Цель проекта: Изучение мнения подростков по проблемам этнической идентичности в ходе проведения самостоятельного социологического исследования.
Задачи проекта:
1. практическое применение навыков социологического анкетирования
2. изучение мнений школьников об этничности путем анкетирования
3. анализ, обобщение и представление информации для широкой аудитории
Проблемные вопросы:
По каким признакам учащиеся отождествляют себя с тем или иным этносом?
Как учащиеся относятся к культуре своего народа?
Интересуются ли они будущим своего народа?
Как учащиеся оценивают свою национальную культуру?
Как учащиеся определяют патриотизм?
Проблема и её актуальность
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучать общественное мнение по вопросам этнической идентичности в многонациональной стране. Этническая идентичность является необходимой ступенью становления гражданственности.
Отношение к национальной культуре является важным вопросом культурологи. В зависимости от того, какая у человека идентичность, можно с той или иной степенью достоверности прогнозировать его поведение, принимаемые и отвергаемые ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки. Информация по проблеме позволит наметить важнейшие вопросы планирования школьной воспитательной системы, так как в старшем школьном возрасте наибольшее воздействие на формирование этнической идентичности начинает оказывать школа.
Вложение | Размер |
---|---|
popova_alena_etnicheskaya_identichnost.docx | 78.6 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя школа № 38 Приморского района Санкт-Петербурга
Проект «Этническая идентичность.
Социологический опрос»
Автор: Попова Алена Игоревна,
11а класс
Руководитель проекта: Запрягаева Наталья Юрьевна,
учитель обществознания ГБОУ № 38
2017
Содержание
Технологическая карта проекта______________________________3
Проблемы этнической идентичности__________________________5
Инструмент исследования: анкета «Этническая идентичность»_____9
Результаты анкетирования__________________________________11
Обобщенные выводы______________________________________16
Список источников информации по теме проекта _______________18
Технологическая карта проекта
Образовательная область: Обществознание. Социология. Культурология
Цель проекта: Изучение мнения подростков по проблемам этнической идентичности в ходе проведения самостоятельного социологического исследования.
Задачи проекта:
1. практическое применение навыков социологического анкетирования
2. изучение мнений школьников об этничности путем анкетирования
3. анализ, обобщение и представление информации для широкой аудитории
Проблемные вопросы:
По каким признакам учащиеся отождествляют себя с тем или иным этносом?
Как учащиеся относятся к культуре своего народа?
Интересуются ли они будущим своего народа?
Как учащиеся оценивают свою национальную культуру?
Как учащиеся определяют патриотизм?
Проблема и её актуальность
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучать общественное мнение по вопросам этнической идентичности в многонациональной стране. Этническая идентичность является необходимой ступенью становления гражданственности.
Отношение к национальной культуре является важным вопросом культурологи. В зависимости от того, какая у человека идентичность, можно с той или иной степенью достоверности прогнозировать его поведение, принимаемые и отвергаемые ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки. Информация по проблеме позволит наметить важнейшие вопросы планирования школьной воспитательной системы, так как в старшем школьном возрасте наибольшее воздействие на формирование этнической идентичности начинает оказывать школа.
Новизна исследования
1.Авторская анкета, составленная на основе изучения правил составления анкет в прикладной социологии и ознакомления с идеями видного русского философа ХХ века И.А.Ильина.
2. Изучение мнений несовершеннолетних респондентов. Центры изучения общественного мнения опрашивают совершеннолетних респондентов.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Личный.
Ожидаемые результаты:
Проектная деятельность с применением навыков социологического исследования способствует формированию различных ключевых компетенций: личностных (коммуникативная культура), предметных (умение анализировать явления общественной жизни), метапредметных.
В ходе реализации проекта формируются ключевые метапредметные компетентности:
Познавательные – самостоятельно проводить и организовывать исследование с целью проверки гипотезы; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, объяснять связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Область применения: обсуждение со сверстниками полученных результатов; планирование воспитательной работы школы администрацией
Ресурсы: социологические анкеты ВЦИОМ, Левада-центр, фонда Общественное мнение. И.А. Ильин «Путь духовного обновления».
