много учить, сидеть и не уделять внимание своей двигательной активности. Исследования ученика в этой области.
Вложение | Размер |
---|---|
gipodinamiya._eskin_s.docx | 92.2 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение гимназия города
Слободского Кировской области
Исследовательская работа
Гиподинамия в школьной среде –
миф или реальность?
Выполнена обучающимся
11 класса А МКОУ гимназии
г. Слободского Кировской области
Ескиным Сергеем Павловичем
Научный руководитель –
учитель физической культуры
МКОУ гимназии г. Слободского
Росляков Андрей Борисович
Слободской, 2017
Оглавление
В настоящее время проблема гиподинамии среди подростков, а также, как следствие, ожирения, заставляет задуматься всё больше и больше.
Гиподинамия (от греч. ὑπό — «мало» и δύνᾰμις — «сила»), или пониженная подвижность — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц.
Необходимость исследования обусловлена тем, что современные подростки большую часть времени проводят в школе и дома, проявляют пониженную физическую активность. Мне хочется выявить причины этой проблемы и сформировать негативное отношение к ней.
В качестве гипотезы я предлагаю следующее утверждение: гиподинамия вызывается комплексом факторов, главным из которых является отсутствие у подростков желания заниматься спортом.
Данная исследовательская работа является продолжением работы о связи росто-весовых показателей с посещением учащимися спортивных секций, написанной мной два года назад. В ходе исследования были использованы факты из предыдущей работы.
Проблема исследования: современные подростки проявляют пониженную физическую подвижность.
Цель: изучить причины гиподинамии, а также предложить возможные пути решения данной проблемы.
Задачи:
1) изучить литературу по данной теме;
2) провести социологический опрос среди молодёжи в возрасте 17 лет;
3) проанализировать полученные результаты, сделать выводы;
4) составить рекомендацию для малотренированных людей;
5) выступить на школьной научно-практической конференции.
Моя работа будет интересна, в первую очередь, родителям детей, которые не знают, чем занять своих детей на досуге, а также врачам-педиатрам.
В работе использованы методики исследования состояния здоровья человека по его физической активности , описанные в книге «Здоровье смолоду» под редакцией Сермеева Б. В. и Николаева В. Р.
Пути решения проблем, рассмотренные в книге А. Г. Хрипковой «Возрастная физиология», также использовались в работе.
Кроме того, были проработаны статьи по данной теме «Гиподинамия – «болезнь цивилизации» Поповой А. и «Гиподинамия – что это такое?» под редакцией Нерсесян А. и Соловых С.
Таким образом, литература по данной теме позволила изучить, что мониторинг состояния здоровья учащихся можно проводить в условиях школы, используя различные методики.
2.2. Методики и средства оценки состояния здоровья человека
Всем хорошо известно, что основными составляющими хорошей физической формы являются:
Все эти качества проверяются учителями на уроках физической культуры, однако, если просмотреть статистику выполнения нормативов на хорошие и отличные отметки, можно будет заметить отрицательную динамику. Всё это является следствием гиподинамии – дети и подростки всё реже выходят из дома и гуляют, не говоря уже о занятиях в секциях, либо просто в спортивном зале.
Учеными установлено, что двигательная активность тесно связана с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим, социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических и культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физической активности.
Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма и составляет 12-16 МДж, что составляет 2880-3840 ккал.
В экономически развитых странах, за последние 100 лет, удельный вес мышечной работы, как генератора энергии, используемой человеком, сократился, почти в 200 раз. Что привело к снижению энергозатрат на мышечную деятельность (рабочий обмен) в среднем до 3,5 МДж.
В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять физические упражнения с расходом энергии не менее 350-500 ккал в сутки (или 2000-3000 ккал в неделю). По данным Беккера, в настоящее время только 20% населения экономически развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой, обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80% суточный расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего возраста, таким образом, у большей части современного населения экономически развитых стран возникла реальная опасность развития гипокинезии.
Особое внимание двигательной активности необходимо уделять школьникам. Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе, дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обуславливающая появление гипокинезии, которая может вызывать ряд серьезных изменений в организме школьника. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82-85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16-19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9-11 классах меньше, чем в 6-7 классах, девочки делают меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные.
Школьникам не только приходиться ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.
Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении, дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Отрицательные последствия гипокинезии проявляются так же в сопротивляемости молодого организма «простудным и инфекционным заболеваниям», создаются предпосылки к формированию слабого, не тренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания, с большим избытком углеводов и жиров, в дневном рационе, может привести к ожирению.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.
В печати были опубликованы довольно интересные наблюдения влияния ограничения двигательной активности на физическое развитие молодого организма. Ученые установили, что 6-7 летние дети, уже принятые в школу, отстают в росте и массе тела и мозгов от сверстников, не посещающих учебных заведений. Разница к концу года оказывается значительной: у мальчиков различия в росте составляет 3,2см, в массе тела 700гр. А у девочек - соответственно 0,9см и 1кг 300гр.
Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающее у школьников при продолжительном напряженном умственном труде,- это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность.
Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятий в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни.
При систематических занятиях физической культурой и спортом, происходит непрерывное совершение органов и систем в организме человека. В этом, главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.
Средние показатели роста и развития, а так же некоторые функциональные показатели у юных физкультурников значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. Длина тела юношей 16-17 лет больше на 5,7-6см, масса тела – на 8-8,5кг, а окружность грудной клетки на 2,5-5см, сила сжатия кисти руки – на 4,5-5,7кг, жизненная емкость лёгких – на 0,5-1,4л.
Физические упражнения приводят к возникновению очень интересному эффекту в организме. Во время нагрузки обмен веществ значительно ускоряется, но после неё – начинает замедляться и, наконец, снижается до уровня ниже обычного. В целом же у тренирующегося человека обмен веществ медленнее обычного, организм работает экономичнее, а продолжительность жизни увеличивается. В повседневной нагрузке на тренированный организм оказывают заметно меньшее разрушительное воздействие, что также продлевает жизнь. Совершенствуется система ферментов, нормализуется обмен веществ, человек лучше спит и восстанавливается после сна, что очень важно. В тренированном организме увеличивается количество богатых соединений, как-то АТФ, и благодаря этому повышаются практически все возможности и способности. В том числе умственные и физические.
Большое значение физических упражнений заключается в том, что они повышают устойчивость организма по отношению к действию целого ряда различных неблагоприятных факторов. Например, таких, как пониженное атмосферное давление, перегревание, некоторые яды, радиация и др.
Стрессы оказывают на организм сильнейшее разрушительное действие. Положительные эмоции наоборот способствуют нормализации многих функций. Физические упражнения способствуют сохранению бодрости и жизнерадостности. Физическая нагрузка обладает сильным антистрессовым действием.
От неправильного образа жизни или просто со временем в организме могут накапливаться вредные вещества – шлаки. Кислая среда, которая образуется в организме во время существенной физической нагрузки, окисляет шлаки до безвредных соединений, а затем они с лёгкостью выводятся.
3. Проведение социологического опроса
3.1 Методика проведения социологического опроса
Недостаточная физическая нагрузка среди детей в настоящее время широко распространена. Учащиеся нашей школы – не исключение, от недостатка движения страдают как младшие, так и старшие школьники, их члены семьи и сотрудники школы. Цель социологического опроса – узнать о состоянии здоровья учащихся, а так же их отношение к физическим упражнениям.
В ходе социологического опроса было опрошено 100 человек среди учеников 7-11 классов. Были заданы следующие вопросы:
1) Какую группу здоровья вы имеете на данный момент?
2) Делаете ли вы зарядку по утрам?
3) Как вы считаете, нужен ли третий урок физической культуры в школе?
4) Посещаете ли вы какие-либо спортивные секции?
5) Сколько времени вы проводите за компьютером?
3.2 Анализ полученных результатов
По первому вопросу социологического опроса были получены следующие результаты:
I группа здоровья – 22 чел. («здоровые» - это лица, не предъявляющие никаких жалоб и у которых в анализе и во время осмотра не выявлены хронические заболевания или нарушения функции отдельных систем и органов)
II группа здоровья – 53 чел. («практически здоровые» - лица, имеющие в анализе острые или хронические заболевания, но не имеющие обострений в течение нескольких лет, с непродолжительными потерями трудоспособности)
III группа здоровья – 25 чел. (больные, нуждающиеся в лечении лица с редкими обострениями; лица с частыми и продолжительными потерями трудоспособности)
Приложение 1
Согласно статистическим данным Всемирной организации здравоохранения, большинство детей до 7 лет имеют I группу здоровья, то есть являются здоровыми. Значит, за годы, проведённые в школе, состояние здоровья учеников значительно ухудшается («здоровыми» являются только 22% от общего количества учащихся). Учащиеся, имеющие II и III группу здоровья, в основном, страдают от болезней, связанных с осанкой, нарушениями обмена веществ, зрением.
На второй вопрос о зарядке, подавляющее большинство (88 чел.) ответило отрицательно. Как правило, это семейные традиции, и проводят зарядку те учащиеся, у которых это принято в семье.
Приложение 2
На третий вопрос о необходимости третьего урока физкультуры в школе, большинство учащихся (59 чел.) ответили, что урок не нужен, остальные (41 чел.) высказались за третий урок. Уроки физкультуры, в основном, нравятся учащимся младших классов, в то время как старшеклассники считают, что это только отнимает время от остальных предметов и подготовки к экзаменам.
Приложение 3
Четвёртый вопрос соцопроса касался посещения спортивных секций, кружков, дополнительных занятий. Полученные результаты:
29 человек сказали, что они регулярно посещают спортивные секции, либо просто занимаются в спортивном зале. Обычно это те учащиеся, которые занимаются спортом с детства, которые увлечены спортом.
Большая часть учеников (61 чел.) занимается физическими упражнениями либо только в школе на уроках физкультуры, либо только посещают спортивный зал 1-2 раза в неделю. В основном, это ученики старших классов, занятые подготовкой к экзаменам.
Но есть и такие ученики (10 чел.), которые ответили, что даже в школе они пропускают уроки физкультуры по неуважительной причине, то есть физическая активность у таких учащихся полностью отсутствует. «Понижение» группы здоровья в таком случае неудивительно, так как для нормального функционирования всех организма нужно хотя бы иногда давать организму физическую нагрузку.
Приложение 4
Последний пятый вопрос был об одном из косвенных факторов гиподинамии, о том, сколько времени учащиеся проводят, сидя за компьютером. Развитие технологий в этом направлении в последнее время отрицательно влияет на здоровье детей и подростков, потому что различные видеоигры, онлайн-игры, социальные сети забирают львиную долю времени учеников, а также заставляют сидеть или лежать, не производя никаких телодвижений. Это не может не сказаться на здоровье. В ходе опроса были получены следующие результаты:
6 человек не имеют компьютера, значит, не проводят, сидя за ним, нисколько времени;
17 человек проводят за компьютером менее 1 часа;
28 человек проводят, сидя за компьютером, в среднем, 1-2 часа;
34 человека – 2-3 часа;
15 человек сидят за компьютером более 3 часов.
Приложение 5
Таким образом, можно сделать вывод о том, что компьютер стал играть огромную роль в жизни людей всех возрастов, однако эта роль не всегда положительная. Научно подтверждён вред долгого времяпрепровождения за компьютером, страдает осанка, зрение.
4. Обобщение результатов исследования
В результате исследования были получены следующие результаты:
Таким образом, проблема гиподинамии действительно стоит очень остро в современной школьной среде. Вместе с неправильным, нерациональным питанием, распространёнными сейчас вредными привычками гиподинамия оказывает катастрофический эффект на ещё не сформировавшийся организм учащегося.
Моя гипотеза подтвердилась: гиподинамия действительно вызывается комплексом факторов, главным из которых является отсутствие у подростков желания заниматься спортом.
5. Заключение
В заключение хочется дать такие рекомендации:
Многим людям не хватает времени или средств на серьезные занятия спортом. Но это – отговорка. Существенно укрепить свое здоровье возможно и с минимальными затратами, и такая возможность есть у каждого. Ученые пришли к выводу, что даже 30-минутная ежедневная физическая нагрузка способна значительно снизить риск возникновения ожирения и других сопутствующих заболеваний у людей, ведущих сидячий образ жизни.
Идеальный вариант – заняться спортом, бегом, записаться в спортивные клубы или секции, тем самым тренируя свое тело, формируя его и превращая в красивую, стройную фигуру.
Если у Вас нет финансовой или временной возможности это сделать, то попробуйте просто ежедневно увеличивать свои физические нагрузки (вместо лифта пользоваться лестницей, больше ходить пешком, дома делать легкую зарядку).
Если у Вас есть возможность завести собаку, то это отличный способ привести свой организм в порядок. Лучше не просто выпускать гулять ее и стоять общаться с соседями, а взяв на поводок пройтись с ней по улицам и дворам.
Старайтесь выполнять работу по дому самостоятельно, не прибегая к использованию посудомоечной или стиральной машин, пылесосу и швабры.
Поменьше времени проводите за компьютером и телевизором, больше двигайтесь. Ведь движение – это жизнь!
Прогресс дарит человеку множество самых совершенных приспособлений, способных избавить человека от любой физической нагрузки. Но это делает человека слабее. Во всем цивилизованном мире ширится движение за здоровый образ жизни. Все больше людей осознают, что определенная доза физической активности просто необходима для сохранения здоровья. А школьникам – в первую очередь. И это надо ученикам и их родителям не только понимать, но и прикладывать определенные усилия, так как «закладка» здоровья происходит в школьном возрасте и от двигательной активности зависит многое. Нужно всегда помнить, что движение – это жизнь!
6. Список использованных источников
7. Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
За еду птицы готовы собирать мусор
Цветение вишни в лунную ночь
Нарисуем попугая цветными карандашами
Пустой колос голову кверху носит
Пчёлки на разведках