• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектно-исследовательская работа по информатике "Социальные сервисы сети Интернет", 2015-16 уч.г.

Опубликовано Баглаева Татьяна Анатольевна вкл 16.09.2017 - 6:09
Баглаева Татьяна Анатольевна
Автор: 
Бессмертный Олег, ученик 8 класса

Человек – существо социальное, и общение с себе подобными – одна из первейших его потребностей. Одним из направлений развития телекоммуникационных сетей стали различные формы общения людей.

Конечно, что именно заинтересует вас в Интернете в первую очередь - люди или компьютеры, зависит только от вас, но не будет преувеличением сказать, что, выходя в Интернет, вы делаете для себя доступным целый мир при условии, что вы владеете информацией о возможностях социальных сервисов сети Интернет. Исследования, проведенные нами в этом направлении, показали, что далеко не все пользователи Интернета владеют этой информацией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon npk.doc299.5 КБ

Предварительный просмотр:

Научное общество учащихся

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Красноярская общеобразовательная школа № 11"

Проектно-исследовательская работа

по информатике

"Социальные сервисы сети Интернет"

                                                                                Выполнил:

                                                                                ученик 8 класса

                                                                                Бессмертный Олег

                                                                                Руководитель:

                                                                                Баглаева Т.А.

                                                                                учитель информатики

КРАСНОЯРСК - 2016


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение                                                                         3

Глава I Социальные сервисы сети Internet и их систематизация                4

Глава II Использование социальных сервисов

в образовательном процессе                                                        13

Глава III Каталог социальных сервисов сети Интернет

в образовательном пространстве школы:

исследование проблемы и способы ее решения                                22

Заключение

Литература


Введение

Сегодня каждый человек имеет доступ  к сети Internet.  Internet сегодня – это не только огромное количество компьютеров, но ещё и невероятное количество людей, для которых сеть является принципиально новым способом общения, почти не имеющим аналогов в мире.

Человек – существо социальное, и общение с себе подобными – одна из первейших его потребностей. Одним из направлений развития телекоммуникационных сетей стали различные формы общения людей. Пожалуй, до сих пор ещё ни одно техническое изобретение (если не считать телефона) не производило такого переворота в этом древнем как мир занятии - общении человека с человеком.

Конечно, что именно заинтересует вас в Интернете в первую очередь - люди или компьютеры, зависит только от вас, но не будет преувеличением сказать, что, выходя в Интернет, вы делаете для себя доступным целый мир при условии, что вы владеете информацией о возможностях социальных сервисов сети Интернет. Исследования, проведенные нами в этом направлении, показали, что далеко не все пользователи Интернета владеют этой информацией.

Целями нашей проектно-исследовательской работы являются:

  • расширение представления о социальных сервисах сети Интернет;
  • создание каталога социальных сервисов, используемых в образовании.

Для достижения цели мы ставили следующие задачи:

  1. изучить возможности социальных сервисов сети Internet;
  2. познакомиться с их систематизацией;
  3. выяснить какие социальные сервисы наиболее популярные среди учащихся и педагогов школы;
  4. сформировать перечень социальных сервисов, используемых в образовании.
  5. дать рекомендации педагогам и обучающимся по использованию найденных ресурсов.

Результатом работы является каталог социальных сервисов рекомендованных для использования в школе.


Глава I Социальные сервисы сети Internet и их систематизация

        Сегодня всё меньше остаётся людей, кто не слышал бы о том, что такое Интернет и какие услуги он предоставляет пользователям. С развитием сети становится всё больше сервисов и услуг, которые нацелены на то, чтобы сделать пользование информацией максимально комфортным, обеспечить пользователям независимость от стационарных рабочих мест. На слуху у всех загадочный термин - Web 2.0, иначе говорят: новые Интернет - сервисы, новые социальные сервисы, современные сервисы и т.п. Что же понимается под этим? Что такое Web 2.0?

        Интернет  - это совокупность компьютеров и различных устройств, обеспечивающих информационный обмен между компьютерами в сети без использования каких - либо промежуточных носителей информации. Они расположены в разных странах на разных континентах. Их разделяют тысячи километров, моря и океаны. Но они соединены между собой специальными каналами связи (выделенные линии, кабельные и беспроводные сети, спутниковая связь) и образуют всемирную компьютерную сеть ИНТЕРНЕТ.

        "Веб" - это информационное наполнение (контент) сети Интернет.

        Если заглянуть в историю развития веба, то можно выделить три эпохи. Первую, исходя из текущих тенденций, можно было бы назвать Web 1.0 - это этап зарождения такого явления, как веб, когда интернетом пользовались исключительно НИИ, хайтек-корпорации и прочие компании, для которых эта сеть и создавалась. Стандартом был SGML - прародитель нынешнего HTML, не способный описывать дизайн, а призванный только обозначать логическую разметку документа. То есть, веб представлял собой некую кладезь документов (только текстовых, потому что SGML-документы не могли содержать картинки) привязанных друг к другу гиперссылками.

        Вторую эпоху развития веба все мы застали и именно с ней ассоциируются у нас слова "интернет" и "веб". Интернет стал местом, где есть всё: фотографии, музыка, видео, тексты и любая другая информация. Да и аудитория Интернета очень сильно расширилась - доступ в сеть стали получать почти все обладатели персональных компьютеров. Появился веб-дизайн, который придал Интернету внешний вид.

Но главным отличием первого веба от второго была его слабая развитость в самовыражении пользователей. Как правило, пользователи могли общаться на форумах, в чатах и прочих публичных местах, но лишь немногие могли создавать собственные сайты, чтобы выражать себя максимально полно. Для создания своей "домашней странички" людям приходилось разбираться в устройстве HTML, покупать услуги хостинг-провайдеров, цены которых были ориентированы на компании, желающие открыть сайт. Это было очень дорого и хлопотно. Поэтому эпоха Web 1.0 - время сайтов, а не людей. Центром Web 1.0 были сайты.

Центром же Web 2.0 второго поколения являются люди и возможность их самовыражения. Web 2.0 - это не новый стандарт, это не новый формат. Web 2.0 - это всего лишь обозначение новых течений, нового этапа эволюции в Интернете. Нельзя сказать, что "второй" веб пришел резко и сменил собой устаревшие сайты. Наоборот, это результат постоянно текущего прогресса, их логическое улучшение.

        Web 2.0 - это эпоха, когда в основе Интернета лежат не сайты, а люди, их знания, их взаимодействие.

Итак, что же все-таки такое Web 2.0 и чем он отличается от Web 1.0?

