забрали и увезли с собой.

Сторож-монах Василия Логачёва внучатый племянника схимомонахини Афанасии. Бабушка Макаровой Татьяны Сергеевны рассказывала, что Василий Логачев однажды поведал ей предсказание прозорливицы, что умрет он мученической смертью. «Я от веры не откажусь, я пойду за Богом» – говорил он, так оно и случилось. Василия Логачева похоронили на местном монастырском кладбище, многим верующим было видение, что на его могилке горит свеча. (Макарова)

4. Жизнь сестер общины после закрытия обители

После закрытия монастыря в 1928 году все разошлись, у кого были родственники, по родственникам у кого таковых не было просто по верующим селянам. В монастыре жила прозорливица Зинушка, все желали ее взять, но она не к кому не пошла и осталась жить в землянке. Она сказала: «Как Господь. Куда Господь туда и я». Ее забрали и увезли в тюрьму. В одной камере с ней сидела женщина из села Мотызлей, после освобождения эта женщина рассказала, что Зинушку много раз хотели выпустить. Придут, дверь откроют и спрашивают: «Ну, как бабушка, как тебе тут?». А она отвечает: «С Богом хорошо». «Ну, Раз с Богом хорошо, тут и живи» - зло бросят в ответ и захлопнут дверь. Много раз пытались ее выпустить, а она так и говорила: «Я с Богом». «Ну, раз с Богом – живи». «В тюрьме Зинушка вся покрылась коростой и ее все гнали от себя, мест на нарах всем не хватало, я лежала на полу и ложила ее к себе» - рассказала женщина. К сожалению, ни имени, ни фамилии этой женщины не сохранилось в памяти людской. В тюрьме вскоре Зинушка и умерла, тюрьма эта, где то не больно далеко была, в Барашеве что ли. (Макарова Т. С.).

В 1931 году 12 февраля была арестована и находилась под арестом шесть месяцев Калугина Прасковья Сергеевна, 1877 г.р., уроженка и жительница с. Вознесенское, бывшая монахиня монастыря в с. Куриха.

27 октября 1933 года арестована Рудакова Антонина Сергеевна, которая с 1924 по 1928 годы была послушницей в Курихинской Знаменской женской общине. После разгона монастыря в 1928 году, жила в разных местах. Обвинение при аресте «участие в контрреволюционной организации "Сестричество преподобного Серафима Саровского».

Заключена под стражу в г. Владимир, в исправительное трудовое учреждение 27 октября 1933 года по 22 февраля 1934 года. Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирована Президиумом Владимирского областного суда в 1961 году 3 июня. По году репрессий 1934.

5. Жизнь монахинь на Аввакумцеве (п. Свободный).

Рассказывает Макарова Татьяна Сергеевна. На Аввакумцеве жили монашки с нашего монастыря Марфа и Аникия, жили они около нас. Мать дала им участок своей земли, метра 3-4 от дома, собрались и поставили для них небольшую избушку. Вначале Аникия была еще ходячая, пошла в Нарышкино, там дали ей ягненочка, когда она шла обратно, в дороге ее парализовало, и она лежала где-то в копне сена с этим ягненочком, там ее нашли и привезли в поселок. Ухаживала за ней Марфуша Зайцева, была она маленькая, небольшая.

Однажды Марфе было велено явиться в милицию в Ардатов, моя бабушка повезла ее на лошади, там на нее посмотрели и сказали: «Нет, нам такие не нужны». Ее не посадили, привезли назад, хотя тогда ведь многих сажали. Так они и жили, я к ним ходила. Приду, пол вымою, что нибудь еще сделаю, все помогала им. Война была, голод был, а им люди все приносили. Они возьмут да чем-нибудь меня и покормят.

Аникия была прозорлива. Как-то у нас пропала корова, а в лесу тогда уже были дезертиры, мать искала, искала, и не нашла и к Аникии. Она сказала: «Не печалься, придет твоя корова». Правда, нашлась корова.

Вспоминает Аввакумцевой Марии Ивановны. Домик, в котором жили монашки Аникия и Марфуша Зайцева был рядом со школой. Маленькое окошечко, печка одна, койка деревянная, как лавочкой сделанная, мать Аникия была уже лежачая. Я ходила к ней 40, 41,42 годы. Я приходила к ней, она просила поднять ее, садилась на кровати, а ноги ставила на скамеечку, я садилась на эту скамеечку, если конечно она разрешит. Полная она была, приятная. Она была без зубов тогда.

