Формирование коммуникативной компетентности в профессиональном образовании менеджеров и особенности становления личности как управленца
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.45 КБ |
Мельникова Мария, группа ДМЕ-301, 1 курс БФ МЭСИ
Научный руководитель: Санданова М.Р., к.филол.н.,доцент
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ МЕНЕДЖЕРОВ
Особенность управленческой деятельности связана с необходимостью постоянного общения субъектов и организаций для достижения общих целей. Это взаимодействие осуществляется в различных формах, но в первую очередь – посредством многообразных контактов членов организации, то есть в процессе коммуникации, когда данный процесс обеспечивается через речь, устную или письменную.
Коммуникация в менеджменте - это обмен информацией,….. [4,186].
Сегодня, в системе профессионального образования включены в государственные стандарты перечень компетенций, необходимых будущим специалистам менеджмента. О новых задачах перед сообществом по подготовке будущих специалистов выделены следующие задачи в ФГОС ВПО и отмечается, что государственные стандарты «на компетентностной основе ставят новые сложные задачи для обеспечения и контроля качества, как в самом вузе, так и при внешних оценках. Этот переход требует формирования новой педагогической культуры. Данную задачу европейское сообщество решает на протяжении более 20 лет, и высшей школе России она потребует значительных финансовых, методических и методологических усилий и, самое главное, перестройки сознания профессорско-преподавательского состава, руководителей всех уровней»[5,15]. Но существует противоречия между значимостью коммуникативной компетентности менеджера в его профессиональной деятельности и недостаточным уровнем речевой и языковой подготовленности будущего специалиста.
Такое противоречие и определило актуальность нашего обращения к данной теме, проблема которой может быть сформулирована следующим образом: каковы основные теоретические и методические основы формирования коммуникативной компетентности в профессиональном образовании менеджера. Решение данной проблемы и составляет цель данной статьи.
Проблема и цель исследования определили выбор следующих задач:
Понятие «компетентность» в общем и «компетентность специалистов в сфере менеджмента» в частности имеет интегративный характер и рассматривается как качество (совокупность качеств) личности, определяющее особенности ее субъектной позиции в профессиональной деятельности. Под компетентностью наряду со знаниями, умениями и навыками также понимаются владение творческими приемами профессиональной деятельности, профессиональные способности, мотивация [2,17].
Значит, коммуникативная компетентность менеджера представляет собой личностное качество, характеризующееся многомерностью и интегративностью.
Учитывая социальный характер процесса коммуникации, коммуникативная компетентность предполагает способность будущего менеджера жить в обществе, среди других людей, а также способность к взаимодействию, работе в команде, сотрудничеству, к достижению взаимопонимания. Специалист-менеджер должен не только быть способен к передаче той или иной информации своим партнерам по общению, но также должен стремиться понять их внутренние мотивы, побуждения, цели, установки, их эмоциональное состояние и на основе этого строить взаимодействие с ними, совместную деятельность, регулируя свое собственное поведение и воздействуя определенным образом на поведение собеседников[6,23].
Как мы понимаем, сущность коммуникативной функции менеджера и ее основная задача заключаются в готовности к обеспечению оптимального способа взаимодействия как внутри организации, так и с внешним окружением. Критерием оптимальности при этом выступает то, насколько существующая коммуникативная сеть содействует достижению общих целей организации.
Коммуникативную деятельность специалиста-менеджера можно рассматривать:
Владение коммуникативной компетентностью менеджера невозможно без овладения им прагматическим аспектом профессионального общения, так как сама суть управленческой деятельности связана с необходимостью постоянной координации усилий подразделений организации и ее отдельных членов для достижения общих целей посредством многообразных контактов сотрудников.
Субъектная позиция личности менеджера как профессионала может быть представлена в виде профессиональных компетенций: стратегической, командной, административной, глобальной, самоменеджмента, которые выделяются в учебно-методической литературе.
Поскольку средством ее реализации субъектной позиции выступает коммуникативная компетенция, которая представляет собой способность осуществлять речевую деятельность, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе языковых, социолингвистических и предметных с помощью умений, связанных с лингвистической, социокультурной компетенциями, в соответствии с различными задачами и ситуациями общения в сфере менеджмента[2,49].
