Стратегические предпосылки по созданию и поддержке инновационной экономики России частично заключены в развитии экономических зон и формировании кластеров. Особые экономические зоны России (ОЭЗ) – масштабный федеральный проект по привлечению инвестиций, передовых научных, производственных и управленческих технологий. Кластерные же структуры являются своеобразным механизмом совершенствования системы стратегического управления. Главное в кластере – это возможность для бизнеса и для региона развиваться не по инерции. И экономические зоны, и кластеры создаются для обеспечения более высокого уровня занятости, привлечения инвестиций, повышения экспортного потенциала не в ущерб отечественному рынку. Кластерная зона − это инновационный экономический механизм развития стратегически важных отраслей РФ, с дифференцированным подходом к распределению льгот. При объединении характеристик ОЭЗ и кластера, зона получает дополнительные преимущества.
Рассмотрена возможность создания кластерной ОЭЗ туристского типа в Челябинской области. Основа стратегии проектирования – создание благоприятных условий для отдыха при взаимодействии районов Челябинской области. Для привлечения в область туристов должно быть выбрано ведущее турагентство, для взаимодействия с другими организациями области и инфраструктурой. На стартовом этапе должна быть создана управляющая компания. Наличие небольших устойчивых предприятий с возможностями инвестировать для развития всего комплекса, создаст условия для привлечения стратегических инвесторов. Привлекательно для инвесторов и наличие льготных условий для деятельности в рамках экономической зоны. Основой финансово-кредитной системы должна быть страховая компания. Каждый из участников будет брать на себя те риски, которые свойственны его типу деятельности. Суммарные риски бизнеса и всей структуры при этом минимизируются всей системой. Соответственно, будет происходить расширение взаимосвязей внутри экономической зоны.
Предложенная модель кластерной экономической зоны предусматривает учет взаимосвязей кластера с внешней средой: с предприятиями малого и среднего бизнеса различных отраслей, с другими кластерами, а также учитывает взаимодействие в плане экономическом, социальном и политическом с другими регионами, особыми экономическими зонами и структурами управления высшего порядка. Проектируемая модель кластерной экономической зоны характерна для любого типа ОЭЗ. Кроме того, при незначительной модернизации возможно применение подобной модели при планировании и разработке стратегической направленности регионов и предприятий.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 403.08 КБ |
VI ЕЖЕГОДНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДОСТИЖЕНИЙ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЁЖИ
«НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ»
_______________________________________________________
Секция: ЭКОНОМИКА И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Тема: Кластерные структуры в особых экономических зонах
Автор: Челпанова Юлия Олеговна
Научный руководитель: Маркова Юлия Альбертовна, соискатель ученой степени кандидата экономических наук ЮУрГУ
Место выполнения работы: г. Сатка, Челябинская область
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….…..…..3
Заключение………………………………………………………………………………...……..15
Список литературы…………………………………………………………………………...….16
Приложения………………………………….……………………………………………….......18
Введение
В научно-исследовательской работе рассматривается возможность и перспективы использования кластерных взаимосвязей в особых экономических зонах Российской Федерации, а также затрагиваются процессы формирования кластерных экономических зон.
Стратегические задачи России – обеспечение достойного уровня качества жизни населения, комфортной среды для личной и творческой жизни, обретение свободного и гуманного общества за счёт экономической модернизации страны. Это делает необходимым разработку комплекса мер по созданию и поддержке инновационной экономики, повышению показателя занятости, улучшению условий труда, предоставлению социальных гарантий, что требует углубления степени интеграции страны в систему мирохозяйственных связей на условиях, позволяющих конкурировать с иностранными государствами на внутреннем и внешнем рынках. Одним из способов этого является появление особых экономических зон и формирование кластеров. Кластеры могут быть частями экономической зоны, что влияет на экономическое развитие региона и страны.
Предметом исследования научной работы является анализ текущего состояния особых экономических зон и кластеров в России. В соответствии с предметом исследования – цель данной работы – проектирование кластерных взаимосвязей в особых экономических зонах Российской Федерации. Исходя из указанной цели, при выполнении научно-исследовательской работы необходимо решить следующие задачи:
Гипотеза данного научного исследования заключается в проектировании кластерных взаимосвязей в особых экономических зонах России и возможность использования данных структур в любом регионе.
При написании научно-исследовательской работы применялась теория и методология, использованная в справочной и учебной литературе, а также другие источники информации.
1. Особые экономические зоны – механизм совершенствования экономического развития регионов
Согласно международным определениям, особая, свободная или специальная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) понимается как ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.
В России особая экономическая зона трактуется как определяемая Правительством часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Экономические зоны создаются для более перспективного развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. Целью создания зон является решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических. Развитие особых экономических зон, в свою очередь, предполагает развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработку и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.
Российские экономические зоны своим появлением способствуют появлению ряда преимуществ как для государства, так и для инвесторов. Например, для государства выгоды появления ОЭЗ заключаются в возможности привлечения прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг; создании новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала; совершенствовании развития экспортной базы; импортозамещении, а также в апробации новых методов менеджмента и организации труда. С точки зрения инвесторов, привлекательность особых экономических зон в следующем: появляется возможность освоения новых рынков сбыта; производство становится ближе к потребителю; в связи с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин затраты минимизируются; появляется доступ к инфраструктуре; становится возможным использование более дешёвой рабочей силы; также положительным является снижение административных барьеров и перспективы развития территории.
ОАО «Особые экономические зоны» − управляющая компания, в ведении которой находятся действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны России. ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 году, его единственным акционером является государство. В процессе деятельности ОАО «ОЭЗ» привлекает инвесторов из числа крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами. В особые экономические зоны России привлечены около двухсот пятидесяти инвесторов из почти двадцати стран, среди которых такие транснациональные гиганты как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций исчисляется суммой более ста пятидесяти миллиардов рублей.
В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России: «На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ: инновационные (Технико-внедренческие) (площадью не более 4 км²); промышленно-производственные (площадью не более 20 км²); туристско-рекреационные; портовые. Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования. На территории ОЭЗ не допускается: добыча и переработка полезных ископаемых; производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов. ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности. Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ. Особые экономические зоны создаются на 20 лет. Срок ее существования продлению не подлежит».
Из двадцати четыре действующих российских экономических зон четыре специализируются на развитии промышленного производства, столько же на технологических инновациях, тринадцать на развитии туристско-рекреационного бизнеса и три на развитии портово-логистических и транспортных узлов.
Экономические преимущества в территориальном развитии и получении регионам статуса особой экономической зоны заключаются в том, что для таких районов предусмотрены особые меры государственной поддержки. (см. приложение 1).
Вообще, особые экономические зоны Российской Федерации – это масштабный федеральный проект по привлечению инвестиций, передовых научных, производственных и управленческих технологий. Экономические зоны предоставляют компаниям уникальную возможность использовать все инвестиционные преимущества России, минуя при этом типичные российские проблемы – нерыночные факторы влияния на бизнес и неэффективное администрирование.
2. Виды особых экономических зон
Особые экономические зоны могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот (см. приложение 2).
По функциям целесообразно выделять:
По степени интеграции в экономику экономические зоны подразделены на:
Градация экономических зон по системам льгот представлена следующими категориями:
Административные − упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.
3. Особые экономические зоны в Российской Федерации.
В России существуют особые экономические зоны четырёх типов (см. приложение 3).
Промышленные (промышленно-производственные) ОЭЗ. Их основными характеристиками, определяющими преимущества, могут быть как близость к ресурсной базе для производства, так и доступ к инфраструктуре и основным транспортным артериям. Кроме того, территории, относящиеся к категории промышленных земель, довольно обширны. Соответственно, размещение производства на территории промышленных зон может способствовать повышению конкурентоспособности продукции на российском рынке за счет снижения издержек. В настоящее время имеется несколько действующих промышленных зон, это ОЭЗ «Алабуга» на территории Елабужского района Республики Татарстан, ОЭЗ Липецк в Грязинском районе Липецкой области, ОЭЗ «Титановая долина» в Свердловской области, а также ОЭЗ «Тольятти» в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти. В качестве приоритетных можно назвать следующие направления деятельности промышленных зон: производство автомобилей и автокомпонентов, строительных материалов, химической и нефтехимической продукции, бытовой техники и торгового оборудования.
Технико-внедренческие (инновационные) ОЭЗ. Изначально планировалось расположение (размещение) инновационных зон в крупных научно-образовательных центрах. Данный критерий позволяет получить максимум возможностей для развития инновационного бизнеса, и, как следствие, производства наукоемкой продукции и вывода ее на рынки (как российские, так и международные). Технико-внедренческие зоны являются привлекательными как для венчурных фондов, так и для разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции. Этому способствуют как наличие таможенных и налоговых льгот, доступ к профессиональным кадровым ресурсам, так и повышение спроса на новые технологии и модернизация различных отраслей российской экономики. В России технико-внедренческие зоны развиваются на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область). Приоритетными направлениями развития инновационных зон можно назвать: нано- и биотехнологии, медицинские технологии, электроника и средства связи, информационные технологии, точное и аналитическое приборостроение, ядерная физика.
Туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ. Эти экономические зоны размещаются в самых живописных и востребованных туристами регионах России. Идеей появления туристических зон является создание благоприятных условий для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса. Основными целями и задачами развития туристских зон являются формирование условий эффективной конкурентоспособности региона; повышение инвестиционной привлекательности региона; увеличение туристического потока; диверсификация туристической деятельности, обеспечивающая круглогодичный цикл и т.д.
Целесообразно указать некоторые отличия туристско-рекреационных зон от особых экономических зон другого типа: они могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований; на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц; в туристских зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную; земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий. Срок существования туристско-рекреационной ОЭЗ, входящей в туркластер, может быть продлен по решению правительства РФ, но не более чем на 29 лет. Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы: снятие 30 % ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды; предоставляется возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, а также может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль. Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические эоны предлагают благоприятные условия для организации туристского, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса. В настоящее время в России создано тринадцать особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского и Приморского краев (см. приложение 4).
Туристический кластер из шести особых экономических зон создан на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 18 октября 2010 года на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесии; Апшеронского района Краснодарского края; Майкопского района Адыгеи; Черкесского, Чегенского, Эльбрусского районов Кабардино-Балкарии; Алагирского и Ирафского районов Северной Осетии; Хунзахского района Дагестана. Оператором развития туристического кластера на Северном Кавказе является ОАО «Курорты Северного Кавказа», акционером которого является государство в лице Сбербанка России, Внешэкономбанка и ОАО «ОЭЗ».
Портовые (портово-логистические) ОЭЗ предполагается размещать в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров, что позволит получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.
4. Факторы, способствующие развитию особых экономических зон в Российской Федерации
Наиболее важным и актуальным фактором, способствующим появлению и развитию ОЭЗ, является экономическая устойчивость. Инвестиции в особые экономические зоны – это оптимальная форма вложений в экономику России, которая характеризуется устойчивым посткризисным ростом (4% по итогам 2010 года), растущей потребительской активностью одного из самых емких рынков планеты (численность населения России составляет около 141 млн. человек, а вместе с сопредельными государствами – 281 млн. человек) и третьими в мире золотовалютными резервами (476 млрд. долларов в III квартале 2010 года).
Вторым по значимости фактором, способствующим позитивному развитию экономических зон можно назвать трудовые ресурсы. Действительно, Россия обладает внушительными трудовыми ресурсами (94,1 млн. человек) и влиятельными научно-техническими школами, значительная часть которых сосредоточена в регионах расположения особых экономических зон. В распоряжении инвесторов высококвалифицированные кадры, а также доступ к НИОКР в области естественных, технических и медицинских наук.
Транспортную доступность можно определить как третий фактор. Выгодное географическое положение России, развитая транспортная инфраструктура и включенность в систему международных транспортных коридоров, большая часть которых проходит по территории страны, позволяет в кратчайшие сроки выводить продукцию особых экономических зон как на внутренний рынок, так и на рынки Европы, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского и Северо-американского регионов.
Также, развитие ОЭЗ открывает множество возможностей для инвесторов. Недостаточно высокие темпы модернизации промышленности и обновления инфраструктуры, являются стратегическими возможностями для инвесторов экономических зон. Локализация высокотехнологичной продукции в условиях льготного налогового и таможенного режима открывает перед инвесторами ОЭЗ емкий российский рынок, испытывающий дефицит качественной и доступной промышленной продукции местного производства.
Особые экономические зоны обладают уникальным свойством – они убирают административные барьеры, ограждают инвесторов от коррупции, обеспечивают инвесторам прямой доступ к преимуществам российской экономики и преобразуют вызовы, перед которыми стоит Россия, в предпосылки серьезного коммерческого успеха.
5. Теория кластеров
Кластерные структуры являются своеобразным механизмом инновационного совершенствования системы стратегического управления. В экономике основоположником теории кластеризации является М.Портер. Согласно его трактовке, кластер представляет собой группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга.
Кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленные на достижение конкурентных преимуществ в условиях глобализации экономики. Главное, на что нацелены кластеры – это возможность для бизнеса и для региона развиваться не по инерции. Для бизнеса кластер – это реальная возможность обеспечить себе конкурентоспособность в будущем, то есть, создавать долгосрочную стратегию развития предприятий. Кластеры состоят из предприятий, специализированных в определенном секторе экономики и локализованных географически. В экономической системе кластерное объединение выполняет следующую задачу: сильные предприятия подтягивают за собой мелкие. Ключ к успеху кластера − цивилизованная конкуренция, равнение на лидеров, получение поддержки от лидеров, от административного ресурса региона. Преимущества при появлении и функционировании кластера для предпринимательских структур, экономики города и региона представлены в приложении 5.
Для экономики государства кластеры исполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность страны в целом увеличивается (см. приложение 6).
Примерная компонентная структура кластерных моделей представлена в приложении 7.
Преимущества для развития территорий при кластерных структурах представлены в приложении 8.
6. Кластеры в особых экономических зонах
Современная экономическая наука выделяет несколько специфических инструментов территориального развития, в том числе свободные экономические зоны и кластеры. Оба инструмента создаются для обеспечения более высокого уровня занятости рабочей силы, привлечения инвестиций в свободно конвертируемой валюте, повышения экспортного потенциала не в ущерб отечественному рынку. Несмотря на то, что главные цели и задачи ОЭЗ и кластеров сходны, существуют значительные отличия (см. приложение 9).
Создание кластера позволяет участникам не только взаимодействовать и развивать отечественные предприятия, но и повышать конкурентоспособность региона и государства на мировом рынке. ОЭЗ могут быть частью кластера. Так, в ОАЭ существует Technology & COMmunications – уникальный кластер, состоящий из свободных экономических зон Dubai Media City, Dubai Internet City, International Media Production Zone, Dubai Outsource, Empower, Knowledge Village, Dubai Studio City и Dubiotech (парк биотехнологий). Также взаимодействующие кластеры могут быть частями ОЭЗ, что влияет на экономическое развитие региона и страны. Процесс похожего слияния является начальным этапом создания кластерных ОЭЗ.
В научной литературе приводится множество типов свободных экономических зон. К ОЭЗ первого поколения можно отнести зоны свободной торговли, второго − экспортно-производственные, третьего − технопарки, технополисы, оффшорные центры, четвертого поколения − эколого-экономические и узкоспециализированные зоны. Тип кластерной ОЭЗ отсутствует, тем не менее, предпосылкой для введения понятия кластерной ОЭЗ, стали комплексные и высокотехнологичные зоны мира. Кластерная ОЭЗ − это новый экономический механизм развития стратегически важных отраслей России в виде территории, разделенной на два и более кластерных образования, где используется дифференцированный подход к распределению льгот. Кластерная ОЭЗ создается для полного цикла производства высокотехнологичной готовой продукции на экспорт и в целях собственного потребления, вместе с тем, для получения и дальнейшего внедрения в производственные процессы «кластера-партнера» по зоне интеллектуальных и инновационных продуктов на базе научно-исследовательских институтов.
7. Перспективы развития особых экономических зон кластерного типа в России
В соответствии с Законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», принятого в 2005 году, выделяют ОЭЗ и сроки их функционирования: промышленные (не более 20 лет); инновационные (не более 2 лет); туристские (в среднем 20 лет). В 2007 году приняты поправки в данный Закон, которые предусматривают создание еще одного вида экономических зон − портовых. Настоящий Закон вносит ограничения, разрешая создание лишь четырех видов зон, тем самым, препятствуя, например, взаимодействию научно-исследовательской и производственной составляющих. В целях достижения дополнительной эффективности развития страны в 2007 году была разработана и одобрена Правительством Концепция кластерной политики в Российской Федерации, где развитие кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства. Основные направления кластерного подхода в Концепции кластерной политики РФ представлены в приложении 10.
К настоящему времени использование кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации. Перспективное развитие законодательства об особых экономических зонах, должно учитывать имеющийся отечественный опыт работы данных зон, но с кластерным подходом, а также зарубежные аспекты функционирования данного института. Целесообразно не реализовывать какую-либо уже имеющуюся модель особых экономических зон, а консолидировать усилия на развитии кластерных экономических зон в дополнении к особым экономическим зонам четырех видов. Например, при совмещении науки с производством, образуется новый экономический механизм в виде кластерной ОЭЗ. Такая зона имеет черты особых экономических зон и кластера; в результате объединения характеристик ОЭЗ и кластера кластерная ОЭЗ получает дополнительные преимущества.
Россия на современном этапе обладает некоторыми особенностями формирования ОЭЗ, в том числе:
1. ОЭЗ преимущественно создаются на исторически сложившейся базе (напр., ОЭЗ «Дубна» на основе научного института; ОЭЗ «Алабуга» – предприятий нефтехимического профиля, «Нефтекамский автомобильный завод»; ОЭЗ «Липецк» − «Новолипецкого металлургического комбината»).
2. Обширная территория. Данная особенность, с одной стороны, дает возможность подготовить множество потенциальных проектов ОЭЗ, с другой стороны, требует больших инвестиций. Кроме того, приводит к увеличению затрат на логистику, усложняет взаимодействие предприятий, является следствием отсутствия необходимой современной инфраструктуры (железные и автомобильные дороги, ЛЭП, газопроводы и т.п.).
3. Административные барьеры, коррупция, флуктуации политической конъюнктуры.
4. Процесс создания особых экономических зон имеет смысл объединить с реализацией кластерной политики, приложением усилий по развитию международных экономических отношений и созданию полюсов ускоренного роста за счет сотрудничества с международным сообществом. Аргументами в пользу такого утверждения является ускорение интеграции страны и региона в мировое хозяйство, развитие отечественных предприятий и взаимосвязь между ними на всей территории страны, повышения уровня занятости населения в различных сферах.
В России кластерный подход к созданию экономических зон целесообразно применить, например, в существующих технико-внедренческих зонах, позволив им получить право на серийное производство разработанной наукоемкой продукции (сегодня Закон признает за ними право на выпуск лишь опытных партий). Аргументом для создания кластерных зон также служат сформулированные РосОЭЗ основные направления развития особых экономических зон, предполагающие создание новых типов зон, совершенствование законодательства, повышение эффективности функционирования, внедрение новых моделей управления в кризисных условиях, интеллектуальная капитализация.
В зависимости от специфики кластеров внутри зоны, необходимо разработать такой механизм таможенных, налоговых, финансовых и других льгот для предприятий – резидентов ОЭЗ, который будет протекцией отечественных производителей, привлекать инвестиции из-за рубежа, способствовать производству новой продукции и ноу-хау. Льготный механизм, предоставляемый режимом особых экономических зон в соответствии с Законом об ОЭЗ, является фиксированным на период функционирования экономических зон разного типа. Кластерная экономическая зона предполагает гибкие меры государственного регулирования.По причине того, что кластерные ОЭЗ в России пока отсутствуют, предлагается начать апробацию идеи, что позволит убедиться в применимости и эффективности предлагаемой модели.
8. Формирования кластерных структур в особых экономических зонах
В качестве примера предложена разработка кластерных объединений на территории Челябинской области и объединение их в особую экономическую зону, т.е. создание кластерной ОЭЗ с туристской спецификацией. В Челябинской области имеются туркластеры. Весьма перспективно создание новых кластеров и присоединение их к уже существующим. Деятельность в рамках каждого кластерного образования возможно осуществлять в соответствие со схемой, разработанной в приложении 11. Предложенная модель кластерного образования ориентирована на Челябинскую область, но может применяться в качестве основы при формировании кластеров в любом регионе.
Основой стратегии проектирования кластера (в рамках возможной особой экономической зоны) является создание благоприятных условий для отдыха при взаимодействии районов Челябинской области. Для привлечения в область туристов должно быть выбрано ведущее турагентство (возможно в форме ассоциации). Оно будет взаимодействовать с другими организациями области и обслуживающим комплексом (транспортом, местами для размещения туристов, предприятиями общественного питания). На стартовом этапе должна быть создана управляющая компания, т.е. своеобразный координационный центр (Координационный совет по развитию туризма при Губернаторе Челябинской области). В работе малых предприятий новшества будут в том, что данная структура способствует созданию конкурентной основы, которая заставит малые фирмы стремиться к повышению качества предоставляемых услуг. В настоящее время предприятиями проектируемой кластерной зоны предоставляют отдельные услуги, и являются конкурентами. В рамках модели, каждое малое предприятие выделится из существующего производства в юридическое лицо с определенной спецификой деятельности. Наличие небольших устойчивых предприятий с возможностями инвестировать для развития всего комплекса (в том числе и обслуживающего), создаст условия для привлечения стратегических инвесторов. Привлекательным моментом для инвесторов служит и наличие льготных условий для деятельности в рамках экономической зоны. Основой финансово-кредитной системы должна быть страховая компания. В кластерной модели страховая компания будет выполнять не только рисковую и сберегательную функции, но и обеспечивать некоторые гарантии фирм. Каждый из участников будет брать на себя те риски, которые свойственны его типу деятельности. Суммарные риски бизнеса и всей структуры при этом минимизируются всей системой. Соответственно, будет происходить расширение взаимосвязей внутри экономической зоны.
Предложенная модель кластерного образования (см. приложение 12) в рамках особой экономической зоны предусматривает также учет взаимосвязей кластера с внешней средой: с предприятиями малого и среднего бизнеса различных отраслей, с другими кластерами (в том числе и потенциальными), а также учитывает взаимодействие в плане экономическом, социальном и политическом с другими регионами, особыми экономическими зонами и структурами управления высшего порядка.
Замечу, что проектируемая модель кластерной структуры особой экономической зоны характерна для любого типа экономических зон. Кроме того, при незначительной модернизации возможно применение подобной модели при планировании и разработке стратегической направленности регионов и предприятий.
Заключение
Проведенные научно-исследовательские разработки позволяют сформулировать следующие выводы:
− Кластеры и ОЭЗ создаются для обеспечения более высокого уровня занятости рабочей силы, привлечения инвестиций в свободно конвертируемой валюте, повышения экспортного потенциала не в ущерб отечественному рынку;
− Кластерная ОЭЗ − это новый экономический механизм развития стратегически важных отраслей России в виде территории, разделенной на два и более кластерных образования, где используется дифференцированный подход к распределению льгот.
− Кластерная ОЭЗ создается для полного цикла производства высокотехнологичной готовой продукции на экспорт и в целях собственного потребления, вместе с тем, для получения и дальнейшего внедрения в производственные процессы «кластера-партнера» по зоне интеллектуальных и инновационных продуктов на базе научно-исследовательских институтов.
− Процесс создания особых экономических зон имеет смысл объединить с реализацией кластерной политики, приложением усилий по развитию международных экономических отношений и созданию полюсов ускоренного роста за счет сотрудничества с международным сообществом.
− В зависимости от специфики кластеров внутри зоны, необходимо разработать такой механизм таможенных, налоговых, финансовых и других льгот для предприятий – резидентов ОЭЗ, который будет способствовать протекции отечественных производителей, привлекать инвестиции из-за рубежа, способствовать производству новой продукции и ноу-хау.
− Льготный механизм, предоставляемый режимом экономических зон в соответствии с Законом об ОЭЗ, является фиксированным на период функционирования зон разного типа. Кластерная ОЭЗ предполагает гибкие меры государственного регулирования (см. приложение 13).
− По причине того, что кластерные ОЭЗ в России пока отсутствуют, предлагаю начать апробацию идеи, что позволит убедиться в применимости и эффективности предлагаемой модели.
Список литературы
Нормативные акты:
Книжный ресурс:
Электронный ресурс:
Приложения.
Приложение 1. – Льготы в ОЭЗ
http://www.oao-oez.ru/special_economic_zones/
Приложение 2. − Виды особых экономических зон
Приложение 3. – Типы особых экономических зон
Приложение 4. − Особые экономические зоны в РФ
Промышленные (промышленно-производственные) | Технико-внедренческие (инновационные) | Туристические (туристско-рекреационные) | Портовые (портово-логистические) |
Татарстан
|
|
|
|
Приложение 5. – Преимущества при функционирования кластера
Приложение 6. − Увеличение конкурентоспособности страны вследствие образования новых кластеров
Приложение 7. – Компоненты кластера
Приложение 8. – Положительные черты кластера для развития территории
Приложение 9. – Отличие кластеров от ОЭЗ
Приложение 10. – Основные направления кластерного подхода в Концепции кластерной политики РФ
Приложение 11. − Структурная схема проектируемого туристического кластера в Челябинской области.
Далее именуемая
Приложение 12. – Структурная схема кластерной ОЭЗ в Челябинской области
Приложение 13. – Гибкие меры государственного регулирования в кластерной ОЭЗ
«Особые экономические зоны объединятся в кластеры
Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон, который позволяет объединять особые экономические зоны (ОЭЗ) одного или нескольких типов в кластеры и предусматривает возможность управления ими управляющими компаниями, сообщила в субботу пресс-служба Кремля. Объединение зон в кластер будет происходить на основании решения правительства РФ, управление кластером будет осуществляться управляющей компанией.
Управляющей компанией может стать юридическое лицо в форме открытого акционерного общества, созданное в целях реализации соглашения о создании ОЭЗ и 100% акций которого принадлежит Российской Федерации, а также хозяйственное общество, которое создано с участием указанного ОАО, либо общество, заключившее с уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти соглашение об управлении ОЭЗ.
Закон устанавливает, что ОЭЗ могут создаваться в целях развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции. Для этого ОЭЗ одного или нескольких типов могут быть объединены в кластер.
В границах ОЭЗ допускается установление сервитутов (предоставление права ограниченного пользования земельным участком) для строительства линейных сооружений, провоза материалов для строительства или эксплуатации объектов инфраструктуры ОЭЗ, строительства временных или вспомогательных сооружений, размещения информационных щитов и указателей, проведения исследовательских работ для строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры ОЭЗ.
В соответствии с законом, финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Для организаций-резидентов технико-внедренческой ОЭЗ, а также организаций-резидентов ОЭЗ туристско-рекреационного типа, объединенных решением правительства РФ в кластер, устанавливается нулевая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет. От уплаты налога на имущество освобождаются организации, признаваемые управляющими компаниями ОЭЗ и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашения о создании ОЭЗ. Это условие действует в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет данного имущества.
Закон также оптимизирует миграционный режим для иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов, привлекаемых к трудовой деятельности на территории ОЭЗ. Критерием отнесения специалистов к этой группе, за исключением индивидуальных предпринимателей, станет размер их заработной платы (вознаграждения) - не менее 700 тысяч рублей в год. Соответствующее изменение вносится в закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ".
Согласно закону, ОЭЗ создается на 49 лет, и срок ее существования продлению не подлежит. Закон вступает в силу с 1 января 2012 года. В течение одного года со дня вступления закона в силу устанавливается переходный период, в котором допускается продление срока существования ОЭЗ, созданных до дня вступления данного закона в силу.
Необходимость разработки закона возникла в связи с принятием правительством РФ решения о создании на территории Северо-Кавказского федерального округа, Краснодарского края и Адыгеи шести особых экономических зон туристско-рекреационного типа, объединенных в туристический кластер.
Как ранее отмечали в Совете Федерации, реализация этого закона позволит создать на Северном Кавказе дополнительно 200 тысяч рабочих мест.
Изменения вносятся в федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты РФ».
По материалам http://www.rosez.ru/?news_id=3581
Эта весёлая планета
Астрономический календарь. Март, 2019
Загадка старого пирата или водолазный колокол
А теперь — мультфильм
Л. Нечаев. Яма