Этапы проекта:
Мотивационно – побудительный.
На уроках по предмету «Обществознание» ученики получают навыки составления анкет для социологических опросов и проведения анкетирования. Выбирается тема исследования в соответствии с интересами учащихся.
Организационно – поисковый.
Составляется анкета по конкретной проблеме исследования. Проводится опрос респондентов.
Рефлексивный
Проводится анализ полученных анкет. Обобщаются данные. Делаются выводы и практические рекомендации.
Результаты: создание социологической анкеты, отвечающей задачам исследования; проведение опроса среди сверстников; обработка результатов анкет; анализ полученных данных; создание презентации полученных сведений. Выступление на семинаре «Формирование гражданской идентичности и диалога культур в образовательном пространстве школы и города» учителей Приморского района 15 марта 2017 года.
Полученные данные передаются воспитательной службе школы для оценки эффективности работы с учащимися и планирования воспитательной работы.
Проблемы этнической идентичности
Проблема этнической идентичности, которая означает осознание индивидом своей принадлежности к определенному этносу, очень важна. Общеизвестно, что нет личности внеисторической, вненациональной, каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. Причем, большинство ученых заявляет, что этничность представляет собой скорее приписываемое (предписываемое обществом), чем наследуемое качество. В этом отношении показательно название национальности «русский», которое является единственным прилагательным (какой?), обозначающим в русском языке национальность (существительное, кто?). Это не случайно, и отражает особенный исторический путь формирования русской нации не по признаку крови, а по признаку самоидентификации и приобщения к судьбе России.
Изучая этническую идентичность, мы отвечаем и на вопросы о степени сформированности гражданской идентичности, так как этническая идентичность является необходимой ступенью становления гражданственности. В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка.
Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе разработал французский ученый Ж.Пиаже (1896-1980). Пиаже предложил рассматривать как один процесс формирование понятия «родина» и образа «других стран», имеющий несколько этапов.
1) в 6–7 лет ребенок приобретает первые – фрагментарные и несистематичные – знания о своей этнической принадлежности. В этом возрасте наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение
2) в 8–9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации – национальность родителей, место проживания, родной язык. Просыпаются национальные чувства.
3) в младшем подростковом возрасте (10–11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме. В качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.
В процессе развития у ребенка этнической идентичности она проходит ряд этапов: от диффузной до реализованной. Результатом этого процесса является формирование в подростковом возрасте эмоционально-оценочного осознания принадлежности к этнической общности, которое может сохраниться на всю жизнь.
Думается, это важный процесс. В социологии существует понятие «одноразовый человек», которое применяется по отношению к личности, не имеющей «укорененности» в социальной и культурной среде. Этот человек, как перекати-поле, путешествует по жизни и по разным странам, удовлетворяя свои эгоистичные потребности, то есть, потеряв ценность для человеческой культуры.
Этническая идентичность удовлетворяет, с одной стороны, потребность личности в самобытности и независимости от других людей, с другой - потребность в принадлежности к группе и защите, т.е. «я» идентифицируется с конкретным народом через включенность в различные этнические коллективы и целостности. Такими целостностями могут быть семья, социальные страты, субэтносы, этнографические группы и т.п.
Культурная ценность этнической идентичности очень высока, так как дает личности большую возможность самореализации, чем любые другие социальные группы. Наиболее естественным для человека является стремление сохранить или восстановить позитивную этническую идентичность, которая дает ощущение психологической безопасности и стабильности.
Этническая идентичность более четко осознается и раньше приобретается, если социализация ребенка проходит в полиэтнической среде. Это также во многом зависит от того, к какой группе ребенок принадлежит – группе большинства или группе меньшинства. Представители малых народов в окружении иноязычного большинства в большей степени осознают свою этничность: ситуация межэтнического общения дает индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп.
Не возникает проблемы этнического самоопределения у человека, если его родители принадлежат к одной и той же этнической группе и в ней же проходит его жизненный путь. Такой человек легко и безболезненно идентифицирует себя со своей этнической общностью. Он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этические нормы родного этнического окружения. Этническое сознание такого человека строится гармонично, не входя в противоречие ни с окружающими людьми, ни с собственным внутренним миром. В иной ситуации формирование этнического сознания идет намного сложнее и проявляется в противоречиях.
