• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

"Роль цифр в гуманитарной сфере"

Опубликовано Евсеева Светлана Павловна вкл 12.08.2017 - 2:04
Евсеева Светлана Павловна
Автор: 
Давидюк-Мельник Михаил

Работа была представлена на школьной научно-практической конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_tsifr_v_gumanitarnoy_sfere.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Мурманска

«Средняя общеобразовательная школа № 42»

 

доклад

Роль цифр

в гуманитарной сфере

предмет: математика и филология

Работу выполнил

Давидюк-Мельник Михаил,

ученик 5 «Б» класса

Руководитель

Евсеева Светлана Павловна,

учитель русского языка и литературы

Мурманск 2017

Оглавление

Оглавление……………………………………………………………….……………..1

Введение…………………………………...………………………………………..…..2

Основная часть……………………………..…………………………………..………3

Заключение……………………………….……………..….……………………….….5

Литература……………………………….………………..…………………………...5

Введение

Позвольте немного истории. В 1959 году начался бурный спор о значимости физиков и лириков. Смысл этого противостояния в том, что люди, занимающиеся точными науками, техническая интеллигенция, утверждали важность и приоритетное положение своей отрасли. А так называемые гуманитарии заявляли о своём приоритетном положении. Это, собственно, спор о том, какой путь дальнейшего развития выбрать человечеству. По этому поводу поэт Б.А. Слуцкий писал:

Что-то физики в почёте.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчёте,
Дело в мировом законе.

В том же 1959 году Чарльз Сноу в эссе «Две культуры и научная революция» размышлял: 

                                  «Мир западной интеллигенции раскалывается на две                               противоположные части. На одной — художественная интеллигенция, на другой —    ученые, и как наиболее яркие представители этой группы — физики. Их разделяет    стена непонимания, а иногда — особенно среди молодежи — даже антипатии и   вражды».

Этот спор не закончился и в наши дни, может, немного смягчился, сменил акцент. В социальных сетях можно встретить шутки на эту тему. Нам было бы интересно убедиться в справедливости того и другого мнения и, может быть, решить этот спор: кто важнее – физики или лирики? «Цифры» или «поэтика»? Могут ли они обойтись друг без друга?

Цель нашей работы – выявить необходимость употребления цифр в гуманитарной сфере.

Задачи:

 1. Определить область исследования, где принять за гуманитарную сферу учебник литературы 5 класса под редакцией Коровиной В.Я.;

2. Выявить все случаи употребления цифр;

3. Сгруппировать их в соответствии с их задачами;

4. Дать характеристику, выявляя типичное в их употреблении;

5. Сделать выводы о необходимости использования цифр в гуманитарной сфере.

Методы:

На первом этапе мы провели наблюдение, где отобрали необходимый материал. А именно, нашли все случаи употребления цифр в учебнике литературы. Затем провели анализ этого материала. То есть охарактеризовали каждый случай употребления цифры. И на заключительном этапе произвели синтез, то есть обобщили все данные, полученные в ходе наблюдения и анализа, сгруппировали и на этом основании сделали выводы.

Основная часть

Прежде чем приступить к наблюдению, нам необходимо оговорить условие, что к работе принимаются именно цифры, а не числительные.

Перед нами обложка учебника литературы под редакцией Коровиной В.Я. Цифра «5» означает, что предназначен учебник для учащихся 5 класса. Цифра «1», что это первая часть комплекта. И цифра «3» на рисунке, что в комплект входит диск для прослушивания в формате MP3.

Титульный лист – это паспорт книги, здесь много цифр, так как много информации о книге. Год издания, номер издания, библиографические индексы, дата экспертизы и другие сведения. Завершает книгу концевая страница — с разного рода выходными сведениями (предвыпускными и выпускными данными).

Проработав основное содержание учебника и отобрав все случаи употребления цифр, мы сформировали такие группы.

  1. Обе части учебника сопровождены нумерацией страниц в количестве 302 и 303.
  2. В конце каждой части есть оглавление, где перечислены все разделы и произведения с указанием страниц.
  3. Во вступительных статьях к каждому разделу даётся описание историко-литературного процесса, с указанием года или века, о которых идёт речь в разделе. Например, страница 47, часть 1:

«Основной темой литературы XIII-XV веков была национально-патриотическая».