        Нельзя сказать, что веб нового поколения породил какие-то новые стандарты. Все "новые технологии", используемые в вебе 2.0, могли существовать и раньше, но никому в голову просто не приходило их использовать:

        -Технология AJAX - это технология, позволяющая изменять содержимое веб-страницы без ее перезагрузки, то есть, как в оффлайновых приложениях.

        - Пиринговые сети - это тоже составляющая Веба 2.0. Пережитком прошлого являются файловые серверы, с которых мы всегда качали софт, музыку, видео и прочие файлы. На смену им приходят пиринговые сети, сети, в которых нет единого хранилища, а есть миллионы пользователей обладающих необходимыми нам файлами. В чем разница?

Если мы качаем файл с сервера, то вынуждены делить пропускную способность сервера с другими людьми, качающими файлы с этого сервера. То есть, скорость закачки сильно зависит от пропускной способности каналов сервера и количества активных пользователей. Качая же файлы из torrent-сети мы получаем этот файл одновременно от всех пользователей, у которых на компьютере он есть. И чем больше таких пользователей, тем выше скорость закачки. Пиринговые сети устроены так - чем больше пользователь отдает, тем больше он получает. Пока вы качаете новый файл от разных пользователей, другие пользователи качают уже скачанные вами сегменты этого файла. То есть, чем популярнее файл, тем быстрее вы его скачаете.

- Серверы-хранилища файлов должны быть очень мощными, а, следовательно, дорогостоящими, чтобы хранить большие объемы информации и обеспечивать приемлемую скорость закачки и стабильность связи большому числу пользователей. Тогда как серверы - трекеры торрент - сетей являются лишь координаторами процессов закачки и просто распределяют потоки данных между пользователями-участниками закачки, то есть не хранят больших объемов информации и не требуют широких каналов, а значит, являются намного более дешевыми.

Вместе с новыми технологиями появляются и новые возможности.

Техническая составляющая "второго" веба это лишь фундамент, основа главной идеи. Web 2.0 - это веб для людей, а, значит, основной его идеей стало упрощение методов самовыражения. 

        На смену ресурсоемким и сложным для самостоятельного создания домашним страницам пришли блоги (производное от weblog - веб-журнал, сетевой журнал, журнал событий), создаваемые за пару минут.. Блог - «сетевой журнал или дневник событий» — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Блоггерами (блогерами) называют людей, ведущих блог. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой. По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными…) или общественными (открытыми). По содержанию — тематическими или общими.

        Вместо "движков" крупных порталов появилась Wiki. И во всем этом прослеживается одна идея - в Web'e больше нет единых центров, Web теперь - сообщество самостоятельных мнений.  Вот представьте сайт. Обычно этот сайт управляется одним человеком или группой разработчиков. То есть, на сайте меняется информация, добавляются страницы, удаляются ненужные разделы и т.д. И все это делает человек, ответственный за этот сайт. Теперь представим себе сайт-книгу (предположим, какую-то документацию или энциклопедию). Книгу, которую один человек написать не в состоянии по причине недостаточных знаний. И он хочет, чтобы эту книгу писали все. Но все писать ее на одном сайте не могут, потому что, во-первых, предоставлять всем желающим доступ к элементам управления сайта небезопасно, во-вторых, не каждый сможет разобраться в панели администрирования. Вот для того и была придумана среда Wiki. Wiki - это одновременно и "движок" сайта, и примитивный язык разметки, понятный каждому, и целая философия веб-демократии. Среда wiki была придумана еще в 1995 году.

        Мода на дизайн.  Веб 2.0 - это не только новые технологии, новые идеи и новые веяния, но еще новые тенденции в веб-дизайне. Если вы походите по сайтам нового поколения, то обратите внимание на некую схожесть дизайна. Как правило, все они выполнены в минималистично-лаконичном стиле, логотипы предельно читаемы и понятны. Такая тенденция хоть и стандартизирует творчество, несколько ограничивая его, но все же задает тон, автоматически отсекая бездарно нарисованные сайты

        Рассмотрим классификацию сервисов Веб 2.0 предложенную Е.Д. Патаракиным (за основу классификации берётся принцип – что можно делать с помощью этого средства).

  • Викисфера – сфера деятельности,  в которой авторы работают над вики-страничками  коллективных гипертекстов.
  • Блогосфера – сфера деятельности, в   которой отдельные авторы оставляют свои записи.
  • Тего или тагосфера – сфера деятельности,  в  которой авторы размечают ключевыми словами или метатегами тексты, фотографии, музыкальные и видеозаписи.
  • Сфера Google – сфера деятельности,  в которой авторы используют все многообразие сервисов Google.
  • Линкосфера – сфера деятельности, в которой люди устанавливают связи друг с другом и строят социальные сети.
  • Логосфера – сфера деятельности, в которой  авторы создают и обмениваются своими программами и их фрагментами.

Социальный сетевой сервис — виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет) и сети документов (Всемирной паутины).

Сетевое сообщество — это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств. Благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения. Сообщества такого рода не могут быть специально спроектированы, организованы или созданы в приказном порядке. Необходимо  создать условия, которые бы облегчали формирование таких сообществ. Благодаря сетевой поддержке перед сообществами обмена знаниями открываются новые возможности по представлению своих цифровых архивов и привлечению новых членов.

С развитием компьютерных технологий у сообществ обмена знаниями появляются новые формы для хранения знаний и новые программные сервисы, облегчающие управление знаниями и использование этих знаний новичками, находящимися на периферии сообщества.

Таким образом, мы видим, что сетевые социальные сервисы в настоящее время стали основным средством:

  • общения, поддержки и развития социальных контактов,
  • совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации, обмена медиаданными,
  • творческой деятельности сетевого характера,
  • выполнения множества других задач, таких как: индивидуальное и коллективное планирование (расписание, встречи), подкасты (аудиопотоки), когнитивные карты.

Исходя из выше сказанного все социальные сервисы условно можно систематизировать на:

- социальные поисковые системы

Социальные поисковые системы позволяют осуществлять поиск в соответствии с потребностями пользователя или группы. В настоящее время в Рунете существует несколько систем пользовательского поиска:

  1. Свики - http://www.swicki.com/
  1. Гугл - http://www.google.com/
  2. Яндекс - https://www.yandex.ru/

Социальные поисковые системы - это системы, которые позволяют пользователям самим определять в каком направлении вести поиск, какие сайты просматривать прежде всего, на какие слова обращать первоочередное внимание и каким образом представлять найденные результаты. На основе поисковых двигателей нового поколения мы можем построить свои собственные индивидуальные или коллективные поисковые машинки. Поиск можно адаптировать к определенной тематике и к определенному сообществу.