К противоречиям приводят следующие типы этнической идентичности:
1. Этноцентрическая идентичность, означает некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификацию индивида с ней. При такой идентичности присутствуют элементы этноизоляционизма, замкнутости.
2. Этнодоминирующая идентичность подразумевает такой тип идентичности, при котором этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, семейной, профессиональной и др.), то есть, этническая принадлежность воспринимается как безусловно доминирующая ценность.
3. Этнический фанатизм - тип идентичности, при котором абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто понимаемых в отрыве от реальности, сопровождается готовностью идти ради них на любые жертвы и действия. Это крайняя форма агрессивной идентичности.
4. Этническая индифферентность возникает, когда люди почти равнодушны к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, к ценностям своего и других народов. Они независимы от норм и традиций собственной этнической группы, и на их жизненные поступки и поведение в любых сферах деятельности не влияют ни их собственная этническая принадлежность, ни этническая идентичность других.
5. Этнонигилизм в форме космополитизма представляет собой отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. Этот тип этнической идентичности возникает в связи с осознанием низкого статуса своей этнической группы, с признанием ее неравноценности по сравнению с другими. Следствием этого становится избегание демонстрации своей этничности.
6. Амбивалентная этничность - явно невыраженная этническая идентичность, широко распространенная в смешанной этнической среде.
Гармоничная этническая идентичность личности является, несомненно, ценностью культуры.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. указывается на необходимость поддержки программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности.
Но задолго до принятия этой программы, великий русский философ Иван Александрович Ильин высказывал мысли, которые звучат актуально и сегодня. Именно прочтение статьи «О национализме» стало побудительным мотивом моего проекта.
По мнению И.А.Ильина, национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и плоское самодовольство. Достойный представитель своей нации видит падения и взлеты своего народа, он критикует недостатки своего народа созидательно, пребывая в отождествлении со своим народом. Такой человек не скажет «эта страна», он будет говорить «о нас». Главное для него – любовь к живой духовной силе своего народа, единение с ним в национальной духовной культуре.
Человек, пишет И.А.Ильин, лишенный идеи родной нации, будет обречен на духовное сиротство. Есть закон человеческой культуры, в силу которого всё великое может быть сказано человеком или народом только по-своему, а всё гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада. Мыслитель предостерегает от национального обезличения детей.
Что может сделать для этого школа? И опять современно звучат советы Ильина:
В семье и в школе для развития национального духа необходимы:
1.Культ родного языка
2.Культ песни. «Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение». Особенно важно многоголосое хоровое пение, приучающее человека свободно и самостоятельно участвовать в общественном единении.
3. Сказка – будит и пленяет мечту. Ребенок, никогда не мечтавший в сказках своего народа – легко отрывается от него…
4. Поэзия. Русский народ имеет единственную в своем роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой.
5. Образы национальной святости и героизма ( у Ильина: «Жития святых и героев»), которые пробуждают совесть, волю к доблести, великодушие.
6. История… Ребенок должен почувствовать, что он сын великого народа, сердце его должно полюбить. При этом следует избегать националистического самомнения с одной стороны и самоунижения и осмеивания – с другой, нужно передавать дух народа в формах возрастающей одухотворенности. А любить свою родину умеет только тот, кто не склонен ненавидеть и презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и их духовные достижения.
Помимо этого, И.А.Ильин отмечает значение молитвы, армии, как сосредоточенной волевой силы народа, хозяйства и территории. Человек живет на земле и от земли, за которую предки проливали кровь, это не просто пространство, а «живое и творческое обетование». Труд должен быть воспринят как источник здоровья и свободы.
Только на этом пути, делает вывод И.А.Ильин, человечеству удастся соблюсти священное начало родины.
Возможно, мои пространные цитирования мыслей И.А.Ильина могут показаться неоправданными. Но именно в логике рассуждений русского философа Ильина была составлена анкета для проведения социологического опроса «Этническая идентичность».
