• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Исследовательский проект "Дети войны"

Опубликовано Кугаевская Татьяна Владиленовна вкл 12.09.2017 - 19:14
Кугаевская Татьяна Владиленовна
Автор: 
Кугаевский Владислав

В 2015 году наша страна празднует юбилей Великой Победы - 70 лет! Семьдесят лет назад ценой неимоверных героических усилий Советская армия освободила землю от фашистских захватчиков. Мы все помним о подвигах фронтовиков и тружеников тыла, и благодарны ветеранам за мирное небо над головой. Но 75-80 лет назад родилось поколение людей, которые видели страшную войну детскими глазами и познали весь ее ужас неокрепшими детскими душами. Эти дети слишком рано попрощались со своим детством, слишком рано потеряли своих родителей. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию. Их воспитала война.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_deti_voyny.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

Исследовательский проект

«Дети войны

Автор: Кугаевский Владислав Олегович

кружок «Юный краевед»,

Руководитель:

Кугаевская Татьяна Владиленовна

с.Перегребное

2015


Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………………………3
  2. Основная часть…………………………………………………………………………………..5
  3. Заключение………………………………………………………………………………………7
  4. Литература………………………………………………………………………………………8
  5. Приложение №1…………………………………………………………………………………9
  6. Приложение №2………………………………………………………………………………..10
  7. Приложение №3……………………………………………………………………………..…11


«Дети  и  война  – нет более  ужасного сближения

противоположных вещей на свете»

А. Твардовский.

Введение.

В 2015 году наша страна празднует юбилей Великой Победы - 70 лет! Семьдесят лет назад ценой неимоверных героических усилий Советская армия освободила землю от фашистских захватчиков. Мы все помним о подвигах фронтовиков и тружеников тыла, и благодарны ветеранам за мирное небо над головой. Но 75-80 лет назад родилось поколение людей, которые видели страшную войну детскими глазами и познали весь ее ужас неокрепшими детскими душами. Эти дети слишком рано попрощались со своим детством, слишком рано потеряли своих родителей. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию. Их воспитала война.

Дети войны - это  люди, которые знают войну не по книгам и кинофильмам, а по собственным воспоминаниям. Они являются последними источниками информации, которую необходимо собрать, пока они еще живы, чтобы безвозвратно не потерять ее.

Цель - собрать информацию о жителях с. Перегребное, относящихся к категории «Дети войны». Оформить информацию в виде  исследовательского  проекта «Дети войны».

Методы исследования:

- интервьюирование свидетелей войны;

- анализ исторической литературы и периодической печати;

- анализ и обобщение результатов;

Задачи:

- выявить людей, живущих в нашем поселке, которые во время войны были детьми.

 - создать анкету для опроса;

- организовать встречи с очевидцами событий Великой Отечественной войны;

- провести литературную обработку результатов, изучить фотодокументы;

- создать электронную презентацию;

Основные этапы работы:

-  выбор методов исследования;

-  знакомства и встречи с очевидцами событий Великой Отечественной войны;

- изучение исторической литературы, периодической печати, работа с материалами школьного музея;

- самостоятельная работа с полученными данными по Великой Отечественной войне;

- анализ полученных данных, их сопоставление;

- работа по подготовке исследованных материалов к оформлению,  создание электронной презентации.

Принципы проектной работы:

Вопросы, ответы на которые мы должны найти в ходе данного исследования:

- Почему нельзя забывать прошлое?

- В чем состоит жизненная трагедия детей войны?

- Почему детей военного времени тоже нужно считать участниками войны?

- Чему бы вы хотели научиться у детей войны? Какие черты характера перенять?


Основная часть

По статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько именно детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет.

Что такое «27 миллионов»? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 43 года. 27 миллионов за 1418 дней - это значит, что погибало 13 человек каждую минуту. Вот что такое 27 миллионов! Это страшные для нас и вообще для любого нормального человека цифры.1

Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих детских сил, выполняя тяжелую мужскую работу.  

Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину. Казалось, что настоящая победа куется там, на фронте, а в тылу тихо, спокойно и безопасно. Конечно, это было не так. Как бы воевали солдаты без продовольствия, обмундирования, оружия, без моральной поддержки жен, сестер и матерей, без выступлений фронтовых бригад артистов, поднимавших песней боевой дух? 2

Гындышева Т. Г.  – коренная жительница Октябрьского района. Родилась в д. Вежакары в 1937г. Её отец в 41-ом ушел на фронт и не вернулся. Таисия Григорьевна сама удивляется, каким чудом смогла она с другими детьми выжить в те тяжелые времена, не умереть с голоду.

Из воспоминаний Непкиной Т.Н.:

«…Когда мужчины ушли воевать, то для женщин и детей началась нелегкая трудовая жизнь. Половодье в те годы случалось большим, затапливало все покосы, а скотину кормить надо было. Руками ломали тальник, заготавливали впрок, зимой его обскабливали на зелень, а палки шли на растопку печей.

Деревенские дети оказывали помощь семьям военнослужащих: носили воду из проруби, заготавливали сухостой на дрова. Когда учились в 5-7 классах, в летнее время уже неводили на реке, рыбачили на бударках, управляли веслами, ставили и проверяли сети в любую погоду…»

Из воспоминаний Кугаевской А.Н.:

«…Родной дядя пропал без вести, а отец Голиков Николай Николаевич скончался в госпитале после тяжелого ранения. Мама, как и все женщины в годы войны, выполняла мужскую тяжелую работу – валила лес в трескучий сибирский мороз зимой. Трудились все – от мала до велика. Все – для фронта, все – для победы. Голодные дети после уборки урожая собирали осыпавшиеся колоски, это было настоящее лакомство. А еще выбирали из земли гнилую картошку и пекли из нее лепешки…»

Никто не считал, сколько полегло народа на "тихом" трудовом фронте. Умирали от переутомления и недоедания, от нечеловеческих нагрузок, которые сами на себя взваливали. А сколько из них умерло в послевоенные годы, подорвав здоровье в «безопасном» тылу!3

Из воспоминаний Кугаевской А.Н.:

«…Мама долго болела, уже не вставала с кровати. Помню, как обкладывали ее выделанными заячьими шкурками, лекарств-то не было, применяли народные средства… Однажды бегу домой, а на пороге мне сообщили, что мамы больше нет, умерла…»

Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию. Именно эти дети восстанавливали разрушенное хозяйство. Детство целого поколения поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали все еѐ ужасы.4

Для сегодняшнего подрастающего поколения судьбы детей войны являются примером настоящего мужества и стойкости. А главное, что удивляет – жестокие испытания, которые выпали на долю детей войны, не сломили и не озлобили их, а напротив, закалили характер и воспитали все лучшие нравственные качества, которые наши герои передали своим детям и внукам.

Из послевоенных воспоминаний Гыедышевой Т.Г.:

В 1951 из близлежащих национальных деревень был образован колхоз в Чемашах. Электричество сюда провели только в 60-х гг., а до этого времени в жестянках растапливали жир, в котором коптил фителёк. При таком освещении вечерами женщины умудрялись шить одежду своим детям. Школу Таисия Григорьевна закончила в Шеркалах в 1956г. Когда уже организовался совхоз «Перегребинский», Таисия Григорьевна переехала в Морохово, где сначала работала дояркой, а затем  и няней, и заведующей в детском саду. Всех своих пятерых детей, за исключением Володи, Таисия Григорьевна родила дома, без помощи акушерки. Не знали женщины в те годы ни сна, ни отдыха, работали без выходных и отпусков. Муж Иван Тимофеевич умер рано, младшей Кате не было и шести. Детей пришлось поднимать самой.


Заключение

 Всю свою жизнь героини нашего проекта трудились не покладая рук, поднимали своих детей, и не роптали на судьбу. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в  наших бабушках и дедушках  стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие – все те качества, которых так не хватает  нашему  поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа.

Перспектива проекта

Нашу исследовательскую работу по сбору информации о детях войны нельзя считать законченной, как нельзя считать историю делом прошлого. К сожалению, в силу разных причин, не все свидетели страшного военного времени могут подтвердить свою причастность к категории «дети войны» документально. Это лишь формальность. Наша задача – не обделить вниманием всех тех, кто является живым свидетелем того военного времени. Среди наших односельчан есть люди, у которых тоже отцы погибли в Великую Отечественную войну, но  нет документов на руках. Мы обязательно внесем и их биографии в наш буклет «Дети войны», который посвящен 70–летию Великой Победы.


Литература

1 Интернет портал «Я родом не из детства - из войны» http://zmt001.ucoz.ru

2 Максимова Э. Дети военной поры. – М.: Издательство политической литературы, 1988.

3 Интернет-газета «Анфас-профиль» http://www.anfas-news.ru

4 Караев В. В бою и труде. Подростки в Великой Отечественной войне. – М.: Молодая гвардия, 1996.


Приложение №1

Кугаевская Апполинария Николаевна

Кугаевская (в девичестве Голикова) Апполинария Николаевна родилась в 1936 году д. Деньщики Ханты-Мансийского района. Из довоенного времени в памяти Апполинарии Николаевны сохранился образ дедушки, который работал бакенщиком на реке. Дедушка не раз брал с собой внучку, и она помогала ему зажигать фонари, чтобы речные суда могли ориентироваться в темноте. Помнит, как собирали ароматную душистую землянику. Еще маленькая Поля любила лакомиться сливками из крынок, которыми был заставлен  прохладный погреб. Но  счастливая и беззаботная пора оборвалась  войной ...

Ушли на фронт мужчины. Родной дядя пропал без вести, а отец Голиков Николай Николаевич скончался в госпитале после тяжелого ранения. Мама, как и все женщины в годы войны, выполняла мужскую тяжелую работу – валила лес в трескучий сибирский мороз зимой. Трудились все – от мала до велика. Все – для фронта, все – для победы. Голодные дети после уборки урожая собирали осыпавшиеся колоски, это было настоящее лакомство. А еще выбирали из земли гнилую картошку и пекли из нее лепешки. Шло время, подорванный постоянным недоеданием и изнурительным трудом, организм Доры Дмитриевны  не выдержал, слегла она с воспалением легких.

«Мама долго болела, уже не вставала с кровати. Помню, как обкладывали ее выделанными заячьими шкурками, лекарств-то не было, применяли народные средства… Однажды бегу домой, а на пороге мне сообщили, что мамы больше нет, умерла…», -  на этих словах Апполинария Николаевна не выдерживает, начинает плакать…

Вот таки и осиротела маленькая Поля.

«Когда  я узнала  о том, что меня  хотят отправить в детский дом, целый день прорыдала я на берегу реки», - вспоминает Апполинария Николаевна.

День Победы встретила Апполинария Николаевна вместе с другими детьми в Тобольском Детском доме. Самым сильным впечатлением тех дней была реакция детей на полные тарелки хлеба на столах в столовой: они не могли поверить, что хлеб снова можно было есть без нормы, и не решались взять лишний кусочек.

Судьба уготовила Апполинарии Николаевне еще не мало испытаний, трудностей и потерь. Но эта добрая и мудрая женщина смогла справиться без помощи родных людей, и построить свою собственную большую семью. Родила и воспитала пятерых детей. Имеет медаль материнства, является ветераном труда РФ. До сегодняшнего дня  сохранила бодрость духа и любовь к жизни, всю домашнюю работу выполняет сама, на досуге любит смотреть сериалы, а на семейных посиделках спеть хорошую душевную песню. У  Апполинарии Николаевны хороший голос, в молодости всегда участвовала в концертах самодеятельности. Дети, внуки и правнуки окружают Апполинарию Николаевну любовью и заботой, часто собираются в небольшом, но гостеприимном доме на окраине родного села.

Приложение №2

Непкина Татьяна Никифоровна

Татьяна Никифоровна родилась в д.Верхние Нарыкары Октябрьского района Тюменской области в 1932 году. Отец Татьяны Никифоровны был председателем колхоза, поэтому, как и положено, сдал все документы и ушел на фронт. Татьяна Никифоровна вместе с мамой провожала отца на плашкоуте до д. Нижние Нарыкары.

Осенью 1941 года (в девять лет) она пошла в 1 класс.

Когда мужчины ушли воевать, то для женщин и детей началась нелегкая трудовая жизнь. Половодье в те годы случалось большим, затапливало все покосы, а скотину кормить надо было. Руками ломали тальник, заготавливали впрок, зимой его обскабливали на зелень, а палки шли на растопку печей.

Деревенские дети оказывали помощь семьям военнослужащих: носили воду из проруби, заготавливали сухостой на дрова. Когда учились в 5-7 классах, в летнее время уже неводили на реке, рыбачили на бударках, управляли веслами, ставили и проверяли сети в любую погоду.

Татьяна Никифоровна закончила Ханты-Мансийское педучилище и по распределению попала в д.Чемаши. В д.Мулигорт трудилась завучем, там и вышла замуж.

Все годы до пенсии посвятила Татьяна Никифоровна детям. Работала учителем в школе, воспитателем и ночной няней в интернате. Воспитанники относились с уважением к этой доброй и мудрой женщине.

Сама вырастила и дала образование дочери и трем сыновьям. На радость любимой бабушке, подрастают внуки. Она не ропщет на судьбу, любит ходить в лес по грибы, ягоды, на досуге прядет шерсть.

Приложение №3

Гындышева Таисия Григорьевна

Таисия Григорьевна – коренная жительница Октябрьского района. Родилась в д. Вежакары в 1937г. Отец в 41-ом ушел на фронт и не вернулся. Таисия Григорьевна сама удивляется, каким чудом смогла она с другими детьми выжить в те тяжелые времена, не умереть с голоду. В 1951 из близлежащих национальных деревень был образован колхоз в Чемашах. Электричество сюда провели только в 60-х гг., а до этого времени в жестянках растапливали жир, в котором коптил фителёк. При таком освещении вечерами женщины умудрялись шить одежду своим детям. Школу Таисия Григорьевна закончила в Шеркалах в 1956г. Когда уже организовался совхоз «Перегребинский», Таисия Григорьевна переехала в Морохово, где сначала работала дояркой, а затем  и няней, и заведующей в детском саду. Всех своих пятерых детей, за исключением Володи, Таисия Григорьевна родила дома, без помощи акушерки. Не знали женщины в те годы ни сна, ни отдыха, работали без выходных и отпусков. Муж Иван Тимофеевич умер рано, младшей Кате не было и шести. Детей пришлось поднимать самой.

После наводнения, семья Гындышевых одна из последних переехала из Морохово в Перегребное. Здесь Таисия Григорьевна устроилась в интернат ночной няней. А на пенсию Таисия Григорьевна ушла из больницы, где проработала ни много, ни мало 10 лет. «Только больничное начальство и оценило по достоинству труд: и премии выдавало, и почетными грамотами награждали», - вспоминает Таисия Григорьевна.

Времена все-таки стали меняться к лучшему: мытарство и бытовая неустроенность остались в прошлом. Отдел по национальностям севера в 1994г. построил многодетной матери новый большой дом. Таисия Григорьевна сейчас в нем проживает с сыном Григорием. Старшая дочь Ирина живет со своей семьей в В-Новгороде, у нее взрослые сын и дочь. Сын Владимир – в Нижнекамске, недавно женился. А Юрий и Катерина живут и работают в Перегребном, воспитывают дочерей. Дети и внуки часто навещают Таисию Григорьевну, она сама ездит к ним в гости в другие города.

«Грех роптать на свою долю, слава Богу, - все устроилось в этой жизни», - говорит Таисия Григорьевна. Наверно, материнское счастье в том и есть, чтобы у детей все сложилось.

 


Поделиться:

Крутильный маятник своими руками

В какой день недели родился Юрий Гагарин?

Сочини стихи, Машина

Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"

«Течет река Волга»