Исследовательская работа на тему ««Пого: история и современность нагрудного украшения хакасок в Аскизском районе республики Хакасия» посвящена исследованию пого в местной традиции хакасов. Интерес к работе у ученицы обусловлен желанием изучить символическую культуру коренных народов. Особое внимание в работе обращается на историю украшения, его обрядовое значение, внешний вид, технику изготовления в прошлом и настоящем.
На основе исследования Коршуновой Диане удалось выяснить, что нагрудник пого дошел из глубины веков и сегодня связан с ещё сохраняющимися в сознании людей традиционными представлениями о охранительной и множительной силе хакасского украшения. Сегодня он является официальным символом жизни, плодородия, деторождения Республики Хакасия.
Вложение | Размер |
---|---|
sama_rabota.docx | 597.93 КБ |
XII региональная научно-исследовательская конференция учащихся
Направление: краеведение
Тема: ««Пого: история и современность нагрудного украшения хакасок в Аскизском районе республики Хакасия»
Коршунова Диана,
Школа-интернат №19,
7 класс
Научный руководитель:
Бамбизова Л. В.
учитель литературы.
г. Новокузнецк, 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение
Глава I.Понятие пого
Глава II. Пого как официальный символ Республики Хакасия
Глава III. Прошлое пого
1.История появления и символическое значение пого
2.Традиционная техника изготовления пого
Глава IV. Современное пого
1.Символическое значение современного пого
2.Техника изготовления пого в Аскизском районе
3. Современное ношение украшения и отношение к нему в Аскизском районе
Глава V. Фольклорный материал о пого.
Глава VI. Заключение
Глава VII. Источники и литература
Глава VIII. Приложение
Введение
Второй год я занимаюсь изучением истории моей малой родины. Особенно меня интересует традиционная культура коренных народов, проживающих в этом крае. Хакасы испокон веков придавали магическое значение многим вещам, поэтому их культура интересна тем, что она не делилась на материальную и духовную. Каждый культурный элемент имел обрядовое значение. Многие из местных жителей и сегодня стараются хранить память о старинных обрядах и традициях своих предков.
К сожалению, я сегодня живу в Кузбассе, но часто навещаю свою бабушку в селе Балыкса Аскизского района. Я с ней часто посещаю сельские, районные культурные мероприятия. Большой интерес у меня вызывают национальные праздники - "Тун пайрам", "Чыл пазы". В эти дни можно увидеть и восхититься хакасскими национальными костюмами, украшениями. Помимо своего эстетического назначения, украшения, наряду с орнаментом, несут функцию оберега, они призваны защитить человека от различных недугов, болезней. Изготовлением этой одежды и украшений продолжают заниматься местные мастерицы, поскольку интерес и любовь к родной культуре у хакасов не исчезает. Сегодня растет интерес к культуре своего народа и у подрастающего поколения. Элементы национальной одежды, украшения используются молодежью в повседневной и нарядной одежде.
Среди большого числа хакасских украшений первенство по праву принадлежит пого –характерному женскому нагрудному украшению. Это главный атрибут традиционного костюма. К тому же сегодня пого - официальный символ Республики Хакасия. Этот образ представлен в государственном гербе третьей редакции. Так однажды и возник у меня вопрос – а что такое пого для хакасского человека? И появилась тема исследования: «Пого: история и современность нагрудного украшения хакасок в Аскизском районе республики Хакасия».
Цель работы: исследование украшения пого в локальной традиции.
Ранее этот вопрос никем не исследовался, и в этом заключается новизна работы.
Актуальность работы продиктована интересом к изучению наследия народов России, в частности хакасов как достойных представителей моей малой родины.
Объект исследования: сохранение традиции в украшении пого в Аскизском районе Хакасии
Предмет исследования: украшения пого местных жителей
Задачи:
--изучить историю традиционного хакасского украшения;
- выяснить его обрядовое значение;
- исследовать его внешний вид;
- выяснить технику изготовления;
- узнать сведения о современном украшении пого.
-- собрать фольклорный материал о пого;
Методы исследования:
-анализ и синтез;
- метод краеведческого поиска;
- интервьюирование
В ходе работы использовались такие архивные источники, как: альбом фотоматериалов Минусинского музея им. Н.М. Мартьянова, материалы Кизласского музея, музея села. Балыкса. Была изучена литература известных исследователей истории коренных народов Хакасии. Работая над темой исследования, мы познакомились с материалами аскизского семинара по проблеме женского украшения. Было взято интервью для выяснения вопросов: почему местные хакасские женщины так трепетно относятся к пого, считают его одним из дорогостоящих украшений, с какими народными традициями связано у них нагрудное украшение.