В процессе обсуждения с руководителем проекта была разработана анкета, содержащая вопросы, в основном, открытого и закрытого типа, а также личные и безличные. Анкета состоит из 15 вопросов, направленных на выяснение типа этнической идентичности, диффузного или реализованного её характера, осознанности этничности.
Инструмент исследования
Анкета «Этническая идентичность»
Приглашаем Вас принять участие в социологическом исследовании. Просим ответить на вопросы анкеты. Подписывать её не надо. Все ответы будут анализироваться социологами только в обобщенной форме. Мы гарантируем отсутствие любой возможности использовать Вашу искренность не в Ваших интересах. Выбор ответа отмечайте любым значком. В графе «Другое» можно дополнить ответ.
Вопрос №1. С какой национальностью Вы себя отождествляете?
Вопрос № 2. По каким признакам происходит отождествление?
Вопрос № 3. Есть ли у Вас потребность петь народные песни?
(да, нет, не знаю)
Вопрос №4. Есть ли у Вас в доме предметы национального быта?
Вопрос № 5. Соблюдаете ли Вы национальные обычаи?
Вопрос № 6. Хотите ли Вы больше знать о своей национальной культуре? Да, нет, не знаю
Вопрос № 7. Интересуют ли Вас вопросы будущего своего народа?
Да, нет, не знаю
Вопрос № 8. Какие достоинства людей Вашей национальности Вы можете назвать?
Вопрос № 9: Какие недостатки людей Вашей национальности Вы можете назвать?
Вопрос № 10. В основе патриотизма лежит:
Вопрос № 11.
А) Испытываете ли Вы чувства неприязни к представителям других национальностей? Да, нет, не знаю
Б) Если «да», то почему?
Вопрос № 12. За что Вы цените русскую культуру?
Вопрос № 13. Вспомните названия народных сказок, которые Вы слышали в детстве.
Результаты анкетирования учащихся по проблеме
«Этническая идентичность»
В анкетировании приняли участие 11а (18 анкет) и 10 б (18 анкет). Анкетирование проходило в феврале 2017 года.
Результаты распределились следующим образом:
Вопрос №1. С какой национальностью Вы себя отождествляете?
10 б:
100% продемонстрировали моноцентрическую идентичность
11а:
55% (10 человек) продемонстрировали моноцентрическую идентичность 22% (4 человека) - полиэтническую идентичность.
По одному респонденту назвали себя арийцем и инопланетянином. Можно предположить, что они продемонстрировали, таким образом, этническую индифферентность (или этнический нигилизм?).
Вопрос № 2. По каким признакам происходит отождествление
10б 11а
Вывод: Большинство респондентов отождествляют себя с русскими и славянскими национальностями, подчеркивая происхождение, знание языка, культуры, любовь к культуре своего народа как главные идентификационные признаки.
Вопрос № 3. Есть ли у Вас потребность петь народные песни?
Вопрос был сформулирован исходя из представления, что именно в музыке выражена наиболее полно душа народа, как утверждал русский философ Иван Ильин.
Потребность петь народные песни испытывают 11 % учащихся 10 б (2 человека) и 11% учащихся 11 а(2 человека)
Не осознают потребности в пении народных песен: 33 % учащихся 10 б и 27% учащихся 11 а.
Отрицательный ответ дали 55 % учащихся 10б и 61% учащихся 11 а.
Вопрос №4. Есть ли у Вас в доме предметы национального быта?
Утвердительный ответ дают: 50% учащихся 10б и 50 % учащихся 11 а.
Вопрос № 5. Соблюдаете ли Вы национальные обычаи?
Вопрос № 6. Хотите ли Вы больше знать о своей национальной культуре?
Утвердительно ответили 55% учащихся 10 б и 66% учащихся 11 а.
Отрицательно ответили 11% учеников 10 б и 16 % учеников 11 а.
Не знают: 33 % респондентов 10 б и 11% респондентов 11 а.
Вопрос № 7. Интересуют ли Вас вопросы будущего своего народа?
Утвердительно ответили 77% учащихся 10 б (14 чел) и 77% учащихся 11 а (14 чел)
Отрицательно ответили 16% учеников 10 б (3 чел) и 11% учеников 11 а(2 чел).