Свики 

Наиболее интересной для коллективной деятельности представляется поисковая система Свики 

Возможности поисковой системы Swicki: 

  • настраивается под индивидуального пользователя,
  • сама обучается по истории запросов пользователей,
  • выдает результаты поиска, более релевантные к вашей тематике,
  • показывает «облако» популярных запросов,
  • позволяет встраивать результаты поиска в структуру любого сайта.

Пользователь перечисляет слова, на которые поиск должен обращать особое внимание, сайты, с которых следует начинать поиск, и внешний вид результатов поиска.

Поисковая машина показывает результаты поиска в виде облака тегов. Чем больше вес отдельного тега внутри обнаруженных материалов, тем крупнее шрифт, которым напечатано слово.

Поисковая машина от Гугл 

Второй пример социального поиска - персональная или групповая поисковая машина от Гугл 

Создание собственного поисковика в Google CSE начинается с определения списка сайтов, которые пользователь считает авторитетными источниками информации в той или иной сфере. К работе по изменению созданной поисковой системы можно подключить других пользователей. Мы можем разрешить им стать соавторами нашей поисковой системы и настраивать ее свойства коллективно. Домашняя страница поисковика, помимо строки поиска, будет включать профиль создателя и список заданных сайтов.

Флексум 

Третий пример – социальный (народный) поиск от российской компании «Новотека» - Флексум 

Флексум, как и другие социальные сервисы, интересен тем, что ориентирован на коллективную работу — над поисковой машиной может трудиться авторское сообщество. Авторы поиска могут общаться между собой, искать себе соавторов, добавлять, редактировать описания сайтов, вести блоги.

- народные классификаторы

Народные классификаторы позволяют пользователям хранить свои коллекции закладок на веб-страницы.  Рассмотрим этот вид социальных сетевых сервисов. Социальный сервис хранения закладок позволяет добавлять ссылки и получать доступ к ним с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.

Средства для хранения закладок позволяют пользователям хранить коллекцию своих закладок-ссылок на веб-страницы. Любой пользователь сети Интернет может находить на интересующие его темы, используя для поиска ключевые слова.

Зарегистрировавшийся пользователь, путешествуя по сети Интернет, может оставлять в системе ссылки на заинтересовавшие его веб-страницы почти так же, как он это делает с обычными закладками на своем персональном компьютере. Отличия состоят в следующем:

  1. Ссылки можно добавлять с любого компьютера, подключенного к сети Интернет
  2. Ссылки будут доступны с любого компьютера, подключенного к сети Интернет
  3. Каждая закладка должна быть помечена одним или несколькими тэгами или метками-категориями.
  4. Частная сетевая коллекция ссылок на веб-страницы является часть групповой коллекции, которую собирают все участники сети пользователей сервиса.

Средства для хранения закладок относятся к так называемым народным классификаторам.

Термин «народная классификация», или «фолксономия» используется как противоположность таксономии – научной классификации. Народная классификация создается людьми – всеми нами. Народные классификаторы – социальные сервисы, которые позволяют пользователям классифицировать различные записи: тексты, фотографии, закладки, используя для этого ключевые слова – теги. Ключевые слова придумывают или выбирают сами пользователи системы.

        Один из самых популярных в мире сервисов в группе сервисов закладок - социальный сервис Делишес (http://Del.icio.us). Он позволяет пользователям хранить коллекцию своих закладок-ссылок на веб-страницы. Название сервиса происходит от английского названия веб-сайта Del.icio.us. Любой пользователь сети Интернет может находить на сервисе Делишес ссылки на интересующие его темы, используя для поиска ключевые слова.

        Социальный сервис БобрДобр (http://www.bobrdobr.ru) - российский аналог сервиса Делишес. Позволяет пользователям хранить коллекцию своих закладок-ссылок на веб-страницы. Название сервиса происходит от скороговорки "Бобр добр для бобрят". Любой пользователь сети Интернет может находить на сервисе ссылки на интересующие его темы, используя для поиска ключевые слова. В связи с появлением сервиса предлагается использовать в русском языке термин "забобр'ить" - т.е. добавить в список социальную закладку (тег). Хранение закладок на BobrDobr.ru дает возможность удобного доступа к ним с любого компьютера из любой точки мира. Как самому пользователю, так и (по его желанию) другим людям. При этом у пользователя всегда есть возможность решить, кому, и в каком объеме предоставить доступ к своим закладкам.

        Румарк (http://rumarkz.ru) - это русскоязычный сервис социальных закладок. Интересная особенность - опция кросс-постинга на del.icio.us, что позволяет сохранять вновь добавляемые закладки и на rumarkz, и на del.icio.us.  

        Цветные полоски (http://utx.ambience.ru) - народная классификация записей внутри Живого Журнала. Автор может помечать свои записи и свои комментарии на записи других пользователей сервиса специальными тегами, которые выглядят на экране как цветные полоски. Для того чтобы запись добавилась в каталог, пользователь должен вставить в неё картинку-маркер, и просмотреть в режиме чтения/добавления комментариев

  1. - Социальные сети

Социальная сеть направлена на построение сообществ в Интернете из людей со схожими интересами и/или деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.

Крупнейшие социальные сети

Русскоязычные:

  • В Контакте
  • Одноклассники.ru
  • Мой Круг

Англоязычные:

  • Facebook
  • Last.fm
  • MySpace

Особенности сайтов:

  • Возможность публикации видео и аудиозаписей (минус: нет возможности комментирования аудио.) Неограниченное количество фотографий и фотоальбомов.
  • Организация встреч и групп по интересам.
  • Возможность отметить на фотографии или видео человека, с помощью специального инструмента, и другие особенности.

Социальные сети в настоящее время объективно являются не только самым популярным социальным сетевым сервисом, но и в целом сервисом сети Интернет.

-блоги

        Блог - это WEB - сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения, видео или мультимедиа. Для блога характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке. Блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором. Суть Веба 2.0 на лицо. В начале века "домашнюю страничку" имел каждый сотый пользователь Рунета. А сегодня в сети - более 35 млн блогов. Чем же так примечательны эти блоги? Именно демократичностью и легкостью создания/поддержания. Не нужно совершенно никаких специальных знаний, чтобы иметь в Сети свой дневник. А ведь желание самовыражаться у людей, как было в эпоху "доткомов", так и осталось. Следовательно, изобретение блогов и было тем самым переломным моментом в эволюции веба. И даже не столько блоги как самостоятельные единицы совершили переворот, сколько образовавшаяся вокруг них блогосфера. Если представить каждый блог в виде отдельного человека, то блогосферой будут наши взаимоотношения. Блогосфера образована множеством блогов и сообществ. То есть, основной идеей всего этого является не то, что каждый может писать, а то, что при этом каждого еще и будут читать. Причем достигается это довольно легко.

