Мини-исследование.
Тема: Развитие в классе коллектива
Задача: Определение уровня развития коллектива в классе, его характеристик и особенностей.
Методы: наблюдение, куда следует записывать различные факты поведения учащихся на уроках, переменах и т. д., свидетельствующие о той или иной особенности психологического климата в классе. В некоторых случаях целесообразно использовать метод беседы. Опрос и тесты.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.doc | 135 КБ |
Мини-исследование.
Тема: Развитие в классе коллектива
Задача: Определение уровня развития коллектива в классе, его характеристик и особенностей.
Методы: наблюдение, куда следует записывать различные факты поведения учащихся на уроках, переменах и т. д., свидетельствующие о той или иной особенности психологического климата в классе. В некоторых случаях целесообразно использовать метод беседы. Опрос и тесты.
Критерии и показатели:
Школьный класс зарождается как формально организованная группа. Постепенно в классе возникают и развиваются межличностные отношения, особенности которых зависят от содержания совместно осуществляемой деятельности, от стиля руководства жизнью класса учителем (авторитарный, либеральный, демократический)
Каждая группа проходит в своем развитии определенные стадии: диффузная группа, ассоциация (с социальной или антисоциальной направленностью), коллектив и корпорация. Две последние характеризуются как группы с высоким уровнем сплоченности, единством целей, однако, в отличие от коллектива ее членов противоречат интересам общества.
Еще одной немаловажной характеристикой коллектива можно считать поведение в конфликтных ситуациях, методы решения возникающих проблем. Сформированный коллектив характеризуется не только высокой внутригрупповой «сопротивляемости» конфликтам, но и сотрудничеством -как способом решения конфликта.
Таким образом, не всякий школьный класс можно считать истинным коллективом. Если ученики в классе не сплочены общей деятельностью, ее общественно-значимыми целями и ценностями, стремление помочь друг другу и т. д., это группа, не способная выполнять воспитательных функций по отношению к каждому ее члену.
В социальной психологии называются различные показатели, по которым можно судить о степени сформированности коллектива:
- единство ценностей, мнений, интересов;
- эмоциональная идентификация;
- эмоциональное благополучие каждого члена группы;
- референтность коллектива для каждого его члена;
- объективность в возложении ответственности за результаты деятельности;
- наличие лидеров, способных организовать деятельность коллектива;
- коллективистическое самоопределение отдельных членов ее группы и др.
- устойчивость к конфликтам:
- сотрудничество при разрешении конфликтов;
- сформированность аффилиации - потребности человека в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми.
Этапы исследования.
1. Определение направленности и сплоченности группы (ЦОЕ)
Показателем сплоченности считается ценностно-ориентационное единство - степень совпадений мнений, оценок, установок и позиции группы по отношению к объектам (цели деятельности, лицам, идеям, событиям), наиболее значимыми для группы в целом. Поэтому индекс сплоченности определяется по частоте совпадений мнений в отношении значимых для группы объектов.
Методика № 1. Коллективное составление плана мероприятий. Цель. Определить уровень ЦОЕ.
Ход выполнения - учитель предлагает каждому ученику список из 10
мероприятий с тем, чтобы он выбрал наиболее полезные и интересные для
группы.
Инструкция ученику. Перед тобой список дел, которые можно провести в
классе. Как ты думаешь, какие из них самые полезные и интересные для всех
ребят (класса)? Выбери три дела (подчеркни).
Результаты: учитель составляет матрицу следующего вида:_____________
ФИО | Номера мероприятий | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
В ней в каждой строке отмечаются те 3 мероприятия, которые выбрал
данный ученик. По столбцам подсчитывается количество выборов каждого
мероприятия сумма выборов.
Обработка результатов.
Вычисляется коэффициент, характеризующий степень ЦОЕ учащихся класса
по формуле: К цое = n- m/N где n - среднее число выборов,
приходящихся на одно из трех мероприятий, получившее максимальное число выборов;
m- среднее число выборов, приходящее на одно из мероприятий
N - число учащихся, принявших участие в эксперементе. КРИТЕРИИ.
Кцое > 0,5 - высокий уровень ЦОЕ. 0,3< Кцое<0,5 средний уровень. Кцое<0,3 низкий уровень.
В результате получили 0,4 - средний уровень.
2. Определение степени эмоциональной идентификации в классе. Эмоциональная идентификация - это отождествление себя с другими членами группы, сопереживание с ними при успехах и неудачах, эмоциональная теплота. Высший уровень ее проявления, характерный для коллектива - действенная групповая эмоциональная идентификация (ДГЭИ). Это такое отождествление, при котором переживания (гнетущее напряжение, тревожность, отчаяние) одного из членов группы применяются другим как
мотивы деятельности, направленной одновременно на пресечение этих переживаний (фрустрации) и на осуществление групповой цели.
МЕТОДИКА №2 «УРОК ПОВТОРЕНИЯ»
Цель. Изучение наличия или отсутствия в классном коллективе ДГЭИ. Ход выполнения.
Учитель на уроке сообщает ребятам...
Инструкция ученикам.
1 ситуация.
Сегодня у нас повторение изученной темы. Но проходить урок будет не совсем обычно. Вопросы я буду задавать не одному ученику, а в каждом ряду. Весь ряд может собраться и обсуждать, вырабатывать правильное решение в течение определенного времени, которое будет указано (30 сек. или 1 мин. в зависимости от сложности вопроса). После этого отвечать будет один человек, тот кого я назову. Он должен дать правильный и обоснованный ответ, за который будет выставлена оценка. Поэтому в обсуждении, поиске и усвоении правильного ответа должны участвовать все. В конце опроса каждому ученику в журнал и дневник будет выставлена средняя оценка ряда, (оценки действительно должны быть выставлены).
2 ситуация.
После нескольких серий таких вопросов учитель объявляет: «У некоторых
школьников за эту тему в журнале выставлено мало оценок (некоторым я
хочу исправить оценки), поэтому после коллективного обсуждения я буду
спрашивать отдельных учеников и выставлять им оценки дополнительно».
Далее называется фамилия школьника, а ряду задается вопрос. Это
повторяется несколько раз.
Обработка данных.
Показателем ДГЭИ считается различие в поведении учащихся в 1 и 2
ситуации.
Если различие в поведении отсутствует, то это свидетельствует о высоком
уровне ДГЭИ. Ученики активно готовят ответ всем рядом и в 1 и во 2
ситуации.
Если ученики активно готовят в 1 ситуации, но равнодушны во 2- ой - ДГЭИ
низко, в классе имеет место эмоциональное отчуждение.
Если ученики пассивны как в 1-ой, так и во 2-ой ситуации, это может
свидетельствовать о низкой учебной мотивации, стеснений или
неуверенности (тревоге), слабых знаниях или неумении самостоятельно
готовиться или оказывать помощь товарищу.
В исследуемом классе можно говорить о наличии эмоционального
отчуждения.
ИЗУЧЕНИЕ СТРЕКТУРЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Цель: выявление межличностных отношений в классе.
Ход выполнения
Перед началом исследования члены группы, получают инструкцию примерно следующего содержания:
1 .Кого из членов вашего класса вы по своему желанию включили бы в состав
нового класса?
Таблица 1 Обработка полученных данных
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | ||
1 | Ученик 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||||||||||
2 | Ученик 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | ||||||||||||
3 | Ученик 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
4 | Ученик 4 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||
5 | Ученик 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | |||||||||||
6 | Ученик 6 | 1 | 2 | 2 | 1 | ||||||||||||
7 | Ученик 7 | 1 | 1 | 2 | 2 | ||||||||||||
8 | Ученик 8 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | |||||||||||
9 | Ученик 9 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||
10 | Ученик 10 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | |||||||||||
11 | Ученик 11 | 1 | 2 | 2 | 1 | ||||||||||||
12 | Ученик 12 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
13 | Ученик 13 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||
14 | Ученик 14 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
15 | Ученик 15 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
16 | Ученик 16 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
Всего выборов | 7 | 4 | 8 | 5 | 8 | 6 | 3 | 5 | 5 | 7 | 6 | 5 | 4 | 8 | 6 | 6 |
Всего выборов 94
2. Определяется средний показатель:
К= общее число сделанных положительных выборов общее количество испытуемых
средний показатель равен 5,88
•«социометрические звезды», набравшие максимальное количество
выборов - 3 человека
•«предпочитаемые», набравшие выборов в количестве выше среднего
показателя – 6
•«пренебрегаемые», набравшие выборов в количестве ниже среднего
показателя - 7 человек
•«изолированные», не получившие ни одного выбора
В результате проведения данной методики можно говорить о разрозненности классного коллектива и о наличии учащихся, которые не принимают активного участия во внеклассной жизни
ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА
КОЛЛЕКТИВА
Цель: определение психологического климата коллектива.
Ход выполнения: Предлагается оценить свое состояние.
Подсчет итогов. Сложить оценки левой стороны в вопросах 1,2,...12,13 -сумма А; сложить оценки правой стороны во всех вопросах - сумма Б; найти разницу С= А-Б. Если
1) С=0 или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида.
2) С более 25, то психологический климат благоприятен.
