Данная исследовательская работа ориентирована на комплексное описание определённого понятия. Используя словари, научно - популярную литературу и другие источники, важно было собрать разнообразную информацию об истории слова «ветер» в русском языке.
Муниципальное образовательное учреждение
«Рудногорская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательский проект по русскому языку «Хочу всё знать»
Портрет одного слова
(ветер)
Авторы: Евтухова Полина Янковна,
Сизых Ангелина Александровна,
Фалилеева Инна Михайловна,
ученицы 7 а класса МОУ «Рудногорская сош»
Руководитель: Зиатдинова Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Рудногорская сош»
1 квалификационной категории
Рудногорск 2017
Оглавление
I. Введение ………………………………………………………………………3
II. Этапы работы над проектом
1.3. Этап 3. Презентация (представление) проекта………………………8
1.4. Этап 4. Осмысление и оценка проекта……………………………….8
III. Основная часть.
3.1. Этнографическая страница………………………….........................9
3.2. Лексикографическая страница……………………………………. 12
3.3. Этимологическая страница………………………………………….17
3.4.Фонетическая, морфемная, морфологическая и синтаксическая организация слова ………………………………………………………..18
3.5.Словообразовательная страница……………………………………..20
3.6.Фразеологическая страница ………………………………………….22
3.7. Литературная страница………………………………………………31
IV. Заключение…………………………………………………………….37
V.Литература………………………………………………………………39
I Введение.
1.Обоснование темы.
Данная исследовательская работа ориентирована на комплексное описание определённого понятия. Используя словари, научно - популярную литературу и другие источники, важно было собрать разнообразную информацию об истории слова «ветер» в русском языке.
Тема нашей работы – «Портрет одного слова». Почему портрет?
Художник, создавая портрет, думает о том, чтобы появившееся на холсте изображение не просто передавало очертания внешности человека, но чтобы взгляд, жест, поза приобщали зрителя к некой тайне, волновали, вызывали желание думать, спорить. Говорят, что писатель тоже рисует, но рисует словами. А что несёт в себе слово? Известны слова И. Срезневского: «Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа». Вот и мы, создавая портрет слова, попытаемся выступить в роли историков, лингвистов, исследователей, попытаемся развернуть слово, как драгоценный свиток, постепенно создавая его портрет. В этом нам помогут различные словари, литературные и исторические источники, мы проследим путь от слова к тексту и от текста к слову.
Нам удалось собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова « ветер» в русском языке. В результате работы у нас получился мини – словарь с комплексным разносторонним описанием слова « ветер».
Название проекта: «Портрет одного слова». Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект: русский язык, литература. Тип проекта: исследовательский, групповой, межпредметный, долгосрочный (3 месяца)
Цель проекта: используя словари, научно-популярную литературу и другие источники, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова ветер в русском языке, фольклоре и литературе. Задачи проекта:
Гипотеза:
Изучив слово «ветер» с точки зрения его лексического значения, его этимологии, проследив «жизнь» этого слова в языке, в фольклоре, в литературе, искусстве, мы создадим «Портрет слова «ветер».
Объект исследования: слово «ветер».
Методы исследования:
- анализ словарных статей,
- изучение научно-популярной, фольклорной и художественной литературы,
- наблюдение,
- обобщение
Научная новизна исследования заключается в комплексном описании, всестороннем анализе слова ветер
Практическая значимость состоит в том, что результаты работы могут найти применение в подготовке уроков русского языка по лексике, классных часов, факультативных занятий.
Руководитель проекта: Зиатдинова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы
Возраст участников проекта: 13 лет
Состав проектной группы: Евтухова Полина, Сизых Ангелина, Фалилеева Инна – ученицы 7а класса
Аннотация проекта
Исследовательский проект "Портрет одного слова" формирует умение комплексного описания определённого понятия. Работая над проектом, учащиеся овладевают навыками лингвистического анализа, учатся извлекать и перерабатывать информацию из различных лексикографических и других источников, знакомятся с произведениями художественной литературы. Главное – знакомятся с историей русской культуры. Собранный материал можно использовать как дополнение к урокам русского языка и литературы, как сообщение для тематического классного часа, так как вся эта информация дает возможность выйти за пределы одного занятия.
Предполагаемый продукт проекта:
II Этапы работы над проектом.
Планирование работы.
Этап 1. Подготовительный: «мозговой штурм»:
2. Организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей:
- тема (что мы будем делать?)
- цели (для чего мы это будем делать?)
- задачи проекта (как мы это будем делать?)
- проектный продукт (что должно получиться в результате?)
Этап 2. Планирование:
Название страницы | ответственный | Что нужно сделать | Сроки выполнения |
Этнографическая страница | Сизых Ангелина | Изучив литературу, опишите значение данного понятия в русской культуре. | декабрь |
Лексикографическая страница. Синонимы | Евтухова Полина | Сопоставьте толкование данного слова в различных толковых словарях русского языка Обратитесь к словарям синонимов, найдите синонимы к изучаемому слову | декабрь |
Этимологическая страница. | Евтухова Полина | Соберите сведения о происхождении слова, обратившись к этимологическим словарям и справочникам. | январь |
Фонетическая, морфемная, морфологическая и синтаксическая организация слова. | Евтухова Полина | Используя справочники и словари, выясните грамматические признаки слова, фонетическую, морфемную и синтаксическую организацию. | февраль |
Словообразовательная страница | Фалилеева Инна | Используя словообразовательные словари, определите, какие новые слова образуются от изучаемого слова | декабрь |
Фразеологическая страница. | Фалилеева Инна | Обратитесь к фразеологическим словарям, сборникам крылатых слов, чтобы найти выражения, включающие описываемое слово | Январь февраль |
Литературная страница | Сизых Ангелина | Расскажите о фольклорных, литературных произведениях, которых важную роль играет образ рассматриваемого предмета. | январь |
Этап 3. Презентация (представление) проекта.
Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, подключенный к сети Интернет, энциклопедические словари, основные словари русского языка (толковые, фразеологические, этимологические), проекционная аппаратура для презентации.
Этап 4. Осмысление и оценка проекта.
В данном проекте можно сформировать следующие умения:
Этнографическая страница
Чем для наших предков был ветер? На первый взгляд кажется — не столь важным явлением, как вода, дарившая жизнь посевам или приносившая наводнения, и не столь существенным, как огонь, приносящий тепло в очаг или несущий смерть и опустошение от пожара. На самом же деле ветер значил не меньше. Наглядное тому подтверждение: в любой культуре существовал бог ветра, которого изображали на фресках и картинах, которому поклонялись, приносили жертвы. Более того, ветер был самым загадочным из всех стихий: в древности он казался людям, не знавшим физических причин его возникновения, нематериальным. Огонь появлялся от удара молнии, его можно было вызвать трением, вода текла в реках и проливалась с неба. Ветер же приходил из ниоткуда, но власть его была ощутимой: он мог нагнать дождевые тучи, орошающие посевы — а мог, напротив, иссушить поля и уничтожить всходы, вызвать бурю, ломающую деревья и прибивающую к земле злаки… Целиком и полностью зависели от прихоти ветров моряки. Рыбаки знают о влиянии ветра на клев, а охотники определяют движение воздушных потоков, чтоб добыча не учуяла их раньше времени.
Даже не обладая тем арсеналом научных познаний, который имеем мы сейчас, древние отмечали несомненное влияние ветра на жизнь природы — а значит, и их собственную. Ветер одушевляли, с ним общались, пытаясь объяснить его переменчивое поведение, и всячески старались задобрить. Более того — замечая, что ветры дуют с разных сторон света, бывают холодными и теплыми, влажными и иссушающими, древние народы нередко "назначали" ответственными за воздушную стихию сразу нескольких божеств.
Античные греки считали властителем ветров Эола, юношу-полубога, жившего на дальних Эольских островах в западном море. Эол был сыном смертной женщины и морского бога Посейдона (что еще раз доказывает: для древних греков взаимосвязь морских течений, волн и ветра была очевидна).
Самый известный бог ветра из пантеона восточных славян — конечно, Стрибог. Представляли его обычно в образе седовласого старика-отшельника, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посреди моря-океана. Любопытно, что упоминали и почитали Стрибога вместе с Дажьбогом, богом дождя. Имя Стрибога восходило к древнему корню "стрег" и означало "старший", "дядя по отцу". Согласно мифам, родился Стрибог из дыхания Сварога — главного бога, символизирующего род. Кроме других функций, Стрибог отвечал за связь Верхнего и Нижнего языческих миров. Кстати, по свидетельствам фолклористов, культ Стрибога жил невероятно долго. Этого бога еще в XIX веке призывали мельники в придонских районах. Они звали его Стрыбом, и учили своих детей своеобразной песенке-заклинанию:
Повей, Стрыбу, нам из неба,
Треба нам на завтра хлеба!
Другие боги ветра у славян, как и в верованиях других народов, олицетворяли различные виды ветров. Изображавшийся румяным юношей с русыми кудрями, Догода (он же Погода) символизировал несильный ветер, приятное дуновение воздуха в ясный день — словом, хорошую погоду. Догода не дружил с братом Позвиздом (Посвистом), который, напротив, вызывал непогоду и бури. С густой бороды Посвиста текли дожди, а своим дыханием он нагонял туманы. Если Посвист встряхивал головой, на землю сыпался град. Подага — жаркий, иссушающий ветер — приходил с юга.
Выделяли славяне и северный ветер — Сиверко, что нес холод от Ледовитого Океана. Сиверко был суров, и только к лету немного смягчался. Большинство названий западных и восточных ветров происходило от слов, обозначающих соответствующую сторону света: восточный и северо-восточный ветры называли "всток", "всточина", "всточник", западный, в свою очередь, — "западник" или "закатник".
Литература.
Лексикографическая страница.
Мы изучили разные виды словарей и вот что узнали.
1. Даль В.И. «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка»: ВЕТЕР – 1.ветр муж. движение, течение, теча, ток, поток воздуха. По силе своей ветер бывает: ураган шторм, буря, жестокий, сильный, ветрища: средний, слабый, тихий ветер или ветерок, ветерочек, ветерец, влтришка; по постоянству силы: ровный порывистый, шквалистый или голомянистый, ветер духами, арх.; по постоянству направления: пассатный или полосовой; постоянный, вондулук; изменчивый, шаткий или переходный; смерч, вихорь или заверть, т. е. круговой. 2.*Ветер, говор. о человеке: ветрогон, ветреный, скорохват; непостоянный, непоседный, ненадежный, опрометчивый. Ветром подбитый, то же. 3. мн. образующиеся в желудке и кишках газы, воздух, который пучит.