Для блогов характерна возможность публикации отзывов (т. н. «комментариев», комментов) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами. Популярные сервисы блогов России (по мнению сервиса Яндекс. Блоги

  1. LiveJournal
  2. Блоги@Mail.Ru
  1. LiveInternet
  2. Живой журнал, ЖЖ (LiveJournal, LJ)
  1. www.LiveJournal.com

В Рунете Живой журнал обрёл феноменальную популярность, причём в качественном плане состав русского ЖЖ также необычайно разнообразен. Свои ЖЖ есть у многих известных в России людей, а также у партий, общественных движений и организаций. По данным сервиса LiveJournal.Ru на 6 июля 2007, в Живом журнале зарегистрировано 1 015 745 русскоговорящих пользователей.

Блоги@mail.ru — бесплатная блог-платформа для ведения блогов в рамках портала mail.ru. Веб-сервис запущен 24 ноября 2005 года. Предоставляет возможности ведения блога любому пользователю, получившему почтовый ящик в доменах mail.ru, list.ru, bk.ru, inbox.ru. Аналогично LiveJournal пользователи могут выстраивать социальные связи, создавать сообщества и т. д.

Сервис LiveInternet предоставляет следующие возможности:

  • Добавлять сообщения в дневник, как через веб-интерфейс, так и с помощью программных клиентов, по электронной почте или SMS.
  • Добавлять в свои сообщения изображения, голосования, информеры (погода, ТВ-программа), закачивать различные типы файлов наиболее удобным образом, использовать до 12 своих аватаров.
  • Читать обновления в выбранных дневниках, а также любых других RSS-каналах: через ленту друзей в Интернете, через подписку по почте, в программных клиентах.
  • Использовать интегрированные сервисы фотоальбомов, видео- и аудиозаписей, форумов, знакомств и личных сообщений между пользователями. К дневнику можно подключить веб-камеру.

Можно сделать вывод, что блоги на данный момент один из наиболее популярных сервисов . Число русскоязычных интернет - дневников только за 2008 год выросло в 2,6 раза до 3,1 млн, подсчитали аналитики «Яндекса». И это еще далеко не предел, многие пользователи Интернета до сих пор не знают, что такое «блог», поэтому количество блогов может вырасти еще во много  раз.

- Вики

Вики — веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Крупнейший и известнейший вики-сайт — Википедия (http://ru.wikipedia.org/).

Вики характеризуется такими признаками:

  1. Возможность многократно править текст посредством самой вики-среды (сайта), без применения особых приспособлений на стороне редактора.
  1. Особый язык разметки — так называемая вики-разметка, которая позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и гиперссылки; форматировать и оформлять отдельные элементы.
  1. Учёт изменений (версий) страниц: возможность сравнения редакций и восстановления ранних.
  1. Проявление изменений сразу после их внесения.
  1. Разделение содержимого на именованные страницы.
  1. Гипертекстовость: связь страниц и подразделов сайта через контекстные гиперссылки.
  1. Множество авторов. Некоторые вики могут править все посетители сайта.

Некоторые вики позволяют всем желающим изменять их содержимое. Подобно тому, как стены зданий и заборы исписывают непристойными надписями и украшают рисунками граффити, в таких вики иногда портят содержимое или добавляют что-то неуместное. Но, в отличие от стен и заборов, в вики легко вернуть содержимое к ранней версии: исправлять легче, чем портить. Если же кто-то упорно и намеренно стремится навредить пользователям вики-сайта, можно закрыть ему возможность вносить правки.

Таким образом, сервис Вики является одним из наиболее ярких сайтов-представителей второго поколения, так как именно в проектах Вики реализованы все основные принципы современного социального сервиса, все признаки, которыми характеризуется Вики, можно отнести и к социальным сетевым сообществам в целом.

        Пожалуй, самым ярким примером воплощения идеи Wiki является Wikipedia - открытая энциклопедия, составляемая всеми пользователями Интернета на всех языках мира. Соавтором этой энциклопедии может стать любой желающий. Вы можете создать новый раздел, новую статью, заметку, исправить ошибку в уже существующей, добавить что-то, прокомментировать и т.д. В общем, вы являетесь полноправным создателем этой необъятной базы знаний. Максимально полно и доходчиво объясняет, что такое Wiki сама Википедия.

  1. - Социальные медиахранилища

Социальные медиахранилища — сервисы для совместного хранения медиафайлов. Их можно классифицировать по типу файлов размещаемых на этих серверах.

  1. Фотографии, схемы, рисунки
  1. Видео
  1. Документы (книги)
  1. Аудиозаписи, подкасты, интернет-радио

Наиболее популярными сервисами для размещения фотографий, схем, рисунков являются сервисы Фликр, Picasa и др. Фликр - социальный сервис, предназначенный для хранения и дальнейшего личного либо совместного использования цифровых фотографий.

Фликр позволяет загружать, публиковать, редактировать фото, использовать метки-категории, позволяющие быстрее искать фотографии. Сервис дает возможность всем своим пользователям делиться своими фотографиями и метками на фотографиях, определять уровень доступа к фотографии, группировать фото в альбомы и даже указывать географическую принадлежность фото на встроенной карте.

Видео пользователи рунета чаще всего публикуют на сайтах YouTube, RuTube, Видео.mail.ru и др. На сайте YouTube пользователи могут добавлять, просматривать и комментировать, ставить оценки тем или иным видеозаписям. Благодаря простоте и удобству использования, YouTube стал популярнейшим видеохостингом и третьим сайтом в мире по количеству посетителей. На сайте представлены как профессионально снятые фильмы и клипы, так и любительские видеозаписи, включая видеоблоги.

YouTube стал настолько значимым явлением в медиамире, что c ним вынуждено считаться и телевидение. Многие медиакомпании создают официальные аккаунты на YouTube, осуществляя продвижение своей продукции через сервис. Ролики нередко попадают в репортажи новостей.

С появлением понятий «видеошаринг», «видеоблоггинг» (начиная, приблизительно, с 2003) возникло довольно много проектов — как позже, так и раньше, чем YouTube: Рутюб, видео.mail.ru многие другие сервисы по сути являются аналогами Ютюба, отличаться могут по интерфейсу и ряду дополнительных возможностей.

- Географические сервисы

Географические сервисы позволяют работать с картами мира и отдельных стран, регионов, городов и совместно размещать информацию на географических картах, отмечать места, создавать комментарий.

Основные географические сервисы Рунета:

  1. Гугл Планета Земля
  1. Панорамио
  1. Скетчуп
  1. Викимапия

Земля Гугл — программа Google Earth (http://earth.google.com/) позволяет в разных масштабах изучать поверхность Земли по данным спутниковых снимков. Система также поддерживает создание и отображение пользовательских информационных слоев, которые можно организовать в иерархическую структуру, а затем включать и выключать в произвольных комбинациях.

С помощью сервиса Скетчуп (http://sketchup.google.com) можно «построить» архитектурные объекты 3D (как реальные, так и воображаемые) и «поставить» их в определенном месте на Земле.

  1. - Мэшап и многофункциональные порталы

Многофункциональные порталы объединяют в себе несколько социальных сетевых сервисов.

На самом деле практически не существует в Сети однофункциональных социальных сервисов. Многофункциональные порталы — это обычно региональные, федеральные или общемировой известности серверы. Такие как Google, mail.ru и др.

Однако, нужно заметить, что многофункциональные порталы обычно построены на коммерческой основе, так как требуют мощного ПО и больших материальных затрат на разработку и продвижение. Несмотря на большой объем сетевых сервисов на порталах, их доля на сайте не настолько большая как на тематических сервисах.

        Таким образом, социальный сетевой сервис каждого вида по представленной классификации отличается от других своими уникальными свойствами и целью, с которой посетители используют этот сервис, и имеет важную общую черту со всеми другими социальными сервисами — люди ведут с его помощью совместную деятельность.


Глава II Использование социальных сервисов в образовательном процессе

        Сегодня для реализации задач, стоящих перед образованием, получила большое распространение новая форма обучения - размещение и реализация сетевого проекта или сетевого занятия. Ведь дети, в отличие от учителей, родились в век развития информационных технологий и владеют ими прекрасно, пользуются ими повсеместно в своей жизни и в общении, общении в сообществах.

        Педагогика сетевых сообществ развивается в тесной связи с сетью Интернет и напрямую зависит от состояния и концепций развития Всемирной Паутины, отличительной особенностью которой сегодня является возможность создавать содержание Интернета любому пользователю.

Сервисы Веб 2.0., или социальные сетевые сервисы - это современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти групповые действия включают:

  • персональные действия участников: записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение мультимедийных файлов
  • коммуникации участников между собой (мессенджеры, почта, чат, форум)

Учителя и ученики могут использовать уникальные характеристики социальных сервисов следующим образом:

  1. Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов. В результате распространения социальных сервисов в сетевом доступе оказывается огромное количество материалов, которые могут быть использованы в учебных целях. Сетевые сообщества обмена знаниями могут поделиться своими коллекциями цифровых объектов и программными агентами с образованием.
  2. Самостоятельное создание сетевого учебного содержания. Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента. Сегодня новый контент создается миллионами людей. Они, как муравьи в общий муравейник, приносят в сеть новые тексты, фотографии, рисунки, музыкальные файлы.
  3. Освоение информационных концепций, знаний и навыков. Среда информационных приложений открывает принципиально новые возможности для деятельности, в которую чрезвычайно легко вовлекаются люди, не обладающие никакими специальными знаниями в области информатики. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов – текстов, фотографий, программ, музыкальных записей, видеофрагментов. Участие в новых формах деятельности позволяет осваивать важные информационные навыки - повторное использование текстов и кодов, использование метатегов и т.д.
  4. Наблюдение за деятельностью участников сообщества практики. Сеть Интернет открывает новые возможности для участия школьников в профессиональных научных сообществах. Цифровая память, агенты и сеть удивительно расширяют не только наши мыслительные способности, но и поле для совместной деятельности и сотрудничества с другими людьми.

Знакомство с сервисами, используемыми в образовании

СЕРВИСЫ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ЗАКЛАДОК

Делишес (http://Del.icio.us)

БобрДобр (http://www.bobrdobr.ru)

Румарк (http://rumarkz.ru)

Цветные полоски(http://utx.ambience.ru)

Как можно использовать в образовании

  1. Источник учебных материалов. Система хранения закладок изначально предполагает взаимодействие пользователей. Вы можете вести поиск интересующих ссылок не только внутри своих личных закладок, но и внутри всего массива закладок, который разместили на сервере все пользователи сервиса. Система позволяет подписаться на все или определенные категории закладок, которые создает другой автор или целая группа авторов. Система позволяет обнаруживать интересную информацию в совершенно неожиданных местах, пользоваться опытом людей, которые искали сходные объекты.
  2. Хранилище ссылок на учебные материалы. Учителя могут вместе вести поиск необходимых материалов.
  3. Карты знаний. Дополнительные сервисы позволяют представить системы закладок, как карты знаний и интересов. На базе таких сервисов может быть организована учебная деятельность.
  4. Новые компетентности Мы используем только открытые данные и не проводим специальных опросов. Нам не нужно задавать людям вопросы и просить их выразить свое отношение к тому или иному понятию, тому или иному человеку. Постоянные простые движения, которые они совершают, новые кирпичики знаний и метки, которыми они их отмечают, создают для обучения благоприятную среду для вовлечения студентов и школьников в поисковую и исследовательскую деятельность нового типа, когда учеба, поиск, написание текстов и классификация различных цифровых объектов описание текста суть единая повседневная деятельность. Ищем или пишем - мы должны думать о том, как мы потом найдем этот документ. Вернее, мы уже не должны об этом думать, если мы в своей повседневной культуре выработали в себе привычку отмечать и классифицировать.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ

МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ РЕСУРСОВ

Социальные сетевые сервисы для хранения мультимедийных ресурсов – средства сети Интернет, которые позволяют бесплатно хранить, классифицировать, обмениваться цифровыми фотографиями, аудио- и видеозаписями, текстовыми файлами, презентациями, а также организовывать обсуждение ресурсов.

Как использовать в образовании

  1. Социальные мультимедийные сервисы могут быть использованы в педагогической практике как источник учебных материалов. Например, это учебные видеофильмы, фотографии по различным темам, аудио и видеозаписи выступлений ученых, очевидцев событий и т.д. С середины 2006 года в проекте Летопись открыта возможность добавлять звуковые файлы в базу МедиаВики. В качестве формата записи аудиофайлов выбран формат Ogg Vorbis. Для того чтобы услышать летопись, необходимо установить на свом компьютере проигрыватель, поддерживающий Ogg http://www.foobar2000.org/ Для того чтобы записать аудиофайл для Летописи можно воспользоваться свободным редактом Audacity.
  2. Мультимедийные сервисы могут использоваться для хранения школьных видео-, фото-, аудиоархивов и творческих работ учеников.
  3. Средство для решения классификационных задач. К объекту ее владелец может добавить название, краткое описание и ключевые слова для дальнейшего поиска.
  4. Средство для изучения карт знаний. Можно делать заметки на размещаемых фотографиях. Если на фотографии изображено несколько объектов (например, несколько зданий), то можно выделить любой из объектов и добавить к нему описание. Рисунок или фотография в этом случае служит картой, к которой один или несколько учеников делают пояснения.
  5. Средство для совместной учебной деятельности учеников из нескольких школ или городов. Например, в рамках работы сетевого сообщества учителей, поддержанного в 2005 году программой Intel ® «Обучение для Будущего», на сервере Flickr.com собиралась коллекция цифровых фотографий и рассказов, представляющих города России. Согласно договоренности члены сообщества отмечают цифровые фотографии, сделанные в своих городах и предназначенные к коллективному использованию, ключевым словом vintel. По этому слову можно получить перечень всех фотографий, собранных сообществом - http://www.flickr.com/photos/tags/vintel/ 
  6. Средство для изучения географии. Используя сервис Панорамио можно привязать фотографию к конкретному географическому объекту на карте (используется Интернет-сервис maps.google.com). Если вы имеете возможность использовать GPS-приемник и для места, где сделана фотография, определены точные GPS координаты, то они тоже могут быть добавлены в качестве меток, например на Фликре. Применение таких меток и сетевого сервиса GeoBloggers позволяет совместить рассказы и фотографии, размещенные в коллекции участниками проекта, с сервисом цифровых карт Гугл (maps.google.com) и получить изображение точки.

Адреса сайтов

  • фотосервисы:
  • http://Flickr.com – Фликр (английский интерфейс)
  • http://flamber.ru – Фламбер (русский интерфейс)
  • http://photoua.net – ФотоУа (русский интерфейс)
  • http://www.panoramio.com - Панорамио (многоязычный интерфейс)
  • http://picasaweb.google.com - Пикаса (многоязычный интерфейс)
  • http://foto.mail.ru - Фотоархив на Мейл.ру (русский интерфейс)
  • http://www.fotodia.ru - Фотодия (русский интерфейс)
  • http://kalyamalya.ru – КаляМаля (русский интерфейс)
  • видеосервисы:
  • http://youtube.com – Ютьюб (английский интерфейс)
  • http://www.rutube.ru -Рутьюб (русскоязычный интерфейс)
  • http://video.mail.ru - Видео@mail.ru (русскоязычный интерфейс)
  • http://vision.rambler.ru - Rambler Vision (русскоязычный интерфейс)
  • http://socialsaga.com – Социальная сага (английский интерфейс)
  • аудиосервисы:
  • http://audacity.sourceforge.net - Audacity (есть объяснения на русском языке)
  • http://www.podomatic.com - PodOmatic (английский интерфейс)
  • http://rpod.ru 
  • http://studio.odeo.com 
  • другие сервисы:
  • http://www.scribd.com – Скрибд (английский интерфейс) – для хранения текстовых файлов на любом языке
  • http://www.slideshare.net – СлайдШара (английский интерфейс) - для хранения презентаций
  • http://www.spresent.com - Спрезент (английский интерфейс) для создания презентаций он-лайн

СЕТЕВЫЕ ДНЕВНИКИ (БЛОГИ)

Сетевые дневники (блоги) - сервис Интернет, позволяющий любому пользователю вести записи любых текстов. По аналогии с личными дневниками блоги называют сетевыми дневниками. Ведущий дневник (блоггер) может управлять доступом к своим записям: делать их открытыми всем желающим, определенному кругу пользователей или совсем приватными. Блоггеры могут объединяться в сообщества и организовывать совместные записи и обсуждения.

        Как можно использовать в образовании

  1. Площадка для педагогических дискуссий. Сетевой дневник может служить открытой или закрытой средой для организации педагогических дискуссий. Для обсуждения вопросов организации сетевых обучающих проектов с использованием социального программного обеспечения.
  2. Возможность для консультаций и получения дополнительных знаний. Благодаря открытому характеру сообщество доступно не только для специалистов, но и для всех желающих.
  3. Площадка для организации обучения школьников по основным и дополнительным курсам. В качестве примера эффективного использования сетевых дневников для обучения школьников можно привести ресурс, созданный московским учителем литературы Сергеем Райским (http://rayskiy-sergei.livejournal.com ). Учителю удалось использовать интерес школьников к новым технологиям и организовать учебный процесс по литературе.
  4. Площадка для организации дистанционного учебного курса. Здесь могут публиковаться посты лекционных материалов, задаваться вопросы и проходить обсуждения. Параллельно участники курса могут работать в Виртуальной обучающей оболочке, и это может быть значительно удобнее и для преподавателей и для учеников.
  5. Рабочие и не очень рабочие записки директоров школ и учителей. Как правило, ученики и учителя встречаются друг с другом в условиях обязательной школьной среды, когда и те и другие выполняют предписанные обществом ритуальные действия. Через технологию блога учитель и директор может дать ученикам и их родителям доступ к миру неофициального обучения.
  6. Школьные дневники 21 века. Для многих школьников ведение сетевых дневников превратилось в обычную практику. И это очень важная возможность для учителя посмотреть, а что там происходит в мире учеников. Мы можем знакомиться с жизнью наших учеников, наблюдая их сетевую активность.
  7. Среда для организации сетевой исследовательской деятельности учащихся. Адреса сайтов
  • http://Livejournal.ru – Живой журнал ЖЖ
  • http://Liveinternet.ru – Живой Интернет
  • http://blogs.mail.ru – Блоги на Мэйл.ру
  • http://blogger.com – русский интерфейс
  • http://www.communityhost.ru – создание и размещение собственного форума
  • http://www.yackpack.com – голосовой чат и голосовая почта

ВИКИ-ВИКИ

        ВикиВики - средство для быстрого создания и редактирования коллективного гипертекста.