Не знают: 5 % респондентов 10 б и 11% респондентов 11 а класса.
Вопрос № 8. Какие достоинства людей Вашей национальности Вы можете назвать?
Учащиеся 10 и 11 классов отметили: внешность, толерантность, отзывчивость, доброту, готовность помочь друг другу, силу духа, достоинство, стойкость, великую культуру, лидерские качества русского народа.
22% учеников не увидели достоинств в русском человеке. 11% учащихся 11 класса предъявили националистические лозунги, что может свидетельствовать об этноцентрической идентичности. Такая идентичность обычно сопровождается признанием «прав народа» выше «прав человека», представлениями о превосходстве своего народа, дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности «этнических чисток», стремлением не «смешиваться» с другими этносами.
Вопрос № 9: Какие недостатки людей Вашей национальности Вы можете назвать?
Учащиеся 10 и 11 классов выделили: манию величия, низкий уровень культуры общения, неискренность, отметили, что «их очень много»
55%(10 человек) респондентов недостатков не увидели.
Вопрос № 10. В основе патриотизма лежит:
10: 16 % (3 чел.) 11: 55 % (10 чел.)
Варианты ответов формулировались с опорой на идеи И.А.Ильина о патриотизме, о стадиях его развития. По утверждению Ильина, осознанность патриотизма проявляется в отождествлении своей судьбы с судьбой своего народа, с верой в его духовную силу и духовное творчество при способности критически воспринимать исторические падения и ошибки, вынося из них уроки на будущее.
Вывод: большинство учащихся отдали предпочтение варианту №3, что свидетельствует об осознанном восприятии понятия «патриотизм», о выраженной гражданской позиции.
Вопрос № 11.
А) Испытываете ли Вы чувства неприязни к представителям других национальностей?
10 б | 11 а | |
да | 0% | 28% (5 чел) |
нет | 77%(14 чел) | 66% (12) |
Не знаю | 22%(4 чел) | 5% (1 чел) |
Б) Если «да», то почему?
Респонденты отметили, что в основе чувства неприязни лежит: недовольство поведением людей других национальностей, их низкий культурный уровень. Предъявлены националистические лозунги «Одна нация – один народ», «Россия для русских» (4 человека в 11 классе)
Вывод: В воспитательной работе школы необходимо усилить разъяснение пагубности националистических лозунгов в многонациональной стране; в содержании учебных предметов особо выделять темы, раскрывающие проблемы становления многонациональной Российской государственности, показывающие проблемы различных регионов России; разъяснять, опираясь на научные данные, особенности российского патриотизма, исторически складывающегося в полиэтнических условиях.
Вопрос № 12. За что Вы цените русскую культуру?
Учащиеся отметили следующие варианты: русская культура – одна из древнейших, богатых, с невероятной историей; гордость России - прекрасные поэты, композиторы; оригинальная, родная, за силу духа, за богатство ценностей, за национальные блюда, за изобретение водки(2 человека), «за всё».
22% (8 человек) не смогли ответить на это вопрос.
Вывод: В содержании курсов истории, литературы, искусства и других предметов, при организации проектной деятельности по всем предметам вводить темы, посвященные вкладу русской культуры в мировую. Проводить тематические классные часы, включать в классные часы сообщения о достижениях российских деятелей культуры и науки («Исторический календарь», например)
Вопрос № 13. Вспомните названия народных сказок, которые Вы слышали в детстве.
Формулируя этот вопрос, мы исходили из того, что именно народные сказки закладывают в менталитет ребенка представления о добре и зле, модели социального поведения. Важность этого подчеркивал философ Иван Ильин.
Большинство респондентов правильно назвали русские народные сказки. Представлено в анкетах 13 названий. Лидируют: Курочка Ряба, Колобок, Конек-Горбунок.
38% затруднились с ответом.
Перечислили более 4 названий в 10 классе: 38 % учащихся.
В 11 классе: 33 % учащихся.
Обобщенные выводы
1. Большинство учащихся имеют потребности в расширении знаний о своей национальной культуре, заинтересованы вопросами будущего развития своего народа.
2. Большинство респондентов отождествляют себя с русскими и славянскими национальностями, подчеркивая происхождение, знание языка, культуры, любовь к культуре своего народа как главные идентификационные признаки.