Глава I. Понятие пого
В этимологическом словаре древнетюркского языка основа ба значит “привязывать, связывать, повязывать”, баг – “повязка, узел, родовой узел”, баграм – “праздник”, багатур – “великий, величие”. Изменяясь во времени, термин пого мог вобрать в себя и сохранил, на наш взгляд, значение родового узла счастья, величия, что соответствует общей тенденции: народные символы всегда несут точную смысловую нагрузку.
Кроме того, есть глагол поf – / поF арFа, поо рFа, / – завязывать узел.
Можно предположить, что у древних хакасов жизнь человека от рождения до смерти проходила при “участии” святил, и нагрудное украшение пого является символом жизни, плодородия, деторождения.
Глава II. Пого как официальный символ Республики Хакасия
Этот образ представлен в государственном гербе третьей редакции.(Прил.1) По закону Республики Хакасии «О государственном гербе Республики Хакасия», принятому 29 мая 2001 г., современный государственный герб Республики Хакасия представляет собой серебряный круглый щит с красным традиционным хакасским женским нагрудным украшением пого в виде сердцевидной овальной пластины с двойной узкой золотой каймой. На красном фоне изображен крылатый снежный барс белого цвета с темными пятнами на спине и приподнятой передней правой лапой. Щит обрамлен берё- зовыми ветвями с зелеными листьями. В основании обрамления в зеленом шестиугольнике помещена надпись «ХАКАСИЯ», в верхней разомкнутой части обрамления – солярный знак. Солярный знак на гербе Хакасии символизирует вечное движение Солнца и Земли, вечную жизнь на земле, единство истории и культуры современных и древних хакасов, мудрость предков. Являясь изначально одним из символов хакасского народа, пого превращается в значимый культурный символ всего регионального сообщества – полиэтничного населения Республики Хакасии.
Глава III. Прошлое пого.
1.История появления и символическое значение пого
Историческое толкование возникновения украшения строится на предположениях. Первое появление пого в народном костюме относится к окуневской археологической культуре II–III тыс. до н.э. <1> Подтверждается это изображением прототипов украшения на каменных изваяниях этого времени, установленных в хакасских степях во II тысячелетии до н.э. При детальном рассмотрении рисунков пого обнаруживается своеобразное стилизованное изображение личин.
Высказывается мнение, что окуневские стелы представляют собой стилизованное изображение женщины-шаманки в полном ритуальном облачении, включавшем нагрудник, посох, головной убор и маску. ( Прил.2) При путешествии в параллельные миры за душой больного человека шаману якобы необходимо было иметь мощный оберег, которым и служило пого. Будто бы изображенный на пого «черт» уравновешивал противоборство сил и таким образом давал шаману защиту. Причина перемещения «магического оберега» в женский костюм была, согласно широко тиражируемой версии, обусловлена тем, что в связи с гибелью мужского населения на территории древнего Хакасского государства первой необходимостью в обществе стало воспроизводство населения. Именно поэтому женщины стали носить пого и поклоняться богине Умай – покровительнице материнства и детства.
В прошлые века украшение<3> было в форме полусферы (Прил.3.) Полусфера – это наиболее важная деталь, несущая главную смысловую нагрузку. Видимо, полусфера символизирует небосвод, поэтому строго выполняется во всех нагрудных украшениях. Тана как солярный символ пого часто имеет форму круга с лучами внутри. Существовало мнение, что так изображались астральные знаки или колесницы. В коллекции более ранних пого обнаруживаются три “солнца”: одно в центре, два – ниже со спицами. Не исключено, что эти знаки символизируют ход Солнца по небу, его перемещение из высшего мира в подземный мир.