Как использовать в образовании

  1. Представление, расширение и аннотирование учебных материалов. Интересная возможность - заметки и аннотации на полях лекции или первоисточника, которые могут оставлять преподаватели, студенты. Электронный вариант представления учебных материалов дает учащимся возможность проследить связи между текстами. Система обратных ссылок позволяет проследить, из каких материалов лекций и семинарских занятий ссылки обращаются к данному автору.
  2. Совместное создание виртуальных краеведческих и экологических экскурсий школьниками и студентами. Например, пишут нижегородские экологи о редких и исчезающих видах животных и растений. Книга о животных пишется одними людьми, книга о растениях пишется другими, а книга об охраняемых территориях третьими.
  3. Коллективное создание творческих работ – сказок, стихотворений, эссе. К таким проектам относятся создание коллективных текстов «Студенческой» и «Школьной сказки» на базе ВикиВики площадок. Люди из разных географических областей и разных областей знаний могут независимо друг от друга работать над созданием своих статей. Взаимодействие между людьми устанавливается через взаимодействие между статьями. Взаимодействие между статьями устанавливается автоматически в соответствии с главным правилом ВикиВики: название статьи является потенциальной ссылкой на эту статью в тексте других статей внутри ВикиВики.
  4. Коллективное создание учительских, студенческих и школьных энциклопедий. Примером такого проекта может служить международный проект «Время вернуться домой» - Летописи.ру http://letopisi.ru Это образовательный вики-проект в жанре путеводителя для школьников, студентов и учителей. Наполнение проекта — это описание городов, сёл и деревень, мест, школ, событий и людей, которые имеют значение для обучения.
  5. Средство для проведения локальных и сетевых семинаров. С помощью ВикиВики возможно организовать проведение тренинга, семинара, интерактивной лекции, дистанционного курса. В этом случае ведущий тренинга заранее размещает тексты заданий и ссылки на дополнительный материалы. Обучающиеся выполняют задания, читают тексты, фиксируют свою деятельность. Ведущий занятие полностью контролирует деятельность учащихся (это одна из стандартных функций среды ВикиВики), имеет возможность исправить ошибки, оставить комментарии, которые немедленно будут видны обучающимся.
  6. Сетевое взаимодействие в отсутствии Интернета. При работе в экстремальных ситуациях (которыми в настоящее время можно назвать ситуацию отсутствия Интернета) очень помогает использование локальной ВикиВики.

Адреса сайтов

  • http://letopisi.ru - Общероссийский образовательный проект Летописи.ру
  • http://lwww.wikispace.com – Создай свою Вики

СОЦИАЛЬНЫЕ ГЕОСЕРВИСЫ

Социальные геосервисы – сервисы сети Интернет, которые позволяют находить, отмечать, комментировать, снабжать фотографиями различные объекты в любом месте на изображении Земного шара с достаточно высокой точностью. используются реальные данные, полученные с помощью околоземных спутников.

Как использовать в образовании

  1. Как источник карт и изображений местности при изучении географии, истории, краеведения, иностранных языков
  2. Как платформа для решения исследовательских задач по различным предметам, связанных с вычислениями расстояний, подбором кратчайшего пути, сравнением особенностей разных местностей и т.д.
  3. Как платформа для креативной деятельности по моделированию нового облика местностей с нанесением собственных изображений зданий, ландшафтных объектов.
  4. Как платформу для проведения сетевых проектов (вебквестов), связанных с угадыванием и поиском различных географических пунктов Земли

Адреса сайтов

  • http://maps.google.com - (гугл мэпс) Карты гугл
  • http://wikimapia.org - (викимапия) Карты гугл + ВикиВики
  • http://earth.google.com - (гугл ерс) Объемная модель Земли гугл
  • http://panoramio.ru – (Панорамио) фотосервис с возможностью привязки к цифровым картам

Наиболее известные и распространенные географические сервисы предоставляются группой google.

Google Maps (Гугл Мэпс)— собирательное название для приложений, построенных на основе бесплатного картографического сервиса и технологии, предоставляемых компанией Google по адресу http://maps.google.com.

Сервис представляет собой карту и спутниковые снимки всего мира (а также Луны и Марса). С сервисом интегрирован бизнес-справочник и карта автомобильных дорог, с поиском маршрутов, охватывающая США, Канаду, Японию, Гонконг, Китай, Великобританию, Ирландию (только центры городов) и некоторые районы Европы.

Еще один популярный геосервис WikiMapia — проект, объединяющий информацию Google Maps с технологией ВикиВики. Основан Александром Корякиным и Евгением Савельевым 24 мая 2006 года. Целью его является описание всей Земли.

Просматривая карту WikiMapia, пользователь видит объекты, ограниченные рамками, и может получить текстовое описание для каждого. Редактирование текстов и выделение новых участков карты доступно любому посетителю сайта. Объекты также помечаются тегами, в режиме поиска отображаются только те из них, в описании которых присутствует данный тег. Слой пометок Wikimapia можно подключить к программе Google Earth.

Приложение Google Earth — отдельная программа, которую можно бесплатно скачать с сайта http://earth.google.com и использовать трехмерную модель Земного шара на локальном компьютере. При условии постоянного подключения компьютера к Интернету программа предоставляет больше возможностей для работы с моделью.

Как и Google Maps, программа Google Earth позволяет просматривать снимки земной поверхности, увеличивать и уменьшать масштаб и строить маршруты передвижения. Её достоинством является трёхмерное отображение земной поверхности (с учётом рельефа), возможность наблюдения под произвольным углом (а не только отвесно сверху), постепенное уточнение изображения по мере загрузки более детальных фотоснимков (нет необходимости ждать перед «белыми пятнами», как в Google Maps), возможность плавного изменения масштаба (а не просто выбора из нескольких предопределённых значений).

Одним из наиболее простых сайтов, с которого можно начинать первое знакомство с геосервисами, является комбинированный сервис Панорамио (http://panoramio.ru). Он совмещает возможность хранения фотографий и привязки их к определенной точке местности, а также возможность осуществлять поиск географических объектов с использованием сервиса Гугл Мэпс.

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕРВИСЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ОРГАНИЗОВАТЬ СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ДОКУМЕНТОВ

Социальные сервисы, позволяющие организовывать совместную работу с различными типами документов – интегрированные сервисы Интернет, ориентированные на организацию совместной работы с текстовыми, табличными документами, планировщиками, другими корпоративными задачами. Так, например, возможно организовать совместное редактирование документа, выложенного в сети Интернет несколькими пользователями одновременно. При этом все изменения будут зафиксированы по времени их внесения и по содержанию изменений.

С точки зрения образования наиболее удачное решение в настоящее время предлагает набор инструментов Google (Гугл).

Как использовать в образовании

  1. Гугл документы и таблицы – как средство для совместного редактирования любых документов проектной деятельности школьников и взрослых.
  2. Гугл календарь – для планирования проведения различных мероприятий, в том числе и проектов
  3. Гугл группы – как средство для организации обсуждений по любым вопросам, хранений необходимых файлов, организации сетевых представительств сообществ, в том числе и работающих в рамках одного проекта.


Адреса сайтов и описание сервисов Гугл:

  • http://gmail.com - электронная почта (Гмейл) с интеллектуальным интерфейсом, встроенным чатом, мощной защитой от спама, возможностью веб-доступа.
  • http://docs.google.ru - документы и таблицы (Гугл Документы и таблицы) – возможность хранить в сети Интернет текстовые документы и электронные таблицы большинства известных форматов, редактировать их совместно несколькими пользователями (до десяти одновременно), публиковать их в открытом доступе с получением URL-адреса, просматривать все версии изменений документа, сохранять видоизмененный документ в любом из наиболее популярных текстовых форматов. При этом владелец документа, разместивший его на сервисе Гугл Докс, сам приглашает пользователей по электронной почте к просмотру или редактированию документа.
  • http://www.google.com/calendar/ - календарь (Гугл календарь) – планировщик событий, размещенный в сети Интернет, доступ к которому (по аналогии с документами Гугл) может быть открыт определенному кругу пользователей с правами доступа, которые определит владелец календаря. Одновременно в этом сервисе допускается иметь несколько календарей, при этом система может продемонстрировать смотрящему совмещение событий разных календарей, что несомненно является подспорьем в планировании деятельности одного человека, или группы людей, работающих совместно.
  • http://groups.google.ru - группы (Гугл Группы) – возможность организовать в сети Интернет сайт – представительство сообщества. При этом владелец группы получает возможность изменять интерфейс сайта, приглашать в группу пользователей, наделять их различными правами. Члены группы в зависимости от предоставленных им прав могут создавать новые страницы (имеется примитивный текстовый редактор и редактор HTML), загружать файлы любого типа (тексты, таблицы, презентации, изображения), участвовать в обсуждениях, создавать личные страницы-визитки и т.д. Автоматически при создании группы, сайт сообщества группы получает URL-адрес и электронный адрес списка рассылки.

Все перечисленные и многие другие (фотографии, блоги, новости, др.) сервисы объединены единым интерфейсом и доступны через ссылки как с главной страницы www.google.com, так и с любой страницы всех дочерних служб.

Для того чтобы работать со всеми, или с некоторыми сервисами, необходимо зарегистрироваться (получить аккаунт) на одном из них. Эти же логин и пароль будут служить пропуском на другие сайты Гугл.

КАРТЫ ЗНАНИЙ

Карты знаний (англ. Mind map) — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.

Bubbl.us - наиболее простой и дружелюбный сервис построения карт знаний.

FreeMind  — свободная программа для создания карт знаний.

Графвиз - Одним из мощных графических пакетов интегрированных с МедиаВики является GraphViz, который позволяет записывать связи между статьями в виде простых отношений и представляет эти отношения в виде графа.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ

  1. Свики - http://www.swicki.com/
  2. Гугл - http://www.google.com/
  3. Яндекс - https://www.yandex.ru/

Как использовать в образовании

Системы коллективного поиска могут быть использованы в педагогической практике так же как и системы коллективного хранения закладок. Можно организовывать состязания между учительскими и  школьными  командами по построению наиболее эффективной поисковой машины в той или иной предметной области. При этом машина может дополняться и видоизменяться продолжительное время.


Глава III Каталог социальных сервисов сети Интернет в образовательном пространстве школы: исследование проблемы и способы ее решения

Сегодня трудно найти человека, который не пользуется ресурсами сети Интернет. При этом всегда остро стоял вопрос: "С какой целью человек "бродит" по просторам сети Интернет"?  Мы предположили, что в основном для поиска информации и для общения в социальных сетях. У нас возникло  предположение, что такая ограниченность в основном связана с незнанием возможностей социальных серверов сети Интернет.

Мы провели анкетирование, в котором приняли участие педагогов и учащихся 8-9 классов.

Мы предложили педагогам и учащимся ответить на следующие вопросы:

Анкета для педагогов

Анкета для обучающихся

Сколько времени вы проводите в сети Internet?

  • В выходные дни
  • В будние дни

Сколько времени ты проводишь в сети Internet?

  • В выходные дни
  • В будние дни

Какими социальными сервисами сети Internet   вы пользуетесь?

Какими социальными сервисами сети Internet   ты пользуешься?

В каких соц. сетях ты зарегестрирован?

В каких соц. сетях ты зарегестрирован?

Для чего вы используете социальные сервисы сети Internet?

Для чего ты используешь соц. сети?

Для чего вы используете соц. сети?

Как ты твои родители относятся к твоему общению в соц. сетях?

Какую пользу вы видите в использовании соц. сервисов для педагогической деятельности ?

Какую пользу ты видишь в использовании соц. сервисов?

Какой вред для учащихся ты видишь в использовании соц. сетей?

Изучив анкеты, можно сказать, что ученики проводят в сети Internet большую часть свободного времени, но не используют ее в полную силу. Представление от Web 2.0 у обучающихся отсутствует. Для учеников польза социальных сервисов, в том, что можно общаться на расстоянии, и в том, что Internet может предоставить помощь при выполнении домашего задания.

Учетеля проводят в сети намного меньше времени, чем ученики,а пользы от Интернета полутают чуть больше, но опять же не до конца. Представление о Web 2.0  присутствует не у всех. Используются социальные сервисы по работе, для общения. Польза представляется в том, что социальные сервисы обеспечивают обмен опытом и подготовку к урокам. Самыми популярными сервисами для учеников и учетелей является vk.com, google.com, wikipedia.ru.

Общий анализ анкет показал, что представление о социальных серверах ограничено и в учебной деятельности возможности социальных серверов не используются не полностью.

Чтобы решить эту проблемы мы создали электронный каталог социальных ресурсов сети Интернет с указанием  их возможностей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный этап развития сети Интернет привел к тому, что сеть из источника информации для индивидуального использования превратилась в место совместной деятельности пользователей.

Чтобы найти свое место в различных сообществах сети необходимо каждому пользователю иметь представление о возможностях социальных сервисов сети. Это в полной мере относится и к образовательному процессу.

Созданный нами перечень социальных сервисов сети Интернет позволит педагогам и ученикам нашей школы сориентироваться в информационной среде Интернета и эффективно и безопасно использовать социальные сервисы в образовательной деятельности.


Список литературы

  • Веб 2.0 как источник неконструктивной активности в Интернете/ В. Артюхин – М.: Эксмо, 2011;
  • HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Web-сайтов/ В. Дронов – СПб: Тригон, 2009;
  • Wiki-технологии/  А. Гладун, Ю. Рогушина – СПб: Тригон,2012;
  • Что такое Веб 2.0/ Тим О’Рейли
  • Блоги. Новая сфера влияния/ А. Попов – М.:Эксмо, 2011.


Поделиться:

Рисуем осень: поле после сбора урожая

Без сердца что поймём?

Рисуем весеннюю вербу гуашью

Лиса-охотница

"Не жалею, не зову, не плачу…"