Следовательно, коммуникативная компетентность менеджера рассматривается как способность выражать свою субъектную позицию в условиях профессиональной коммуникации посредством реализации своего речевого поведения с целью решения профессионально значимых задач, направленных на приобретение опыта профессиональной деятельности в ситуациях, специфичных для сферы менеджмента.
Сущность коммуникативной компетентности специалистов сферы менеджмента можно представить в виде структуры, которая состоит из взаимосвязанных компентенций, которые выделяет И.В. Чичикин: «мотивационно-ценностный, когнитивно-творческий (стратегическая и глобальная компетенции), регулятивно-деятельностный (административная и командная компетенции, самоменджмент), коммуникативный (коммуникативная компетенция) компоненты»[6,24].
Многие авторы выделяют следующие основные критерии сформированности коммуникативной компетентности менеджеров: мотивационно-ценностное отношение студента к овладению будущей профессией, уровень развития коммуникативной, административной, командной компетенций и самоменеджмента[3,23].
Для реализации формирования коммуникативной компетентности специалистов сферы менеджмента может быть представлена следующими умениями модель управленческого общения:
Как мы видим, особое место в модели формирования коммуникативной компетентности специалистов-менеджеров отводится профессионально направленным приемам и упражнениям.
С целью повышения эффективности формирования коммуникативной компетентности будущих менеджеров мы использовали следующий алгоритм учебно-профессиональной деятельности студентов, который состоит из трех основных этапов: адаптации, индивидуализации и интеграции. Данный порядок учебной деятельности соответствует принципу поэтапного подхода к любому виду деятельности, в том числе, и учебной, в процессе которой будущий специалист-менеджер осознанно работает над формированием собственного профессионального качества как коммуникативные компетенции.
Этап адаптации отличается тем, что студенты при выполнении речевого действия опираются на готовые решения в заданных ситуациях, например, выполняют упражнения на подстановку, имитацию.
На этапе индивидуализации производит отбор языковых средств с точки зрения их соответствия своему уровню знаний, темпераменту, профессиональному опыту и т.д. и с учетом их функции в процессе коммуникации, то есть составляет персональный вокабуляр-файл. Внимание студента большей частью сконцентрировано на решении коммуникативной задачи (убедить, покритиковать, объяснить и др.) при помощи функционально отобранной лексики и грамматики и с учетом смысла высказывания.
Этап интеграции требует от студента самостоятельности, творческой активности, развитых умений профессионального общения и широкого диапазона междисциплинарных знаний для решения предлагаемых коммуникативных задач.
Нужно заметить, что в процессе работы над новым материалом мы каждый раз повторяем эти этапы, качественно улучшая содержание учения.
С целью повышения уровня развития коммуникативной компетентности будущих менеджеров можно предложить несколько языковых упражнений, которые включают следующие этапы:
Задание №1
Задание №2 основные фун-ии мен-а
Задание №3
Задание составить договор купли/продажи с определенными ограничивающими условиями
Задание№6 (стр194,186 през-своими словами)
Задание 10(3)
Задание8(стр93)
Необходимо отметить, что в современном обществе основные формы и средства коммуникации в организации представлены в форме совещания, личных бесед, служебных записок, формальных отчетов, видео-и аудиоматериалах. На сегодня обмен информации немыслим как без традиционных, так и без новейших средств коммуникации: ПК, локальные компьютерные сети, современных теле-, радио- и компьютерных установок, специальных компьютерных программ для руководителей (дисплей в приемной) позволяет отслеживать и определять личностные, поведенческие характеристики индивида и принимать предварительные решения до непосредственной личностной коммуникации (прием на работу, деловая встреча).
Итак, мы можем сказать, что коммуникативная компетентность менеджера – это способность выражать свою позицию в условиях профессиональной коммуникации посредством реализации своего речевого поведения с целью решения профессионально значимых задач в разных ситуациях. Для будущего специалиста-менеджера наряду со знаниями по специальности значима и сформированность коммуникативной компетентности как личности, которая включает в себя организационную, координирующую, исполнительскую виды деятельности менеджера, опирающуюся на речевой компонент.
Список литературы:
Приложение(задания)
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
«Течет река Волга»
Рисуем ананас акварелью
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Лист Мёбиуса