Для хакасов пого имело две основные магические функции: охранительную и множительную. Все нагрудные украшения закрывали жизненно важные органы человека: грудь, живот. Их охраняли перламутровые тана – сам по себе исцеляющий охранительный материал. Раковины каури отпугивали злых духов, кораллы приносили богатство. Ряды бисера вкруговую и бахрома – символы лучей, веревок солнца – укрепляли жизнь человека.<5>
Назначение пого связано с важным событием в жизни человека – вступлением в брак, созданием семьи. Пого надевали замужние, семейные, многодетные женщины (именно они могли выступать в роли свах). Оно надевалось поверх праздничной (в литературе – свадебной) одежды. Обычно пого делала мать еще до замужества дочери, но бывало, что уже после свадьбы пого для своей жены изготавливал муж. Считалось, что это семейный оберег и в доме, где есть пого, всегда будет счастье, удача.
2. Традиционная техника изготовления пого (Прил.4.)
Пого – украшение полусферическое, иногда подковообразное по форме, размером от 15х15см до 25х25см, выполненное в технике вышивки бисером, мелкими коралловыми бусинами и перламутровыми круглой формы бляшками тана с кораллом посередине. Жесткая основа – чаба делалась из нескольких одинаково выкроенных лоскутов материи по форме нагрудника, затем все они поочередно проклеивались между собой сваренным из муки клейстером. Когда он высыхал, то получалась плотная, но гибкая основа для вышивки, или брался кусок дубленой или тонкой кожи и вырезалось пого. На основу сначала прикреплялись от трех до пяти круглых перламутровых тана с коралловым глазком. Затем каждая тана обшивалась бисерными или коралловыми низками. Основной акцент был на перламутровые тана. Их нечетное количество – обязательное правило. Расположение круглых тана подчинено схемам, издревле встречающимся на каменных изваяниях. В изделиях конца 19 века перламутровые тана заменялись ажурными пластинами, круглыми или овальными пуговицами. Неизменным оставалось четкое расположение нечетного количества кружков (трех, пяти, редко – семи), обшитых вкруговую низками из бисера или бусин.
Нередко на пого можно было увидеть раковины каури. Они известны как обереги с глубокой древности у многих народов Евразии. Каури появились на территории Хакасии еще 3 тысячи лет назад в Карасукскую эпоху. Позже в период Средневековья они были широко распространены в Древнехакасском государстве. Завозились они из Индии по знаменитому Великому шелковому пути через Китай, Тибет, Монголию. Раковины каури по-хакасски называется чысланас, что в переводе значит: чыслан – змея, нас /мас/ – голова, предположительный перевод – “Голова змеи”. И только в кызыльском диалекте хакасского языка раковины каури называют, тибе тiзi (буквально: зуб верблюда ). Одно из принятых русских названий раковины каури – ужовка, что соответствует по смыслу приведенному ранее. У хакасов считалось, что раковина каури обладает свойством притягивать душу ребенка.<6>
В музейных коллекциях пого раннего периода нет бахромы, выполненной из бисера или гирлянд из них, завершающих изделие, хотя на них есть следы их бытования. Это можно объяснить двумя причинами:
Длинные ремешки, часто зашитые перламутром или металлическими бляшками, позволяют предположить, что ранние музейные пого должны были находиться на уровне живота женщины.<2>
ГлаваIV. Современное пого.
1.Символическое значение современного пого.
В 1994 г. была создана Хакасская республиканская общественно-политическая организация Лига хакасских женщин «Алтынай». Ее лидеры основной целью работы провозгласили сохранение и развитие традиций, обычаев и обрядов хакасского народа. Сегодня реальные традиционные элементы культуры мало привлекают внимание населения, поэтому особое внимание уделяется символическим предметам культуры. Для сохранения этого духовного наследия среди подрастающего поколения творческое объединение Аскизского района «Хакасские узоры разработало занятия с национальным компонентом. Сегодня важно научить детей выполнять украшение пого, которое способно развить интерес ребят к изучению культуры хакасского народа, воспитать их на народных традициях, развить художественно-эстетический вкус.
Современное пого связано с сохранившимся в сознании людей традиционными представлениями о хранительной и множительной силе хакасского украшения. На современных хакасских свадьбах молодоженов продолжают одаривать семейным оберегом – преподносят пого ручной работы. Считается, что оно всегда приносит счастье и удачу дому. Сегодня его надевают и во время праздников, оно служит значимым дополнением к праздничному (не только женскому, но и мужскому) костюму. Для хакасов пого становится не просто частью культуры, «пришедшей из глубины веков», а своего рода визитной карточкой хакасов. Но часто это украшение не является показателем этничности. В условиях развития туризма в регионе различные вариации на тему пого как сувенира с национальным колоритом, приобретают все большую популярность. На рынке пого представлены в натуральную величину, приближенные к традиционному виду, кроме того, имеются и миниатюрные его копии. Довольно привлекательно выглядят куклы и матрешки в хакасском костюме с пого на груди. Нагрудное украшение пого в современных условиях в контексте национального культурного возрождения в Республике Хакасия приобретает новые смыслы.
Магическими смыслами наделяются практически все элементы пого. Формы современных пого интерпретируются так же, как лики или маски. В них видят то изображения айна (черта), то богини Умай, то духов-покровителей (тёсей). В таком узоре легко угадываются “глаза”. На некоторых пого четко фиксируются три “глаза”. Центральная пуговица (тана) – это так называемый “третий глаз” или “всевидящее око”. Именно эта деталь подчеркивает в пого его силу как оберега. Можно предположить, что духи – покровители “теси” посредством пуговиц – глаз “взирают” на этот мир. Симметрично в верхней части пого располагаются “уши.” <4>
Современные мастера делают украшения разной формы: почкообразной, в форме сердца (Прил.5.). Пого в виде круга обозначает «неразрывное единое целое, жизненный путь и взаимосвязь с природой», квадратное пого – символ «земли и неба», а пого в форме сердца – «доброту и ласку». Согласно новым версиям, самая крупная перламутровая пуговица-тана, пришитая в центре пого, представляет собой солярный символ либо символ предка-прародителя. Пуговицы поменьше, расположенные по обе стороны от центральной, обозначают хозяина пого, самые мелкие пуговицы – будущих детей. Красный коралл обозначает знатного или известного представителя рода, показывает, что в роду были шаманы, лекари, наделенные особым статусом люди. В подтверждение тому, что на украшении символически изображается вся семья, народный мастер «Чон узы» Республики Хакасия В. И. Тодышева <2> приводит названия каждой пуговицы в отдельности: «iчези» – «мать», «палалары» – «детки» и т.д. Она часто вышивает солярный знак – «символ связи с космосом и оберег», родовые фамильные тамги. На её украшениях можно увидеть цветки ириса, так как считает их «цветком Счастья, Любви и Мира». Орнаментальные мотивы, вышитые бисером между пуговицами, по мнению современных мастериц, также имеют смысл: «сердечки» – любовь, «листочки» – жизнь новобрачных, «рога барана» – богатую жизнь. 2.Техника изготовления пого в Аскизском районе.
При изготовлении современных пого мастерицы используют либо прежние, доставшиеся от матери традиционные тана, либо бисер или коралловые бусы, но чаще прибегают к простому бисеру и бусам, которые можно купить в магазине. Неизменными остаются форма изделия, характер вышивки, четкое расположение нечетного количества кружков (трех, пяти, редко – семи), обшитых вкруговую низками из бисера или бусин.
Вот как об этом рассказывает местная мастерица<8> Пономарёва Елена Михайловна, проживающая в селе Балыкса: «Вырезаем основу пого 5х6 или 8х10 сантиметров из плотной ткани или драпа, обтягиваем её тканью тёмного цвета. Затем заполняем украшение по краю перламутровыми пуговицами, пайетками, бисером. Оформляем середину пого танами (большими перламутровыми пуговицами), обшиваем тан бисером или мелкими пуговицами по кругу. Их нечетное количество – обязательное правило. Расположение круглых тана подчинено схемам, встречающимся на древних каменных изваяниях. Такие украшения я часто шью на заказ. Обычно их дарят матери своим дочерям на свадьбе в качестве оберега. Иногда изготавливаю их для украшений национальных костюмов на хакасские праздники, шью маленькие пого на сувенирные игрушки, потому что сегодня оно является символом республики и содержится на гербе Хакасии. Стоит такое пого дорого». (Прил.6.)
3.Современное ношение и отношение к пого в Аскизском районе.
Общаясь с жителями Аскизского района, я узнала, что почти во всех хакасских семьях имеется это украшение. Многие женщины получили его по наследству от своих предков по женской линии. Кызыгашева Нина Михайловна, жительница села Кизлас <9>, хранит эту семейную реликвию всю жизнь, оно досталось ей от бабушки. (Прил.7.) По её словам, она надевает пого на все национальные праздники, а в будни ей жалко хранить его в шкафу, оно висит на стене. Для неё это не просто украшение, а главный защитник семьи. Нина Михайловна верит в его охранительную силу. Пого изготовлено с особой любовью, имеет много оберегов-знаков: пуговицы, обшитые бисером, сердечки, трилистники и другие древние узоры. Вдоль бортов нагрудник “пого" окаймлён жемчужными пуговицами. По нижнему краю пущена бахрома из бисера с мелкими серебряными монетками на концах кольца.
Во время весенних каникул я обязательно стараюсь приехать на главный праздник хакасов – Чыл пазы. Он отмечается 22 марта. Именно в день весеннего равноденствия по народному календарю наступает начало года, потому что с весной приходит обновлённая жизнь. После окончания учебного года я также приезжаю на малую родину, чтобы побывать ещё на одном, не менее важном празднике хакасов, - Тун пайрам. (Прил.8.) Его отмечают в честь первого айрана (кисломолочного продукта). Эти праздники широко отмечают в Аскизском районе, в это время обязательно проходят разные культурные мероприятия, и женщины стараются быть в национальных костюмах. Обязательным атрибутом их украшения является пого. Что удивительно, с этим украшением на мероприятиях можно увидеть и мужчин. Если раньше его носили только замужние женщины, то сейчас его могут надевать любые жители региона как символ принадлежности сообществу Хакасия. Мне было интересно видеть разнообразие форм современного пого: сердечки, почки, круги, квадраты. Каждое украшение имело свой орнамент. Но неизменным для всех хакасов является вера в то, что это украшение имеет охранительную и множительную силу. Каждый предмет на украшении несёт свою смысловую значимость. Почти на всех по центру расположена большая тана (знак всевидящего третьего глаза). Вот как об этом рассказывает Боргаякова Альбина Исаевна<10>: «По этому украшению можно узнать сведения о семье. Женщина вышивает на нём то, что имеет её семья, что хотела бы иметь в будущем. Каждая деталь – это оберег – знак». Сегодня пого предпочитают носить на животе, а не на груди, как раньше.
Глава V. Фольклорный материал о пого.
В народном творчестве хакасов существует удивительное предание об этом украшении. Его мне рассказала моя бабушка Кузьмина Ирина Гелиосовна:
«Это было много лет назад. Может, было то, может, не было. Старики о том уже не ведают. Но, а мне все это рассказал Абакан, пронося свои воды бурные. А что он рассказать сумел, я сейчас все это вам поведаю. Как в улусе одном жила девушка. Эту девушку звали Туночка. Была девушка та мастерица шить - украшать всю одежду вышивкой умела. Если платье сошьет - на оплечье цветы шелком ярким гладью засветятся. Хоть была молода, доверяли шубу - топ шить - складки украсить тарханами, то есть вышивками. Мастерству ее люди радовались, лишь одна девушка Кычма ей завидовала.
А в улусе том парень жил - Сагдай. Неумехе Кучме приглянулся тот парень Согдай, но не видел Согдай любви ее: ему же Туночка очень нравилась. Попросил Согдай: «Сшей рубашку мне, рукавицы мне вышей овчинные». Исполнила девушка заказ его. Рукавицы Согдаю украсил шелк, переплетались цветы швами тамбурными, и рубашка Согдаю понравилась. За работу Согдай принес ей пого, украшение из кожи нагрудное. Увидев его, разозлилась Кычма, стала Туночке говорить слова грубые. От обиды из глаз на грудь девушки слезы горькие градом падали, рассыпались на коже пого мелким бисером. Там где много упало на кожу слез, стали слезы те перламутром, кораллами.
Защитило пого нашу Туночку, сберегло ее сердце доброе. Много вод с тех пор унес Абакан, подросло в улусах тех много девочек. Ждут, как прежде, они, что придет их Согдай и подарит пого им красивое. Защитит их оно от обид и зла, как бы эта жизнь ни была трудна».
Об обрядовой значимости этого украшения народ сочинил ещё в глубокой древности, но и поныне вера в магические силы пого живёт в хакасском сознании.
Глава VI. Заключение.
В результате исследования мы узнали много сведений об уникальном хакасском украшении – пого. Иногда даже и не подозреваешь, что история живёт среди нас, нужно только уметь её узнать. Мы и не подозревали, что это нагрудное украшение имеет такую богатую и славную историю. И появление пого сегодня в народном костюме не случайно. Для хакасов оно является одним из главных символов культурной традиции, восходящей к окуневской археологической культуре II–III тыс. до н.э. Ведь всё живое имеет своё начало, свои истоки. Есть они и у хакасов. Благодаря этим истокам они стали народом со своими традициями и прошлым.
