Работа была представлена на школьной научно-практической конференции.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_tsifr_v_gumanitarnoy_sfere.docx | 25.05 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Мурманска
«Средняя общеобразовательная школа № 42»
доклад
Роль цифр
в гуманитарной сфере
предмет: математика и филология
Работу выполнил
Давидюк-Мельник Михаил,
ученик 5 «Б» класса
Руководитель
Евсеева Светлана Павловна,
учитель русского языка и литературы
Мурманск 2017
Оглавление
Оглавление……………………………………………………………….……………..1
Введение…………………………………...………………………………………..…..2
Основная часть……………………………..…………………………………..………3
Заключение……………………………….……………..….……………………….….5
Литература……………………………….………………..…………………………...5
Введение
Позвольте немного истории. В 1959 году начался бурный спор о значимости физиков и лириков. Смысл этого противостояния в том, что люди, занимающиеся точными науками, техническая интеллигенция, утверждали важность и приоритетное положение своей отрасли. А так называемые гуманитарии заявляли о своём приоритетном положении. Это, собственно, спор о том, какой путь дальнейшего развития выбрать человечеству. По этому поводу поэт Б.А. Слуцкий писал:
Что-то физики в почёте.
Что-то лирики в загоне.
Дело не в сухом расчёте,
Дело в мировом законе.
В том же 1959 году Чарльз Сноу в эссе «Две культуры и научная революция» размышлял:
«Мир западной интеллигенции раскалывается на две противоположные части. На одной — художественная интеллигенция, на другой — ученые, и как наиболее яркие представители этой группы — физики. Их разделяет стена непонимания, а иногда — особенно среди молодежи — даже антипатии и вражды».
Этот спор не закончился и в наши дни, может, немного смягчился, сменил акцент. В социальных сетях можно встретить шутки на эту тему. Нам было бы интересно убедиться в справедливости того и другого мнения и, может быть, решить этот спор: кто важнее – физики или лирики? «Цифры» или «поэтика»? Могут ли они обойтись друг без друга?
Цель нашей работы – выявить необходимость употребления цифр в гуманитарной сфере.
Задачи:
1. Определить область исследования, где принять за гуманитарную сферу учебник литературы 5 класса под редакцией Коровиной В.Я.;
2. Выявить все случаи употребления цифр;
3. Сгруппировать их в соответствии с их задачами;
4. Дать характеристику, выявляя типичное в их употреблении;
5. Сделать выводы о необходимости использования цифр в гуманитарной сфере.
Методы:
На первом этапе мы провели наблюдение, где отобрали необходимый материал. А именно, нашли все случаи употребления цифр в учебнике литературы. Затем провели анализ этого материала. То есть охарактеризовали каждый случай употребления цифры. И на заключительном этапе произвели синтез, то есть обобщили все данные, полученные в ходе наблюдения и анализа, сгруппировали и на этом основании сделали выводы.
Основная часть
Прежде чем приступить к наблюдению, нам необходимо оговорить условие, что к работе принимаются именно цифры, а не числительные.
Перед нами обложка учебника литературы под редакцией Коровиной В.Я. Цифра «5» означает, что предназначен учебник для учащихся 5 класса. Цифра «1», что это первая часть комплекта. И цифра «3» на рисунке, что в комплект входит диск для прослушивания в формате MP3.
Титульный лист – это паспорт книги, здесь много цифр, так как много информации о книге. Год издания, номер издания, библиографические индексы, дата экспертизы и другие сведения. Завершает книгу концевая страница — с разного рода выходными сведениями (предвыпускными и выпускными данными).
Проработав основное содержание учебника и отобрав все случаи употребления цифр, мы сформировали такие группы.
«Основной темой литературы XIII-XV веков была национально-патриотическая».
«Тут Ловчий1 перервал в ответ…»
Ниже читаем:
«1Ловчий – старший слуга, ведающий дворцовой охотой».
«1. На какого героя русского фольклора похож Мороз-воевода? Подробно опишите его внешность, походку, голос».
«В лето 6476. (968) Пришли впервые печенеги на Русскую землю».
Это, мы полагаем, обусловлено жанром произведения. Перед нами летописный сборник, где каждое событие начинается с обозначения года. А также в произведениях Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» и В.Г. Короленко «В дурном обществе» цифрами обозначены главы. Хотя вот в произведении Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» и в сказке Андерсена «Снежная королева» обозначено «Глава шестая», «История вторая».
Большая часть отобранного материала – арабские цифры. Римскими цифрами обозначены главы в художественных текстах и века во вступительных статьях. Ни разу не употреблена дробь, только целые натуральные числа. Разряды: единицы, десятки, сотни и тысячи. В библиографическом разделе допускается написание цифр со знаками: тире, двоеточие, точка, слеш. Это специфическое употребление знаков, которые мы не можем считать пунктуационными.
Заключение
Наша работа показала, что цифры активно используются в учебнике литературы. А нельзя ли обойтись без них? Предположим, что их можно заменить словами-числительными. Что изменится?
Во-первых, сильно потяжелеет и увеличится сам учебник. Во-вторых, увеличится время для прочтения второстепенной информации (номер страницы, номер задания), видимо, в ущерб основной информации. Это затруднит работу, например, с оглавлением книги. Очевидно, что без цифр невозможно обойтись, нельзя ограничить их сферу применения только математикой и другими техническими науками.
Выводы
Литература
Цветущая сакура
Компас своими руками
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны