• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Доклад:" Страны СНГ в мировом сообществе"

Опубликовано Дятлова Алевтина Игоревна вкл 17.12.2017 - 15:16
Автор: 
Серебренникова Алина

В данном материале идет речь о семье, ее функциях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_kak_yacheyka_obshchestva.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО "АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра: Социальная работа

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Введение в профессию: «Социальная работа»

Тема: Семья как объект социальной работы

Выполнила: студентка гр. 1052 Трубникова Ульяна

Проверил: Антонович Ирина Владимировна

БАРНАУЛ 201

Оглавление

  1. Введение………………………………………………………………………….3
  2. Значение семьи…………………………………………………………………..4
  3. Неполная семья как объект социальной работы…………………………….6
  4. Молодая семья………………………………………………………………….7
  5.  Многодетные семьи…………………………………………………………….8
  6. Заключение……………………………………………………………………..10
  7.  Список используемой литературы…………………………………………..11

Введение

Актуальность исследования данной темы состоит в том, что в современной России положение семьи осложнено упадком семейных ценностей, социально-экономическим кризисом и другими проблемами, касающимися каждого человека. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Именно поэтому вопрос о решении проблем семьи является актуальным на сегодняшний день в теории и практике социальной работы.

Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В результате снижения рождаемости увеличивается число однодетных родителей; в то же время некоторые матери и отцы сознательно ориентированы на большое число детей. Рассматривая возраст первородящих матерей, можно видеть расширение диапазона как за счет юных матерей так поздно родящих - обычно среди тех женщин, кто ориентирован в большей степени на профессиональную карьеру, нежели супружество. В свою очередь возраст родителей в значительной мере влияет на родительские чувства. С точки зрения родительских ролей и социокультурных норм, вероятно, происходит возрастание разнообразия стилей воспитания и общения с детьми чаще принято говорить о воспитательной функции (потенциале) семьи. Цель работы: изучить вопрос «Семья как объект социальной работы». Для этого необходимо рассмотреть воросы: значение семьи, молодая семья, многодетные семьи, неполная семья, 

1 Значение семьи

Семья есть отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства»

В семье человек усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культуре. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики.

Функции семьи:

-воспитательная

- эмоциональной поддержки

-хозяйственно- бытовое обслуживание

- социального контроля

- репродуктивная

 Типы семей:

- среднестатистическая семья - семья нуждается в политике стабилизации семьи и, прежде всего, в эмоциональной разрядке, проблемы такой семьи – это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков.

- молодая семья. Здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть – межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей.

- вторичная семья. Это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов – для нее характерны выше перечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи.

- неполная семья. Это семья, где отсутствует один из родителей; ее проблемы – это изменение статуса в обществе – низкий материальный уровень, наличие развития у детей девиантности.

- многодетная семья, где три и более детей; ее проблемы – бедность, нестабильность статуса в обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков девиантности и психологических отношений.

 Исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности людей к семейной жизни. Понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя:

 - социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье.

- готовность к созданию семьи и её благополучия во многом зависит от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак.

Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно - экономические  умения и навыки, сексуальную воспитанность. Педагогическая грамотность молодых людей, вступающих в семейную жизнь, предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцами.

В понятие «родительство» включается:

а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям; б) специфические социальные роли и нормативные предписания культуры; в) обусловленное тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям, стиль воспитания и т.д

  В последние два десятилетия в области семейно-брачных отношений наблюдается негативные тенденции, выражаются в следующем:

- уменьшение ценности брака, семьи и особенно детей по сравнению с ценностями материального благополучия и достатка;

- увеличение так называемых «легкомысленных», необдуманных браков;

- непонимание некоторой части молодежи проблем и трудностей семейной жизни, взаимных прав и обязанностей в семье;

- рост количества семей с одним ребенком, что не обеспечивает даже простого воспроизводства населения;

- увеличение числа абортов и всех последствий, связанных с ними;

- рост неполных семей, в которых дети воспитываются одним родителем;

- увеличение числа мужчин и женщин, которые затем не могут повторно вступить в повторный брак;

- рост алкоголизма, который сильно подрывает семейные устои и ведет к рождению детей с различными врожденными дефектами и аномалиями;

- значительный рост разводов по этико-психологическим мотивам и причинам сексуальной безграмотности супругов, а, следовательно, неудовлетворенности интимной стороной супружеской жизни

2 Неполная семья как объект социальной работы

В России неполные семьи являются традиционным объектом социальной работы. С начала – середины 1990-х годов, т.е. с самого начала зарождения и становления сети российских территориальных социальных служб нового типа, неполные семьи стали считаться одной из основных категорий семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и потому особо нуждающихся в мерах социальной защиты и поддержки.

Сегодня в Российской Федерации таких семейных социальных служб насчитывается уже более 1200.[4] Практически в каждом российском регионе существует развитая сеть территориальных служб (центров, отделений) социальной помощи семье и детям.

На сегодняшний день в этих центрах и отделениях социальной помощи семье и детям накоплен достаточно обширный опыт социальной работы с неполными семьями. Он включает в себя деятельность по оказанию различных видов и форм непосредственной социальной поддержки неполных семей, включая оказание материальной и бытовой поддержки, консультативной помощи (юридической, социально-педагогической, психологической и пр.)

В целом можно выделить четыре основных направления, сложившиеся на сегодняшний день в практике социальной работы с неполными семьями учреждений социальной защиты:

– оказание экстренных, неотложных мер, направленных на выживание семьи;

– среднесрочные меры различного характера, направленные на поддержание стабильности неполной семьи;

– долгосрочные меры различного характера, направленные на социальное развитие неполной семьи и ее членов;

– профилактические меры различного характера, направленные на предотвращение возникновения «случайных» неполных семей.

