• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум

Вход на сайт

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Социализация подростков в современном обществе.

Опубликовано МАРИНА КОЗЕЕВА-КУЗНЕЦОВА вкл 26.08.2017 - 11:43
Автор: 
Меньшова Полина

Изучение проблем социализации подростков является одним из направлений социологии молодёжи - интересной отрасли, которая в наше время становится очень значимой для общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Изучение проблем социализации подростков является одним из направлений социологии молодёжи - интересной отрасли, которая в наше 87.15 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Изучение проблем социализации подростков является одним из направлений социологии молодёжи - интересной отрасли, которая в наше время становится очень значимой для общества. Вот что говорит об объекте социологии молодёжи И.С. Кон: “Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально - психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.”[1]

Употребление терминов “психологический”, «социально-психологический кажется нам вполне оправданным, т.к. социализация личности изучается и с точки зрения психологии. Для нас в таком случае важно различать психологический подход к проблеме - с точки зрения значимости процесса для самой личности и социологический - с точки зрения значимости его для общества.

Проблемами социализации детей занималась знаменитый американский антрополог Маргарет Мид. По результатам своей первой экспедиции в 1925 - 1926 гг. На о. Тау (Самоа) Мид опубликовала материал, ставший научной сенсацией, - вывод об отсутствии в архаичной культуре специфических конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы молодёжи на Западе (это в полной мере относится и к современной России) имеют чисто социальные источники.[2]

В нашей стране изучением процесса социализации молодёжи занимался основатель Ленинградской школы социологии молодёжи В.Т. Лисовский.[3] Немалый вклад в изучение проблем молодёжи внесли учёные Свердловской школы (Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, В.И. Чупров и др.)[4] Несомненно, проблемы социализации связаны с другими направлениями в социологии молодёжи: социологией образования, семьи, изучением жизненных ценностей молодёжи. (И здесь можно отметить такие имена, как В.И. Шубхин, М.Х. Титма, С.Н. Иконникова). Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано — как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами.

Итак, что же определило выбор темы?

Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис, в процессе адаптации в обществе могут столкнуться с различными проблемами.

Актуальность работы обусловлена тем, что социализация возможна только при взаимодействии индивидов. Этот процесс строится на межличностных отношениях, и в результате происходит передача физиологического и нравственного опыта, социальных норм, человеческих ценностей.

Проблема заключается в том, что не у всех социализация проходит гладко. Большинство подростков сталкиваются с трудностями, стремясь приспособиться к жизни в современном обществе.

В начале исследования была выдвинута гипотеза: процесс социализации подростка может быть облегчен при понимании проблемы и наличии оптимального пути её решения.

Цель работы: выяснить, что может препятствовать социализации современного подростка и предложить способы, которые помогут избежать трудностей во время адаптации к жизни в обществе. Для выполнения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести социологический опрос и выяснить, насколько респонденты осведомлены о проблемах социализации и видят ли пути их решения;
  2. Дать определение социализации, выяснить, какие проблемы социализации подростков выделяются в научной литературе и какие пути решения предлагаются авторами;
  3. Сопоставить факты и результаты социологического опроса, сделать вывод о грамотности опрошенных, об осознании ими проблем социализации и об эффективности предложенных путей решения;
  4. Предложить собственный путь решения проблем социализации подростков, усовершенствовав один из рассмотренных методов.

Объект исследования: социализация

Предмет исследования: проблемы социализации подростков

Использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, социологический опрос, сравнительный анализ результатов исследования.

Глава 1. Социализация

1.1 Понятие социализации

Социализация подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми.[5] Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Процесс приспособления к жизни в обществе – и есть социализация.

1.2 Виды, этапы, факторы и институты социализации

Социальное развитие личности имеет свои виды и этапы. Каждый индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы достичь определённого уровня самосознания. Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе.

Формально социализация делится на два этапа: ранний (детство, отрочество, юность; возраст от 0 до 18 лет) и поздний (молодость, зрелость, старость; возраст от 18-20 лет до конца жизни).[6] Возрастное разделение имеет условный характер, так как каждому индивиду свойственно собственное развитие и способность восприятия окружающей действительности и людей. Социализация личности не имеет чётких границ. Человек может перенимать опыт и обучаться взаимодействию с другими индивидами на протяжении всего своего существования. Однако в психологии и социологии выделяют несколько стадий социального развития личности. Каждая из стадий имеет свои особенности и критерии оценки сформированности социальных навыков.

Кроме первичной (происходящей на первом этапе) и вторичной (наступающей вслед за первичной и длящейся всю оставшуюся жизнь) социализации, различают и другие ещё четыре типа адаптации человека в обществе.

Групповая социализация – социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в среде,  в которой ребенок проводит большую часть времени (общество родителей, учителей или друзей). Её правила и нормы он и усваивает в первую очередь.[7]

    Гендерная социализация – социализация по половому признаку. Мальчики усваивают, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.

    Организационная социализация – процесс социализации во время трудовой деятельности (человек учится вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, относиться к труду, соблюдать дисциплину и т.д.).

    Досрочная социализация – вид социализации, который является своеобразной репетицией будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Выделяют следующие институты социализации:

  • семья;
  • сверстники;
  • образовательные учреждения;
  • религия;
  • правовая система;
  • средства массовой информации.

В социологии существует также такое понятие, как десоциализация –  утрата человеком какого-либо социального опыта. Это явление может проходить в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализации по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). [8]

Индивид становится социальной или асоциальной личностью под воздействием различных внешних факторов. К ним относятся микрофакторы (пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение), мезофакторы (регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём), макрофакторы (географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство государства, гражданином которого является личность), мегафакторы (земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная). С цикличностью жизни человека связана периодическая смена ролей, обретение новых статусов и иного окружения, отказ от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.

Глава 2. Социализация подростков в современных условиях

2.1 Проблемы социализации подростков

Проблема социализации молодежи в современных условиях – одна из основных. Особенно остро она ощущается при решении проблем подросткового возраста, когда молодые люди стремятся как можно перестать подчиняться старшему поколению, при этом не имея достаточного опыта «взрослой жизни».

Воспитательный потенциал школы как одного из институтов социализации находится в кризисном состоянии. Появление новых типов образовательных учреждений (лицеев, гимназий, элитных школ) усиливает социальное расслоение, вносит социальную напряженность в среду молодежи. Происходит формирование личности подростка, имеющего достаточно противоречивые личностные и социальные свойства.[9]

Происходят изменения семейного образа жизни: ликвидация трехпоколенной семьи, которая приводит к разъединению старших, средних и младших поколений; минимизация родственно-родительских связей, смещение центра общения с совместного супружества на формы внесемейного и внесупружеского, одиночно-индивидуального образа жизни. Эти факторы приводят к ослаблению родительского авторитета, неприятию “мира взрослых”, негативизма к старшим. Общество изменяется стремительно, и многое из того, что родители способны передать своим детям, становится устаревшим к тому времени, когда дети станут взрослыми. В результате молодые люди все чаще обращаются за советами и консультациями к своим сверстникам. Авторитет родителей, педагогов сменяется авторитетом сверстника, удачно устроившегося в жизни, даже если это потребовало войти в противоречие с законом.

2.2Особенности социализации подростков

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. В процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением от него. Очень часто именно в подростковом возрасте труднее всего найти этот баланс. Этот возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребёнка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребёнок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность,  противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания. В период взросления подростки сталкиваются с несколькими проблемами:[10]

  1. Общение со сверстниками. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.
  2. Одиночество. Подростки могут испытывать чувство одиночества из-за того, что им трудно установить контакт с окружающими в силу низкой самооценки, в силу испытываемых чувств тревоги или подавленности, из-за недоверия к людям или скептического отношения к своим возможностям в тех или иных ситуациях. Самостоятельные подростки справляются со своим одиночеством, ставя перед собой какие-то цели; зависимые преодолевают его, полагаясь на внешнюю поддержку.
  3. Подросток и взрослые. Первый источник этой проблемы - непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях. У подростков ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстоять собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.
  4. Самопознание, самореализация. Анализ содержания и динамики переживаний подростков на протяжении этого возраста говорит о том, что и для младших, и особенно для старших подростков характерны переживания, так ли иначе связанные с их отношением к себе, к собственной личности. Но вот что примечательно. Почти все переживания, относящиеся к процессу познания подростком самого себя, оказываются отрицательными. Количество таких переживаний с возрастом все растет.

В разных возрастных периодах существуют типичные опасности, влияющие на дальнейшую социализацию личности. Для подросткового возраста это пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; частые переезды семьи; развод родителей.

Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возрасту. Это связано с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённостью молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств — стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира.[11]

2.3 Пути решения проблем социализации подростков

  Все перечисленные проблемы социализации и их решение являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать. При наличии необходимых объективных предпосылок для этого человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.

Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.

В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой – способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно (или его отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностей в социализации.

Следовательно, необходима, с одной стороны, идентификация личности в обществе, с другой – обособление от него. Здесь возможны две крайности, которые приводят личность к тому, что она становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификации в обществе и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевых ожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращается в конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требований способно превратить человека в борца против общественных устоев (это особенно характерно для тоталитарного или авторитарного режима). Острота этого противоречия сопряжена с характером не только общества, но и процесса социализации, а также с влиянием социальных факторов на личность.

Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации – значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно-потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных удовольствий, что способствует широкому распространению девиантно-делинквентного поведения. Таким образом, подросткам необходимо помочь выбрать правильный путь, определить род их деятельности и предоставить все необходимые условия. Кроме того, важно популяризовать те или иные виды деятельности среди представителей молодого поколения, пробудить в них интерес к труду на благо общества.

Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества – усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентаций отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь – нарастание разочарованности в перспективах, распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда оно, призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждения молодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования, работы, политического участия. В этой ситуации имеет смысл создание различных молодёжных организаций и привлечение в них подростков.[12]

Кроме того, подростки, испытывающие трудности в процессе социализации, в первую очередь должны работать над собой. Одним из путей решения проблем социализации может являться самоизменение, направленное на:

  • самосовершенствование, развитие, преобразование имеющихся задатков, черт, знаний
  • самостроительство, взращивание, формирование желаемых свойств

2.4.Собственный путь решения проблем социализации подростка

Чтобы разработать собственный путь решения, решено было объединить и доработать методы, найденные в научных статьях и предложенные респондентами.

Участниками опроса был рассмотрен вариант проведения психологических тренингов для подростков. Респонденты, считающие этот метод наиболее эффективным, предполагали, что организациями таких встреч должны являться взрослые, уже прошедшие период социализации и в какой-то степени разрешившие конфликты, которые ему сопутствуют. Однако во время исследования выяснилось, что для молодых людей, переживающих кризис подросткового возраста, авторитетом являются успешные сверстники.

Таким образом, имеет право на существование создание клубов, объединяющих подростков, которые испытывают трудности в процессе социализации. Встречи членов подобных клубов будут проходить в неформальной обстановке. Возглавлять такие объединения должны также подростки, которые либо не испытывают проблем при адаптации в обществе, либо сумели найти для себя оптимальные пути их решения.

Целью организации клубов является предоставление подросткам возможности найти друзей со схожими интересами и взглядами на жизнь, преодолеть стеснительность и робость в общении с людьми, обрести друга (или друзей), тем самым сделав важные шаги на пути социализации. Кроме того, клубы предполагают обмен опытом со сверстниками – как с возглавляющими клуб, так и с гостями (приглашёнными на встречу молодыми людьми, которые успешно справились с препятствиями, возникшими на их пути в процессе социализации).

На встречах клуба (после того как его члены познакомятся и получше узнают друг друга) могут обсуждаться различные актуальные проблемы современного общества. Подобные дискуссии помогут подростку не только осознать, что он имеет право на собственное мнение, но и научиться его отстаивать, не превращаясь в конформиста. Подростки, которые, наоборот, склонны отвергать нормы, принятые в обществе, выработают в себе такие качества, как умение выслушать собеседника, грамотно объяснить причину своего несогласия с ним и найти компромисс.

Создание молодёжных клубов по интересам способно развить все те навыки, которые так необходимы и которых так не хватает современным подросткам. Являясь членом такого объединения, молодой человек уже не будет чувствовать себя одиноким. Он будет понимать, что его взгляды не должны мешать ему жить в человеческом обществе, что его «непохожесть» на других может не оттолкнуть, а, наоборот, привлечь к нему людей. Кроме того, он перестанет считать различие во мнениях препятствием для общения, что особенно важно в процессе социализации. Дискуссии и споры на разные темы сделают подростка более уверенным в себе, научат доказывать свою правоту, не отрицая при этом правоту других.

Таким образом, в качестве самостоятельного метода решения проблем социализации подростка в современных условиях можно выделить нечто среднее между психологическим тренингом и формальной молодёжной организацией – создание неформальных молодёжных клубов.

Глава 3. Социологический опрос и анализ общественного мнения

Первым шагом исследования стал социологический опрос учащихся и учителей школы, а также пользователей социальной сети «ВКонтакте». Респондентам было предложено дать определение социализации, опираясь исключительно на собственное мнение; сформулировать проблемы социализации подростков в современном обществе и предложить пути  их решения.

Более 70% опрошенных дали верное определение социализации, использовав следующие формулировки: «адаптация человека в обществе», «приспособление человека к жизни в обществе», «формирование личности, социального статуса», «нахождение общего языка с окружающими», «освоение различных социальных ролей, культурных норм и традиций». Остальные респонденты затруднились объяснить значение этого термина.[13]

Были названы следующие проблемы социализации: стеснительность подростков, заниженная или завышенная самооценка, отсутствие чувства юмора, отсутствие или притупление коммуникативных навыков, давление общественного мнения, стереотипы, царящие в обществе, чрезмерная опека родителей, недостаток внимания, расхождение интересов подростка с интересами общества, недостаток живого общения, обусловленный популярностью социальных сетей, а также несоответствие действительности ожиданиям.

Респондентами были предложены различные пути устранения выделенных ими проблем. Часть опрошенных видит решение в упорной работе подростков над собой. По их мнению, представители молодого поколения должны относиться к себе с юмором, не придавать большого значения общественному мнению, подавлять в  себе стеснительность и быть открытыми для общения. Вторая группа участников опроса считает, что помочь подросткам приспособиться к жизни в обществе должны окружающие его люди. Родители – показать, что доверяют своему ребёнку и считают его полноценной личностью, разрешить ему самостоятельно выбирать, с кем общаться, и в целом расширить круг дозволенного. В школах, как считают опрошенные, подросткам должны предоставить больше свободы для самореализации. Было предложено даже организовать различные тренинги, чтобы не только помочь подросткам преодолеть психологический барьер в общении со сверстниками, но и помочь им выбрать правильный жизненный путь, определиться с профессией, тем самым облегчив процесс формирования личности молодых людей. Рассматривался и вариант  создания аналога пионерскому и комсомольскому движениям с целью «построить общество единения, а не потребления».

Заключение

В зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, места жительства, этноконфессиональной и социокультурной принадлежности человека части общества, с которыми он взаимодействует, существенно различаются.

Но в любом случае взаимодействие имеет неорганизованный, нередко спонтанный характер. Оно регулируется набором ценностей, норм, обычаев, нравов, неформальных санкций и других средств.

Общество (как сами подростки, так и взрослые, участвующие  их социализации) должно быть информировано по данной теме. В результате социологического опроса было выявлено, что большинство подростков не только осознает проблемы своей социализации, но и предлагает различные (и в основном имеющие право на существование) методы их решения. Некоторые респонденты даже готовы поделиться собственным опытом преодоления психологического барьера в общении с окружающими людьми.

В ходе исследования был выдвинут собственный метод решения проблем подростковой социализации, который может быть применён, так как создание подросткового клуба по интересам в ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский вполне возможно.

Подводя итог, можно сказать, что изменения, возникающие в обществе, влияют на все сферы его жизнедеятельности, и в особенности на молодое поколение. Молодежь всё время вынуждена приспосабливаться к этим изменениям. В связи с этим возникают новые проблемы в процессе социализации, поэтому в современном российском обществе возникла острая необходимость осмысления основных проблем социализации молодежи. Пути решения, рассмотренные в данной работе, безусловно, помогут подросткам проанализировать свои собственные проблемы и выбрать для себя наиболее подходящий метод и, как следствие, облегчить социализацию.

Список использованной литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург. -1999.

2. Бандура А. Подростковая агрессия. - М. , 2012.

3. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. –М. : Издательский центр «Академия», 2001 .

4. Дементьева И. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних, как следствие семейного неблагополучия. //Социальная педагогика. -2005. - № 1.

5. Каргина М. Проблемы социализации подростка. //Воспитание школьников -2003. - №4 .

6. Кон И. С. Психология юношеского возраста.  М. , 1979.

7. Котляков В. Ю. Подростки смутного времени. //Социс. -1998 - №8

8.   Кулагина И. Ю. Возрастная психология.  М.,2002.

9. Лисовский В. Т., Иконникова С. Н. Молодёжь о себе, о своих сверстниках. Социологическое исследование. Л., 1969

10.   Мерсина В. С. Возрастная психология. - М. , 1973.

11. Мид М. Культура и мир детства. М.,1988.

12.   Мухина В. С. Возрастная психология. Хрестоматия. М. , 2001.

13. Руткевич А. М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. М., 1997.

14.   Степанов С. Толпа компания коллектив. //Школьный психолог. -2000-№ 8.

15.   Фельдштеин Д. И. Психолгогия современного подростка. М. , 2015.

16.   Фонарева А. М. Развитие личности ребенка. М. , 1987.

Приложения

Приложение 1

Результаты социологического опроса

  1. Как вы понимаете термин «социализация»?

  1. С какими проблемами сталкивается современный подросток в процессе социализации?

  1. Какие пути решения названных проблем социализации вы видите?


[1] Кон И. С. Психология юношеского возраста.  М. , 1979. 

[2] Мид М. Культура и мир детства. М.,1988.

[3] Лисовский В. Т., Иконникова С. Н. Молодёжь о себе, о своих сверстниках. Социологическое исследование. Л., 1969

[4] Руткевич А. М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. М., 1997.

[5] Абрамова Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург. 1999. С.25

[6] Там же. С. 41.

[7]  Кон И. С. Психология юношеского возраста.  М., 1979. С.66

[8] Кон И. С. Психология…. С. 79.

[9] Каргина М. Проблемы социализации подростка. //Воспитание школьников -2003. - №4. С.18.

[10] Котляков В. Ю. Подростки смутного времени. //Социс. -1998 - №8. С.5.

[11] Фельдштеин Д. И. Психолгогия современного подростка. М. , 2015. С.38.

[12] Фельдштеин Д. И. Психолгогия современного подростка. С.55.

[13] См. Приложение 1.


Поделиться:

Что общего у травы и собаки?

Сочинение

Ах эта снежная зима

Н. Гумилёв. Жираф

Каргопольская игрушка