3) С менее 25 - климат неустойчиво благоприятен.
Далее рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле: где М - число членов группы.
С (общее) С (группы) "=
М В итоге получили С=23 , психологический климат неустойчиво благоприятен
3. Измерение коммуникативной дистанции
Предлагаемая методика измерения коммуникативной дистанции, предложенная Л. Н. Андреевым, М. О. Мдивани и Ю. Я. Рыжонкиным, анализирует неформальные коммуникации, выясняя, кто из участников общения играет роль коммуникатора и реципиента.
Методика и обработка данных. Испытуемому предлагается оценить каждого члена группы как партнера по общению с помощью «техники прямого шкалирования». В качестве тестового материала использованы две точки, расположенные на расстоянии 100 мм одна от другой, расстояние не сообщается и предварительно не градуируется. Испытуемый должен оценить интенсивность общения, проводя линию нужной длины от одной точки до другой. Такой прием дает возможность испытуемому установить «коммуникативную дистанцию» между собой и партнером, не перекодируя своего отношения в цифры и баллы. Для решения задачи расчленения коммуникативного акта на процессы приема и передачи информации испытуемому предлагалось дать два независимых графических ответа для каждого партнера, в первом случае оценивая коммуникацию с точки зрения коммуникатора, во втором — реципиента.
Инструкция испытуемому.
1. Перед Вами две точки. Представьте себе, что в левой точке находитесь Вы сами, а в правой - Ваш товарищ. Расстояние между точками символизирует дистанцию между Вами. У Вас возникло желание высказать свое мнение, свою
точку зрения, оказать информационное влияние на партнера. Насколько Вы хотели бы «подойти», «приблизиться» для этого к нему? Выразите свое желание в виде отрезка определенной длины, проведя линию от себя к нему. Для этого поставьте карандаш (ручку) в левую точку и с удобной для Вас скоростью проведите отрезок прямой линии в сторону точки с указанием фамилии Вашего партнера, считая, что, чем длиннее линия, тем больше Вы заинтересованы в передаче ему информации.
2. Перед Вами те же точки. Представьте себе, что Вы хотели бы выслушать мнение, точку зрения Вашего товарища. Насколько Вы хотели бы «подпустить», «приблизить» его к себе? Выразите свое желание в виде отрезка определенной длины, проводя линию от него к себе. Для этого поставьте карандаш в правую точку с указанием фамилии Вашего партнера и,
не спеша, проведите отрезок прямой линии в сторону точки, обозначенной буквой «я», считая, что, чем длиннее линия, тем больше. Вы заинтересованы в получении информации.
Повторите, эту процедуру для каждого члена Вашего коллектива.
Регистрируемые переменные для каждого испытуемого.
Исходными величинами при расчете персональных, парных и групповых показателей являются: длина линии, проведенной от точки «я» к точке партнера (Lк), и длина линии, проведенной от точки партнера к точке «я» (Lр). Длина отрезков измеряется в миллиметрах.
Подсчитываются следующие показатели:
1. Субъективная коммуникативная зона
2. Сдвиг субъективной коммуникативной зоны относительно центра дистанции может быть положительным в случае преобладания процессов передачи информации и отрицательным в случае преобладания приема информации.
3. Субъективная средняя коммуникативная зона
,
где п.- количество членов группы.
4. Средний сдвиг субъективной коммуникативной зоны
.
Регистрируемые параметры для группы:
1. Средняя реальная коммуникативная зона в группе
.
В нашем случае получили = 60, что говорит о среднем взаимодействии членов коллектива.
Интерпретация результатов.
Персональный уровень. Каждый испытуемый по отношению к остальным членам группы характеризуется величиной субъективной средней коммуникативной зоны и ее сдвигом относительно центра дистанции. Субъективная коммуникативная зона характеризует уровень информационной активности как субъекта и объекта общения. Она может быть положительной или отрицательной в зависимости от величины показателей. Если субъективная коммуникативная зона характеризует интенсивность информационной активности испытуемого безотносительно того, какую роль он выполняет в процессе общения, то сдвиг субъективной коммуникативной зоны указывает на соотношение процессов приема и передачи- информации в информационном взаимодействии. Сдвиг коммуникативной зоны может служить показателем индивидуального коммуникативного баланса или оптимального уровня информационной активности, который предполагает «удовлетворение» потребности, как в получении определенного количества новой информации, так и потребности - в том, чтобы передавать часть информации другим».
Групповой уровень.
Средние групповые значения реальной коммуникативной зоны и ее сдвига позволяют дать характеристику коммуникативных процессов в группе в целом. Если величина средней реальной коммуникативной зоны свидетельствует об уровне информационной активности членов группы, то се сдвиг позволяет судить о сплоченности. Если преобладают процессы приема информации, это свидетельствует об открытости членов группы для информационных воздействий. Тем не менее, такой группе не хватает лидирующего ядра. В обратном случае наблюдается разобщенность членов группы, влекущая за собой трудности в координации групповой активности.
Очевидно, что единство группы должно выразиться в паритетности отношений при высокой интенсивности коммуникационных процессов.
В нашем случае мы получили сдвиг =20, что говорит о некоторой разобщенности и отсутствии большого числа контактов в классе.
4. Диагностика устойчивости к конфликтам и поведение в конфликтной ситуации
Инструкция: Оцените по пятибалльной системе, насколько у вас проявляется каждое из приведенных свойств.
1 | Уклоняюсь от спора | 5 4 3 2 1 | Рвусь в спор |
2 | Отношусь к конкуренту без превзятости | 5 4 3 2 1 | Подозрителен |
3 | Имею адекватную самооценку | 5 4 3 2 1 | Имею завышенную самооценку |
4 | Прислушиваюсь к мнению других | 5 4 3 2 1 | Не принимаю других мнений |
5 | Не поддаюсь на провокации, не завожусь | 5 4 3 2 1 | Легко завожусь |
6 | Уступаю в споре, иду на компромисс | 5 4 3 2 1 | Не уступаю в споре: победа или поражение |
7 | Если взрываюсь, то потом ощущаю чувство вины | 5 4 3 2 1 | Если взрываюсь, то считаю, что без этого нельзя |
8 | Выдерживаю корректный тон в споре | 5 4 3 2 1 | Допускаю бестактность, тон, не терпящий возражений |
9 | Считаю, что в споре не надо демонстрировать свои эмоции | 5 4 3 2 1 | Считаю, что в споре нужно проявить сильный характер |
10 | Считаю, что спор – крайняя форма разрешения конфликта | 5 4 3 2 1 | Считаю, что спор необходим для разрешения конфликта |
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитайте общую сумму баллов.
Уровни устойчивости к конфликтам соответствуют следующим показателям:
40-50 – высокий уровень конфликтоустойчивости;
30-39 – средний уровень конфликтоустойчивости;
20-29 – низкий уровень конфликтоустойчивости, уровень выраженной конфликтности;
19 и менее – очень низкий уровень конфликтоустойчивости, высокий уровень конфликтности.
В результате проведенной методике были получены следующие результаты :
30% - имеют низкий уровень конфликтоустойчивости;
30% - средний уровень конфликтоустойчивости;
29% - высокий уровень конфликтоустойчивости;
11% - очень низкий уровень конфликтоустойчивости, высокий уровень конфликтности.
Значит 41% учащихся обладают недостаточным уровнем конфликтоустойчивости, что ведет довольно частому возникновению конфликтов.
Существуют следующие способы регулирования конфликтов:
1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3) компромисс;
4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Исходя из способов поведения в конфликте можно говорить о том, что в сформированном коллективе существующие проблемы будут решаться путем сотрудничества. В нашем случае, только 28% учащихся готовы сотрудничать при решений сложных ситуаций, 13% - выбирают компромисс, 17% - приспосабливаются, 6% - избегают, и 36% соперничают, что говорит о нежелании понимать, уступать и вырабатывать совместную стратегию поведения.
Выводы: Так как о сформированности коллектива можно судить по индексу сплоченности, который в нашем случае средний, ДГЭИ в исследуемом классе говорит о наличии некоторого эмоционального отчуждения, что вероятно совместно с неустойчиво благоприятным климатом свидетельствует о том, что учащихся данного класса нельзя назвать полноценным коллективом.
Исходя из исследования конфликтоустойчивости и способов решения конфликтом можно также сказать о несформированности коллектива, так как только 28% учащихся способны решать проблемы путем достижения благополучия для всех участников взаимодействия. 41% учащихся легко вовлекается в конфликтную ситуацию, что несомненно ведет к снижению эффективности в работе группы.
Рекомендации:
- Чаще давать задания при подготовке которых необходимо работать вместе, а не индивидуально;
- Разрабатывать коллективные задания т.о. чтобы результат зависел от каждого ученика;
- Чаще организовывать совместные внеклассные и внешкольные мероприятия;
- Необходимо проводить совместно с психологом тренинги, направленные на сплочение классного коллектива, с целью организации внутриклассного единства.
- Вовлекать учащихся в тренинговые занятия с целью выработки эффективных форм работы с конфликтом.
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Астрономический календарь. Май, 2019
Почта
Сторож
Марши для детей в классической музыке