Важно отметить, что социальная работа с неполными семьями имеет ярко выраженный межведомственный характер. Социальному работнику, осуществляющему поддержку конкретной неполной семьи, часто приходится взаимодействовать с социальными службами различной ведомственной подчиненности (школа, служба занятости, детская комната милиции и пр.), а также с общественными и религиозными организациями, и с самыми разными людьми – учителями, соседями и др. При этом схема действий социального работника не должна ограничиваться только организацией разовой материальной помощи, но и дополняться решением педагогических, психологических и иных проблем семьи.

В целом весь арсенал видов, форм, методов и технологий, используемых центрами и отделениями социальной помощи семье и детям при проведении конкретной практической социальной работы с неполными семьями, достаточно разнообразен. Как правило, их использование зависит от местной специфики, реалий и наиболее актуальных потребностей жителей конкретных населенных пунктов.

Молодая семья

Любая семья проходит через стадию «молодая семья», во время которой формируются взаимоотношения между супругами, складываются семейные традиции, распределяются роли в семье. У молодых семей существуют следующие проблемы:

1. Материально-бытовые проблемы.

2. Жилищная проблема.

В большинстве случаев самый предпочтительный вариант – проживание с родителями. Это улучшает материальное положение семьи, помогает воспитанию детей.

3. Проблема трудоустройства молодого специалиста, низкая зарплата толкает молодых специалистов искать работу в другом городе

4. Психологические проблемы. К ним можно отнести совместные эмоциональные отношения, психологическую совместимость, привыкание супругов к изменившемуся образу жизни.    

5. Медицинские проблемы. Неподготовленность молодых семей к браку, недостаточное половое воспитание проявляется несформированностью культуры интимных отношений, неосознанным отношением молодых людей к репродуктивному поведению. Чтобы стабилизировать молодую семью, необходим комплекс мер социальной, экономической, правовой защиты молодых семей, чтобы дать им равные с остальными семьями возможности развития.
Статистика показывает, что в группу малообеспеченных попадают не только многодетные и неполные семьи, семьи безработных, но также молодые, студенческие семьи, семьи имеющие малолетних детей. В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Можно сделать вывод, что большинство молодых семей находятся в трудных жизненных ситуациях и должны быть защищены государством.

Многодетные семьи

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:
- семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). В этих семьях ребенок - одна из основных жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, чтобы их детям жилось лучше;

-  семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже — отца), в которых рождаются новые дети;

- неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне низкого интеллектуально-психического уровня, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети здесь являются лишь средством для получения разного рода пособий, льгот и благ. Родители в таких семьях могут завести еще одного ребенка потому, что это даст им право на получение квартиры вне очереди или на строительство дома - в сельской местности.

Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить.

Многодетная семья имеет как свои специфические проблемы, так и те, которые свойственны любой другой семье (с одним-двумя детьми, неполной). Она переносит все «болезни» стандартной семьи, однако в ней они протекают значительно тяжелее. В этом и заключается одна из самых важных особенностей. Во-первых, надо подразумевать не только проблемы, возникающие в ней самой, но и проблемы детей, проживающих в подобных семьях. Во-вторых, проблемы многодетной семьи различаются в зависимости от места ее проживания: разных регионов страны, города или деревни. В-третьих, многодетные семьи не представляют собой однородную массу. Все они, несмотря на наличие общих проблем, резко отличаются друг от друга.  Главная проблема многодетных семей - материальная. В настоящее время с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается. Чаще всего такие семьи имеют и плохие жилищные условия. Многодетность часто пагубно отражается на детях. У всех детей из многодетных наблюдается заниженная самооценка, неадекватные представления о значении собственной личности, что может отрицательно сказываться на всех их последующей судьбе. Таким образом, можно сказать, что многодетные семьи имеют как общие проблемы (характерные для семей группы риска), так и специфические, зависящие от функциональной системы каждой конкретной семьи

 

Заключение

  Актуальность исследования была обусловлена тем, что в современных условиях социальная работа с семьей сегодня приобрела особую роль в связи с д1инамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной работы. На мой взгляд, развитие системы социальной работы с семьей является необходимым звеном в целостной системе мер, направленных на улучшение положения семьи и детей. К сожалению, пока комплексный подход к становлению и развитию территориальных служб по проблемам семьи, детей и молодежи характерен лишь для немногих территорий России. Одной из форм наиболее реальной и полноценной помощи семьям, по нашему мнению, может стать открытие территориальных Центров социальной помощи семье и детям. Территориальные центры социального обслуживания, служат надежным аппаратом выявления наиболее нуждающихся в социальной защите категорий населения и проводником передовых методов и приемов в работе служб социальной защиты семьи и детей, именно в таких центрах в полной мере может быть реализован комплексный подход в решении проблем современной семьи.

Список используемых источников

  1. Бочарова В.Г. Социальная работа. – М.: Аргус, 1994. - 207с.
  2. Гаспорян Ю.А. Семья на пороге XXI века. СПб., 1999. – 89с.
  3. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М.,1997. - 168с.
  4. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 – 2010 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 26 января 2007 г.) №79-р // Российская газета. – 2007. – 2 февраля. – 18с
  5. Якушевич, А.В. Социальная защита. Социальная работа/ А.В. Якушевич,- М.; А-Триор, 2010. -144с.


Поделиться:

Ломтик арбуза. Рисуем акварелью

Сочные помидорки

Прекрасное далёко

Сверчок

Огонь фламенко