Мне люди рассказывали, что одна молодая женщина жила со свекровью, и свекровь дала ей деньги и послала к Аникии узнать, что-то. Она идет и говорит подружке: «Вот мать денег мне дала отдать Аникии, а я лучше куплю фартук и платок, а ей не дам». Пришли, стали разговаривать, (все к ней ходили со своей болью) и дает ей деньги. А она говорит: «Купи себе фартук да платок, мне не надо, ты же не хотела мне давать

И по себе, чтобы я не собиралась делать, всегда советовалась с ней. Вот свекор поехал в Верякуши на Октябрьскую, а у нас валенки хорошо валяли, погода была хорошая. Я к ней за советом, она сидит, у нее монахиня Мария первая – Серафима. Матушка я к тебе с радостью, завтра поедем на мою родину в Верякуши. Она: «Езжайте, узнаете почем сотня гребешков» - и повалилась за женщину, которая рядом с ней сидела. Я перепугалась, думала с ней плохо. Мария Васильевна меня незаметно толкает ногами, чтобы я не волновалась. И что вы думаете, потом прошло какое-то время, может минута встает и благословляет: «Езжайте. Он ведь поедет по своим делам за соглашением, вроде как сватать тебя». Марфуша говорит: «Ладно тебе чего говоришь». «В один колодец будем ходить за водой» - отвечает ей Аникия.

С Марией первой мы потом пошли, она говорит: «Мария Ивановна, что-нибудь там у вас будет, что-нибудь плохое, не волнуйся, она предсказала, она же и встала и засмеялась». «Пускай узнают, почем сотня гребешков?»

Поехали, приехали домой поздно ночью, за стол сразу, самовар уже готовый был, сели на лавку, поговорили вроде. Свекор в это время за столом и повалился на лавку и не поднимается. Мы с сестрой стол оттащили, и его на кровать положили. Он переутомился видимо. Положили его на кровать. Больницы нет (ближайшие больницы были в Ичалово и в Глухове), лошадь устала, прошла уже 50 километров. Я перепугалась. Пульс пощупала, вроде бьется. Потом он улыбнулся, слава Богу, живой. Многим она предсказывала

Прихожу один раз к ней, муж мой, Николай Дмитриевич был в Выксе, долго не приезжал, поделилась с ней своим беспокойством. Она говорит: «Приедет, привезет тебе лимонов целую коробку. Прихожу, а он привез луку целый чемодан, сроду не возил, а тут привез. Прихожу к ней с луком: «Матушка, вот привез луку, а ты говорила, привезет лимонов». «А это и есть наш лимон» - смеется она.

Когда я родила своего первенца Сашу, решила показать его Аникии. Посмотрев на него, она сказала: «Ангельского чину будет, спаси Господи». Я терялась в догадках, как же ангельского чину, когда религия под запретом, храмы закрыты? …Год три месяца прожил мой сынок и умер безгрешным младенцем.

Воспоминания Макаровой Т. С. Аникия померла, осталась одна Марфа, к ней пришла еще одна - Мария Васильевна, тоже монахиня. Она была не с нашего монастыря, у неё была чудотворная икона размером с дверь.

Была у ней еще такая икона я запомнила. С одной стороны посмотришь о. Серафим, прямо посмотришь Мать Царица Небесная, с другой стороны посмотришь Николай Угодник, какая-то трех ликая. Они меня позовут, помочь чего-нибудь или ночевать, я у них ночевала, я все это и наблюдала. Помню, еще маленькая была, а просила: «Господи, дай мне счастья и здоровья!».

Потом Марфуша тоже помирает, остается одна Мария Васильевна. К ней приходит еще Паша с Мурома. За ней ухаживает. Козочка у них была. Потом Мария Васильевна заболела раком, тоже помирает, остается одна Паша.

Перед смертью у нее случился пожар, загорелся у них домик, брат Колька выломал окно, хотел икону взять, но она не далась. Не мог ее взять, мужик, бился, бился, а с места даже не сдвинул, вот какое чудо. Вот эта икона, как говорила Мария Васильевна: «Икона то плачет, то радуется, то унылая».

А на другой день утром брат Мишка вышел, а над местом, где был дом светлый столб от земли и до неба, вот по нему все святые и ушли. А у них там много икон было, все хорошие были, жалко, что сгорели. Избушка был у них небольшой, но вся в иконах, было семь лампадок.

Пашу взяли на Ивановку там она, и померла и все кончилось.

Жили еще сироты с монастыря. Вальки Суховой мать, тетка, еще тетка, человека 4. На Преображенке призрели Саню.

6. Жизнь монахинь на Донке

Воспоминания Кузнецовой А. И. В 1941 году гонение на монахинь было ослаблено. В Курихинских поселках их жило много и, хотя годы войны были трудными, но мелкие Курихинские колхозы жили лучше других. Их с радостью принимали жить, но подолгу они не жили, чтобы не быть обузой. Они и не были обузой: всю семью обвязывали, присматривали за маленькими детьми, учили вязать девушек шали и кофты. Монашки лечили людей и молились. С ними молились и женщины. Все ходили на С. Куриху по большим праздникам. Вместе с ними и ребятишки.

У Надежды Ряжкиной жила инокиня Митрофания, Филарета, Мария Васильевна Турусова, но жили они непостоянно, менялись. В нашей семье часто и подолгу жила монахиня Митрофания. И если в какой либо Курихинской семье проживали монахини, они было частью этой семьи. Обеденный стол семьи все равно был скудным, в основном питание было картошка, отчего у всех детей был диатез, а тогда золотуха - краснели и опухали глаза. А вот от этого лечили монахини, готовили снадобье из чистого дегтя и трав. А самое главное, меня всегда поражала их вера в победу, в которую они верили сами и вселяли уверенность в других. Они ссылались на Священное Писание, в котором говорилось, что Россия непобедима, потому что она православная.

(Кузнецова А. И.) В нашей семье часто и подолгу жила монахиня Митрофания и когда у нас стало тесно (к нам приехала мама и бабушка родственницы), она собралась от нас уходить. Она сказала, что очень хочется подарить мне что-нибудь на память, но у нас ничего нет только вязальные спицы, которые она мне и подарила. Я не хотела принять подарка, ведь они ей самой нужны, а у меня есть спицы, а она мне ответила так: «Таких спиц, у тебя нет, и никогда не будет». Я спросила: «Почему?» Она мне, почему то ответила не сразу, о чем-то задумалась, очнувшись, она сказала: «Потому что нет Баташовых». «А где же они?» - спросила я. Она ответила: «А Бог знает» - и тяжело вздохнула. Те слова о спицах оказались пророческими, одну спицу я потеряла и сколько не подбирала, не могла подобрать, потому что они все гнуться. А те спицы до сих пор не погнулись, а ведь их обладательницей я стала вот уже более 60-ти лет назад, а ведь ими уже вязали до меня, а сколько лет не известно.

Эти женщины были отменные психологи, они приходили в дом, и им всегда были рады, куда приходила похоронка. До 40 дней читали псалтырь и своим умным словом помогали пережить это большое горе. По моему личному мнению, то, что большинство женщин остались верными своей первой любви - мужьям и женихам, сложившим голову на поле брани - это заслуга монахинь. Нас малолеток девчонок они ненавязчиво учили шитью и рукоделию из шерсти, мы вязали красивые кофты и шали, а свои цветные платки и шали мы спрятали в сундуки и с нетерпением ждали дня победы, чтобы их повязать и это тоже были их влияния. Вот так, как то незаметно они учили нас нравственности. А в поле, где мы работали вместе с матерями вместо песен и частушек мы пели духовные стихи, этому тоже научили нас и наших матерей монахини.

Не знаю почему, но даже у мальчиков наших ровесников они пользовались уважением. Я помню хорошо, как мой брат, а ему было примерно лет 10-11, прибежал домой в слезах и стал рассказывать нашей бабушке, что он нечаянно кинул снежный ком и попал в монахиню, проходившую по дороге, ему было стыдно, хотя он и попросил у нее прощения.