3. Большинство учащихся осознанно воспринимают патриотизм, что косвенно свидетельствует о сформированности гражданской позиции.
4. В результате опроса выявлена проблема: результаты ответа на вопрос № 11 свидетельствуют о проявлении национализма у 14% опрошенных и несформированности отношения к этому вопросу у 27% респондентов, в основном, десятиклассников. Необходимо в курсах истории и обществознания дать учащимся исторический обзор проблем национализма в России и мире, его трагических последствий, особенно в том случае, если национализм развивается на почве бездуховности и бескультурья.
Работая над проектом, я получила у руководителя проекта Запрягаевой Н.Ю. данные опроса школьников о толерантности за 2002 год. Тогда были опрошены ученики 10 и 11 классов, среди других вопросов ответившие на вопросы о достоинствах и недостатках представителей своего народа, об интересе к будущему своего народа, а также об отношении к представителям других национальностей.
Проанализировав эти данные и сравнив их с результатами опроса «Этническая идентичность», я пришла к следующим выводам.
По ответам на вопросы о достоинствах и недостатках представителей русского народа можно сделать вывод об обеднении языкового запаса сверстников. Так, в 2002 году было названо 32 достоинства и 15 недостатков. В 2017 году соответственно: 10 достоинств и 4 недостатка.
В 2002 году респонденты отмечали: крепость духа, доброту, гостеприимство, щедрость, патриотизм, богатый духовный мир, стойкость, храбрость, взаимопомощь, дружелюбие, обязательность, доверчивость, независимость, совестливость, веру, честность, широту души, любовь к ближнему, трудоспособность, чистосердечие, открытость, добродушие, азартность, целеустремленность, самокритичность, терпимость, искание правды, неординарность, умение мобилизоваться в нужный момент и т.д.). Все 100% опрошенных отметили то или иное количество достоинств. В 2017 году 22% респондентов достоинств в русских не увидели.
Среди недостатков в опросе о толерантности за 2002 год были отмечены: пьянство (52%), лень (30% респондентов), бескультурье, неспособность решать свои проблемы, неумение справляться с властью, неуважение к старшим, незнание русской культуры, безалаберность, доверчивость, пассивность, недостаточное развитие чувства собственного достоинства, забвение традиций, хитрость, враньё. В 2002 году из 43 опрошенных лишь 4 человека (9%) не увидели недостатков, тогда как в 2017 году недостатков в русском человеке не видят 55% респондентов.
Неприязнь к представителям других национальностей в 2002 году испытывали 10% десятиклассников и 30% учеников 11 класса, объясняя это сложившимися на то время стереотипами по отношению к выходцам из Северокавказского региона. В 2017 году испытывают неприязнь только 28% учеников 11 класса, а среди учеников 10 класса таких нет.
Заметно уменьшилось количество респондентов, интересующихся вопросами будущего своего народа (с 80% до 60%).
Итак, результаты локального исследования «Этническая идентичность» ставят ряд проблем перед администрацией школы и перед моими сверстниками, с которыми предстоит обсудить итоги анкетирования.
Список литературы
1. Ильин И.А. Путь к очевидности./ Путь духовного обновления. Главы: О Родине. О национализме. О государстве.. – М. Республика, 1993.- 432 с.
2. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология.-М.: Гардарики, 2004.- 176 с.
3. Прокофьева Л.В. Этническая идентичность, её структура и свойства: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/11/15/etnicheskaya-identichnost-ee-struktura-i-svoystva.
4. Науменко Л.И. Идентичность этническая. http://sociology_encyclopedy.academic.ru/372
5. Этническая идентичность: http://xreferat.com/84/1646-1-etnicheskaya-identichnost-eie-tipy-i-osnovaniya.html
6. Феномен отличительности и формирование идентичности: http://studbooks.net/694516/psihologiya/etnicheskaya_identichnost
7. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание: СПб.: Алетейя, 2000. - 240 с.
Любили тебя без особых причин...
Простые новогодние шары из бумаги
Лиса Лариска и белка Ленка
Одеяльце
Два петушка