• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Тезисы к исследовательской работе на тему "Сталин: диктатор или реформатор"

Опубликовано Лобань Наталья Николаевна вкл 21.01.2018 - 8:02
Лобань Наталья Николаевна
Автор: 
Огурцова Виктория

Здесь содержатся  тезисы  к исследовательской работе "Сталин: диктатор или реформатор". Саму работу без разрешения автора я выкладывать не стала, а тезисы  предлагаю вашему вниманию. Исследовательская работа заняла 3 место на конкурсе исследовательских работ. Данная работа - взгляд современного молодого человека на проблемы Отечественной  истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zashchita.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа «Сталин: диктатор или реформатор»

1.Данная тема исследования была выбрана неслучайно. Однажды автор данного исследования в многолюдной толпе услышал слова, сказанные пожилым человеком: «Сталина бы сюда!!!». «Сталина на вас нет, уж он бы показал вам, навёл бы порядок!!!»

    Захотелось найти ответ на вопрос: «Почему имя И. Сталина используют в таком контексте»?  Поэтому, когда было предложено заняться исследовательской работой, среди предложенного перечня тем была выбрана именно эта. Захотелось разобраться, какая точка зрения верна, тех кто защищает   Сталина и хочет вернуть те времена, дабы навести порядок, или тех, кто говорит о непоправимом вреде его правления.

  Настоящая работа посвящена исследованию политического портрета Иосифа   Виссарионовича Сталина.

2. Перед началом исследования было решено проверить, интересна ли данная тема окружающим. Был проведён социологический опрос и респондентам    был задан вопрос: «Хотели бы вы узнать правду о Сталине?».  Результаты меня приятно удивили!!! Из 50ти опрошенных человек взрослого населения 70% ответили, что «ДА, ХОТЕЛИ БЫ». Из 50ти опрошенной молодёжи 75% ответили «ДА».

3. Дальнейшее исследование строилось на выдвижении и доказательстве   двух гипотез: «Сталин – диктатор»; «Сталин – реформатор». Предстояло выяснить, какая гипотеза более состоятельна.

4. Цели исследовательской работы: выяснить, кем был в большей мере И. В. Сталин- реформатором или диктатором?

5. Перед написанием работы были поставлены следующие задачи:

  • Осветить многогранную деятельность И.Сталина как руководителя государства;
  • Составить политический портрет И. Сталина;
  • Раскрыть мотивы поведения И.Сталина на различных этапах его революционной, политической и государственной деятельности;
  • Дать характеристику его диктаторской и реформаторской деятельности с точки зрения современных знаний о развитии общества.

6. При выборе методов исследования появились некоторые трудности, т.к. при описании социальных фактов мы ограничены в выборе методов. Исследование строилось с помощью:

  1. анализа;
  2. синтеза;
  3. сравнения;
  4. обобщения исторических и социальных фактов;
  5. социологического опроса.
  6.  отбора и интерпретации социальных фактов
  7. оценки социальных фактов

7. Тема «сталинизма» актуальна и по сей день. Наше общество ещё не может до конца избавиться от пережитков сталинского тоталитаризма. Ещё не изжит страх из наших душ, вместо   ощущения свободы, ещё повсеместно используются командно –   административные методы руководства – вместо демократических, ещё не   исчезла тоска у старшего поколения по «сильной руке», ещё велика боль от утрат, полученных во время репрессий. Сегодня требуется понять суть политики «сталинизма», чтобы не повторить ничего подобного в будущем, чтобы сразу увидеть если это явление опять начнёт прорастать в нашу жизнь. Ведь хорошо известно, что история имеет особенность повторяться.

8. Респондентам был задан вопрос: «Как вы считаете, существует ли в настоящее время угроза установления сталинских порядков?»  Из 50ти опрошенных человек взрослого населения 25% ответили, что    существует.  Из 50ти опрошенной молодёжи 40% ответили, что существует.

 Конечно, угроза установления «сталинизма» маловероятна. Но если вдруг это явление опять начнёт прорастать в нашу жизнь мы должны распознавать его элементы, чтобы вовремя уничтожить.

9.Работая над темой, я старалась, чтобы моя исследовательская работа приняла практическую пользу. Практическое значение я вижу в следующем:

ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ!!!  Мы должны уметь распознавать элементы «тоталитаризма» и не допускать их повторения.

ОБРАЗАВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ!!! Тема Сталина и его эпохи очень неоднозначна. И в плюсах, и в минусах той эпохи трудно разобраться. Я хотела все плюсы и минусы расставить по местам.

10. Первым этапом моего исследования была проверка 1 части гипотезы – «Сталин реформатор». Я не стала исследовать преобразования Иосифа Сталина в области экономики, т.к. последствия этих реформ очевидны: все мы свидетели последствий его аграрной реформы, в результате которой крестьянин был отчужден от земли, и которая до сих пор бьет по нас. Да!!!! В результате «большого скачка» была построена индустрия, но какой ценой, ценой миллионов загубленных жизней. И почему с такой индустрией СССР оказался не готов ко 2 мировой войне? Да и где сейчас эта индустрия?Я исследовала реформы Сталина  в области государственного управления, которые проходили в 2 этапа.

В 1933-1937 Сталин делает первую попытку реформирования системы управления страной и отстранения от власти старой партноменклатуры, для чего вводит в действие     очередную   Конституцию СССР, в которой был представлен новый вариант избирательной системы. Эта реформа завершилась грандиозным его поражением, выразившемся в вакханалии массовых репрессий 1937-1938 годов, получивших позднее название большого террора. Так бесславно закончилась первая попытка демократизации жизни страны, отстранения от власти партноменклатуры и ни к чему не годной советской бюрократии.

Но Сталин и его группа не сдались. Начался 2 этап реформирования государственной системы, озвученный на 19м съезде КПСС:

-партия поменяла свое название, с ВКП(б) на КПСС, Сталин тем самым желал подчеркнуть подчиненное положение партии по отношению к Советскому государству; были проведены изменения в структуре партаппарата, в результате которых власть в партии перешла от партийной номенклатуры к Советской власти (строго говоря – ее номенклатуре).

     Однако и вторая попытка перестройки Сталина завершилась его полным поражением и также закончилась массовыми репрессиями.

11.  В результате проверки 1 части гипотезы я пришла к выводу о том, что реформы проводились. Однако все они бесславно закончились и сопровождались репрессиями. Нет ни одной семьи, которая не пострадала бы от сталинских репрессий. Итак, данная гипотеза оказалась несостоятельной – Иосиф Сталин не является реформатором.

 12. Далее мною была проверена 2 часть гипотезы «Сталин-диктатор».

Я выяснила, что Иосиф Виссарионович одобрял политику массового террора, оправдывал ее   сложившейся исторической ситуацией. У каждого правителя – своя политика. Суть политики Сталина -  массовые репрессии против своего народа.

 Масштабы репрессий были поразительны.   С учетом даже «запрещенных» Сталиным итогов переписи населения 1937 года чистки по политическим мотивам в 1936-39 годах затронули 4-5 миллионов человек, приблизительно 10 процентов из них было расстреляно. Если же говорить об общем числе репрессированных за весь период правления Сталина, контингент Гулага (Главного управления лагерей НКВД) насчитывал 12-13 миллионов человек. 80 процентов делегатов XVII съезда ВКП(б)были репрессированы.

13.Глубоко зная людей и глубоко их презирая, Иосиф Виссарионович к ним относился как к сырому материалу, с которым можно делать что угодно, осуществляя в истории некий замысел своей личности и судьбы. Он был в собственных глазах и актёром, и режиссёром, а сценой бала вся страна. Иосиф Сталин – один из более жестоких и своекорыстных диктаторов в истории человечества. В результате исследования был сделан вывод Гипотеза о том, что Сталин – диктатор оказалась верной.

14. В результате социологического опроса мы выяснили, что современное общество считает Иосифа Сталина диктатором.

15. Социологические данные подтверждают мою гипотезу о том, что Сталин – в большей м ере диктатор, чем реформатор. Он считал возможным достижение земного «рая» ценой неимоверных страданий людей. Реформы должны оставлять след в истории. От реформ Сталина следов (кроме поломанных судеб) не осталось.

16. Для подтверждения своих выводов я задала респондентам вопрос «хотели ли вы жить в сталинские времена» и результаты меня удивили ив, 100% опрошенной молодёжи категорически против.

17.  Личность Сталина часто сравнивают с личностью Ивана Грозного.  Было решено проверить мысль о том, что может быть к Сталину у людей предвзятое отношение, может они не хотят видеть в нём реформатора, помня о его жестокости. Захотелось узнать, а как относится население к Ивану Грозному, самому жестокому правителю России, но вместе с тем и великому реформатору.

 У участников социологического опроса   спросили: «Кем они считают Ивана Грозного- диктатором или реформатором». 75 % респондентов считают его реформатором, несмотря на то, что Иван Грозный заслужил прозвище тирана. Этот факт еще раз подтверждает вывод о том, что народ, который три десятилетия шел за человеком, жестоко устанавливающим нормы общества вынес вердикт истории – Иосиф Сталин – диктатор.

 

18.  В данном проекте приведен материал об экономической и политической деятельности Иосифа Сталина, что даёт возможность использовать проект в качестве лекционного материала на уроках истории и во внеклассной деятельности.

Данный взгляд на личность И. Сталина – взгляд современного молодого человека. Таким видим его мы – молодежь XXI века. Ведь «большое видится на расстоянии». Судить мы не имеем права – история этого не простит. Однако, дать оценку мы обязаны т.к. история имеет особенность повторяться.


Поделиться:

Барсучья кладовая. Александр Барков

Фотографии кратера Королёва на Марсе

Отчего синичка развеселилась

Знакомые следы

Самый главный и трудный вопрос