Нашим бабушкам и матерям они помогали сохранить веру в Бога, обогащая их духовную нравственность, а последующим поколениям они помогли, стать не безучастными к чужому горю, чужому несчастью. И когда приезжала кинопередвижка, вся донковская детвора шла смотреть фильм про войну на Куриху. Возвращаясь обратно вечером, пока шли лугами могли, погалдеть, пошутить, а как только подходили к поселку все замолкали, потому что знали, что кому-то, недавно пришла похоронка, а в каком-то доме, был покойник, а поэтому по поселку шли бесшумно. В селе это можно было назвать правилами приличия, то это тоже было влияние монахинь.

Они много молились, и в каждом поселке в каком-нибудь доме по праздникам собиралась все жители поселка на молитву. В Донке молились в доме Ряжкиной Надежды Егоровны, Юниной Анны Михайловны, а летом молились на родниках. А в такие праздники: Троицы, Духов день, день Ильи пророка, шли на родники Курихинского монастыря жители и монахини со всех поселков. Отменные голоса, изумительная музыкальность, лесная акустика это было что-то невообразимое.

И я готова согласиться с пророчеством монахинь, что Россия справилась с тем злом, которое выпало на ее долю, потому что была православной. А все монашествующие люди, живя среди людей, внесли неимоверно большой вклад в дело победы, забыв обиду которую нанесли им власти и некоторые люди по своему недомыслию.

По воспоминаниям жительницы пос. Донок Юниной Матрены церковь на Старой Курихе ломал и возил на Сарму ее отец в 1930 году. Днем он работал, а по ночам молился и плакал перед иконами, по чьему указанию она не знает. На колокольне стояла статуя святой Анастасии, а она была вырезана из дерева в человеческий рост. Когда ее сбросили с колокольни, она не разбилась. Он ее взял и привез домой. Дома он ее поставил в передний угол. Было понятно, что она не на месте, а что с ней делать не знали. По селу ходил, просил милостыню юродивый, он ее узнал и попросил их ему отдать Анастасьюшку. Он долго носил эту статую, за плечами она была очень легкой, а куда он ее дел она не знает. Церковь вновь была поставлена на Сарме, но с другим предназначением. В ней разместилась контора леспромхоза. В 1944 году я пришла работать в эту контору, северная стена здания была полукруглой, а наружные концы сруба были рублены топором, значит, лес валили не пилой, а топором для постройки церкви. В полукруглой части размещалась библиотека (бывший алтарь), а за ним бухгалтерия и жилые квартиры. Где-то в 50-х годах зданию был сделан капитальный ремонт и северную стену обрезали (полукруг) и моя бабушка по просьбе монахинь просила меня отпилить от той стены два тонких кружочка, что я и сделала. А верующие люди и монахини откалывали от них кусочки, прожигали дырочки и носили на шее с нательным крестиком.

(Кузнецова А. И.) Со слов моего отца Моисеева Ивана Прокофьевича гонения на монашество возобновилось примерно в 50-х годах. Он заведовал ГЭСом, и много лет избирался председателем народного контроля – это была общественная работа и поэтому он часто бывал в Ивановском с/совете. В то время председателем совета работал Кузнецов Михаил Никитович. Я не знаю, какие органы приехали из района, но им обоим было предложено пойти понятыми при обыске в пос. Донок, в доме Каштанова Ивана Васильевича и Юниной Анна Михайловны. Но они категорически отказались, потому что шел вопрос о выселении этих семей, как элементов разлагающих народные массы и вина их была в том, что Каштановы отказались провести электричество, а предпочли керосиновую лампу по религиозным соображениям. А у Анны Михайловны жили монахини. По слухам обыск был, монахинь не застали, а конфисковали религиозные книги, а вот понятыми пойти к ним никто не согласился.

В Степановке монахиня Катерина

Вспоминает Кирюшкин В. М. Когда я был небольшой, то видел одну монашку. Звали ее Катериной. Голос у нее был басистым, громким. Жила она в небольшом домике в поселке Степановка. Помещение ей представила техничка местной восьмилетней школы. Пропитание монашке приносили люди. В дни церковных праздников она служила молебны, крестила детей, отпевала покойников.

Заключение

Я считаю, что данной исследовательской работой я достигла поставленной цели, т.к. получены исторические сведения о прошлом Курихинской Знаменской женской общины и жизни сестер обители после ее закрытии. Несмотря на гонения и тяжелейшие условия жизни сестры обители продолжал нести людям свет христовой веры.