2. «Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова: ве́тра, мн. ве́тры (ветра́ простореч.), ве́тров-ветро́в, м. 1. Движение потока воздуха. Сильный в. Порывистый в. Слабый в. Западный в. Поднялся в. Дуновение ветра. Сквозной в. Попутный в. 2. только мн. Газы, образующиеся в желудке или кишках (спец.). ◊ Ветер в голове у кого (разг. пренебр.) — о пустом, легкомысленном человеке. Стоя́ть на ветру́ (разг.) — где дует сильный ветер. Пойти до ве́тру (обл. простореч.) — для отправления естественной нужды. Бросать слова на́ ветер — говорить что-н. необдуманно, без ответственности за свои слова. — Диктатура есть большое слово. А больших слов нельзя бросать на в. Лен. Держать нос по ветру (разг. ирон.) — приноравливаться к господствующим вкусам. Подбитый ветром (разг. шутл.) — 1) ветреный, легкомысленный (о человеке); 2) без подкладки, холодный, плохой (о верхнем платье). Итти, куда ветер дует (разг. ирон.) — не иметь твердых убеждений, подчиняться в каждый данный момент господствующей идеологии, моде.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»:
Ветер - движение, поток воздуха в горизонтальном направлении Скорость ветра. Сильный, легкий в. Попутный в. Стоять на ветру (там, где дует ветер). По ветру или по ветру развеять что-н. Каким ветром занесло? (перен.: см. какими судьбами?). Держать нос по ветру (перен.: приспосабливаться к обстоятельствам; разг. неодобр.). Ищи ветра в поле (о бесполезных поисках исчезнувшего). Откуда (куда) в. дует (также перен. : беспринципно применяясь к обстоятельствам, к чужим мнениям, взглядам; разг). Ветер перемен (перен.: о свежих, новых веяниях в общественной жизни; книжн.).
4. Толковый словарь Ефремовой: ВЕТЕР м. - Движение потока воздуха в горизонтальном направлении.
5. Большая советская энциклопедия: ВЕТЕР - движение воздуха в атмосфере, почти параллельное земной поверхности. Обычно под В. подразумевается горизонтальная составляющая этого движения. Иногда говорят также о вертикальной составляющей В., которая, как правило, в сотни раз меньше горизонтальной. Вертикальная составляющая В. достигает значительной величины лишь в особых случаях: в облаках при сильно развитой конвекции либо в горах, когда воздух опускается по склону.
6. Геологический толковый словарь: Ветер — один из важных рельефообразующих и геол. агентов; разрушает п. путем выдувания, развевания, шлифования (дефляции, коррозии), переносит и откладывает обломочный материал и создает разнообразные скульптурные и аккумулятивные формы рельефа. Наиболее эффективна деятельность В. в пустынях, особенно на аллювиальных равнинах и в аридных высокогорьях.
7. Географическая энциклопедия: Ве́тер - движение воздуха относительно земной поверхности, обычно горизонтальное. Возникает вследствие разницы атм. давления между какими-либо пунктами. Характеризуется скоростью и направлением, которые измеряются на метеорологических станциях флюгером, анеморумбометром и др. приборами. Обе характеристики колеблются во времени, особенно вблизи поверхности земли. При сильном ветре более значительны колебания скорости (тогда отдельной характеристикой ветра становится его порывистость), при слабом – направления. Обычно используются характеристики, осреднённые за 10 мин., час и т. д. Сильные ветры – одно из наиболее опасных явлений погоды. Наиболее сильные ветры способны переносить на десятки метров ж.-д. вагоны, отрывать крыши и стены от строений, приводить к авиационным катастрофам.
8. Энциклопедия сельского хозяйства: Ветер - движение воздуха относительно земной поверхности, возникающее из-за неравномерного горизонтального распределения атм. давления. В. характеризуется скоростью (м/с, км/ч, баллы) и направлением (С., С.-В., В. и т. п.), к-рые в большей или меньшей степени колеблются. В., скорость к-рого 5—8 м/с, считается умеренным, 14—20 м/с — сильным; при бурях и ураганах скорость В. может превышать 25—30 м/с. При незначит. скоростях В. оказывает положительное влияние на рост и развитие с.-х. р-ний, способствует лучшему их опылению, просушиванию переувлажнённой [переувлажненной] почвы. Сильный В. наносит ущерб с. х-ву: вызывает полегание посевов, пыльные бури, усиливает расход почвенной влаги, усыхание р-ний (см. Засуха, Суховей), осложняет выполнение мн. с.-х. работ.
Сфера употребления слова ветер
Сфера употребления | Отношение в процентах |
Морской термин | 31,3 % |
Общая лексика | 14 % |
авиация | 12,3 % |
техника | 8,7 % |
метеорология | 6,7 % |
Слово ветер в собственных наименованиях
В результате исследования, мы выяснили, что слово ветер часто употребляется в собственных наименованиях.
Пассат - ветер ( с немецкого) в названии «Фольксвагена»
Сусуман- название этого города в Магаданской области происходит от эвенкийского кухуман, т.е. «буран, поземка, ветер»
Фиджи - название этого государства происходит от полинезийского «viti» — «восточный ветер»
Флейта - название музыкального инструмента в переводе с латинского означает «дуновение, ветер»
Синонимы
Слово ветер, как и многие слова русского языка, является многозначным, что позволяет ему сочетать в себе различные оттенки значений. В системе языка оно имеет синонимы и входит в состав фразеологизмов, т.е. взаимодействует с другими словами, имея схожее с ними значение, противопоставляясь им или образуя вместе с другими словами отдельную лексему. Количество синонимов: 262. Вот некоторые из них.
Ветер - дуновение, бриз, буря, буран, вихрь, заверть, вьюга, метель, мятель; пассаты, самум, сирокко, смерч, тайфун, ураган, циклон, шторм, аквилон, борей, зефир, торнадо, сарма, свистун, сквозняк, пустельга.
Частота употребления слова «ветер» составляет 35 904 раза на ≈ 300 млн. слов.
Таким образом, мы видим, что в толковых словарях русского языка и специальных энциклопедиях основное значение слова ветер - это движение воздуха относительно земной поверхности. В толковых словарях В.И.Даля, С.И.Ожегова и Д.Н.Ушакова слово ветер многозначно. Сфера употребления слова «ветер» обширна так же, как и частота его употребления. Это слово можно найти в некоторых собственных наименованиях; к нему можно подобрать большое количество синонимов.
Литература.
4.Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- /Под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999
5. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. М., Русский язык, 2000
Большая советская энциклопедия. – М., 2012
6. Геологический толковый словарь. Отв ред. Паффенгольц К.Н. 2-е издание, исправленное. — М., Недра,2014
Этимологическая страница.
Слово ветер – общеславянское индоевропейского характера. Образовано от той же основы, что и въти - веять. Первоначально было названием бога ветров. Современная форма ветер — после падения редуцированных и изменения звука «ять» в е. Ср. суховей — «сухой вей, т. е. ветер».
Древнерусское – ветръ.
Старославянское – ветрь.
Общеславянское – vetrъ.
Слово «ветер» является частью словарного состава русского языка с X в. и обозначает «движущийся поток воздуха».
Слово образовано с помощью суффикса -tr- от общеславянской основы и долгое время употреблялось в качестве наименования славянского бога ветров.
Похожие слова можно встретить в таких языках, как литовский (vetra – «буря»), древнеиндийский (vatas – «ветер»).
Производные: ветреный, ветряной.
Литература.
Фонетическая, морфемная, морфологическая и синтаксическая организация слова.
Мы произвели фонетический анализ слова и выяснили, что оно имеет два слога, ударение падает на первый слог.
Транскрипция слова: [в’эт’ир]
в — [в’] — согласный, парный звонкий, парный мягкий
е — [э] — гласный, ударный
т — [т’] — согласный, парный глухой, парный мягкий
е — [и] — гласный, безударный
р — [р] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
В слове 5 букв и 5 звуков.
Морфемный анализ
ветер — корень,
нулевое окончание,
ветер — основа слова.
Морфологический разбор
Слово ветер – имя существительное.
I Обозначает предмет: что? ветер.
Н. ф. – ветер.
II Морфологические признаки: постоянные – нарицательное, неодушевлённое, мужского рода, 2-го склонения; непостоянные – в единственном числе, именительном или винительном падеже – вне предложения падеж не определить.
III (Что?) ветер (если падеж именительный, то это подлежащее или сказуемое; если винительный – дополнение, смотрите предложение)
✔ Дует холодный ВЕТЕР (именительный падеж, подлежащее)
✔ Явление это – ВЕТЕР (именительный падеж, сказуемое).
✔ Я рисую ВЕТЕР (винительный падеж, дополнение).
Исследуемое слово в предложении может являться главным и второстепенным членом предложения, а также обращением.
Словообразовательная страница
Интересные наблюдения можно сделать, рассматривая слово на фоне однокоренных слов. Наглядно словообразовательные связи слова ветер можно представить в виде словообразовательного гнезда. Словообразовательное гнездо – это все однокоренные слова, расположенные с учётом последовательности их образования. Приведём фрагмент словообразовательного гнезда с исходным словом ветер (по данным «Словообразовательного словаря русского языка» А.Н.Тихонова)
ветер | Ветер-ок ветероч-ек (черед.к-ч) Ветр – ищ-е Ветр-ил-о Ветр-як *ветр-ен-ый ветрен-о ветрен-ость ветрен-ик ветрен-иц-а *ветр-ян-ой – ветрян-к-а I (мельница) *ветр-ян-ый – ветрян-к-а II (оспа) Вы-ветр-и-ть – выветрить-ся выветр-ива-ться Выветр-ива-ть Об-ветр-и-ть – обветрить-ся обветр-ива-ться Обветр-ива-ть обветрива-ни [j-э] Про-ветр-и-ть – проветрить-ся проветр-ива-ться Раз-ветр-и-ть-ся разветр-ива-ться Ветр-о-двигатель Ветр-о-защит-н-ый Ветр-о-мер Ветр-о-станция |
Изучив словообразовательный словарь, мы выяснили, что слово ветер – исходное для родственных слов.
Слова в составе анализируемого гнезда можно объединить в несколько групп.
Литература.
Фразеологическая страница
В русском языке много устойчивых выражений со словом ветер.
Конечно же, всем известна загадка, состоящая из одних только фразеологизмов: «Он в голове у легкомысленного человека, его советуют искать в поле, когда кто-то пропал, на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит… Что это?»
Во «Фразеологическом словаре русского языка» зафиксировано 18 фразеологизмов, в лексическую структуру которых входит слово ветер. При образовании этих фразеологизмов использованы разнообразные семантические составляющие лексического значения слова ветер. Основные из них: 1) субстанция, сила, уносящая всё в никуда (олицетворение напрасности, бессмысленности, бесполезности) – бросать на ветер, говорить на ветер; 2)сила, способная определять местоположение человека и даже его судьбу – каким ветром занесло, куда ветер дует, как ветром сдуло; 3)понятие, олицетворяющее пустоту, ненадёжность, легкомыслие – ветер в голове гуляет, ветер свистит в карманах, ветряная мельница; 4)свободная, неукротимая стихия - ищи ветра в поле, на все четыре ветра; 5)сила, задающая некое направление в чём-либо – держать нос по ветру; 6)воплощение материальной пустоты, нехватки чего-либо, бедности – подбитый ветром.
При образовании большинства рассматриваемых фразеологизмов слова, входящие в их состав, утратили своё прямое значение, и обороты воспринимаются в переносном значении, став образным средством языка.
Характеристика фразеологизмов.
«Фразеологический словарь русского языка» содержит следующую информацию об изучаемых фразеологических оборотах.
№ | Фразеологизм | Толкование фразеологического оборота | Стилистическая окраска |
1 | Бросать слова на ветер | Говорить что-то, не задумываясь о смысле сказанного и о возможных последствиях. Произносить, говорить, убеждать впустую. Не выполнять данных обязательств. | Разговорный, неодобрительный |
2 | Бросать на ветер | Тратить, расходовать зря, легкомысленно, без всякой пользы (о деньгах, состоянии, имуществе). | Разговорный |
3 | Ветер в голове гуляет | О человеке легкомысленном, пустом и несерьёзном, на которого нельзя положиться. Синонимы: ветрогон, ветреник, ветродуй, ветропляс, ветрогляд. | Разговорный, неодобрительный |
4 | Ветер свистит в карманах | Отсутствие средств к существованию, бедность, полное безденежье. | Разговорный |
5 | Каким ветром занесло | Почему, в силу каких обстоятельств кто-либо оказался где-либо. | Разговорный, экспрессивный |
6 | Куда ветер дует | О человеке, который меняет свои убеждения, взгляды, применяясь к обстоятельствам из корыстных побуждений. | Разговорный |
7 | Откуда ветер дует | На что или на кого следует ориентироваться в своих действиях или поступках. | Разговорный |
8 | Держать нос по ветру | Приспосабливаться к каким-либо обстоятельствам, использовать обстановку в своих интересах, в свою пользу. | Разговорный, экспрессивный |
9 | Говорить на ветер | Произносить, говорить, убеждать впустую, напрасно. | Разговорный, экспрессивный |
10 | На все четыре ветра | Идти куда угодно, куда захочется. | Разговорный, устаревший |
11 | Ищи ветра в поле | Не найдёшь, не вернёшь упущенное, безвозвратно утраченное. | Разговорный, экспрессивный |
12 | Ветреная голова | Легкомысленный, несерьёзный, непостоянный человек. Синонимы: ветрогон, ветреник, ветродуй, ветропляс, ветрогляд. | Разговорный, экспрессивный, неодобрительный |
13 | Без руля и ветрил | Без руководящей идеи, без принципа, без ясного направления и цели в жизни. Так говорят о событии или явлении, не имеющем ни ясного направления движения, ни управления этим движением. | Книжный, ироничный, неодобрительный |
14 | Как ветром сдуло | Кто-либо молниеносно исчез, что-то мгновенно исчезло. | Разговорный, экспрессивный |
15 | Ветром шатает | О человеке: слабый, обессилевший, больной, болезненный, еле стоящий на ногах. | Разговорный |
16 | Подбитый ветром | Многозначный фразеологизм: 1)Не предохраняющий от холода, не согревающий (о плохой верхней одежде). Синоним: на рыбьем меху; 2)Пустой, легкомысленный, ветреный (о человеке). Синонимы: вертопрах, ветрогон, пустозвон. | Разговорный, неодобрительный |
17 | Продуй ветер | Многозначный фрзеологизм: 1)Не предохраняющий от холода, пропускающий холод;2)Ветхий (о верхней одежде и головном уборе). | Просторечный, экспрессивный, неодобрительный Устаревший |
18 | Ветряная мельница | Несерьёзный, легкомысленный, пустой человек. | Разговорный, неодобрительный, экспрессивный |
Стилистическая окраска фразеологизмов.
Подавляющее большинство изучаемых фразеологизмов имеет яркую стилистическую окраску, многие из них отличаются экспрессивностью, эмоциональностью, оценочностью.
№ | Фразеологический оборот | Стилистическая принадлежность | Оценочность |
1 | Бросать слова на ветер | Разговорный | Неодобрение, осуждение |
2 | Держать нос по ветру | Разговорный | Экспрессия Ирония |
3 | Ветреная голова | Разговорный | Экспрессия Неодобрение, осуждение |
4 | Без руля и ветрил | Книжный | Неодобрение, ирония |
5 | Продуй ветер | Просторечный | Экспрессия Неодобрение |
6 | Ветряная мельница | Разговорный | Экспрессия Неодобрение |
Изучив фразеологические обороты со словом ветер, мы выяснили:
1) в современном русском языке активно употребляются 18 фразеологизмов, в лексической структуре которых присутствует слово ветер. Все эти фразеологизмы зафиксированы во «Фразеологическом словаре русского языка» под редакцией А.И.Молоткова;
2) в процессе употребления в речи все эти фразеологизмы обрели образность, метафоричность, являются ярким образным, выразительным языковым средством;
3) все изученные фразеологизмы имеют выраженную стилистическую окраску (разговорные, книжные, просторечные, грубо – просторечные).
4) эти фразеологизмы являются экспрессивными языковыми средствами, способными словесно отражать оценку, передавать настроение, эмоциональное состояние говорящего в конкретной речевой ситуации (шутливость, иронию, осуждение, неодобрение, сочувствие).
5) изученные фразеологические обороты имеют множество синонимов, отличающихся тончайшими оттенками значения, стилистической окраской и сферой употребления.
6) употребление фразеологизмов в речи делает её более яркой, образной, афористичной, эмоциональной, подчёркивает индивидуальность говорящего и присутствие в речи личностного, субъективного начала.
Кроме фразеологизмов, существуют ещё крылатые выражения со словом ветер:
- ветер века: выражение из поэмы русского советского поэта, общественного деятеля Александра Трифоновича Твардовского (1910 – 1971) «За далью – даль"(1960): «Нелёгок путь.// Но ветер века - // Он в наши дует паруса//». В 1962 году русский советский поэт Н.И.Рыленков повторил этот литературный образ:
Любил лишь песен благостный гром,// А ветер века всё крепчал, неистов,// Но глаз не опустил перед царём// Друг Пушкина, заступник декабристов.// Выражение употребляется в значении: поступательный исторический процесс, закономерный ход истории.
- сражаться с ветряными мельницами: автор высказывания – великий испанский писатель эпохи Возрождения Мигель Сервантес де Сааведра (1547 – 1616). Выражение употребляется в значении: бесплодно бороться с воображаемыми препятствиями, как герой романа Дон-Кихот, принявший ветряные мельницы за великанов.
- возвращается ветер на круги своя: дословная цитата из Библии (Екклезиаст, 1,6). В Ветхом Завете говорится о ветре, для которого это круговое движение вполне характерно. Смысл библейского выражения: нет ничего нового на земле, всё повторяется. Выражение получило в русском языке более позднюю огласовку: Всё возвращается на круги своя.
- кто сеет ветер, пожнёт бурю: выражение из Библии: «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю» (Книга пророка Осии, 8,7). Цитируется как образное предупреждение о неизбежности наказания за творимое зло, предостережение о нарастании и возвращении зла к тому, кто его сотворил. Философское предупреждение о моральной, нравственной ответственности за свои поступки. Предостережение в адрес тех, кто занимается интригами, вносит раздор в отношения между людьми, поскольку все последствия могут обернуться против самих интриганов – недоброжелателей.
- Как ветер, песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?
Строки из стихотворения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799 – 1837) «Поэт и толпа» (1828). Толкование выражения зависит от конкретной речевой ситуации и убеждений говорящего (цитирующего). Выражение цитируется в адрес людей, многообещающая и кипучая деятельность которых бесплодна и бесполезна для окружающих. Иногда, напротив, иронично символизирует приземлённость, прагматизм обывательского, мещанского мышления, убеждений, образа жизни.
- Ветер перемен крылатое выражение принадлежит великому русскому поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову (1814 – 1841), употребившему его в поэме «Демон» (1839). Выражение употребляется в значении «новые веяния, умонастроения в сознании людей, новые тенденции в общественной жизни, в государстве, желаемые и ожидаемые изменения к лучшему».
Интересно отметить, что при образовании крылатых слов использованы самые разнообразные семантические составляющие лексического значения слова ветер и соответствующих однокоренных слов. Слово ветер употребляется как в прямом, так и в переносном значениях. Ветер может олицетворять могучую силу, несущую обновление в жизнь человека и общества и отражающую главные настроения в обществе (ветер века), выражающую новые веяния, непривычные реалии (ветер перемен). Иногда ветер выступает символом могучей, неукротимой стихии, грозящей бедами и разрушениями (кто сеет ветер, пожнёт бурю). Выступает ветер воплощением быстроты, скорости (нестись как ветер), абсолютной, ничем не скованной и не ограниченной свободы (как ветер, песнь его свободна), а также пустоты, бессмысленности, бесполезности, бесплодности (зато как ветер и бесплодна). Вообще употребление слова в иносказательном значении очень обширно: ветер может выступать символом непостоянства, лжи и обмана, выражением опустошительного действия войны и враждебных стихий, быстротечности событий. В некоторых крылатых словах смысловая основа базируется и на прямом значении слова ветер: «работающий на энергии движения воздуха, ветра» (ветряная мельница). Интересно, что в последнем сочетании произошло совпадение двух смысловых компонентов лексического значения слова – прямого и переносного (сражаться с ветряными мельницами - бесплодно бороться с воображаемыми препятствиями, как герой романа Сервантеса Дон-Кихот, принявший ветряные мельницы за великанов.)
Итак, мы выяснили, что 1) в современном русском языке в активном употреблении существуют 6 крылатых выражений, в лексической структуре которых присутствует слово ветер. Эти крылатые выражения зафиксированы в словаре М.Г.и Н.С.Ашукиных «Крылатые слова»;
2) данные крылатые слова и выражения образованы с учётом разнообразных семантических составляющих лексического значения слова ветер и однокоренных образований; 3) безусловно, крылатые слова обогащают нашу речь, делают её образной, аргументированной, помогают нам чётче, убедительнее формулировать мысль; 4) в то же время употребление крылатых слов в речи указывает на начитанность, эрудицию, широкий кругозор, образованность говорящего, потому что овладеть мастерством цитирования может только читающий человек.
Литература.
1.Фразеологический словарь русского языка./ Под ред. А.И.Молоткова – М., 19872. 2. Ашукин Н.C., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты; Образные выражения. - М, Художественная литература, 1988г
Литературная страница
И в фольклоре, и в художественных произведениях русской и зарубежной литературы достаточно частотен и неоднозначен образ ветра. Данный образ является не только природным явлением, но и важным действующим лицом.
В пословицах и поговорках на первый план выдвинуты непостоянство и разрушительность ветра:
В народном сознании сила весенней грозы соединялась с сопутствующими ей ветрами. По народному убеждению, первый весенний гром пробуждает земную природу: только после его ударов земля становится плодотворящей, и деревья начинают одеваться зеленью. О весеннем ветре говорят, что он приносит семена (семя дождя) из страны вечного лета и разбивает почки деревьев. Такие олицетворения ветров — отголосок языческой старины.
Если мы обратимся к произведениям древнерусской литературы, то увидим, что в «Слове о полку Игореве» ветры – мощная сила: «Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает…» (Слово о полку Игореве, М., 1987, с. 60. Перевод Д.С. Лихачёва). Здесь ветер может возмущать всё сущее, он властен и над природой, и над судьбой человека – он может карать и миловать.
В Плаче Ярославны подтверждается всевластие ветра: «Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, приговаривая: "О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты навстречу? Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих лёгких крыльицах на воинов моего милого? Разве мало тебе было под облаками веять, лелея корабли на синем море! Зачем, господин, моё веселье по ковылю ты развеял?" (Слово о полку Игореве. М., 1987, с. 78. Перевод Д.С. Лихачёва). Недаром здесь обращение к ветру как к властителю: по представлению людей того времени, он был способен не только управлять всем на поверхности земли, насылать беды, но и влиять на состояние души человеческой.
В народных сказках ветер выступает как стихия, помогающая положительным героям отстоять справедливость, и как судья. Кроме того, в народном сознании с настроением ветра связаны природные явления (буря, ураган). А также через образ ветра дается нравственная оценка поступкам героев. Авторы художественных произведений по-разному определяют роль ветра: ветер-сеятель, ветер-друг, ветер-враг, ветер-судья, ветер-помощник, ветер-спаситель, ветер-разрушитель, ветер-созидатель, ветер-учитель. В одном произведении образ может быть охарактеризован и с положительной, и с отрицательной стороны. Например, в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» он является справедливым судьёй, наказывающим людей за жестокие поступки, но помогает тем, кто осознал свою вину и раскаялся.
При создании образа ветра писатели используют разнообразные изобразительно-выразительные средства: метафоры («столбы снежной пыли»), эпитеты («грозный гул», «пронзительный ветер»), олицетворения («ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса»), которые помогают создать яркие образные картины. Наиболее частотны олицетворения. Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности, сделать его ближе читателю. Средства выразительности, рисующие образ ветра, дополняют и расширяют картину мира.
Михаил Исаковский увидел ветер молодым, задорным, любопытным, неопытным:
«Ветер»
Осторожно ветер из калитки вышел,
Постучал в окошко, Пробежал по крыше;
Поиграл немного ветками черёмух,
Пожурил за что-то воробьёв знакомых.
И, расправив бодро молодые крылья,
Полетел куда-то вперегонку с пылью.
А. С. Пушкин же наоборот: это уже не молодой юнец, но ещё и не седовласый старец, а полный сил и действий мужчина (богатырь) - не боится никого, кроме Бога одного.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Наиболее характерным для образа ветра в поэзии является ассоциирование его с идеей свободы – свободы как личностной, так и социальной. Неуправляемость ветров, их вольница всегда привлекали внимание поэтов, поскольку во все времена они вынуждены были творить в условиях ограничений, связанных с политикой властей, с цензурой, с внутренним самоконтролем. Самое известное и самое прямолинейное выражение этого смысла можно видеть в пушкинском «Узнике», который был написан в южной ссылке:
Мы вольные птицы: пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!»
А.С.Пушкин. Узник. 1822
Ветер как воплощение свободного полёта часто соотносится поэтами с птицами – их роднит небо, свобода, мятежный дух. У Пушкина это «вольная птица», «орёл молодой», выражающие мечту о свободе. А у К. Бальмонта образ чайки в соединении с ветром символизирует смятение, отчаяние, потерянность живого существа в мятущихся вихрях стихии.
Плачет северный ветер, и чайка рыдает, безумная,
Бесприютная чайка из дальней страны.
К. Бальмонт. Чайка. 1894
В других случаях свободный ветер связывается с мчащимися в привольных степях табунами лошадей. Так это выражено в стихотворении Лермонтова «Узник»:
Добрый конь в зелёном поле
Без узды, один, по воле
Скачет весел и игрив,
Хвост по ветру распустив...
М.Ю. Лермонтов. Узник. 1837
С помощью образа ветра поэты соотносят волнение в природе, вызываемое его порывами, с внутренним беспокойством человека. Сила воздействия ветра на эмоциональное восприятие мира поэтом определяется также тем, что различные ветры воздействуют на различные органы чувств – и зрение, и слух, и обоняние, и осязание. Ветер может пронизывать всё человеческое существо, охватывая его целиком:
Мы вышли к морю. Ветер к суше
Летит, гремучий и тугой,
Дыхание перехватил — и в уши
Ворвался шумною струёй.
В. Ходасевич, 1916
Познакомившись с некоторыми произведениями литературы, мы пришли к выводу, что
Литература.
IV. Заключение.
Наверное, полезно хотя бы иногда погрузиться в историю слова, проследить его жизнь. Проанализировав слово ветер с точки зрения фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса, определив его роль в устном народном творчестве, можно сделать следующий вывод: каждое слово имеет уникальное лексическое и грамматическое значение и особенности функционирования в языке. Поэтому слова взаимодействуют, объединяясь в одни грамматические и лексические классы и противопоставляясь другим на основе определенных признаков.
Итак, в результате исследования темы « Портрет одного слова» мы выяснили, что для наших предков ветер был не менее важным явлением, чем вода и огонь. В любой культуре существовал бог ветра, которого изображали на фресках и картинах, которому поклонялись, приносили жертвы. Более того, ветер был самым загадочным из всех стихий: в древности он казался людям, не знавшим физических причин его возникновения, нематериальным. Мы увидели, что в толковых словарях русского языка и специальных энциклопедиях основное значение слова ветер - это движение воздуха относительно земной поверхности. В толковых словарях В.И.Даля, С.И.Ожегова и Д.Н.Ушакова слово ветер многозначно. Сфера употребления слова «ветер» обширна так же, как и частота его употребления. Это слово можно найти в некоторых собственных наименованиях; к нему можно подобрать большое количество синонимов. Также мы выяснили, что слово ветер – общеславянское индоевропейского характера, является частью словарного состава русского языка с X в. и обозначает «движущийся поток воздуха». Исследуемое слово в предложении может являться главным и второстепенным членом предложения, а также обращением. Оно исходное для родственных слов. Мы узнали, как появились крылатые выражения со словом ветер и каково значение фразеологизмов с этим словом. Также мы узнали, что и в фольклоре, и в художественных произведениях русской и зарубежной литературы образ ветра встречается очень часто, он помогает точнее понять идею произведения и авторский замысел.
Работая над проектом «Портрет слова ветер», мы убедились, что собрать информацию о слове в одной работе практически невозможно.
Собранный материал можно использовать как дополнение к урокам русского языка и литературы, как сообщение для тематического классного часа, так как вся эта информация дает возможность выйти за пределы одного занятия. В заключение хочется сказать, что история любого слова – удивительная и неповторимая, за каждым словом скрываются тайны лингвистики. Данный проект убеждает в этом и вызывает интерес к слову «конь» как к носителю русской культуры.
V. Литература
1.Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995 2.Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. – М., 1993 3.Шапарова Н. Краткая энциклопедия славянской мифологии. - М.: АСТ, Астрель, Русские словари, 2001. 4.Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. М., 1995 5.Толковый словарь русского языка. В 4-х т./Под ред. Д.Н.Ушакова. – М., 1968 6.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2000 7.Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- /Под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999 8. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. М., Русский язык, 2000 9.Большая советская энциклопедия. – М., 2012 10. Геологический толковый словарь. Отв ред. Паффенгольц К.Н. 2-е издание, исправленное. — М., Недра,2014 11.Географическая энциклопедия, 2011 http://geoman.ru/geography/info/ 12. Энциклопедия сельского хозяйства, 2010 http://www.studmed.ru/enciklopediya-selskogo- hozyaystva 13.Шанский Н.М., Боброва Т.А.. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. — М., Дрофа 2004 14.Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка.- М., Юнвес, 2011 15.Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В.2-х т. – М., 2000 16.Фразеологический словарь русского языка./ Под ред. А.И.Молоткова – М., 19872. 17. Ашукин Н.C., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты; Образные выражения. - М, Художественная литература, 1988г 18.Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. – М., Эксмо-Экспресс, 2000 19.Слово о полку Игореве. - М., 1987, с. 60. Перевод Д.С. Лихачёва 20.К.Г.Паустовский Тёплый хлеб. http://bookz.ru/authors/paustovskii-konstantin/teplii-h 21. Исаковский М.Лирика. http://www.hobobo.ru/stihi/stihotvorenie/veter-m-isakovskiy 22.Пушкин А.С. Избранное.В 2-х т. – М., Терра, 1996 23.Три века русской поэзии. Антология в 2-х т. – М., Мир книги, 2003
Рецензия
на исследовательский проект по русскому языку
Евтуховой Полины, Сизых Ангелины, Фалилеевой Инны, учениц 7 а класса МОУ «Рудногорская сош»
Тема: Портрет одного слова (ветер) Научно-исследовательский проект группы учениц 7а класса посвящен комплексному описанию слова ветер. В ходе работы над проектом была проделана колоссальная работа по сбору, изучению и анализу лексического материала. Проанализировав слово ветер с точки зрения фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса, определив его роль в устном народном творчестве, девочкам удалось собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова « ветер» в русском языке. В результате работы у них получился мини – словарь с комплексным разносторонним описанием слова « ветер». При работе над данным проектом ученицы научились самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; у них сформировалась ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие друг с другом. Содержание работы полностью соответствует заявленной теме. В работе дано обоснование актуальности исследуемой темы, выдвинуты цели, поставлены задачи, сформулирована гипотеза; определены методы, объект и предмет исследования; дан обзор литературы по теме. Материал в работе изложен с соблюдением внутренней логики, между разделами существует логическая взаимосвязь. Прослеживается эрудированность авторов в рассматриваемой области. На мой взгляд, работа не имеет недостатков. Мною не обнаружено в ней ошибок или неточностей.
Рекомендую использовать материал данного исследовательского проекта учителям русского языка и классным руководителям.
Рецензент: Зиатдинова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Рудногорская сош»
Три загадки Солнца
Сочинение
Весёлая кукушка
Крутильный маятник своими руками
Есть в осени первоначальной...