Экологическая грамотность и экологическое сознание подрастающего поколения - один из факторов решения глобальной экологической проблемы нашего и будущего времени. Победят не ученые - экологи, а изменение сознания людей: человек - это лишь одно из звеньев природы. Применять знания своего народа, соблюдать традиции, в том числе и экологические это основа этнопедагогики.
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.4 КБ |
Министерство образования и науки Республики Калмыкия.
МКОУ «Привольненская СОШ»
Республиканский конкурс: «Первые шаги в науку»
Номинация: история и краеведение
Тема работы: «Экологическая культура в традициях калмыцкого народа»
Работу выполнили учащиеся 8 класса:
Зурганова Нюдля ,
Багамаева Зарема
Руководитель: Решетникова Антонина Николаевна,
учитель биологии
п.Привольный, 2017г
Содержание
Введение -------------------------------------------------------------------- 3
1.Система природопользования в традициях калмыков--------- 4
1.3 экология и устное народное творчество-------------------- 10
2. Практическая часть--------------------------------------------------- 11
2.1. Заключение----------------------------------------------------------- 12
3. Используемая литература------------------------------------------- 13
Приложения:
Анкета,
таблица,
фотографии
Введение.
История взаимоотношений калмыцкого народа с окружающей природой, мировоззрения народа в его традициях, устном народном творчестве является темой нашей исследовательской работы. Актуальность темы определяется тем, что сегодня одной из глобальных проблем на Земле является экологическая. «Главное назначение человека в том, чтобы уничтожить себя, сделав планету непригодной для обитания» Эти слова Ж.Б.Ламарка, сказанные более 300 лет назад, подтверждаются действительностью: рост заболеваемости и смертности живых организмов, мутации генофонда, исчезновение отдельных видов. Целью нашей работы было изучить многовековой опыт предков в системе природопользования, а также роль этнопедагогики в современном воспитании подрастающего поколения. Преклоняясь перед силами природы, калмыки научились бережно, с пониманием относиться к земле, воде, флоре и фауне своего края, осознавая себя частью природы. С младенчества усваивалась мудрость: будь добр с природой, со степью, бери не разрушая.
Методы исследования в работе:
1.Изучение данного вопроса в этнографических материалах исследователей культуры калмыцкого народа, ученых КИГИ РАН
2.Анкетирование учащихся и взрослого населения по данной теме.
3.Анализ собранного материала.
4.Итервьюирование.
Объект исследования:
окрестности п Привольный.
3
1. Система природопользования в традициях калмыков
1.1. Материалы этнографических наблюдении
Степь не только среда обитания калмыков, но и их судьба: здоровье, характер, психика, культура, религия, поэзия… При исследовании экологичности пространства целесообразно рассматривать в первую очередь природно-климатические условия проживания и связанный с ними тип хозяйственной деятельности этноса. Калмыкия расположена между нижним течением Дона, Волги. Кумы и северо-западными берегами Каспийского моря. Эта территория характеризуется резко континентальным, засушливым климатом. Каспийское море заметного влияния на климат не оказывает. Предки калмыков - ойраты (западные монголы), жившие еще в конце XVI в. в Западной Монголии (Джунгарии) и в верховьях Иртыша, появились здесь в начале XVII в., имея сложившуюся кочевую государственность, сословный слой и традиции, которые в новых исторических и географических условиях получили дальнейшее развитие. Степь влияет на формирование личности. Ярко-голубое высокое небо, чистый и прозрачный воздух, которым легко дышится, очень много солнца - оно и светит, и греет, бескрайние степные просторы - все это способствует формированию таких черт характера человека, как открытость, доброта, стремление к созиданию, любовь ко всему, что тебя окружает. Экологию степи легко нарушить. Симптомы возможной эрозии и оскудения почвы всегда были хорошо известны кочевникам с юных лет и принимались во внимание при составлении маршрутов перекочевок. Все четыре вида скота круглогодично находились на подножном корме, но животные перегонялись с места на место по мере скармливания травы на пастбище. Передвижения соответствовали строго продуманной системе, заключающейся в том, что для каждого сезона года выделялись определенные территории, в нужный период богатые кормом для скота и дающие возможность укрыться от непогоды. Учитывались климатические, растительные, водные и прочие условия.
Нарушения этой системы допускались только в экстремальных случаях (война, эпидемия). Благодаря традиционному порядку стравливания пастбищ каждое из них "отдыхало" в течение нескольких месяцев, что предотвращало разрушение почвенного покрова степи. Эти и другие насущные знания составляли основу народного воспитания.
Веками существовал порядок, позволяющий рационально использовать корм в период выпадения глубоких снегов.
4
Например: вперед пускали табуны лошадей, которые разгребали своими копытами снежный покров, поедая верхушки трав, за ними следовал крупный рогатый скот, а затем шли овцы и козы, съедавшие траву до самых корней (копыта калмыцкой курдючной овцы, широкие и закругленные, щадяще воздействовали на почву). Несоблюдение этих вековых традиций привело к деградации земель в современной Калмыкии (Черные земли – единственная пустыня в Европе). Калмыки, воспитывая у детей бережное отношение к природе, часто использовали определенные обряды и табу. Даже детям запрещалось без нужды ковырять землю ("нарушать сон земли"), потому что это могло нанести ей урон. При откочевки на новое место старую стоянку оставляли чистой, проводили обряд "Очищение огнем» для освобождения от болезнетворных микробов и накопившейся рухляди, оставался лишь след от очага и кибитки. Близость к природе, постоянная зависимость от нее не только способствовала накоплению эмпирических знаний об окружающей действительности, но и развивала наблюдательность, уникальную способность ориентироваться в бескрайних просторах степей. А.М. Амур-Санан писал: "Калмык любит и понимает степную природу... Истинный степняк как бы читает сокровенные тайны природы. Он по утренним и вечерним зорям, по движению туч и по характеру ветра, по полетам птиц и по другим, ему одному ведомым приметам предсказывает, какая будет погода через день. Утром скажет, что будет вечером, а вечером скажет, каково будет утром. Степняк тонко чувствует красоту и музыку степи" Отмечая природную наблюдательность калмыков, переводчик эпоса "Джангар" Семен Липкин писал: "В обширной степи, в этом ковыльном океане, географические понятия входят в сознание с детства: иначе не проживешь. Здесь мало рек, дорог, редки дома - поневоле развивается наблюдательность. Познавательными знаками путнику служат незаметное изменение цвета травы, неглубокая балка, одинокий тополь. Вы видите горизонт: зеленая окраска сливается с темно- синей, и какие-то золотые дуги то возникают, то пропадают. А калмык скажет вам, что вдали - пологий холм, что по холму скачут сайгаки (антилопы), что всего их шесть, что матка оторвалась от них на расстояние длиной в повод коня".
5
1.2. Экологическая культура в традициях калмыков
С особым уважением относятся калмыки к воде. В условиях засушливого климата и острого дефицита питьевой воды каждый колодец был на счету и имел свое название. Колодцы являлись важными ориентирными пунктами при перекочевке. Народному поэту, почетному профессору Калмыцкого университета Давиду Кугультинову принадлежит афоризм: "Степь без колодца подобна телеге без колес". Искатели воды могли найти ее по едва заметным признакам, которыми служили своеобразная растительность и ее окраска, залегание пластов глины, расположение нор степных зверьков и даже капли росы, оставшиеся на траве при восходе солнца. Запрещение осквернять воду, лить ее в огонь осталось у калмыков еще от добуддийской поры: духи воды и огня (очага) были приняты в ламаистский пантеон . Во время засушливого лета калмыки совершали обряд вызывания дождя. Функция этих обрядов – обеспечение благоприятных условий и предотвращение засухи, которая губит пастбища. Трепетное отношение проявлялось к худукам (вырытые в земле колодцеобразные ямы глубиной от 1,5 до 3 саженей). Проточной воды в засушливых степях не хватало, и кочевники с помощью худуков добывали ее. Их старались облагородить – обсадить ветловыми породами, чтобы ослабить чрезмерное испарение из них воды. Высоко ценились дождевые воды, накапливавшиеся в теплое время года в блюдцеобразных углублениях (хурн усн, цандыки); этой водой часто поили скот. Калмыки разводили лошадей, овец, КРС, верблюдов и коз. Очевидцы, наблюдавшие жизнь монгольских племен в более ранние периоды их истории, Плано Карпини, более подробно Гильом де Рубрук описывали: «Они очень богаты скотом». Веками они выращивали четыре вида скота, прекрасно зная повадки домашних животных и пользуясь продуктами и сырьем, которые они давали. Из овчин и тонких сортов войлока шились верхняя одежда, головные уборы; из кожи изготовлялись ремни, конская упряжь, седельные принадлежности, обувь, кожаная посуда; из шерсти выделывали кошмы, арканы, веревки, различные тесьму; из жил животных приготовлялись нитки для шитья одежды. В обмен на скот и продукты скотоводства приобретались у оседлых соседей необходимые в быту и хозяйстве изделия и продукты, не производившиеся в улусах. «Из шкур быков делают большие бурдюки, которые удивительно высушивают на дыму. Из задней части конской шкуры они выделывают очень красивые башмаки. Они устроят также шаровары из кож. Богатые также подшивают себе платье шелковыми охлопками, которые весьма мягки, легки, теплы. Бедные подшивают платье полотном, хлопчатой бумагой и более нежной шерстью, которую они могут извлечь из грубой.
6
Из более грубой шерсти они делают войлок для покрывания своих домов, сундуков, постелей. Из шерсти так же, с примесью третьей части конского волоса, они делают себе веревки. Из войлока они делают также плащи, чепраки и шапки против дождя… Женщины приготовляют и сшивают шкуры ниткой из жил, валяют кошмы». Скот был и остается до нашего времени мерилом достатка и благосостояния. Известна поговорка: "Кто выращивает скот, у того рот всегда в масле". «Пусть будут счастливы прекрасные молодые парни, пусть будут счастливы двукосые прекрасные невестки, пусть размножаются все четыре вида скота!» — говорится в народном благопожелании. «Кто ходит за скотом, любовно ухаживает за ним и выращивает его, питается его продукцией — трудностей не боится никогда», поучали седые старики и бледнолицые старухи. Уход за животным почти приравнивался к заботе о человеке. Как известно, в калмыцкой степи была разведена порода крупного рогатого скота, приспособленного к местным условиям и отличавшегося хорошим качественным мясом и значительными привесами. Калмыки очень бережно относились к жеребятам, ягнятам, телятам. Сосунки беззащитны, невинны, как дети, и рука не поднимается резать их на мясо. Будет страдать матка, грешно разлучать ее с приплодом. Верблюда калмыки считали не только выносливым, но и очень нежным, и не случайно возникла поговорка: "Верблюжата и дети от одного до полутора лет одинаково хрупки". К верблюжатам относились, как к детям, кормили их по нескольку раз за ночь, а не только днем, в холодное время укутывали. Некоторые хозяева привязывали им на шею талисманы "бу" для предохранения от покушений "нечистых сил". При рождении верблюжонка посторонних порой не пускали в кибитку [4]. Если маленького верблюжонка обижали, вырастая, он не подпускал к себе своего обидчика. До сих пор в сельских районах сохранился обычай "мал заах", по которому новорожденному дарят молодых домашних животных - ягненка, теленка, жеребенка. Лошадь - самое любимое животное скотовода. Жизнь кочевника была тесно связана с ней, и он берег ее и холил, обучая такому отношению и детей. Калмыки полагали, что если издохнет любимая лошадь хозяина, то это значит, что она заменила собой хозяина - пала вместо него. Глаз коня издалека видит опасность, и даже жеребенок, будучи обученным, неуязвим для стрел. Конь в бою при необходимости делал скачки в стороны, повороты, резко останавливался, нередко тем самым сохраняя жизнь всаднику. С раннего детства калмыки умели перепрыгивать на скаку с одного коня на другого, благодаря чему в стремительном боевом походе каждый наездник использовал 3-4 коня. Конь устанет, а воин - нет, это позволяло преодолевать немыслимые по тем временам расстояния. Конь - это целая школа жизни. Полагали, что хорошая лошадь благоприятно действует на мысли мужчины, меняя его взгляды. 7
Согласно поверью, количество лошадей у одного хозяина не должно было превышать 10 тыс. голов. При нарушении табу якобы появлялся жеребенок с золотыми копытами и угонял табун в необитаемую пустыню. По-видимому, происхождение этого мифа связано с необходимостью ограничения поголовья скота с целью сохранения пастбищ от вытаптывания. Калмыки особо почитали собак и кошек. Собака - самый близкий друг кочевника, верный сторож. Она воспринималась, чуть ли не как член семьи и даже как воплощение души близкого родственника. Убийство ее, естественно, приравнивалось к убийству человека. Считалось дурным предзнаменованием, если она покидала хозяина и уходила к другому человеку. Кошку калмыки относили к самым благородным животным, полагая ее "собакой Бога". Почтительное отношение она заслужила охраной от мышей священных пирамидок из теста, хранящихся в алтарной части буддийских храмов. Выращивая скот, калмыки прекрасно изучили анатомию животных, хорошо знали строение их скелетов и назначение каждой кости. Особенно хорошо калмыки знали как о назначении, так и об особенностях всех костей овцы: восьми опорных, двух лопаток, двадцати шести спинных и шести шейных позвонков, грудной клетки и тазовой кости. Приручение и уход за животными, изучение их повадок служили источником разнообразных знаний в области зоологии, анатомии животных, ветеринарии. Это помогало в разведении, сохранении и селекции важнейших видов скота. Особой популярностью пользовались костоправы, лечившие переломы, вывихи и прочие травматические повреждения. С позволения священнослужителей (гелюнгов) те или иные домашние животные объявлялись священными (коровы, лошади, овцы и т.д.), после чего от употребления их мяса воздерживались. Исполнение обряда "Гал тяклген" (жертвоприношение очагу) требовало того, чтобы трубчатая кость (большая берцовая кость) жертвенного животного в течение длительного времени заботливо сохранялась как талисман; добытым костным жиром лечили воспаление среднего уха у детей. К воротнику детской одежды привязывали трубчатые кости зайца, поскольку считалось, что этот амулет защищает от дурных влияний. Бережное отношение у калмыков было к диким животным. Не на всякое дикое животное и не на всякую птицу можно было охотиться. Считалось, что дозволительнее убить семь гелюнгов, чем лягушку, ужа, ежа, ласточку или кошку. Происхождение этих запретов различное. Лягушка в добуддийских представлениях - существо, которое держит на себе мир. Ласточка - спасительница рода человеческого, проглотившая комара - слугу злобного Мангас-хана, пославшего насекомое выяснить, чья кровь самая вкусная. Почтительное отношение сохраняется и поныне к ужу, которого ни в коем случае не разрешается убивать.
8
Даже если он заполз в дом, его бережно выносят, дают молоко. В литературном памятнике «Оюн Тулкур» осуждается многие пороки, в первую очередь убийство. Если живешь, хвастаясь силой и помышляя: «Убью-ка живое существо, своя жизнь оборвется. Если не отбросить желания навредить (кому-то) – Себе самому навредишь». Среди птиц наибольшим уважением пользовался лебедь. В него могли стрелять только знатные люди, что ограничивало охоту; считалось, что лебеди слишком привязаны друг к другу: если убить самку, то самец падает на землю с большой высоты и разбивается. Воспрещалось охотиться на журавлей, трогать их птенцов или кладку яиц. Не разрешалось стрелять в сайгаков, когда они стоят стадом на одном месте. Полагали, что в это время их доит сам Белый Старец, хозяин земли и всех животных. Волка калмыки считали "собакой неба" и почитали, несмотря на то, что он хищник, а может, и благодаря тому, что он своеобразный санитар стада. Калмыцкий календарь также отражал образ жизни народа, своеобразие его восприятия мира, значимой частью которого является степь. Летосчисление велось 12-летним циклом, согласно которому каждый год носил название определенного животного: год барса, зайца, дракона, змеи и т.д. В году насчитывалось 12 месяцев носивших названия животных. Например: апрель - месяц лошади, май - барса, июль – курицы.. Сутки делились на 12 сдвоенных часов: час быка, барса, зайца, дракона, змеи, лошади, овцы, обезьяны, и.т.д. Животный цикл нес на себе еще одну семантическую нагрузку. Мышь - знак богатства: в северной части кибитки под этим знаком размещали самое дорогое имущество и усаживали почетных гостей. Собака - символ охоты: в северо-западной части хранилось оружие. Под знаком овцы, в юго-западной части кибитки, держали новорожденных ягнят. Под знаком зайца находилось место для детей. Почтительное отношение к животным обусловливалось и космологическими представлениями. Так, верблюд, во многих культурах Востока почитаемый как громовержец (в эпосе "Джангар" он предстает как дышащий вулкан), связывался с течением времени, сменой лет: "Верблюд уходит, верблюжонок приходит". Собака, помощник скотовода, была одушевленным атрибутом "своего" или "освоенного" пространства. Одной из главных слагаемых нравственности буддисты считают экологические проблемы. В бытовой обрядности целенаправленно и многосторонне проводиться идея зависимости благополучия человека от характера его взаимоотношений с сакральными силами природы. Сформировалось представление о том, что нормальный ход процессов в самой природе зависит от баланса грехов и добродетелей в сознании и поведении людей.
9
Когда общественные нравы ухудшаются, и количество грехов становится преобладающим, тогда возникают аномалии: землетрясения, засухи, наводнения, ливневые дожди и т. п. В быту буддийские заповеди проявлялись в бережном, сакральном отношении к окружающей среде: например, чтобы «не поранить землю», монголы носили мягкую обувь с загнутыми носами. Для определения благоприятного места для постройки храмов, жилища ламы определяли, нет ли там «дурного дыхания земли», движения подземных вод и т. д. Затем совершался ритуал очищения выбранного места и освящения земли. Рубка одинокого стоящего дерева приравнивалось к убийству человека. «Хотя мы и не верим в то, что деревья и цветы наделены сознанием, но и к ним мы относимся с вниманием. Таким образом, мы распространяем чувство универсальной ответственности, как за человечество, так и за природу» - Далай Лама14.
1.3.Экология и устное народное творчество.
Культ природы, предков, животных и растений запечатлены в виде заповедей в устном народном творчестве калмыков, включающем в себя народный эпос "Джангар", сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни. Калмыцкий фольклор отображает народное понимание гармонии между человеком и природой. Силы родной степи вплетаются в ткань действия, то помогая героям преданий, то подвергая их испытаниям. Характер взаимоотношений кочевника с окружающим миром проявляется в почитании небесных светил, мирового дерева Галдан- Зандан с целебными листьями, Неба-Тенгри и т.д. Неисчерпаемый источник - калмыцкие сказки. Например, "Как ленивый старик работать стал". В ней в увлекательной форме раскрывается методика приучения к труду: приобщение начинается с авансированного поощрения и использования первых результатов работы, далее предлагается перейти к одобрению; внутреннее побуждение и надлежащая привычка объявляются показателями окончательного решения проблемы воспитания трудолюбия [1]. Калмыцкий фольклор славится загадками. Они помогают знакомиться с явлениями окружающей природы, привлекают внимание к тем признакам, над которыми обычно не задумываются, активизируют мыслительную деятельность, развивают наблюдательность, память. Загадки о явлениях природы, об анатомии человека и животных служат основой для дальнейшего развития знаний по биологии и экологии. "Бегает вприпрыжку, с мордой, как у теленка" (тушканчик); "На острие шила сосуд с бульоном" (роса); "С боку дороги кипит черный котел" (муравейник).
10
2. Практическая часть.
Практическую часть своей работы начали с анкетирования. Обработка результатов опроса показала как учащиеся нашей школы, и взрослое население поселка относятся к проблеме бережного отношения к природе, роли традиций в воспитании, в том числе и экологическом. В нашем социологическом опросе участвовали 100 ресспондентов разных возрастов и социальных групп. Опросные листы для взрослых и учащихся состояли из семи вопросов с кратким свободным ответом.
Анализ анкет показал, что учащимся нашей школы небезразлично экологическое состояние окружающей природы и родного поселка. Они знают, что необходимо сделать по улучшению экологии поселка и его окрестностей и готовы помочь в этом. Основным источником получения знаний по экологии, традиций предков считают школу и семью. (У многих нет рядом представителей старших поколений). Это показал анализ работы школы по данному направлению за последние годы: фестиваль учителей ИКРК «Этнокультурное воспитание подрастающего поколения», ежегодное участие в муниципальных и республиканских конкурсах « Моя малая родина: природа, культура, этнос», «Зеленая планета», «Хищные птицы»
Взрослое население поселка считает, что личное отношение к природе старших влияет на воспитание подрастающего поколения, что нужно учить собственным делом и словом. К сожалению не все знают об экологических традициях предков, но возрождать и знать традиции необходимо. Главная роль в воспитании отводится семье и школе.