Проводя краеведческие изыскания, я лучше стала понимать, что отношения Церкви и государства были не всегда такими благоприятными как сегодня. Конечно, уже много времени прошло, закончился советский период в истории России, ознаменовавшийся гонениями на храмы, монастыри. Но забывать то, что было, не стоит. Это наше прошлое, мы должны его знать, возможно, для того, чтобы не повторить таких ошибок в будущем.

Не все страницы истории женской общины еще хорошо изучены. Автор продолжит работу по исследованию документальных данных, краеведческих материалов, воспоминаний. Собрать, сохранить и сделать известными историю обителей и храмов - наш долг перед Богом и людьми. Народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее.

Литература

  1. Букова О. В Женские обители преподобного Серафима Саровского. – Нижний Новгород: издательство «Книги», 2003.
  2. На месте Курихинской Знаменской женской общины в Вознесенском районе Нижегородской области построена часовня. www. nne. ru/news pr.php?id=3189
  3. Приклонский А., священник. Жизнь пустынницы Анастасии Семеновны Логачёвой, впоследствии инокини Афанасии, и возникновении на месте ее подвигов женской общины. М. 1902.
  4. Рыжова О. История Знаменской Курихинской женской общины./Кн. Открытие родной земли. Туризм, краеведение, экология. Том 1. – г. Саров: ЗАО «ИНФО», 2002./
  5. Сказание о Святой Дивеевской земле. /Сост. В. И. Карпушов, Ю. А. Курдин. – Арзамас: АГПИ, 2008.
  6. На земле вознесенской. /Сост. Н. А. Шемяков. – Арзамас. ОАО «Арзамасская типография». Второе издание, доп. и перераб. 2010./

Воспоминания старожилов:

  1. Аввакумцева Мария Ивановна 1921 года рождения (Приложение 10)
  2. Кузнецова Анна Ивановна 1928 года рождения (Приложение 9)
  3. Макарова Татьяна Сергеевна 1937 года рождения

Приложение 1

Варваринская церковь Н. Новгорода

Деревянная Варварская церковь была построена в начале XVI века. Каменная однокупольная одноглавая церковь построена в 1757 году «тщанием» дьяка Денисова и служащего Строгановых Шушпанова. Главный престол был в честь Владимирской иконы Божией Матери, а левый — во имя великомученицы Варвары. Паперть и невысокая колокольня были украшены колоннами, на колокольне — высокий шпиль. В Варварской церкви крестили Алешу Пешкова (Горького), его мать Варвару Васильевну и деда Василия Каширина.

В 1958 году здание «бывшей церкви на ул. Варварской в связи с её аварийным состоянием» снесено. На его месте было построено кафе, а в 1970-х годах — фонтан перед Домом политического просвещения, в здании которого располагалась Торгово-промышленная палата и киноконцертный зал «Юпитер» по адресу дом № 1 на пл. Октябрьской (до 2013 года).

Приложение 2

Список монахов и монахинь,

которые находились в Курихинском монастыре в момент его закрытия 1928 год.

Записано со слов жительницы пос. Свободный Кукужевой Марии (прозв. Мамуня).

  1. Протоиерей Сергий
  2. Протоиерей Илья
  3. Иерей Василий
  4. Иерей Семион
  5. Настоятельница Параскова
  6. Регент Михаила
  7. Регент Вархиила
  8. Монахиня Анакия
  9. Монахиня Архилая
  10. Монахиня Филарета
  11. Монахиня Серафима
  12. Монахиня Аникия
  13. Монахиня Маркелина
  14. Монахиня Анатолия
  15. Монахиня Нона
  16. Монахиня Павла
  17. Монахиня Митрофония
  18. Монахиня Епраксия
  19. Монахиня Домна
  20. Монахиня Сергия
  21. Инокиня Екатерина
  22. Инокиня Зинаида (арестована, умерла в тюрьме)
  23. инокиня Марфа
  24. Инокиня Параскева
  25. Инокиня Наталья
  26. Инокиня Клавдия
  27. Инокиня Параскева
  28. Инокиня Евдокия
  29. Странница Татияна
  30. Странница Анастасия

Эти монахини в большинстве своем были чтецами и певчими. Записала в 2002 году со слов Кукужевой Марии Кузнецова Анна Ивановна, проживающая пос. Сарма ул. Октябрьская д. 14 индекс 607347 телефон 278-73-2 79.