Исследование, проведённое нами, даёт возможность говорить, что одним из обрядовых украшений хакасской женщины является нагрудное украшение пого, которое имеет глубокие исторические корни. На некоторых каменных изваяниях, относящихся к Окуневской культуре (2 тысячи лет до нашей эры), личины напоминают современное пого. По версии учёных, уже в ту эпоху украшение наделялось магическими свойствами: выступало хранителем души человека, обладало особенной силой против нечистых духов; служило оберегом будущего семейного благополучия, а также знаком замужней женщины и семейного статуса. И в прошлом и в настоящем пого имело две основные магические функции: хранительную и множительную. Все нагрудные украшения закрывали жизненно важные органы человека: грудь, живот. Их охраняли перламутровые тана – сам по себе исцеляющий охранительный материал. Раковины каури отпугивали злых духов, кораллы приносили богатство. Ряды бисера вкруговую и бахрома – символы лучей, веревок солнца – укрепляли жизнь человека. Согласно хакасским традициям, пого готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. Оно относилось к одному из дорогостоящих украшений.
Нагрудник пого дошел из глубины веков и связан с ещё сохраняющимися в сознании людей традиционными представлениями о хранительной и множительной силе хакасского украшения. Магическими смыслами наделяются практически все элементы пого. В период национального культурного возрождения в Республике Хакасия пого приобретает новые смыслы.
Современные мастера делают украшения разной формы, элементам украшения придают новые версии. Они вкладывают в свое изделие свое понимание мироздания. В настоящее время пого как нагрудное украшение получило широкое распространение не только среди хакасских женщин. Сегодня его надевают на любые национальные праздники. Для сохранения и возрождения этого духовного наследия среди подрастающего поколения творческое объединение Аскизского района «Хакасские узоры» разработало занятия с национальным компонентом. Сегодня важно научить детей выполнять украшение пого, которое способно развить интерес ребят к изучению культуры хакасского народа, воспитать их на народных традициях, развить художественно-эстетический вкус.
Этот образ представлен в государственном гербе третьей редакции, т.е. является официальным символом жизни, плодородия, деторождения Республики Хакасия.
В результате исследования мы открыли для себя новые знания, интересные факты, проанализировали и систематизировали собранный краеведческий материал, побеседовали с мастерами украшения, с владельцами уникального пого.
Данное исследование позволило мне обрести ощущение принадлежности к истории и современности маленькой частички большой культуры творческого, свободного, с выраженным чувством личного и национального достоинства народа хакасов, проживающего на моей малой родине.
Глава VII. Источники и литература
Архивные источники:
1.Материалы Кизласского музея под открытым небом.
2. Материалы музея села Балыкса.
Литература:
1.Вадецкая Э. Б. Сказы о древних курганах. — Новосибирск: Наука, 1981. — 112с.
2.Тодышева В.И. Украшения XVIII–XIX вв. // Пого: древность и современность: cб. материалов районного семинара. Аскиз: б.и., 2007
3. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов – Абакан, 1996.
4.Миловский А. Пого из Хакасии // Декоративное .искусство СССР, 1985 – №2- с.48.
5.Потачаков К.М Очерки материальной культуры хакасов – Абакан, 1982. 11.
6.Чебодаев П.И. История Хакасии – Абакан: Хак. издат., 1992 4.
7.Иллюстрированная этнография хакасов (альбом фотоматериалов Минусинского музея им. Н.М. Мартьянова) – Абакан, 2004. отпечатано в ГУП СИПКП “Наука” 630077, Новосибирск, ул.Станиславского, 25.
Респонденты:
8. Пономарёва Е.М. с.Балыкса Аскизского района
9.Кызыгашева Н.М. с.Кизлас Аскизского района
10.Боргаякова А.И. с.Балыкса Аскизского района
Глава VIII. Приложение
Рисунок №1
Рисунок №2
Рисунок №3
Рисунок №4
Рисунок №5
Рисунок №6
Рисунок №7
Рисунок №8
Как Снегурочке раскатать тесто?
Простые новогодние шары из бумаги
Агния Барто. Сережа учит уроки
Сказка "12 месяцев". История и современность
Мост из бумаги для Киры и Вики