Здесь содержатся тезисы к исследовательской работе "Сталин: диктатор или реформатор". Саму работу без разрешения автора я выкладывать не стала, а тезисы предлагаю вашему вниманию. Исследовательская работа заняла 3 место на конкурсе исследовательских работ. Данная работа - взгляд современного молодого человека на проблемы Отечественной истории.
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita.doc | 46 КБ |
Исследовательская работа «Сталин: диктатор или реформатор»
1.Данная тема исследования была выбрана неслучайно. Однажды автор данного исследования в многолюдной толпе услышал слова, сказанные пожилым человеком: «Сталина бы сюда!!!». «Сталина на вас нет, уж он бы показал вам, навёл бы порядок!!!»
Захотелось найти ответ на вопрос: «Почему имя И. Сталина используют в таком контексте»? Поэтому, когда было предложено заняться исследовательской работой, среди предложенного перечня тем была выбрана именно эта. Захотелось разобраться, какая точка зрения верна, тех кто защищает Сталина и хочет вернуть те времена, дабы навести порядок, или тех, кто говорит о непоправимом вреде его правления.
Настоящая работа посвящена исследованию политического портрета Иосифа Виссарионовича Сталина.
2. Перед началом исследования было решено проверить, интересна ли данная тема окружающим. Был проведён социологический опрос и респондентам был задан вопрос: «Хотели бы вы узнать правду о Сталине?». Результаты меня приятно удивили!!! Из 50ти опрошенных человек взрослого населения 70% ответили, что «ДА, ХОТЕЛИ БЫ». Из 50ти опрошенной молодёжи 75% ответили «ДА».
3. Дальнейшее исследование строилось на выдвижении и доказательстве двух гипотез: «Сталин – диктатор»; «Сталин – реформатор». Предстояло выяснить, какая гипотеза более состоятельна.
4. Цели исследовательской работы: выяснить, кем был в большей мере И. В. Сталин- реформатором или диктатором?
5. Перед написанием работы были поставлены следующие задачи:
6. При выборе методов исследования появились некоторые трудности, т.к. при описании социальных фактов мы ограничены в выборе методов. Исследование строилось с помощью:
7. Тема «сталинизма» актуальна и по сей день. Наше общество ещё не может до конца избавиться от пережитков сталинского тоталитаризма. Ещё не изжит страх из наших душ, вместо ощущения свободы, ещё повсеместно используются командно – административные методы руководства – вместо демократических, ещё не исчезла тоска у старшего поколения по «сильной руке», ещё велика боль от утрат, полученных во время репрессий. Сегодня требуется понять суть политики «сталинизма», чтобы не повторить ничего подобного в будущем, чтобы сразу увидеть если это явление опять начнёт прорастать в нашу жизнь. Ведь хорошо известно, что история имеет особенность повторяться.
8. Респондентам был задан вопрос: «Как вы считаете, существует ли в настоящее время угроза установления сталинских порядков?» Из 50ти опрошенных человек взрослого населения 25% ответили, что существует. Из 50ти опрошенной молодёжи 40% ответили, что существует.
Конечно, угроза установления «сталинизма» маловероятна. Но если вдруг это явление опять начнёт прорастать в нашу жизнь мы должны распознавать его элементы, чтобы вовремя уничтожить.
9.Работая над темой, я старалась, чтобы моя исследовательская работа приняла практическую пользу. Практическое значение я вижу в следующем:
ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ!!! Мы должны уметь распознавать элементы «тоталитаризма» и не допускать их повторения.
ОБРАЗАВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ!!! Тема Сталина и его эпохи очень неоднозначна. И в плюсах, и в минусах той эпохи трудно разобраться. Я хотела все плюсы и минусы расставить по местам.
10. Первым этапом моего исследования была проверка 1 части гипотезы – «Сталин реформатор». Я не стала исследовать преобразования Иосифа Сталина в области экономики, т.к. последствия этих реформ очевидны: все мы свидетели последствий его аграрной реформы, в результате которой крестьянин был отчужден от земли, и которая до сих пор бьет по нас. Да!!!! В результате «большого скачка» была построена индустрия, но какой ценой, ценой миллионов загубленных жизней. И почему с такой индустрией СССР оказался не готов ко 2 мировой войне? Да и где сейчас эта индустрия?Я исследовала реформы Сталина в области государственного управления, которые проходили в 2 этапа.
В 1933-1937 Сталин делает первую попытку реформирования системы управления страной и отстранения от власти старой партноменклатуры, для чего вводит в действие очередную Конституцию СССР, в которой был представлен новый вариант избирательной системы. Эта реформа завершилась грандиозным его поражением, выразившемся в вакханалии массовых репрессий 1937-1938 годов, получивших позднее название большого террора. Так бесславно закончилась первая попытка демократизации жизни страны, отстранения от власти партноменклатуры и ни к чему не годной советской бюрократии.
Но Сталин и его группа не сдались. Начался 2 этап реформирования государственной системы, озвученный на 19м съезде КПСС:
-партия поменяла свое название, с ВКП(б) на КПСС, Сталин тем самым желал подчеркнуть подчиненное положение партии по отношению к Советскому государству; были проведены изменения в структуре партаппарата, в результате которых власть в партии перешла от партийной номенклатуры к Советской власти (строго говоря – ее номенклатуре).
Однако и вторая попытка перестройки Сталина завершилась его полным поражением и также закончилась массовыми репрессиями.
11. В результате проверки 1 части гипотезы я пришла к выводу о том, что реформы проводились. Однако все они бесславно закончились и сопровождались репрессиями. Нет ни одной семьи, которая не пострадала бы от сталинских репрессий. Итак, данная гипотеза оказалась несостоятельной – Иосиф Сталин не является реформатором.
12. Далее мною была проверена 2 часть гипотезы «Сталин-диктатор».
Я выяснила, что Иосиф Виссарионович одобрял политику массового террора, оправдывал ее сложившейся исторической ситуацией. У каждого правителя – своя политика. Суть политики Сталина - массовые репрессии против своего народа.
Масштабы репрессий были поразительны. С учетом даже «запрещенных» Сталиным итогов переписи населения 1937 года чистки по политическим мотивам в 1936-39 годах затронули 4-5 миллионов человек, приблизительно 10 процентов из них было расстреляно. Если же говорить об общем числе репрессированных за весь период правления Сталина, контингент Гулага (Главного управления лагерей НКВД) насчитывал 12-13 миллионов человек. 80 процентов делегатов XVII съезда ВКП(б)были репрессированы.
13.Глубоко зная людей и глубоко их презирая, Иосиф Виссарионович к ним относился как к сырому материалу, с которым можно делать что угодно, осуществляя в истории некий замысел своей личности и судьбы. Он был в собственных глазах и актёром, и режиссёром, а сценой бала вся страна. Иосиф Сталин – один из более жестоких и своекорыстных диктаторов в истории человечества. В результате исследования был сделан вывод Гипотеза о том, что Сталин – диктатор оказалась верной.
14. В результате социологического опроса мы выяснили, что современное общество считает Иосифа Сталина диктатором.
15. Социологические данные подтверждают мою гипотезу о том, что Сталин – в большей м ере диктатор, чем реформатор. Он считал возможным достижение земного «рая» ценой неимоверных страданий людей. Реформы должны оставлять след в истории. От реформ Сталина следов (кроме поломанных судеб) не осталось.
16. Для подтверждения своих выводов я задала респондентам вопрос «хотели ли вы жить в сталинские времена» и результаты меня удивили ив, 100% опрошенной молодёжи категорически против.
17. Личность Сталина часто сравнивают с личностью Ивана Грозного. Было решено проверить мысль о том, что может быть к Сталину у людей предвзятое отношение, может они не хотят видеть в нём реформатора, помня о его жестокости. Захотелось узнать, а как относится население к Ивану Грозному, самому жестокому правителю России, но вместе с тем и великому реформатору.
У участников социологического опроса спросили: «Кем они считают Ивана Грозного- диктатором или реформатором». 75 % респондентов считают его реформатором, несмотря на то, что Иван Грозный заслужил прозвище тирана. Этот факт еще раз подтверждает вывод о том, что народ, который три десятилетия шел за человеком, жестоко устанавливающим нормы общества вынес вердикт истории – Иосиф Сталин – диктатор.
18. В данном проекте приведен материал об экономической и политической деятельности Иосифа Сталина, что даёт возможность использовать проект в качестве лекционного материала на уроках истории и во внеклассной деятельности.
Данный взгляд на личность И. Сталина – взгляд современного молодого человека. Таким видим его мы – молодежь XXI века. Ведь «большое видится на расстоянии». Судить мы не имеем права – история этого не простит. Однако, дать оценку мы обязаны т.к. история имеет особенность повторяться.
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Рисуем белые грибы пастелью
По морям вокруг Земли
Рисуем осенние листья
Как Дед Мороз сделал себе помощников