Приложение 3

Кузнецовой (Моисеевой) Анны Ивановны

Автобиография

Я, Кузнецова Анна Ивановна родилась 13-го марта 1928 года в поселке Донок Вознесенского района Горьковской области. В 1931 году семья была репрессирована и выслана в Челябинскую область, город Копейск, разъезд Козырева, поселок Северный шахты имени 1-го Мая.

В 1933 году вернулась из ссылки с бабушкой Моисеевой Пелагеей Гавриловной в Вознесенский район, где определенного места жительства не имели.

В 1935 году переехала в семью родителей, Моисеева Ивана Прокопьевича и Анастасии Максимовной в Ивановскую область, Шуйский район, станция Савино, где окончила два класса начальной школы.

В 1937 году семья переехала в город Бор Горьковской области, где окончила 6-ой класс в школе №4.

В 1941 году семья переехала в поселок Донок Вознесенского района.

В 1942 году окончила 7-ой класс с отличием и почетной грамотой в Курихинской НСШ.

С каникул 1941 года работала в колхозе имени 1-го Мая поселок Донок на сельхозработах.

С ноября 1944 года работала в Сарминском лесопункте, Выксунского лесоторфоуправления завода ВМЗ в должности счетного работника по учету труда и зарплаты.

В 1961 году была переведена на должность экономиста в том же предприятии.

В 1973 году была переведена на должность главного бухгалтера.

В 1983 году вышла на пенсию.

В 1951 году вышла замуж, поменяла фамилию на Кузнецову, и место жительства поменяла на поселок Сарма того же района, где и проживаю в настоящее время.

С 2000 года и до настоящего времени исполняю обязанности казначея церкви Знамение Божьей Матери поселка Сарма.

Декабрь 2009 года.        Подпись      (Кузнецова А. И.

Приложение 4

C:\Users\Владимир\Pictures\Жизнь сестер общины после закрытия\Аввакумцева М.И\Мария Ивановна ветран - копия.jpg

Аввакумцева Мария Ивановна

Аввакумцева Мария Ивановна родилась 27 марта 1921 года в деревне Верякуши, Дивеевского района, Горьковской обл. В семье было трое детей: брат Александр, сестра Мария и сестра Анастасия. Родители: отец Иван и мать Валентина.

Училась Мария Ивановна: начальные классы с 7 лет в с Верякуши, затем 2 года в Горьком, потом в Ичалове и Глухове, а закончила в Вознесенском районе.

Потом поступила в педучилище в Дивееве, после педучилища ее направили работать в поселок Свободный, там она встретила своего мужа Николая, и они 9 ноября 1941года поженились. Жили они у его бабушки. Она работала на полях, потом Марию Ивановну перевели работать в деревню Челатьма в школу, там у них родился первый сын Анатолий 19 декабря 1947 года, потом родилась дочь Валентина в 1949 году.

В 1950 году семья переехала в Крым, там она работала заведующей детским садиком. Они прожили там 7 лет, потом переехали в поселок Сарма, там и родилась младшая дочь Надежда.

В 1958 году Марию Ивановну пригласили работать в Курихинскую школу учительницей младших классов.

27 марта Марии Ивановне исполнится 96 лет. У Марии Ивановне 6 медалей:

За доблестный труд в Великой Отечественной войне.

За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина.

50 лет победы в Великой Отечественной войне.

60 лет победы в Великой Отечественной войне.

65 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945

70 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945

Этот человек с богатым жизненным опытом и мудростью. Это человек, у которого за плечами долгая, трудная и счастливая жизнь. Мария Ивановна всю свою жизнь отдала на благо своей семьи, своего села. Вся жизнь в трудах и заботах. Было все и радость и печаль. Жизнь не когда не бывает легкой. Несмотря ни на что она подарила жизнь своим детям, а дети наградили ее внуками и правнуками.


Поделиться:

Лупленый бочок

Как Дед Мороз сделал себе помощников

Под парусами

Пустой колос голову кверху носит

Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды