• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Проектная работа " Волшебный песок"

Опубликовано Хромова Лариса Васильевна вкл 02.01.2018 - 22:53
Хромова Лариса Васильевна
Автор: 
Вишняков Алексей, Бутырина Виктория.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – в частности – дети с НОДА – имеют большие трудности в учёбе: не могут долго концентрировать внимание, переключать его с одного вида деятельности на другой, быстро утомляются. У ребят  слабо развита мелкая моторика и зрительно-моторная координация  они «коряво» пишут, быстро устаёт рука при письме.

    Так как дети все очень активные, любознательные и творческие, я предложила им поработать над данным проектом, тем более,  что объект исследования – песок  - хорошо знаком и любим каждому ребёнку.

     Дети получили  возможность самостоятельно творить, создавать, проявлять инициативу, находить информацию.

 Практическая исследовательская деятельность очень увлекла детей, стимулировала  расширение их кругозора, приобретение знаний, обогащение интеллекта в целом.

   Творческая направленность проекта способствовала развитию у ребят зрительного и слухового восприятия, фантазии, инициативы, умения  выражать своё мироощущение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_pesok.docx703.21 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Проектная работа

учеников 4-а класса ГКОУ СКОШИ № 31

Вишнякова Алексея и Бутыриной Виктории.

Тема проекта - «Волшебный песок»

                     

                         Руководитель проектной работы:

учитель – дефектолог ГКОУ СКОШИ №31

                                                  Хромова Лариса Васильевна.

   

                                         Москва 2016 г

                                                                                       

                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

1.Постановка проблемы.

На уроке окружающего мира мы изучали песок – как полезное ископаемое.

 Когда произносишь слово «песок», сразу вспоминаешь лето, море, песчаный берег, где так приятно лежать на горячем сухом песке, ощущать его нежность, шелковистость, сыпучесть.

  Чем ближе к воде, тем песок становится более влажным, сырым. Он такой податливый! Все дети, да и взрослые тоже, с удовольствием лепят из него замысловатые фигуры, замки, подземные ходы, тоннели.

  Кому-то  представится  пустыня, с её бескрайними песчаными барханами и идущим по песку караваном.  А кто-то, может быть, мысленно перенёсся в детство, когда в песочнице собирались малыши и лепили куличики, насыпая песок в ведёрко и в формочки!

  Одним словом, всем с детства знаком и любим  песок.

  Нам захотелось поближе познакомиться с этим чудесным материалом  – творением природы – песком!!!

 Пришла идея выполнить проектную работу, связанную с песком. Учитель поддержала нашу задумку.

  1. Постановка и обоснование цели проекта.

Вместе мы наметили основную цель нашего проекта:

 - найти новые приёмы и способы работы с песком на уроках,  на индивидуальных занятиях и просто в минуты отдыха  для коррекции наших проблем со здоровьем.

  В нашей школе учатся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.  Проблемы со здоровьем  мешают нам хорошо учиться.  Многие ребята  испытывают трудности при письме и рисовании: быстро устают пальчики,

«не слушается» рука, глаза не успевают следить за движением руки. Да и в устной речи у нас есть сложности  – трудно выразить свои мысли, кто-то просто стесняется отвечать. У многих ребят плохая память, слабое внимание, отсутствует фантазия.

  1. Гипотеза и этапы работы над проектом.

    Мы выдвинули гипотезу, что все эти проблемы   нам поможет преодолеть песок! Только нужно ежедневно на каждом уроке работать с песком.

Вместе с учителем мы наметили этапы  работы над проектом:

  1.     Знакомство с песком, как полезным ископаемым, исследование свойств песка.
  2.  Самостоятельная поисковая работа  - подбор материала о применении песка в различных видах деятельности человека  – строительстве, медицине, дизайне, творчестве и т.д.

    Изучение детских энциклопедий, журналов, интернет-сайтов, оформление печатных сообщений  и представление своих докладов в классе.

  1.     Совместная творческо-исследовательская работа по применению песка в различных видах учебной деятельности – на разных уроках,

сочинение чистоговорок, скороговорок и физкультминуток о песке, придумывание игр с песком.

 Знакомство с музыкой П.И.Чайковского «Детский альбом» , рисование песочного настроения, представление своих рисунков учащимися. Беседа о музыке.

  1. Создание и оформление продуктов проекта - печатного альбома с играми и пальчиковыми физкультминутками с песком и альбома песочных рисунков «Музыка песка».
  1. Определение доступных ресурсов.

Для работы над проектом нам понадобились следующие материалы и оборудование:

  • различные виды песка;
  • пластиковые контейнеры для песка:
  • стол для песочной графики;
  • настольные весы и набор гирек, различных по весу;
  • пластиковые планшеты;
  • пластмассовые совочки;
  • магнитофон и аудиозаписи произведений из «Детского альбома» П.И.Чайковского;
  • набор бумаги для рисования, простые карандаши и фломастеры;
  • клей-карандаш.
  1. Реализация поставленного плана.

А) Знакомство с песком и изучение его свойств.

      На первом этапе нашего проекта,  на уроке Окружающего мира  мы  исследовали кварцевый песок.  Интересно было определить свойства песка.

  Мы придумали игру «Теоретики и практики»:  предложили одноклассникам быть теоретиками и описывать свойства песка. Затем  все вместе на практике проверяли наши предположения.

             Наши задания для практической работы:

  • С помощью увеличительного стекла нужно рассмотреть песчинки сухого и сырого песка. Дать им характеристику: цвет, форма песчинок.
  • Определить, какой наощупь сухой и сырой песок;
  • Проверить, как впитывает влагу сухой и сырой песок и растворим ли песок в воде?
  • Проверить вес одинакового объёма сухого и сырого песка;
  • Проверить сухой и сырой песок на сыпучесть;
  • Обследовать,  как  лепится сухой, сырой и совсем мокрый песок;
  • Понаблюдать, что происходит с песчаными фигурками при высыхании;
  • Проверить, может ли песок фильтровать воду;
  • Понаблюдать, как песок сохраняет тепло.

     Результаты нашего исследования мы занесли в таблицу  (Приложение 1).

 Б) Самостоятельная поисковая работа  - подбор материала о применении песка в различных видах деятельности человека.  

Работая над проектом, мы изучали журналы, книги, интернет-сайты.

 

Мы собрали о песке много интересного материала, который оформляли в виде докладов, и выступали с ними перед одноклассниками  (Приложение 2).

Мы узнали о песке много интересного.

 Оказывается, наша жизнь вообще невозможна без песка, ведь он используется повсеместно:

  • В строительстве;
  • в производстве стекла;
  • в сельском хозяйстве;
  • в дорожных работах;
  • в жилищном хозяйстве;
  • в ландшафтном дизайне;
  • в медицине;
  • в спорте;
  • в оборудовании аквариумов;
  • в творчестве.                   Да это же просто – чудо!!!

В)  Совместная творческо-исследовательская работа по применению песка в различных видах учебной деятельности.

   В ходе нашей работы над проектом, мы занимались с песком на разных уроках. Учитель отводила для этого 7-10 минут каждого урока. Заранее с учителем обсуждали темы предстоящих уроков и  сами предлагали упражнения с песком.   Вот как мы работали с песком на уроках:

Предмет

Оборудование

Виды упражнений с песком

Русский язык

У каждого ученика пластиковый планшет

с сухим песком.

Словарный диктант: учитель диктует словарные слова. Дети на песке пальцем пишут непроверяемые гласные.

Окончания:  определить и записать на песке окончания имён прилагательных в разных падежах.

Схемы: начертить на песке схемы предложений разных видов (простых, сложных, с однородными членами).

Разбор слова по составу:  чертить на песке схемы данных слов или к данным схемам придумать и записать на песке слова.

Графический диктант:  чертить на песке схемы диктуемых слов и вписывать  в них изученные орфограммы.

Математика.

У каждого ученика пластиковый планшет

с сухим песком.

Арифметические диктанты: на песке записать ответы устных вычислений.

Геометрия: пальцем чертить на песке разные виды углов, треугольников и четырёхугольников.

Меры веса: насыпать песок в мешочки и взвешивать на настольных весах.

Чертежи-схемы: к задачам на движение.

Литературное чтение.

Стол для песочной анимации.

Выполнение рисунка-иллюстрации к прочитанному стихотворению.

Окружающий мир.

Разные виды песка, оборудование для проведения опытов.

Изучение песка, как полезного ископаемого. Знакомство с разными видами песка. Определение свойств сухого и сырого кварцевого песка.

Технология.

Наборы для детского творчества.

Песочные картинки – создавали творческие работы из готовых наборов.

Цветные бутылочки: насыпали цветной песок слоями в маленькие колбочки.

Ритмика.

настольные планшеты с песком, мелкие игрушки.

Игры с песком: игры мы придумали сами и оформили альбомом. (Приложение 3).

Физкультура.

Мешочки с песком.

Упражнения на равновесие: ходьба с мешочком с песком на голове.

   

Так как наш класс творческий, мы стали искать способы применения песка в самых разных видах деятельности.

Мы играли с песком и придумывали свои игры и упражнения с песком. Они очень помогли нам в развитии мелкой моторики пальцев и кистей рук. Мы научились выполнять ритмичные движения руками, сочетать движения с речью. Песок помог нам развить в себе внимание, память, логику.   К нашему проекту подключались одноклассники: никто не остался равнодушным.  Было очень интересно вместе играть и заниматься с песком.

    Но больше всего нам понравилось рисовать песком.

 Мы придумали новый способ рисования песком – рисование на бумаге!

А вдохновила нас  музыка из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского, с которой мы знакомились на уроках музыки.  

  Музыка была очень красивая и  каждый раз разная: то  задорная, стремительная и озорная, то тихая, напевная и немного грустная, то хотелось пуститься в пляс, то на глаза набегали слёзы.

     Музыка тронула нас - никто не остался равнодушным. У каждого возникали свои образы и ощущения. Захотелось выразить свои эмоции и чувства, свой внутренний мир.

   Каждый человек  выражает себя, своё мироощущение по-своему!

 Мы пофантазировали и придумали создать песочные картинки.

 Каждый урок музыки мы слушали одно из произведений из «Детского альбома» П.И.Чайковского и рисовали.

Сначала делали набросок карандашом, потом смазывали клеем и посыпали песком.

  Работа нас увлекла. Мы использовали разную технологию рисования: сыпали песочек тонкой струйкой из кулачка или щепоткой, насыпали горкой и распределяли по всему рисунку.

    В зависимости от характера музыки мы насыпали песок плавно или резкими движениями. Учились сыпать песок по кругу, по вертикали  сверху вниз и снизу вверх, слева направо и наоборот.

    Рисунки мы выставляли на доску, рассматривали их. И каждый рассказывал, что он почувствовал в музыке, какие эмоции и образы вызвала мелодия в его воображении.

    Было интересно, потому что одна и та же музыка рождала у всех нас разные фантазии.

 Работа над созданием песочных рисунков доставила нам огромное удовольствие. Мы научились не только слушать музыку и определять её характер, но также мы научились фантазировать, мечтать, выражать свои чувства и эмоции в рисунках.

  1. Оценка эффективности и результативности работы над проектом.

      Как же интересна и полезна оказалась для нас работа над проектом!

Нам очень приятно было работать с песком! Наши пальчики трудились – захватывали песочек щепоткой и горстью, сыпали его тонкой струйкой в виде различных дорожек и горкой, распределяя песок пальчиками по всему рисунку.

 Сначала нам было сложно – не всё получалось – пальчики «не слушались» - песочек сыпался не туда, куда нужно. Но нам было интересно, и мы терпеливо работали. Постепенно мы научились сыпать песочек, как надо. Пальчики стали послушными.  Мы заметили, что и писать мы стали лучше!

Через восприятие музыки и работу с песком наш внутренний мир стал богаче: мы научились мечтать, фантазировать, творить и выражать себя!

   Продуктом нашего проекта стали  фото-альбом с песочными рисунками и альбом с пальчиковыми играми, чистоговорками и скороговорками, которые мы придумали сами. ( печатную версию альбомов, выполненную по нашим работам заказали для нас взрослые)  (Приложение3)

   Мы предлагаем всем, ребятам подружиться с песком, потому что он – поистине – волшебник!

Воспользуйтесь нашими наработками! Они обязательно вдохновят вас на творчество!          А может быть у вас появятся новые идеи!

  1. Продукты нашего проекта:

- Альбом с песочными рисунками «Музыка песка»

 и альбом с физкультминутками, чисто-говорками и пальчиковыми играми про песок.

                                           

7. Литература.

- Наталья Писарева  «Песочная энциклопедия»    http://www.maam.ru/detskijsad/-pesochnaja-yenciklopedija.html                          

- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Чудеса на песке. Песочная игротерапия"

http://shagi-irk.ru/knigi/pedagogicheskaya-psikhologiya/grabenko-t-m-zinkevich-evstigneeva-t-d-chudesa-na-peske-pesochnaya-igroterapiya/

- Алёна Шиманская , «Сказки на песке».  Песочная сказка про Ежика и Медвежонка.

 


Поделиться:

Колумбово яйцо

Привередница

Весёлая кукушка

Выбери путь

Отчего синичка развеселилась