11
Заключение.
Близость к природе и постоянная зависимость от нее способствовали накоплению у калмыков богатого запаса эмпирических знаний об окружающей действительности. Это развивало тонкую наблюдательность степняков, их исключительную способность ориентироваться в бескрайних просторах степей. Каждодневное, близкое, доброе отношение калмыков к природе породило у них ряд ценных личных качеств:
- бережное отношение к флоре и фауне своего степного края;
- формирование нравственного, гуманистически окрашенного экологического воспитания у подрастающего поколения;
- соблюдение преемственности поколений многолетнего опыта природопользования.
В результате исследования мы узнали интересные и необходимые сведения о взаимоотношениях наших предков с окружающей природой, а также влияние этнических, религиозных и иных традиций на отношение к природе и природопользованию. Полученные знания применимы учащимися на уроках краеведения, экологии и внеурочной деятельности. Школа сегодня связующее звено в передаче знании экологической культуры наших предков последующим потомкам.
12
Список использованной литературы.
1. Джангар: Калмыцкий народный эпос. Элиста. 1989.
2. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. Элиста, 1994.
3. Эрендженов К.Э. «Золотой родник». Элиста. 1990.
4. Ользеева С. З. «Калмыцкие народные традиции» Элиста 2007
5. М. М, Батмаев «Калмыки в 17 – 18 веках, События, люди, быт» Элиста калмыцкое книжн ое издательство 1993
6. И.А.Житецкий «Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884 – 1886г.г.» Москва.1893г.с.26 - 27
13
Анкета №1
Мы собираем информацию о том, как жители нашего поселка относятся к проблеме экологического воспитания подрастающего поколения.
1.Как Вы считаете, влияет ли отношение к окружающей природе старших на экологическую культуру молодого поколения?
2. Как старший, Вы передаете свой жизненный опыт отношения к природе младшим и в какой форме?
3.Знаете ли, Вы, экологические традиции своего народа? Какие?
4.Какие традиции предков сохранились до настоящего времени?
5.Насколько современное экологическое воспитание эффективно?
6.Вы знаете, что такое этнопедагогика?
7.Как Вы считаете, кто должен заниматься экологическим воспитанием подрастающего поколения? Почему?
Анкета№2
Мы собираем информацию о том, как учащиеся нашей школы относятся к проблеме экологического состояния нашего поселка.
Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе, поставив знак «х» в соответствующих пунктах:
1.Как Вы относитесь к загрязнению окружающей среды?
2.Как Вы понимаете заботу о природе?
3.Какие Вы приняли бы меры, направленные на улучшение экологии села и его окрестностей?
4.Слышали ли Вы от старших, как они относятся к охране природы?
5.Какие экологические традиции предков Вы знаете?
6. Как Вы считаете, кто должен заниматься экологическим воспитанием подрастающего поколения? Почему?
7.Как Вы считаете, экология это дело каждого человека?
Данные анкетирования учащихся школы.
№ ВОПРОСА ВАРИАНТ ОТВЕТА | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ОТРИЦАТЕЛЬНО | 30 | ||||||
УБОРКА, ОЗЕЛЕНЕИЕ, ПРОПАГАНДА ЗНАНИЙ | 25 | ||||||
ОЧИСТИТЬ, ОЗЕЛЕНИТЬ | 28 | ||||||
ДА | 18 | 14 | |||||
ШКОЛА И СЕМЬЯ | 12 | ||||||
ШКОЛА | 22 | ||||||
ДА | 30 |
Данные анкетирования взрослого населения поселка.
№ вопроса ответ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
да | 60 | ||||||
Да, пример делом, словом | 47 | ||||||
Да, кочевка, очищение огнем, поклонение земле, воде, солнцу, беречь все живое | 40 | ||||||
Поклонение огню, земле, очищение | 38 | ||||||
Достаточно высокое | 50 | ||||||
Семья и школа | 30 | ||||||
школа | 36 |

Простые новогодние шары из бумаги

Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"

Хитрый коврик

Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"

Муравьиная кухня