  1. В художественных текстах трудные для понимания, незнакомые слова сопровождаются пометами и даются сноски, обозначенные цифрами. Например, страница 61, часть 1:

«Тут Ловчий1 перервал в ответ…»

Ниже читаем:

«1Ловчий – старший слуга, ведающий дворцовой охотой».

  1. Также биографический материал, сведения о жизни писателей не обходится без цифр. Например, на странице 112 части 2 узнаём, что писатель Платонов жил с 1899 по 1951 год, что в 1922 году вышла его книжка стихов «Голубая глубина», а первый сборник рассказов в 1927.
  2. К произведениям предусмотрены задания по таким разделам «Фонохрестоматия», «Размышляем о прочитанном», «Обогащаем свою речь», «Учимся читать выразительно» и некоторые другие. Все вопросы и задания пронумерованы. Например, на странице 176, часть 1:

«1. На какого героя русского фольклора похож Мороз-воевода? Подробно опишите его внешность, походку, голос».

  1. Учебный материал снабжён иллюстрациями. Но только три из них подписаны цифрами. Это на странице 93 и 106 части 2 фрагмент мультфильма «Двенадцать месяцев» и на странице 196 части 2 фрагмент мультфильма «Вересковый мёд». Цифрами обозначен год создания мультфильмов.
  2. Художественные тексты. Конечно, в художественных текстах не обойтись без чисел. Было у отца три сына. Двенадцать месяцев помогли падчерице. Тридцать витязей прекрасных… Но все эти числа в художественных текстах написаны словами, а не цифрами. Мы нашли только в «Повести временных лет» в рассказе о подвиге отрока-киевлянина на странице 48 части 1:

«В лето 6476. (968) Пришли впервые печенеги на Русскую землю».

Это, мы полагаем, обусловлено жанром произведения. Перед нами летописный сборник, где каждое событие начинается с обозначения года. А также в произведениях Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» и В.Г. Короленко «В дурном обществе» цифрами обозначены главы. Хотя вот в произведении Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» и в сказке Андерсена «Снежная королева» обозначено «Глава шестая», «История вторая».

Большая часть отобранного материала – арабские цифры. Римскими цифрами обозначены главы в художественных текстах и века во вступительных статьях. Ни разу не употреблена дробь, только целые натуральные числа. Разряды: единицы, десятки, сотни и тысячи. В библиографическом разделе допускается написание цифр со знаками: тире, двоеточие, точка, слеш. Это специфическое употребление знаков, которые мы не можем считать пунктуационными.

Заключение

Наша работа показала, что цифры активно используются в учебнике литературы. А нельзя ли обойтись без них? Предположим, что их можно заменить словами-числительными. Что изменится?

Во-первых, сильно потяжелеет и увеличится сам учебник. Во-вторых, увеличится время для прочтения второстепенной информации (номер страницы, номер задания), видимо, в ущерб основной информации. Это затруднит работу, например, с оглавлением книги. Очевидно, что без цифр невозможно обойтись, нельзя ограничить их сферу применения только математикой и другими техническими науками.

Выводы

  1. Цифры помогают упорядочить и структурировать материал и организовать учебное пространство, в нашем случае – учебник литературы.
  2. В споре физиков и лириков нет победителей и побеждённых. Приходится признать, что в наше время, когда промышленность стремительно развивается, больше требуются все-таки технические специальности. Но у каждого своя задача. «Физики» двигают прогресс вперед, создают материальные блага, а лирики делают этот мир гармоничнее, помогают человеку оставаться человеком. Они вносят в жизнь общества эмоции, переживания, красоту.

Литература

  1. http://www.liveinternet.ru/users/lubove_ilyinichna/post391961578
  2. http://intelligentka.gorod.tomsk.ru/index-1378070255.php
  3. http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/ECCE/SNOW/TWOCULT.HTM
  4. http://standartgost.ru/0/170-izdatelskoe_delo 


Поделиться:

Цветущая сакура

Компас своими руками

Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)

Астрономический календарь. Февраль, 2019

Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны